Научная статья на тему 'Зоны коррупционных рисков'

Зоны коррупционных рисков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1135
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ / ЗОНА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ / ОЦЕНКА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никодимов Игорь Юрьевич, Никодимова Кира Игоревна, Новикова Наталья Германовна

В данной статье рассматривается понятие коррупции, определение коррупционных рисков. В настоящий момент развития общества вопросы государственного управления и государственного аудита приобретают все большую значимость по мере усиления централизации управления государством и обществом. Побочным эффектом любой централизации является увеличение коррупционных явлений, усиление стремления региональных и специализированных структур использовать служебное положение в своих корыстных интересах. Поэтому определение появления возможных коррупционных зон и определение коррупционных рисков является актуальным и необходимым для управления современным государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зоны коррупционных рисков»

УДК 12000.01

Никодимов Игорь Юрьевич

доктор юридических наук [email protected]

Никодимова Кира Игоревна

студентка. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова [email protected]

Новикова Наталья Германовна

[email protected]

Igor Yu. Nikodimov

doctor of jurisprudence [email protected]

Kira I. Nikodimova

Student.

Lomonosov Moscow State University [email protected]

Natal’ya G. Novikova

nikodimova [email protected]

Зоны коррупционных Corruption risk zone

РИСКОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие коррупции, определение коррупционных рисков. В настоящий момент развития общества вопросы государственного управления и государственного аудита приобретают все большую значимость по мере усиления централизации управления государством и обществом. Побочным эффектом любой централизации является увеличение коррупционных явлений, усиление стремления региональных и специализированных структур использовать служебное положение в своих корыстных интересах. Поэтому определение появления возможных коррупционных зон и определение коррупционных рисков является актуальным и необходимым для управления современным государством.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные риски, зона коррупционных рисков, оценка коррупционных рисков, профилактика коррупционных рисков.

Annotation. This article discusses the concept of corruption, the definition of corruption risks. Currently, the development of society, the public administration and public audit are increasing in importance with the increasing of centralization of government and society management. A side effect of any of centralization is the increase of corruption, strengthening the commitment of regional and specialized structures to use official position for their own selfish interests. Therefore, the definition of the appearance of possible corruption zones and identifying corruption risks is important and necessary to manage a modern state.

Keywords: сorruption, corruption risks, area corruption risks, assessment of corruption risks, prevention of corruption risks.

Чтобы более подробно рассмотреть зоны коррупционных рынков, изначально рассмотрим понятие коррупции и её применения.

Коррупцией можно назвать социальное явление, которое характеризуется как подкуп или продажность государственных и иных служащих, которые на корыстном основании использовали их в узконаправленных или организационных интересах своих официально закрепленных полномочий, авторитетных возможностей [1].

Коррупционное деяние или преступление можно определить как взаимосвязь и объединение преступлений коррупционного характера.

Коррупционная деятельность характеризуется как социальное явление, которое рассматривается при корыстном использовании тем или иным должностным лицом в сфере государственной власти, а также в применении статуса

на службе в целях личного обогащения. При этом стоит отметить, что коррупция отличается от такого преступления, как вор или взяточник. Главным отличием,в данном случае, является то, что лицо использует для достижения цели обогащения собственное служебное положение, связи и авторитет.

Следует рассмотреть такое понятие, как механизм коррупции, которым называется в первом случае:

1) двусторонняя сделка, совершаемая в случае, когда лицо, занимавшее пост государственного служащего, использует или продает собственные полномочия юридическим или физическим лицам, в то время как "покупатель" может распоряжаться государственными привилегиями для собственных целей;

2) с другой стороны, получение взятки путем

368

вымогания;

3) активные действия по подкупу служащим с применением особого психического воздействия (может происходить при организованном преступлении и преступности).

К правонарушениям, которые связаны с коррупцией, относятся:

- правонарушения коррупционные, которые совершаются при предоставлении материальных или иных благ;

- правонарушения, которые воздействуют на создание комфортных условий развития коррупции и способствуют превышению властных и служебных полномочий.

Такие правонарушения носят административный, гражданско-правовой, дисциплинарный и уголовно-правовой характер.

Именно для этого внедряются меры по борьбе с коррупционной преступностью.

Коррупция и коррупционная преступность регулируется Уголовным Кодексом РФ, а точнее ст. 173174 и статьей 285 УК РФ. В 285 статье УК РФ указаны положения о превышении должностных полномочий, в статье 289 УК РФ регулируется незаконное участие в предпринимательской деятельности, статья 292 УК РФ регулирует служебный подлог.

Стоит отметить, что особую опасность содержит коррупционная деятельность в ветвях государственной власти. Это обусловлено тем, что подкуп того или иного служащего позволяет говорить о коррумпированности общей власти.

Можно сказать, что феномен или распространенность применения государственной власти преступными организациями имеет связь в основном именно с коррупционной деятельностью.

Основным назначением человека, занимающегося коррупцией, является нарушение строго определенных правил, которое необходимо для осуществления предпринимательской деятельности.

В России коррупция имеет широкую распространенность, как и во всем мире, особенно это связано с тем, что в процессе внедрения реформ, а особенно приватизации в 90-х годах прошлого века, она получила беспрецедентный характер, что выразилось числом "продающих". С коррупцией бороться необходимо, ведь без этого невозможно развитие демократического государства. Однако, чем больше усилий тратится на борьбу с коррупцией, тем более сложные и затейливые формы она приобретает [4].

Мы можем рассмотреть основные причины коррупции, которые могут быть процессами определения преступности.

Для рассмотрения причин возникновения и распространения коррупции необходимо рассмотреть следующие три аспекта:

1) обстановка в служебной среде;

2) характер поведения самих служащих;

3) черты взаимодействия и механизмы социального контроля на государственной службе.

Итак, рассматривая обстановку в служебной среде, необходимо рассматривать основные три направления, которые наиболее часто используются в распространении коррупции.

Первым направлением является неполное обеспечение достойной заработной платой служащих, которая способствовала бы нормальным условиям их семьи.

В связи с тем, что иногда размер заработной платы является очень невысоким, это побуждает служащего к обогащению за счет собственного положения и статуса.

Вторым важным аспектом является форма управления. Например, в одном типе управления различные задачи и цели решаются в соответствии с побуждениями обособленных служащих. А регулирование правовых норм существует только в общем порядке.

Тогда появляется ситуация, которая благотворно действует на появление коррупции.

Борьба с коррупцией является одной из функций современного государства. В статье «Информационное общество как структурно-функциональный институт политической системы современной России» автор раскрыл функции современного государства на примере инфо-коммуникативной функции [2].

Затем следует вопрос систематизации функций современного государства, который рассматривался в статье «основные критерии систематизации современного государства» [3].

Рассматривая функцию современного государства как борьбу с коррупцией можно понять, что существуют разные подходы к методам борьбы с нею. Одни предлагают сократить государственный аппарат до необходимого минимума, другие выдвигают идею по ликвидации некоторых форм правового регулирования за той или иной сферой деятельности. Но стоит отметить, что главным аспектом является не характеристика, собственно, служащих, а порядок необходимого установленного контроля над ними. К примеру, сокращение или ликвидация направленной деятельности государственных служащих может повлечь за собой только негативную реакцию и как следствие появление другого вида преступлений.

Данную проблему можно решить при появлении четкой регламентации документирования деятельности государственных служащих, то есть, какие документы и какие их образцы необходимо предоставлять при определенной деятельности.

Важным аспектом является именно социальнопсихологическая обстановка. То есть, если коррупция среди государственных служащих, на

369

данный момент, является нормой, то это становится существенным фактором при формировании криминальной мотивации.

Особое значение имеет в данном случае социальная среда личности. К таким характеристикам относятся:

1) присутствие в ней лиц, обладающих определенным уровнем материального благосостояния, которые достигли данного положения путем осуществления коррупционной или другой криминальной деятельности;

2) существование материально обеспеченной среды, которая возникла в процессе развития личности и снизилась внутри нее, то есть человек, создающий семью, хочет повысить собственный уровень благосостояния, что может послужить мотивацией к преступному решению возникшей проблемы;

3) условия характерной и комфортной среды, то есть в случае, когда служащий ориентируется на высокие стандарты жизни, а получает невысокую заработную плату, в этом случае внутри происходит конфликт интересов человека.

Также немаловажным в причинно-следственных связях коррупции является присутствие социального контроля, который должен нести внутри организации упреждающий характер. При отсутствии контроля над доходами и расходами служащих, за исполнением их служебных обязанностей, происходит резонанс, то есть государственный служащий чувствует полную свободу в своих действиях, что позволяет плодотворно развиваться коррупционной преступности.

Поэтому в данном случае появляется причинный комплекс, составляющий мотивацию рода: «другие могут брать, не разоблачаясь, тогда и я могу». Но при этом взяточники и коррупционеры разоблачаются в случае продуманной и организованной деятельности.3

Мы можем обратиться к основным причинам распространенности коррупционной преступности:

1) проблемы в управлении государственными и общественными делами;

2) нестабильная организационная и экономическая основа осуществления государственной службы;

3) распространенность вседозволенности и безнаказанности в психологическом сознании государственных служащих;

4) отрицание права и закона, правовой нигилизм.

Появление обособленных экономических отношений позволило сознательно легализовать криминальные и теневые капиталы. Внешние и внутренние проблемы страны 1990-х годов не позволяли контролировать коррупционное направление и коррупционную преступность.

А коррупция начала взаимодействовать вместе с

экономической преступность, что укрепило возможность перераспределения криминальных капиталов и собственности.

С этого момента появилось противостояние одной стороны, которая укрепляла позиции по осуществлению коррупционной преступности, а другая сторона ощущала на себе негативные стороны и последствия от данной коррупционной деятельности.

Также распространение психологии вседозволенности привела к повышению коррупционных случаев даже в высших эшелонах власти.

В ходе законотворческой и управленческой деятельности любых органов государственной власти и органов местного самоуправления встречаются ситуации, при которых решение того или иного вопроса может иметь потенциально коррупционный характер в силу наличия пробелов, противоречий федерального законодательства, отсутствия практики решения подобных вопросов, отсутствия достаточной квалификации специалистов и т.п.

В таких случаях сотрудникам этих органов требуется умение предвидеть развитие ситуации по самому неблагоприятному для общества варианту, то есть постараться предотвратить возможные проявления коррупции, ликвидировав сами условия для её проявления.

Поступательное развитие рынка недвижимости России связано с множеством макро- и микроэкономических факторов, и после кризисных 2008-2010 годов это развитие нарастает по экспоненте: как в количестве построенных квадратных метров, так, увы, и по росту цен. Экспоненциальный рост цен, учитывая специфику российской экономики и российского общества в целом, во многом объясняется фактором, отсутствующим в отчётах аналитиков рынка.

Но известна решительно всем так называемая “коррупционная составляющая удорожания”. Стоит ли объяснять, что это те самые откаты, которые получают чиновники всех мастей за согласование и выделение земельных участков под новое строительство, за выдачу разрешений на реконструкцию жилья старого фонда, и прочие, весьма многочисленные процедуры, скрытые от глаз конечных потребителей этого рынка - нас с вами.

Не секрет, что коррупционная составляющая в стоимости новостроек Москвы доходила в былые времена до 50 % цены готового квадратного метра жилья, при среднем оценочном значении в 25 %. Даже если брать в расчет это среднее, получаем четверть стоимости, четверть накопленной нами суммы на квартиру - в карман чиновника.

Эти цифры, само положение вещей настолько потрясают иностранных инвесторов, что их практически полное отсутствие на российском девелоперском рынке объясняется именно наличием коррупции на всех уровнях, а не сговором отече-

370

ственных девелоперов и застройщиков, якобы сговорившихся не допускать иностранные комЛитература:

1. Голубовский В.Ю. Межгосударственное сотрудничество в борьбе с преступностью (теоре-тико - правовой аспект) : дисс. ... канд. Юридических наук. 1995. Санкт - Петербург. С. 26.

2. Никодимов И.Ю. Информационное общество как структурно-функциональный институт политической системы современной России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014 N4(26) С. 193-195.

3. Никодимов И.Ю. Основные критерии систематизации функции современного государства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014 N9 C. 216-219.

4. Никодимова Д.И. Развитие органов местного самоуправления как одно из направлений демократизации общества. Армия и общество. 2014 № 1(38) С. 102-107.

пании на рынок долевого строительства. Literature:

1. Golubovskii V.Yu. Interstate cooperation in the fight against crime (theoretical - legal aspect) : dis. ... cand. law. 1995. Saint - Petersburg. Р. 26.

2. Nikodimov I.Yu. Information society as a structural and functional institute of the political system of the contemporary Russia // Historical, social and educational thought. 2014. N4 (26) Р. 193-195.

3. Nikodimov I.Yu. Basic criteria of systematization of the functions of the modern state // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2014. N9. Р. 216-219.

4. Nikodimova D.I. The development of local governments as one of the areas of democratization of society // Army and society. 2014 № 1(38) Р. 102-107.

371

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.