Никодимова К. И., Никодимов И. Ю., Новикова Н. Г.
ОЦЕНКА
КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ
17.3. ОЦЕНКА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ
Никодимова Кира Игоревна, студент
Место учебы: Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
Никодимов Игорь Юрьевич, профессор, д-р юрид. наук, проректор
Место работы: Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники
Новикова Наталья Германовна, помощник проректора Место работы: Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники
Аннотация: В данной статье рассматривается понятие коррупции, определение коррупционных рисков. В настоящий момент развития общества вопросы государственного управления и государственного аудита приобретают все большую значимость по мере усиления централизации управления государством и обществом. Побочным эффектом любой централизации является увеличение коррупционных явлений, усиления стремления региональных и специализированных структур использовать служебное положение в своих корыстных интересах. Поэтому определение появления возможных коррупционных зон и определение коррупционных рисков является актуально и необходимо для управления современным государством
Ключевые слова: Коррупция, коррупционные риски, зона коррупционных рисков, оценка коррупционных рисков, профилактика коррупционных рисков
ASSESSMENT OF CORRUPTION RISKS
Nikodimova Kira I., student
Study place: Lomonosov Moscow State University
[email protected] Nikodimov Igor Yu., professor, the doctor of jurisprudence, the vice rector
Work place: Moscow State University of information technologies, radio engineerings and electronic engineers
Novikova Natalya G., the assistant to the vice rector
Work place: Moscow State University of information technologies, radio engineerings and electronic engineers
Annotation: This article discusses the concept of corruption the definition of corruption risks. Currently, the development of society, the public administration and public audit are increasing in importance with the increasing centralization of government and society. A side effect of any of centralization is the increase of corruption, strengthen the commitment of regional and specialized structures to use official position for their own selfish interests. Therefore, the definition of the appearance of possible corruption zones and identifying corruption risks is important and necessary to manage a modern state
Keywords: Corruption, corruption risks, area corruption risks, assessment of corruption risks, prevention of corruption risks
Борьба с коррупцией является одной из функций современного государства. В статье «Информационное общество, как структурно-функциональный институт политической системы современной России» раскрыта одна из функции современного государства на приме-
ре инфо-коммуникативной функции [Никодимов, 2014: С.193-195].
Затем следует вопрос систематизации функций современного государства, которая рассматривалась в статье «основные критерии систематизации современного государства» [Никодимов, 2014:С. 216-219].
Оценка коррупционных рисков также является задачей органов управления государства.
Главной целью рекомендаций по оценке коррупционных рисков можно отразить реализацию общего подхода по конкретным направлениям:
- оценка коррупционных рисков, которые возникают при осуществлении различных функций;
- введение уточнений в конкретные перечни должностей государственной службы, которые связаны с коррупционными рисками;
- реализация мониторинга выполнения должностных обязанностей, которые связаны с коррупционными рисками.
Соответствующими результатами осуществления данных рекомендаций обязательно должны быть:
- формирование перечня функций государственных органов и государственных компаний, при осуществлении которых вероятно формирование коррупции;
- отражение перечня должностей государственной службы, замещение которых, непосредственно связано с коррупционными рисками;
- уменьшение коррупционных рисков, а также их ликвидация в некоторых процессах.
Для оценки коррупционных рисков, также необходимо определение перечня всех функций государственных органов, при осуществлении которых вероятно формирование коррупции. Здесь рекомендуется реализовать выделение предпосылок для формирования коррупции.
Коррупционно-опасные функции - функции по контролю за управлением государственным имуществом, а также оказанием государственных услуг и регистрационных функций. Функции по контролю определяются реализацией действий по контролю за выполнением органами государственной власти общеобязательных правил поведения.
Надзор за управлением государственным имуществом отражается реализацией полномочий собственника по отношению к федеральному имуществу, а также имуществу, переданному унитарному предприятию и управление собственностью акций открытых акционерных обществ.
Далее рассмотрим минимизацию коррупционных рисков.
Данная минимизация достигается некоторыми методами:
- реализацией регламентации административных процедур;
- применение коррупционно-опасной функции;
- формирование препятствий реализации коррупционных схем.
Соответственно, регламентация административных процедур помогает понизить степень прямой угрозы формирования коррупции по следующим показателям:
- происходит сильное понижение риска отклонения должностного лица при осуществлении должностных полномочий от реализации правоотношений;
- уменьшается степень усмотрения должностных лиц при реализации управленческих решений;
- формируются условия для реализации нужного контроля за процессом принятия нужных решений, что помогает изменять ошибочные решения, не дожидаясь совершенствования конфликтной ситуации;
- достигается общность реализации функций должностными лицами некоторых федеральных государственных органов и государственных компаний;
- формируется открытая модель осуществлении коррупци-онно-опасной функции.
Для формирования препятствий, которые затрудняют осуществление коррупционных схем необходимо реализовывать меры:
- реализация перераспределения функций между подразделениями государственного органа и государственными компаниями;
- введение или повышение процессуальных форм действий граждан, применение информационных технологий для приоритетного направления и реализации служебной деятельности;
- ликвидация личного взаимодействия должностных лиц с организациями и гражданами;
- развитие механизма прямого отбора должностных лиц для внедрения в состав комиссий, которые принимают управленческие решения;
- уменьшение количества должностных лиц, которые участвуют в непосредственном принятии управленческого решения, достижение реализации субъективных прав, а также юридических обязанностей;
- реализация оптимизации перечня документов, которые необходимы для реализации права;
- уменьшение сроков подготовки управленческих решений;
- формирование четкой регламентации сроков и способов реализации действий должностным лицом при применении коррупционно-опасной функции;
- формирование форм отчетности должностных лиц о конкретных результатах принятых решений.
При недопущении коррупционных правонарушений обязательна реализация мероприятий, которые содержат компоненты постоянной основы с помощью действий:
- формирование внутреннего контроля за реализацией обязанностей должностных лиц;
- применение средств видеонаблюдения в местах приема граждан, а также представителей определенных организаций;
- применение средств аудиозаписи в местах приема граждан, а также представителей определенных организаций;
- реализация разъяснительной работы для достижения понижения возможностей коррупционного поведения при осуществлении коррупционно-опасных функций.
Соответственно, реализация мероприятий на системной основе, которые были указаны помогут устранить и понизить коррупционные риски в некоторых управленческих процессах осуществления коррупци-онно-опасных функций.
Мониторинг реализации должностных обязанностей государственными служащими может быть связана с коррупционными рисками. Главными задачами данного мониторинга можно назвать:
- отражение факторов, которые помогают превышать должностные полномочия;
- отражение своевременной фиксации действий и отклонений от установленных форм служебного поведения;
- реализация подготовки мероприятий по уменьшению коррупционных рисков и устранения их в деятельности должностных лиц;
- совершенствование уровня коррупционно-опасных функций, а также замещение тех, которые связаны с коррупционными рисками.
Реализация мониторинга проводится с помощью сбора нужной информации о фактах коррупционной деятельности должностных лиц. При этом, сбор данной информации реализуется с помощью опросов на официальном сайте государственных органов и государственных компаний, непосредственно в сети интернет, а также применением телефонной связи, электронной связи.
Осуществление плана и программ проведения органами государственного и муниципального контроля необходимо сформировать на основании результатов оценки исследовать наличие коррупционных рисков в соответствии с использованием бюджетных средств.
В области проведения контрольных мероприятий необходимо обращаться к аспектам, которые связаны с некоторыми рисками в области коррупции.
Рассмотрим основные формы оценки коррупционных рисков в таблице 1.
Посредством оценки коррупционных рисков, возможно, определить некоторые упущения в области управления, которая порождает коррупцию среди должностных лиц. Именно поэтому необходимо проводить мониторинг коррупционных рисков, являющийся источником данных об условиях и факторах, которые порождают коррупцию.
На основании независимых исследований в России к наиболее коррумпированным сферам можно отнести медицину, правоохранительные органы и сферу образования. Другие же исследования предполагают коррупцию среди исполнительной власти.
Таблица 1
Формы оценки коррупционных рисков
Основные риски Вероятность по наступлению негативного события Формы негативного отражения событий на эффективность использования ресурсов государства
Увеличение стартовых цен в области размещения государственных заказов Высокая Сильное
Осуществление поставок товаров по низкой сортности Высокая Сильное
Заключение государственного контракта при несоблюдении установленных процедур Высокая Сильное
Аф филир ов айне лиц, которые принимают участие в размещении заказов для государственных нужд Среднее Среднее
Заключение государственного контракта с подрядной организацией Высокое Среднее
Необоснованность стоимости по строительно-монтажным работам Высокое Среднее
Осуществление оплаты работ, которые не предусмотрены государством Среднее Среднее
В соответствии с официальной статистикой среди коррупционных проявлений можно выделить различные числа по установленным правонарушениям. Также исследования позволяют увидеть объемы коррупции.
Таким образом, необходимость по применению прямых и косвенных методов стоит выделить в формах изменения коррупции.
У коррупционных рисков существуют различные причины, к которым можно отнести следующие факторы:
- политические;
- социальные;
- технические;
- экономические.
При этом основными техническими коррупционными рисками являются:
- недееспособная система по запретам и ограничениям, которые занимают должность в государственных органах;
Никодимова К. И., Никодимов И. Ю., Новикова Н. Г.
ОЦЕНКА
КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ
- независимое положение и закрытая форма по принятию решений;
- объемная и неустойчивая система отчетности в органах государственного управления;
- избыточное количество функций, выполняемых государством;
- заниженная эффективность в области внутреннего и внешнего контроля над осуществлением деятельности муниципальными и государственными органами;
- несовершенная форма механизмов и отсутствие обратной связи между гражданами и органами по надзору.
К формам социального направления относятся:
- существенный разрыв в области оплат труда работников в государственном и частном секторах.
Экономическая направленность выделяет следующие причины:
- снижение уровня конкуренции.
Политические причины предполагают:
- несовершенство механизма по финансированию политической партии различных кампаний на выборах;
- недостаточное развитие в области институциональных объединений.
Осуществление оценки коррупционных рисков рассматривается как один из самых важных аспектов в проведении антикоррупционной политики. Это позволяет создать условия по реализации антикоррупционных мероприятий в соответствии со спецификой области.
Определение оценки коррупционных рисков происходят на стадии создания мер анти коррупционной политики и после ее проведения. Выявим порядок, позволяющий оценить коррупционные риски.
1. Представление интересов той или иной структуры, в которых выделяются различные процессы.
2. Выделение «критических точек» каждого из процессов, в которых существует наибольшая вероятность коррупционных правонарушений.
3. Осуществление реализации процессов, связанных с коррупционным риском и составление коррупционных правонарушений. К ним относятся:
- характеристика выгоды и преимуществ, которые необходимо для получения;
- должности в той или иной структуре;
- вероятность распространения коррупции.
4. В соответствии с проведенным анализом подготовка "карты коррупционных рисков" в соответствии с выявленными критическими точками и возможными правонарушениями.
5. Разработка комплекса мер, позволяющих устранить и минимизировать коррупционные риски.
В области законопроектов можно выделить следующие этапы оценки коррупционных рисков:
- прогнозирование и планирование;
- размещение закупок;
- исполнение контрактов;
- осуществление контроля.
В этапе прогнозирования необходимо составить идентификацию коррупционных рисков. К ним относятся:
- отсутствие механизмов по выявлению и предупреждению факторов возникновения конфликтов интересов лиц, которые внедрены в осуществление контракта;
- отсутствие механизмов, позволяющих открыто обосновать публичные нужды.
Составление контрольных мероприятий в органах государственного и финансового контроля происходит в соответствии с установленными программами.
Органы государственного и финансового контроля выявляют различные методические основы, способ-
ные целесообразно реализовать мероприятия и применить их.
В соответствии с целями и задачами той или иной отрасли коррупционных рисков необходимо выявить механизмы, способные реализовать оценку. К ним относятся:
- нормативно-правовой акт;
- управление и общие вопросы;
- общие вопросы в области исполнения бюджета;
- мониторинг;
- исполнение муниципального заказа;
- форма распоряжения государственными заказами
- внедрение расчетов в области заработной платы;
- инвентаризация имущества и финансовые обязательства.
Осуществление оценки коррупционных рисков должны фиксироваться инспектором в соответствии с проведенными формами проверки за счет заполнений текстовых и табличных форм рабочего документа.
К основным источникам, позволяющим провести оценку коррупционных рисков можно отнести:
- нормативные правовые акты;
- акты проверок, которые проводятся контрольным органом;
- официальный интернет-сайт;
- различные сообщения и отзывы в СМИ;
- сведения на сайте ФНС;
- контракты, соглашения и контракты.
- некоторые сведения в области поступивших жалоб и неправомерных действий;
- различные нормативные акты, касающиеся формирования системы внутреннего контроля.
Процесс оценки коррупционных рисков включает проведение административной процедуры, которая предполагает применение правового акта в соответствии с последовательными формами совершения юридически значимых действий, которые направлены на индивидуальный юридический отдел.
Административная процедура позволяет анализировать следующие аспекты:
- что именно выражается как предмет коррупции;
- выявленные схемы коррупции.
Есть две основные ситуации оценки коррупционных рисков:
а) на уровне нормативно-правового регулирования соответствующих видов или сфер деятельности (как оценка коррупционных рисков в нормативно-правовых актах и/или их проектах);
б) на уровне фактических процессов проведения такой деятельности (как компонент в реализации контрольных полномочий уполномоченных органов или должностных лиц, включая использование специфических правоохранительных средств, с целью выявления соответствующих коррупционных практик, то есть разновидностей коррупционного поведения).
При определенных условиях оценка коррупционных рисков возможна и путем сочетания этих двух моделей оценки.
Наиболее эффективным признается применение соответствующих методов оценки именно в первой ситуации, поскольку этим обуславливается возможность предупреждения возникновения институциональных предпосылок коррупционных деформаций в административных процедурах. Соответственно, именно в этой сфере накоплен наибольший опыт по разработке методик оценки коррупционных рисков, которые применяются или как компонент общих процедур оценки качества и эффективности нормативно-правовых актов (их проектов), или как специализированные (автономные) оценочные процедуры.
Стоит отметить, что существуют доказательства разработки и применения в различных странах мира методик выявления и оценки коррупционных практик, которые используются в сфере правоохранительной деятельности и обеспечения внутренней безопасности соответствующих органов.
Однако информация о них имеет достаточно фрагментарный характер, относится к служебной (закрытой). В основном по своему предмету и методологии такие методики имеют ограниченный характер, поскольку они описывают преимущественно отдельные виды коррупционных практик, криминализированы в национальном законодательстве (например: взяточничество, злоупотребление служебным положением и так далее) и содержат рекомендации по процедурам применения специфических правоохранительных мер.
В тех случаях, когда такие методики имеют более комплексный характер и преимущественно превентивную ориентацию, они концептуально близки к методикам антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, поскольку используют аналогичные подходы в определении ключевых элементов (коррупционный риск, факторы коррупционных практик, этапы и методы выявления и оценки, проявления коррупционных рисков и так далее).
В целом такие усилия являются свидетельством стремления согласовывать национальную практику с общеевропейскими и мировыми тенденциями в сфере противодействия коррупции, где происходит вполне очевидная переориентация с репрессивных на превентивные меры.
Механизмы такого влияния достаточно разнообразны. Важное значение имеет предоставление экспертной помощи.
Список литературы:
1. Никодимов И.Ю. Информационное общество как структурно-функциональный институт политической системы современной России. Историческая и социально-образовательная мысль. 2014 N4(26) С.193-195
2. Никодимов И.Ю. Основные критерии систематизации функции современного государства. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014 N9 С. 216-219