УДК 343.79 ББК 67.408.1
КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ БОРЬБЫ С НЕЙ
СЕРГЕЙ ЭНГЕЛЬСОВИЧ МЕРЗЛЯКОВ,
кандидат юридических наук,
профессор кафедры теории и истории государства РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина,
заслуженный юрист России E-mail: [email protected]; МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА ВОЛОЧКОВА,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры Управления трудом и персоналом РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина;
СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ РОЖНОВ, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, заведующий кафедрой теории и истории государства и права РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Качество жизни человека, его реальный социальный статус напрямую связан с типом реализации государством основных, зафиксированных в Конституции функций. Коррупция, разъедая государственный механизм, негативно влияет не только на типы реализации этих функций, но и качественно меняет тип взаимодействия в системе личность-общество-государство, создавая предпосылки для их деградации. Создание эффективного механизма противодействия коррупционной преступности — важнейшая задача гражданского общества.
Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, лихоимство, мздоимство, взяточничество, модели борьбы с коррупцией.
Annotation. Quality of life, its real social status is directly related to the type of realization of the state-based, fixed in the Constitution functions. Corruption, eroding state mechanism, a negative impact not only on the implementation of these types of features, but also a qualitative change in the type of interaction in the individual-society-state, creating conditions for their degradation. Creating an effective mechanism to combat corruption crime — the most important task of civil society.
Keywords: corruption, corruption crime, extortion, bribery, models of fighting corruption.
«...Важнейшая задача — это повышение уровня правосознания в обществе. Антикоррупционные стандарты поведения, основанные на знании общих прав и обязанностей, должны стать нормой для всех. Общество и бизнес справедливо требуют от власти неукоснительного соблюдения этих правил, но при этом порой сами, тоже должен это отметить, остаются безучастными наблюдателями. Больше того, подталкивают подчас власть к коррупционным проявлениям,
пытаясь порешать, таким образом, свои бизнес-интересы.»1.
Совершенно очевидно, что за последние десятилетия коррупция в России приняла масштабный характер и наносит серьезнейший ущерб социально-экономическому развитию и безопасности государства. В Концепции национальной безопасности РФ говорится о том, что коррупция, представляя собой угрозу национальной безопасности России, имеет еще и значительную потенциальную опас-
ность, которая при определенных условиях в сочетании с иными негативными факторами может стать реальностью и способна нанести ущерб как общественным, так и государственным интересам. Проблема борьбы с коррупцией в последние десятилетия стала основной проблемой развития государственности в России. Конечно, коррупция есть во многих странах, но в странах переходного периода, а к ним относится и Россия, это — настоящее бедствие.
С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. В средневековой России восприятием коррупции считался период «кормления» воевод, присвоение им плат за разрешение конфликтов. Эта система предполагала содержание должностных лиц (наместников, волостелей) за счет местного населения.
Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.
В Судебнике 1550 г. законодателем произведено разграничение между двумя формами проявления коррупции: лихоимством и мздоимством. В соответствии со ст. 3, 4 и 5 Судебника — под мздоимством подразумевалось выполнение действий по службе должностным лицом, участником судебного разбирательства, при рассмотрении дела или жалобы в суде, которое оно выполнило вопреки интересам правосудия за вознаграждение. Под лихоимством понималось получение должностным лицом судебных органов разрешенных законом пошлин свыше нормы, установленной в законе.
К 1556 году в России была отменена система содержания аппарата управления за счет натуральных и денежных сборов и заменена земским управлением с установлением оплаты труда.
Следует отметить, что коррупция — не только результат старой традиции «кормления от дел», это, прежде всего, результат слияния власти и людей власти, т.е. господства власти над законом, отсутствия развитых элементов гражданского общества с
его ответственностью, разделением властей и подчинением власти закону.
Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности.
По определению Transparency International, коррупция — это злоупотребление доверенной властью в частных интересах. В Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» дается максимально четкое определение: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды».
В целом же, коррупция — сложное политическое, экономическое, социальное и этическое явление, под которым понимается получение взяток, незаконных денежных доходов государственными чиновниками, получающих их от граждан с целью личного обогащения. Участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и сотрудники организаций. Взятки могут быть в любой форме. Часто инициаторами коррупционных отношений выступают сами предприниматели.
К преступлениям коррупционного характера относятся — предусмотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с подкупом коррупционеров:
• воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;
• незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;
• подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;
• коммерческий подкуп;
• получение взятки;
• дача взятки;
• провокация взятки либо коммерческого подкупа;
• подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.
К данной группе преступлений можно также отнести иные деяния коррупционного характера:
• невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;
• регистрация незаконных сделок с землей;
• контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения;
• злоупотребление должностными полномочиями;
• злоупотребление полномочиями частными нотариусом и аудитором,
• совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;
• превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности;
• незаконное участие в предпринимательской деятельности;
• служебный подлог.
Особенностями коррупционной преступности, выделяющими ее из общеуголовной преступности, являются:
• непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;
• специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве подкупающих — выступают любые физические и юридические лица;
• использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;
• наличие у него корыстной или иной личной заинтересованности и умысла на совершение противоправного деяния;
• относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;
• несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;
• тесная связь с организованной преступностью, представители которых выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;
• повышенная общественная опасность.
Таким образом, как представляется, коррупционная преступность — это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении (предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах.
В настоящее время выделяются два основных направления в борьбе с коррупцией:
• борьба с внешними проявлениями коррупции (с конкретными коррупционерами), путем непосредственного воздействия на участников коррупционных отношений любыми законными способами, в том числе и с помощью правового принуждения, в целях пресечения их противоправной деятельности;
• предупреждение коррупции, формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства.
Характеризуя первое направление, следует отметить, что коррупция — явление достаточно сложное, обладает высокой степенью латентности. Таким образом, выявление правонарушений представляется довольно затруднительным, в силу самой природы коррупции. Коррупционное деяние (в основном взяточничество) относится к тем правонарушениям, у которых нет потерпевшей стороны, то есть лиц, заинтересованных в установлении истины и наказании виновных. Контрагенты, напротив, всячески стремятся скрыть данное правонарушение.
Таблица
Негативные эффекты, которые оказывает коррупция и коррупционная преступность на различные сферы жизни общества
Политическая сфера Экономическая сфера Социальная сфера
Невозможность осуществления демократических принципов Неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов Рост социального неравенства, бедность
Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок Высокие временные и материальные издержки при ведении бизнеса Рост финансовых и коммерческих рисков Неспособность власти решать социальные проблемы из-за «откатов» в ущерб бюджетной сфере
Нарушение принципа верховенства закона Поиск ренты в ущерб материальному производству Усиление организованной преступности
Неэффективность политических и судебных институтов Искажение (повышение) цен Безнаказанность преступников
Уменьшение доверия к власти, отчуждение ее от общества Снижение конкуренции в ущерб экономическому развитию Становление мафиозных группировок
Падение престижа страны Рост теневой экономики, налоговые потери Дискредитация права в глазах общественности
Исчезновение реальной политической конкуренции Ухудшение инвестиционного климата, снижение инвестиций Морально-нравственные нормы теряют значение
Фиаско государства .Снижение эффективности экономики страны в целом Рост социальной напряженности
В Российской Федерации основным инструментов борьбы с коррупцией являются правоохранительные органы, в которых также существует высокая степень коррумпированности. Коррупция в правоохранительных органах несет повышенную опасность для общества и государства, подрывая безопасность страны в целом
В данной ситуации может быть полезен опыт некоторых зарубежных стран.
I. Сингапурская стратегия. Получив независимость в 1965 г., Сингапур оказался страной с одним из высочайших уровней коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие шаги:
Осуществлялась строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов.
Было создано автономное Бюро по расследованию случаев коррупции (СРЮ). Его основными функциями являлись:
• получение и расследование жалоб, содержащих обвинения в коррупции, в общественных и частных сферах;
• расследование случаев халатности и небрежности, допущенных государственными служащими;
• проверка деятельности и операций, проводимых государственными служащими с целью
минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.
Было ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), были введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также — предприняты жесткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб.
Проведено дерегулирование экономики.
Проведено повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.
Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество.
Благодаря этой стратегии Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира — 4-е место в Corruption Perception Index 2008 г., опубликованным Transparency International.
Движущей силой, обеспечившей столь высокую эффективность антикоррупционных реформ стала политическая воля.
II. В шведской стратегии акцент был перенесен на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции.
Отличительные черты данной стратегии:
1. Основные инструменты — налоги, льготы и субсидии.
2. Свободный доступ к внутренним государственным документам.
3. Независимая и эффективная система правосудия.
4. Установление высоких стандартов для государственных чиновников.
5. Высокие зарплаты госслужащим.
Спустя всего несколько лет после начала антикоррупционной кампании — честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12—15 раз, од-
нако со временем эта разница снизилась до 2—3 раз.
В настоящее время Швеции присвоен первый ранг в Corruption Perception Index. Секрет стратегии — в выполнении следующих задач: повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и восприятие честности, как нормы поведения чиновника.
Меры по борьбе с коррупцией, перечисленные в этих примерах, в той или иной форме нашли отражение и в стратегиях других государств. Не вдаваясь в дальнейшие детали, отметим, что наиболее эффективными являются комбинированные методы «кнута и пряника»; применяемые по отдельности, они вряд ли приведут к значительным результатам, если и вовсе не ухудшат ситуацию. Об этом надо помнить и российским борцам с коррупцией.
Проблема коррупции в России стоит очень остро и борьба с ней должна стать одним из приоритетных направлений государственной политики. Среди основных этапов борьбы с коррупцией в России можно выделить:
• создание Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции,
• Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. .№ 273-Ф3 (с изменениями и дополнениями от: 11 июля, 21 ноября 2011 г., 3, 29 декабря 2012 г., 7 мая, 30 сентября, 28 декабря 2013 г.);
• формирование комитетов и комиссий по борьбе с коррупцией в органах государственной власти.
По поручению Президента Российской Федерации Общественная палата в 2011 г. подготовила доклад об эффективности антикоррупционной политики. В заключении доклада отмечено, что главной мерой борьбы с коррупцией и в то же время — главным условием эффективности всех остальных предлагаемых мер, является реальное сотрудничество власти и общества, а значит — реальный контроль гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях. Это связано с социальным аспектом проявления коррупции.
Несмотря на то, что государство выделяет средства на различные проекты по борьбе с коррупцией,
наша страна так и остаются лидером в списках наиболее коррумпированных государств.
В 2013 г. ряд известных организаций опубликовали рейтинги уровня коррупции в различных сферах экономики и общественной жизни, в нем Россия, по-прежнему, находится на верхних позициях.
Одно из самых известных исследований — Transparency International: Барометр мировой коррупции 2013. Данное исследование проводится организацией Transparency International — неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. В 2013 году «Барометр мировой коррупции» по заказу Transparency International был составлен компаниями, входящими в глобальную сеть фирмы по проведению опросов общественного мнения WIN/GIA. Показатель, который отражается в данном исследовании, называется Индекс восприятия коррупции. Всего коррупция была оценена в 177 странах по шкале от (0) — самый высокий уровень коррупции до 100 (самый низкий уровень коррупции).
В 2013 г. Россия набрала 28 баллов и заняла 127 место в рейтинге. Такой же результат показали Азербайджан, Коморы, Гамбия, Ливан, Мадагаскар, Мали, Никарагуа и Пакистан. Если сравнивать нынешний показатель России с результатом предыдущего года, позиции страны не изменились, а повышение места в рейтинге на шесть пунктов связано с отрицательной динамикой ряда других стран.
Представляется, что важнейшим направлением противодействия коррупции должна стать практика государственного «отслеживания» коррупционной активности лиц, занимающих должности в системе государственного и муниципального управления. Чиновники, занимающие должности в указанных сферах общественной жизни, должны быть объектами внимания специально созданного независимого органа, соединяющего институты гражданского общества и контрольных государственных учреждений, совместно создающих банк данных, характеризующих эффективность деятельности должностных лиц. Главными критериями данной информационной системы должны стать: 1) экономический эффект от осуществляемых мероприятий (государ-
ственные контрольные службы); 2) политический и социальный эффект, оценку которого осуществляет население через избираемых представителей. Информационный массив в этом случае создается на основе репрезентативных опросов обслуживаемого населения, анализа жалоб и заявлений, содержащих обвинения в коррупции.
Дальнейшее продвижение по службе и повышение окладов чиновников должно быть связано лишь с соответствующими положительными оценками, даваемыми данным органом, а не вышестоящими службами.
Кроме того, данному органу должны быть переданы полномочия по антикоррупционной экспертизе проектов подготавливаемых чиновниками нормативных актов. Главным критерием оценки при этом должно стать выявление и преодоление коррупционных рисков, которые перерастают в коррупционные отношения. В основе данной деятельности лежит работа по научно и социально обоснованной регламентации правовых статусов всех субъектов управленческих правоотношений. Итоги данных экспертиз должны также пополнять указанный банк данных, характеризующий эффективность управленческой деятельности.
Другим важнейшим направлением борьбы с коррупционной преступностью должно стать направление, связанное с реализацией принципов так называемого возвратного права.
Хорошо налаженная, устойчивая практика выявления, расчета и возмещения всего наносимого ущерба — должна стать необходимым и достаточным аргументом совершения правосудия, эффективным инструментом повышения социальной безопасности и ускорений социального развития.
В системе возвратного права существует основа для постепенной трансформации общества на всех уровнях — от бытового уровня — до общественного правосознания, от эгоистически отклоненного, антисоциального до гуманистически настроенного и общественно созидательного.
Возвратное право, т.е. право общества требовать себе возврата того и в той же мере, сколько отнято у него преступником, позволит без поворота к тоталитарным формам правления, навести
должный порядок, сделать антисоциальную деятельность не только опасной или «стыдной», но просто невыгодной. Это станет решающим аргументом для переориентации всей общественной психологии.
Несмотря на нелинейность, прерывистость, зиг-загообразность и реверсы, развития, человеческое сообщество переходит от большой жесткости, непримиримости в обращении с противниками и преступниками к более мягким формам.
Возвратное право обеспечит замену отсутствующей у «нормального» преступника нравственности в «расходной» части на значительную экономическую часть — угрозу назначения суммы компенсации ущерба, по ряду объективных причин заметно превосходящей отнятое у жертвы.
Это означает для преступника снижение эффективности до уровня значительно ниже единицы, и для многих — это может оказаться решающим аргументом для отказа от намечаемого деяния. Стратегическим принципом должен стать принцип — нанес ущерб народу — возмести его полностью, и без разговоров!
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации «О национальном плане противодействия коррупции на 2012—2016 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».
2. Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460.
3. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.
4. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.
5. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.
6. Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558 «О предоставлении гражданами, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о до-
ходах об имуществе и обязательствах имущественного характера».
7. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г № 1066. «О проверке достоверности и полноты сведений представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и соблюдение ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 39, ст. 4589, 2010, № 3, ст. 274, № 27, ст. 3446, 2011. № 4, ст. 572).
References
1. Presidential Decree «On the National AntiCorruption Plan for 2012—2016 and Amendments to certain Acts of the President of the RF on combating corruption».
2. National Anti-Corruption Strategy, approved by Presidential Decree of April 13, 2010, № 460.
3. Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions of November 21 ,1997.
4. Criminal Law Convention on Corruption of January 27, 1999.
5. UN Convention against Corruption of October 31, 2003.
6. Presidential Decree of May 18, 2009, № 558 «On providing citizens and persons holding public office of the RF, data on income, property and property obligations».
7. Presidential Decree of May 21, 2009 № 1006 «On the verification of authenticity and completeness of information submitted by citizens claiming to fill government posts of the RF, and by persons holding public office of the RF and observance of restrictions by persons holding public office of the RF» (Collection of Laws of the RF, 2009, № 39, art. 4589, 2010, № 3, art. 274, № 27, art. 3446, 2011, № 4, art. 572).
1 Из выступления Президента РФ — В.В. Путина на заседании Совета по борьбе с коррупцией. Москва, Кремль 30 октября 2013 г.