ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
УДК 344
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.035-039
ЛИТВЯК Лариса Геннадиевна,
кандидат юридических наук,
ПЛЫГУНОВ Константин Андреевич,
преподаватель кафедры теории и истории государства и права
КАТАСОНОВ Андрей Викторович,
преподаватель кафедры теории и истории государства и права
КОРРУПЦИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Проблема коррупции в различных направлениях деятельности органов государственной власти и управления приобрела в настоящее время глобальный и системный характер. Коррупция представляет собой непосредственную угрозу национальной безопасности, препятствует развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, реализации гражданами своих конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений. Данная статья посвящена исследованию коррупции в России. Авторы акцентируют свое внимание на исторических аспектах развития коррупции, что позволило не только раскрыть генезис вопроса, но и выявить обстоятельства, влияющие на непосредственное состояние коррупции в современной России.
Ключевые слова: история, коррупция, российское законодательство, взяточничество, преступление, наказание
LITVYAK Larisa Gennadievna, Candidate for Doctorate in Law
PLYGUNOV Konstantin Andreyevich,
Lecturer, Chair of theory and history of state
and law
KATASONOV Andrey Viktorovich,
Lecturer, Chair of theory and history of state and
law
CORRUPTION IN RUSSIA: PAST AND
PRESENT
the Problem of corruption in various spheres of activity of bodies of state power and administration in the global and systemic in nature. Corruption is a direct threat to national security, prevents the development in our country institutions of democracy and civil society, of citizens to exercise their constitutional rights in the sphere of education, health, welfare, and property relations. This article is devoted to the study of corruption in Russia. The authors focus on the historical aspects of the development of corruption, which allowed not only to reveal the Genesis of the question, but to identify the circumstances that affect directly the state of corruption in modern Russia.
Keywords: history, corruption, Russian law, bribery, crime, punishment
Коррупция - в переводе с латинского языка «corruptio» означает «подкуп». Согласно современному российскому законодательству, коррупция - это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [1].
В широком смысле под коррупцией понимают взяточничество, мошенничество, превышение должностных полномочий, различного рода денежные махинации, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями и так далее.
Взяточничество (включающее в себя такие составы преступлений, как дача взятки, получение взятки, посредничество во взяточничестве) имеет множество имен. Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, слово «взимать (взятка)» - это срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пишкеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело». Оно также исторически разнилось по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или побочных действий («лихоимство») [2].
Коррупция в России имеет нерушимые корни. Первые официальные упоминания о посуле, как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий, отражаются в Двинской уставной грамоте 1397-1398 гг., ст. 6 которой изрекала: «А самосуда четыре рубли; а самосуд, то: кто изымав татя с поличным, а посул себе возьмет, а наместники доведаются по заповеди, ино то самосуд; а опрочь того самосуда нет». Иными словами, в этой статье речь идет о незаконном присвоении потерпевшим от кражи судебных полномочий (самосуде). При этом самосудом признается незаконное получение денежной компенсации, причитавшейся наместнику, на которого возлагалось осуществление правосудия. Некоторые ученые полагают, что данная норма запрещала наместнику отпускать пойманного вора за взятку. Тем не менее большая часть исследователей истории российского законодательства полагает, что
- 35 -
Исторические науки
Historical Sciences
понятие посула начинает употребляться в смысле взятки, начиная с Псковской Судной грамоты 1397 г., ст. 4 которой гласила: «А князь и посадник на вече суду не судять, судити им у князя на сенех, взирая в правду по крестному целованью. А не въсудят в правду, ино Бог буди им судиа на втором пришествии Христове. А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику» [3, с. 36]. Упоминания о посулах также можно встретить в Новгородской Судной грамоте и в Судебнике 1497 г., в ст. 33 и 34 которого запрещалось недельщикам (это должностное лицо, в обязанность которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых и передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда. Наименование свое недельщики получили потому, что они исполняли свои обязанности по неделям, чередуя службу с отдыхом [4]) брать посулы с тяжущихся для судей и лично для себя. В свою очередь, в ст. 68 говорится о запрещении взимать посулы и давать ложные показания на суде по всем городам и волостям русского централизованного государства, что указывает на стремление великокняжеской власти бороться с бесчисленными проявлениями мздоимства.
До 1715 года получение подношений государственным служащим было естественной практикой и основным их доходом. Чиновники жили «кормлениями» на средства лиц, заинтересованных в их деятельности. Государевы люди не имели фиксированного жалования и прокармливали себя как могли. С 1715 года чиновникам стали выплачивать фиксированное жалованье, и получение взяток стало преступлением. Однако крупный канцелярский аппарат требовал на своё содержание больших денег, которых в казне нередко было недостаточно из-за частых войн. Для многих чиновников, особенного низшего ранга, получение взяток являлось вопросом выживания. При Петре I впервые против взяточников стали применяться жесточайшие меры: битьё батогами, клеймление, ссылки, казни. Но всё было тщетно. После смерти Петра из-за недостатка средств государству пришлось снова вернуться к прежней системе обеспечения чиновников - «кормлению».
На протяжении всей истории царской России борьба с коррупцией велась с переменным успехом. С одной стороны, принимались новые законы, ужесточались наказания, особенно в сфере оборонных заказов. С другой стороны, аппарат чиновников рос и требовал на своё содержание всё больше денег, которых часто было недостаточно.
В начале XX века в России и других странах случился бум взяточничества, что было связано с военными поставками, сделками с недвижимостью, ростом числа чиновников. Благодаря мздоимству и лихоимству на Руси появилось великое множество поговорок и пословиц о взятках и взяточниках. Вот некоторые из них: «Не подмажешь - не поедешь», «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Земля любит навоз, лошадь - овес, а судья - принос», «Пред Бога - с правдой, а пред судьей - с деньгами» [5], [6, с. 290]. Коррупция, имея глубокие и неистребимые корни, является одной из серьёзнейших проблем и в сегодняшней России. Она является серьёзным тормозом многочисленных процессов, связанных со значительными государственными расходами (крупные стройки или масштабные закупки). Вредит коррупция и росту некоторых отраслей бизнеса. Дополнительного резонанса проблеме коррупции дают пиарящиеся на этой теме политики, для которых борьба с коррупцией является главной изюминкой их общественных программ. Также тема борьбы с коррупцией, на одном уровне с темами толерантности и демократии, является одной из традиционных точек давления Запада на Россию. Оценки сегодняшнего уровня коррупции в России разнятся. 3 декабря 2014 года был обнародован юбилейный, двадцатый Индекс восприятия коррупции (ежегодно его составляет Международное движение по противодействию коррупции Transparency International). Как и прежде, страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - самый низкий. Первые три места в общем рейтинге заняли Дания, Новая Зеландия и Финляндия (92, 91 и 89 баллов соответственно). В 2014 году Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 году) и заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном. В 2013 и 2012 годах Россия получала по 28 баллов, что соответствовало 127-му и 133-му местам.
По мнению представителей данного международного движения, Россия остаётся в последней трети Индекса восприятия коррупции (ИВК) из-за нерешительности в преследовании коррупционных преступлений и хаотичности мер по предотвращению коррупции [7]. Однако отношение в российском обществе к данному рейтингу весьма неоднозначно. Так, по словам члена комиссии по гражданскому участию в противодействии коррупции президентского Совета по правам человека Евгения Мысловского, методология индекса, основывающаяся на мнении экспертов, вызывает сомнения, поскольку не учитывает реального положения дел в экономике. Член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции единоросс Илья Косту-нов считает, что в условиях «объявленной американским блоком информационной войны» к подобным рейтингам нужно относиться скептически и, возможно, начать составлять собственные рейтинги.
- 36 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
По мнению директора «Фонда борьбы с коррупцией», основанного Алексеем Навальным, Романа Рубанова, изменение Индекса восприятия коррупции отражает наблюдаемые его фондом тенденции с коррупционной ситуацией в стране. По данным проводившихся его организацией соцопросов, 87% россиян считают коррупцию одной из критически важных проблем [9].
Вместе с тем, согласно статистике, полицейские и чиновники - первые по числу осужденных за взяточничестве. Так, согласно данным Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, за первое полугодие 2014 г. по ст. 290 УК РФ было осуждено 724 человека, 313 из которых - это государственные и муниципальные служащие, а 246 - прокуроры, следователи и иные сотрудники правоохранительных органов. Что касается возраста берущих, то подавляющее большинство - 382 человека - от 30 до 49 лет [10].
А согласно статистике Следственного Комитета РФ, в 2013 году было расследовано, в частности, получений взятки 6,569, в 2014 году - 5 834 (то есть идет сокращение) [11]. Так, может, действительно не правы аналитики Transparency International!? Но вместе с тем, согласно той же статистике Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, число осужденных за взяточничество (ст. 290 и 291 УК РФ) растет: так, за первое полугодие 2014 года по России было осуждено 3 214 человека, в то время как за аналогичный период 2013 года - 2 230 человек [10].
Социологи говорят, что у обывателей борьбу с коррупцией символизирует не статистика, а громкие процессы над высокопоставленными чиновниками. Среди последних таких громких дел в высших эшелонах власти можно назвать такие, как получение взятки в размере 42 млн. рублей экс-губернатором Тульской области Вячеславом Дудкой и экс-директором департамента имущественных и земельных отношений Тульской области Виктором Волковым. В 2011-2012 гг. наиболее резонансным делом было «игорное дело» о большом незаконном игорном бизнесе в Подмосковье, которое «крышевали» прокуроры области. С осени 2012, с дела о растрате средств на развёртывание отечественной системы навигации ГЛОНАСС, началась широкая кампания по борьбе с коррупцией, а далее последовала волна подобных громких дел с миллиардными цифрами: Дело Оборонсервиса (Минобороны, А. Сердюкова; первоначальная оценка ущерба около 3 млрд руб., с февраля 2013 г. - 13 млрд руб.), дело Саммита АТЭС-2012 (ущерб около 40 миллионов руб.), дело Росагролизинга (ущерб более 30 млрд руб.), дело сахалинского губернатора Александра Хорошавина (обвиняют в получении взятки порядка 5 млн. долл. за подряд на строительство Южно-Сахалинской ТЭЦ) - во многих из них собственно взятки («откаты») были одним из инструментов для совершения мошенничества и растрат [11].
Между тем многие жители страны давно говорят, что не считают плохим делом дать взятку должностным лицам или отблагодарить их за решение своей проблемы. Несколько лет назад ВЦИОМ проводил опрос, согласно которому негативное отношение к коррупционерам уменьшилось, и большая часть населения вовсе не считает коррупцию преступлением. Мы сами провели небольшой анонимный опрос среди обучающихся одного из вузов города. Выяснилось, что из 23 опрошенных нами молодых людей, только 4 ни разу в своей жизни не совершали коррупционных преступлений. И это заставляет задуматься. В силу системности российской коррупции и сложности противодействия её проявлениям программы и конкретные проекты уничтожения коррупции как социального явления должны быть направлены на относительно длительные сроки действия. Если коррупционные связи и отношения в России формировались в течение столетий и уже стали неотъемлемым элементом государственного управления, ведения бизнеса и частной жизни граждан, то вряд ли можно рассчитывать на массовый переход к стереотипам управления, ведения бизнеса и частной жизни, резко ограничивающих или исключающих коррупционные проявления. Нужен комплекс мер, а не точечные решения. Именно поэтому был разработан и принят очередной Национальный план противодействия коррупции на 2014-2014 гг. (утвержден Указом Президента 11 апреля 2014 г. № 226). Судя по всему, предыдущий План противодействия коррупции, реализованный в 2012-2013 гг., оказался малоэффективным, так как в 2013 г. за коррупцию были сняты с должности около 800 высокопоставленных должностных лиц и руководителей регионов, но коррупцию победить не удалось [11]. Также хочется отметить, что нет стабильности в уголовном законодательстве, предусматривающем ответственность, например, за взяточничество. Так, во время президентства Дмитрия Медведева в мае 2011 года в Уголовном кодексе появились штрафы, кратные размеру взятки или коммерческого подкупа. За небольшую взятку - до 25 000 руб. - виновному полагался штраф от 25-кратной до 50-кратной суммы либо лишение свободы до трех лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки (ч. 1 ст. 290 УК). В.В. Путин осенью 2014 года предложил Госдуме снизить минимальные размеры кратного штрафа, а также дополнить санкции этих статей альтернативными видами наказания. 08 марта 2015 г. эта инициатива нашла реализацию -
- 37 -
Исторические науки
Historical Sciences
в УК РФ были внесены следующие изменения - за получение взятки до 25 000 руб. теперь полагается штраф до 1 млн руб., либо исправительные работы на один-два года, принудительные работы до пяти лет, либо заключение до трех лет со штрафом от 10-кратной до 20-кратной суммы взятки или без него (ч. 1 ст. 290 УК). Появление такого законопроекта было продиктовано следующим - назначение крупных штрафов тем, кто очевидно не имеет реальной возможности его оплатить, «не обеспечивает принципа неотвратимости наказания и влечет обращение судебных приставов-исполнителей в суды с ходатайством о замене штрафа лишением свободы» (из пояснительной записки к проекту) [12].
Также, на наш взгляд, в помощь Национальному плану противодействия коррупции необходимо принять следующие меры: 1. Обратить большее внимание на правовое просвещение граждан. Без этого, по мнению Д.А. Медведева, план до конца реализован не будет: «По сути, речь идет об атмосфере в обществе. Мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не будет. Ведь в сформированных странах, как мы обычно говорим, в странах с высокой правовой культурой взяток не берут не только потому, что боятся, но и в том числе потому, что это невыгодно, это разрушает карьеру до конца. И это, может быть, самый сильный стимул» [12]. 2. Установить информационную прозрачность процесса функционирования законодательной, исполнительной, судебной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления. 3. Создать большое число общественных организаций по борьбе с коррупцией, которые смогут следить за деятельностью государственных органов, должностных лиц и пресекать все возможные «могарычи» и «поборы». Мы уверены, что только свободное и активное участие институтов гражданского общества и всех небезразличных к будущему России людей в антикоррупционной деятельности сможет изменить ситуацию с коррупцией в стране.
Дополнительно к перечисленному, на наш взгляд, очень важно пресечь «семейственность» на всех ступенях власти. В нашей стране стало нормой, что при занятии руководящей должности, человек устраивает в данную структуру всю свою родню, что является катализатором коррупции. С такого рода практикой, кумовством при устройстве на работу, нужно бороться, причем самыми жесткими способами! Коррупционные проявления полностью невозможно исключить никогда, но это не может быть оправданием неэффективности противодействия ей. Ситуация может быть описана как во многом аналогичная борьбе с преступностью: полностью её изжить невозможно, но есть общества, где её уровень настолько низок, что преступность не воспринимается как проблема, не создаёт существенных препятствий для развития общества, экономики, государства. Реальной целью противодействия коррупции может стать снижение её уровня до такого, который не будет препятствовать развитию государства, нашего общества, экономики, политики, государственного управления. Процесс уничтожения причин коррупции заключается в строительстве современного демократического, правового государства, эффективной рыночной экономики, формировании сильного гражданского общества, создании условий для развития свободной, созидательной, активной и ответственной личности. Успех борьбы с коррупцией во многом зависит от выявления и учета причин и условий, которые ее порождают. Данные причины состоят в неисполнении государственной властью законов, широком развитии теневой экономики, слабости гражданского общества.
Мы считаем необходимым сократить привилегии чиновникам, добиться абсолютной прозрачности доходов, расходов и принадлежащего им и их близким родственникам имущества. Не лишним будет обязать данную категорию лиц регулярно проходить тестирование на полиграфе с целью проверки их причастности к коррупционной деятельности, а также разработать и проводить психологические тесты на постоянство вовлечения их в коррупционную деятельность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
2. http://www.nashislova.ru/dal2/page/vzimat.3075/
3. Братановский, С.Н. Понятие, состав и виды коррупционных правонарушений // Гражданин и право. - 2011
4. http://юр-дело.рф/en/iсpоlnitеlьnое-pроizvоdсtvо/iсtорiya-раzvitiya-duzhbi-сudеbnich-pрiсtаvоv-v-россii-dо-1917-gоdа
5. http://moluch.ru
6. Литвяк Л.Г. Пословицы и поговорки народов мира о взятке//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 3. С. 290-292.
7. http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2014-otcenka-rossii-upala-na-odin-ball
8. Татьяна Берсенева Т. Госдума снижает наказания за взяточничество http://pravo.ru/news/view/114993/
- 38 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
9. Опалев С. Россия спустилась с 127-го на 136-е место в индексе восприятия коррупции. Степан Опалев С. http://top.rbc.ru/politics/03/12/2014/547e01eecbb20fc3527c31 Ь9
10. http://www.cdep.ru/index.php?id=79
11. http://www.pandia.ru/text/79/321/43168.php
12. http://archive.kremlin.ru/appears/2008/05/19/1331_type63374type63378type82634_200940.shtml
REFERENCES
1. Federal Law of 25.12.2008 № 273-FZ "On Combating Corruption"
2. Available at: http://www.nashislova.ru/dal2/page/vzimat.3075/
3. Bratanovsky, SN The concept, structure and types of corruption offenses. Citizen and Law. - 2011
4. Available at: http://юр-дело.рф/en/iсpоlnitеlьnое-pроizvоdсtvо/iсtорiya-раzvitiya-сluzhbi-сudеbnich-pрiсtаvоv-v-россii-dо-1917-gоdа
5. Available at: http://moluch.ru
6. Litvyak L.G. Proverbs peoples of the world of bribery. Humanities, socio-economic and the social sciences. 2013. №
3. S. 290-292.
7. Available at: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2014-otcenka-rossii-upala-na-odin-ball
8. Tatiana Berseneva T. The State Duma has reduced the punishment for bribery Available at: http://pravo.ru/news/view/114993/
9. Russia descended from 127th to 136th place in the Corruption PerceptionsIndex. Stepan Opalev S. Available at: http://top.rbc.ru/politics/03/12/2014/547e01eecbb20fc3527c31 b9
10. Available at: http://www.cdep.ru/index.php?id=79
11. Available at: http://www.pandia.ru/text/79/321/43168.php
12. Available at: http://archive.kremlin.ru/appears/2008/05/19/1331_type63374type63378type82634_200940.shtml
Информация об авторе
Литвяк Лариса Геннадиевна, Кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовного права и криминологии Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России,
Новороссийск, Россия [email protected]
Плыгунов Константин Андреевич, преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф.Ушакова Новороссийск, Россия
Катасонов Андрей Викторович, преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф.Ушакова Новороссийск, Россия
Получена: 01.12.2014
Information about the author
Litvyak Larisa Gennadievna, Candidate for Doctorate in Law, Head of the Chair of Criminal Law and Criminology of the University of Novorossiysk branch of Krasnodar Russian Interior Ministry
Novorossiysk, Russia [email protected]
Plygunov Konstantin Andreyevich, Lecturer, Chair of theory and history of state and law, State Maritime University named after Admiral Ushakov,
Novorossiysk, Russia
Katasonov Andrey Viktorovich, Lecturer, Chair of theory and history of state and law, State Maritime University named after Admiral Ushakov,
Novorossiysk, Russia
Received: 01.12.2014
- 39 -