УДК 330
КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Максимов Сергей Николаевич
декан юридического факультета Московского психолого-социального университета
(НОУВПО «МПСУ»), кандидат юридических наук, профессор
Статья посвящена анализу понятия и сущности коррупции и основным направлениям борьбы с ней в современном мире и России.
Ключевые слова
Keywords
• corruption,
• crime,
• legality,
• economic security,
• threats
• Коррупция,
• преступление,
• законность,
• экономическая безопасность,
• угрозы безопасности
Maksimov Sergey Nikolaevich - the Dean of the law faculty у the Moscow psycho-social Tnivtrsity, candidate of legal sciences, professor.
Corruption as a threat to the economic security of Russia
The article is devoted to the analysis of the notion and essence of corruption and the basic directions of struggle against it in the modern world and Russia
Понятие коррупция многозначно. В "Словаре русского языка" коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей"1. В политическом словаре понятие коррупция - это "разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей"2. В юридическом словаре коррупция (от.лат. соггырйо - подкуп) определяется как общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в
любой форме, а равно подкуп этих лиц.
В Российской Федерации коррупция - понятие не уголовно-правовое, а собирательное, определяющее правонарушения самого различного вида - от дисциплинарных до уголовно - правовых. Антикоррупционными нормами УК РФ являются в первую очередь нормы о должностных преступлениях: о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285), о превышении должностных полномочий (ст. 286), о получении взятки (ст. 290), о служебном подлоге (ст. 292)3.
В социологической энциклопедии коррупция рассматривается как деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Наиболее типичные проявления коррупции - подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и преимуществ, протекционизм (выдвижение по принципам родства, личной преданности и приятельских отношений). Коррупция получает широкое распространение в условиях разрастания бюрократии и превращения ее в особый социальный слой, обладающий властными привилегиями. Коррумпированность государственной бюрократии создает ситуацию, когда при резком росте экономической и прочей преступности власть не в состоянии обеспечить неотвратимость юридической ответственности за совершенные преступления4 .
В научной литературе выделяются два подхода к понятию коррупции. Первый подход делает акцент на коррупции как социальном явлении, порожденном социальными противоречиями общества, государства, его властных структур. И в этом плане под коррупцией понимается
не только и не столько определенное преступное поведение государственного чиновника или должностного лица, сколько определенное социальное зло, неизбежно присущее данной социальной системе и данному государству. И подобные определения, по сути дела, указывают на коренные причины этого социального зла и явления. В этих случаях понятие коррупция означает подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей5. Подобные определения даются рядом авторов6.
Второй подход, считает один из исследов^елей этой проблемы С. Г.Александров, рассматривает коррупцию в узком смысле слова. В этом случае коррупция - это ситуация, когда должностное лицо принимает противоправ-ое решение (иногда решение, морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы. Обе стороны действуют по обоюдному согласию, обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия7.
В зарубежной литературе исследование коррупции ведется давно. Немецкий социолог и политический экономист Макс Вебер, например, сделал вывод о функциональности и приемлемости коррупции при условии, что она усиливает позицию элит, гарантирующих форсирование происходящих в обществе изменений8. Согласно воззрениям сторонников такого подхода, выполнив свои полити-
ческие и экономические функции, коррупция исчезает9. Другой сторонник функционального подхода шведский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 года Гуннар Мюрдаль, наоборот, признает негативную сторону коррупции. По его мнению, она является препятствием для модернизации общества и его развития10.
Сторонники институционального подхода (С. Хантингтон, Я. Тарковски) акцентируют свое внимание на исследованиях модернизации развивающихся стран и видят в коррупции единственное средство постепенного создания институтов, необходимых для демократического развития общества. По их мнению, индустриализация создает новые источники богатства и власти, а также социальные и политические требования, которые постоянно меняются. Такие трансформации не позволяют осуществлять политическую институцио-нализацию. Следовательно, по их уверж-дению, коррупция является не результатом отклонения поведения от норм, а несоответствием между нормами и устанавливающимися моделями поведения11.
В Федеральном законе о т 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 11.07.2011) "О противодействии к ^ррупттии" коррупция определяется как:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в
подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица12.
В большинстве Европейских стран коррупция относится к уголовным преступлениям. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами об тества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания13 .
Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования14.
Коррупцию можно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России коррупцию различали по тому, проис-
ходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или же незаконных действий («лихоимство»)15.
Наиболее распространенная квалификация коррупции выделяет такие виды как:
Бытовая коррупция - порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).
Деловая коррупция - возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей16.
На международном уровне принят целый пакет документов о борьбе с коррупцией17. 16 декабря 1996 года Организация Объедин^ных Наций (ООН) приняла Декларацию о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях - первый специальный акт на международном уровне. 15 ноября 2000 года была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Специальный комитет получил мандат на разработку международно - правового акта против коррупции на основании Резолюции ГА ООН 55/61 от 4 декабря 2000 года и 55/260 от 31 января 2002 года. В соответствии с полученным мандатом Специальный комитет организовал проведение семи сессий,
в ходе которых ее участникам удалось наметить базовые контуры разрабатываемой конвенции и выработать соответствующие механизмы международного контроля.Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции была одобрена на 58-й сессии ГА ООН 31 октября 2003 года и открыта для подписания во время Конференции высокого уровня, которая состоялась в Мериде (Мексика) 9 - 11 декабря 2003 года. Конвенция вступила в силу после получения Генеральным секретарем ООН 30-й ратификационной грамоты (Эквадор), т е. х4 декабря 2005 года. 9 декабря отмечается как Международный день борьбы с коррупцией.
Цел Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции - предупреждение и искоренение коррупции путем укрепления международного сотрудничества и оказания государствам - членам технической помощи в этой сфере. В Конвенции, в частности, подчеркивается, что в условиях глобализации мировой экономики "коррупция уже не представляет собой местную проблему, а превратилась в транснациональное явление".
Конвенция вводит всеобъемлющий пакет стандартов, мероприятий и правил, которые все страны могут применять для укрепления национальных правовых норм и режимов государственного регулирования в области борьбы с коррупцией. Она призывает к принятию мер по предупреждению коррупции, объявляет вне закона преобладающие формы коррупции как в государственном, так и в частном секторе и обязывает государства - члены учредить специальные органы для борьбы с этим явлением. Конвенция требует от стран - участниц вернуть средства, полученные с использованием коррупционных методов, в страны,
у которых они были похищены. Положения Конвенции формируют базу для устойчивого и эффективного сотрудничества между государствами в целях предупреждения, выявления и возвращения средств, полученных в результате коррумпированных действий.
В то же время следует также отметить, что в Конвенции не содержится само понятие "коррупция". В процессе разработки Конвенции вокруг определения коррупции велись острые дискуссии, вызванные различными причинами, в том числе языковыми. Дело в том, что в английском варианте под коррупцией понимается мздоимство, а во французском данное явление ассоциируется со взяточничеством или подкупом. В итоге, хотя понятие "коррупция" не раскрывается в понятийном аппарате Конвенции ООН, оно тем не менее выводимо из ее положе -ний, шире используемых формулировок преступлений, непосредственно связанных с коррупцией.
В Докладе Группы высокого у,овня по угрозам, вызовам и переменам "Более безопасный мир: наша общая ответственность" отмечается, что любое событие или фактор, которые ослабляют государства как базовые элементы устойчивой международной системы, представляют собой реальную угрозу международной безопасности. В качестве одного из таких факторов, ослабляющих государство, препятствующих экономическому росту и подрывающих демократию, в Докладе называется коррупция18. Новым моментом современного мирового развития специалисты считают интернационализацию коррупции, непосредственно связанную с процессом глобализации мировой экономики19.
В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка,
разработанном межрегиональным семинаром Генеральной Ассамблеи ООН 1979 года (Гавана, 1990 г.) по проблемам коррупции, последняя была определена как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением.
Эксперты Совета Европы разработали общее определение коррупции. Коррупция - это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в публичном или частно м секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или другого статуса подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица.
Зарубежные официальные документы международного характера связывают понятие коррупции с ее определенными видами, фактически отождествляя это преступление с другими преступлениями:
- вымогательством или получением прямо или косвенно правительственным чиновником или лицом, которое выполняет государственные обязанности, любого предмета, имеющего денежную стоимость, или иной выгоды в виде подарка, услуги, обещания или преимущества для себя или иного юридического или физического лица в обмен на любое действие или несовершение действия при исполнении им своих государственных обязанностей, а также предложения или предоставления таких предметов или выгод указанным лицам;
- любым действием или несовершением действия при исполнении своих обязанностей правительственным чи-
новником или лицом, выполняющим государственные обязанности, в целях незаконного получения выгоды для себя или третьего лица;
- мошенническим использованием или сокрытием имущества, полученного в результате совершения указанных действий;
- ненадлежащим использованием правительственным чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого имущества, принадлежащего государству, компании или учреждению, в которых государство имеет имущественную долю, если чиновник или лицо, исполняющие государственные обязанности, получили вследствие или в процессе выполнения ими своих обязанностей;
- переадресованием правительственным чиновникам, независимому учреждению или частному лицу в целях, не связанных с теми, для которых они были предназначены, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого принадлежащего государству движимого или недвижимого имущества, денежных средств или ценных бумаг, которые такой чиновник получил вследствие своего служебного положения с целью распоряжения, хранения или по другой причине20.
В Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года отмечается ряд негативных последствий коррупции для жизни стран и народов:
Первое. Коррупция создает угрозу для стабильности и безопасности общества, подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку.
Второе. Коррупция тесно связана с
другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств,
Третье. Коррупция все чаще связана с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств, и это ставит под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств,
Четвертое. В настоящее время коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней21.
В России борьба с коррупцией в настоящее время чрезвычайно актуальная и острая проблема. Россия входит в группу наиболее коррумпированных стран мира. В 2003 году по данным международной организации Transparancy International, основанным на оценках индекса восприятия коррупции, Россия занимала 86-е место из 133 стран. В 2005 году она "сползла" на 126-е место из 158 стран, соответствующее уровню такой страны, как Сьерра-Леоне. В 2007 году Россия занимала 143 место из 180 с рейтингом 2,3 балла. В 2010 году в индексе восприятия коррупции -2010 Россия набрала 2.1 балла и заняла 154 место из 178 возможных22.
По оценкам некоторых экспертов ежегодные убытки от коррупции в России составляют 20 - 25 млрд. долларов США. Общая сумма, выплачиваемая предпринимателями чиновникам, оценивается в 33,5 млрд. долларов США23.
Коррупция проявляется во всех сферах экономической деятельности. Коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток
для поступления ребёнка в детский сад, откупа от службы в вооружённых силах, до мздоимства на уровне высших государственных чиновников.
К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся:
• таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; необоснованные отсрочки таможенных платежей;
• медицинские организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан за счёт других;
• автоинспекции: необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; фальсификация сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц;
• судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм; противоположные решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов в качестве инструмента рейдерства;
• налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;
• правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;
• лицензирование и регистрация пред-
принимательской деятельности;
• выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами;
• получение кредитов;
• получение экспортных квот;
• конкурсы на закупку товаров/услуг за счет бюджетных средств
• строительство и ремонт за счет бюджетных средств;
• нотариальное удостоверение сделок;
• контроль за соблюдением условий лицензирования;
• надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;
• освоьждение от призыва на военную службу в вооружённые силы;
• поступление в государственные высшие учебные заведения (в основном юридической и экономической специализаций);
• государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений;
• поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения;
• прием на службу на позволяющие иметь значительный незаконный доход должности в государственных и муниципальных учреждениях;
• формирование партийных избирательных списков.
Масштаб и характер коррупции в России создают серьезную угрозу экономической безопасности государства. В результате коррупции происходит:
- расширение масштабов криминального сектора теневой экономики. Коррупция - один из основных механизмов его воспроизводства;
- взаимодействие коррумпированной власти с криминальным бизнесом, организованной преступностью, которые, взаимодействуя с коррумпированными группами чиновников, усиливаются еще больше с помощью доступа к политиче-
ской власти и благодаря возможностям для отмывания "грязных" денег;
- нарушение конкурентных механизмов рынка, снижение эффективности рыночных механизмов. Зачастую в выигрыше оказывается не тот, кто объективно конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Как результат - возникновение монополий и недобросовестной конкуренции в экономике, соответственно - снижение эффективности ее функционирования;
- замедление появления эффективных частных собственников, особенно среднего уровня;
- неэффективное использование бюджетных средств, в частности при распределении государственных заказов и кредитов. Как результат - воспрепятствование эффективной реализации правительственных программ;
- рост цен за счет издержек, связанных с "платными услугами чиновников". Коррупция поднимает не только стоимость товаров, увеличивается стоимость инвестиций и инвестиционных проектов. Из-за коррупции общая цена инвестиционного проекта увеличивается на 10 - 20% за сч^ взяток, а иногда и на все 100%, когда решается проблема по нецелесообразному и непроизводительному инвестиционному проекту;
- снижение доверия экономических субъектов, в том числе и субъектов Федерации, к способности государства контролировать ситуацию, уменьшение эффективности государственного управления и бизнеса, стимулов к инвестициям, снижение инвестиционной привлекательности страны в целом. Коррупция - один из социально - политических факторов государственного риска. Высокий уровень коррупции снижает конкурентоспособность страны на мировой арене;
- порождение социального неравен-
ства, "расслоения доходов", вызывающих очень серьезное ухудшение жизни населения и социальное напряжение. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастание социальной напряженности в стране;
- дискредитацию права как основного институт, регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан перед преступностью и перед лицом власти, а это прямая угроза правовому государству, демократическому устройству страны, правам и свободам граждан и в конечном итоге стратегической стабильности и национальной безопасности страны.
В политической сфере отрицательные последствия коррупции проявляются в подрыве престижа страны на международной арене, способствовании ее политической и экономической изоляции24.
Опасность коррупции и необходимость бороться с ней признаются в нашей стране давно. В новой России первым антикоррупционным актом был Указ Президента России от 4 апреля 1992 года № 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". 8 апреля 1997 года был принят Указ Президента России № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". Указом Президента России от 24 ноября 2003 года был образован Совет при Президенте России по борьбе с коррупцией. Но данные усилия не могли приостановить ухудшение ситуации в стране, связанной с коррупцией.
9 декабря 2003 года Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции. Она была ратифицирована Россией 8 марта 2006 года (№ 40-ФЗ). При этом Россия сделала ряд оговорок. В частности, Российская Федерация заявляет, что в соответствии с п. 2 ст. 48 Конвенции она будет рассматривать Конвенцию в качестве основы для взаимного сотрудничества между правоохранительными органами в отношении преступлений, охватываемых Конвенцией, при условии что это сотрудничество не будет включать проведение следственных и иных процессуальных действий на территории Российской Федерации.
Принятие Федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации" № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года, "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 года, "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" подтверждает тот очевидный факт, что Россия последовательно занимается формированием антикоррупционного законодательства с учетом ее международно - правовых обязательств. При этом уже четко осознано то обстоятельство, что национальное антикоррупционное законодательство следует понимать в более широком смысле как систему нормативных установок, включающую не только репрессивное уголовное законодательство, но и превентивные антикоррупционные нормы.
По итогам саммита лидеров "Группы восьми" в г. Санкт-Петербурге 16 июля 2006 года был принят План действий по борьбе с коррупцией, в котором в целях развития международного обязатель-
ства Российской Федерации по борьбе с масштабной коррупцией в сфере государственного управления на высоком уровне подтверждены обязательства.
В Российской Федерации в настоящее время сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьёзный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и плане мероприятий по её проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.
31 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации был одобрен Национальный план противодействия коррупции. В плане три раздела:
- меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции;
- меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции;
- меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.
В рамках реализации этого плана подготовлен Пакет антикоррупционных законов:
- основной, базовый закон «О противодействии коррупции»;
- Федеральный конституционный закон, который вносит поправку в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»;
- два закона, которые вносят изменения и поправки в 25 федеральных законов.
В этом пакете законов вносятся изменения и в закон об оперативно - разыскной деятельности, в части возможности применения оперативно-разыскных мероприятий для проверки достоверности сведений о декларируемом государствен-
ным или муниципальным служащим имуществе, доходах и имущественных правах. Здесь имеется в виду налогооблагаемое имущество. А также возможность использования оперативно - разыскных мероприятий для поиска имущества, подлежащего конфискации.
В законе коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции, и указания на сущностный признак коррупции - незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряжённое с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами. Коррупцией также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.
Содержащееся в законе определение коррупции согласуется с определением коррупции в Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 1999 год). В - —не закреплены меры по профилактике коррупции, включающие в себя:
- специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Фе дерац.и и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающими в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;
- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;
- совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации;
- возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с исполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности.
Таким образом, в законе заложены правовые основы для возможного формирования координирующего органа по против^ действию коррупции. Но в то же аремя не определены ни его структура, ни порядок формирования, ни круг полномочий. Решение этих вопросов о^есено на усмотрение Президент а Российской Федерации.
Система мер противодействия коррупции, предусмотренная пакетом законов, строится на использовании, прежде всего, мер упреждения, направленных на создание на государственной и муниципальной службе атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения.
Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568, привел руководство России к выводу о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой
федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.
В апреле 2010 года Президент подписал документ "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" (№ 460 от 13.04.2010 года)25. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе25. Ее реализация означает новый крупный шаг в борьбе с коррупцией и в деле борьбы за обеспечение экономической и общественной безопасности страны.
Литература
1. Словарь русского языка: В 4-х 'ах. Т. 2. М., 1986. С. 108.
2. Политический словарь. М., ±"58. С. 289.
3. Юридический словарь. М., 2000.Цит. поЬ1р:Мю.асайет1с.тМс.ш£/;-^ег/15689
4. Социологическая Эн"жлопедия / Рук. д.полит.н. Г.Ю. Семигин - М.: Мы~ль, 2003. - С. 501
5. Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: ЮрИнФоР, 2000. С. 9.
6. Долгова А.И. Коррупция и борьба с ней. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2000. С. 5; Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) / Науч. ред. С.В. Максимов и др. М.: Спарк, 2000. С. 23.
7. Александров С.Г. Юридическая дефиниция "коррупция": понятие, особенности методологического познания//"История государства и права", 2007, № 11
8. Цит. по: Cartier-Bresson J. Op. cit. P. 587
9. Делла Порта Д. Действующие лица в коррупции: политические бизнесмены в Италии // Международный журнал социальных наук. 1997. № 16.С. 55.
10. See: Myrdal G. Asian drama: An inquiry into the roperty of nations. N.Y.: Pantheon, 1968. Vol. 2.P. 952.
11. Цит. по: Cartier-Bresson J. Op. cit. P. 589
12. "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1) Ст. 6228
13. http://ru.wikipedia.org/wiki
14. Bardhan P. Corruption and development // Journal of Economic Literature. — 1997. — Vol. 25. — P. 1320.
15. http://ru.wikipedia.org/wiki
16. http://ru.wikipedia.org/wiki
17. Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принятая Организацией американских государств 29 марта 1996 года, Конвенция о борьбе с коррупцией, захра ивающей должностных лиц Европейских сообщемв или должностных лиц государств — ленов Европейского союза, принятую Советом Европейского союза 26 мая 1997 года, Ко.венция о борьбе с подкупом иностранных должностные лиц в международных коммерческих сдрл'чх, принятую Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997года, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, принятую Комитетом министров Совета Европы 27 января 1999 года, Конвенция о
,данско-правовой ответственности за коррупцию, принятую Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 года, и Конвенция Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней, принятую главами государств и правительств Африканского союза 12 июля 2003 года.
18. Док. ООН. А/59/565. 2 декабря 2004 г. П. 26.
19. Мени И. Коррупция на рубеже веков: эволюция, кризис и сдвиг в ценностных представлениях // Международный журнал социальных наук. 1997. № 16.С. 15.
20. Treaties and agreements: Inter-American convention against corruption // International legal materials: current documents. Vol. 35. 1966. Nr. 3. P. 724 - 734.
21. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/corruption.shtml
22. http://pravo.ru/news/view/40925/
23. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества / Под ред. М.Б. Горного. СПб, 2000. С. 18 - 21, 72 - 73.
24. Еделев А.Л. Коррупция как системная угроза стабильности и экономической безопасности российской федерации"// "Налоги. 2008. Специальный выпуск, Январь.
25. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы"// "Собрание законодательства РФ", 19.04.2010, № 16.Ст. 1875