В.В. Попова
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЯХ «КОРРУПЦИЯ»
И «ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
TO A QUESTION ON CONCEPTS “CORRUPTION” AND “CRIMES OF A CORRUPTION ORIENTATION”
Проанализированы различные научные точки зрения относительно понятий «коррупция» и «преступления коррупционной направленности».
Various scientific points of view of concepts “corruption" and “crimes of a corruption orientation" are analysed.
На сегодняшний день борьба с коррупцией является одной из самых острых международных проблем.
Главная опасность коррупции заключается в том, что она «разрушает» государственную класть, делает ее немощной, фиктивной, слабой. Коррупция формирует такие негативные качест -ва общественного правосознания, как неверие в справедливость, правовой нигилизм, возрастание недоверия к правоохранительным органам. Значительная часть населения, не доверяя органам государственной власти, не желает оказывать им помощь в выявлении и пресечении преступле-ний. Таким образом, подрывая авторитет власти, коррупция препятствует реализации обществен -ных интересов как внутри государства, так и за его пределами. Коррупция оказывает влияние на все сферы общества, его политическое, экономическое и культурное развитие.
Борьба с различными формами коррупции в России также осуществлялась на протяжении всей ее многовековой истории, однако борьба эта была локальной, эпизодической, а не системной. Более того, она неизменно носила двойственный характер
— с одной стороны, власть пыталась запретить незаконное обогащение чиновников, вводила законодательные меры борьбы с проявлениями коррупции, с другой стороны, на протяжении длительного времени в древней и средневековой Руси существовал институт «кормления» — направления князем своих воевод, наместников в провинцию без денежного вознаграждения, с тем чтобы они «кормились» (содержались) населением соответствующей территории. Указанный институт в связи с длительностью существования прочно вошёл в национальный менталитет как элемент культуры управления, плоды которого мы пожинаем до настоящего времени.
Еще совсем недавно в учебниках содержалась констатация того, что в социалистическом обществе нет сращивания преступного мира с государственным аппаратом. Советская власть не признавала существования самого термина «коррупция», вместо него использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и др. Отрицая термин, отрицали понятие и, соответственно, само
явление, которое, тем не менее, было широко распространено.
В настоящее время в курсе криминологии вопросу об изучении коррупционной преступности отводится самостоятельное место.
Учитывая важность данной проблемы, Россия в 2006 г. во время саммита G8 в Санкт-Петербурге присоединилась к антикоррупционной Инициативе по борьбе с коррупцией среди высших должностных лиц, а 1 февраля 2007 г. официально вступила в группу стран по борьбе с коррупцией (далее — ГРЕКО), после того как ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции [1] и Конвенцию Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию [2].
ГРЕКО была создана в 1999 году для мониторинга антикоррупционных стандартов Совета Европы в странах, вступивших в эту организа -цию. Задача ГРЕКО — совершенствовать работу по борьбе с коррупцией на национальном уровне. Страны, входящие в ГРЕКО, прибегают к многосторонней оценке ситуации и могут оказы -вать давление на национальные органы борьбы в этой сфере. Работа группы позволяет определять недостатки антикоррупционной политики и сти -мулировать развитие законодательных, админи -стративных и исполнительных систем. На сего -дняшний день в ГРЕКО состоят 45 стран «Боль -шой Европы» и США [3].
Указанные выше конвенции содержат разработанные на основании опыта зарубежных государств нормы, направленные на предупреждение и противодействие коррупции как на националь -ном, так и на международном уровне.
Более того, Президентом России Д.А. Мед -ведевым утверждены разработанный под его руководством Национальный план противодейст-вия коррупции (2008 г.) [4], представляющий собой развернутую программу разработки и принятия мер по противодействию коррупции, и Национальная стратегия противодействия коррупции (2010 г.) [5].
А в своем ежегодном Послании Федераль-ному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года Президент России Д.А. Медведев отметил, что борьба с коррупцией должна вес -тись по всем направлениям: от совершенств ова -
ния законодательства, работы правоохранитель -ной и судебной систем до воспитания в гражда -нах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла [6].
Указанная преступная деятельность в юридической литературе и нормативных правовых актах обозначается различными терминами: «преступления коррупционной направленности», «коррупционные преступления», «коррупционные правонарушения», «коррупция».
Однако ключевым понятием в этих дефини -циях является «коррупция».
Термин «коррупция» имеет латинское происхождение, что означает:
- порчу, упадок;
- совращение, подкуп;
- расстройство, расшатанность, плохое состояние здоровья;
- извращенность, превратность (мнений).
При анализе коррупционного поведения в
обществе даже среди известных отечественных специалистов возникают споры по поводу тож-дественности терминов «коррупция» и «коррупционная преступность». На наш взгляд, эти два термина имеют общее лингвистическое происхождение, но должны иметь разное толкование. Исследований коррупционной преступности се -годня достаточно, но до настоящего времени остается открытым вопрос, какие близкие между собой по содержанию деяния включает в себя коррупционная преступность и какие преступле -ния следует считать коррупционными.
Практика государственного и общественного реагирования на коррупционную преступность в одно и то же время в разных государствах нахо -дится в зависимости от различных объективных и субъективных факторов их развития. Но даже в одних и тех же государствах подходы к противо -действию коррупции в различные исторические периоды были не одинаковы.
При определении понятия «коррупция» нельзя не учитывать международный опыт. Так, неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру — Transparency International (Основана в 1993 году бывшим директором Всемирного банка Петером Айгеном в Берлине. В настоящий момент у организации существуют филиалы по всему миру) под коррупцией понимает комплекс явлений, связанный с использованием чиновниками своего служебного положения для извлечения личной выгоды (взяточничество, мошенничество, растрата, фаворитизм) [7].
В отечественной научной литературе существует множество определений понятия коррупции. Приведем только некоторые из них:
Коррупция — это социально негативное явление, выражающееся в подкупе одних лиц другими [8].
Коррупция — это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в корыстных целях [9].
Коррупция — это сложное социальноправовое явление, связанное с подкупом лиц, находящихся на государственной или общественной службе, получением ими дополните ль -ных доходов, благ и привилегий за совершение умышленных действий или бездействия (в том числе в интересах третьих лиц) вопреки интересам государства и общества [10].
Коррупция в общественно -социальном зна-чении представляет собою девиантное поведе-ние должностных лиц, выражающееся в нелеги -тимном использовании, вопреки интересам общества, государства и других лиц, имеющихся у них полномочий, вытекающих из них возмож-ностей, а также иных общественных ресурсов, доступ к которым они имеют в связи со своим статусом или фактическим положением, для извлечения выгоды в личных, узкогрупповых или корпоративных целях [11].
Коррупция — это противоправное общественно опасное явление, характеризующееся под -купом-продажностью должностных лиц и на этой основе корыстным использованием ими в личных или корпоративных интересах должно -стных полномочий, а также связанных с ними возможностей, наносящее существенный урон авторитету государственных органов [12].
Таким образом, коррупция — опасное общественное явление, разлагающее государственный аппарат, подрывающее основы его нормального функционирования.
По российскому уголовному законодательст -ву коррупция не является самостоятельным составом преступления, а теоретически охватывает несколько должностных и экономических преступлений (взяточничество, злоупотребление и превышение должностных полномочий, служебный подлог, вымогательство и др.).
Кроме того, в отечественной науке существуют и различные классификации коррупции [13]. Так, коррупционные действия в зависимости от выбранного основания, могут быть разделены на политическую и бюрократическую коррупцию, согласованную и принудительную, децентрализованную и централизованную, чисто уголовную (в основном экономического характера) и политическую, которая, в свою очередь, подразделяется на отклоняющееся и преступное поведение.
Как мы видим, существует узкая трактовка понятия коррупции как социального явления, заключающегося в подкупаемости и продажности государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Более широкое содержание понятия коррупции, по мнению сторонников названной точки зрения, выхолащивает, размывает сущность коррупции.
Другие ученые предпочитают трактовать коррупцию более широко и ее ядром считают должностное злоупотребление. Последний из названных подходов разделяет и законодатель. В п. «а» ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [14] коррупция определяется как злоупотребление служебным
положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Мы согласны с мнением С.И. Гирько и П.П. Елисова, что принятие указанного выше ФЗ «О противодействии коррупции» позволило установить рамочные федеральные правила (ин-ституциональное оформление) антикоррупционной политики [15].
Коррупция — общественно опасное противоправное деяние, и это не вызывает никаких сомнений. Данная категория рассматривается специалистами неоднозначно. По их мнению, это относится и к правовой оценке, и к криминологической сущности явления, что однозначно ска -зывается на организации реального противодей -ствия коррупции в целом и конкретным коррупционным преступлениям.
В уголовном законодательстве нет нормативно закрепленного понятия «коррупционное преступление». Однако соответствующее определение необходимо, так как позволяет законодательным и правоприменительным органам, эффективнее осуществлять правотворческую и правоприменительную деятельность.
По мнению некоторых ученых [22], коррупционные преступления характеризуются сле -дующими признаками:
- они всегда представляют собой сделку между должно стным или служащим лицом и лицом, заинтересованным в их определенном поведении;
- эта сделка носит обоюдно возмездный ха -рактер — от нее выигрывают обе стороны;
- эта сделка заведомо незаконна, так как она противоречит позитивному законодательству;
- эта сделка в большинстве случаев предопределяет поведение должностного лица или служащего при исполнении им своих служебных обязанностей, вне зависимости от того, действу -ет ли он в соответствии с этими обязанностями, или нарушае т их.
Помимо таких традиционных проявлений коррупции, как получение взяток и злоупотребление служебным положением, в настоящее время можно выделить следующие характерные формы коррупционного поведения:
- непосредственное участие должностных лиц и государственных служащих в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной прибыли;
- использование служебного положения для перекачки государственных средств в коммерческие структуры и обналичивания денег;
- предоставление льгот для своей корпоративной группы с отвлечением государственных ресурсов;
- использование служебного положения для воздействия на средства массовой информации с целью получения личной и корпоративной выгоды;
- лоббирование при принятии нормативных актов в интересах заинтересованных групп;
- злоупотребление служебным положением в процессе приватизации, сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, лицен -зирования, квотирования экономической дея-тельности и пр.
Возможно, поэтому некоторые авторы считают коррупционную преступность частью должностной преступности. Так, по мнению В.И. Омигова, «должностная преступность — это совокупность преступлений коррупционного характера и должностная халатность», коррупция же, в свою очередь, представляет собой «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» [16].
По степени общественной опасности коррупционные деяния значительно серьезнее иных должностных и служебных правонарушений, т.к. всегда представляют собой сделку между долж -ностным или служебным лицом и лицом, заинте -ресованным в его определенном поведении [17]. Повышенная общественная опасность коррупционных деяний продиктована тем, что, совершая их, должностное лицо руководствуется, как правило, своими корыстными интересами, а не ин -тересами службы, и заключается в возможности третьих лиц произвольно, в зависимости только от назначенной цены и своих интересов, формировать поведение указанного субъекта. Поэтому сведение коррупционных деяний к должностным и служебным правонарушениям или преступле-ниям делает вообще нецелесообразным выделение их в качестве самостоятельной категории.
Нам же больше импонирует определение коррупционной преступности, предложенное И. Н. Клюковской, которая под коррупционной преступностью понимает сложное криминоло-гическое явление, представляющее собой сис-тему преступлений, в которых специальным субъектом выступает должностное лицо, ис-пользующее свое служебное положение и действующее из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности как в своих интере -сах, так и в интересах третьих лиц [18].
Необходимо отметить, что в законодательстве понятия «коррупция) как квалифицирующий признак и «коррупционное преступление» не определены, к сущности преступлений коррупционной направленности следует подходить с криминологических позиций. Соответственно, мы предлагаем в массе должностных преступлений, где должностное положение выступает квалифицирующим при-
знаком конкретного состава преступления, выделить и отнести к коррупционным лишь те корыстно-должностные преступления, при совершении которых положение должностного лица значимо только для их криминологической оценки.
Таким образом, под коррупционным преступлением следует понимать виновно совершенное общественно опасное деяние, непосредственно посягающее на авторитет или охраняемые зако -ном интересы государственной власти, местного самоуправления, государственной и негосударственной службы, выражающееся в незаконном получении лицом, имеющим статус должностно -го лица или служащего в государственном, муниципальном образовании, либо лицом, выпол -няющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, каких -либо благ в корпоративных, узкокорпоративных или личных интересах, если имеет место использование должностного, служебного положения как составной части механизма преступления.
Полагаем, что данное определение не проти -воречит Перечню № 23 преступлений коррупционной направленности, введенному Указанием Генпрокуратуры РФ и МВД РФ «О введении в действие Перечня статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [19].
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция ООН против коррупции. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». (СЗ РФ. — 2006. — № 12. — Ст. 1231).
2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию БТ8 № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.). Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ. Конвенция вступила в силу 1 июля 2002 г. Российская Федерация подписала настоящую Конвенцию 27 января 1999 г. (распоряжение Президента РФ от 25 января 1999 г. № 18-рп). (Совет Европы и Россия. — 2002. — № 2).
3. Петров В.И., Тихонова С .Н. Коррупция в Российской Федерации: мировые оценки / Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства: методологиче-ский, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты. Межве -домственный научный сборник. — М., 2010. — Том 2 (40). — С. 154—155.
4. Российская газета. — 2008. — 5 авг.
5. Российская газета. — 2010. — 15 апр.
6. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Официальный сайт Прези -дента Российской Федерации [Электронный ресурс]. — ЦКЬ: http://www.kremlin.ru/transkripts/ 5979 (дата обращения: 06.04.2011).
7. Официальный сайт организации Transparency International // [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ru.wikipedia.org.wiki (дата обращения: 06.04.2011).
8. Кузнецова Н .Ф. Коррупция в системе уголовных наказаний / Вест. Моск. ун-та. — 1993.
— Серия 11: Право. — № 1. — С. 22.
9. Комиссаров В. С. Коррупция и уголовный закон .../ Вест. Моск. ун-та. — 1993. — Серия 11: Право. — № 1. — С. 30.
10. Овчинский В. С., Овчинский С.С. Борьба с мафией в России: пособие в вопросах и ответах для сотрудников органов внутренних дел. — М.: СИМС, 1993. — С. 9.
11. Максимов В.К. Понятие коррупции (криминологический аспект) и меры ее предупреж-дения в государственном аппарате: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2005. — С. 8.
12. Позднякова Е.В. Коррупция в органах внутренних дел: понятие и пути преодоления // О роли правоохранительных органов в реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 13 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации: Материалы круглого стола (Москва, 29 апреля 2010 г.). — М.: ФГУ «ВНИИ МВД России», 2010. — С. 15.
13. Пиджаков А.Ю. Классификация корруп-
ции и ее исследования // Преодоление коррупции -главное условие утверждения правового государства: методологический, концептуально-
теоретический, правовой, аналитико-прогности-ческий аспекты: межведомственный научный
сборник.— М., 2010.— Том 2 (40). — С. 150—152.
14. Российская газета (№ 4823). — 2008. — 30 дек.
15. Гирько С. И., Елисов П .П. Всероссийский
научно-исследовательский институт МВД России, как центр исследования научных проблем правоохранительной направленности, включая противодействие коррупции // Преодоление коррупции — главное условие утверждения правового государства: методологический, концепту -ально-теоретический, правовой, аналитико -
прогностический аспекты: межведомственный
научный сборник. — М., 2010. — Том 2 (40). — С. 123.
16. Омигов В .И. Криминология: курс лекций.
— Пермь, 2000. — С. 246.
17. Илий С .К. Должностная преступность: криминологическая характеристика и предупреждение : монография. — М.: ВНИИ МВД России, 2007. — С. 4—6.
18. Клюковская И. Н. Теоретические основы криминологического исследования антикоррупционной политики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2004. — С. 12.
19. Указание Генпрокуратуры РФ № 399/11, МВД №1 от 28.12.2009 г. (ред. от 30.04. 2010 г.) «О введении в действие Перечня статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».