УДК 343.9
DOI 10.24411/2078-5356-2018-10028
Кулакова Мария Николаевна Maria N. Kulakova
ведущим специалист
Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, Нижний Новгород, Кремль, корп. 4) leading specialist
Arbitration court of the Volga-Vyatka district (building 4 Kremlin, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603082)
E-mail: [email protected]
Понятие и критерии юридической оценки коррупционного преступления The concept and criteria of legal evaluation of corruption crime
В статье анализируются различные подходы к определению понятия коррупционного преступления (законодательный, ведомственный, доктринальный). Установление четких критериев позволило бы минимизировать разногласия в юридической оценке деяний в качестве коррупционных.
Ключевые слова: коррупционное преступление, субъекты коррупционного преступления, признаки коррупционного преступления, коррупционная сделка, юридическая оценка деяния, преступления коррупционной направленности.
The article analyzes various approaches to the definition of corruption offences (legislative, institutional, doctrinal). The establishment of clear criteria would minimize the differences in the legal assessment of acts as corrupt.
Keywords: corruption crime, the subjects of corruption crime, signs of corruption crime, corrupt deal, legal assessment of the act, crimes of corruption.
Коррупция оценивается как актуальная и системная угроза национальной безопасности Российской Федерации. Это многоликое социально-юридическое явление выражается в различных формах, наиболее криминальная из которых - коррупционная преступность. Несмотря на многочисленные публикации об уголовно-правовой и криминологической характеристике коррупционной преступности, актуальность связанных с ней проблем и накал дискуссионных страстей не снижаются. Это объясняется разнохарактерной значимостью мнений по многочисленным проблемам доктринального, законодательного, правоприменительного.
Одной из первостепенных, методологически значимых является проблема чистоты терминологии. На важность терминологического единообразия для правоприменительной практики и достижения задач уголовного законодательства указывают, в частности, профессор Л.А. Бука-лерова, профессор М.Н. Копылов [1, с. 105], правовед В.Н. Жадан [2, с. 556].
Законодатель использует термины «коррупция», «коррупционные правонарушения». Так, в разделе I (Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции) утвержденного Д.А. Медведевым 31 июля 2008 года № Пр-1568 первого Национального плана противодействия коррупции предполагалось определение понятий «коррупция» - как социально-правового явления и «коррупционное правонарушение» - как отдельное проявление коррупции, приводящее к различным видам юридической ответственности [3]. Термин «коррупционное правонарушение» используется в основном антикоррупционном законе «О противодействии коррупции» [4] (далее - ФЗ о противодействии коррупции).
Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 1 февраля 2016 года № 65/11/1 содержит Перечень № 23 статей УК РФ, предусматривающих преступления коррупционной направленности [5]. Термин «коррупционное преступление» в документе не фигурирует, вме-
© Кулакова М.Н., 2018
сто него использован другой - «коррупционная направленность».
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» [6]употребляет термин «коррупционное преступление».
Между тем законодательное определение понятий «коррупционное правонарушение», «коррупционное преступление», «преступление коррупционной направленности» отсутствует.
В научной литературе тоже оперируют этими терминами, а также - «коррупционное поведение», «преступление коррупционной направленности», «преступления, связанные с коррупцией» и др.
К примеру, Е.В. Марьина в автореферате указывает на то, что широкое понимание термина «коррупция» «размывает границы между коррупционным правонарушением и поведением, сопряженным с коррупцией» [7, с. 13].
Профессор Л.А. Букалерова и профессор М.Н. Копылов указывают на тот факт, что «ученые, как и законодатель, не пришли к единому мнению о понятии и видах коррупционных преступлений, несмотря на значительное количество работ по данной тематике» [1, с. 106].
В юридической литературе существует большое количество научных определений термина «коррупционное преступление». Например, по мнению профессора А.И. Долговой, «коррупционное преступление» предстает как подкуп-продажность официального лица, корыстное использование в своих интересах полномочий, наделенных в соответствии с должностью, которую оно занимает [8, с. 573].
Профессор В.А. Григорьев и профессор В.В. Дорошин определяют «коррупционное преступление» как предусмотренное уголовным законодательством, совершаемое с прямым умыслом общественно опасное противозаконное использование лицом своего публичного статуса или предоставление выгоды такому лицу или его близким [9].
Профессор Е.В. Коломийченко и профессор А.А. Зеленцов под «коррупционным преступлением» понимают корыстное деяние, связанное с противозаконным использованием должностного положения или особого статуса лица, которое позволяет оказывать воздействие на проведение каких-либо общественных мероприятий [10].
По мнению правоведа Е.В. Марьиной, «коррупционное преступление» - это предусмотренное уголовным законодательством умышленное общественно опасное действие, которое состо-
ит в предоставлении и (или) получении денег, ценных бумаг, прочего имущества или других выгод имущественного характера за деяния в интересах корруптера или лица, которое представляется им [7, с. 7].
Проанализировав интерпретации понятия «коррупционное преступление», можно сделать вывод, что авторы данных определений уделяют особое внимание объекту посягательства, а также исследуют уголовно-правовые признаки (к примеру, общественную опасность деяния, незаконное применение служебного положения, с целью получения выгоды, незаконных преимуществ и др.).
Автором проведено прикладное исследование с применением метода опроса в форме анкетирования студентов четвертого курса вузов г. Нижнего Новгорода - будущих юристов (всего 150 респондентов).
Под коррупционным преступлением 45,4% респондентов понимают любое преступление, совершенное с использованием служебного положения; 45,4% - преступление, совершенное в личных интересах из корыстных соображений, а также в интересах других лиц, организаций; 9,2% - только дачу и получение взятки. Полученные ответы свидетельствуют о том, что происходит отождествление респондентами коррупционных преступлений: а) с должностными (служебными) преступлениями, б) корыстными преступлениями, в) взяточничеством. Такое понимание представляется методологическим просчетом будущих юристов и, несомненно, может привести к определенному искажению профессиональной оценки соответствующих явлений, процессов в сфере противодействия коррупции.
Понятия «коррупционные преступления» и «преступления коррупционной направленности» отождествлять нецелесообразно. Например, Н.В. Бугаевская четко проводит грань между ними: коррупционные преступления отражают суть коррупции (безусловные коррупционные преступления - ст. 285, 291, 290, 201, 204), а преступления коррупционной направленности тесно связаны с коррупцией [11], и здесь наблюдается оценочная условность (по усмотрению).
Перечень № 23 статей УК РФ, предусматривающий преступления коррупционной направленности, содержит критерии оценки таких деяний. Как следует из Перечня, наличие надлежащих субъектов (должностные лица - в примечаниях к ст. 285, выполняющие управленческие функции лица - в примечаниях к ст. 201); связь деяния с должностным положением лица;
корыстный мотив; прямой умысел - это совокупность признаков, позволяющая правоприменителю причислить деяния к преступлениям коррупционной направленности первой группы. Вторая группа содержит безусловные преступления коррупционной направленности (такие, как ст. 289, 290, 291, 291.1, 291.2 и др.). К третьей группе преступлений коррупционной направленности отнесены деяния при наличии определенных условий. К четвертой группе -деяния, которые могут способствовать совершению анализируемых преступлений. Следует отметить, что не только подобное разграничение деяний на группы, но и само причисление их к преступлениям коррупционной направленности достаточно условны, поскольку критерии держатся на ведомственных решениях, не являющихся обязательными с точки зрения закона.
Таким образом, уголовно-правовой признак компенсируется неконкретным ведомственным признаком - направленностью, который также не определен. При этом собственно коррупционный признак (криминологический) - подкуп-продажность - явно в списке критериев не выражен. Его можно «отследить» из перечня составов второй группы безусловных преступлений коррупционной направленности. Как следствие, происходит отождествление преступлений коррупционной направленности с должностными преступлениями.
Вопрос выделения признаков коррупционного преступления так же, как и определение понятия «коррупционное преступление», в научной литературе является дискуссионным.
Если анализировать общие признаки преступления согласно статье 14 УК РФ, то для определения признаков коррупционного преступления необходимо осмыслить, что же представляют собой общественная опасность, виновность, противоправность и наказуемость.
Общественная опасность преступления заключается в характере и степени предполагаемого вреда, который наносится обществу, и его возможном количественном и качественном соотношении с прочими видами преступлений. При совершении коррупционных преступлений вред причиняется, в первую очередь, госвласти, интересам государственной или муниципальной службы, а также деятельности в коммерческих и других организациях. Это следует из характера взаимосвязи коррупции именно со служебной деятельностью чиновников и прочих лиц.
Виновность состоит в доказанности вины в форме прямого умысла и корыстной цели или получения противозаконного преимущества.
Наказуемость заключается в применении к лицу обозначенных в санкциях статей уголовного закона различных видов наказания.
Противоправность сводится к запрещенно-сти уголовным законом определенных деяний, которые признаны коррупционными.
Существует мнение, что к признакам коррупционных преступлений следует отнести:
- совершение сделки, участниками которой являются должностное лицо или служащий, с одной стороны, и лицо, заинтересованное в определенном поведении контрагента, - с другой;
- взаимовыгодный характер коррупционной сделки (при этом возмездность не всегда материальная);
- заведомую незаконность сделки;
- исполняя обязанности по сделке, лицо может действовать в соответствии со своими должностными (служебными) обязанностями или нарушать их [12].
Если ограничиться этими признаками, то спектр коррупционных преступлений сужается до взяточничества и коммерческого подкупа, что является не вполне верным, а, точнее, дискуссионным моментом. С одной стороны, такое сужение правильное: оно концентрирует на главный, ядровый потенциал самодетерминации криминальной коррупции. С другой стороны - не позволяет охватить всю совокупность коррупционных преступлений.
Надо отдать должное доктрине, в которой отмечаются определенные результаты, достижения.
Профессор Г.Н. Горшенков обосновывает целесообразность выделения коррупционных преступлений в самостоятельную категорию по специальному признаку - коррупционной сделки. Коррупционная сделка - это «соглашение между физическим лицом (корруптером), представляющим должностному лицу (коррупционеру) по собственной инициативе или в ответ на требования должностного лица определенные блага в целях разового или предполагаемого на перспективу использования должностных полномочий вопреки интересам службы в совместных корыстных интересах» [13, с. 28]. По мнению профессора, такой подход позволит не только изменить критерии оценки, но и выявить ключевой признак деяния - коррупционную сделку. Таким образом, коррупционная сделка предстает в качестве критерия, позволяющего дать юридическую оценку деяния как коррупционного преступления.
По мнению профессора В.А. Григорьева и профессора В.В. Дорошина, коррупционное
преступление - это деяние, которое обладает следующими признаками: 1) содержит общественную опасность; 2) установлено уголовным законом; 3) выражается в незаконном использовании публичного статуса; 4) совершено с прямым умыслом; 5) преследует целью получение выгоды [9].
Характеризуя коррупционные преступления, профессор Г.С. Гончаренко говорит о том, что все преступления данной группы должны обладать следующими обязательными признаками:
1) использование служебного положения в личных целях;
2) деяние совершено с корыстным умыслом;
3) участие в противоправном деянии иных заинтересованных физических или юридических лиц;
4) присутствие в действиях участвующих лиц подкупа;
5) получение или передача предмета подкупа [14].
Профессор А.В. Кудашкин и кандидат юридических наук Т.Л. Козлов выделяют такие характерные признаки:
1) использование публичным лицом своего должностного или другого служебного положения наперекор законным интересам общества и государства;
2) незаконное получение выгод;
3) присутствие корыстной цели [15, с. 5].
Ученые В.А. Григорьев, В.В. Дорошин,
А.И. Рарог считают, что коррупционные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, их основной целью является получение выгоды. Автор разделяет точку зрения этих ученых. Более того, она созвучна правовым нормам ФЗ о противодействии коррупции. Аргументом может служить указание законодателя в пункте 1 статьи 1 ФЗ о противодействии коррупции на цель - получение выгоды, тем самым отмечая целенаправленный характер деяния, что в данном случае является не самоцелью, а способом достижения конечного результата (цели преступления).
Профессор А.И. Рарог считает, что специальная цель деяния может быть достигнута только с использованием прямого умысла [16, с. 150].
Итак, коррупционные преступления могут совершаться только из корыстных мотивов, с прямым умыслом, в целях получения выгоды или преимуществ.
Изучение подходов к определению понятия коррупционного преступления дает возможность сделать вывод о его отличительных признаках. Такими признаками обладает субъект коррупци-
онного преступления. Из рабочего определения междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы следует, что коррупция подразумевает под собой взяточничество и любое другое поведение лиц, исполняющих обязанности в государственном или частном секторе, повлекшие за собой нарушения полномочий, исходя из статуса лица, занимающего государственную должность, частного сотрудника, независимого агента, с целью получить любые противозаконные выгоды себе и другим [17, с. 52].
На основе приведенного определения коррупции к субъектам коррупционных преступлений стоит отнести лиц, наделенных статусом, который дает им определенные возможности:
1) государственных служащих (также и должностных лиц);
2) муниципальных служащих;
3) управленцев в коммерческих и иных организациях;
4) частных нотариусов и аудиторов;
5) работников охранных и детективных служб;
6) субъектов, которые с помощью подкупа подстрекают вышеупомянутых лиц нарушить свои обязанности.
По мнению профессора В.А. Григорьева и профессора В.В. Дорошина, к субъектам коррупционного преступления относятся лица, обладающие публичным статусом. Другие ученые считают круг субъектов коррупционных преступлений более широким и помимо указанных выше лиц включают в перечень также лиц-управленцев на государственных и муниципальных предприятиях или в некоммерческих (в т. ч. в иностранных и международных) организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления Российской Федерации или их учреждениями.
Проведенный анализ показал, что круг субъектов коррупционного преступления определяется и интерпретируется по-разному.
В Российской Федерации не существует законодательного акта, в котором говорилось бы о том, какие преступления необходимо причислять к «коррупционным преступлениям». Анализ трудов различных авторов доказывает, что круг «коррупционных преступлений» каждым автором определяется по-своему [8, с. 573; 18, с. 56-57].
Для примера положительного зарубежного опыта, термин «коррупционное преступление» не закреплен в уголовном праве Республики Казахстан, но такая ситуация как бы компенсируется перечнем коррупционных деяний (причем, исчерпывающим), который содержится в примечании к статье 307 УК Республики Казахстан, определен
законодателем, а не силовыми ведомствами (как в России). Тогда законодательное определение термина «коррупционное преступление» становится фактически не нужным [19].
В отечественной доктрине высказываются различные предложения по решению анализируемых проблем. К примеру, авторы В.А. Григорьев и В.В. Дорошин включают в перечень уголовно наказуемых деяний 80 составов преступлений, которые при определенных условиях должны относиться к коррупционным.
Профессор В.В. Кулыгин предлагает включить четкий перечень коррупционных преступлений в статью 1 ФЗ о противодействии коррупции [20, с. 13-15].
Интересно мнение И.А. Цоколова, предлагающего два варианта решения проблемы: 1) сформировать в Особенной части УК РФ отдельную главу, включающую коррупционные преступления; либо 2) дополнить УК РФ статьей 14.1 «Коррупционное преступление» [21].
Проведенный анализ теоретических и законодательных источников, результатов прикладного исследования выявил следующие основные положения.
Во-первых, правоприменительной проблемой является отсутствие законодательного определения понятия «коррупционное преступление». По мнению автора, коррупционное преступление - это предусмотренное уголовным законодательством общественно опасное деяние, содержащее признаки коррупции, сопряженное с противозаконным применением лицом своих должностных полномочий, вопреки интересам службы, с целью получения выгод и преимуществ для себя или иных лиц либо причинения вреда прочим лицам, которые повлекут значительные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Во-вторых, законодательное определение понятия «коррупционное преступление», по мнению автора, следовало бы включить путем внесения изменения в ФЗ о противодействии коррупции, например, в статью 1. Автор не поддерживает предложение о внесении в УК РФ статьи 14.1 «Коррупционное преступление», поскольку такая инициатива может привести к неожиданному продолжению: не менее значимым было бы включение в УК РФ статьи 14.2 «Экономическое преступление» и т. д.
В-третьих, с учетом стремительно изменяющегося законодательства и появления новых коррупционных преступлений включение перечня коррупционных преступлений в качестве при-
мечания к какой-либо статье УК РФ или ФЗ о противодействии коррупции автору представляется малоэффективным и не решающим проблему.
В-четвертых, формирование отдельной главы УК РФ, содержащей коррупционные преступления, потребовало бы «перекраивать» привычную структуру УК РФ, «извлекать» составы из глав 23, 30 и других, что неизбежно приведет к нарушению стройности УК РФ и возможным проблемам в правоприменении относительно других (не коррупционных) деяний.
В-пятых, представляется целесообразным определиться с критериями юридической оценки деяния как коррупционного преступления. Законодательное определение термина «коррупционное преступление» в совокупности с критериями позволило бы гибко реагировать на изменения в самом явлении коррупции, а также формы его проявления и безошибочно выявлять коррупционные преступления и осуществлять противодействие.
Примечания
1. Букалерова Л.А., Копылов М.Н. К вопросу о понятии «коррупционные преступления» // Общество и право. 2012. № 1 (38).
2. Жадан В.Н. Некоторые подходы к определению признаков и понятия коррупционных преступлений // Молодой ученый. 2015. № 7.
3. Национальный план противодействия коррупции // Российская газета. 2008. 5 августа.
4. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 декабря.
5. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 1 февраля 2016 г № 65/11/1. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71231728/ (дата обращения: 25.09.2017).
6. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г № 24. URL: http://base.garant.ru/70410688/ (дата обращения: 25.09.2017).
7. Марьина Е.В. Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2010.
8. Долгова А.И. Коррупционная преступность // Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. М.: Норма, 2010.
9. Григорьев В.А., Дорошин В.В. Коррупционное преступление: понятие, признаки, виды. URL: http://www.lawmix.ru/comm/2042 (дата обращения: 20.10.2017).
10. Коломийченко Е.В., Зеленцов А.А. Общая характеристика преступлений коррупционной направленности в России // Евразийский юридический журнал. 2012. № 9.
11. Бугаевская Н.В. Формирование понятия «коррупционные преступления» с точки зрения закона и уголовной статистики // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции (1-2 ноября 2013 г). Вып. 10. Ч. 1. Тюмень: ТГАМЭУП, 2013. URL: https://advokatsidorov.ru/ponyatie-korrupcionnye-prestupleniya.html (дата обращения: 26.07.2017).
12. Признаки коррупции в управленческой деятельности // Социально-правовые и социально-психологические проблемы, связанные с коррупцией в ОВД. URL: http://studopedia.ru/3_66430_sotsialno-pravovie-i-sotsialno-psihologicheskie-problemi-svyazannie-s-korruptsiey-v-ovd.html (дата обращения: 24.07.2017).
13. Горшенков Г.Н. «Противодействие» и «коррупция» как научно не проработанные понятия // Противодействие коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 112-летию Юридического института Томского государственного университета и необходимости разработки программы противодействия коррупции на муниципальном уровне. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2010.
14. Гончаренко Г.С. Понятие, сущность и виды коррупции в современной России // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 58-61.
15. Козлов Т. Л., Кудашкин А.В. Еще раз о правовом понятии коррупции // Современное право. 2010. № 6.
16. Рарог А.И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.
17. Богданов А.В., Лобзов К.М., Гордиенко В.В. Коррупция как измена государственным интересам и интересам гражданского общества РФ и пути ее пресечения // Вестник Московского университета МВД. 2014. № 1.
18. Давитадзе М.Д. Коррупция: вид, причины и последствия // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью: сборник научных статей / под ред. Н.Г. Кадникова и М.М. Ма-лыковцева. М., 2009.
19. Борьба с коррупцией в государственных органах Республики Казахстан: учебное пособие / под ред. Е.О. Алауханова. Алматы, 2008. URL: http://www. allpravo.ru/library/doc101p0/instrum6770/item6779.html (дата обращения: 26.09.2017).
20. Кулыгин В.В. О возможности оптимизации антикоррупционного законодательства // Проблемы формирования и реализации антикоррупционной и антикриминальной политики: сборник по материалам Шестой сессии Дальневосточной криминологической школы. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2009.
21. Цоколов И.А. Проблемы уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления. Статья 1. К вопросу об оптимизации понятия «коррупционное преступление» // Российский следователь. 2011. № 5.
Notes
1. Bukalerova L.A., Kopylov M.N. To the question about the concept of «corruption crimes». Society and law, 2012, no. 1 (38). (In Russ.)
2. Zhadan V.N. Some approaches to the definition of characteristics and concepts of corruption crimes. The Young scientist, 2015, no. 7. (In Russ.)
3. The national plan of counteraction of corruption. Rossiyskaya gazeta, 2008, August 5. (In Russ.)
4. On combating corruption: the federal law of 25 December 2008 № 273-FZ. Rossiyskaya gazeta, 2008, December 30. (In Russ.)
5. About introduction in action of the lists of articles of the Criminal code of the Russian Federation, used when forming the statistical reporting: the General Prosecutor's office and Ministry of internal Affairs of Russia from February 1, 2016 no. 65/11/1. URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71231728/ (accessed 25.09.2017). (In Russ.)
6. About court practice on Affairs about bribery and other corruption crimes: the resolution of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of July 9, 2013 no. 24. URL: http://base.garant.ru/70410688/ (accessed 25.09.2017). (In Russ.)
7. Mar'ina E.V. Corruption: sectoral and cross-sectoral harmonization of norms. Author's abstract... candidate of legal sciences. Samara, 2010. (In Russ.)
8. Dolgova A.I. Corruption crime // Criminology: textbook for universities / under the general editorship of A.I. Dolgova. Moscow: Norma Pabl., 2010. (In Russ.)
9. Grigoriev V.A., Doroshin V.V. Corruption crime: concept, characteristics, types. URL: http://www.lawmix. ru/comm/2042 (accessed 20.10.2017). (In Russ.)
10. Kolomiychenko E.V., Zelentsov A.A. General characteristic of crimes of corruption orientation in Russia. Eurasian law journal, 2012, no. 9. (In Russ.)
11. Bugaevskaya N.V. The formation of the concept of «corruption crimes» from the point of view of the law and criminal statistics. Improving law enforcement in the fight against crime in modern conditions: materials of international scientific-practical conference (1-2 November 2013). Issue 10. Part 1. Tyumen: THAMEUP Pabl., 2013. URL: https://advokatsidorov.ru/ponyatie-korrup-cionnye-prestupleniya.html (accessed 26.07.2017). (In Russ.)
12. Signs of corruption in administrative activity. Socio-legal and socio-psychological problems associated with corruption in the police Department. URL: http:// studopedia.ru/3_66430_sotsialno-pravovie-i-sotsialno-psihologicheskie-problemi-svyazannie-s-korruptsiey-v-ovd.html (accessed 24.07.2017). (In Russ.)
§ I
ф £
£
о ф
& о
(О
0
1 I
0
3
1
а
0
se
3
1
Ф ^
О >3
о
О Ф :т з <о
3 &
з з
а ф
13. Gorshenkov G.N. «Dealing» and «corruption» as not scientifically researched the concepts. Combating corruption at the Federal, regional and municipal levels: proceedings of the international. scientific.-pract. conference dedicated to the 112 anniversary of the Institute of Law of Tomsk state University and the need to develop a program of fighting corruption at the municipal level, Tomsk: Izd-vo Tom. University Pabl., 2010. (In Russ.)
14. Goncharenko G.S. The concept, nature and types of corruption in modern Russia. Administrative and municipal law, 2010, no. 6, pp. 58-61. (In Russ.)
15. Kozlov T.L., Kudashkin A.V. Again on the legal notion of corruption. Modern law, 2010, no. 6. (In Russ.)
16. Rarog A.I. Qualification of crimes to subjective signs. St. Petersburg: The law center Press, 2002. (In Russ.)
17. Bogdanov A.V., Lobzov K.M., Gordienko V.V. Corruption as a betrayal of the public interest and the interests of civil society of the Russian Federation and ways of its suppression. Vestnik of the Moscow university of the interior Ministry, 2014, no. 1. (In Russ.)
18. Davitadze M.D. Corruption: the nature, causes and consequences. Actual problems of combating corruption and organized crime: collection of scientific works / ed. N.G. Kadnikova and M.M. Malikovtseva. Moscow, 2009. (In Russ.)
19. The fight against corruption in the state bodies of the Republic of Kazakhstan: textbook / under the ed. of E.O. Alauhanov. Almaty, 2008. URL: http://www.allpravo. ru/library/doc101p0/instrum6770/item6779.html (accessed 26.09.2017).
20. Kulygin V.V. On the possibility of optimizing the anti-corruption legislation. Problems of formation and implementation of anti-corruption and anti-criminal policy: collection of materials of the Sixth session of the far Eastern criminological school, Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. University Press, 2009. (In Russ.)
21. Tsokolov I.A. The problems of criminal prosecution of persons who committed corruption crimes. Article 1. To the question of optimizing the notion of «corruption crime». Russian investigator, 2011, no. 5. (In Russ.)
3 &
ф
3
a
CB CD
0
CD
1