Bibliography
1. Khodyakova, N.V. Lichnostnihyj podkhod k formirovaniyu informacionnoyj kuljturih vihpusknikov vuzov: dis. ... kand. ped. nauk. - Volgograd, 1999.
2. Grebenkina, L.K. Idei «nenasiliya» v gumanisticheskoyj pedagogike // Tradicii i novacii v pedagogike nenasiliya: tezisih dokladov Vserossiyjskoyj konferencii. - Kirov, 1996.
3. Safonova, V.G. Organizaciya proektnoyj deyateljnosti po formirovaniyu informacionnoyj kuljturih studentov (na materialakh deyateljnosti tekhniko-ehkonomicheskogo kolledzha g. Novokuzneck): dis. ... kand. ped. nauk. - Tomsk, 2011.
4. Daniljchuk, E.V. Metodicheskaya sistema formirovaniya informacionnoyj kuljturih buduthego pedagoga: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2003.
5. Markova, A.G. Diagnostika-korrekciya motivacionnoyj sferih // Detskiyj psikholog. - Rostov-na-Donu, 2005. - Vihp. 7.
Статья поступила в редакцию 18.12.13
УДК 37.01
Balyura M. Y. KNOWLEDGE AND SKILLS: ROLE IN THE FORMATION OF FUNCTIONALLY LITERATE PERSON.
Article is dedicated to one of the most important problems in education-the formation of a meta-subject skills in students. Today there is a demand for «а person who is able to use all received during the life of the knowledge and skills to deal with life's challenges». Author argues that it is necessary to work hard to organize the formation of students a metasubject skills.
Key words: meta-subject skills, organizational, communication, estimates, intellectual, functionally literate person, education, training, development, subject knowledge.
М.Ю. Балюра, аспирантка МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва, E-mail:[email protected]
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ: ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена одной из важных проблем образования - формированию у школьников метапредметных умений. Сегодня появился спрос на «личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач». Автор статьи доказывает, что необходимо организовывать целенаправленную работу по формированию у школьников метапредметных умений.
Ключевые слова: метапредметные умения: организационные, коммуникативные, оценочные, интеллектуальные; функционально грамотная личность, воспитание, обучение, развитие, предметные знания.
В настоящее время многие вопросы, связанные с воспитанием, обучением и развитием учащихся в школе, требуют нового осмысления, потому что социальные преобразования, происходящие в обществе, не только изменили взгляд на человека, на Детство, но и послужили основой для изменения мировоззрения педагогов и школьников. Как и чему учить сегодня - вопрос далеко не праздный. Если меня учили прочно усваивать знания по предметам, то я формирую у учащихся умения, которые помогут им реализовать весь свой потенциал в будущем.
Что же важнее для ученика: Знание или Умение?
Как учить сегодня: передавать сумму знаний, надеясь на безграничные пределы памяти ребёнка, или развивать умения, позволяющие детям успешно адаптироваться в окружающем их мире и овладевать новыми знаниями. Автор принадлежит к поколению, которому давали прочные знания. Мы, дети 70-ых годов прошлого столетия, обладаем прочными знаниями, многое умеем, состоялись профессионально. Но только сегодня я чётко осознаю, что все мои успехи были результатом заучивания. Вероятно, именно поэтому на выпуске из школы я испытывала определённые трудности. Я прекрасно помню наш разговор с моим учителем литературы (в то время я училась на первом курсе педагогического института):
- Вы учили нас не тому, в жизни всё не так, - говорила я.
- Девочка моя, - с грустью в голосе отвечала она, - этого требовала наша программа. Не могла же я тебе сказать, что в жизни всё будет совсем по-другому. Я просто не имела на это права.
Так начались мои первые взрослые разочарования. Началась работа, работа, прежде всего, над собой. Я старалась не просто больше узнать о чём-нибудь, но в первую очередь научиться, КАК надо это делать.
Сегодня у наших выпускников такие же трудности. Сначала они поступают в профессиональное учебное заведение, по окончании которого мало надежды, что они смогут работать по специальности. Чаще всего молодым специалистам приходится сразу же переучиваться, чтобы заинтересовать работодателя. Предлагая себя на какое-либо рабочее место, начинающий спе-
циалист должен показать свои возможности и убедить будущего начальника в своей перспективности.
А сколько жизненных задач приходится решать нашим детям?! И у них нет права на ошибку, потому что ошибка приводит к разочарованию, пропадает уверенность в своих силах, возникает боязнь перед будущим. А это и есть первый шаг к краху главной мечты любого ребёнка - быть успешным.
Затруднения школьников, связанные с неумением учиться, привлекают пристальное внимание учёных, родителей и педагогов. Исследования кафедры педагогики МГУ показали, что более половины старшеклассников считают основной причиной своего отставания нехватку у них не знаний, а умений. По результатам исследований только 33% обследованных детей хорошо умеют доказывать свою правоту, сравнивать, рассуждать, анализировать, классифицировать, обобщать знания, планировать, осуществлять самоконтроль. 20% обладают примерно половиной перечисленных умений, а 12% владеют одним-двумя из них. Думаю, и вас не может оставить равнодушным тот факт, что, по данным Международного исследования образовательных достижений учащихся, Россия заняла 28 место из 32 возможных [1].
Давайте задумаемся, почему это происходит? Думаю, со мной согласятся многие, программы общеобразовательных учреждений включают разделы, определяющие знания и умения, но это - специальные (предметные) знания, умения и навыки -так называемые ЗУНы. В данном случае речь идёт о метапредметных умениях, которые в общеобразовательной школе не выступают предметом специального усвоения. Метапредметные умения являются инструментом овладения любым учебным материалом.
Возьмём в качестве примера умение плавать, ездить на велосипеде, управлять автомобилем. Это умение может быть приобретено в результате наблюдений, личных тренировок под руководством инструктора, личных попыток. И любые, сколь угодно ясно сформулированные правила сами по себе не помогут этому научиться. Другой пример - знание языков. Человек, будучи погружённым в языковую среду, успешно осваивает язык постепенно, не изучая грамматики.
Вывод очевиден: необходимо организовывать целенаправленную работу по формированию у школьников метапредметных умений.
Термин метапредметные умения на сегодня ещё не является устоявшимся. «Метапредметные умения - это умения (способы действия), усвоенные учащимися на базе одного или нескольких учебных предметов, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях» [2].
Проблему формирования и развития метапредметных умений учащихся можно отнести к разряду сакраментальных, т.е. священных. Так, ещё в «Великой дидактике» Яном Амосом Ко-менским было заявлено, что «альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах бы было меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха». А итальянский поэт Петрарка в свою очередь писал: «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам».
Если в начальной школе главным результатом образования является формирование метапредметных умений, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, то в основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности - как учебной, так и социально-творческой. По окончании школьного курса молодые люди должны быть готовы к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории [3].
Библиографический список
Однако только предметные знания сами по себе не могут развить у современных школьников такие качества, как самостоятельность и ответственность, креативность и коммуникативность, умение ставить и решать проблемы, получать новые знания и т.д. Для учащихся не менее важно овладеть метапредмет-ными умениями, такими, как организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные, которые «являются основой множества конкретных видов деятельности» [4, с. 99].
Обобщая всё вышесказанное, можно отметить, что метапредметные умения - это то, что должно остаться после школы.
Осмысление идей государственных документов об образовании [5] показывает, что сегодня появился спрос не просто на человека, а на «личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (6; с.16.) По сути это такая личность, у которой сформированы метапредметные умения.
В связи с вышесказанным не следует забывать и о роли учителя. В прессе и на телевидении много говорится о профессиональном стандарте [6], включающем в себя прежде всего:
* позитивное отношение к профессии;
* умение обеспечить успех в учебной деятельности для всех ребят, а не только для тех, кто хорошо учится;
* умение делать учебную задачу личностной, т.е. научить решать учебную задачу не потому, что её надо решить, а потому, что это пригодится в жизни;
* умение принимать решение в различных педагогических ситуациях.
Автор выражает уверенность в том, что умеющий научить учитель сумеет воспитать умеющего жить ученика.
1. Начальная школа плюс До и После: научно-методический и психолого-педагогический журнал». - М., 2009.
2. [Э/р]. - Р/д: http:// yandex.ru/
3. Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла: сб. материалов PDF. - М., 2003.
4. Образовательная система «Школа 2100»: сборник программ. Основная школа. Старшая школа / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 2009.
5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
6. Бунеев, РН. Образовательная система нового поколения. Теоретический аспект: монография. - М., 2008.
Bibliography
1. Nachaljnaya shkola plyus Do i Posle: nauchno-metodicheskiyj i psikhologo-pedagogicheskiyj zhurnal». - M., 2009.
2. [Eh/r]. - R/d: http:// yandex.ru/
3. Leontjev, A.A. Pedagogika zdravogo smihsla: sb. materialov PDF. - M., 2003.
4. Obrazovateljnaya sistema «Shkola 2100»: sbornik programm. Osnovnaya shkola. Starshaya shkola / pod nauch. red. D.I. Feljdshteyjna. -M., 2009.
5. Federaljnihyj zakon RF «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii».
6. Buneev, R.N. Obrazovateljnaya sistema novogo pokoleniya. Teoreticheskiyj aspekt: monografiya. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 15.12.13
УДК 378
Borozinets N.M. DEFINITION «PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS» In WORKS of DOMESTIC AND FOREIGN SCIENTISTS. In article various approaches to essence of a definition «professional consciousness» are considered. Key words: consciousness, consciousness structure, professional consciousness.
Н.М. Борозинец, канд. психол. наук, доц., декан факультета образования, Института образования и социальных наук СКФУ, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ДЕФИНИЦИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ» В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ
В статье рассмотрены различные подходы к сущности дефиниции «профессиональное самосознание». Ключевые слова: самосознание, структура самосознания, профессиональное самосознание.
Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности. Вопросы формирования самосознания у профессионалов невозможно решить, не опираясь на психологические исследования сущности, структуры самосознания, условий его формирования и развития. В этой связи, прежде чем рассмотреть содержание данной дефиниции, рассмотрим понятие «самосознание».
Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий [1].
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта дея-