Вывод очевиден: необходимо организовывать целенаправленную работу по формированию у школьников метапредмет-ных умений.
Термин метапредметные умения на сегодня ещё не является устоявшимся. «Метапредметные умения - это умения (способы действия), усвоенные учащимися на базе одного или нескольких учебных предметов, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях» [2].
Проблему формирования и развития метапредметных умений учащихся можно отнести к разряду сакраментальных, т.е. священных. Так, ещё в «Великой дидактике» Яном Амосом Ко-менским было заявлено, что «альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах бы было меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха». А итальянский поэт Петрарка в свою очередь писал: «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам».
Если в начальной школе главным результатом образования является формирование метапредметных умений, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, то в основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности - как учебной, так и социально-творческой. По окончании школьного курса молодые люди должны быть готовы к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории [3].
Библиографический список
Однако только предметные знания сами по себе не могут развить у современных школьников такие качества, как самостоятельность и ответственность, креативность и коммуникативность, умение ставить и решать проблемы, получать новые знания и т.д. Для учащихся не менее важно овладеть метапредмет-ными умениями, такими, как организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные, которые «являются основой множества конкретных видов деятельности» [4, с. 99].
Обобщая всё вышесказанное, можно отметить, что метапредметные умения - это то, что должно остаться после школы.
Осмысление идей государственных документов об образовании [5] показывает, что сегодня появился спрос не просто на человека, а на «личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (6; с.16.) По сути это такая личность, у которой сформированы метапредметные умения.
В связи с вышесказанным не следует забывать и о роли учителя. В прессе и на телевидении много говорится о профессиональном стандарте [6], включающем в себя прежде всего:
* позитивное отношение к профессии;
* умение обеспечить успех в учебной деятельности для всех ребят, а не только для тех, кто хорошо учится;
* умение делать учебную задачу личностной, т.е. научить решать учебную задачу не потому, что её надо решить, а потому, что это пригодится в жизни;
* умение принимать решение в различных педагогических ситуациях.
Автор выражает уверенность в том, что умеющий научить учитель сумеет воспитать умеющего жить ученика.
1. Начальная школа плюс До и После: научно-методический и психолого-педагогический журнал». - М., 2009.
2. [Э/р]. - Р/д: http:// yandex.ru/
3. Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла: сб. материалов PDF. - М., 2003.
4. Образовательная система «Школа 2100»: сборник программ. Основная школа. Старшая школа / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 2009.
5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
6. Бунеев, РН. Образовательная система нового поколения. Теоретический аспект: монография. - М., 2008.
Bibliography
1. Nachaljnaya shkola plyus Do i Posle: nauchno-metodicheskiyj i psikhologo-pedagogicheskiyj zhurnal». - M., 2009.
2. [Eh/r]. - R/d: http:// yandex.ru/
3. Leontjev, A.A. Pedagogika zdravogo smihsla: sb. materialov PDF. - M., 2003.
4. Obrazovateljnaya sistema «Shkola 2100»: sbornik programm. Osnovnaya shkola. Starshaya shkola / pod nauch. red. D.I. Feljdshteyjna. -M., 2009.
5. Federaljnihyj zakon RF «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii».
6. Buneev, R.N. Obrazovateljnaya sistema novogo pokoleniya. Teoreticheskiyj aspekt: monografiya. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 15.12.13
УДК 378
Borozinets N.M. DEFINITION «PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS» In WORKS of DOMESTIC AND FOREIGN SCIENTISTS. In article various approaches to essence of a definition «professional consciousness» are considered. Key words: consciousness, consciousness structure, professional consciousness.
Н.М. Борозинец, канд. психол. наук, доц., декан факультета образования, Института образования и социальных наук СКФУ, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ДЕФИНИЦИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ» В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ
В статье рассмотрены различные подходы к сущности дефиниции «профессиональное самосознание». Ключевые слова: самосознание, структура самосознания, профессиональное самосознание.
Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности. Вопросы формирования самосознания у профессионалов невозможно решить, не опираясь на психологические исследования сущности, структуры самосознания, условий его формирования и развития. В этой связи, прежде чем рассмотреть содержание данной дефиниции, рассмотрим понятие «самосознание».
Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий [1].
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта дея-
Таблица 1
Подходы к пониманию дефиниции «профессиональное самосознание»
№ Содержание понятия Автор
1. Выделяет профессиональное самосознание как разновидность самосознания и рассматривает его как осознание своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. Б.Д. Парыгин
2. Профессиональное самосознание как познание и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним. З.И. Иванова и К.В. Косев
3. Профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирования направления саморазвития, его осуществление. В.Н. Казиев
4. Трактует это понятие как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задаче профессионального самоопределения; осознание себя как субъекта своей профессиональной деятельности. П.А. Шавир
5. Профессиональное самосознание - осознание личностью себя, во-первых, в системе профессиональной деятельности, во-вторых, в системе профессионального общения, в-третьих, в системе собственной личности, И.В. Вачков
тельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я» [2].
Самосознание - способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях.
В философии проблема самосознания была сформулирована Сократом, который называл самопознание смыслом философии. Но в античной философии проблема самосознания не получила развернутого толкования.
Впервые вопрос о самосознании стал проблемой в средневековой философии. Средневековое религиозное мировоззрение предполагало и требовало от человека определенного усилия, направленного на преобразование телесной природы, связанной с грехом. Понятно, что прежде чем человек будет способен осознать себя образом и подобием Бога, он должен просто осознать себя. В философии Нового времени проблема самосознания оказалась связанной с проблемой познания и возможностью человека знать о своих собственных способностях. Философия XVII - XVIII веков утверждает, что нет сознания без самосознания, а сознание в свою очередь сводится к мышлению (хрестоматия). Современная философия отказалась от отождествления сознания, мышления и самосознания. В современной философии интерпретируется уже не столько вопрос о сознании или самосознании, сколько проблема принципиальной возможности рефлексии по поводу любых проявлений человека: сознательных и бессознательных, интеллектуальных, эмоциональных или волевых. Самосознание рассматривается не только в форме знания о самом себе, но и переживания по поводу содержания субъективной реальности, понимается как самоотображение, равноценное отображению внешнего мира [3].
В современной психологии структура самосознания раскрыта В.С. Мерлином. Компоненты самосознания по В.С. Мерлину:
• сознание своей тождественности;
• сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
• осознание своих психических свойств и качеств;
• определенная система социально-нравственных самооценок [4].
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности. Его Происхождение и развитие дефиниции «профессиональное самосознание» неразрывно связано с уровнем профессиональной подготовки (Овсянникова В.В., Райнаи Г., Ткачева Н.О.), с овладением профессиональным мастерством (Жукова М.И., Васюк А Г., Борисова Е.М.). Возникнув, профессиональное самосознание становится важным звеном в регулировании как текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом (Климов Е.А., Козиев В.Н., Васьковская С.В.) [5]. Отдельные подходы к пониманию дефиниции «профессиональное самосознание» отражены в таблице 1.
Подобные интерпретации термина «профессиональное самосознание» не противоречат друг другу, а скорее взаимодо-полняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия.
Можно отметить, что профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми
и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.
Профессиональное самосознание включает осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; самооценивание человеком своих отдельных сторон - понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную; положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции».
Разработка проблемы профессионального самосознания только начинается, поэтому в научной литературе она освещена еще очень слабо. Особенно остро ее неразработанность ощущается в конкретных областях профессионального труда. Неизученность данной проблемы также объясняется неразработанностью методов исследования такого сложного образования каким является феномен презентации субъекту собственною «Я».
Резюмируя вышеизложенное, отметим: профессиональное самосознание, как разновидность социально-специфического самосознания, представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Оно через мотивы личности профессионала связано с реальной профессиональной деятельностью. Профессиональное самосознание сигнализирует о смысле «Я» профессионала. Изучение профессионального самосознания предполагает исследование профессионального Я-образа (Я-концепции), отношения личности к самой себе как профессионалу, к собственному профессиональному становлению и самосовершенствованию.
Профессиональный Я-образ (или профессиональная Я-кон-цепция) - это динамическая система представлений профессионала о себе как субъекте профессиональной деятельности. Психологическое исследование становления самосознания профессионалов, осваивающих различные профессии, должно прояснить важную сторону формирования человека как субъекта труда, вскрыть механизм сознательной рефлексии на изменение своих отношений с миром.
Профессионализация - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии, и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Наиболее интенсивным периодом профессионализации считается обучение в вузе. Поэтому важной задачей университетского образования, помимо передачи знаний и умений, должно стать формирование личности профессионала, содействие его идентификации с профессией, основанное на учете психологических закономерностей процесса профессионализации.
Таким образом, профессиональное самосознание необходимо для успешного самоопределения и предполагает постоянную работу субъекта по формированию и детализации внутреннего образа профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Самозонание [Э/р]. - Р/д: http://ru.wikipedia.org/wiki %D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0% B0% D0% B D% D0% B8%-D0% B5
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946.
3. Радугин, А.А.. Хрестоматия по философии. - М., 2001.
4. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности // Избр. психол. труды. - М., 1996.
5. Смахтина, Т.А. Развитие профессионального самосознания в индивидуальных стратегиях карьерного роста государственных служа-
щих: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008.
Bibliography
1. Samozonanie [Eh/r]. - R/d: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0% B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
2. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - M., 1946.
3. Radugin, A.A.. Khrestomatiya po filosofii. - M., 2001.
4. Merlin, V.S. Psikhologiya individualjnosti // Izbr. psikhol. trudih. - M., 1996.
5. Smakhtina, T.A. Razvitie professionaljnogo samosoznaniya v individualjnihkh strategiyakh karjernogo rosta gosudarstvennihkh sluzhathikh:
dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 19.11.13
УДК 908(470 + 571):378.013
Vasilieva G.M., Kozhevnikova M.N., Kusnetsov A.L. FORMING THE RUSSIAN GEOGRAFICAL IMAGE IN THE COURSE OF PRE-UNIVERSITY SCHOOLING OF FOREING STUDENTS. The article concerns new ways of forming the geographical image of Russia in the course of pre-university schooling of foreign students. With the help of linguistic and cultural approach the authors find out the correspondence between the image of Russian geographical parameters existing in the mind of native Russian speakers and the image formed by means of specially created text-books for foreign students.
Key words: geographical image of Russia, cross-cultural education, foreign students, pre-university schooling, linguistic and cultural approach, frequent associations.
Г.М. Васильева, д-р филол. наук, проф. каф. межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Российский гос. педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected];
М.Н. Кожевникова, канд. пед. наук, доц. каф. русского языка для иностранных граждан ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный гос. технический университет», г. Москва,
E-mail: [email protected]; А.Л. Кузнецов, канд. ист. наук, зав. каф. страноведения ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный гос. технический университет», г. Москва, E-mail: tanjalex@yandex. ru
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА РОССИИ У ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье обсуждаются возможности формирования географического образа России у иностранных учащихся на этапе их довузовской подготовки. Средствами лингвокультурологического подхода выявляется соответствие географического образа России, сформированного с помощью специально разработанных пособий для иностранных учащихся, и представлений о географических параметрах России у носителей русского языка.
Ключевые слова: географический образ России, межкультурное образование, иностранные учащиеся, довузовская подготовка, лингвокультурологический подход, частотные мотивы.
Образ России в сознании иностранного учащегося формируется в процессе изучения русского языка, чтения художественных текстов и учебной литературы (по страноведению, истории, географии и т.д.), а также на основе бесед с русскими людьми и личных впечатлений. Одной из важнейших составляющих образа любой страны является её географический образ. Мысль о влиянии особенностей географии на культуру, традиции, внешний облик и национальный характер любого народа прослеживается в высказываниях самых разных философов и учёных, начиная с работ Демокрита, Монтескье, Гегеля и включая современные исследования в области этнопсихологии, культурологии, антропологии. Эту же идею развивали Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилёв, В.О. Ключевский, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман и др. Так, Лотман, исследуя введенное им понятие «географическое пространство», пишет о его принадлежности к одной из форм пространственного конструирования мира в сознании человека, о его тесной связи с общей картиной мира [1, с. 24].
Обучение иностранных граждан в высшей школе России предполагает не только формирование общенаучных и профессиональных компетенций, но и становление новой личности, интегрированной в российское общество и адаптированной к условиям современной российской жизни. На смену коммуни-
кативному подходу в обучении русскому языку как иностранному приходит методика межкультурного образования, суть которой сводится к следующему. При общении носителей различных культур, которых можно назвать языковыми личностями (Ю.Н. Караулов), каждый из них вносит в ситуацию общения свой культурный стиль: своё видение и понимание окружающей действительности, включающее знание о стране собеседника (географии, политической ситуации и т.д.), а также знания о своей собственной стране, которые придают ситуации социальный смысл и являются ключевыми для взаимопонимания. Поэтому в образовательных целях продуктивно считать, что нет раздельно языка и культуры - язык есть органическая часть культуры [2, с. 9-10]. Поэтому усвоение языка предполагает также усвоение фоновых и лингвокультурологических знаний, стоящих за словом, которые формируют образ страны через призму изучаемого языка.
Пока продолжаются дискуссии по поводу того, какая информация может считаться фоновым знанием о стране, мы должны признать, что одним из бесспорных и важнейших компонентов фоновых знаний является географический образ страны - то есть, представление о её размерах, границах, рельефе, климате и других географических параметрах.