Таблица 2
Типы реакций на фрустрацию в контрольной и экспериментальной группе
№ Контрольная группа Экспериментальная группа
OD ED NP OD ED NP
1 7,5 9 7,5 10 10 4
2 5 9,5 9,5 5 6 13
3 9 9 6 6,5 6,5 11
4 6 8 10 5,5 6,5 12
5 7 9 8 6 8 10
6 8 12 4 3,5 9 11,5
7 5 9 10 8 3,5 12,5
8 5 11 8 11 6 7
9 6 11 7 13,5 5,5 5
10 4 9 11 11 7 6
11 7 8 9 3 7 14
12 3 8 13 10 4 10
13 4 10 10 8 10 6
14 5 8 11 8 5 11
15 5 11 9 4 12 8
16 9 10 5 9 6,5 8,5
17 7 4 13 6 3 15
18 6 6 12 9 8 7
19 3 7 14 7,5 4,5 12
20 3 9 12 6 9 8
Среднее 5,725 8,875 9,45 7,5 6,85 9,6
шей проблемной ситуации, и они менее склонны фиксироваться на самозащите, им свойственна повышенная ранимость, обидчивость, неадекватная самооценка, уязвимость.
Библиографический список
4. В целом, снижение социально-психологической адаптации студентов с ограничениями по здоровью связано с психологическими механизмами.
1. Ветрова, И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов [Э/р]. - Р/д: www.yspu.yar.ru
2. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы. - Новосибирск, 2003.
3. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А.Баранов. - СПб., 2006.
4. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособ. - Самара, 2006.
Bibliography
1. Vetrova, I.Yu. Problemih socialjnoyj adaptacii invalidov [Eh/r]. - R/d: www.yspu.yar.ru
2. Professionaljnoe obrazovanie lic s ogranichennihmi vozmozhnostyami zdorovjya: problemih i perspektivih. - Novosibirsk, 2003.
3. Psikhologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika / A.A. Rean, A.R. Kudashev, A.A.Baranov. - SPb., 2006.
4. Rayjgorodskiyj, D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: ucheb. posob. - Samara, 2006.
Статья поступила в редакцию 24.01.14
УДК 159.922.74
Reshetova E.E. THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION AS A SPHERE FOR CULTOROLOGICAL WORK WITH PUPILS. The article studies the existing state of cultorological work with pupils within the system of additional education; it discusses the problem of upbringing and education of pupils within the above system.
Key words: additional education, teacher for additional education, cultorological work, culture and education.
Е.Е. Решетова, зам. директора по методической работе Центра эстетического воспитания детей Нижегородской области, г. Нижний Новгород, E-mail: E-mail: [email protected]
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
В статье рассматривается современное состояние культурологической работы с учащимися в системе дополнительного образования, обсуждается проблема воспитания и образования школьников в данной системе.
Ключевые слова: дополнительное образование, педагог дополнительного образования, культурологическая работа, культура и образование.
Система дополнительного образования (как пространство социального и культурологического образования, воспитания и развития учащихся) неоднократно являлась предметом исследования в современной психологической и педагогической науке. Такие исследователи, как О.С. Газман, Д.В. Зубов, М.Б. Коваль, Л.С. Лотош, И.И. Митина, В.Д. Семенов, С.Б. Серякова,
А.А. Усов и др. убедительно доказали, что учреждения дополнительного образования имеют высокий потенциал в развитии и становлении личности ребенка.
Важной чертой системы дополнительного образования мы считаем то, что, в отличие от общеобразовательных учреждений, дополнительное образование «вооружает не суммой зна-
ний учебных предметов, а целостной культурой, понимаемой как культура жизненного (личностного, профессионального) самоопределения, как способ целостного освоения мира» [1].
На сегодняшний день под образованностью человека подразумеваются не только специальные знания, но и разностороннее развитие его личности, способность уверенно ориентироваться в отечественной и мировой культуре, в сложившемся социокультурном пространстве. Важной способностью личности считается также гибкость социальной адаптации, способность к самообразованию, саморазвитию, умение самостоятельно выбирать жизненный путь. Некоторые ученые рассматривают образование как культурное явление, а культуру в целом понимают как «...личностное новообразование, обеспечивающее человеку ускорение качественного роста, закрепление новых достижений в этом росте, подготовку к новому росту» [2].
Система дополнительного образования в современном мире представляет собой вариативную систему, которая обеспечивает широкую возможность выбора как различных образовательных программ, не входящих в базовое образование, так и собственно образовательных учреждений.
Интересным нам представляется тот факт, что в нашей стране именно система дополнительного образования, которой, как правило, в процессе обучения и воспитания отводилась вспомогательная функция, «.оказалась инновационной сферой воплощения гуманистических идей в учебно-воспитательный процесс» [3].
В Федеральной программе развития образования подчеркивается, что «.важнейшей проблемой сейчас является восстановление единства систем обучения и воспитания, которое должно соответствовать современному российскому и мировому уровню науки и культуры» [4].
Необходимо отметить, что система дополнительного образования - это не просто придаток к системе общего и профессионального образования, это особая образовательная, воспитательная, развивающая сфера с приоритетом всестороннего становления личности школьника.
Дополнительное образование - это «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» [3]. Отметим, что под дополнительным образованием мы понимаем такой тип образования, который объединяет обучение, воспитание, развитие учащегося в единый процесс с целью развития творческого потенциала ребенка, его познавательных интересов, самореализации личности и ее социализации на основе свободного выбора ребенком различных видов деятельности.
Как содержание дополнительного образования, так и организационные формы деятельности в этой системе опираются на принципы развития «.социально-активной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни» [5].
Важной задачей учреждения дополнительного образования является развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, обеспечение необходимых условий для индивидуального развития, профессионального самоопределения, творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры ребенка [6]. Поддержка и развитие творческого потенциала учащихся является значимой задачей для педагогов дополнительного образования потому, что не все дети обладают способностями к академическому учению. В этом случае овладение другими сферами деятельности, которые вклю-
Библиографический список
чены в систему дополнительного образования, способствует повышению как культурного уровня таких школьников, так и результатов их образования в целом.
Можно выделить особую цивилизационно-культурную задачу системы дополнительного образования, которая в целом близка к тем задачам, которые ставит перед собой и общеобразовательная школа: обеспечение такого качества работы с учащимися, чтобы познание стало важной ценностью в их жизни.
В методологическом плане дополнительное образование можно назвать особым образовательным пространством, в котором осуществляется специальная деятельность по образованию, воспитанию и развитию ребенка, формированию у него новых жизненных умений и способностей [1].
А.Г. Асмолов выделяет пять функций дополнительного образования: культурообразующую, личностнопорождающую, профо-риентационную, психотерапевтическую и информационную [7].
В качестве одного из приоритетов XXI века рассматривает развитие системы дополнительного образования А.В. Мудрик. Он называет дополнительное образование сферой «...удовлетворения потребностей, реализации и формирования интересов современного человека на протяжении всей его жизни, начиная со старшего дошкольного возраста» [8].
В современном обществе образование направлено на формирование такой личности, которая способна быть успешной в рамках существующей культуры. Традиционно образование рассматривалось как форма ретрансляции культуры. Н.В. Бор-довская и А.А. Реан рассматривают образование как процесс передачи знаний и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями [9].
Некоторые авторы затрагивают проблему интеграции образования и культуры. В понятие «образованность» они включают как владение значительным запасом знаний, способ мышления, эрудицию человека, так и нравственную, эстетическую, экологическую культуру, культуру общения и т.д. [10]. Именно в системе дополнительного образования школьник может включиться не только в образовательный процесс, но и в культурную среду.
Современные исследования в области культурологической работы учреждений дополнительного образования показывают, как важно преодолеть разрыв между образованием и культурой. С.А. Козлова, Л.В. Поздняк делают акцент на том, что дополнительное образование уже не является замкнутой педагогической системой, а устанавливает тесную связь с культурной и социально-духовной сферой общества [11].
В качестве компонентов культурологического подхода к дополнительному образованию Е.В. Бондаревская выделяет:
- отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку ему в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития [12].
Итак, анализ психолого-педагогической литературы и выполненных в последние десятилетия диссертационных исследований, посвященных системе дополнительного образования, показывает, что проблема культурологической работы педагогов дополнительного образования с учащимися изучена недостаточно, хотя система дополнительного образования школьников является и социально востребованной, и общественно значимой.
1. Горский, В.А. Система дополнительного образования детей: концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей Института общего среднего образования Российской академии образования / В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов / / Дополнительное образование. - 2000. - № 1.
2. Селезнев, Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / под ред. А.А. Деркача. - М., 2004.
3. Технология профессионально-личностного развития будущего учителя, его готовности к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2003.
4. Федеральная программа развития образования (Федеральный закон Российской Федерации от 10.04.2000, № 51- ФЗ) // Вестник образования. - 2000. - № 12.
5. Библер, В.С. Школа диалога культур: введение в программу // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. - М., 1994.
6. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / под ред. А.К. Бруднова. - М., 2000.
7. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. - 1997. - № 9.
8. Мудрик, A.B. Развитие дополнительного образования как один из приоритетов XXI века // Европа и современная Россия. Интегратив-ная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы Третьей международной конф., Калининград-Варшава. - М., 2005.
9. Кочеткова, В.Г. Уровневая подготовка педагогических кадров для системы дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2003.
10. Соколова, Л.Б. Научное исследование как фактор становления культуры педагогической деятельности будущего учителя // Кредо. -2000. - № 3(21).
11. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. - М., 1998.
12. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. - 1999. - № 3.
Bibliography
1. Gorskiyj, V.A. Sistema dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj: koncepciya laboratorii problem dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj Instituta obthego srednego obrazovaniya Rossiyjskoyj akademii obrazovaniya / V.A. Gorskiyj, A.Ya. Zhurkina, L.Yu. Lyashko, V.V. Usanov // Dopolniteljnoe obrazovanie. - 2000. - № 1.
2. Seleznev, E.V. Razvitie akmeologicheskoyj kuljturih lichnosti / pod red. A.A. Derkacha. - M., 2004.
3. Tekhnologiya professionaljno-lichnostnogo razvitiya buduthego uchitelya, ego gotovnosti k organizacii vospitateljnogo processa v obrazovateljnom uchrezhdenii / pod red. V.A. Slastenina. - M., 2003.
4. Federaljnaya programma razvitiya obrazovaniya (Federaljnihyj zakon Rossiyjskoyj Federacii ot 10.04.2000, № 51- FZ) // Vestnik obrazovaniya. - 2000. - № 12.
5. Bibler, V.S. Shkola dialoga kuljtur: vvedenie v programmu // Prognoznoe socialjnoe proektirovanie: teoretiko-metodologicheskie i metodicheskie problemih. - M., 1994.
6. Ot vneshkoljnoyj rabotih - k dopolniteljnomu obrazovaniyu deteyj: sbornik normativnihkh i metodicheskikh materialov dlya dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj / pod red. A.K. Brudnova. - M., 2000.
7. Asmolov, A.G. Dopolniteljnoe obrazovanie kak zona blizhayjshego razvitiya obrazovaniya v Rossii: ot tradicionnoyj pedagogiki k pedagogike razvitiya // Vneshkoljnik. - 1997. - № 9.
8. Mudrik, A.B. Razvitie dopolniteljnogo obrazovaniya kak odin iz prioritetov XXI veka // Evropa i sovremennaya Rossiya. Integrativnaya funkciya pedagogicheskoyj nauki v edinom obrazovateljnom prostranstve: materialih Tretjeyj mezhdunarodnoyj konf., Kaliningrad-Varshava. -M., 2005.
9. Kochetkova, V.G. Urovnevaya podgotovka pedagogicheskikh kadrov dlya sistemih dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Samara, 2003.
10. Sokolova, L.B. Nauchnoe issledovanie kak faktor stanovleniya kuljturih pedagogicheskoyj deyateljnosti buduthego uchitelya // Kredo. - 2000. - № 3(21).
11. Kuljturno-dosugovaya deyateljnostj: uchebnik / pod red. A.D. Zharkova i V.M. Chizhikova. - M., 1998.
12. Bondarevskaya, E.V. Pedagogicheskaya kuljtura kak obthestvennaya i lichnaya cennostj // Pedagogika. - 1999. - № 3.
Статья поступила в редакцию 24.01.14