УДК 371:351.851
Beljakova T.S. FTATURES OF THE ORGANISATION OF PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF ACTIVITY OF THE TEACHER JF AN ABBITIONAL EDUCATION. Article opens features of the organisation of psihologo-pedagogical support of activity of the teacher of an additional education. In article the characteristic and features of the organisation of educational process in establishment of an additional education of children, the education systems of Russia connected with modernisation is given, the role of the teacher of an additional education in increase of efficiency of educational process reveals. In article features of the organisation and specificity of psihologo-pedagogical support of activity of the teacher of an additional education are proved and its basic stages are designated.
Key words: аdditional education of children, the teacher of an additional education, psihologo-pedagogical competence, professionalism, psihologo-pedagogical support of activity.
Т.С. Белякова, соискатель МПГУ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья раскрывает особенности организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования. В статье дается характеристика и особенности организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, связанные с модернизацией системы образования России, раскрывается роль педагога дополнительного образования в повышении эффективности образовательного процесса. В статье обоснованы особенности организации и специфика психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования и обозначены его основные этапы.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, педагог дополнительного образования, психологопедагогическая компетентность, психолого-педагогическое сопровождение деятельности.
Система дополнительного образования детей Российской Федерации, в ее новом качественном состоянии, устойчиво развивается на основе комплексно-целевого межведомственного подхода, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Федеральной программе развития образования, в Концепции модернизации образования Российской Федерации, в Концепции модернизации российского образования. Этим документами была подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Концепция модернизации российского системы образования определяет роль образования на современном этапе развития России задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития и рассматривает образование как важнейший фактор формирования нового качества экономики и общества.
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
- защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
- реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разра-
ботке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;
- участие специалистов сопровождения в психологопедагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;
- психологическую помощь семьям детей групп особого внимания и др.
Государственную политику в области образования определяет совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на основе анализа практической деятельности на каждом этапе развития педагогики. Этими установками руководствуются практики при решении педагогических проблем в качестве образца (модели, стандарта), определенного набора предписаний (регулятивов), и позволяют выбрать основные подходы в решении поставленных государством перед обществом задач модернизации российского образования.
Существующая система взглядов ученых и практиков в области системы образования и дополнительного образования детей в частности, на процессы и явления в природе и обществе определяет ведущий замысел, определяет стратегию действий по развитию системы дополнительного образования детей. Государственная политика в области образования выдвигает конструктивные принципы ее организации и функционирования, которые отражены в Концепции модернизации российского системы образования [1].
Дополнительное образование детей представляет собой уникальную социально-педагогическую систему, деятельность которой взаимосвязана с различными сферами жизнедеятельности человека. В настоящее время данная образовательная система существует и развивается в ситуации инновационных изменений российского общества.
По общепринятому определению «дополнительное образование детей»:
- единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности;
- неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванная, обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;
- специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических установок, оно способствует профориентации, придает становлению человека новое качество.
Деятельность учреждения дополнительного образования детей - это «согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической, методической, управленческой, обслуживающей и др.), осуществляемой субъектами, входящими в структуру конкретного учреждения» [2, с. 14].
Своеобразие дополнительного образования заключается в «добровольном, целенаправленном использовании ребенком свободного времени для полного развития своих потенциальных возможностей, в вариативности образовательных областей, видов деятельности, обучающих и развивающих программ. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное личностное развитие» [2, с. 110].
А.Г.Асмолов рассматривает дополнительное образование как зону ближайшего развития образования в России и подчеркивает, что это - «вариативное образование, в основе которого лежат идеи педагогики развития» [3, с. 6-8]
С.Б.Серякова отмечает, что «специфика деятельности системы дополнительного образования позволяет говорить о том, что воспитательное пространство данной системы является мощным фактором и ресурсом модернизации отечественного образования» [4, с. 192].
Исходя из сложившейся практики и анализа исследований в области педагогики дополнительного образования детей, можно констатировать, что изменения социальноэкономических условий жизни и деятельности российских граждан изменяют интересы, потребности и ориентации детей и родителей определяют содержательные приоритеты и функциональную направленность дополнительного образования детей. Вовлечение ребенка в изучение основ знаний из разных областей деятельности общества способствует его социальной ориентации и адаптации, формированию осознанного выбора будущей профессии, удовлетворению широких познавательных потребностей. В то же время, предоставляя каждому ребенку свободу выбора области и специализации деятельности, учебного заведения и педагога, дополнительное образование создает условия для становления и развития творческой личности, имеющей сформированную систему социальнозначимых ценностей, способной к постоянному самосовершенствованию.
С возрастанием потребности в дополнительном образовании детей расширяется ее сфера деятельности.
Модернизация российского образования определяет перспективы развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи на современном этапе - достижение нового современного качества образования, его индивидуализация и дифференциация.
При дифференцированном и индивидуальном подходе в дополнительном образовании детей деятельность педагога дополнительного образования направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.
Сегодня, когда дополнительное образование названо зоной ближайшего развития образования России, наступил этап теоретической и практической разработки проблем системы дополнительного образования. Переходя в режим развития, учреждения дополнительного образования стремятся определить специфику своей работы, включаются в поиск нового содержания образования, осмысливают научно-методические основы образовательного процесса, работают над созданием учебно-методических пособий, обновляют систему работы с кадрами.
Уникальность каждого учреждения дополнительного образования детей и деятельность каждого педагога дополнительного образования складывается из специфической возможности и практической безграничности дополнительного образования детей.
С.Б.Серякова отмечает, что специфика требований к личности педагога дополнительного образования является предметом исследования ученых в наше время. В своей монографии «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования» она отмечает, что на данный момент сложилось несколько подходов к трактовке понятия «педагог дополнительного образования [4, с. 170].
По мнению Л.Б.Буйловой, педагог дополнительного образования - это «педагогический работник, в задачи которого входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся (воспитанников) в области дополнительного образования, комплектование состава кружков, учебных групп, секций, клубных объединений и т.п. и организация внеурочной работы с воспитанниками». Именно, педагоги дополнительного образования, по её мнению, «призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно - духовному развитию личности» [5].
Е.Б. Евладова и Л.Г. Логинова дают определение понятию «педагог дополнительного образования». В их определении «педагог дополнительного образования - равноправный участник партнерских отношений, совместной деятельности с детьми, но это не снижает требований к нему в качестве ведущего субъекта образовательного процесса. Именно он организует и руководит совместной работой, поддерживает свободное развитие и воспитание своих подопечных, создает и реализует программную модель взаимодействия. От того, как он это делает, во многом зависят и достижения детей, их желание познавать, открывать для себя новое, доводить дело до конца, отвечать за свой выбор. Все это обязывает педагога к ответственности, компетентности, постоянному профессиональному совершенствованию, основанием для которых являются самопознание и самооценка»[6].
Деятельность педагогов дополнительного образования, по определению Буйловой Л.Н., направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит в будущем прогнозировать возможности применения знаний и навыков, полученных в системе дополнительного образования, в различных жизненных ситуациях [5].
По мнению многих авторов, специфика образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей обеспечивает возможность развития воспитанника и педагога дополнительного образования как субъектов права, деятельности и отношений, так как дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха в избранной форме деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей [7].
В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации за счет компенсации школьных неудач достижения в области дополнительного образования.
В связи с этим повышается социальная потребность в высокопрофессиональном специалисте - педагоге дополнительного образования.
Следует отметить, что специфика и уникальность системы дополнительного образования детей обусловлена ее историческим развитием и современными тенденциями развития и модернизации этой системы. Уникальность системы дополнительного образования детей в том, что она имеет «незакрытый список специальностей» [7, с. 168], направленности деятельности этой системы настолько широки и разнообразны, что в образовательный процесс или его обеспечение включены люди самых разных профессий, не все из которых имеют базовое педагогическое образование. В системе дополнительного образования работают специалисты, представители различных областей и видов деятельности, связанных с образованием, производством, культурой, физкультурой и спортом, системой социальной защиты и т.д. А также, люди, «развив-
шие свое увлечение до профессионального уровня»; люди, «которые сами прошли эту школу, затем получили профессиональное образование и возвратились в свои дворцы, дома, центры, клубы в новом качестве - педагога, педагога - организатора» [7, с. 163].
Особенности организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования обуславливают специфику профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, которая заключается в необходимости:
- владения организацией иного (отличного от общего образования) способа познания окружающего мира;
- осуществление интегративных функций, обусловленных сущностью дополнительного образования, в соответствии с многообразием его конкретно-практических целей; опыта адаптации к меняющимся потребностям и запросам детей, семьи, социума;
- создание условий для свободного развития личности ребенка, принятия его как индивидуальности;
- компенсации отсутствующих в основном образовании развивающих видов деятельности (ценностноориентированной, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической, спортивной и других интересующих детей областей науки и деятельности), опираясь на склонности, личностные и возрастные особенности детей, гарантируя каждому ребенку ситуацию успеха;
- содействия ребенку в выборе индивидуальной образовательной траектории;
- расширение диапазона удовлетворения творческих и познавательных потребностей ребенка;
- использование более широкого спектра форм и методов организации учебно-воспитательного процесса; необходимость создания научно-обоснованной, социально и экономически целесообразной, психологически и педагогически эффективной системы подготовки учащихся к разносторонней самостоятельной жизнедеятельности;
- способствования социализации ребенка путем введения его в постоянно расширяющийся круг социального общения и взаимодействия;
- прогнозирования промежуточных и конечных результатов воспитания в целом и воспитательного воздействия на ребенка и детский коллектив в частности;
- изучение индивидуальных особенностей детей и учет их в повседневной деятельности;
- влияние на мотивационную сферу ребенка;
- использование силы общественного мнения, традиций и настроения детского коллектива и другие [4, с. 192-193].
Специалисты, работающие в учреждениях дополнительного образования детей, являются носителями содержания предлагаемых детям видов деятельности. Это содержание, воплощаемое в разнообразных формах, в совокупности с личностными качествами составляет уникальный индивидуальный педагогический потенциал каждого из них.
Осуществление деятельности педагога дополнительного образования обусловливается уровнем профессионального сознания педагога, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой.
Профессиональная ориентация педагогов дополнительного образования должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, развитие её профессиональных возможностей, формирование профессиональной и личностной мобильности. Это связано с тем, что при включении в профессиональную деятельность педагог дополнительного образования мог бы в полной мере реализовать себя в профессии, и, в случае необходимости, гибко реагировать на возможность её совершенствования через повышение своей профессиональной компетентности, и профессиональной реализации.
Для оптимизации проблемы профессиональной самореализации педагогов дополнительного образования большое значение имеет изучение эффективности учебного процесса, которое осуществляется посредством педагогического мониторинга образовательной деятельности педагога дополнитель-
ного образования. Это позволяет оценить уровень освоения избранной профессии и педагогического мастерства педагога дополнительного образования, представляющего собой комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельности и развитию педагогических способностей которые указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности.
На наш взгляд, важна необходимость признания педагогом дополнительного образования приоритета субъективной позиции по отношению к себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост педагога дополнительного образования, на процесс и результат этого роста, а психологопедагогическое сопровождение его деятельности становится одним из средств обеспечения этого роста. В этом случае сам педагог определяет свое профессиональное развитие, свой профессиональный рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности -творческой самореализации в профессии.
Эффективность этого процесса в значительной степени определяется согласованностью психофизиологических возможностей человека с требованиями профессиональной деятельности, способностью личности к развитию, наращиванию профессиональной компетентности, оптимальному построению своей профессиональной карьеры, направленной на повышение эффективности образовательного процесса, на рост творческого потенциала обучающихся в творческих объединениях дополнительного образования детей.
С.Б. Серякова выдвигает необходимость поиска наиболее рациональных путей повышения эффективности учебновоспитательного процесса учреждений дополнительного образования детей, которая «напрямую зависит от уровня пси-холого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования» [4, с. 192].
На наш взгляд, одним из путей повышения эффективности образовательного процесса в детском объединении дополнительного образования может стать психологопедагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования.
В этом случае повышение профессионализма педагога дополнительного образования становится одновременно целью, средством и результатом работы специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей.
В нашем понимании, психолого-педагогическое сопровождение - это процесс педагогического взаимодействия, в котором социальный опыт и профессиональное мастерство сопровождающих трансформируется в профессиональные качества педагога дополнительного образования.
Данный процесс представляет собой не механический алгоритм передачи накопленных знаний и трансляцию опыта одних педагогов другим, а качественно новое образование, некую модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования, с нашей точки зрения, происходит в процессе педагогического взаимодействия, в котором просматриваются следующие компоненты:
- сбор и систематизация информации о качестве условий, содержания и результатов образовательной деятельности педагогов дополнительного образования;
- анализ исходных ситуаций, определение и постановка цели взаимодействия и принятия её педагогами дополнительного образования;
- планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели;
- использование разнообразных дидактических средств и методических приемов в процессе взаимодействия;
- предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие педагогами;
- исполнение обучающих и учебных операций, организация совместной работы сопровождающих и сопровождаемых;
- организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;
- анализ и самоанализ, оценка результатов взаимодействия.
В связи с уникальностью профессии «педагог дополнительного образования», профессиональное самоопределение и рост профессионального мастерства педагога дополнительного образования рассматривается нами как непрерывный процесс. А в процессе психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования мы можем выделить определенные этапы (этапы в нашем понимании - это не составные части, а последовательность развития процесса).
Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный.
На этапе подготовки процесса психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога создаются условия для его успешного протекания в режиме взаимодействия всех участников образовательного процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Этап подготовки включает в себя диагностику, прогнозирование хода и результатов, проектирование педагогического процесса.
На этом этапе решаются следующие важные задачи:
- обоснование и постановка цели взаимодействия,
- диагностика условий,
- прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса.
Основной этап - этап осуществления процесса педагогического сопровождения. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
- постановка и разъяснение цели и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагогов дополнительного образования и сопровождающих;
- использование намеченных методов, средств и форм процесса педагогического взаимодействия;
- создание благоприятных условий для процесса психоло-го-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования в процессе взаимодействия;
- осуществление разнообразных мер для стимулирования деятельности педагогов дополнительного образования;
- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессам;
- своевременная корректировка процесса психологопедагогического сопровождения по результатам педагогического мониторинга, сопровождающего процесс педагогического взаимодействия.
Эффективность процесса психолого-педагогического сопровождения зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, и не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу.
Важную роль на этом этапе осуществления процесса пси-холого-педагогического сопровождения играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь в нашем понимании -основа качественного управления процессом, её развитию и укреплению каждый из участников процесса педагогического взаимодействия в рамках психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования обязан придавать приоритетное значение. Только опираясь на неё, можно найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправление своей деятельностью со стороны педагогов дополнительного образования.
Заключительный этап завершает цикл педагогического процесса анализом достигнутых результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результат процесса педагогического взаимодействия в рамках психологопедагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом процесса взаимодействия субъектов, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего и текущего этапов.
Особенно важно понять причины неполного соответствия результатов процесса педагогического взаимодействия в рамках психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования, соотношения его реальных и прогнозируемых результатов. Выявить и определить, где, как и почему возникли эти несоответствия.
Внутренней движущей силой процесса психологопедагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими. Следовательно, задача управления процессом психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы хорошо изучить педагогический коллектив, а также, его отдельных членов, как сопровождающих, так и сопровождаемых для того, чтобы умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития образовательного процесса и профессиональное самоопределение участников педагогического взаимодействия.
Следовательно, можно сделать вывод о том, успешность развития учреждения дополнительного образования детей, эффективность образовательного процесса, развитие творческого потенциала обучающихся во многом зависит от уровня организованности психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования. Этот процесс имеет свои особенности и свой алгоритм, зависящий от условий, содержания и результата образовательной деятельности и направлен на повышение профессионального сознания педагога дополнительного образования.
Исходя из сложившейся практики, мы можем констатировать, что психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования представляет собой целостную систему сотрудничества сопровождающих и сопровождаемых, которое происходит в процессе педагогического взаимодействия, и обладает определенными особенностями, среди которых можно выделить следующие:
- ориентация этого процесса на антропологический и гуманистический подходы (понимание человека и его развития как ключевой ценности в системе образования);
- зависимость организации и осуществления этого процесса от степени подготовленности и включенности педагогических работников в этот процесс (как сопровождаемых, так и сопровождающих), от мотивации педагогических работников на самосовершенствование и самореализацию, на повышение профессионального мастерства и повышение эффективности образовательного процесса;
- осознание необходимости комплексного подхода, обеспеченного командной работой педагогических работников, специалистов различных профилей (управленцев, методистов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов организаторов);
- использования основных этапов организации сопровождения (подготовительного, основного и заключительного) в единстве диагностики, информационного поиска, планиро-
вания, консультирования и первичной помощи в реализации - понимание необходимости работы в тесной связи с
плана, которые должны иметь четкую структуру и цикличе- практической деятельностью образовательного учреждения, ский характер; используя личностно-ориентированные формы, содержание и
методы взаимодействия сопровождаемых и сопровождающих.
Библиографический список
1. http://www.edu.m/db/mo/Data/d_02/393.html
2. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей / сост. Л.Н. Буйлова, И.А. Дрогов, Л.П. Дугапова, Н.С. Дервоед [и др.]. - М.: ЦРСДОД, 2002.
3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зопа ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Впешкольпик. - 1997. - № 9
4. Серякова С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования: монография. - М.: МПГУ, 2005.
5. Буйлова Л.Н. Педагог дополнительного образования и педагог-оргапизатор массовой работы (методические рекомендации по организации работы). - М.: Бибирево, 2001.
6. Организация дополнительного образования детей: практикум: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логипова. - М.: ВЛАДОС, 200З.
7. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О.Е.Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 200З.
Bibliography
1. http://www.edu.m/db/mo/Data/d_02/393.html
2. Slovarj-spravochnik terminologii v dopolniteljnom obrazovanii deteyj / sost. L.N. Buyjlova, I.A. Drogov, L.P. Duganova, N.S. Dervoed [i dr.]. -M.: CRSDOD, 2002.
3. Asmolov A.G. Dopolniteljnoe obrazovanie kak zona blizhayjshego razvitiya v Rossii: ot tradicionnoyj pedagogiki k pe-dagogike razvitiya // Vneshkoljnik. - 1997. - № 9
4. Seryakova S.B. Psikhologo-pedagogicheskaya kompetentnostj pedagoga dopolniteljnogo obrazovaniya: monografiya. - M.: MPGU, 2005.
5. Buyjlova L.N. Pedagog dopolniteljnogo obrazovaniya i pedagog-organizator massovoyj rabotih (metodicheskie rekomendacii po organizacii rabo-tih). - M.: Bibirevo, 2001.
6. Organizaciya dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj: praktikum: ucheb. posobie dlya studentov uchrezhdeniyj sred. prof. obra-zovaniya / E.B. Evla-dova, L.G. Loginova. - M.: VLADOS, 200З.
7. Dopolniteljnoe obrazovanie deteyj: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / pod red. O.E.Lebedeva. - M.: VLA-DOS, 200З.
Статья поступила в редакцию 27.04.11
УДК 371.314.6
Плугина Н.А. SUBSTANTIVE PROVISIONS OF THE CONCEPT OF INFORMATION-DESIGN TRAINING OF STUDENTS. In work substantive provisions of the concept of information-design training of students are described. The special attention is given to development of informative thinking for which we allocate criteria and parameters, the plan of designing of information models of the phenomena, applied is resulted at realization of information-design training of students
Key words: informative thinking, information-design training, complex concepts, criteria and parameters of informative thinking, information model, a complementarity principle in formation.
Н.А. Плугина, канд. пед. наук, доц. МаГУ, г. Магнитогорск, Челябинская область, Е-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В работе описаны основные положения информационно-проектного обучения студентов. Особое внимание уделяется развитию информативного мышления, для которого нами выделены критерии и параметры, приводится план проектирования информационных моделей явлений, применяемый при реализации информационно-проектного обучения студентов
Ключевые слова: информативное мышление, информационно-проектное обучение, интегративные понятия, критерии и параметры информативного мышления, информационная модель, принцип дополнительности в образовании.
Одним их важнейших компонентов диалектического понимания природных и общественных явлений, а также технологических процессов является процесс их развития. Поскольку все процессы познания, обучения и т.д. постоянно совершенствуются, для гарантированного получения запланированных результатов необходимо осуществление постоянной диагностики и анализа целей и результатов образовательного процесса с последующей своевременной корректировкой поставленных целей и методов их достижения.
Как известно, в педагогической науке существует множество методов для достижения конкретных образовательных целей. Их интеграцию в образовательной технологии можно реализовать, используя принцип дополнительности между гуманитарными, естественнонаучными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами на основе: формирования интегративных понятий; целей осмысленного формирова-
ния профессиональных компетенций в рамках каждой из дисциплин; перехода от уровня формирования интегративных понятий к системному уровню проектирования информационных моделей, явлений открытого диалога между дисциплинами различного профиля на баз информационных технологий, как реальной основы развития информативного мышления. Именно на таком подходе к решению образовательных задач основывается предлагаемое нами интегративнопроектное обучение.
Известно, что мышление - «...активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредованного познания действительности» [1, с. 295].
Особое внимание следует обратить на тот факт, что эффективное формирование мышления, в том числе и информа-