УДК 378
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.Б. Серякова, Т.С. Белякова
В статье раскрывается особенность организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Подчеркивается специфика деятельности педагога дополнительного образования и основные этапы психолого-педагогического сопровождения его деятельности
Ключевые слова: дополнительное образования детей, педагог дополнительного образования, психологопедагогическое сопровождение деятельности
Реформирование государственной образовательной системы России сопряжено с рядом сложных и противоречивых процессов. Эти процессы выдвигают новые требования как к дошкольному, общему, специальному, высшему, так и к дополнительному образованию, одной из насущных задач которого является поиск оптимальных способов адаптации развивающейся личности в социуме на основе принципов системности, гуманизации, культу-росообразности, вариативности, диалогичности.
Отечественная система дополнительного образования детей была создана на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания. Дополнительное образование детей нуждается в дальнейшем своем развитии, как открытая государственная система, на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей, преследуя одним из приоритетов сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей.
Дополнительное образование детей представляет собой уникальную социальнопедагогическую систему, деятельность которой взаимосвязана с различными сферами жизнедеятельности человека. В настоящее время дополнительное образование существует и развивается в ситуации инновационных изменений российского общества.
По общепринятому определению «дополнительное образование детей»:
Серякова Светлана Брониславовна - МШ'У, Академик МАНПО, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected], тел. 8-903-584-01-04 Белякова Тамара Семеновна - МИОО, ст. преподаватель, тел. 8.916-806-90-22, e-mail: [email protected]
- единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности;
- неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;
- специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических установок, оно способствует профориентации, придает становлению человека новое качество.
Система дополнительного образования детей Российской Федерации, в ее новом качественном состоянии, устойчиво развивается на основе комплексно-целевого межведомственного подхода, что нашло отражение современных нормативных документах, отражающих государственную политику в области образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации образования Российской Федерации. ФЗ «Об образовании в РФ» и др.). Этими документами была подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального развития и самоопределения детей и молодежи.
В словаре-справочнике терминологии в дополнительном образовании детей деятельность учреждения дополнительного образования детей определяется как «согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической, методической, управленческой, обслуживающей и др.), осуществляемой субъектами, входящими в структуру конкрет-
ного учреждения» [1, с. 14]. Там же отмечается, что своеобразие дополнительного образования заключается в «добровольном, целенаправленном использовании ребенком свободного времени для полного развития своих потенциальных возможностей, в вариативности образовательных областей, видов деятельности, обучающих и развивающих программ. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное личностное развитие» [1, с.110].
А.Г. Асмолов рассматривает дополнительное образование как зону ближайшего развития образования в России и подчеркивает, что это - «вариативное образование, в основе которого лежат идеи педагогики развития» [1, с. 6-8].
Мы считаем, что «...специфика деятельности системы дополнительного образования позволяет говорить о том, что воспитательное пространство данной системы является мощным фактором и ресурсом модернизации отечественного образования» [3, с. 192].
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства и позволяет оказывать положительное влияние на повышение взаимодействия всех сфер системы образования в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.
Содержание дополнительного образования определяется в пространстве жизнедеятельности человека, не ограниченном государственными образовательными стандартами, и реализуются по специальным образовательным программам, которые в учреждениях дополнительного образования детей реализуются педагогами дополнительного образования.
Дополнительное образование располагает уникальными социально-педагогическими
возможностями по развитию творческих способностей обучающихся при реализации образовательных программ дополнительного образования детей различной направленности.
Исходя из сложившейся практики и анализа исследований в области педагогики дополнительного образования детей, которыми занимаются такие ученые, как В.В.Абраухова, Т.А.Альбицкая, В.А.Березина, Г.П.Буданова,
Л.Н.Буйлова, Е.Б.Евладова, З.А.Каргина, Б.В.Куприянов, А.В.Леонтович, О.Е.Лебедев, Л.Н.Макарова, И.И.Митина, Н.А.Морозова, А.В.Мудрик, Л.Г.Логинова, С.Б.Серякова, М.О.Чеков, А.И.Щетинская и др., можно констатировать, что изменения социальноэкономических условий жизни и деятельности российских граждан изменяют интересы, потребности и ориентации детей и родителей определяют содержательные приоритеты и функциональную направленность дополнительного образования детей. Вовлечение ребенка в изучение основ знаний из разных областей деятельности общества способствует его социальной ориентации и адаптации, формированию осознанного выбора будущей профессии, удовлетворению широких познавательных потребностей. В то же время, предоставляя каждому ребенку свободу выбора области и специализации деятельности, учебного заведения и педагога, дополнительное образование создает условия для становления и развития творческой личности, имеющей сформированную систему социально-значимых ценностей, способной к постоянному самосовершенствованию.
По мнению многих авторов, специфика образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей обеспечивает возможность развития воспитанника и педагога дополнительного образования как субъектов права, деятельности и отношений, так как дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха в избранной форме деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей [4].
В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.
Следует отметить, что специфика и уникальность системы дополнительного образования детей обусловлена ее историческим развитием и современными тенденциями развития и модернизации этой системы.
Сущностной характеристикой дополнительного образования детей является иннова-ционость, востребованность, вариативность образовательного процесса, динамичность структурно-организационных форм, направ-
ленность на интеллектуальное, духовное, физическое развитие и самореализацию личности ребенка, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.
Уникальность системы дополнительного образования детей в том, что она имеет «незакрытый список специальностей» [4, с.168], направления деятельности этой системы настолько широки и разнообразны, что в образовательный процесс или его обеспечение включены люди самых разных профессий, не все из которых имеют базовое педагогическое образование. В системе дополнительного образования работают специалисты - представители различных областей и видов деятельности, связанных с образованием, производством, культурой, физкультурой и спортом, системой социальной защиты и т.д. А также люди, «развившие свое увлечение до профессионального уровня»; люди, «которые сами прошли эту школу, затем получили профессиональное образование и возвратились в свои дворцы, дома, центры, клубы в новом качестве
- педагога, педагога - организатора» [4, с. 163].
Модернизация российского образования определяет перспективы развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи на современном этапе - достижение нового современного качества образования, его индивидуализация и дифференциация.
При дифференцированном и индивидуальном подходе в дополнительном образовании детей деятельность педагога дополнительного образования направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.
Специалисты, работающие в учреждениях дополнительного образования детей, являются носителями содержания предлагаемых детям видов деятельности. Это содержание, воплощаемое в разнообразных формах, в совокупности с личностными качествами составляет уникальный индивидуальный педагогический потенциал каждого из них.
Осуществление деятельности педагога дополнительного образования обусловливается уровнем профессионального сознания педагога, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой.
Сегодня, когда дополнительное образование названо зоной ближайшего развития образования России, наступил этап теоретической и практической разработки проблем системы
дополнительного образования. Переходя в режим развития, учреждения дополнительного образования стремятся определить специфику своей работы, включаются в поиск нового содержания образования, осмысливают научнометодические основы образовательного процесса, работают над созданием учебнометодических пособий, обновляют систему работы с кадрами.
Уникальность каждого учреждения дополнительного образования детей и деятельность каждого педагога дополнительного образования складывается из специфической возможности и практической безграничности дополнительного образования детей.
По мнению Л.Б.Буйловой, педагог дополнительного образования - это «педагогический работник, в задачи которого входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся (воспитанников) в области дополнительного образования, комплектование состава кружков, учебных групп, секций, клубных объединений и т.п. и организация внеурочной работы с воспитанниками» [5]. Именно педагоги дополнительного образования, по мнению Буйловой Л.Н., «призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно - духовному развитию личности» [5].
В определении Е.Б. Евладовой и
Л.Г.Логиновой, «педагог дополнительного образования - равноправный участник партнерских отношений, совместной деятельности с детьми, но это не снижает требований к нему в качестве ведущего субъекта образовательного процесса. Именно он организует и руководит совместной работой, поддерживает свободное развитие и воспитание своих подопечных, создает и реализует программную модель взаимодействия. От того, как он это делает, во многом зависят и достижения детей, их желание познавать, открывать для себя новое, доводить дело до конца, отвечать за свой выбор. Все это обязывает педагога к ответственности, компетентности, постоянному профессиональному совершенствованию, основанием для которых являются самопознание и самооценка» [6].
Деятельность педагогов дополнительного образования, по определению Буйловой Л.Н., направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит в будущем прогнозировать возможности применения знаний и навыков, полученных в си-
стеме дополнительного образования, в различных жизненных ситуациях [5].
Смена парадигмы дополнительного образования детей, изменение его приоритетов и целей вызвали значительное повышение требований к профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
На педагога дополнительного образования возлагается особая ответственность, так как именно от качества его деятельности зависит результат образовательного процесса в детском объединении дополнительного образования и поэтому к нему предъявляются высокие требования.
Деятельность педагога дополнительного образования направлена на результативность и эффективность образовательного процесса, на удовлетворение потребностей в дополнительных образовательных услугах обучающихся. Это и определяет специфику деятельности педагога дополнительного образования, которая заключается в удовлетворении постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и их родителей; в создании психологически комфортной атмосферы; в создании условий для саморазвития, самоопределения детей, в принятии ребенка как индивидуальности и субъекта образования; в признании за ребенком права на пробу и ошибку в выборе направления и вида деятельности, права на пересмотр возможностей в самореализации; в создании ситуации успеха для каждого ребенка, в сравнении результатов деятельности ребенка с его собственными результатами; в развитии у него таких качеств, как активность, самостоятельность, общительность.
Профессиональная ориентация педагогов дополнительного образования должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, развитие её профессиональных возможностей, формирование профессиональной и личностной мобильности. Это связано с тем, что при включении в профессиональную деятельность педагог дополнительного образования мог бы в полной мере реализовать себя в профессии, и, в случае необходимости, гибко реагировать на возможность её совершенствования через повышение своей профессиональной компетентности, и профессиональной реализации.
Для оптимизации проблемы профессиональной самореализации педагогов дополнительного образования большое значение имеет оценка эффективности учебного процесса, которое осуществляется посредством педагоги-
ческого мониторинга образовательной деятельности педагога дополнительного образования. Это позволяет оценить уровень освоения избранной профессии и педагогического мастерства педагога дополнительного образования, представляющего собой комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональнопедагогической деятельности и развитию педагогических способностей, которые указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности.
На наш взгляд, важна необходимость признания педагогом дополнительного образования приоритета субъективной позиции по отношению к себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. При таком подходе акцент смещается на профессиональноличностный рост педагога дополнительного образования, на процесс и результат этого роста, а психолого-педагогическое сопровождение его деятельности становится одним из средств обеспечения этого роста. В этом случае сам педагог определяет свое профессиональное развитие, свой профессиональный рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии.
Эффективность этого процесса в значительной степени определяется согласованностью психофизиологических возможностей человека с требованиями профессиональной деятельности, способностью личности к развитию, наращиванию профессиональной компетентности, оптимальному построению своей профессиональной карьеры, направленной на повышение эффективности образовательного процесса, на рост творческого потенциала обучающихся в творческих объединениях дополнительного образования детей.
На наш взгляд, одним из путей повышения эффективности образовательного процесса в детском объединении дополнительного образования может стать психологопедагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования.
В этом случае повышение профессионализма педагога дополнительного образования становится одновременно целью, средством и
результатом работы специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей.
Изучение накопленного в современной науке обширного теоретического и практического материала позволяет констатировать, что проблематика психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования является очень важной, но недостаточно теоретически и практически разработанной. Несмотря на достаточно большое количество публикаций по проблеме сопровождения, еще недостаточно изучена специфика сопровождения деятельности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей. Эту проблему мы относим к разряду малоизученных.
Рассматривая проблему психологопедагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей необходимо учитывать сущностную характеристику системы дополнительного образования детей, специфику деятельности педагога дополнительного образования.
Педагог дополнительного образования может быть представитель любой профессии, вид деятельности которой находит востребованность в системе дополнительного образования детей.
Мы выделяем особенности организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, и обуславливают специфику профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, которая заключается в необходимости:
- владения организацией иного (отличного от общего образования) способа познания окружающего мира;
- осуществление интегративных функций, обусловленных сущностью дополнительного образования, в соответствии с многообразием его конкретно-практических целей; опыта адаптации к меняющимся потребностям и запросам детей, семьи, социума;
- создание условий для свободного развития личности ребенка, принятия его как индивидуальности;
- компенсации отсутствующих в основном образовании развивающих видов деятельности (ценностноориентированной, познавательной, коммуникативной, художественно-
эстетической, спортивной и других интересующих детей областей науки и деятельности), опираясь на склонности, личностные и возрастные особенности детей, гарантируя каждому ребенку ситуацию успеха;
- содействия ребенку в выборе индивидуальной образовательной траектории;
- расширение диапазона удовлетворения творческих и познавательных потребностей ребенка;
- использование более широкого
спектра форм и методов организации учебно-воспитательного процесса;
необходимость создания научнообоснованной, социально и экономически целесообразной, психологически и педагогически эффективной системы подготовки учащихся к разносторонней самостоятельной жизнедеятельности;
- способствования социализации ребенка путем введения его в постоянно расширяющийся круг социального общения и взаимодействия;
- прогнозирования промежуточных и конечных результатов воспитания в целом и воспитательного воздействия на ребенка и детский коллектив в частности;
- изучение индивидуальных особенностей детей и учет их в повседневной деятельности;
- влияние на мотивационную сферу ребенка;
- использование силы общественного мнения, традиций и настроения детского коллектива и другие [3, с 192-193].
Мы можем добавить, что специфика деятельности педагога дополнительного образования заключается так же:
- в создании психологически комфортной атмосферы;
- в удовлетворении постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и родителей;
- в создании условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения каждого ребенка, принятии его как индивидуальности и субъекта взаимодействия;
- в признании за ребенком права на пробу и ошибку в выборе направле-
ния и вида деятельности, права на пересмотр возможностей в самореализации;
- в создании ситуации успеха для каждого ребенка, сравнение результатов деятельности ребенка с его собственными результатами;
- в развитии таких качеств, как активность, самостоятельность, общительность.
Исследование показало, что не все педагоги дополнительного образования обладают этим набором профессионально-значимых качеств. Отсюда возникает необходимость в психолого-педагогическом сопровождении их деятельности.
Термин «сопровождение» рассматривается с разных позиций: в социальной педагогике проблема сопровождения и поддержки исследуется в работах Е.А.Козаровой,
Л.В.Мардахаева, А.В.Мудрика,
И.Г.Шамсутдиновой, Л.М.Шипициной и др.; «психологическое сопровождение» рассматривают М.Р.Битянова, Э.Ф.Зеер, С.Г.Косарецкий и др.; педагогическому сопровождению посвящены работы Е.И.Казаковой,
А.П.Тряпицыной и др.; психолого-
педагогическое сопровождение рассматривают Э.М.Александровская, Г.Л.Бардиер,
Н.И.Кокуркина, Н.В.Куренкова, И.В.Ромазан, И.С.Якиманская и др.
В нашем понимании психологопедагогическое сопровождение педагога дополнительного образования - непрерывное, целостное, системно организованное совместное движение субъектов сопровождения, направленное на создание оптимальных условий повышения качества и эффективности деятельности педагога дополнительного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования, с нашей точки зрения, происходит в процессе педагогического взаимодействия, в котором просматриваются следующие компоненты:
- сбор и систематизация информации о качестве условий, содержания и результатов образовательной деятельности педагогов дополнительного образования;
- анализ исходных ситуаций, определение и постановка цели взаимодействия и принятия её педагогами дополнительного образования;
- планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели;
- использование разнообразных дидактических средств и методических приемов в процессе взаимодействия;
- предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие педагогами;
- исполнение обучающих и учебных операций, организация совместной работы сопровождающих и сопровождаемых;
- организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;
- анализ и самоанализ, оценка результатов взаимодействия.
Данный процесс представляет собой не механический алгоритм передачи накопленных знаний и трансляцию опыта одних педагогов другим, а качественно новое образование, некую модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования.
В связи с уникальностью профессии «педагог дополнительного образования», профессиональное самоопределение и рост профессионального мастерства педагога дополнительного образования рассматривается нами как непрерывный процесс.
В процессе психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования мы можем выделить определенные этапы (этапы в нашем понимании - это не составные части, а последовательность развития процесса): подготовительный, основной и заключительный.
На этапе подготовки процесса психологопедагогического сопровождения деятельности педагога создаются условия для его успешного протекания в режиме взаимодействия всех участников образовательного процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Этап подготовки включает в себя диагностику, прогнозирование хода и результатов, проектирование педагогического процесса.
На этом этапе решаются следующие важные задачи:
- обоснование и постановка цели взаимодействия,
- диагностика условий,
- прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса.
Основной этап - этап осуществления процесса педагогического сопровождения. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
- постановка и разъяснение цели и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагогов дополнительного образования и сопровождающих;
- использование намеченных методов, средств и форм процесса педагогического взаимодействия;
- создание благоприятных условий для процесса психологопедагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования в процессе взаимодействия;
- осуществление разнообразных мер для стимулирования деятельности педагогов дополнительного образования;
- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессам;
- своевременная корректировка процесса психолого-педагогического сопровождения по результатам педагогического мониторинга, сопровождающего процесс педагогического взаимодействия.
Эффективность процесса психологопедагогического сопровождения зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, и не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу.
Важную роль в процессе психологопедагогического сопровождения играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь в нашем понимании - основа качественного управления процессом, её развитию и укреплению каждый из участников процесса педагогического взаимодействия в рамках психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования обязан придавать приоритетное значение. Только опираясь на неё, можно найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправление своей деятельностью со стороны педагогов дополнительного образования.
Заключительный этап завершает цикл педагогического процесса анализом достигнутых результатов. Важно еще раз внимательно про-
анализировать ход и результат процесса педагогического взаимодействия в рамках психо-лого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом процесса взаимодействия субъектов, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего и текущего этапов.
Особенно важно понять причины неполного соответствия результатов процесса педагогического взаимодействия в рамках психо-лого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования, соотношения его реальных и прогнозируемых результатов. Выявить и определить, где, как и почему возникли эти несоответствия.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования обусловлено педагогическим взаимодействием, в котором социальный опыт и профессиональное мастерство сопровождающих трансформируется в профессиональные качества педагога дополнительного образования через программу психологопедагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования.
Исходя из сложившейся практики, мы можем констатировать, что психолого-
педагогического сопровождение деятельности педагога дополнительного образования представляет собой целостную систему сотрудничества сопровождающих и сопровождаемых, которое происходит в процессе педагогического взаимодействия, и обладает определенными особенностями, среди которых можно выделить следующие:
- ориентация этого процесса на антропологический и гуманистический подходы (понимание человека и его развития как ключевой ценности в системе образования);
- зависимость организации и осуществления этого процесса от степени подготовленности и включенности педагогических работников в этот процесс (как сопровождаемых, так и сопровождающих), от мотивации педагогических работников на самосовершенствование и самореализацию, на повышение профессионального мастерства и повышение эффективности образовательного процесса;
- осознание необходимости комплексного подхода, обеспеченного командной работой педагогических работников, специалистов различных профилей (управленцев, методистов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов организаторов);
- использования основных этапов организации сопровождения (подготовительного, основного и заключительного) в единстве диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования и первичной помощи в реализации плана, которые должны иметь четкую структуру и циклический характер;
- понимание необходимости работы в тесной связи с практической деятельностью образовательного учреждения, используя личностно-ориентированные формы, содержание и методы взаимодействия сопровождаемых и сопровождающих.
Мы можем сделать вывод, что при своевременном и целенаправленном психологопедагогическом сопровождении деятельности педагога дополнительного образования будет повышаться его професиональный уровень, т.к. педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными навыками; эмпатичностью, стремлением к партнерским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями для разработки образовательной программы дополнительного образования детей; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; вла-
деть техникой исследовательской работы, её анализа, для создания условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей, обеспечения современного качества, доступности, эффективности дополнительного образования детей.
Литература
1. Словарь-справочник терминов, используемых в системе дополнительного образования детей [Текст]. Составители: Л.Н. Буйлова и др. - М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001. - 110с.
2. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, № 9. - С.6-8.
3. Серякова, С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования [Текст]: Монография. - М.: МИГУ, 2005. - 324с.
4. Дополнительное образование детей [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. О.Е.Лебедева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. -256с. 5
5. Буйлова, Л.Н. Педагог дополнительного образования и педагог-организатор массовой работы [Текст] (методические рекомендации по организации работы). -М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001. - 36с.
6. Евладова, Е. Б., Логинова, Л. Г. Организация дополнительного образования детей [Текст]: Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192с.
Московский педагогический государственный университет Московский институт открытого образования
THE MAIN STAGES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF ACTIVITY OF
THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION
S.B. Seryakova, T.S. Belyakova
The paper reveals the features of organization of the educational process in the establishment of additional education of children. Stresses the specificity of activity of the teacher of additional education and the main stages of psychological and pedagogical support of its activities
Key words: Additional education of children, the teacher of additional education, psychological and pedagogical support of the activities