Научная статья на тему 'Решение проблем инновационной практики педагогов дополнительного образования'

Решение проблем инновационной практики педагогов дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ / ЗАТРУДНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SUPPORT / EDUCATIONAL DEFICITS / DIFFICULTIES OF INNOVATIVE PRACTICE / SUPPLEMENTARY EDUCATION TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмидинова Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются основные подходы к классификации затруднений инновационной практики педагогов дополнительного образования, раскрыто значение понятия «педагогическое сопровождение инновационной деятельности», предложены способы и формы педагогического сопровождения инновационной деятельности как средства компенсации профессиональноличностных проблем новаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильмидинова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOLVING OF INNOVATIVE PRACTICE PROBLEMS OF SUPPLEMENTARY EDUCATION TEACHERS

The article considers the problem of resolving the difficulties of innovative educational practice. The author suggests the methods of tracking the innovative activity problems of supplementary education teachers, and describes the conditions for their professional and personal development.

Текст научной работы на тему «Решение проблем инновационной практики педагогов дополнительного образования»

УДК 37.02; 371 Гильмидинова Татьяна Викторовна

соискатель кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета [email protected]

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ПЕДАГОГОВ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Gilmidinova Tatiana Viktorovna

PhD applicant, Social Work, Psychology and Higher Education Department, Kuban State University [email protected]

THE SOLVING OF INNOVATIVE PRACTICE PROBLEMS OF SUPPLEMENTARY EDUCATION TEACHERS

Аннотация:

В статье рассматриваются основные подходы к классификации затруднений инновационной практики педагогов дополнительного образования, раскрыто значение понятия «педагогическое сопровождение инновационной деятельности», предложены способы и формы педагогического сопровождения инновационной деятельности как средства компенсации профессиональноличностных проблем новаторов.

Ключевые слова:

педагогическое сопровождение, образовательные дефициты, затруднения инновационной практики, педагог дополнительного образования.

Summary:

The article considers the problem of resolving the difficulties of innovative educational practice. The author suggests the methods of tracking the innovative activity problems of supplementary education teachers, and describes the conditions for their professional and personal development.

Keywords:

educational support, educational deficits, difficulties of innovative practice, supplementary education teacher.

Модернизация дополнительного образования детей как самостоятельной части образовательного пространства становится средством разрешения организационно-управленческого и содержательного кризиса системы, инициирует развитие инновационных процессов и разработку научных исследований по проблемам инновационной педагогической деятельности. Особое место в процессе реформирования отведено инновационной деятельности педагогов, как инструменту осуществления творческих инициатив. Переосмысление значимых качеств педагога-профессионала в контексте преобразований выдвигает на первый план задачу формирования оптимальных условий профессионально-личностного роста педагогов дополнительного образования.

В современных исследованиях комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональных и личностных качеств человека, а также компенсацию проблем жизненного выбора, обозначен термином «педагогическое сопровождение». Оно выступает как условие продуктивного решения задач, выдвигаемых государственными структурами (формирующими заказ на образовательные услуги), социумом, руководством учреждения, как средство профессионального и личностного развития субъектов инновационной деятельности.

Решение проблем профессиональной деятельности является отличительной чертой педагогического сопровождения [1]. В этой связи, актуальная составляющая процесса сопровождения (обучающая, коррекционная, формирующая) непосредственно направлена на заданные качества, а перспективная (профилактическая, превентивная) - на предотвращение возникновения тех или иных ситуаций в будущем [2].

Затруднения, которые испытывают педагоги на различных этапах инновационного процесса, достаточно подробно раскрыты в работах Ю.В. Агапова, А.Ф. Балакирева, Т.В. Морозовой.

В частности, классификация затруднений, представленная в работах А.Ф. Балакирева, раскрывает сущность проблем инновационной практики педагогов на основе внутренних и внешних факторов. К внешним факторам ученый относит проблемы материально-технического характера (недостаток научной и методической литературы, отсутствие необходимых технических условий и оплаты за инновационную деятельность, неосведомленность и невозможность посещения курсов повышения квалификации); проблемы, обусловленные спецификой педагогической деятельности (зависимость нововведения от восприятия его детьми, неприятие нововведения родителями или их незаинтересованность, непонимание коллег, администрации, недостаток помощи со стороны школьных психологов и другое); проблемы, обусловленные спецификой инновационной деятельности (большой объем необходимой для усвоения информации, отсутствие научных консультантов; отсутствие общения с коллегами других образовательных учреждений и другое).

К внутренним факторам относятся проблемы, обусловленные подготовкой к педагогической деятельности (отсутствие достаточных знаний в области педагогики; психологии); обусловленные теоретико-практической готовностью к инновационной деятельностьи (теоретических знаний и умений в области педагогической инноватики), личностные проблемы (неуверенность в своей компетенции, наличие стереотипов, завышение требований к себе, неразвитые коммуникативные умения, неумение грамотно представить результаты, отсутствие желания выполнять необходимые действия, боязнь конфликтных ситуаций) [3].

Иначе оценивает профессионально-личностные проблемы педагога Т.В. Морозова. Объединяя в своей работе известные диагностики по проблеме изучения, анализа, оценке и самооценке профессиональной деятельности педагога (Л.М. Митиной, Л.А. Регуш, Е.А. Федоровой, Л.М. Фридман, Т.И. Шамо-вой и другие), ученый отмечает профессионально значимые качества, свойства личности, элементы профессиональной деятельности, которые обеспечат эффективность преобразований. Обнаружение профессионально-личностных проблем и пробелов инновационной практики, по словам Т.В. Морозовой, помогает систематизировать работу по развитию и саморазвитию специалистов [4, с. 3].

Анализ научной литературы (А.Ф. Балакирев, Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова и другие) позволил сформировать комплексы профессионально-личностных проблем педагогов дополнительного образования на основе содержательных характеристик инновационной деятельности:

а) образовательные дефициты, связанные с разработкой новшеств (недостаток проектировочных знаний и умений, недостаток знаний о сущности и тенденциях инновационных преобразований в системе дополнительного образования детей);

б) трудности, возникающие при организации образовательного процесса в ходе преобразований (распределение учебной нагрузки, составление расписания занятий, оснащение учебных аудиторий, трудности набора детей в группу, проблема сохранности контингента учащихся);

в) трудности, возникающие при разработке нового содержания образования (при планировании образовательного процесса, при разработке авторской образовательной программы, конспектов занятий, материалов методического характера и дидактических материалов к занятиям);

г) трудности при реализации образовательного процесса в рамках введения новшеств (при проведении рядовых и открытых занятий, при подборе форм учебно-воспитательной работы, проблемы материально-технического оснащения преобразований);

д) трудности оценивания результатов инновационной деятельности (при отслеживании качества дополнительного образования детей, эффективности проводимых преобразований и личного профессионального роста);

е) трудности нормативно-правового характера (знание педагогом обязанностей и прав в условиях инновационной деятельности; получение информации о системе поощрений и наград за успешное осуществление инновационной деятельности);

ж) затруднения в использовании информационного поля (проблемы самообразования и повышения профессионального уровня; проблемы оперативного получения информации от научного руководителя, методической службы и других специалистов, организации встреч обмена опытом с коллегами, а также трансляции успешного опыта преобразований; трудности получения информации из научной литературы и информационных сетей);

з) проблемы личностного характера (проблемы личной мотивации на совершение инновационной деятельности, продуктивного взаимодействия педагога и учащихся, а также с коллегами -участниками преобразований, с методической службой, психологами, научными руководителями и другими специалистами по профилю инновационной деятельности; проблемы межличностных взаимоотношений с коллегами в ходе введения новшеств; проблемы, обусловленные личным социальным положением; проблемы здоровья, затрудняющие успешную работу).

Набор затруднений индивидуален как для отдельных педагогов, так и педагогических коллективов в целом, что обусловлено уникальностью профессионально-личностных характеристик основных субъектов инновационной деятельности.

В процесс решения проблем непосредственно включены, с одной стороны, специалисты, обеспечивающие педагогическое сопровождение инновационной деятельности: в учреждении дополнительного образования детей эту функцию выполняют методисты (в редких случаях - заведующие отделами, заместители директора по учебно-воспитательным вопросам, высококвалифицированные педагоги), с другой - педагоги дополнительного образования. Эффективность решения проблем инновационной практики обусловлена готовностью сторон осуществлять продуктивное взаимодействие в ходе инновационной деятельности.

Специалист, совершающий сопровождение, включается в процесс взаимодействия на этапах, обозначенных программой устранения образовательных дефицитов и затруднений инновационной практики.

Программа устранения образовательных дефицитов и затруднений инновационной практики -это индивидуальная образовательная траектория, раскрывающая содержание подготовки к инновационной деятельности на основе выделенных проблем, распределение функций субъектов педагогического сопровождения, выбор способов, средств и форм педагогического сопровождения педаго-

га дополнительного образования в ходе реализации инновационной деятельности - является продуктом совместного труда педагога и сопровождающего специалиста.

Способами педагогического сопровождения инновационной деятельности выступают информирование, консультирование и обучение, расположенные по степени нарастания потребности педагога в сопровождении.

К формам педагогического сопровождения Е.А. Александрова относит: непосредственное и опосредованное (по степени участия сопровождающего); опережающее, своевременное, предупреждающее последействие (по времени оказания); единовременное, пролонгированное, дискретное сопровождение (по длительности) [5].

В результате продуктивного разрешения противоречий происходит обогащение знаний и умений, формирование профессиональной компетентности и инновационной культуры субъектов сопровождения. Таким образом, решение проблем инновационной практики становится основой профессионального роста педагогов дополнительного образования и значимым фактором достижения эффективности преобразований.

Ссылки:

1. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психол.-педагог., медико-соц. сопровожд. развития ребенка: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 1998. С. 45-48.

2. Кунакова Н.Ю. Интегративная технология педагогической поддержки школьников младшего подросткового возраста: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 195 с.

3. Куриленко Л.В. Теория и практика индивидуально-личностного развития субъектов учебно-воспитательного процесса инновационных образовательных учреждений: дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2001. 436 с.

4. Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя: сб. метод. мат-лов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителей школ. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. 160 с.

5. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления // Alma Mater. 2006. № 10. Ноябрь. C. 18-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.