Научная статья на тему 'Научно-педагогическое сопровождение – механизм реализации стратегии развития образовательного учреждения'

Научно-педагогическое сопровождение – механизм реализации стратегии развития образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивочкина Т. Н.

В статье актуализируется проблема научно-педагогического сопровождения образовательной практики, научно-педагогическое сопровождение рассматривается как механизм реализации стратегии развития образовательного учреждения; раскрывается роль и содержание деятельности научного руководителя, позволяющая связать в единое целое педагогическую науку и педагогическую практику для обеспечения устойчивого развития инновационной педагогической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивочкина Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическое сопровождение – механизм реализации стратегии развития образовательного учреждения»

► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ - МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

SCIENTIFIC- PEDAGOGICAL SUPPORT - THE MECHANISM OF REALIZATION OF DEVELOPMENT STRATEGY OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Ивочкина Т.Н.

Доцент кафедры управления образованием, психологии и педагогики МАОУ ДПО ИПК (г. Новокузнецк), кандидат педагогических наук E-mail: ivochkina54@mail.ru

Ivochkina T. N.

Associate professor of the chair of education management, psychology, and pedagogy, ofthe Municipal educational institution ofadditional post diploma education. (City of Novokuznetsk), Candidate of Science (Education)

E-mail: ivochkina54@mail.ru

Аннотация. В статье актуализируется проблема научно-педагогического сопровождения образовательной практики, научнопедагогическое сопровождение рассматривается как механизм реализации стратегии развития образовательного учреждения; раскрывается роль и содержание деятельности научного руководителя, позволяющая связать в единое целое педагогическую науку и педагогическую практику для обеспечения устойчивого развития инновационной педагогической системы.

Annotation. Article actualize the problem of scientific-pedagogical support of educational practice, scientific-pedagogical support is considered as the mechanism of realization of development strategy of educational institution; article reveals the role and the content of the research supervisor activity, allowing to connect into integral whole a pedagogical science and pedagogical practice for providing a sustainable development of innovative pedagogical system.

Ключевые понятия: научно-педагогическое сопровождение, инновационные процессы, инновационные проекты, инновационная деятельность, научный руководитель.

Keywords: scientific-pedagogical support, innovative processes, innovative projects, innovative activity, research supervisor.

С конца 80-х годов XX века в педагогике формируется массовая практика инновационной деятельности, сопровождающаяся серьезными философскими, методологическими и научными разработками. Перед современной школой XXI века поставлена целая группа задач, успешно решить которые возможно с помощью разработки и реализации инновационных проектов на основе инициатив по главным направлениям образовательной деятельности. Проектировочная деятельность рассматривается учеными (А. М. Новиков, А. П. Тряпицына, А. М. Моисеев и др.) в качестве культурной формы инновационных процессов. Инновационные проекты позволяют:

• внести изменения в структуру управления образовательных учреждений за счет усиления общественного управления и ученического соуправления;

• обеспечить переход на формирование ключевых компетенций обучающихся через изменения в содержании и технологиях обучения;

• освоить технологию выбора индивидуальной стратегии обучения в системе профильной и предпрофильной подготовки и обеспечить реализацию индивидуального образовательного маршрута;

• перейти на качественно новый уровень информатизации образовательного процесса;

• обеспечить развитие технологий по взаимодействию с обществом;

• создать здоровьесберегающие ресурсы образовательных учреждений и обеспечить их приоритет.

Именно через инновационные процессы образовательные учреждения достигают своей неповторимой индивидуальности, «которую (в том числе - как источник конкурентных преимуществ) можно и следует культивировать и развивать» [3, с. 25].

Государственный заказ на инновационную деятельность прослеживается в ряде концептуальных документов, определяющих государственную политику России в области образования (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, устанавливающая приоритеты образования в государственной политике, Стратегия и основные направления развития образования на период до 2025 г.; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.).

В документе «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» подчеркивается, что «...инвестиционная привлекательность образования будет напрямую зависеть от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему».

Анализ нормативных документов позволил зафиксировать, что на государственном уровне в условиях реформирования российской системы образования инновационная деятельность определена важнейшим инструментом реформ. Мы считаем, для того, чтобы инновации выполнили свое назначение, важно определить:

- стратегию осуществления изменений;

- ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое и др.) для осуществления конкретной инновации;

- механизмы управления инновационным процессом.

Инновационные процессы становятся стратегическим направлением реализации государственной инновационной образовательной политики и на муниципальном уровне системы образования, обеспечивая её развитие. В муниципальной системе потребителями инновационных образовательных услуг являются различные субъекты социума (социальные заказчики). В настоящее время в ней внедряются инновации различного характера, направленности и значимости, новшества в управлении, содержании, методике и технологии образования; реализуются разноплановые инновационные проекты и программы. Они направлены на удовлетворение социального заказа с его многообразными потребностями и их меняющимся уровнем, т. к. «современная ситуация требует построения конкретной образовательной практики не только исходя из кадровых, материально-технических ресурсов, но и из интересов его конкретного потребителя» [1, с. 87].

Активное участие в инновационных общественных процессах в целом и конкретно в своей деятельности - это важнейшие требования, предъявляемые к педагогам как организаторам современной образовательной среды. Сегодня нужны педагоги, которые имеют сформированные умения самостоятельно формулировать цели инновационной работы, ее этапов, принимать решения, оценивать специфику конкретной деятельности, а также владеют приемами профессионального выполнения необходимых исследований.

Инновационная деятельность является особым и своеобразным видом творческой активности, обеспечивающей устойчивое развитие педагогической системы и, как следствие, совершенствование образовательного результата. Её сложность заключается в том, что она связана с научным исследованием, прогнозированием, проектированием, социальным управлением.

Однако инновационные преобразования не осуществляются сами по себе в результате самоорганизации, их инициирование и внедрение в реальный образовательный процесс требуют специальных действий, обусловливают потребность в специально организованной системе подготовки работников образования к данной деятельности как к метадеятельности. Вот почему, лишь владея комплексом современных профессиональных компетенций (исследовательских, проектировочных, информационно-коммуникативных и др.), возможно осуществлять инновационную деятельность. Без научного педагогического сопровождения здесь обойтись просто нельзя, ибо только практико-ориентированное научное знание сегодня способно обеспечить дальнозоркость ответственных организационно-управленческих решений, развитие потенциальных способностей педагогов и их применение для решения задач развития образовательного процесса [2, с. 5].

В связи с тем, что инновационная деятельность в образовании носит практико-ори-ентированный характер, стало возможным, более того, необходимым, связать в единое целое педагогическую науку и педагогическую практику. Во многих образовательных учреждениях привлекают научных работников исследовательских и высших учебных заведений для совершенствования образовательного процесса, обретения нового статуса. Для эффективности инновационной педагогической деятельности, решения действительно важных и значимых проблем образовательных учреждений в контексте развития российского образования в муниципальной системе образования активно привлекаются интеллектуальные ресурсы, которые осуществляют научно-педагогическое сопровож-

дение образовательной практики, способствуя развитию инновационной деятельности на научной основе.

Под научно-педагогическим сопровождением педагогов мы понимаем систему деятельности научно-педагогических работников, направленную на создание условии для становления педагога как субъекта инновационной деятельности, способствующую снятию профессиональных затруднении и развитию профессиональной компетентности, формирование профессионально-позиционно-деятельностной общности, совершенствование образовательного процесса.

Научно-педагогическое сопровождение является механизмом реализации стратегии развития образовательного учреждения в соответствии с современными целями, ценностями образования и направлениями его развития. На основе анализа научной литературы и практики научно-педагогического сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений, мы выделяем следующие его функции:

- по отношению к образовательному учреждению: концептуализация идей инновационного развития ОУ; подготовка педагогических кадров к разработке и реализации Программы развития ОУ; содействие в проектировании инновационной деятельности педагогического коллектива, ВНИК, творческих групп, МО и распространении результатов инновационной деятельности на уровне региона и России;

- по отношению к педагогам: побуждение к профессиональному и личностному саморазвитию, самореализации каждого; помощь в разработке инновационных программ и проектов; удовлетворение потребностей педагогов в консультировании при педагогическом поиске, реализации педагогических проектов и других социально-педагогических инициатив;

- по отношению к учащимся: создание условий для воспитания готовности и способности выпускников образовательных учреждений нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благосостояние общества; развитие самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности; формирование способности отстаивать свои права, толерантно относиться к чужому мнению, вступать в диалог, искать и находить компромиссные решения.

Научно-педагогическая помощь педагогическим коллективам образовательных учреждений в разработке или апробировании новых педагогических систем, технологий, психологическом сопровождении образовательной практики, выстраивании содержания и организационных форм предшкольного образования, разработке системы работы с одаренными детьми, развитии инклюзивного образования осуществляется через:

- систему муниципальных научно-методических проектов («Модели и методики предшкольного образования, «Подготовка руководящих кадров к переходу на новые экономические механизмы управления образованием», «Внедрение стандартов нового поколения», «Общественно-активная школа в Кузбассе», «Виртуальный методический кабинет» и др.);

- гибкую систему различных курсов повышения квалификации и научно-практических семинаров;

- осуществление стажировок педагогов по решению конкретной проблемы;

- проведение индивидуальных и групповых консультаций;

- консалтинговую деятельность;

- создание временных научно-исследовательских коллективов в образовательных учреждениях;

- проведение научно-практических и информационных конференций;

- публичные и проблемные лекции;

- проведение дискуссий, тренингов, практикумов.

Поиск и реализация различных форм научно-педагогического сотрудничества ученых с инновационными образовательными учреждениями города и юга Кузбасса служит целям оказания дифференцированной и индивидуальной помощи творчески работающим педагогическим коллективам.

Научно-педагогическое сопровождение развития образовательного учреждения обеспечивает, как правило, научный руководитель. Научный руководитель, на наш взгляд, является носителем определенных концептуальных идей или технологий, осваиваемых учреждением под его непосредственным руководством. Он призван дать импульс педагогическим поискам, способствовать выработке единых позиций, однозначному пониманию организации и содержания инновационной деятельности командой образовательного учреждения в рамках конкретной педагогической инициативы, содействовать созданию атмосферы соразмышления, обеспечения резонанса сотворчества.

Организуя научно-педагогическое сопровождение в ситуации инновационной деятельности, научный руководитель направляет работу образовательного учреждения, позволяя:

- увидеть общие тенденции развития инновационных процессов в образовании;

- выявить тенденции саморазвития и проблемы, которые может решать ОУ в сложившемся образовательном пространстве;

- осмыслить инновационные процессы через раскрытие закономерностей и противоречий в их развитии;

- понять, что определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства;

- разобраться в терминологическом поле науки о нововведениях - инноватике;

- понять, как планировать и осуществлять освоение новшеств;

- добиться личностно-профессионального развития.

Непосредственная работа научного руководителя с педагогическим коллективом, реализующим инновационный проект, также предполагает:

- научное руководство проблемой (темой), выдвинутой коллективом ОУ для исследования;

- научно-методическое сопровождение педагогического эксперимента;

- участие в работе научно-методического совета образовательного учреждения;

- помощь во внедрении научно-экспериментальных технологий в сферу практического применения на уроках, спецкурсах, факультативных занятиях, выстраивании системы работы с одаренными детьми;

- рецензирование и редактирование программ, учебных планов, научно-методических пособий, инновационных проектов и др. видов работ педагогов ОУ;

- создание атмосферы научно-педагогической рефлексии;

- совместную разработку научно-методической литературы, публикации в соавторстве с педагогами ОУ в местных и центральных педагогических и профильных изданиях.

Это способствует не только взаимному обогащению участников эксперимента, но так же позволяет снять высокую психологическую напряженность и тревожность, неизбежно сопровождающих любой инновационный процесс.

Важными направлениями работы научного руководителя с педагогическим коллективом образовательного учреждения является организация обмена опытом между учителями по обсуждению проблем, возникших в ходе инновационной деятельности, побуждение их к обобщению накопленного опыта и обретению нового. Научный руководитель должен обязательно «проникнуться всем духом школы, её повседневной жизнью и только тогда обретет уверенность в своей позиции и роли... союзника, помощника, помогающего с высоты педагогической науки оценить проблемы школьной практики, разгадать её загадки, понимать её трудности, подводные течения, решать огромный повседневный «педагогический задачник», в котором нет ответов для проверки правильности своего решения» [5, с. 55]

Научно-педагогическое сопровождение образовательной практики позволяет обеспечить переход от стихийных механизмов протекания инновационных процессов к сознательно управляемым.

Список литературы:

1. Артюхов, М. В. Образование как ресурс социокультурного развития крупного города. Управление и взаимодействие / М. В. Артюхов. - Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006. - 254 с.

2. Боровиков, Л. И. Научный руководитель в инновационном учреждении дополнительного образования детей : методич. пособие к спецкурсу для слушателей институтов повышения квалификации работников образования / Л. И. Боровиков. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. - 80 с.

3. Моисеев, А. М. Концепция управления развитием школы / А. М. Моисеев, О. М. Моисеева. - Новокузнецк, 1994. - 63 с.

4. Построение взаимодействия между образованием и гражданскими институтами : аналитич. записка по итогам фестиваля-конференции «Авторская школа "Эврика"-2006» //

Инновационная образовательная сеть «Эврика» [Электронный ресурс]. -URL: http://eurekanet.ru/ewww/promo/3906.html.

5. Робетова, А. Научный руководитель в школе: посредник между наукой и её практической приложимостью / А. Робетова // Народное образование. - 2005. -№ 7. - С. 54-61.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.