ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
ЛАРИНА В.П.
Статья посвящена описанию практикоориентированной концепции организации научнометодического сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений как функции регионального органа управления образованием, направленной на ориентацию осуществляемых инновационных процессов на цели модернизации той или иной территориальной стратегии развития образования, а также на стимулирование педагогических коллективов на инновации, адекватные этим целям.
Результаты, представленные в статье, получены в процессе более чем десятилетней исследователь-ской работы автора.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. ^временному российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия, готовые к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Обновление взглядов на образование заключается в его понимании не только как социального блага, но и как образовательной услуги, соответствующей запросам человека, сообществ и государства, имеющей определенную ценность и стоимость для ее потребителей и заказчиков, а также как средства социально-экономического развития муниципалитета, региона, страны в целом.
Модернизация образования предполагает изменение всех его уровней: дошкольного, общего, профессионального, постдипломного. Отметим, что первоочередные изменения необходимы в системе профессионального образования, в связи с чем государством предусматривается организация инновационной деятельности, направленная, с одной стороны, на повышение качества начального и среднего профессионального образования, обеспечивающего конкурентоспособность выпускников этих учреждений, заключающуюся в их способности ориентироваться в информационных потоках, овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, а, с другой, нацеленная на приведение деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования с потребностями современного рынка труда (в том числе регионального).
Признание государством актуальности инновационных изменений в системе начального и среднего профессионального образования вызвало массовую инновационную деятельность педагогических коллективов этих учреждений, направленную на реализацию ими права выбора в рамках действующего законодательства содержания образования, форм, методов, технологий обучения и воспитания обучающихся, а также подходов к управлению образованием. Вместе с тем инновации, являющиеся актуальными для конкретных образовательных учреждений, не всегда являются таковыми для региональных систем образования, а потому не оказывают значительного влияния на их развитие.
Отмечая целесообразность изучения, обобщения на региональном уровне положительного опыта инновационной деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования, уточним, что поддержка региональным органом управления образованием всех реализуемых педагогическими коллективами инноваций нецелесообразна, так как для развития региональной системы образования значимой является не любая инновационная деятельность образовательных учреждений, а соответствующая стратегическим приоритетам ее модернизации.
Успех инновационной деятельности образовательных учреждений, в том числе начального и среднего профессионального образования, во многом зависит от готовности их руководителей и педагогов к достижению новых целей образования. Профессиональная готовность работников образования к решению традиционных задач в условиях функционирования образовательных учреждений становится недостаточной для осуществления ими инновационных изменений в ситуации развития образования. В связи с этим необходима организация специальной деятельности, направленной на повышение готовности руководителей и педагогов к осуществлению ими инновационной деятельности.
Именно поэтому одним из центральных вопросов исследования был вопрос о профессиональном развитии руководителей и педагогов образовательных учреждений для достижения ими готовности к осуществлению инновационной деятельности.
The article is devoted to the description of the practically orientated concept of the organization of the scientifically-methodical support of innovative activity of educational establishments as to function of regional controls by formation. This function is directed on orientation of innovative processes with the purposes of modernization of this or that territorial strategy of development of formation. It is also directed on stimulation of pedagogical collectives on the innovations adequate to these purposes.
The results presented in the article, are received during more, than ten years' research work of the author.
В условиях инновационной деятельности школ ни обеспечение (снабжение», С.И. Ожегов), в структуре которого выделяются такие виды деятельности, как методическое руководство, методическая помощь, методическое обучение, создание методической продукции (О.П. Безматерных, А.Т. Бойцова, Е.В. Титова), ни поддержка («опора для крепости», В.И. Даль) не способствуют в полной мере достижению готовности кадров к реализации инноваций в сфере образования, так как их результат проявляется, как правило, в оснащении деятельности руководителей и педагогов методическими средствами и информацией. Для эффективной инновационной деятельности требуется профессиональная готовность педагогов и руководителей, заключающаяся как во владении ими знаниями и умениями, специфическими для конкретной инновации, так и универсальными знаниями и умениями, необходимыми для осуществления различных инновационных идей, предполагающая ценностное отношение к инновационной деятельности.
Одним из центральных вопросов исследования был вопрос, связанный с раскрытием содержания понятия «научно-методическое сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных учреждений». Основную смысловую нагрузку в данном понятии несет термин «сопровождение», которое понимается нами как процесс совместной деятельности сопровождающих и сопровождаемых («со» - вместе), протекающий в течение достаточно долгого времени («про» - в течение продолжительного времени), характеризующийся доведением действия до результата при ведущей при этом роли сопровождающих («вожд» - ведение). Использование идей концепции обратных связей в управлении педагогическими системами (Л.И.Фишман) позволило нам прийти к выводу о том, что содержание научно-методического сопровождения инновационной деятельности руководителей и педагогов образовательных учреждений заключается в развитии у сопровождаемых рефлексивных умений путем их обучения способам самоконтроля и самооценки деятельности по реализации задач, поставленных органом управления образования, и ее результатов. В ходе исследования получило подтверждение наше предположение о том, что наиболее эффективно развитие рефлексивных умений сопровождаемых происходит в процессе разработки и реализации ими инновационных проектов.
Отметим, что научно-методическое сопровождение инновационной деятельности руководителей школ не исключает осуществления научно-методического обеспечения или оказания научно-методической помощи по локальным проблемам, возникающим в ходе реализации новшеств.
Опираясь на работы С.И. Брызгаловой, М.И. Дьяченко, А.К. Марковой, Т.И. Рудневой, В.А. Сластенина, в которых раскрывается содержание понятия «готовность личности к деятельности» и обосновывается структура готовности, мы выделили в профессиональной готовности руководителей и педагогов к инновационной деятельности мотивационно-ценностный, когнитивный и технологический компоненты и раскрыли содержание данных компонентов.
Поясним взаимосвязь научно-методического сопровождения инновационной деятельности руководителей школ и их профессионального развития.
Научно-методическое сопровождение обеспечивает формирование профессиональной готовности кадров к реализации инноваций потому, что проведение в рамках научно-методического сопровождения обучающих занятий, семинаров, консультаций способствует повышению когнитивной готовности руководителей и педагогов к инновационной деятельности; развитие в ходе сопровождения рефлексивных умений руководителей и педагогов, обучение их способам самоконтроля и самооценки инновационной деятельности, видам работ в рамках проектной деятельности споcобcтвует развитию технологической готовности сопровождаемых к осуществлению инновационной деятельности; положительные результаты инновационной деятельности (достижению которых способствует профессиональная помощь сопровождающих) способствуют закреплению и развитию мотивационно-ценностной готовности педагогов и руководителей к инновационной деятельности.
В процессе реализации инновационного проекта руководители и педагоги образовательных учреждений испытывают профессиональные затруднения, предупреждение и снятие которых может быть достигнуто посредством взаимодействия сопровождаемых образовательных учреждений с сопровождающими, которыми могут являться как учреждения и организации подведомственные региональному органу управления образованием (институты повышения квалификации, институты развития образования и пр.), так и определяемые региональным субъектом управления образования на конкурсной основе (научные центры, лаборатории, учреждения высшего профессионального образования и пр.).
В результате исследования нами определены следующие основные виды деятельности сопровождающих субъектов: выполнение научных разработок в соответствии с осуществляемыми и планируемыми направлениями инновационной деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования; консультирование сопровождаемых руководителей и педагогов; разработка и (или) отбор показателей для оценки эффективности инновационной деятельности в целом и на каждом этапе инновационного процесса; разработка методик для выявления эффективности инновационной деятельности; обучение сопровождаемых руководителей и педагогов рефлексивным умениям (самоцелеполаганию, самопла-нированию, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самокоррекции и др.); подготовка научнометодических рекомендаций в соответствии с приоритетными направлениями инновационной деятельности в регионе, в том числе для конкретных образовательных учреждений; оказание помощи сопровождаемым в оформлении продуктов инновационной деятельности, в подготовке информации по проблеме инновационной деятельности для общественности, работодателей, в подготовке статистических данных, аналитических справок, информационных материалов для регионального органа управления образованием, служащих основой для принятия им управленческих решений и пр.
Повышению эффективности инновационной деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования способствует создание региональной системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования, которая понимается нами как совокупность входящих в нее структурных компонентов: регионального органа управления образованием; учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществляющих инновационную деятельность, соответствующую приоритетным направлениям развития регионального образования, и субъектов сопровождения.
Для эффективного взаимодействия сопровождаемых руководителей и педагогов образовательных учреждений и субъектов сопровождения требуется организация научно-методического сопровождения осуществляемой ими инновационной деятельности, которая является функцией регионального органа управления образованием. Цель рассматриваемой организации заключается не в поддержке любых инноваций, осуществляемых в учреждения начального и среднего профессионального образования, а в ориентации осуществляемой или планируемой инновационной деятельности на цели модернизации региональной системы образования.
В процессе исследования нами установлена следующая целесообразная логика деятельности регионального органа управления образованием в рамках организации им научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений: 1. изучение и анализ документов, содержащих анализ и прогноз социально-экономической ситуации в регионе; 2. анализ состояния региональной системы образования на предмет ее соответствия приоритетным направлениям развития образования в стране и наличным и прогнозируемым потребностям социально-экономического развития региона; 3. разработка стратегии развития региональной системы образования, определение приоритетных направлений ее инновационных изменений; 4. определение приоритетных направлений инновационной деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования; 5. утверждение критериев отбора сопровождающих и сопровождаемых; 6. определение субъектов научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений в соответствии с утвержденными критериями; 7. отбор сопровождаемых учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с утвержденными критериями.
Соблюдение региональным органом управления образованием указанной логики обеспечивает влияние научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в регионе на развитие региональной системы образования. Отметим, что представленный нами подход не исключает внедрение в образовательный процесс образовательных учреждений новшеств, имеющих значение для конкретного учреждения, но позволяет региональному органу управления образованием концентрировать и перераспределять ресурсы в соответствии с региональной стратегией развития образования.
Список литературы
1. Поляков, СД В поисках педагогической инноватики [Текст] /СД Поляков. - М.: Новая школа, 1993. - 64 с.
2. Сластенин, ВА Педагогика: инновационная деятельность [Текст] /В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.
3. Слободчиков, В.И. Проблемы становления и развития инновационного образования [Текст] / В.И. Слободчиков //Инновации в образовании. - 2003. - №2. - С.4-28.
4. Юсупов, В.З. Социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования [Текст]: монография / В.З. Юсупов. - Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. - 120 с.