УДК 37.014.3
В. П. Ларина
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Модернизация российского образования предполагает изменение всех уровней образования: дошкольного, общего, профессионального, постдипломного. Уровнем, требующим первоочередных изменений в соответствии с целями модернизации, является общее образование, в связи с чем в последние годы осуществляются инновации, связанные с оптимизацией структуры и содержания общего образования; с разработкой и введением в действие государственных образовательных стандартов общего образования; с организацией профильного обучения на старшей ступени школы; с реализацией вариативного базисного учебного плана; с оптимизацией учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и другими направлениями.
Названные государством приоритеты вызвали массовую инновационную деятельность общеобразовательных учреждений (школ), вместе с тем реализуемые в них инновации, охватившие все стороны школьной практики (содержание образования, методы обучения и воспитания, организацию образовательного процесса, управление образованием), далеко не всегда являются целесообразными. Более того, несмотря на значительные масштабы, реализация инноваций в общеобразовательных учреждениях, в силу их разнонаправленности и нескоординированности, зачастую не приводит к развитию муниципальных и региональных систем образования в целом.
Будучи достаточно автономными, школы в рамках действующего законодательства имеют право на выбор содержания образования (в определенной степени), в значительно большей степени - на выбор форм, методов и технологий обучения и воспитания, а также подходов к управлению образовательным процессом, что означает их возможность осуществлять инновации в этих сферах. Складывающийся в общеобразовательных учреждениях регионов стихийный опыт инновационной деятельности возможно изучать, обобщать, но региональному органу управления образованием вряд ли целесообразно поддерживать любые школьные инновации. Требуется целесообразная организация инновационной деятельности школ на региональном уровне. Вместе с тем, хотя актуальность управления инновационной деятельностью школ на региональном уровне очевидна, соответствующие механизмы деятельности регионального органа управления образованием в этом направлении не разработаны.
Анализ литературы показал, что специалистами изучены различные ас-
пекты инновационных процессов в образовании: теоретически осмыслена сущность инноваций как процесса создания и использования нового опыта, сопряженного с изменениями в социально-образовательной среде [2, 5,7]; выполнена классификация инноваций по различным основаниям [6]; выявлены общие и специфические особенности инновационной деятельности педагогов [1-3,7]; определены основные тенденции в инновационной деятельности школ [4, 6-8].
Однако аспекты, связанные с деятельностью регионального органа по управлению инновационной деятельностью школ, в литературе разработаны недостаточно, что обусловливает ряд вопросов: кто является основным субъектом управления инновационной деятельностью школ? какова роль регионального органа управления образованием в организации инновационной деятельности школ? какая инициатива школ по освоению новшеств должна поддерживаться на уровне региона и кто (или что) определяет направления инновационной деятельности школ, подлежащие первоочередному сопровождению? при каких условиях инновационная деятельность школ будет способствовать осуществлению государственной политики в сфере общего образования?
Таким образом, нами было выявлено противоречие между массовостью инноваций, осуществляемых на уровне общеобразовательных учреждений, и степенью разработанности способов их приведения в соответствие с государственной образовательной политикой.
На поиск путей решения названного противоречия было направлено специально организованное исследование, объектом которого была определена деятельность регионального органа управления образованием и его ресурсных служб по развитию региональной системы образования, а предметом - организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений в аспекте развития региональной системы образования.
Нами была определена цель исследования: разработать концепцию организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, являющейся эффективным средством развития региональной системы образования.
Гипотеза исследования заключалась в следующем: концепция организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как средства развития региональной системы образования должна:
- исходить из представления о сопровождении органами управления образованием инновационной деятельности как мотивационном и ресурсном механизме поддержки инноваций, направленных на повышение степени соответствия адекватности образовательных услуг запросам субъектов внешней среды;
- предполагать конкретизацию понятия «сопровождение» как особого вида деятельности и механизма профессионального развития сопровождаемых на основе развития их рефлексивных умений;
- базироваться на основных закономерностях педагогической инноватики, специфике инновационных процессов в образовании, стратегическом подходе к управлению региональными системами образования и выявлении на их основе целей и основных характеристик системы научно-ме-тодического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, включать представление об этой системе как развивающей и развивающейся;
- включать определение основных и обеспечивающих видов деятельности субъектов управления системой научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений;
- предполагать изучение внешних по отношению к самой системе научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений в регионе факторов, позволяющих повысить эффективность организации этой деятельности.
Исследование было организовано в шесть этапов.
Первый этап (1993-1995 гг.) включал выбор и осмысление темы исследования; анализ философской, психолого-педагогической, управленческой и социологической литературы по теме исследования; изучение и анализ зарубежных и отечественных концепций образовательного менеджмента, влияющих на эффективность инновационной деятельности школ; формулировку исходной гипотезы. На этом этапе была определена специфика управления развитием педагогического коллектива школы с целью подготовки его к решению новых задач образования и разработана программа опытно-экспериментальной работы по развитию инновационного потенциала педагогических коллективов школ.
Второй этап (1996-1998 гг.) предполагал апробацию инновационных подходов к подготовке педагогического коллектива к решению новых задач образования, осуществленную на базе общеобразовательных учреждений г. Кирова и Кировской области. В ходе экспериментальной работы уточнялись теоретические положения; отслеживались промежуточные результаты экспериментальной работы, которые позволили сформулировать предварительные выводы исследования, выявить степень влияния различных организационно-педагогических и психолого-педагогических условий на развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школы.
Третий этап (1999 г.) был посвящен анализу, обобщению и литературному оформлению монографического исследования, проведенного нами на втором этапе. Он закончился защитой диссертации по теме «Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школы», в результате чего автору была присвоена ученая степень кандидата педагогических наук.
Четвертый этап (2000-2001 гг.) включал осмысление роли управления научно-методическим сопровождением инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как средства развития региональной системы образования. На этом этапе на основе изучения философской, пси-холого-педагогической, управленческой и социологической литературы по проблеме исследования нами была разработана концепция организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как средства развития региональной системы образования, программа экспериментальной работы, направленная на проверку основных ее положений, и инструментарий для оценки эффективности их внедрения в практику образования.
Пятый этап (2002-2005 гг.) предполагал экспериментальную проверку основных положений разработанной на предыдущем этапе концепции в системе образования Кировской области. В ходе апробации разработанные положения обогащались динамично развивающейся практикой организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ.
Шестой этап (2006-2007 гг.) включал анализ, обобщение и литературное оформление монографического исследования, проведенного на предыдущих этапах.
Основными выводами проведенного исследования явились следующие.
1. Принципиальной позицией концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. является рассмотрение образования не как цели, а как средства удовлетворения образовательных потребностей личности, общества, государства. В качестве основного ориентира его развития определена доступность качественного образования при условии эффективного использования ресурсов.
Это предусматривает необходимость изменения деятельности субъектов управления образованием различного уровня: федерального, регионального, муниципального, образовательного учреждения.
Одним из необходимых изменений является иной подход к организации инновационной деятельности в образовательных системах различного уровня как средства их развития в заданном названным ориентиром направлении. В частности, требуется перестройка организации органами управления образованием научно-методического сопровождения инновационной деятельности, которое необходимо рассматривать как мотивационный и ресурсный механизм поддержки тех инноваций, которые соответствуют цели повышения адекватности образовательных услуг запросам субъектов внешней среды и стратегии развития соответствующей образовательной системы.
2. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности
школ в аспекте его организации не может рассматриваться только как обеспечение тем или иным субъектом поддержки данной деятельности школ, как создание им условий для инновационной деятельности, как совместная деятельность субъекта сопровождения и субъектов школы (руководителей и педагогов), как обучение или консультирование руководителей и персонала школ.
Целесообразна конкретизация этого понятия как одного из возможных механизмов профессионального развития сопровождаемых в направлениях, соответствующих территориальной стратегии развития образования, заключающегося в переводе внешних обратных связей субъектов сопровождения во внутренние обратные связи сопровождаемых, предусматривающего развитие их рефлексивных умений, состоящего в обучении их способам самоконтроля и самооценки своей деятельности по реализации задач, поставленных органом управления образования, и ее результатов, чередовании организации самостоятельной проектировочной деятельности сопровождаемых и внешней оценки ее хода и результатов сопровождающим, разработке соответствующих критериев оценки, помощи в разработке программ инновационной деятельности школ и оформлении результатов и продуктов.
Региональную систему научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений необходимо рассматривать не изолированно, а как один из механизмов развития региональной системы образования, что определяет общие и частные цели этой системы.
Данный подход к рассмотрению региональной системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений предусматривает ее постоянное развитие в соответствии с изменяющимися целями региональной системы образования и стратегией ее развития. С другой стороны, такой подход предусматривает в качестве цели научно-методического сопровождения не только помощь сопровождаемым школам и поддержку изменений, осуществляемых в них, но и, прежде всего, профессиональное развитие сопровождаемых руководителей и педагогов. Таким образом, научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ должно быть развивающим и развивающимся.
3. Концептуализация «организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности» должна учитывать специфику инновационных процессов в образовании, определяющую уровневость научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ, соответствующую микро- и макроуровням инновационных процессов; деятельностный, субъектный и организационно-управленческий аспекты поли-структурной инновационной деятельности школ; зависимость механизмов
организации научно-методического сопровождения от масштаба целесообразного распространения инноваций (на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях); адекватность организации сопровождения двум возможным каналам распространения инноваций («от общего к частному», и «от частного к общему»).
Концептуализация данного понятия также должна предусматривать рас- <■ смотрение организации (в деятельности любого субъекта управления уровня выше школьного) научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как системы, основной целью создания и функционирования которой является не поддержка любых осуществляемых инноваций, а ориентация осуществляемых в школах инновационных процессов на цели модернизации той или иной территориальной стратегии развития образования и стимулирование педагогических коллективов на инновации, адекватные этим целям.
4. Концепция организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений на региональном уровне должна рассматривать в качестве основного субъекта управления системой научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ региональный орган управления образованием и предусматривать осуществление им (совместно со своими ресурсными службами) следующих основных видов деятельности:
-задание и корректировка направлений инновационной деятельности школ, подлежащих сопровождению;
- стимулирование школ на соответствующую инновационную деятельность;
- ориентация субъектов сопровождения на эффективное научно-ме-тодическое сопровождение инновационной деятельности школ;
- информирование участников инновационной деятельности, обеспечение четкого понимания сопровождающими, а также педагогами и руководителями школ общих и непосредственно их задач в связи с организацией инновационной деятельности;
- анализ результативности научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в регионе;
- внесение изменений в действующую организацию научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ
и предполагать реализацию основным субъектом управления системой научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в регионе следующих обеспечивающих видов деятельности:
- создание механизма регионального заказа на выполнение научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ;
- определение субъектов научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в регионе, разграничение полномочий между ними, регламентация их деятельности;
- обеспечение подготовки субъектов сопровождения;
- обеспечение ресурсами (в том числе кадровыми) научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ;
- создание целесообразных структур (координационных, экспертных, аналитических и пр.), реализующих некоторые функции текущего управления научно-методическим сопровождением инновационной деятельности школ;
- задействование механизмов распространения продуктов инновационной деятельности школ).
5. Организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений на региональном уровне служит эффективным средством развития региональной системы образования при условии реализации субъектами управления научно-методическим сопровождением и субъектами научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений следующих основных подходов:
- наличествуют четкие операциональные цели развития региональной системы образования, позволяющие разрабатывать критерии для оценки хода и результатов инновационной деятельности общеобразовательных учреждений сопровождающими и самоконтроля и самооценки сопровождаемыми;
- обеспечивается соответствие комплексных инновационных процессов и отдельных инноваций, осуществляемых в рамках этих процессов, в ходе организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений;
- задействуются механизмы конкурсного отбора сопровождаемых общеобразовательных учреждений на основе четких и однозначных критериев (в частности, степени соответствия предполагаемых или осуществляемых инноваций целям развития региональной системы образования);
- существуют региональные программы (проекты), предусматривающие ресурсное обеспечение организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений;
- научно-методическое сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных учреждений реализуется как организация самостоятельной проектировочной деятельности сопровождаемых, чередуемая с внешней оценкой ее хода и результатов сопровождающим;
- предусматривается обучение сопровождаемых субъектов способам самоконтроля и самооценки своей деятельности по реализации задач, поставленных органом управления образования, и ее результатов;
- обеспечивается вариативность форм организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений (используются различные форм взаимодействия субъек-
тов сопровождения между собой и сопровождаемых между собой, а также субъектов сопровождения и сопровождаемых друг с другом);
- обеспечиваются содержательные взаимосвязи научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и взаимосвязи в организации такого сопровождения на региональном и муниципальном уровнях через трансляцию названных выше подходов к сопровождению и организации сопровождения на муниципальный уровень.
6. Повышению эффективности научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений в регионе может способствовать использование конкурсного механизма определения институциональных субъектов научно-методического сопровождения, в качестве которых могут выступать учреждения и организации, подведомственные региональному органу управления образованием: учреждения дополнительного профессионального образования (институты усовершенствования учителей, институты повышения квалификации и переподготовки работников образования, институты развития образования, центры повышения квалификации работников образования), центры оценки качества образования, центры тестирования, центры мониторинга, ресурсные центры; учреждения высшего и среднего профессионального образования педагогической направленности; другие организации (подразделения организаций), деятельность которых направлена на развитие образования (научно-исследовательские институты, научные лаборатории, центры модернизации образования и их структурные подразделения).
Конкурсное размещение регионального заказа на научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ не только является механизмом расширения возможных субъектов научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ, но и повышает качество научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ и эффективность использования ресурсов, необходимых для организации сопровождения, через создание конкурентной среды.
7. Факторами, способствующими повышению эффективности организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений на региональном уровне, являются:
- наличие официально утвержденной региональной стратегии развития образования, задающей целесообразные направления инновационной деятельности школ;
- создание конкурентной среды в системе повышения квалификации региона;
- преобладание в процессе повышения квалификации интерактивных методов и проектных технологий обучения;
- направленность аттестации педагогов, руководителей образователь-
ных учреждений на выявление рефлексивных умений педагогов и руководителей.
Значимость завершенного нами исследования, на наш взгляд, заключается в разработке концепции организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как функции регионального органа управления образованием, выполнение которой обеспечивает не жесткое административное управление инновационной деятельностью школ, а мягкое, мотивирующее воздействие на общеобразовательные учреждения, обеспечивающее приведение осуществляемой или планируемой ими инновационной деятельности в соответствие с региональным приоритетами. Следствием этой специально организованной деятельности явится развитие региональной системы образования.
Библиографический список
1. Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент / И. Т. Балабанов. - СПб., 2001.-304 с.
2. Инновационное образование: стратегия и практика / под ред. В. Л. Ляу-дис. - М., 1994. - 203 с.
3. Круглова, Н. Ю. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. - 2-е изд., доп. / Н. Ю. Круглова. - М.: Изд-во РДЛ, 2001. - 352 с.
4. Нововведения в муниципальном управлении образованием / под ред. Н. Д. Малахова. - М.: Новая школа, 1997. - 96 с.
5. Поляков, С. Д. В поисках педагогической инноватики / С. Д. Поляков. - М.: Новая школа, 1993. - 64 с.
6. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сласте-нин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.
7. Слободчиков, В. И. Проблемы становления и развития инновационного образования / В. И. Слободчиков // Инновации в образовании. - 2003. - № 2. -
С. 4-28.
8. Юсупов, В. 3. Социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования : монография / В. 3. Юсупов. - Киров: Изд-во ВГГТУ, 1998. — 120 с.
УДК 37.0+378
В. А. Беловолов, Е. В. Ильенко
ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ
Процесс формирования готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности протекает в педагогической системе и, как всякая