Научная статья на тему 'Модернизация деятельности региональных органов управления образованием: организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности'

Модернизация деятельности региональных органов управления образованием: организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларина Валентина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация деятельности региональных органов управления образованием: организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности»

РАЗДЕЛ IV ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УДК 371.014.3

В. П. Ларина

МОДЕРНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ:

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях модернизации образования возникает необходимость перехода от традиционного научно-методического обеспечения деятельности школ в условиях модернизации к научно-методическому сопровождению их инновационной деятельности.

Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ определено нами как один из возможных механизмов перевода внешних обратных связей субъектов сопровождения во внутренние обратные связи сопровождаемых, предусматривающий развитие их рефлексивных умений, состоящее в обучении их способам самоконтроля и самооценки своей деятельности по реализации задач, поставленных органом управления образования, и ее результатов. При этом самостоятельная проектировочная деятельность сопровождаемых чередуется с внешней оценкой ее хода и результатов сопровождающими, кроме того последними разрабатываются соответствующие критерии оценки, оказывается помощь сопровождаемым школам в разработке программ инновационной деятельности, осуществляется обучение и консультирование руководителей и персонала школ, помощь в оформлении результатов и продуктов.

Понимаемое в таком смысле научно-методическое сопровождение школ требует специальной его организации на всех уровнях, выше школьного.

При этом целью организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ является не просто поддержка любых осуществляемых школами инноваций, а приведение уже реализуемых и планируемых ими инноваций в соответствие с целями модернизации и приоритетными направлениями развития той или иной территориальной системы образования. Именно в этом случае инновационная деятельность школ будет в наибольшей степени способствовать развитию региональной системы образования.

Рассматривая функции регионального органа управления образованием,

мы выделили в рамках информационного подхода целеполагание, планирование, организацию, регулирование и корригирование, контроль и анализ. Таким образом, организация является одной из функций управления любого субъекта, в том числе регионального органа управления образованием.

По сути, организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в регионе превращается в инновационный механизм управления региональной системой образования. Это управление является не жестким, административным, а мягким, опосредованным, мотивирующим руководителей школ на реализацию тех инноваций, которые соответствуют целям модернизации конкретной территориальной системы образования.

Рассмотрим более подробно организацию научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в региональной системе образования на основе информационного обмена:

- с одной стороны, поток информации идет от управляющего субъекта -регионального органа управления образованием - к управляемому объекту

- региональной системе научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ (нисходящий поток информации);

- с другой стороны, поток информации идет от объекта управления (региональной системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ) к субъекту управления (восходящий поток информации).

При этом, поскольку основными элементами региональной системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в регионе являются и субъекты (сопровождающие) и объекты (сопровождаемые), то поток нисходящей информации идет от регионального органа управления образованием как к сопровождающим, так и к сопровождаемым. Поток восходящей информации также направлен к региональному органу управления образованием как от сопровождаемых, так и от сопровождающих.

Уточним, что к сопровождающим мы относим:

- учреждения и организации, подведомственные региональному органу управления образованием: учреждения дополнительного профессионального образования (институты усовершенствования учителей, институты повышения квалификации и переподготовки работников образования, центры повышения квалификации работников образования и пр.); центры оценки качества образования; центры тестирования; центры мониторинга; ресурсные центры и пр.;

- организации, учреждения и сообщества, не являющиеся подведомственными региональному управлению образованием, но имеющие потенциал для осуществления научно-методического сопровождения инновационной

деятельности школ: научно-исследовательские институты (филиалы); учреждения среднего и высшего профессионального образования педагогической направленности; научные лаборатории; институты развития образования; центры модернизации образования; временные научно-исследовательские коллективы и пр.

Сопровождаемыми в нашем понимании являются общеобразовательные -школы.

Понимая организацию научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ как информационный обмен, состоящий из нисходящего и восходящего потоков информации, рассмотрим специфику потока информации, нисходящего от регионального органа управления образованием к сопровождающим инновационную деятельность школ и сопровождаемым в ее процессе.

Во-первых, нисходящая информация должна быть направлена на предотвращение отклонений от поставленной цели - приведение инновационной деятельности школ в максимально возможное соответствие с приоритетными направлениями развития региональной системы образования.

Во-вторых, поскольку управляемый объект - региональная система научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ -состоит, в свою очередь, из сопровождающих и сопровождаемых, то передача информации региональным органом управления образованием должна осуществляться как сопровождающим, так и сопровождаемым.

В-третьих, поток командной информации (нисходящий поток) от субъекта управления к объекту может поступать в традиционной форме (приказ, распоряжение, положение, правило, инструкция и т.п.). Вместе с тем традиционность форму в которых предоставляется нисходящая информацияу должна компенсироваться ее инновационным содержанием в рамках компетенции регионального органа управления образованием, и должна быть направлена на достижение цели организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ - приведение инновационной деятельности школ в регионе в максимально возможное соответствие с целями модернизации образования территории.

В-четвертых, поток нисходящей от регионального органа управления образованием информации должен обусловливать ответный поток восходящей информации (информации состояния) от управляемого объекта к управляющему субъекту (восходящий поток), позволяющий с одной стороны выявлять степень достижения этой цели, эффективность используемых для этого способов, а, с другой, являющийся основанием для своевременных воздействий на региональную систему научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ и способствующий тем самым повышению ее эффективности.

В-пятых, нисходящая от регионального органа управления образованием информация должна носить не жесткий, административный характер, а мотивирующий, ориентирующий.

Одним из путей, обеспечивающих ориентацию региональной системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ на повышение эффективности инноваций, соответствующих региональной стратегии развития образования, является информирование сопровождающих и сопровождаемых о необходимых изменениях через совокупность показателей.

При этом показатели, формулируемые региональным органом управления образованием и доводимые до сведения сопровождаемых и сопровождающих в той или иной форме, должны ориентировать:

- сопровождаемые школы на инновационную деятельность, соответствующую региональной стратегии развития образования;

- сопровождающих на научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ, адекватной региональной стратегии развития образования;

- сам региональный орган управления образованием на организацию эффективного научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в регионе.

При этом все три группы показателей, обладая некоторой общностью, в то же время отличаются в силу отличий в своем предназначении.

Группа 1. Показатели, ориентирующие сопровождаемых на инновационную деятельность, соответствующую целям развития образования региона, должны удовлетворять следующим требованиям:

- показатели должны демонстрировать непосредственные результаты инновационной деятельности сопровождаемых школ;

- показатели предполагают как использование информации статистической отчетности, так и проведение специальных исследований с последующей интерпретацией полученных результатов;

- показатели могут использоваться сопровождаемыми для самодиагностики эффективности собственной инновационной деятельности;

- показатели могут использоваться сопровождающими и региональным органом управления образованием для оценки эффективности инновационной деятельности школ и научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ.

Группа 2. Показатели, ориентирующие сопровождающих на повышение эффективности инновационную деятельность школ, соответствующую целям развития образования региона, должны удовлетворять следующим требованиям:

- показатели должны непосредственно демонстрировать результаты деятельности сопровождающих инновационную деятельность школ;

- показатели предполагают как использование информации статистической отчетности, так и проведение специальных исследований с последующей интерпретацией полученных результатов;

- показатели могут использоваться сопровождающими для самодиагностики эффективности научно-методического сопровождения ими инновационной деятельности школ;

- показатели могут использоваться региональным органом управления образованием для оценки эффективности научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в регионе.

Группа 3. Показатели, ориентирующие региональный орган управления образованием на организацию эффективного научно-методического сопровоэюдения инновационной деятельности школ:

- показатели должны демонстрировать непосредственные результаты регионального органа управления образованием по организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в регионе, а не результаты деятельности сопровождаемых школ как производственных систем или сопровождающих;

- показатели предполагают использование информации статистической отчетности, а также проведение специальных исследований с последующей интерпретацией полученных результатов;

- показатели могут быть использованы для самооценки региональным органом управления образованием эффективности собственной деятельности по организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ соответствующей территории.

Таким образом, региональный орган управления образованием, формулируя все три группы показателей, с одной стороны, должен их содержательно различать, а, с другой, должен видеть возможность применения одного и того же показателя для самооценки, самодиагностики сопровождаемыми и сопровождающими и для внешней оценки их деятельности сопровождающими и региональным органом управления образованием соответственно. Самооценка субъектом эффективности деятельности с помощью тех э/се показателей, по которым осуществляется оценка его деятельности внешним по отношению к нему субъектом позволяет говорить об использовании региональным органом управления образованием при организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в региональной системе образования механизма перевода внешних обратных связей во внутренние обратные связи.

Таким образом, организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в региональной системе образования в деятельности любого субъекта управления уровня, выше школьного, обладает следующей спецификой:

- цель организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ состоит не в поддержке любых осуществляемых в школах инновационных процессов, а в ориентации школ, осуществляющих или планирующих инновации на те из них, которые соответствуют целям модернизации в рамках той или иной территориальной стратегии развития образования;

- она является функцией регионального органа управления образованием, который рассматривается нами как основной субъект управления региональной системой научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ;

- объектом управления является региональная система научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ, включающая сопровождаемых и сопровождающих;

- организация строится через взаимодействие субъекта и объекта управления осуществляется на основе информационного обмена между ними;

- информационный обмен между субъектом и объектом управления на основе использования системы показателей позволяет оказывать мягкое, ориентирующее, мотивирующее воздействие на субъектов региональной системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ, а не жесткое, административное.

Итак, организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ, являясь одной из функций регионального органа управления образованием, рассматривается нами как механизм инновационного управления региональной системой образования, позволяющий сопровождаемым осуществлять перевод внешних обратных во внутренние обратные связи, а, следовательно, оказывает мягкое, мотивирующее воздействие на сопровождаемых и сопровождаемых, обусловливающее приведение инновационной деятельности школ в соответствие с региональными целями и направлениями модернизации образования.

Выполнение региональным органом управления образованием роли основного субъекта управления организацией научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ предусматривает выполнение им следующих работ.

1. Определение целесообразных направлений инновационных изменений в деятельности школ, подлежащих сопровождению.

При определении целесообразных направлений инновационной деятельности школ, подлежащих сопровождению на региональном уровне необходима следующая последовательность шагов регионального органа управления образованием: изучение тенденций социально-экономического развития региона; анализ состояния региональной системы образования на предмет ее соответствия приоритетным направлениям развития образования в стране и наличным и прогнозируемым потребностям социально-экономи-

ческого развития региона; разработка стратегии развития региональной системы образования, определение приоритетных направлений инновационных изменений.

2. Создание механизма регионального заказа на выполнение научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ.

В условиях модернизации образования одним из приоритетов является , изменение организационно-финансовых механизмов. Одним из способов направления финансовых потоков в направлениях приоритетной для региона инновационной деятельности школ является использование региональным органом управления образованием механизма заказа на научно-методическое сопровождение этой деятельности.

При формулировке заказа на научно-методического сопровождение инновационной деятельности школ региональный орган управления образованием может использовать механизм заказа или конкурсное финансирование научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ.

3. Обеспечение ресурсами (в том числе, кадровыми) научно-методи-ческого сопровождения инновационной деятельности школ.

В соответствии с пониманием нами научно-методического сопровождения инновационной деятельности оно (сопровождение) включает следующие виды работ:

- оказание помощи сопровождаемым при разработке ими программ инновационной деятельности;

-обучение сопровождаемых технологии проектировочной деятельности;

- самостоятельную проектировочную деятельность сопровождаемых;

- разработку сопровождающими (в некоторых случаях совместно с сопровождаемыми) критериев оценки деятельности сопровождаемых и ее результатов по достижению задач, поставленных органом управления образованием;

- обучение сопровождаемых способам самоконтроля и самооценки своей деятельности по реализации задач, поставленных органом управления образования;

- обучение сопровождаемых способам самоконтроля и самооценки своих результатов по реализации задач, поставленных органом управления образования;

- внешнюю оценку ее хода и результатов сопровождающими;

- чередование самостоятельной проектировочной деятельности со-про-вождаемых с внешней оценкой ее хода и результатов сопровождающими;

- консультирование сопровождающими сопровождаемых на всех этап инновационной деятельности;

- оказание помощи сопровождающими сопровождаемым при оформ-

лении результатов и продуктов инновационной деятельности и некоторые другие.

Перечисленные виды деятельности призваны обеспечить профессиональное развитие сопровождаемых в направлениях, соответствующих территориальной стратегии развития образования, предусматривающее развитие их рефлексивных умений.

Для того, чтобы все виды работ в рамках научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ выполнялись качественно, необходима деятельность регионального органа управления образованием по ресурсному обеспечению в двух направлениях.

Первое направление связано с ресурсным обеспечением самой инновационной деятельности школ, осуществляемой в соответствии с приоритетными направлениями модернизации регионального образования. Поскольку для развития региональной системы образования важна не всякая инновационная деятельность школ в равной степени, а наиболее значима та, которая соответствует региональной стратегии развития образования, региональному органу управления образованием важно организовать ресурсообеспечение именно этой деятельности, т. к. признаваемая приоритетность какого-либо вида деятельности автоматически должна подразумевать приоритетность выделения всех (большей их части, некоторых наиболее значимых для этой деятельности) видов ресурсов.

Второе направление деятельности регионального органа управления образованием по ресурсообеспечению научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ связано с созданием необходимых ресурсов непосредственно для сопровождения.

4. Создание целесообразных структур (координационных, экспертных, аналитических и пр.), реализующих некоторые функции текущего управления научно-методическим сопровождением инновационной деятельности школ.

Сущностью организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ как одной из функций регионального органа управления образованием является предотвращение отклонений от заданной цели - приведение уже реализуемых и планируемых ими инноваций в соответствие с целями модернизации и приоритетными направлениями развития той или иной территориальной системы образования - на основе информационного обмена.

Для своевременного получения информации, необходимой региональному органу управления образованием, целесообразно на региональном уровне создание специальных структур, выполняющих часть аналитических, экспертных и координирующих функций, делегированных им региональным органом управления образованием.

5. Анализ результативности научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ в регионе.

Аналитические структуры, создаваемые региональным органом управления образованием, могут заниматься не всеми работами в рамках аналитической деятельности, а только их частью: например, организацией информационных потоков в региональной системе образования, сбор статис- -тических данных на основе традиционных форм отчетности, проведение специальных исследований по различным проблемам образование, обработка полученной информации в целесообразных формах, предоставление обработанной информации в определенные сроки региональному органу управления образованием.

В любом случае, какова бы ни была организационная структура, созданная региональным органом управления образования для выполнения аналитических работ, ведущая роль при выполнении аналитической деятельности принадлежит региональному органу управления образованием.

6. Внесение изменений в действующую организацию научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ.

На основе данных аналитики и (или) по инициативе координационного совет региональный орган управления вносит изменения в действующую организацию научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ. Эти изменения могут касаться как изменений в деятельности управляющей подсистемы - самого регионального органа управления образованием, так и изменений в деятельности управляемой подсистемы -системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ.

Библиографический список

1. Ларина, В. П. Инновационная деятельность школ в региональной системе образования / В. П. Ларина // Педагогика. - 2005. - № 2. - С. 55-61.

2. Ларина, В. П. Анализ факторов, влияющих на специфику научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ / В. П. Ларина // Интеграция образования. - 2005. ~ № 3. - С. 80-85.

3. Ларина, В. П. Проектирование системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ / В. П. Ларина // Педагогика. -2005.-№9.-С. 55-61.

4. Петров, Н. Н., Фишман Л. И., Дудников В. В., Прудникова В. П. Управление развитием территориальных систем образования: Учебноконсультационное пособие / Н. Н. Петров, Л. И. Фишман, В. В. Дудников,

В. П. Прудникова. - М.: Логос, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.