Научная статья на тему 'Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования'

Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19536
1834
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ORGANIZATIONAL AND METHODICAL SUPPORT / METHODICAL SUPPORT / FORMS ORGANIZATIONAL AND METHODICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетников Вячеслав Геннадьевич

В статье рассматриваются особенности и проблемы организационно-методического сопровождения и методической поддержки деятельности педагогов в изменяющихся условиях развития образования. Определяются содержание, формы и условия реализации организационно-методического сопровождения, его роль и место в системе непрерывного повышения квалификации педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Решетников Вячеслав Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and methodical support of teachers'' activity in changing conditions of education

The article considers problems of organizational and methodical support of teachers' activity in the changing conditions of education. The content, forms and terms of the use of organizational and methodical support are defined as well as its role and place in the system of continuous teacher qualification improvement.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

зования, интеграции ее в международное образовательное пространство. Здесь также присутствуют и целевые показатели, связанные с повышением уровня интернационализации российских вузов. В частности, увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5 % от общего числа студентов, увеличение дохода от их обучения — до 10 % от общего объема финансирования системы образования [10].

Таким образом, развитие академической мобильности в университетах России и Германии тесно связано с происходящими тенденциями в современном мировом образовании. Данные тенденции отражены в положениях Болонской декларации, в соответствии с которыми осуществляются реформы в сфере высшего образования данных стран. Хотя реформы проходят по одним и тем же направлениям, их эффективность проявляется по-разному, что определяется экономическим и политическим состоянием стран, культурными и национальными традициями.

Библиографический список

1. Рекомендация № R (95) 8 Комитета министров Совета Европы по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.giop.ru/REOS/giep/giep.nsf/html/ (дата обращения:

02.09.2013).

2. Barnett, G. A. The International Student Exchange Network: 1970 & 1989 / G. A Barnett, R. Y. Wu // Higher Education. 1995. -Vol. 30, № 4. - P. 353-368.

3. Болонская декларация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/ bologna/ (дата обращения: 26.08.2013).

4. Knight, J. Internationalization Brings Important Benefits as Well as Risks / J. Knight // International Educator, — 2007. — Vol. 16, № 6. - P. 59-62.

5. Джуринский, А. Н. Интеграция образовательного пространства Западной Европы / А. Н. Джуринский // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы : материалы I Всерос. пед. конгресса, 19-21 декабря 2007 г. -Москва, 2007. - С. 25-29.

6. National Report: Federal Republic of Germany [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bmbf.de/pub/

internationalization_of_higher_education_2005.pdf (дата обращения: 19.08.2013).

7. Штатская, Т. В. Глобализация образования / Т. В. Штатская // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 11. -С. 65.

8. Тагунова, И. А. Наднациональное образование: формы организации / И. А. Тагунова // Новое в психолого-педагоги-ческих исследованиях: теорет. и практ. проблемы психологии и педагогики. - 2011. - № 4. - C. 110-119.

9. Аветисян, П. С. К вопросу о студенческой мобильности / П. С. Аветисян, Г. А. Краснова // Открытое образование CAPITALPRESS. - Москва, 2007. - № 2. - С. 27-30.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения:

21.08.2013).

КРАВЦОВА Татьяна Владимировна, аспирантка кафедры педагогики, преподаватель кафедры иностранных языков.

Адрес для переписки: k786758@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.09.2013 г.

© Т. В. Кравцова

удк 37.013.83 В. Г. РЕШЕТНИКОВ

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности и проблемы организационно-методического сопровождения и методической поддержки деятельности педагогов в изменяющихся условиях развития образования. Определяются содержание, формы и условия реализации организационно-методического сопровождения, его роль и место в системе непрерывного повышения квалификации педагогов.

Ключевые слова: организационно-методическое сопровождение, методическая поддержка, формы организационно-методического сопровождения.

Образование сегодня должно строиться на основе должна быть «встроена» в новую экономику и, по требований и прогнозов будущего, а образователь- сути, в новую социально-экономическую формацию. ная система должна успешно решать задачи новой Она должна формировать и развивать личностные общественной и экономической формации России, качества и ценности, учить способности мыслить,

жить в новых условиях рыночной экономики, учить толерантному мышлению и коммуникативности, что определено в новых образовательных стандартах.

Одним из ключевых направлений системы повышения квалификации сегодня является развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов, что обусловлено происходящими изменениями в их педагогической деятельности. Перед учителем стоят сложные задачи по обновлению содержания образования, проектированию образовательного процесса, выбору способов достижения всеми обучающимися образовательных результатов. Поэтому одной из основных форм повышения квалификации педагогов в межкурсовой период становится методическая работа, которая включает все содержательные и организационные формы оказания методической помощи учителям. Методическая работа рассматривается нами как часть системы непрерывного повышения квалификации педагогов.

Анализ исследований по проблеме сопровождения (Н. Г. Битянова, О. С. Газман, Г. А. Давыдова, Е. И. Казакова, М. С. Полянский, И. П. Соловьёва и др.) позволил установить, что сопровождение является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования.

Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого [1]. Понятие «сопровождение» используется по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей [2].

В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые. Так, А. В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития [3].

М. Р. Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия [4].

Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е. И. Казакова [5], А. П. Тряпицына [6]).

В трудах ученых рассматриваются также различные виды сопровождения: психологическое, социально-педагогическое, научно-методическое и др.

Э. Ф. Зеер рассматривает психологическое сопровождение профессионального становления личности [7]. В основе социально-педагогического сопровождения — содействие тому, чтобы человек в возникшей (возникающей) проблемной для него ситуации умел осмысливать ее существо, определять способы целесообразного преодоления и реализации себя в ней, обеспечивая самореализацию [2]. Научнометодическое сопровождение профессионального роста учителя рассматривается как научно обоснованный способ взаимодействия сопровождающего (наставника, опытного специалиста, талантливого сотрудника) и сопровождаемого (учителя), направленный на непрерывное саморазвитие учителя в профессии, обусловленный количественными и качественными, содержательными и структурными пре-

образованиями личности учителя, что ведет к усовершенствованию природного, к поступательному восхождению в профессии [8].

Можно сделать вывод, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия, а его сущностными признаками являются помощь в принятии решений, взаимодействие.

Организационно-методическое сопровождение деятельности педагога будем рассматривать как целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности, т.е. как управленческую технологию организации сотрудничества субъектов образования.

Понимание сопровождения как управленческой технологии позволяет решить проблему организационно-методической деятельности в обучении педагогов, как в курсовой, так и межкурсовой период.

Анализ теории и психологии управления (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. Ю. Кричевский, А. И. Китов, В. Д. Шадриков, М. Марков) позволил уточнить компонентный состав (структуру) и содержание организационно-методического сопровождения: диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический. В методическом блоке выделяется три модуля: информационно-методический, организационно-методический и практический (опытно-внедренческий). Организационнометодический модуль направлен на организацию и проведение системы различных методических мероприятий по повышению квалификации педагогов: семинаров (проблемно-целевых, научнометодических, проектировочных и др.), «круглых столов», стажировок, тематического индивидуального и коллективного консультирования.

К принципам сопровождения мы относим: ответственность субъекта за выбор решения (тот, кто сопровождает, имеет только совещательные права); приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность и системность сопровождения; индивидуальный подход, приоритетность самостоятельного обучения востребованность результатов обучения в практической деятельности.

Содержанием организационно-методического сопровождения является оказание помощи и поддержки педагогам в педагогической деятельности.

Необходимо определить отличие организационнометодического сопровождения от другого распространенного способа оказания помощи субъектам образования — методической поддержки, который, как и организационно-методическое сопровождение, реализуется в сфере образования и является частью непрерывного повышения квалификации.

Под методической поддержкой мы понимаем разные виды методической работы по достижению поставленной цели. Цель методической поддержки — освоение содержания обучения на основе рациональных методов обучения; повышение уровня общедидактической и научно-методической подготовленности обучающихся к реализации задач новых образовательных стандартов; обмен опытом между обучающимися, выявление особенностей, специфики, рисков реализации стандартов и разработка мер по их предупреждению.

На наш взгляд, очевидны разные акценты в определении понятий методической поддержки и организационно-методического сопровождения.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

Можно сделать вывод, что методическая поддержка связана, прежде всего, с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Организационнометодическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей или освоение нового. Исходя из определения организационно-методического сопровождения, субъекту образования предоставляется большая самостоятельность в плане принятия решения о необходимости оказания ему помощи. Кроме того, «создание условий» говорит о свободе выбора субъектом образования того или иного пути решения проблемы.

Методическая поддержка предполагает оказание помощи всем субъектам образования, в независимости от того, какова потребность в этой помощи; самостоятельность субъекта образования проявляется в том, в какой мере он воспользуется этой помощью. Методическая поддержка, на наш взгляд, занимается типичными для образовательного процесса проблемами. В отличие от этого, организационно-методическое сопровождение помогает решать проблемы, связанные с самореализацией субъекта образования, которые не обязательно будут характерны для данного периода обучения, то есть предполагается, что помощь в решении проблемы может быть оказана только тогда, когда субъект образования сам заявит об этом.

Программа организационно-методического сопровождения в педагогике рассматривается через последовательную реализацию следующих шагов:

— диагностики сути проблемы;

— информационного поиска методов для ее решения;

— обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;

— оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения [4, 6].

В качестве способов и средств организации такой деятельности могут использоваться: современные технологии обучения, в том числе информационнокоммуникационные, дистанционное обучение, игра, диалог, фокус-группы, тьюторство, командообразование и другие [8, с. 175— 178]. Для нас важно, что эти способы содержат в себе рефлексивную основу как необходимый элемент и показатель качества взаимодействия в системе непрерывного повышения квалификации.

Кроме того, к формам организационно-методического сопровождения педагогов мы относим:

— организацию методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы). Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т.д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т. д.);

— создание организационных (работа ресурсных кабинетов или информационных центров) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д.;

— оказание методической поддержки (тьютор-ство) для педагогов, ведущих свою научно-иссле-

довательскую деятельность, педагогический эксперимент;

— информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.

В последнее время получила распространение такая форма организационно-методического сопровождения, как скайп-сопровождение. Это форма удаленного пошагового индивидуального обучения через скайп, одна из форм организации дистанционного обучения. Благодаря скайпу есть возможность общаться в режиме реального времени, независимо от места нахождения. В отличие от скайп-консультирования скайп-сопровождение не ограничено количеством скайп-сеансов. Каждый новый сеанс происходит после проверки выполнения домашнего задания. Если учебные задачи, поставленные ранее, не выполнены или выполнены неправильно, то дальнейшее скайп-сопровождение не проводится.

Основными условиями, обеспечивающими эффективность реализации организационно-методического сопровождения деятельности педагога, являются:

— включение педагога в событийные общности, в которых происходит не только профессиональное, но и духовное его развитие;

— содействие профессиональной идентичности педагога в процессе принятия и освоения профессиональных ценностей;

— использование возможностей гуманитарной экспертизы в познании личности педагога во всех ее проявлениях и создании педагогических ситуаций, способствующих развитию внутреннего потенциала;

— совершенствование механизмов управления, направленных на мотивацию профессионального роста педагога: психологических (система вызовов; накопительная система оценки достижений; карьерный рост педагога) и экономических (бонусная система денежного вознаграждения, компенсационный пакет, социальное партнерство) [9].

При реализации организационно-методического сопровождения профессионального роста педагогов нами выявлены следующие проблемы:

1. Отсутствие развитой структуры организации деятельности института по организационно-методическому сопровождению учителей различных категорий и уровня квалификации.

2. Разработанные системы контрольно-диагностической и мониторинговой деятельности.

3. Недостаточно отработанные формы взаимодействия с другими организациями в системе повышения квалификации.

4. Становление взаимосвязей и взаимодействия с методическими службами школ, районов города и области по организации повышения квалификации.

5. Организация площадок «демонстрации» продуктивности проектов учителя в виде методических конкурсов, творческих смотров, фестивалей, совместных выставок учителей и учащихся, презентаций и др.

Таким образом, анализ имеющихся подходов к пониманию организационно-методического сопровождения позволяет сделать следующие выводы:

1) сопровождением в педагогике считается особый вид взаимодействия, имеющий целью создание благоприятных условий развития субъектов взаимодействия;

2) организационно-методическое сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность в системе непрерывного повышения квалификации;

3) цель организационно-методического сопровождения — способствовать самостоятельному поиску оптимальных решений, опираясь на уже имеющийся опыт;

4) организационно-методическое сопровождение в системе непрерывного повышения квалификации характеризуется полифункциональностью.

Библиографический список

1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. : Азбуковник, 1999. —

944 с.

2. Мардахаев, Л. В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 6. - С. 7-10.

3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Академия, 2000. — 200 с.

4. Битянова, М. Р. Практическая психология в школе / М. Р. Битянова. — М. : Совершенство, 1997. — 296 с.

5. Казакова, Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход) : автореф. дис. ... пед. наук / Е. И. Казакова. — СПб., 1995. — 32 с.

6. Радионова, Н. Ф. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования / А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: коллек-тивн. моногр. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А И. Герцена, 1999. — Вып. VII. — С. 7 — 17.

7. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб., доп. — М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. — 336 с.

8. Милованова, Н. Г. Продуктивность образования: поиски и решения / Н. Г. Милованова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе : материалы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых. — СПб. : Экспресс, 2013. — 365 с.

9. Кирдянкина, С. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя : автореф. дис. . канд. пед. наук / С. В. Кирдянкина. — Хабаровск, 2011. — 24 с.

РЕШЕТНИКОВ Вячеслав Геннадьевич, старший преподаватель кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья.

Адрес для переписки: reshetnikov_14@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.10.2013 г.

© В. Г. Решетников

Книжная полка

Шапиро, С. А. Основы трудовой мотивации : учеб. пособие для вузов по специальности 080505 «Управление персоналом» / С. А. Шапиро. - М. : КНОРУС, 2012. - 251 с. - ISBN 978-5-40602157-6.

Рассмотрены базисные концепции и психологические аспекты мотивации труда, методы стимулирования работников и мотивационные ресурсы управления организацией. Изложена система диагностики мотивации труда персонала, предложенная автором в результате проведенных им исследований по изучению данного вопроса на предприятиях различных форм собственности и сфер деятельности. Данная информация позволит будущим руководителям выбрать из многообразия ресурсов, методов и схем управления наиболее подходящую для них систему формирования мотивационного механизма с учетом специфики их сферы деятельности и применить ее для увеличения производительности труда работников. Для бакалавров экономических, управленческих и социологических направлений, в том числе 080400 «Управление персоналом», 080200 «Менеджмент», магистров, аспирантов, преподавателей. Также будет полезно всем, кто интересуется социально-экономическими аспектами эффективности трудовой деятельности.

Пряжникова, Е. Ю. Психология труда: теория и практика : учеб. для бакалавров вузов / Е. Ю. Пряжникова ; Моск. гор. психол.-пед. ун-т. - М. : Юрайт, 2013. - 1 о=эл. опт. диск (СБ-КОМ).

В данном учебнике представлен материал, необходимый для знакомства слушателей с основами психологии труда и мира профессий. Основной акцент в работе сделан на подготовку современных школьников и молодых людей к вступлению в профессиональную жизнь, которой будет посвящено основное время их жизнедеятельности. Ведущей темой учебника является тема профориентационной работы с молодежью в системе образования. Книга дополнена интересным методическим материалом, апробированным в общеобразовательных учреждениях г. Москвы и других регионах страны. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Учебник предназначен для студентов, изучающих психологию, педагогику, для учителей, социальных педагогов, классных руководителей общеобразовательных учреждений. Данный материал будет интересен инженерно-педагогическому составу профессиональных колледжей, а также для всех, интересующихся проблемами развития человека в трудовой деятельности.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.