ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.Б. Серякова, Т.С. Белякова
Аннотация. В статье раскрывается специфика деятельности педагога дополнительного образования, представлена модель психолого-педагогического сопровождения формирования его компетентности.
Ключевые слова: компетентность педагога, дополнительное образование, психолого-педагогическое сопровождение.
Summary. The article reveals the specific features of the teachers of additional education activities and represents the model of psychological and pedagogical support of the formation of their competence.
Keywords: teacher competence, additional education, psychological and pedagogical support.
82
В условиях кардинальных социально-экономических перемен в России существенно возрастает значимость образовательной системы, которая становится ресурсом, способным обеспечить устойчивое развитие всех сфер жизнедеятельности общества. Об этом свидетельствует принятие на государственном уровне целого ряда законов, программ, проектов, нормативно-правовых актов.
Происходящие в обществе процессы выдвигают новые требования как к общему, так и к дополнительному образованию, одной из насущных задач которого является поиск оптимальных способов адаптации развивающейся личности в социуме на основе принципов гуманизации, культуросообразно-сти, вариативности, диалогичности.
Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях как социально-образовательной сферы, включающей взаимодействие разных сфер социальной и образовательной политики государства, участников образовательного процесса и социума, обусловлена тем, что дополнительное образование детей востребовано современным обществом.
Социокультурные изменения привели к новому пониманию сущности дополнительного образования. «Дополнительность» перестала быть синонимом второстепенности, а приобрела черты целостности, непрерывности, вариативности как образовательное явление, сопровождающее человека
Преподаватель XX
3 / 2013
всю жизнь. Соответственно, возрастает уровень требований к компетентности педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в системе дополнительного образования [1].
Исходя из сложившейся практики и анализа исследований в области педагогики дополнительного образования детей, которыми занимаются такие ученые, как В.В. Абраухова, Т.А. Альбицкая, В.А. Березина, Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова, Е.Б. Евладова, З.А. Каргина, Б.В. Куприянов, А.В. Ле-онтович, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, Л.Н. Макарова, И.И. Митина, Н.А. Морозова, А.В. Мудрик, С.Б. Серякова, М.О. Чеков, А.И. Щетинская и др., можно констатировать, что изменения социально-экономических условий жизни и деятельности российских граждан изменяют интересы, потребности и ориентации детей и родителей, определяют содержательные приоритеты и функциональную направленность дополнительного образования детей. Вовлечение ребенка в разные виды деятельности способствует его социальной ориентации и адаптации, формированию осознанного выбора будущей профессии, удовлетворению широких познавательных потребностей. В то же время, предоставляя каждому ребенку свободу выбора области деятельности, учебного заведения и педагога, дополнительное образование создает условия для становления и развития творческой личности, имеющей сформированную систему социально-значимых ценностей, способной к постоянному самосовершенствованию.
Модернизация российского образования определила перспективы развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи на совре-
менном этапе - достижение нового современного качества образования, его индивидуализация и дифференциация.
При дифференцированном и индивидуальном подходе в дополнительном образовании детей деятельность педагога дополнительного образования направлена на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.
Специалисты, работающие в учреждениях дополнительного образования детей, являются носителями содержания и опыта социокультурных практик, предлагаемых детям видов деятельности. Это содержание, воплощаемое в разнообразных формах, в совокупности с личностными качествами, составляет уникальный индивидуальный педагогический потенциал каждого из них.
Осуществление деятельности педагога дополнительного образования обусловливается уровнем профессионального сознания педагога, овладения им современными педагогическими технологиями.
Сегодня, когда дополнительное образование рассматривается ресурсом и зоной ближайшего развития образования, наступил этап теоретической и практической разработки проблем дополнительного образования. Переходя в режим развития, учреждения дополнительного образования стремятся определить специфику своей работы, включаются в поиск нового содержания образования, осмысливают научно-методические основы образовательного процесса, работают над созданием учебно-методических пособий, обновляют систему работы с кадрами.
83
84
Уникальность каждого учреждения дополнительного образования детей и деятельность каждого педагога дополнительного образования складывается из специфической возможности и практической безграничности дополнительного образования детей.
Система дополнительного образования детей характеризуется нами как инновационная сфера современного образовательного пространства, как важнейшее звено в развитии общества и государства, обеспечивающее формирование личностно-ориенти-рованной системы развивающего обучения, реализующее комплексное воспитание подрастающего поколения с учетом индивидуальных способностей и потенциальных возможностей каждого ребенка.
Смена парадигмы дополнительного образования детей, изменение его приоритетов и целей вызвали значительное повышение требований к профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. На него возлагается особая ответственность, так как именно от качества его деятельности зависит результат образовательного процесса в детском объединении дополнительного образования.
Деятельность педагога дополнительного образования направлена на результативность и эффективность образовательного процесса, на удовлетворение потребностей в дополнительных образовательных программах. Это и определяет специфику деятельности педагога дополнительного образования, которая заключается в удовлетворении постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и их родителей; в создании пси-
хологически комфортной атмосферы; в создании условий для саморазвития, самоопределения детей, в принятии ребенка как индивидуальности и субъекта образования; в признании за ребенком права на пробу и ошибку в выборе направления и вида деятельности, права на пересмотр возможностей в самореализации; в создании ситуации успеха для каждого ребенка, в сравнении результатов деятельности ребенка с его собственными результатами; в развитии у него таких качеств, как активность, самостоятельность, общительность [2; 3].
Профессиональная ориентация педагогов дополнительного образования должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, развитие ее профессиональных возможностей, формирование профессиональной и личностной мобильности. Это связано с тем, что при включении в профессиональную деятельность, педагог дополнительного образования мог бы в полной мере реализовать себя в профессии, и, в случае необходимости, гибко реагировать на возможность ее совершенствования через повышение своей профессиональной компетентности и профессиональной реализации.
Педагогом дополнительного образования может стать представитель любой профессии, вид деятельности которой находит востребованность в системе дополнительного образования детей. Практика показывает, что не все педагоги дополнительного образования имеют базовое педагогическое образование, многие из них, являясь специалистами различных отраслей науки, техники, искусства, не имеют достаточных теоретических знаний, умений и навыков организации обра-
Преподаватель
3 / 2013
зовательного процесса и эффективного взаимодействия в его рамках.
Специфика профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования при отсутствии психолого-педагогической подготовки у большинства из них определила поиск новых подходов к формированию их психолого-педагогической компетентности, к повышению эффективности и качества их профессиональной деятельности. Отсюда возникает необходимость психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей.
Термин «сопровождение» рассматривается с разных позиций: в социальной педагогике проблема сопровождения и поддержки исследуется в работах Е.А. Казаровой, Л.В. Марда-хаева, А.В. Мудрика, Л.М. Шипициной и др.; «психологическое сопровождение» рассматривают М.Р. Битянова, Э.Ф. Зеер, С.Г. Косарецкий и др.; педагогическому сопровождению посвящены работы Е.И. Казаковой, А.П. Тря-пицыной и др.; психолого-педагогическое сопровождение рассматривают Э.М. Александровская, Г.Л. Бар-диер, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова, И.В. Ромазан, И.С. Якиманская и др.
Несмотря на достаточно большое количество публикаций по проблеме сопровождения, еще недостаточно изучена специфика сопровождения деятельности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей.
Изучение накопленного в современной науке обширного теоретического и практического материала позволяет констатировать, что проблематика психолого-педагогическо-
го сопровождения деятельности педагога дополнительного образования является очень важной, но недостаточно теоретически и практически разработанной.
Анализируя различные точки зрения по определению понятия «сопровождение», в своей работе мы используем термин «психолого-педагогическое сопровождение». В нашем понимании психолого-педагогическое сопровождение педагога дополнительного образования - непрерывное, целостное, системно организованное совместное движение субъектов сопровождения, направленное на создание оптимальных условий повышения качества и эффективности деятельности педагога дополнительного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования позволяет не оградить педагога от трудностей, не решать проблемы за него, а сделать ему самому осознанный, ответственный и самостоятельный выбор пути, в котором педагог становится субъектом своего развития. При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост педагога дополнительного образования, на процесс и результат этого роста, а психолого-педагогическое сопровождение его деятельности становится одним из средств обеспечения качества и эффективности этого процесса [3].
Определить все векторы сопровождения деятельности педагога дополнительного образования можно через выявление «проблемного поля» педагога (рис.1).
Условно, психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования можно представить в виде модели, основанной на системном, аксиологическом, андра-
85
86
Административно-управленческий модуль
Психолого-педагогический модуль
Процессуально -деятельностный модуль
Выявление «проблемного поля» деятельности ПДО образования через программу психолого-педагогического мониторинга
Рис. 1. Выявление «проблемного поля» деятельности педагога дополнительного образования
гогическом, субъектно-деятельностном и культурологическом подходах.
Эти идеи нашли свое отражение в разработанной и апробированной нами модели психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования, изображенной на рис. 2.
Структурно модель представлена тремя компонентами: ценностно-моти-вационным, содержательно-деятель-ностным, рефлексивно-оценочным. Взаимодействие компонентов обеспечивает функционирование и целостность данной педагогической модели:
• ценностно-мотивационный компонент модели направлен на формирование у педагогов дополнительного образования профессионально-зна чи мых потребностей, установок, интересов, желаний, ценностей, определяющих ориентиры и поведение педагога в процессе его деятельности;
• содержательно-дея тель ност-ный компонент модели представлен многоуровневой Программой сопровождения;
• рефлексивно-оценочный компонент модели представлен программой педагогического мониторинга вы-
Преподаватель XX
явления качества деятельности педагога дополнительного образования, в котором выделены формы (оценка, самооценка, рефлексия), виды (количественные и качественные), методы (наблюдение, тестирование, изучение и анализ результатов деятельности).
Содержание Программы сопровождения определялось модулями (административно-управленческим, психолого-педагогическим, процессуально-деятель-ностным), «проблемным полем» каждого педагога дополнительного образования.
Модель реализуется в программе психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования в соответствии с уровнями: адаптационным (диагностическим), профессионального становления (формирующим), альтернативным (вариативным); профессиональной самореализации (контрольным). Содержание программы определяется тремя модулями (административно-управленческим, психолого-педагогическим и процессу-ально-деятельностным); содержание модулей программы на каждом ее уровне определяется результатами мониторинга, зависит от «проблемного поля» деятельности педагога дополнительного об-3 / 2013
Единое образовательное пространство
<
Цель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования -повышение качества и эффективности деятельности педагога дополнительного образования
Задачи психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования:
- мотивация п едагога дополнительного образования на повышепив качеств а и эффективноэти его деятельности;
- погружение педагога дополнительного образования в единое образовательное пространство;
- стимулирование педагога дополнительного образования к самоанализу, саморазвитию и самореализации
Принципы
Аттестация педагога дополнительного образования
Самообразование
Многоуровневая программа сопровождения деятельности педагога дополнительного образования
Родители
1/СЬ
^ Обучающиеся
V
I уровень -«Адаптационный»
II уровень -«Профессионального становления»
III уровень -«Альтернативный»
ГУ уровень -«Профессионально й самореализации»
Повышение квалификации педагога дополнительного образования, профессиональная переподготовка, обучение в ВУЗаз, ССузах, аспирантуре, докторантуре
Методы: наблюдение, тестирование, изучение и анализ продуктов деятельности педагога дополнительного образования, собеседование и т.п.
Виды оценок:
количественные,
качественные
Критерии качества и эффективности деятельности педагога дополнительного образования
Ценностно-мотивационный
Содержательно-деятельностный
Рефлексивно-оценочный
Показатели качества и эффективности деятельности педагога дополнительного образования
старший педагог дополнительног о образования
психолог
Условия психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования: непрерывность психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования; согласованность взаимодействия субъектов сопровождения (педагогов дополнительного образования, администраторов, методистов, психологов, старших педагогов дополнительного образования - наставников, обучающихся и их родителей); ценностно -мотивационное отношение педагога к деятельности в учреждении дополнительного образования детей, способствующего выработке самостоятельной профессиональной позиции; учет уровня базового и дополнительного образования педагогов; учет психовозрастных особенностей субъектов взаимодействия; профессионально-личностная рефлексия, своевременное и адекв атное реагирование на изменения социального заказа
87
Рис. 2. Модель психолого-педагогического сопровождения формирования компетентности педагога дополнительного образования
ВЕК
88
разования и обеспечивается использованием технологий (блочно-модульной, управленческо-рефлексивной).
Практика показывает, что эффективность психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования, направленная на повышение качества образовательного процесса, зависит от сформированности психолого-педагогической компетентности педагога, определяется выявлением тенденций, механизмов, принципов, технологий и психолого-педагогических условий, опирающихся на теоретико-методологические основы, которые можно сформулировать как:
• обеспечение непрерывности процесса психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования;
• согласованное взаимодействие субъектов сопровождения (педагогов дополнительного образования, администраторов, методистов, психологов, старших педагогов дополнительного образования - наставников);
• стимулирование ценностно-мо ти вационного отношения педаго-
га к деятельности в учреждении дополнительного образования детей, способствующего выработке самостоятельной профессиональной позиции;
• учет уровня базового и дополнительного образования педагогов; учет психовозрастных особенностей субъектов взаимодействия; формирование у педагогов дополнительного образования основ профессионально-личностной рефлексии, своевременного и адекватного реагирования на изменения социального заказа.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Серякова С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования: Монография. - М.: МПГУ, 2005. - 324 с.
2. Серякова С.Б. Компетентность педагога: психолого-педагогические аспекты: Монография. - М.: «Прометей» МПГУ, 2008. - 232 с.
3. Белякова Т.С. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012. - 24 с. ■
Преподаватель ^
3 / 2013