Научная статья на тему 'Модель социальной компетентности детей младшего школьного возраста'

Модель социальной компетентности детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE / YOUNGER SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галакова О. В.

Статья посвящена проблеме развития социальной компетентности детей младшего школьного возраста. Рассматриваются понятие и структура социальной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SCHOOL AGE CHILDRENS SOCIAL COMPETENCE

Article is devoted a problem of development of social competence of school age children. The concept and structure of social competence are considered.

Текст научной работы на тему «Модель социальной компетентности детей младшего школьного возраста»

Библиографический список

1. http://gorki-2.odinedu.ru/img/2011/04/0_novom_standarte.doc

2. Мизина, Н.Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Эйдос: Интернет-журнал. - 2010. - № 9.

3. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родителей. - М., 2003.

4. http://www/sbor.ru/kdn/old/RodKompit.html.

5. Джайнотт, Х. Родители и дети. - М., 1986.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Эйдос: Интернет-журнал. - 2009. - № 5.

7. Быстрова Н.Н. Компетентное взаимодействие субъектов-участников образовательного процесса (на примере работы учреждения дополнительного образования) (статья + электронные приложения) // Мир образования: электронный журнал. - Хабаровск: ХК ИППК ПК. - 2009. - Вып. 1.

8. Быстров, Н.Н. Компетентное взаимодействие субъектов-участников образовательного процесса // Наука и образование на Дальнем Востоке: Электронный журнал. - 2009. - № 1.

Bibliography

1. http://gorki-2.odinedu.ru/img/2011/04/0_novom_standarte.doc

2. Mizina, N.N. Roditeljskaya kompetentnostj: psikhologicheskiyj aspekt problemih // Ehyjdos: Internet-zhurnal. - 2010. - № 9.

3. Ovcharova, R.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditeleyj. - M., 2003.

4. http://www/sbor.ru/kdn/old/RodKompit.html.

5. Dzhayjnott, Kh. Roditeli i deti. - M., 1986.

6. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii - novaya paradigma rezuljtatov obrazovaniya // Ehyjdos: Internet-zhurnal. - 2009. - № 5.

7. Bihstrova N.N. Kompetentnoe vzaimodeyjstvie subjhektov-uchastnikov obrazovateljnogo processa (na primere ra-botih uchrezhdeniya dopolniteljnogo obrazovaniya) (statjya + ehlektronnihe prilozheniya) // Mir obrazovaniya: ehlektronnihyj zhurnal. - Khabarovsk: KhK IPPK PK. - 2009. - Vihp. 1.

8. Bihstrov, N.N. Kompetentnoe vzaimodeyjstvie subjhektov-uchastnikov obrazovateljnogo processa // Nauka i obra-zovanie na Daljnem Vostoke: Ehlektronnihyj zhurnal. - 2009. - № 1.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 371.8.061

Galakova O.V. MODEL OF SCHOOL AGE CHILDRENS SOCIAL COMPETENCE? Article is devoted a problem of development of social competence of school age children. The concept and structure of social competence are considered.

Key words: competence, social competence, younger school age. О.В. Галакова, аспирант МПГУ, г. Москва, E-mail: Leltschik@yandex.ru

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена проблеме развития социальной компетентности детей младшего школьного возраста. Рассматриваются понятие и структура социальной компетентности.

Ключевые слова: компетентность и компетенция, социальная компетентность, младший школьный возраст.

Таблица 2

Календарное планирование специального сопровождения детей в течение года (примерный план)

Месяц Компоненты развивающе-коррекционной Педагогическая коррекция Урок-погружение Психологическая коррекция ЛФК Семинары-практикумы для сопровождающих ребенка взрослых

работы на уроке Урок-погружение педагоги родители

В современной ситуации активного изменения социума, встает вопрос о изменении личности, ее активном и позитивном взаимодействии с другими. Все чаще мы говорим о компетентных людях, необходимых в различных сферах жизни и деятельности нашего общества. Одной из компетентностей, пронизывающих все сферы нашей жизни является социальная компетентность, позволяющая выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей, постоянно изменяющейся социальной реальности.

Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Несомненно, жизнь учит ребенка формальным и неформальным правилам взаимодействия, создает проблемные ситуации, которые он так или иначе разрешает. Но когда такое спонтанное развитие социальной компетентности сопровождается деятельностью взрослого, ребенок приобретает поистине бесценный ресурс жизненной ориентации.

Наиболее сложно процесс социализации проходит у учащихся начальной школы, так как им приходится адаптироваться к новым условиям, правилам и коллективу начальной

школы. Так отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер [1].

Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. И одним из требований стандарта к личностным результатам освоения основной программы является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, необходимо развивать социальную компетентность [2].

Говоря о компетентности вообще и социальной в том числе, возникает вопрос в каком случае мы используем понятие социальной компетентности младшего школьника, в каких - социальной компетенции? Когда мы можем сказать, что человек компетентен в том или ином вопросе?

Анализ источников показал, что компетентность понимается как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, разбирается профессионально. Часто вместо компетентности употребляют понятие компетенции, то есть, они употребляются как синонимы. Но существует и другая точка зрения, разграничивающая употребление данных понятий. Так, отмечается, что компетенция - не только круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, но и включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [3]; это и внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые выявляются в компетентностях человека

[4]. Компетентность же понимается исследователями как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, основывающуюся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека, специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, и включающей узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия

[5].

Таким образом, в понимании компетенции и компетентности выделились несколько позиций: во-первых, эти понятия рассматриваются как тождественные; во-вторых - компетенция рассматривается как совокупность взаимосвязанных знаний, умений, способов деятельности, по отношению к определенному кругу вопросов, деятельности, а компетентность -владение, обладание человеком определенных компетенций.

Исследуя вопрос компетентности, ее содержания, структуры, исследователи предлагали свои модели компетентности в том или ином ракурсе. Так были выделены модель компе-

тентности включающая компоненты эффективного поведения (когнитивные, аффективные, волевые) и значимые аспекты поведения (достижения, сотрудничество, влияние); модель индивидуальной компетентности, выделяющую два блока: а) базовые элементы, включающие опыт личности и готовность к решению ситуативных задач; б) способность к коммуникациям (цели, ценности, коммуникации, компетентностный опыт, компетентностные знания, умения и навыки) и модель, отражающая компонентный состав компетентности, выделяет мотивационный аспект компетентности (готовность к проявлению компетентности); когнитивный аспект компетентности (владение знанием содержания компетентности); поведенческий аспект компетентности (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); ценностно-смысловой аспект компетентности (отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения); эмоционально-волевой аспект компетентности (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности).

Так, например, рассматривая концептуальную модель психолого-педагогической компетентности, С.Б.Серякова выделяет следующие компоненты модели: мотивационно-ценностный, когнитивный, профессионально-деятельностный, социально-коммуникативный, рефлексивно-регулятивный [6].

Таким образом, можно отметить, что в представленных моделях обязательно присутствуют мотивационно-ценностный компонент (включает цели и ценностное отношение к компетентности и объекту ее приложения, волю, готовность к взаимодействию), когнитивный компонент (знания в определенной области), деятельностный компонент (умения, навыки, опыт личности), рефлексивный компонент (умение прогнозировать и оценивать результат деятельности, умение объяснить свои состояние, потребности, желания).

В соответствии свыше изложенным, представим следующую модель компетентности.

Отметим, что вся наша жизнь, деятельность и конечно становление или реализация компетентности происходит в определенных условиях, ситуациях которые влияют на все сферы нашей жизни. Мотивационный компонент выполняет функцию внутреннего стимула и ориентира деятельности. Мотивы, стимулирующую деятельность, дают «заряд» для прохождения, осуществления деятельности. Когнитивный

компонент содержит знания, необходимые для успешной деятельности. В деятельностном компоненте отражаются непосредственно те умения, навыки, опыт, которыми владеет человек в определенной области. И рефлексивный компонент проявляется в адекватном прогнозировании и оценивании результата деятельности, осознании и объяснении свои собственного состояния, желаний. Следует отметить, что немало-

важную роль в развитии, «продвижении» компетентности, в ее «использовании» играют личностные качества человека, самооценка и отношение к ситуации, деятельности, компетентности в целом, установки и ценности, сформированные у человека.

Возвращаясь к соотношению компетентности и компетенции, следует отметить, что как было сказано выше, структуру компетенции отражают знания, умения, навыки, алгоритмы или способы деятельности, системы ценностей и отношений в рамках определенного вопроса, деятельности.

Рассмотрев существующие модели компетентности, следует сказать, что ученые выделяют различные виды компе-тентностей. Выделяют ключевые, социальные и профессиональные компетентности. Также исследователями выделяются компетентности, связанные с личностью человека, с реализацией и организацией его деятельности (различными видами), взаимодействия с другими людьми, общей культуры человека и другие.

Если рассматривать компетентность как совокупность ряда компетенций, то можно отметить выделение следующих видов компетенций: компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения (компетенции здоровьесбережения, компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, компетенции интеграции, компетенции гражданственности, компетенции самосовершенствования); компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (компетенции социального взаимодействия, компетенции в общении); компетенции, относящиеся к деятельности человека (компетенция познавательной деятельности, компетенции деятельности, компетенции информационных технологий). Так же выделяются социально-личностные компетенции, общенаучные компетенции, организационно-управленческие и общепрофессиональные компетенции.

Говоря о компетенциях относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сфере, компетенциях в общении, мы говорим о социальной компетентности. Обра-

щаясь к социальной компетентности, следует отметить, что в словаре терминов по общей и социальной педагогике, она определяется как информированность и способность реализовать свои социальные возможности во взаимодействии с другими людьми. А социальная компетенция, в свою очередь, как социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Хотя, как отмечают исследователи, все компетентности по своей сути социальны, можно выделить социальную компетентность в более узком смысле. К ней относят компетенции социального взаимодействия и социальной сферы, в которых выделяют такие параметры как взаимодействие с обществом, коллективом, семьей, друзьями, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, компетенции в устном и письменном общении, в ведении диалога, знание и соблюдение традиций, этикета, организация жизни в соответствии с общественными представлениями о здоровом образе жизни и другие параметры.

При анализе существующих понятий социальной компетентности нет однозначного определения. Ее рассматривают как понятие, свидетельствующее об уровне социализации человека, как одной из ключевых компетенций, или как свойство личности, обеспечивающее взаимодействие человека с социумом, проявляющаяся в способности работать в команде и разрешении различных ситуаций взаимодействия.

В связи свыше сказанным, можно отметить, что развивая социальную компетентность младшего школьника, необходимо обращать внимание на такие параметры во взаимодействии со взрослыми и сверстниками как умение слушать и слышать других, доброжелательность и открытость к взаимодействию, принятие права на существование другого мнения, терпеливость, стремление к предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций позитивным образом, умение осознать, объяснить и управлять своими эмоциями и чувствами, умение организовать жизнь в соответствии с принятыми правилами этикета, традиций и представлениями о здоровом образе жизни.

На основе проанализированной литературы, мы можем представить следующую модель социальной компетентности, реализуемой в определенных социальных условиях. Ядром компетентности является мотивационный компонент, который отражает организацию деятельности, ее активность, устойчивость в удовлетворении потребности. Затем следует

когнитивный компонент, указывающий на теоретическую осведомленность в вопросах того как, с кем и когда можно взаимодействовать, что необходимо делать для достижения цели. Деятельностный компонент - это непосредственно практика общения, взаимодействия человека с другими людьми, его опыт, умения и навыки взаимодействия. И еще один

компонент структуры социальной компетентности - это рефлексивный компонент. Он рассматривается в качестве основы осмысления человеком своей деятельности, оценивания полученных результатов и возможностей их преобразования при необходимости.

Непосредственное влияние на развитие и функционирование социальной компетентности оказывают такие аспекты как качества личности, способствующие результативному взаимодействию с другими или, наоборот, мешающие; культура общества, отражающая современные ценности, традиции, достижения; организационно-управленческие возможности индивида, проявляющиеся в особенностях организации деятельности, взаимодействия с другими, преодолении конфликтных ситуаций; ценности и установки конкретного человека, в соответствии с которыми строится, осуществляется каждый компонент компетентности.

На основе анализа литературы, можно сказать, что о компетентности можно говорить и в рамках младшего школьного возраста, и подросткового и взрослости. Ведь на любом возрастном этапе, человек использует те или иные компетенции для достижения определенного результата деятельности, а

Библиографический список

использование тех или иных компетенций, их совокупности неизбежно приводит к изменению личности. Но в таком случае встает другой вопрос - об уровне сформированности той или иной компетентности. Очевидно, что уровни развития компетентности, во-первых, у младшего школьника и подростка или взрослого человека не одинаковы, и, во-вторых, они будут различаться и между младшими школьниками.

Таким образом, под социальной компетентностью мы будем понимать сложное личностное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие человека, определяющее социальную инициативу, ответственность перед другими за свои действия и способность выстраивать свое поведение в соответствии с социальными нормами и ценностями. Социальные компетенции мы определяем как знания, умения, навыки, алгоритмы или способы деятельности, системы ценностей и отношений в рамках взаимодействия людей. Так же отметим, что использование термина "социальная компетентность" в отношении младших школьников возможно, но следует учитывать возрастные особенности становления компетентности.

1. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Проблемы современного образования. - 2010. - № 2.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Э/р]. Системные требования:Adobe Acrobat Reader. - URL: http://mon.gov.ru/

3. Хуторской ,А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А.А.Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - Вып. 1.

4. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 4 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.

5. Равен, Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ.; под общ. ред. В.И. Белопольского]. — М.: Когито-центр, 2002.

6. Серякова, С.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования: автореф. дис...д-ра. пед. наук. - М., 2006.

Bibliography

1. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologo-pedagogicheskie problemih postroeniya novoyj shkolih v usloviyakh znachimihkh izmene-niyj rebenka i situacii ego razvi-tiya // Problemih sovremennogo obrazovaniya. - 2010. - № 2.

2. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart nachaljnogo obthego obrazovaniya [Eh/r]. Sistemnihe trebovaniya:Adobe Acrobat Reader. -URL: http://mon.gov.ru/

3. Khutorskoyj ,A.V. Kompetentnostj kak didakticheskoe ponyatie: soderzhanie, struktura i modeli konstruirovaniya / A.V. Khutorskoyj, L.N. Khutorskaya // Proektirovanie i organizaciya samostoyateljnoyj rabotih studentov v kontekste kom-petentnostnogo podkhoda: Mezhvuzovskiyj sb. nauch. tr. / pod red. A.A.Orlova. - Tula: Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, 2008. - Vihp. 1.

4. Zimnyaya, I.A. Obthaya kuljtura i socialjno-professionaljnaya kompetentnostj cheloveka // Internet-zhurnal "Ehyj-dos". - 2006. - 4 maya. http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.

5. Raven, D. Kompetentnostj v sovremennom obthestve: vihyavlenie, razvitie i realizaciya / per. s angl.; pod obth. red. V.I. Belopoljskogo]. — M.: Kogito-centr, 2002.

6. Seryakova, S.B. Formirovanie psikhologo-pedagogicheskoyj kompetentnosti pedagoga dopolniteljnogo obrazova-niya: avtoref. dis...d-ra. ped. nauk. -M., 2006.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 316.3; 37:001.12/.18

Zotkin A.O., Zubareva T.A. THEORETICAL JUSTIFICATION OF THE 'INNOVATIVE DEVELOPMENT FOR EDUCATIONAL INSTITUTION' CONCEPT. It is shown that the development and innovation are identified, or the relationship is manifested by scale or systematic innovation; justified, that this relationship due strategic direction for the organization and networking actors collectively-distributed innovative activities.

Key words: the innovation process, the innovation development of educational institutions.

А.О. Зоткин, доц. ТГУ, г. Томск; Т.А. Зубарева, соискатель ГАГУ, г. Междуреченск, Кемеровская область,

E-mail: position@bk.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ

«ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

В работе показано, что развитие и инновационный процесс отождествляются, либо эта связь проявляется за счет масштаба или системности инновации; обосновано, что данная взаимосвязь определяется стратегической направленностью организации и сетевым взаимодействием субъектов коллективно-распределенной инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационный процесс, инновационное развитие образовательного учреждения.

В ходе исследовательской и проектной работы по управ- тельного учреждения нами выявлено, что несмотря на широ-лению инновационными процессами и развитием образова- кую представленность этой темы в научной и научно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.