■ соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов;
■ содействие государственной и муниципальной власти в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.
Социальными партнерами могут стать, как индивидуальные, так и коллективные субъекты, которые разделяют ценности современного образования, заинтересованы в единой образовательной политике и способны поддержать образование материально или морально. Партнерские отношения рассматриваются как межсубъектные взаимодействия, определяющиеся общими ценностно-целевыми установками всех участников, их взаимовыгодной.
Оценка практики взаимодействия показывает, по мнению Марьина А., что социальное партнерство в образовании:
- направляет ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления;
- привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы;
- помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг [7].
Социальное взаимодействие позволяет эффективно координировать совместную деятельность, а также успешно действовать, что позволяет развиваться всем субъектам партнерства. Возможности развития социального партнерства реализуются в образовании при соблюдении следующих условий:
- открытость системы взаимодействия, общение и обмен идеями;
- направленность на развитие всех субъектов взаимодействия;
- равные возможности для всех общественно-активных субъектов (образовательные учреждения всех типов и видов, местные организации и предприятия, органы муниципальной власти).
Библиографический список
1. Современный философский словарь / под. ред. проф. В.Н. Кемерова. - M., 2004.
2. Кривых, С.В. Сетевое информационно-методическое сопровождение в неформальном образовании преподавателей колледжа // Особенности и специфика сетевого взаимодействия в сфере образования: сборник статей. - СПб., 2013.
3. Рыбина, А.А. Социальное партнерство субъектов образовательного пространства с представителями различных сфер экономики и -общественной жизни как важнейшее условие подготовки учащейся молодежи к социально-профессиональному самоопределению // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: материалы всерос. научно-практич. интер-нет-конф. с междунар. участием. - Петрозаводск, 2004 [Э/р]. - Р/д: http://www.labourmarket.ru/Pages/ conf1/book2_html/25_rybina.htm
4. Карманов, А. Психологический словарь [Э/р]. - Р/д: http://azps.ru/handbook/s/soci971.html
5. Штыркина, А.И. Социальное партнерство: виды и уровни // Социальное партнерство и сотрудничество как условие развития образовательного учреждения: научно-практич. конф. [Э/р]. - Р/д: http://www.uraledu.ru/node/14423
6. Глушанок, Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 6.
7. Марьин, А. Социальное партнерство в образовании [Э/р]. - Р/д: http://www.proza.ru/2011/01/21/398
Bibliography
1. Sovremennihyj filosofskiyj slovarj / pod. red. prof. V.N. Kemerova. - M., 2004.
2. Krivihkh, S.V. Setevoe informacionno-metodicheskoe soprovozhdenie v neformaljnom obrazovanii prepodavateleyj kolledzha // Osobennosti i
specifika setevogo vzaimodeyjstviya v sfere obrazovaniya: sbornik stateyj. - SPb., 2013.
3. Rihbina, A.A. Socialjnoe partnerstvo subjhektov obrazovateljnogo prostranstva s predstavitelyami razlichnihkh sfer ehkonomiki i obthestvennoyj zhizni kak vazhneyjshee uslovie podgotovki uchatheyjsya molodezhi k socialjno-professionaljnomu samoopredeleniyu // Spros i predlozhenie na rihnke truda i rihnke obrazovateljnihkh uslug v regionakh Rossii: materialih vseros. nauchno-praktich. internet-konf. s mezhdunar. uchastiem.
- Petrozavodsk, 2004 [Eh/r]. - R/d: http://www.labourmarket.ru/Pages/ conf1/book2_html/25_rybina.htm
4. Karmanov, A. Psikhologicheskiyj slovarj [Eh/r]. - R/d: http://azps.ru/handbook/s/soci971.html
5. Shtihrkina, A.I. Socialjnoe partnerstvo: vidih i urovni // Socialjnoe partnerstvo i sotrudnichestvo kak uslovie razvitiya obrazovateljnogo
uchrezhdeniya: nauchno-praktich. konf. [Eh/r]. - R/d: http://www.uraledu.ru/node/14423
6. Glushanok, T.M. Socialjnoe partnerstvo kak sredstvo povihsheniya kachestva professionaljnogo obrazovaniya // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2008. - № 6.
7. Marjin, A. Socialjnoe partnerstvo v obrazovanii [Eh/r]. - R/d: http://www.proza.ru/2011/01/21/398
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 378
Malyhina Ye.V. THE MODEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF EXPERTS BASED ON THE IDENTIFICATION OF DIDACTIC AND ORGANIZATIONAL CAPACITIES OF SOCIAL SECURITY INSTITUTIONS. The article presents the study of the problems of training and formation of professional competence of professionals. The author formulates didactic and organizational possibilities of social security institutions in the development of professional competence of specialists, describes the structural and functional model of development of professional competence of professionals.
Key words: professional competence, helping professionals, didactic and organizational possibilities of social security institutions.
Е.В. Малыхина, ст. преп. каф. педагогики начального образования и социальной педагогики института
педагогики и психологии САФУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В статье представлено изучение проблемы повышения квалификации и становления профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий. В работе сформулированы дидактические и организационные возможности социозащитных учреждений в вопросе развития профессиональной компетентности специалистов, описана структурно-функциональная модель развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, специалисты помогающих профессий, дидактические и организационные возможности социозащитных учреждений.
Процессы модернизации целей социального обслуживания, новые приоритеты в социальной политике побуждают к поиску новых подходов к совершенствованию кадрового потенциала специалистов социозащитных учреждений. Наступившие изменения в социальной сфере требуют обновления системы организации непрерывного, гибкого и одновременно высококачественного повышения квалификации и становления профессиональной компетентности специалистов социальной сферы с учетом основных принципов современного менеджмента. Содержание и методика процесса развития профессиональной компетентности специалистов постоянно совершенствуются. Однако, как показали проведенные нами теоретические и экспериментальные исследования, теория моделирования, на сегодняшний день представлена достаточно хорошо (А.И. Архангельский,
A.П. Беляева, В.П. Беспалько, В.И. Журавлев, А.А. Кирсанов,
B.В. Краевский, Д.А. Новиков, Т.Г. Новикова и др.), а конструирование моделей развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в социозащитных учреждениях не в полной мере отражает запросы практики [1]. Поэтому, целью нашей статьи стала разработка структурно-функциональной модели развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в социозащитных учреждениях, на основе выявления возможностей социозащитных учреждений в вопросе повышения квалификации на территории города Архангельска и Архангельской области.
Профессиональная служба комплексного обслуживания населения Архангельска и Архангельской области представлена 85 учреждениями, находящимися во всех муниципальных образованиях, штатная численность специалистов составляет более 5,0 тысяч единиц, в которых работают около 5 тысяч человек. Эффективное развитие системы социальной защиты населения невозможно без привлечения квалифицированных специалистов. На базе высших учебных заведений области (Архангельская государственная медицинская академия и Северный (Арктический) федеральный университет) ведется подготовка социальных работников, социальных педагогов и социальных психологов. Совместными международными проектами предусматривается подготовка специалистов по социальной работе и стажировка их за границей. На сегодняшний день особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала специалистов социальной сферы. Развитие профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в условиях социозащитных учреждений может осуществляться, если выявлены возможности этих учреждений.
В силу того, что объектом нашего исследования является образовательный процесс в социозащитных учреждениях, реализующий дидактическую функцию, а «повышение квалификации кадров является предметом дидактики высшей школы» [2], дидактические условия должны стать основополагающими в нашем исследовании. В то же время, становление профессиональной компетентности специалистов социальной сферы должно учитывать основные принципы современного менеджмента, а управленческая деятельность в поствузовском повышении квалификации включает в себя организационную функцию, организационные условия становятся приоритетными. Создание и реализация организационных условий, как отмечает С.И. Невдах, будет способствовать успешному взаимодействию участников образовательного процесса с целью развития их личностных качеств, совершенствования профессионализма, самореализации и самоактуализации [3, с. 22]. Именно поэтому, для нашего исследования наиболее важными представляется выявление дидактических и организационных условий социозащит-ных учреждений в плане развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий.
Дидактические условия - это специально смоделированные обучающие процедуры, реализация которых позволяет решать определенный класс образовательных задач. Для успешной реализации обучения в системе повышения квалификации необходимо соблюдать следующий комплекс дидактических внешних и внутренних условий: осуществление взаимосвязи и преемственности отдельных этапов повышения в плане развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий; соответствие структуры познавательной деятельности
структуре деятельности взрослого человека; связь процесса обучения с решением значимых для взрослого человека проблем профессиональной деятельности; овладение в процессе обучения рефлексивной культурой, позволяющей адекватно оценить имеющийся профессиональный и жизненный опыт; создание в процессе обучения условий для ценностного самоопределения и согласования ценностей субъектов образовательного процесса; способность постоянной позитивной коррекции своих потребностей в соотнесении с потребностями социальной среды, других индивидов; сформированность в процессе обучения уровня коммуникативной культуры, достаточного для обеспечения возможности позитивного межсубъектного взаимодействия; формирование в процессе обучения ситуаций успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формирования потребностей в самообразовании; овладение в процессе обучения умениями презентации своего профессионального, личностного имиджа и результатов своей профессиональной деятельности, считает Кривых С.В. [4, с. 50-54]. Создание данных условий в процессе обучения позволит не только самореализоваться в процессе обучения, осуществляемого каждым обучающимся через индивидуальный опыт освоения знаний, но и более глубоко овладеть умениями и навыками необходимыми в дальнейшей профессиональной деятельности.
Организационными условиями переподготовки специалистов в системе повышения квалификации, обеспечивающими интенсификацию данного процесса, являются: открытость образовательной среды учреждения, осуществляющего повышение квалификации специалистов социальной сферы для внедрения инноваций в процесс переподготовки; отбор и структурирование содержания образовательного процесса в соответствии с интегративно-моделирующими основаниями; интегративно-дифференцированная организация занятий в процессе переподготовки специалистов в системе повышения квалификации с использованием современных технологий обучения; регулярное изменение характера деятельности в процессе переподготовки с опорой на личный опыт обучающихся, их индивидуальную мотивационную направленность; организация самостоятельной работы обучающихся как средство формирования профессиональных компетенций; уровень профессиональной компетенции преподавателей, обеспечивающих процесс переподготовки специалистов социальной сферы. Создание и реализация указанных условий будут способствовать успешному развитию профессиональной компетентности специалистов социальной сферы.
Правильно организованная система повышения квалификации в социозащитных учреждениях способствует формированию организаторских навыков у членов коллектива, повышает авторитет профессиональных объединений специалистов, экономит время руководителей, ведет к обогащению членов коллектива новыми идеями и практическими предложениями.
При построении модели развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в социоза-щитных учреждениях мы исходили из необходимости реализации в ней дидактических и организационных условий, представленных ранее.
Выделение компонентов в модели позволило разбить ее на блоки (целевой, теоретико-методологический, содержательный, технологический, методический и результативно-оценочный), которые обеспечивают возможность представить целенаправленный процесс развития, а также структурную взаимосвязь его основных компонентов. Модель развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в социо-защитных учреждениях представлена в таблице 1.
Видятся целесообразными следующие этапы внедрения модели:
1. Разработка программы развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в социоза-щитных учреждениях.
2. Разработка методических рекомендаций и учебных комплексов обеспечивающих методическое сопровождение программы.
3. Организация системы мониторинга результатов развития профессиональной компетентности специалистов.
Таблица 1
Модель развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий
в социозащитных учреждениях
Целевой компонент
Цель Результат
Повышение уровня профессиональной компетентности специалиста в рамках профессиональной подготовки и повышения квалификации Профессиональная компетентность специалиста социозащитного учреждения Конкурентоспособный, мобильный, обладающий системным, методологическим мышлением специалист социальной сферы
Теоретико-методологический компонент
Комплекс возможностей
Дидактические Организационные
Осуществление взаимосвязи и преемственности отдельных этапов повышения в плане развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий; соответствие структуры познавательной деятельности структуре деятельности взрослого человека; связь процесса обучения с решением значимых для взрослого человека проблем профессиональной деятельности; овладение в процессе обучения рефлексивной культурой, позволяющей адекватно оценить имеющийся профессиональный и жизненный опыт; создание в процессе обучения условий для ценностного самоопределения и согласования ценностей субъектов образовательного процесса; способность постоянной позитивной коррекции своих потребностей в соотнесении с потребностями социальной среды, других индивидов; сформированность в процессе обучения уровня коммуникативной культуры, достаточного для обеспечения возможности позитивного межсубъектного взаимодействия формирование в процессе обучения ситуаций успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формирования потребностей в самообразовании; овладение в процессе обучения умениями презентации своего профессионального, личностного имиджа и результатов своей профессиональной деятельности Открытость образовательной среды учреждения, осуществляющего повышение квалификации специалистов социальной сферы для внедрения инноваций в процесс переподготовки; отбор и структурирование содержания образовательного процесса в соответствии с интегративно-моделирующими основаниями; интегративнодифференцированная организация занятий в процессе переподготовки специалистов в системе повышения квалификации с использованием современных технологий обучения; регулярное изменение характера деятельности в процессе переподготовки с опорой на личный опыт обучающихся, их индивидуальную мотивационную направленность; организация самостоятельной работы обучающихся как средство формирования профессиональных компетенций; уровень профессиональной компетенции преподавателей, обеспечивающих процесс переподготовки специалистов социальной сферы
Подходы Принципы
- Личностно-ориентированный (обеспечивает формирование личностных качеств специалиста социозащитного учреждения), - Социально-педагогический (определяет постоянное обновление профессиональных знаний в соответствии с изменением социального заказа работодателя); - Деятельностный (обеспечивает активное включение в освоение практики профессиональной деятельности в процессе непрерывного образования и повышения квалификации) • Общенаучные принципы: интеграция и согласованность действий, вариативность, непрерывность и системность, структурность, спиральность, рефлексия • Непосредственно принципы обучение взрослых должно быть проблемно ориентировано; обучение взрослых должно опираться на их опыт; опыт, полученный в результате обучения, должен быть значимым для обучаемого; у обучаемого должна быть возможность применить получаемые знания и навыки; цели обучения должны быть сформулированы при участии обучаемых; обучаемый должен получать обратную связь о достигнутом прогрессе по отношению к целям. • Принципы развития профессиональной компетентности специалиста социозащитного учреждения: самообразования, самореализации, практической направленности
Содержательный компонент
Модули содержания непрерывного образования • Теоретический (программа развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в социозащитных учреждениях) • Прикладной (социально-профессиональный практикум)
Технологический компонент
Этапы (предусматривающие последовательность развития профессиональной компетентности специалиста социозащитного учреждения)
1-й этап - аналитико-диагностический 2-й этап - организационно-координирующий 3-й этап - основной (проектировочный) 4-й этап - контрольно-оценочный, рефлексивный
Функции
- Ценностно-смысловая функция состоит в формировании профессиональных компетенций посредством функционального моделирования; развитие субъектных, личностных и индивидуальных качеств специалиста, формирование потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании за счет становления творческой индивидуальности, овладения профессионально-ценностными ориентациями - Мотивационно-побудительная проявляется в активизации познавательной деятельности специалистов, направленной на поиск и освоение новой информации о профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых к личности профессионала; развитии профессионально-позиционных интересов, способствующих развитию профессионального самосознания специалиста и построению траектории личностного развития
Методический компонент
Методы /формы
Социально-педагогические средства
Лекции, философские и социальные чтения, тренинги, индивидуальные консультации, круглые столы, методы контекстного обучения: деловая игра (ситуационноимитационное моделирование), защита проектов, решение ситуационных задач__________________
Проектирование, консультирование, учебно-методические комплексы, создание единого информационнообразовательного пространства с помощью информационных и коммуникационных технологий, аттестация специалистов социозащитных учреждений___________________________________
Результативно-оценочный компонент
Функции
- Диагностическая функция заключается в процессе диагностики, осуществляемой на всех этапах обучения, которая позволяет производить контроль и корректировку процесса развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в социозащитных учреждениях, что способствует наилучшему результату
- Оценочная функция состоит в сопоставлении полученных результатов с предполагаемыми, соотнесении этих результатов с определенными критериями. Оценка результатов обучения осуществляется посредством выявленных групп критериев эффективности: когнитивного, мотивационного и деятельностного.
Критерии эффективности
- Развитие профессиональной компетентности специалиста социозащитного учреждения;
- Обеспечение социальной направленности содержания образовательных программ, обновляющих диапазон профессионального знания компетенций специалиста на основе личностного и социального заказа;
- Реализация методического обеспечения развития профессиональной компетентности с учетом специфики методов и форм обучения взрослых, стимулирующих позитивную мотивацию специалиста к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию;
- Использование ресурса аттестации как особой социально-педагогической технологии, побуждающей к самодиагностике имеющегося уровня, коррекции выявленных затруднений и прогнозированию способов развития профессиональной компетентности специалиста).
4. Осуществление контроля и анализа результатов внедрения программы, организация обратной связи.
5. Реализация программы развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в социоза-щитных учреждениях.
В заключении отметим, что правильно организованная система повышения квалификации в социозащитных учреждениях способствует формированию организаторских навыков у членов коллектива, повышает авторитет профессиональных объединений специалистов, экономит время руководителей, ведет к обогащению членов коллектива новыми идеями и практическими предложениями. Дидактические и организационные условия социозащитных учреждений в плане развития профессиональ-
ной компетентности специалистов помогающих профессий являются наиболее важными в вопросе развития профессиональной компетентности специалистов социальной сферы. Решение проблемы повышения квалификации заключается в разработке и внедрении модели и программы развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в социо-защитных учреждениях. Модель развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в социо-защитных учреждениях есть описательная характеристика, которая рассматривается с позиций контекстного и личностно-деятельностного подходов как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему.
Библиографический список
1. Малыхина, Е.В. Внутрифирменная подготовка как средство повышения профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий: региональный аспект // Письма в Эмиссия. Оффлайн (T^юEmissia.OfflmeLetters): электронный научный журнал. -СПб. - 2014. - Февраль [Э/р]. - Р/д: http://www.emissia.org/offline/2014/2143.htm
2. Вильдт, Й. Дидактика непрерывного образования: перспективы повышения научной квалификации кадров в вузе // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. - Вып. 3 [Э/р]. - Р/д: Ь|йр:// cyberleninka.ru
3. Невдах, С.И. Организационно-педагогические условия подготовки педагогов в системе дополнительного образования взрослых // Вестник МГПУ. - 2013. - №1.
4. Кривых, С.В. Информационно-аналитическое обеспечение и реализация маркетингового подхода в управлении развитием учреждения дополнительного профессионального образования // Современное постдипломное образование: опыт и перспективы: сборник науч. статей Международной научно-практич. конф. - СПб., 2013.
Bibliography
1. Malihkhina, E.V. Vnutrifirmennaya podgotovka kak sredstvo povihsheniya professionaljnoyj kompetentnosti specialistov pomogayuthikh professiyj: regionaljnihyj aspekt // Pisjma v Ehmissiya. Offlayjn (TheEmissia.OfflineLetters): ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal. - CPb. - 2014.
- Fevralj [Eh/r]. - R/d: http://www.emissia.org/offline/2014/2143.htm
2. Viljdt, Yj. Didaktika neprerihvnogo obrazovaniya: perspektivih povihsheniya nauchnoyj kvalifikacii kadrov v vuze // Neprerihvnoe obrazovanie: XXI vek. - 2013. - Vihp. 3 [Eh/r]. - R/d: http:// cyberleninka.ru
3. Nevdakh, S.I. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya podgotovki pedagogov v sisteme dopolniteljnogo obrazovaniya vzroslihkh // Vestnik MGPU. - 2013. - №1.
4. Krivihkh, S.V. Informacionno-analiticheskoe obespechenie i realizaciya marketingovogo podkhoda v upravlenii razvitiem uchrezhdeniya dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya // Sovremennoe postdiplomnoe obrazovanie: opiht i perspektivih: sbornik nauch. stateyj Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - SPb., 2013.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 355.232.6
Pominova O.L., Isaeva N.N. PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOLVING THE INTRAPERSONAL CONFLICTS OF THE CADETS OF MILITARY INSTITUTES. The article deals with the problem of intrapersonal conflicts of the cadets of the Russian Interior Ministry Forces as well as the mechanisms, psycho-pedagogical conditions and ways of solving these conflicts.
Key words: intrapersonal conflict, psychology and pedagogical conditions, constructive conflict, destructive conflict, suicide behavior, psychological protection, cadets.