Реализация методики организована по модульному принципу и включает в себя четыре модуля: акмеологический, гностический, коммуникативный и социально-компетентностный. По содержанию все модули ориентированы на развитие физкуль-турно-компетентностной направленности. Этим мы пытались создать инвариантную часть содержания образования общегуманитарных, социально-экономических и физкультурно-педа-гогических дисциплин - необходимый минимум информации, который служит основой для углубления и расширения познавательной ориентации, поиска своего индивидуального образовательного маршрута и вариативную часть, которую специалист строит сам, ориентируясь на свои профессиональные интересы и мобильность в выбранной деятельности.
Все блоки методики обеспечивали реализацию опережающего обучения в процессе использования таких методов и приемов как анализ ранее неизвестных объектов, социально-педагогических явлений, коллективное обсуждение причин ошибок, применение методов аналогий, решение контекстных ситуационных задач и др.
Полученные результаты самооценивания и экспертной оценки готовности выпускника физической культуры к работе в инновационном образовательном режиме показывают, что более половины специалистов (54,7 %) до начала формирующего эксперимента имели низкий уровень развития профессионально важных качеств, входящий в модуль интерактивных
Библиографический список
форм развития профессиональной компетентности. На завершающем этапе формирующего эксперимента число специалистов с низким уровнем компетентности по этому модулю уменьшилось до 22,3 %, то есть почти в два раза по сравнению с исходными данными. Педагоги физической культуры с высоким уровнем интегративных форм профессиональной компетентности до начала формирующего эксперимента составляли 20,4 % от общего числа слушателей. На завершающем этапе эксперимента эта группа специалистов увеличилась и составила 48,6 % от общего числа занятых в эксперименте.
Повышение уровня профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры, как показала опытно-экспериментальная работа, целесообразно осуществлять в крупных Межотраслевых образовательных центрах, используя при этом инновационные акмеологический и андрагогический подходы, самообразование и педагогическое взаимодействие. Особенности повышения уровня профессиональной компетентности обусловлены спецификой физкультурного образования в условиях системы дополнительного образования [10, с. 213-214]. Потенциал разноплановых возможностей здесь содержат опережающий характер непрерывного самообразования субъекта, которое является приоритетным фактором определения стратегии устойчивого развития профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры.
1. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Москва: Минспорттуризм, 2008.
2. Жабаков В.Е. Управление качеством подготовки специалиста по физической культуре. Челябинск: ЧГПУ, 2012.
3. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры: монография. Ответственный редактор А.Я. Найн. Челябинск: УралГУФК, 2014.
4. Педагогическая наука и образование: тематический сборник научных трудов. Ответственный редактор А.Я. Найн. Челябинск: Урал-ГУФК, 2014.
5. Логинов В.В. Профессиональная компетентность педагога физической культуры: основы развития: учебное пособие. Челябинск: Уральская академия, 2013.
6. Гук Е.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка как система развития управленческой компетентности тренера. Физическая культура в школе. 2006; 4; 11-15.
7. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. Москва: Просвещение, 1987.
8. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Москва: Академия, 2008.
9. Уварова С.М. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к экспериментальной деятельности как фактор повышения их профессиональной компетентности. Профессиональное мастерство: формирование, становление и развитие: межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2009; 76-83.
10. Карпова О.Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: монография. Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2009.
References
1. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy «Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na 2006-2015 gody». Moskva: Minsportturizm, 2008.
2. Zhabakov V.E. Upravlenie kachestvom podgotovki specialista po fizicheskoj kul'ture. Chelyabinsk: ChGPU, 2012.
3. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii kak osnova kachestvennoj podgotovki specialistov fizicheskoj kul'tury: monografiya. Otvetstvennyj redaktor A.Ya. Najn. Chelyabinsk: UralGUFK, 2014.
4. Pedagogicheskaya nauka iobrazovanie: tematicheskij sbornik nauchnyh trudov. Otvetstvennyj redaktor A.Ya. Najn. Chelyabinsk: UralGUFK, 2014.
5. Loginov V.V. Professional'naya kompetentnost'pedagoga fizicheskoj kul'tury: osnovy razvitiya: uchebnoe posobie. Chelyabinsk: Ural'skaya akademiya, 2013.
6. Guk E.P. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka kak sistema razvitiya upravlencheskoj kompetentnosti trenera. Fizicheskaya kul'tura v shkole. 2006; 4; 11-15.
7. Il'in E.P. Psihofiziologiya fizicheskogo vospitaniya. Moskva: Prosveschenie, 1987.
8. Belkin A.S. Osnovy vozrastnojpedagogiki. Moskva: Akademiya, 2008.
9. Uvarova S.M. Formirovanie gotovnosti buduschih uchitelej fizicheskoj kul'tury k 'eksperimental'noj deyatel'nosti kak faktor povysheniya ih professional'noj kompetentnosti. Professional'noe masterstvo: formirovanie, stanovlenie i razvitie: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Chelyabinsk: Izdatel'stvo YuUrGU, 2009; 76-83.
10. Karpova O.L. Pedagogicheskaya koncepciya sodejstviya razvitiyu samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov vuza: monografiya. Chelyabinsk: ChelGNOC UrO RAO, 2009.
Статья поступила в редакцию 29.12.15
УДК 378
Malyhina E.V., senior teacher, Department of Primary Education Pedagogy and Social Pedagogy, Institute of Pedagogy and
Psychology, Arkhangelsk University n.a. M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE METHOD OF ESTIMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALISTS OF SOCIAL WELFARE INSTITUTIONS WITHIN THE INTERCOMPANY EDUCATION. In the article an approach to the study of problems of estimation of professional competence of specialists of social welfare institutions is investigated. The author develops a rating scale containing three levels, reflecting a level of formation of professional competence. The research helps to select a complex of diagnostic methodologies for the development of professional competence of specialists and adapt them to conditions of social welfare institutions, taking into account the views of experts, heads of social welfare institutions and experts for the acknowledgement of problems in development of professional competence of specialists at social welfare institutions by means of introduction of in-house training and retraining.
The paper presents the results of research of dynamics of development of professional competence of specialists of social sphere on the territory of the city of Arkhangelsk and Arkhangelsk region.
Key words: professional competence, helping professionals, didactic and organizational possibilities of social security institutions.
Е.В. Малыхина, ст. преп. каф. педагогики начального образования и социальной педагогики института педагогики и психологии САФУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Е-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАМКАХ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье предложен подход к изучению проблемы оценки профессиональной компетентности специалистов социозащит-ных учреждений. Разработана шкала оценки, содержащая три уровня, отражающих степень владения сформированности профессиональной компетентности. Подобран и адаптирован к условиям социозащитных учреждений комплекс диагностических методик развития профессиональной компетентности специалистов с учётом мнений самих специалистов, руководителей социозащитных учреждений и экспертов на предмет признания проблем развития профессиональной компетентности специалистов социозащитных учреждений по средствам внедрения внутрифирменного повышения квалификации и переподготовки работников. В работе представлены результаты исследования динамики развития профессиональной компетентности специалистов социальной сферы на территории города Архангельска и Архангельской области
Ключевые слова: диагностика развития профессиональной компетентности, внутрифирменное обучение, специалисты социозащитных учреждений.
В современных исследованиях проблем в области качества образования оценка компетентности специалиста выступает как «числовая или вербальная фиксация совокупности свойств или характеристик личности на шкале, представляющей всю систему требований к содержанию компетентностей» [1, с. 156]. Базой для такой экспертной оценки должны стать требования, предъявляемые соответствующими нормативными документами и положениями на конкретном этапе развития организации и общества, с учётом саморазвития специалиста, обобщения его профессионального и личностного опыта. По мнению В.А. Болотова, В.В. Серикова, природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта [2].
Переход к внутрифирменной системе повышения квалификации специалистов социальной сферы дает возможность видеть конкретный результат обучения, как меняется уровень профессиональной компетентности специалистов. Программы внутрифирменной подготовки разрабатываются специально для определенной организации и направлены на развитие профессиональной компетентности сотрудников и их подготовку к изменениям в данной конкретной организации [3, с. 94]. Содержание программ внутрифирменного повышения квалификации можно признать актуальным и эффективным лишь тогда, когда у участников формируются умения и навыки, необходимые для решения стоящих перед ними задач.
Развитие профессиональной компетентности, с точки зрения Н.Д. Твороговой, является проявлением совокупности взаимосвязанных компетенций, отражающей теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, включающей в себя как личностные, так и профессиональные способности человека, определяющие успешное выполнение индивидом собственной профессиональной миссии
[4, с. 72]. Компетентность - это понятие, которое описывает то, что специалистам нужно уметь делать для качественного выполнения своей работы. Важны два элемента работы - что именно необходимо делать, и согласно, какому стандарту. Исходя из этого, компетентность относится к результатам работы, чем к самой работе. Компетенции определяют как разновидности поведения, которое необходимо для успешной, компетентной работы. Поведенческие компетенции описывают то, как специалисты должны себя вести, чтобы хорошо выполнять свою работу [5]. Таким образом, компетенции относятся к поведению специалистов, а компетентности - к их умениям.
Предметом нашего исследования является компетентность специалистов социозащитных учреждений как специфическая способность индивида, необходимая для эффективного выполнения конкретных видов социально-педагогической работы на основе определенных профессионально важных личностных качеств, знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций. От уровня её развития в значительной мере зависит успех, достижения или неудачи в деятельности данных специалистов.
Для того чтобы точно определить уровень профессиональной компетентности, необходима единая шкала оценки компетенций. Для определения могут быть выбраны шкалы, дающие различную детализацию: таксономия Б. Блума; шкала В.П. Беспалько; шкала В.П. Симонова и др. [1, с. 121]. Однако, учитывая тот факт, что оценка производится экспертами, можно использовать следующую градацию уровней компетентности, разработанную нами на основе анализа научно-педагогической литературы. Шкала оценки, содержит 3 уровня, отражающих степень владения сформированности профессиональной компетентности. Ниже приводится шкала оценки, поясняющая общую логику развития компетентности по уровням, представлена в таблице 1.
В качестве респондентов выступали слушатели курсов повышения квалификации, специалисты социозащитных учрежде-
Таблица 1
Шкала оценки владения компетенций
Уровень Характеристика уровня
Развития (уровень развития компетентности ниже ожидаемого) • Специалист владеет компетенциями ограниченно, в виде отдельных элементов. Компетентность проявляется в простых или знакомых ситуациях. • Компетентность не проявляется в незнакомых, сложных ситуациях
Опыта (ожидаемый уровень развития компетентности) • Специалист успешно использует компетенции для решения стандартных рабочих задач. • В новых, нестандартных ситуациях компетентность проявляется в виде отдельных фрагментов, нестабильно
Мастерства (уровень развития компетентности выше ожидаемого. Предполагает особо высокую степень развития компетентности) • Специалист уверенно владеет компетенциями, проявляя ее как в стандартных, так и в новых, сложных ситуациях. • Специалист помогает другим людям эффективно проявлять компетентность
Таблица 2
Сравнительный анализ изменений уровня сформированности профессиональной компетентности
Результаты эксперимента
Уровень (% /кол-во чел.)
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Развития 61,6 % / 154 29,2 % / 73
Опыта 30,8 % / 77 59.6 % / 149
Мастерства 7,6 % / 19 11,2% / 28
ний Архангельска и Архангельской области (участники постоянно действующего научно-практического семинара «Технологии развития профессиональных компетенций специалистов социальной сферы», специалисты социальной сферы Октябрьского округа города Архангельска, специалисты Центра Охраны Прав Детства Исакогорского округа города Архангельска и «Приморского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Радуга» Приморского района Архангельской области -более 250 респондентов).
Педагогический эксперимент, направленный на проверку эффективности развития профессиональной компетентности специалистов социозащитных учреждений через внедрение внутрифирменных технологий, осуществлялся в несколько этапов. На констатирующем этапе эксперимента определено исходное состояние, а на контрольном - динамика развития профессиональной компетентности. Нами был подобран и адаптирован к условиям социозащитных учреждений комплекс диагностических методик развития профессиональной компетентности специалистов с учётом мнений самих специалистов, руководителей социозащитных учреждений и экспертов на предмет признания проблем развития профессиональной компетентности специалистов социозащитных учреждений по средствам внедрения внутрифирменного повышения квалификации и переподготовки работников. Таким образом, оценка уровня исходного состояния профессиональной компетентности специалистов социозащитных учреждений осуществлялась по следующие направления:
1) Самооценка уровня развития профессиональных компетенций, включающая: осознание специалистом собственных потребностей и побудительных мотивов, выстраивание приоритетов и определение ценностных ориентиров, степень соответствия или несоответствия собственных способностей уровню требуемых (предполагаемых) результатов, имеющихся компетенций задачам профессиональной деятельности, вопросы на выявление пробелов в теоретической и практической подготовке специалистов.
2) Внутренняя оценка коллег и администрации, позволяющая достаточно объективно оценить уровень развития профессиональных компетенций и культуры, степень удовлетворенности и соответствие деятельности специалиста задачам социозащитного учреждения.
3) Внешняя оценка успешности деятельности (экспертами, родителями, заинтересованными лицами и партнёрами), кото-
Библиографический список:
рая позволила определить соотношение качества образовательной деятельности специалиста в зависимости от потребностей внешних партнеров социозащитного учреждения.
Для самооценки социально-педагогической деятельности с целью выявления проблем специалистов помогающих профессий в профессиональной сфере нами была составлена Экспертная карта «Проблемы в профессиональной деятельности». Внутреннее оценивание коллег и администрации осуществлялось через применение критериев и показателей оценивания уровня профессиональной компетентности специалистов социозащит-ных учреждений. Внешняя оценка была получена при помощи Экспертного листа «Карта инновационного социально-педагогического опыта».
В ходе исследования было установлено, что количественные данные об изменении уровня развития профессиональной компетентности специалистов демонстрируют позитивную динамику, о чём свидетельствуют сравнительные результаты констатирующего и контрольных экспериментов. При детальном сравнении показателей в исследуемой группе по комплексу отобранных методик наблюдались положительные изменения. В таблице 2 представлены результаты сравнительного анализа изменения уровня сформированности профессиональной компетентности специалистов.
Как видно из таблицы 2, значительно увеличилось количество респондентов, относящихся к уровню «Опыта». Произошли значительные изменения соотношений показателей по уровню «Развития», уровню «Мастерства». Данные изменения свидетельствует об эффективности программ внутрифирменного обучения. Следовательно, слушатели курсов повышения квалификации реально ощущают значимые изменения (повышение уровня рефлексии, эмпатии, способностей к саморазвитию, самооценке, проектированию своего профессионального будущего, умения строить отношения с субъектами профессиональной деятельности, готовность к организации коммуникативного пространства, умение находить решения в сложных конфликтных ситуациях и др.).
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что количественные данные об изменении уровня развития профессиональной компетентности специалистов демонстрируют позитивную динамику, данные изменения свидетельствует об эффективности и целесообразности использования внутрифирменных технологий для развития профессиональной компетентности специалистов социозащитных учреждений.
1. Субетто А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах: методология, методика, практика: монография. Санкт-Петербург. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Научная онлайн-библиотека Порта-лус. Available at: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus/
3. Малыхина Е.В. Модель развития профессиональной компетентности специалистов на основе выявления дидактических и организационных возможностей социозащитных учреждений. Мир науки, культуры, образования. 2014; 3 (46): 93 - 96.
4. Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление. Москва: Аспект Пресс, 2004.
5. Стив Уиддет, Сара Холлифорд. Руководство по компетенциям. Перевод с английского. Москва: Издательство ГИППО, 2008.
References
1. Subetto A.I. Ocenochnye sredstva i tehnologii attestacii kachestva podgotovki specialistov v vuzah: metodologiya, metodika, praktika: monografiya. Sankt-Peterburg. - Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.
2. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme. Nauchnaya onlajn-biblioteka Portalus. Available at: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus/
3. Malyhina E.V. Model' razvitiya professional'noj kompetentnosti specialistov na osnove vyyavleniya didakticheskih i organizacionnyh vozmozhnostej sociozaschitnyh uchrezhdenij. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 3 (46): 93 - 96.
4. Tvorogova N.D. Obschenie: diagnostika i upravlenie. Moskva: Aspekt Press, 2004.
5. Stiv Uiddet, Sara Holliford. Rukovodstvo po kompetenciyam. Perevod s anglijskogo. Moskva: Izdatel'stvo GIPPO, 2008.
Статья поступила в редакцию 14.12.15