Научная статья на тему 'Особенности сетевого взаимодействия в форме социального партнерства'

Особенности сетевого взаимодействия в форме социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1408
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / NETWORKING / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Г. А., Рождественская М. Г.

В статье дается теоретический анализ феномена социального партнерства как формы сетевого взаимодействия, рассматриваются законодательные основы, виды, ступени и принципы социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Г. А., Рождественская М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NETWORK INTERACTION IN THE FORM OF SOCIALPARTNERSHIP

The article gives a theoretical analysis of the phenomenon of social partnership as a form of networking. The legislative framework, types, stages and principles of social partnership are discussed.

Текст научной работы на тему «Особенности сетевого взаимодействия в форме социального партнерства»

tekhnicheskikh kadrov / T.D. Ithenko, Yu.P. Nagornihyj, I.M. Bendera // Trudih Mezhdunarodnoyj nauchno-metodich. konf. «Stupenchataya sistema vihsshego agrarnogo obrazovaniya: koncepciya, aktualjnihe problemih i mekhanizaciya vnedreniya». - Kiev, 1997.

6. Principih i puti integracii vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj Ministerstva agrarnoyj politiki Ukrainih v Evropeyjskoe prostranstvo vihsshego obrazovaniya: nauchno-metodicheskie materialih / T.D. Ithenko, S.M. Kravchenko, M.A. Demeshkant, V.D. Shinkaruk [i dr.] / pod red.

S.M. Kravchenko. - Kiev, 2006.

7. Chernilevskiyj, D.V. Tekhnologiya obucheniya v vihssheyj shkole: ucheb. izdanie / D.V. Chernilevskiyj, O.K. Filatov; pod red. D.V. Chernilevskogo.

- M., 1996.

8. Sihsoeva, S.A. Pedagogicheskie tekhnologii tvorcheskogo razvitiya lichnosti: problemih i protivorechiya // Tvorcheskaya lichnostj v sisteme neprerihvnogo obrazovaniya: materialih Mezhdunar. nauchnoyj konf. / pod red. S.O. Sihsoevoyj, A.G. Romanovskogo. - Kharjkov, 2000.

Статья поступила в редакцию 25.04.14

УДК 316.3

Zaitseva G.A., Rozhdestvenskaja M.G. FEATURES OF NETWORK INTERACTION IN THE FORM OF SOCIAL

PARTNERSHIP. The article gives a theoretical analysis of the phenomenon of social partnership as a form of networking. The legislative framework, types, stages and principles of social partnership are discussed.

Key words: networking, social partnership.

Г.А. Зайцева, аспирант ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected];

М.Г. Рождественская, аспирант ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФОРМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В статье дается теоретический анализ феномена социального партнерства как формы сетевого взаимодействия, рассматриваются законодательные основы, виды, ступени и принципы социального партнерства. Ключевые слова: сетевое взаимодействие, социальное партнерство.

Анализ понятия «социальное партнерство» позволяет толковать данный феномен как одну из разновидностей социального взаимодействия. Философия считает, что фундаментальным человеческим свойством является стремление к взаимодействию с различными объектами окружающего мира, общества, жизни, бытия. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения, с этим пониманием связана и потребность человека в общении, образовании, собственном развитии. Взаимодействие проявляется во всех без исключения разнообразных сферах человеческого бытия [1].

Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности и различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в 1990 г. определила понятие «partnership» - партнерство как систему сотрудничества, основанную на открытых соглашениях между различными институтами, подразумевающими понимание, совместную работу и совместно принятые планы.

Феномен взаимодействия во всей своей сложности включает субъектов взаимодействия, ресурсы, пространство взаимодействия, его формы, структуру, временные факторы, предполагает критерии эффективности, выстраивание реальной ситуации по достижению результативности. Видимо, дальнейшее изучение феномена взаимодействия предполагает введение новых теоретических парадигм и подходов, считает Кривых С.В. [2, с. 67].

Сетевое взаимодействие - это взаимодействие активных агентов, каждый из которых, в зависимости от ситуации и решаемой задачи, может выступать как в роли управляемого субъекта - активного элемента, так и в роли управляющего органа -центра, или в роли метацентра, осуществляющего руководство центрами и т.д. Сложность развития сетевого взаимодействия обусловлена, с одной стороны, тем, что для функциональных элементов организационной системы характерна возможность выступать в различных ролях, то есть решать те или иные задачи с различной эффективностью, а с другой стороны - многообразием этих задач и быстрым изменением внешних условий функционирования.

Формальным началом возникновения социального партнерства в России считают создание Международной организации труда (МОТ). Социальное партнерство - понятие, используемое для обозначения трудовых отношений, характеризующихся общностью позиций и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства. Специфическая форма социального партнерства - трипартизм (составленность из трех частей), при котором к постоянным партнерам, представляющим работников и работодателей, присоединяются представители органов государственной власти и местного самоуправления в целях регулирования социально-трудовых отношений.

В нашей стране моментом становления социального партнерства можно считать Указ Президента РФ № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15.11.91, после которого феномен социального партнерства получил полноправное признание в России. Социальное партнерство есть понятие рыночного общества, которое возникло на определенном уровне развития общества с появлением развитого рынка труда и профсоюзов работников.

В трудовом кодексе РФ, вступившем в силу 1 февраля 2002 года, законодателем серьезно повышена роль социального партнерства. Впервые появился целый раздел, полностью посвященный социальному партнерству, впервые в кодексе дается определение социального партнерства как системы, включающей в себя все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в том числе и неформальные, не носящие правового характера.

Социальным партнерством в государстве с рыночной экономикой называют систему отношений между работниками, работодателями и органами власти, направленную на согласование интересов разных сторон трудовых отношений, и кроме того, по вопросу установления более приемлемых социальных гарантий для трудящихся. Кроме этого, термин «социальное партнерство» трактуется в социологии как способ взаимодействия между различными социальными группами или как механизм регулирования общественных отношений. Нам ближе является понимание социального партнерства как специфического типа общественных отношений.

В самом широком смысле, по мнению А.А. Рыбиной, «Социальное партнерство понимается как совместная коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, ко-

торая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в рамках специально планируемых акций» [3]. Приведем несколько определений данного понятия разных авторов.

Социальное партнерство - «это такая система отношений различных социальных субъектов, которая ориентирована на достижение общенациональных интересов, при учете групповых и корпоративных интересов. По своей структуре социальное партнерство представляет собой совокупность органов и организаций, создаваемых из представителей работников наемного труда, работодателей и государства для регулирования социально-трудовых отношений» [4].

В начале 2000 гг. социальное партнерство как явление пришло и в образование. Социально-педагогическое партнерство -«это иной опыт, другие формы отношений, опыт межсистемного регулирования, управления при изменении типа взаимодействия образования с внешней средой» [5].

Социальное партнерство в профессиональном образовании

- «это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Оно призвано решить проблемы подготовки профессионалов в соответствии с потребностями рынка труда, обеспечения предприятий квалифицированными кадрами, повышения квалификации персонала и трудоустройства молодых специалистов, оканчивающих учебные заведения» [6, с. 80-83].

Законодательную основу сегодня для развития социального партнерства в образовании составляют:

• Гражданский кодекс РФ;

• Закон «Об образовании в РФ» (в последней редакции);

• Законы РФ «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях»;

• Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации».

На муниципальном уровне правовую базу реализации социального партнерства в образовании определяют федеральные законы:

- «О местном самоуправлении в Российской Федерации»;

- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»;

- соответствующие законы субъектов Российской Федерации.

Социальное партнерство в образовании классифицируют как:

- взаимодействие внутри системы образования между субъектами данной профессиональной общности для повышения качества образования;

- взаимодействие между системой образования и представителями разных сфер общественного воспроизводства с целью более эффективной подготовки выпускников к профессиональной деятельности;

- взаимодействие, инициируемое самой системой образования в качестве особой сферы социальной жизни и вносящее серьезный вклад в становление гражданского общества.

Социальное партнерство по мнению большинства авторов является наиболее значимым в современном образовании, т.к. позволяет изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. В качестве социальных партнеров могут выступать государство, органы муниципальной власти, сфера труда, банки, бизнес структуры, некоммерческие организации, благотворительные фонды, учреждения образования, в том числе, дополнительного и профессионального образования.

Государство:

- выступает катализатором перемен в социально-экономической жизни;

- финансово и институционально поддерживает общественные инициативы, на которых основано партнерство;

- создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности;

- формирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы;

- привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации и бизнес для осуществления целевых программ, используя различные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ.

Местное самоуправление:

- представляет интересы местного сообщества;

- в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов;

- действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.

Предприятия и вузы:

- упрощается доступ к информации о рынке труда и образовательных услугах;

- обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов;

- упрощается процедура корректировки старых и разработки новых образовательных программ, отвечающих требованиям вузов и работодателей;

- открываются более широкие возможности для профессиональной пробы и самоопределения выпускника;

- расширяются возможности трудоустройства выпускников.

Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры:

- предлагают новые идеи и решения, социальные технологии;

- обеспечивают гражданский контроль;

- привлекают к работе волонтеров;

- выражают интересы определенных групп населения (молодежь, профессиональные сообщества, люди с особыми потребностями и др.);

- выдвигают новые ценностные ориентиры (правозащитное движение, движение за восстановительное правосудие, экологическое движение и др.).

Бизнес и ассоциации предпринимателей:

- предоставляют благотворительные пожертвования;

- возможность использовать опыт и профессионализм компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем.

Развитие социального партнерства, по мнению А.И. Штыр-киной [5], предполагают прохождение определенных ступеней или этапов:

1) выстраивание взаимоотношений, поиск точек соприкосновения, взаимовыгодных позиций;

2) накопление интересов, что позволяет определить сферы и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной -заинтересованности, каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность;

3) взаимная адаптация, которая основывается на взаимопонимании и принятии интересов другой стороны, это этап коррекции интересов и совместной выработки нормативов взаимодействия, переход к доверительным отношениям в процессе -совместной деятельности;

4) устойчивое функционирование, при котором снижается уровень взаимоконтроля и повышается взаимная ответственность за результаты совместной деятельности. Совместное обсуждение, взаимопомощь, взаимоподдержка, характерные для этой стадии, обеспечивают сохранение положительного психологического настроя сторон;

5) высшая ступень партнерства - взаимосодействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую-деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие, и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии [5].

Принципы социального партнерства:

■ равноправие и полномочность представителей сторон;

■ уважение и учет интересов сторон, свобода выбора при обсуждении вопросов;

■ заинтересованность и ответственность сторон в участии в договорных отношениях;

■ реальность и добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

■ обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

■ соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов;

■ содействие государственной и муниципальной власти в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.

Социальными партнерами могут стать, как индивидуальные, так и коллективные субъекты, которые разделяют ценности современного образования, заинтересованы в единой образовательной политике и способны поддержать образование материально или морально. Партнерские отношения рассматриваются как межсубъектные взаимодействия, определяющиеся общими ценностно-целевыми установками всех участников, их взаимовыгодной.

Оценка практики взаимодействия показывает, по мнению Марьина А., что социальное партнерство в образовании:

- направляет ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления;

- привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы;

- помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг [7].

Социальное взаимодействие позволяет эффективно координировать совместную деятельность, а также успешно действовать, что позволяет развиваться всем субъектам партнерства. Возможности развития социального партнерства реализуются в образовании при соблюдении следующих условий:

- открытость системы взаимодействия, общение и обмен идеями;

- направленность на развитие всех субъектов взаимодействия;

- равные возможности для всех общественно-активных субъектов (образовательные учреждения всех типов и видов, местные организации и предприятия, органы муниципальной власти).

Библиографический список

1. Современный философский словарь / под. ред. проф. В.Н. Кемерова. - М., 2004.

2. Кривых, С.В. Сетевое информационно-методическое сопровождение в неформальном образовании преподавателей колледжа // Особенности и специфика сетевого взаимодействия в сфере образования: сборник статей. - СПб., 2013.

3. Рыбина, А.А. Социальное партнерство субъектов образовательного пространства с представителями различных сфер экономики и -общественной жизни как важнейшее условие подготовки учащейся молодежи к социально-профессиональному самоопределению // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: материалы всерос. научно-практич. интер-нет-конф. с междунар. участием. - Петрозаводск, 2004 [Э/р]. - Р/д: http://www.labourmarket.ru/Pages/ сопИ/Ьоок2_Мт1/25_гуЫпа.Мт

4. Карманов, А. Психологический словарь [Э/р]. - Р/д: http://azps.rU/handbook/s/soci971.html

5. Штыркина, А.И. Социальное партнерство: виды и уровни // Социальное партнерство и сотрудничество как условие развития образовательного учреждения: научно-практич. конф. [Э/р]. - Р/д: http://www.uraledu.ru/node/14423

6. Глушанок, Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 6.

7. Марьин, А. Социальное партнерство в образовании [Э/р]. - Р/д: http://www.proza.ru/2011/01/21/398

Bibliography

1. Sovremennihyj filosofskiyj slovarj / pod. red. prof. V.N. Kemerova. - M., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Krivihkh, S.V. Setevoe informacionno-metodicheskoe soprovozhdenie v neformaljnom obrazovanii prepodavateleyj kolledzha // Osobennosti i

specifika setevogo vzaimodeyjstviya v sfere obrazovaniya: sbornik stateyj. - SPb., 2013.

3. Rihbina, A.A. Socialjnoe partnerstvo subjhektov obrazovateljnogo prostranstva s predstavitelyami razlichnihkh sfer ehkonomiki i obthestvennoyj zhizni kak vazhneyjshee uslovie podgotovki uchatheyjsya molodezhi k socialjno-professionaljnomu samoopredeleniyu // Spros i predlozhenie na rihnke truda i rihnke obrazovateljnihkh uslug v regionakh Rossii: materialih vseros. nauchno-praktich. internet-konf. s mezhdunar. uchastiem.

- Petrozavodsk, 2004 [Eh/r]. - R/d: http://www.labourmarket.ru/Pages/ conf1/book2_html/25_rybina.htm

4. Karmanov, A. Psikhologicheskiyj slovarj [Eh/r]. - R/d: http://azps.ru/handbook/sZsoci971.html

5. Shtihrkina, A.I. Socialjnoe partnerstvo: vidih i urovni // Socialjnoe partnerstvo i sotrudnichestvo kak uslovie razvitiya obrazovateljnogo

uchrezhdeniya: nauchno-praktich. konf. [Eh/r]. - R/d: http://www.uraledu.ru/node/14423

6. Glushanok, T.M. Socialjnoe partnerstvo kak sredstvo povihsheniya kachestva professionaljnogo obrazovaniya // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2008. - № 6.

7. Marjin, A. Socialjnoe partnerstvo v obrazovanii [Eh/r]. - R/d: http://www.proza.ru/2011/01/21/398

Статья поступила в редакцию 25.04.14

УДК 378

Malyhina Ye.V. THE MODEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF EXPERTS BASED ON THE IDENTIFICATION OF DIDACTIC AND ORGANIZATIONAL CAPACITIES OF SOCIAL SECURITY INSTITUTIONS. The article presents the study of the problems of training and formation of professional competence of professionals. The author formulates didactic and organizational possibilities of social security institutions in the development of professional competence of specialists, describes the structural and functional model of development of professional competence of professionals.

Key words: professional competence, helping professionals, didactic and organizational possibilities of social security institutions.

Е.В. Малыхина, ст. преп. каф. педагогики начального образования и социальной педагогики института

педагогики и психологии САФУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск, E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье представлено изучение проблемы повышения квалификации и становления профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий. В работе сформулированы дидактические и организационные возможности социозащитных учреждений в вопросе развития профессиональной компетентности специалистов, описана структурно-функциональная модель развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.