Научная статья на тему 'Педагогические особенности изложения практического занятия по изучению темы: «Механизированная технология хранения зерна в полиэтиленовых рукавах»'

Педагогические особенности изложения практического занятия по изучению темы: «Механизированная технология хранения зерна в полиэтиленовых рукавах» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНТ / ХРАНЕНИЕ / ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ РУКАВ / ЗЕРНО / ЗАГРУЗЧИК / БУНКЕР-НАКОПИТЕЛЬ / FEATURES OF TEACHING / INNOVATIVE TECHNOLOGY / STUDENT STORAGE / PLASTIC SLEEVE / GRAIN LOADER HOPPERSTACKER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуганец В. И.

В статье раскрыты некоторые особенности инновационной технологии изложения практического занятия по теме: «Механизированная технология хранения зерна в полиэтиленовых рукавах» студентам агроинженерного профиля направления подготовки 6.100102 «Процессы, машины и оборудование агропромышленного производства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FEATURES OF PRACTICAL TEACHING LESSONS FOR RESEARCH TOPICS: “THE MECHANIZED TECHNOLOGY OF GRAIN STORAGE IN PLASTIC BAGS”

The article reveals some features regarding innovative teaching at practice sessions on “Mechanized technology of grain storage in plastic bags” among students majoring in Agroengineering, direction No. 6.100102 “processes, machines and equipment of agricultural production”.

Текст научной работы на тему «Педагогические особенности изложения практического занятия по изучению темы: «Механизированная технология хранения зерна в полиэтиленовых рукавах»»

8. Фромм, Э. Иметь или быть. - М., 2010.

9. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. - М., 1992.

10. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Основы психологической антропологии / В.И. Сло-бодчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.

10. Каган, М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.

Bibliography

1. Kharchev, A.G. Sociologiya semji: problemih stanovleniya nauki. - M., 2003.

2. Obozov, N.N. Semeyjnaya kniga / N.N. Obozov, V.V. Maksimov. - SPb., 2001.

3. Krivihkh, S.V. Novihe podkhodih k razvitiyu lichnosti // Semjya i obthestvo. Problemih socializacii lichnosti: materialih regionaljnoyj nauchno-praktich. konf. - Novokuzneck, 2000.

4. Sociologiya semji: uchebnik / pod red. prof. A.I. Antonova. - M., 2005.

5. Berezhnova, L.N. Poliehtnicheskaya obrazovateljnaya sreda: monografiya. - SPb., 2003.

6. Efremov, O.Yu. Nravstvennoe vospitanie obuchayuthikhsya v vuzakh silovihkh vedomstv v processe professionaljnoyj podgotovki /

O.Yu. Efremov, V.O. Solncev // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiyjskoyj Akademii nauk. - 2010. - № 5-1. - T. 12.

7. Pominova, O.L. Sozdanie usloviyj dlya voenno-ehsteticheskogo vospitaniya v kursantskikh podrazdeleniyakh vuza vnutrennikh voyjsk /

O.L. Pominova, E.A. Kurochkin // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2012. - № 56. - T. 4.

8. Fromm, Eh. Imetj ili bihtj. - M., 2010.

9. Leontjev, D.A. Metodika izucheniya cennostnihkh orientacii. - M., 1992.

10. Slobodchikov, V.I. Psikhologiya cheloveka. Vvedenie v psikhologiyu subjhektivnosti. Osnovih psikhologicheskoyj antropologii / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - M., 1995.

10. Kagan, M.S. Filosofskaya teoriya cennosti. - SPb., 1997.

Статья поступила в редакцию 25.04.14

УДК 371.315

Duganets V.I. PEDAGOGICAL FEATURES OF PRACTICAL TEACHING LESSONS FOR RESEARCH TOPICS: “THE MECHANIZED TECHNOLOGY OF GRAIN STORAGE IN PLASTIC BAGS”. The article reveals some features regarding innovative teaching at practice sessions on “Mechanized technology of grain storage in plastic bags” among students majoring in Agroengineering, direction No. 6.100102 “processes, machines and equipment of agricultural production”.

Key words: features of teaching, innovative technology, student storage, plastic sleeve, grain loader hopper-stacker.

В.И. Дуганец, канд. техн. наук, доц., зав. каф. транспортных технологий и энергетических средств

Подольского гос. аграрно-технического университета, г. Каменец-Подольский, Украина,

E-mail: duganec-viktor@rambler.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ: «МЕХАНИЗИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ ЗЕРНА В ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ РУКАВАХ»

В статье раскрыты некоторые особенности инновационной технологии изложения практического занятия по теме: «Механизированная технология хранения зерна в полиэтиленовых рукавах» студентам агроинженерного профиля направления подготовки 6.100102 «Процессы, машины и оборудование агропромышленного производства».

Ключевые слова: особенности изложения, инновационная технология, студент, хранение, полиэтиленовый рукав, зерно, загрузчик, бункер-накопитель.

Для обеспечения нового уровня качества профессиональной подготовки будущих специалистов агроинженерного профиля, которые смогут гибко перестраивать содержание своей производственной деятельности, необходимо применять инновационные подходы к обучению и воспитанию. Поэтому особенности изложения и изучения механизированной технологии хранения зерна в полиэтиленовых рукавах есть актуальными и необходимыми.

Методика изложения практических занятий в высших учебных заведениях аграрного профиля является одной из составных частей образовательно-профессиональной программы подготовки специалистов по образовательно-квалификационному уровню «Бакалавр». В институте механизации и электрификации сельского хозяйства Подольского государственного аграрно-технического университета разработаны методические материалы по сквозной практической подготовке студентов, которые логически объединяют теоретическую осведомленность и практические навыки работы будущего специалиста.

Изложение практических занятий для студентов осуществляется по образовательно-профессиональным программам, ступенчатой или непрерывной совокупностью умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности спе-

циалиста. Во время проведения сквозных практических занятий осуществляется сочетание теории и практики, а именно сближение приобретенных умений и навыков в учебном заведении с практическими условиями, которые будут встречаться на производстве и к выполнению конкретных производственных задач. При этом возникает необходимость в разработке концептуальных подходов к методике изложения практических занятий для будущих специалистов-аграриев.

В педагогической литературе анализируются различные аспекты проведения лекций и лабораторно-практических занятий. Так, Е. Вобликов, Е. Дмитрук, Б. Петруня, В. Таранов, А. Харитонов и другие разработали и предложили методику изложения раздела «Механизированная технология хранения зерна», а также наметили пути повышения эффективности изложения отдельных его тем [1; 2; 3]. Отдельным вопросам развития инновационных технологий у высших учебных заведениях, принципам формирования образовательно-квалификационных уровней и содержания профессиональной подготовки посвятили ученые М.Г. Чобитько [4], Т.Д. Ищенко, Ю.П. Нагорный, И.Н. Бендера [5], интеграции вузов Т.Д. Ищенко, С.М. Кравченко [6], технологиям обучения в высшей школе - Д.В. Чернилевский,

О.К. Филатов [7], технологии творческого развития личности -

С.А. Сысоева [8] и др.

В подавляющем большинстве исследований основное внимание уделяется подготовке традиционной лекции и лабораторно-практического занятия. Современная реформа высшего образования требует разработки и внедрения активных методов обучения, то есть инновационных форм проведения занятий. Целью работы является внедрение активных методов обучения, то есть инновационных форм проведения практических занятий для студентов агроинженерного направления, а именно изложение сути некоторых особенностей изучения механизированной технологии хранения зерна в полиэтиленовых рукавах.

На изучение темы «Механизированная технология хранения зерна в полиэтиленовых рукавах», согласно учебной рабочей программе, отводится время на лекцию и лабораторное занятие. Методика чтения лекций студентам агроинженерного профиля предполагает использование компьютерных технологий и подготовку материала в виде презентации и раздаточного материала. Лектор начинает занятия с раскрытия современного состояния хранения зерна в аграрном секторе Украины. В связи с сезонностью зернового производства возникает необходимость хранения запасов зерна для его использования на различные нужды в течение года и дольше.

Что касается проведения лабораторно-практического занятия, то оно является основой приобретения студентом умений и навыков при изучении материала, который подается. И от того, как подать материал, зависит уровень знаний специалиста на производстве. Конечно, представление материала при проведении лабораторно-практического занятия должно быть тесно связано с лекционным материалом.

Для подачи материала студентам необходимо указать тему, цель занятия, ход выполнения, а также объявить задачи для отчета. Это приводится в следующем порядке:

Тема «Механизированная технология хранения зерна в полиэтиленовых рукавах» должна озвучивать практический характер и поэтому она имеет цель работы, ход выполнения и задачи для отчета. Цель занятия: Изучить режимы хранения, устройство, процесс работы и регулирования средств механизации для загрузки зерновой массы в полиэтиленовые рукава и разгрузки из них.

Ход выполнения

1. Характеристика режимов хранения зерновой массы.

2. Технологический процесс хранения зерна в полиэтиленовых рукавах.

3. Подготовка площадок для укладки зерна в рукавах.

4. Средства механизации для загрузки зерновой массы в полиэтиленовые рукава.

5. Средства механизации для разгрузки зерна из полиэтиленовых рукавов.

6. Технологический процесс работы средств механизации.

7. Регулировка и наладка средств механизации.

8. Эффективность применения технологии хранения зерна в полиэтиленовых рукавах.

Задания для отчета

1. Изучить режимы хранения зерновой массы.

2. Изучить назначение и общее устройство средств механизации для загрузки зерновой массы в полиэтиленовые рукава и разгрузки из них.

3. Изучить технологический процесс работы средств механизации для погрузки и разгрузки зерновой массы.

4. Записать порядок проведения регулировки и наладки средств механизации для погрузки и разгрузки зерновой массы.

5. Записать техническую характеристику средств механизации для погрузки и разгрузки зерновой массы.

6. Привести оценку эффективности технико-экономических показателей применения технологии хранения зерна в полиэтиленовых рукавах.

При изучении технических дисциплин студентами высших агроинженерных учебных заведений традиционно использовалось устное объяснение программного материала сначала по технологическим схемам, а затем на реальных машинах.

Методика преподавания практических занятий студентам агроинженерного профиля по дисциплине «Сельскохозяйственные машины» предполагает использование компьютерных технологий и подготовку визуального материала в виде презентации. Визуальное представление материала осуществляется с помощью ноутбука (Asus Х51 R) и видеопроектора (1^оп). Вместе с тем при помощи учебного мастера эти материалы демонстрируются на (натуральных) машинах. Предварительно гото-

вится раздаточный материал, который студенты получают перед началом практического занятия, пользуются им и оставляют у себя. Наличие информации в розданном материале в виде рисунков, схем, общего вида средств механизации для погрузки и разгрузки зерновой массы и их технических характеристик повышает наглядность и уменьшает затраты времени на их представление и, соответственно, увеличивает время изложения основного материала.

Преподаватель начинает занятие по раскрытию современного состояния хранения зерна в аграрном секторе Украины. В связи с сезонностью зернового производства возникает необходимость хранения запасов зерна для его использования на различные нужды в течение года и дольше.

Существуют альтернативные технологии хранения зерна, в частности, хранение в полиэтиленовых рукавах, во временных наземных хранилищах и напольных ангарах многоцелевого назначения. Физиологические процессы, происходящие в зерновой массе, обусловлены такими факторами, как влажность зерна и содержание влаги в окружающей среде, температура зерновой массы и окружающих объектов, доступ воздуха к зерновой массе и т.п. Используют три основных режима хранения зерновых масс, при применении которых учитываются все перечисленные факторы: в сухом состоянии (с влажностью ниже критической); в охлажденном состоянии (от +5°С до -10°С); без доступа воздуха (в герметичном состоянии).

Раскрывая содержание второго вопроса «Технологический процесс хранения...» и третьего «Подготовка площадок для укладки зерна...», следует отметить, что технологический процесс хранения зерна в полиэтиленовых рукавах предусматривает: подготовку площадки для укладки рукавов; транспортировки зерна к месту хранения (накопительный бункер-перегружатель зерна) загрузки зерновой массы в рукава, контроль за состоянием зерновой массы при хранении; выгрузки зерна из рукавов.

Таким образом, к площадкам предъявляются определенные требования. Идеальный наклон - не более 3%. Расстояние от деревьев и лесополосы - не менее 50 м., чтобы избежать возможности их повреждения ветвями.

Поверхность площадки должна быть твердой и ровной для предотвращения образования складок, которые могут стать местом разрыва рукава. Перед укладкой рукавов площадку очистить от стерни, сухой травы, острых предметов (камней, веток и т.д.), которые могут повредить пленку Необходимо иметь эффективные дренажные каналы. Неудовлетворительная подготовка поверхности площадки может привести к неплотному прилеганию рукава к земле, возникновения напряжений пленки, снижение способности торможения зерноупаковочной машины и возникновения напряжений пленки рукава; неравномерности загрузки зерном рукава в поперечном направлении; возникновения воздушных пустот в продольном направлении, что ухудшает условия хранения. Площадка должна быть очищена от скирд (стогов) соломы, сена на расстоянии не менее 100 м. Площадка должна быть отделена защитной полосой не менее 4,0 м в ширину, чтобы в случае пожара огонь не перекинулся на площадку, где хранятся рукава. Расстояние к передвижному сушильному агрегату должно составлять не менее 10 м.

По четвертому пятому и шестому вопросу следует указать, что для проведения технологических операций загрузки зерна в рукава используют зерноупаковочные машины AKRON E9250 (Аргентина), ЗПМ -180 (Украина). Транспортируют зерно к месту загрузки в рукава в бункерах-накопителях AKRON MAX 25 (Аргентина) и ПБН- 20 (Украина). Зерно хранится в рукавах диаметром 2,74 м и длиной 60 м фирм «Ipesa Silo» (Аргентина) и в рукавах «Амбар» (ООО «Планета Пластик», Украина). На разгрузке рукавов используют шнековые разгрузчики AKRON Е180ТН (Аргентина) и ЗРТ - 180 («Завод Кобзаренка», Украина). Полиэтиленовый рукав в виде цилиндрической полимерной емкости при загрузке которой зерно растекается к стенкам (ведет себя как жидкость) и вызывает внутренние радиальные силы и деформации.

На рынке Украины свои полиэтиленовые рукава предлагают такие известные зарубежные фирмы, как «Ipesa Silo», «Agrinplex», «Silobolsa», «Ag - Bag» и другие. Отечественное предприятие ООО «Планета Пластик» (г. Ирпень) освоило выпуск полиэтиленовых рукавов «Амбар».

На экране демонстрируется технические характеристики полиэтиленовых рукавов. Во время изложения материала преподаватель отмечает, что успех применения технологии хране-

ния зерна в полиэтиленовых рукавах состоит в правильности выбора места для площадки, его подготовки к работе, содержание и порядка расположения рукавов на площадке. Рукава располагают попарно, расстояние между ними в одной паре - 2 м., между соседними парами - от 5 м до 6 м, между рядами от 8 м до 10 м, а к забору - не менее 5 м, что обеспечивает свободный проход для их обслуживания и разгрузки.

Продолжая изложение материала, преподаватель отмечает, что загрузка зерна в полиэтиленовые рукава осуществляется с помощью зерноупаковочных машин. Зерноупаковочная машина агрегатируется с колесными тракторами общего назначения с частотой вращения вала отбора мощности 540 мин.'1. Также на экране демонстрируются особенности устройства и работы зерноупаковочной машины с помощью конструктивно-технологической схемы.

Максимальное извлечение воздуха из рукава происходит при максимальном растяжении рукава до 10%. При увеличении давления в тормозной системе зерноупаковочной машины увеличивается и степень растяжения полиэтиленового рукава и наоборот. Учебный мастер демонстрирует студентам видеофрагмент работы зерноупаковочной машины AKRON E9250. Технические показатели зерноупаковочных машин зарубежного производства приведены в таблице, которую учебный мастер демонстрирует для студентов на экране, а преподаватель комментирует ее содержание.

Необходимым условием эффективности подготовки зерна к хранению в полиэтиленовых рукавах является его транспортировка к месту хранения с последующей перегрузкой в зерноупаковочные машины. Для этого используют перегрузочные бункера-накопители. В Украине наиболее распространены бункеры зарубежных всемирно известных фирм «Akron» (Аргентина), «Richiger» (Аргентина), «Pronar» (Польша), «Bergmann» (Германия), «Kinze» (США) и другие. Бункеры отечественного производства представлены предприятием с ограниченной ответственностью «Завод Кобзаренка».

Для разгрузки зерна из полиэтиленовых рукавов используют шнековые разгрузчики, которые агрегатируются с колесными тракторами общего назначения с частотой вращения ВОМ 540 мин.’1 и являются прицепными машинами. Учебный мастер демонстрирует студентам рисунок, а преподаватель комментирует устройство и технологический процесс работы шнекового разгрузчика.

Перед началом разгрузки выполняются подготовительные работы, раскрывается и крепится на барабане рукав, устанавливается резак. Далее учебный мастер демонстрирует шнековый разгрузчик в действии и видеофрагмент работы шнекового разгрузчика. Преподаватель отмечает, что разработкой и выпуском машин для разгрузки полиэтиленовых рукавов занимаются многие фирмы и наиболее известные из них: «Richiger», «Agromec», «Mainero», «Loftness» и другие.

Приступая к изложению шестого вопроса, преподаватель обосновывает эффективность применения технологии хранения зерна в полиэтиленовых рукавах. Технологический процесс хра-

нения зерновых можно осуществлять непосредственно в полевых условиях после выполнения незначительного объема подготовительных работ.

Несмотря на относительно высокую цену машин (бункер-накопитель aKrON МАХ 25 - 64,9 тыс. дол. США; зерноупаковочная машина AKRON Е9250 - 15,8 тыс. дол. США, LOFTNESS GBL10 - 33,0 тыс. дол. США; шнековый разгрузчик AKRON Е180ТН - 29,3 тыс. дол. США, LOFTNESS GBU - IO - 43,0 тыс. дол. США), себестоимость хранения зерна в полиэтиленовых рукавах почти в три раза ниже, чем на элеваторе. При использовании отечественного оборудования, себестоимость хранения зерна в полиэтиленовых рукавах значительно уменьшается. Преподаватель завершает занятия выводом о том, что технология хранения зерна в полиэтиленовых рукавах не приводит к изменению качественных показателей зерна, заложенного на хранение, экономически целесообразна и применима сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности.

Подводя итоги практического занятия, преподаватель еще раз обращает внимание студентов на рассматриваемые вопросы, оставляет время на вопросы, и отвечает на них. Завершает занятие. Анализируя структуру изложения практического занятия видно, что 10% времени отводится на подготовительно-заключительные работы, а 90% - на изложение основного материала. Эффективность использования времени обеспечена с помощью компьютерных технологий, где материал представлялся в виде презентации, а также раздаточного материала, который каждый студент получил в начале занятия.

Использование особенностей изложения практического занятия позволяет преподавателю наглядно представить весь материал студенту, сконцентрировать внимание студента на важнейших моментах, многократно повторить материал, который изучается и быстро провести диагностику знаний.

Данная методика позволяет правильно вести учет занятия, заполнять план задание для отчета, использовать вопросы для проверки готовности выполнения работы, активно участвовать в коллективном решении задач, выслушивать ответы, быстро и четко выполнять задания и при необходимости завершать их оформление самостоятельно дома.

Опыт преподавания технических дисциплин с использованием современных мультимедийных средств подачи визуальной информации, комплектования соответствующего набора иллюстрационного материала показывает, что при четкой организации занятий для студентов возможно полное выполнение учебных программ по содержанию и объемам с большим приобретением информационного материала, и высоким усвоением, и использованием его в производстве после получения образовательного уровня.

Приведенные материалы являются рабочими и апробированными в Подольском государственном аграрно-техническом университете в течение последних лет. Считаем, возможным их усовершенствование в зависимости от специфики функционирования учебного заведения, перечня направлений и специальностей.

Библиографический список

1. Технология хранения зерна: учеб. пособие / Е.М. Вобликов [и др.]; под. общ. ред. Е.М. Вобликова. - М., 2003.

2. Дмитрук, Е. Хранение зерновых в искусственном холоде / Е. Дмитрук, Б. Петруня, В. Таранов // Зерно и хлеб. - 2001. - № 2.

3. Исследование технологии хранения зерна в полиэтиленовых рукавах без доступа воздуха: отчет о НИР; рук. А.В. Харитонов. - 2010.

4. Чобитько, М.Г. Личностно ориентированное взаимодействие «студент - преподаватель» в рамках учебно-воспитательного процесса вуза // Развитие инновационных процессов в учебно-воспитательных заведениях: сборник научных трудов. - М., 2003.

5. Ищенко, Т.Д. Принципы формирования образовательно-квалификационных уровней и содержания профессиональной подготовки инженерно-технических кадров / Т.Д. Ищенко, Ю.П. Нагорный, И.М. Бендера // Труды Международной научно-методич. конф. «Ступенчатая система высшего аграрного образования: концепция, актуальные проблемы и механизация внедрения». - Киев, 1997.

6. Принципы и пути интеграции высших учебных заведений Министерства аграрной политики Украины в Европейское пространство высшего образования: научно-методические материалы / Т.Д. Ищенко, С.М. Кравченко, М.А. Демешкант, В.Д. Шинкарук [и др.] / под ред. С.М. Кравченко. - Киев, 2006.

7. Чернилевский, Д.В. Технология обучения в высшей школе: учеб. издание / Д.В. Чернилевский, О.К. Филатов; под ред. Д.В. Чернилевс-кого. - М., 1996.

8. Сысоева, С.А. Педагогические технологии творческого развития личности: проблемы и противоречия // Творческая личность в системе непрерывного образования: материалы Междунар. научной конф. / под ред. С.О. Сысоевой, А.Г. Романовского. - Харьков, 2000.

Bibliography

1. Tekhnologiya khraneniya zerna: ucheb. posobie / E.M. Voblikov [i dr.]; pod. obth. red. E.M. Voblikova. - M., 2003.

2. Dmitruk, E. Khranenie zernovihkh v iskusstvennom kholode / E. Dmitruk, B. Petrunya, V. Taranov // Zerno i khleb. - 2001. - № 2.

3. Issledovanie tekhnologii khraneniya zerna v poliehtilenovihkh rukavakh bez dostupa vozdukha: otchet o NIR; ruk. A.V. Kharitonov. - 2010.

4. Chobitjko, M.G. Lichnostno orientirovannoe vzaimodeyjstvie «student - prepodavatelj» v ramkakh uchebno-vospitateljnogo processa vuza // Razvitie innovacionnihkh processov v uchebno-vospitateljnihkh zavedeniyakh: sbornik nauchnihkh trudov. - M., 2003.

5. Ithenko, T.D. Principih formirovaniya obrazovateljno-kvalifikacionnihkh urovneyj i soderzhaniya professionaljnoyj podgotovki inzhenerno-

tekhnicheskikh kadrov / T.D. Ithenko, Yu.P. Nagornihyj, I.M. Bendera // Trudih Mezhdunarodnoyj nauchno-metodich. konf. «Stupenchataya sistema vihsshego agrarnogo obrazovaniya: koncepciya, aktualjnihe problemih i mekhanizaciya vnedreniya». - Kiev, 1997.

6. Principih i puti integracii vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj Ministerstva agrarnoyj politiki Ukrainih v Evropeyjskoe prostranstvo vihsshego obrazovaniya: nauchno-metodicheskie materialih / T.D. Ithenko, S.M. Kravchenko, M.A. Demeshkant, V.D. Shinkaruk [i dr.] / pod red.

S.M. Kravchenko. - Kiev, 2006.

7. Chernilevskiyj, D.V. Tekhnologiya obucheniya v vihssheyj shkole: ucheb. izdanie / D.V. Chernilevskiyj, O.K. Filatov; pod red. D.V. Chernilevskogo. - M., 1996.

8. Sihsoeva, S.A. Pedagogicheskie tekhnologii tvorcheskogo razvitiya lichnosti: problemih i protivorechiya // Tvorcheskaya lichnostj v sisteme neprerihvnogo obrazovaniya: materialih Mezhdunar. nauchnoyj konf. / pod red. S.O. Sihsoevoyj, A.G. Romanovskogo. - Kharjkov, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 25.04.14

УДК 316.3

Zaitseva G.A., Rozhdestvenskaja M.G. FEATURES OF NETWORK INTERACTION IN THE FORM OF SOCIAL

PARTNERSHIP. The article gives a theoretical analysis of the phenomenon of social partnership as a form of networking. The legislative framework, types, stages and principles of social partnership are discussed.

Key words: networking, social partnership.

Г.А. Зайцева, аспирант ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: galina120808@mail.ru;

М.Г. Рождественская, аспирант ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: marinarojd@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФОРМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В статье дается теоретический анализ феномена социального партнерства как формы сетевого взаимодействия, рассматриваются законодательные основы, виды, ступени и принципы социального партнерства. Ключевые слова: сетевое взаимодействие, социальное партнерство.

Анализ понятия «социальное партнерство» позволяет толковать данный феномен как одну из разновидностей социального взаимодействия. Философия считает, что фундаментальным человеческим свойством является стремление к взаимодействию с различными объектами окружающего мира, общества, жизни, бытия. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения, с этим пониманием связана и потребность человека в общении, образовании, собственном развитии. Взаимодействие проявляется во всех без исключения разнообразных сферах человеческого бытия [1].

Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности и различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в 1990 г. определила понятие «partnership» - партнерство как систему сотрудничества, основанную на открытых соглашениях между различными институтами, подразумевающими понимание, совместную работу и совместно принятые планы.

Феномен взаимодействия во всей своей сложности включает субъектов взаимодействия, ресурсы, пространство взаимодействия, его формы, структуру, временные факторы, предполагает критерии эффективности, выстраивание реальной ситуации по достижению результативности. Видимо, дальнейшее изучение феномена взаимодействия предполагает введение новых теоретических парадигм и подходов, считает Кривых С.В. [2, с. 67].

Сетевое взаимодействие - это взаимодействие активных агентов, каждый из которых, в зависимости от ситуации и решаемой задачи, может выступать как в роли управляемого субъекта - активного элемента, так и в роли управляющего органа -центра, или в роли метацентра, осуществляющего руководство центрами и т.д. Сложность развития сетевого взаимодействия обусловлена, с одной стороны, тем, что для функциональных элементов организационной системы характерна возможность выступать в различных ролях, то есть решать те или иные задачи с различной эффективностью, а с другой стороны - многообразием этих задач и быстрым изменением внешних условий функционирования.

Формальным началом возникновения социального партнерства в России считают создание Международной организации труда (МОТ). Социальное партнерство - понятие, используемое для обозначения трудовых отношений, характеризующихся общностью позиций и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства. Специфическая форма социального партнерства - трипартизм (составленность из трех частей), при котором к постоянным партнерам, представляющим работников и работодателей, присоединяются представители органов государственной власти и местного самоуправления в целях регулирования социально-трудовых отношений.

В нашей стране моментом становления социального партнерства можно считать Указ Президента РФ № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15.11.91, после которого феномен социального партнерства получил полноправное признание в России. Социальное партнерство есть понятие рыночного общества, которое возникло на определенном уровне развития общества с появлением развитого рынка труда и профсоюзов работников.

В трудовом кодексе РФ, вступившем в силу 1 февраля 2002 года, законодателем серьезно повышена роль социального партнерства. Впервые появился целый раздел, полностью посвященный социальному партнерству, впервые в кодексе дается определение социального партнерства как системы, включающей в себя все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в том числе и неформальные, не носящие правового характера.

Социальным партнерством в государстве с рыночной экономикой называют систему отношений между работниками, работодателями и органами власти, направленную на согласование интересов разных сторон трудовых отношений, и кроме того, по вопросу установления более приемлемых социальных гарантий для трудящихся. Кроме этого, термин «социальное партнерство» трактуется в социологии как способ взаимодействия между различными социальными группами или как механизм регулирования общественных отношений. Нам ближе является понимание социального партнерства как специфического типа общественных отношений.

В самом широком смысле, по мнению А.А. Рыбиной, «Социальное партнерство понимается как совместная коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.