Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационная компетенция как условие профессионального становления личности'

Информационно-коммуникационная компетенция как условие профессионального становления личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / EXPERTISE / INFORMATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INFORMATIVECOMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивановская М. Н.

В работе описаны контексты компетенций и компетентностей в современной системе образования, обоснована необходимость формирования информационно-коммуникационной компетенции для обеспечения успешного профессионального становления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIVE-COMMUNICATIVE COMPETENCE AS REQUIREMENT OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION. T

The article describes the contexts of competences and expertise in modern system of education and proves the necessity of informative communicative formation to provide successful professional socialization.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационная компетенция как условие профессионального становления личности»

УДК 158.1

Ivanovskaya M.N. INFORMATIVE-COMMUNICATIVE COMPETENCE AS REQUIREMENT OF PROFESSIONAL

SOCIALIZATION. The article describes the contexts of competences and expertise in modern system of education and proves the necessity of informative - communicative formation to provide successful professional socialization.

Key words: competence, expertise, informative competence, communicative competence, informative-communicative competence.

М.Н. Ивановская, преп. ОФ ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), E-mail: ivan3435@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В работе описаны контексты компетенций и компетентностей в современной системе образования, обоснована необходимость формирования информационно-коммуникационной компетенции для обеспечения успешного профессионального становления личности.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, информационная компетенция, коммуникационная компетентность, информационно-коммуникационная компетентность.

Современное общество разительно отличается от общества конца ХХ века. Отличия заключаются не столько в изменении границ и отношений между государствами, а прежде всего в развитии науки и техники. Общество перешло на новый уровень своего развития - оно стало поистине информационным обществом.

Определение термина «информатизация общества» было дано в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г., которое заключается в «создании оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов» [1].

Информационные ресурсы включают в себя информацию, информационные средства, средства связи, телекоммуникации. Все это позволяет члену общества получать информацию, обрабатывать ее, передавать и сохранять на каких-либо носителях.

Информация необходима членам общества для их жизни, трудовой деятельности. По терминологии Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [2].

Для реализации профессиональных возможностей специалисту необходима не только правильная организация труда. Специалист должен быть интеллектуально развитым, эрудированным работником, способным применить накопленные знания и умения, а при необходимости, принять рациональное решение при возникновении нестандартных ситуаций. Это определяется наличием у работника информационной компетентности.

Введение компетентностного подхода в стандарты российского образования обусловлено общеевропейской тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики, в результате смещения акцента с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений. Как отмечает А.Н. Афанасьев «... Болонский процесс является сегодня точкой отсчёта интеграции России в Европу» [3]. При сохранении национального своеобразия систем образования и культурно-образовательных традиций эта интеграция сопровождается процессами международной конвергенции. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, а это предполагает введение терминологической унификация. Для чего вводятся такие термины, как компетенция и компетентность. Они являются базовыми для раскрытия сути самого подхода. Так как данные понятия не имеют определённого всеми принятого толкования, важно, прежде всего, рассмотреть понятийный инструментарий, на котором основывается компетентностный подход в российском образовании.

Компетенция (competentia) в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Человек, компетентный в определенной области, обладает соответствующими способностями и знаниями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [4].

Термин «компетенция» в Большом толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова определяется как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом [5].

В другом словаре данный термин приобретает некоторое промышленное значение: «компетенции - это характеристики человека, определяющие стиль его работы и способ достижения целей. Наличие у человека той или иной компетенции можно определить, наблюдая за его поведением. Обладание компетенциями, важными для данной должности (или компании в целом), является непременным условием успешной работы. Как правило, в каждой компании выделен свой набор компетенций. Чаще всего встречаются следующие: лидерские качества, аналитические способности, целеустремленность, творческий подход к решению задач, умение оказывать влияние, ориентация на клиента, умение получать и обрабатывать информацию» [6].

Понятие «компетентность» важно во многих областях научных исследований. В конфликтологии компетентность предполагает «глубокие и разносторонние знания, осведомленность, авторитетность человека в какой-либо области. Компетентность любого должностного лица в сфере своих служебных обязанностей - важное условие предупреждения и конструктивного завершения управленческих конфликтов. Некомпетентный руководитель - генератор конфликтов. Чем выше компетентность сотрудников, тем, при прочих равных условиях, меньше конфликтов в коллективе» [7].

Обобщающей и полной на наш взгляд является трактовка термина «компетентность» как способности к интеграции знаний и навыков, способов их использования в условиях изменяющихся требований внешней среды [8].

Понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» и ранее широко использовались в быту, литературе, толкование приводилось в словарях. Например, в «Кратком словаре иностранных слов» (М., 1952 г.) приводится следующее определение: «компетентный (лат competens, competentis надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо» [9].

Исследованию трактовки терминов «компетенция» и «компетентность» в педагогике посвящены многие работы ученых (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.).

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных.

А.В. Хуторской дает следующую трактовку понятия: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [4].

Особенно ценными являются выводы ученых о формировании компетенций, необходимых для успешной профессиональ-

ной деятельности, в процессе обучения, выделение их в особый результат образования.

В работах Э.Ф. Зеера компетенция определяется в качестве интегративной целостности знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетентность включает в себя как результаты обучения, так и систему ценностных ориентаций, привычек и т.п. [10].

И.С. Сергеев и В.И. Блинов в работе, посвящённой реализации компетентностного подхода, рассматривают компетенцию как особый результат образования, выражающийся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределённости. Компетентность же трактуется как уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции [11].

М.Б Лебедева и О.Н. Шилова рассматривают компетентность, как «взаимодействие знания и опыта в той или иной области, позволяющие ... принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков» [12].

Результатом разработки учеными вышеназванных понятий явилось введение новых стандартов обучения, в которых ФГОС ВПО ориентирует вузы на компетентностный подход, при этом «компетенция» трактуется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [13].

В учебно-методической литературе часто используются термины «информационная компетентность» и «коммуникационная компетентность». Понятие информационной компетентности -многоплановое, так как для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т.д.

Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Она предполагает умение строить ситуацию коммуникации, конструировать процесс коммуникации, управлять коммуникацией и получать от любой коммуникации долговременный позитивный эффект.

Эти компетенции входят в состав приведенных В. Хутмахе-ром пяти ключевых компетенций, определенных и принятых Советом Европы, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы» [14], которые рассматриваются и анализируются с большим вниманием в связи с вступлением России в 2003 году в Бо-лонский процесс.

Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, О.Б. Зайцева,

A.Л. Семёнов, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). В исследованиях учёных понятие «информационная компетентность» трактуется как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» (О.Б. Зайцева, 2002); «новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств" (А.Л. Семёнов, 2000) [15].

Термин «коммуникация» (латинское соттипСо) означает «общее, разделяемое со всеми». Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.

В основных исследованиях, посвященных изучению сущности коммуникативной компетентности, Ю.О. Галущинской,

B.А. Деминым, Е.В. Прозоровой, С.И. Самыгиным, А.В. Хуторским, В.Д. Ширшовым отмечается, что этот процесс зависит от степени сформированности теоретических знаний в области коммуникативных дисциплин, коммуникативных и организатор-

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

ских умений, коммуникативного самоконтроля, умения продуктивно выходить из конфликтной ситуации; коммуникативных качеств речи, эмпатии [16].

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

В трактовке И. А. Зимней коммуникативная компетенция -сформированная способность человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения [17].

Ю.Н. Емельянов рассматривает коммуникативную компетентность как уровень сформированности межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе [18].

Коммуникативные способности личности, обуславливающие успешность межличностного взаимодействия, следует понимать как одни из наиболее значимых профессиональных способностей личности, составляющих интегральную характеристику личности будущего профессионала.

Без коммуникативной компетенции специалист какой-либо области деятельности не сможет реализовать решение профессиональной задачи, то есть донести до окружающих необходимую информацию. Но без сформированной информационной компетентности, предполагающей способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию с использованием современных средств работы с информационными ресурсами специалист также не сможет. Таким образом, можно сделать вывод, что эти компетенции являются взаимодополняющими составляющими профессиональной компетенции работника и смогут обеспечить ему возможность эффективного решения профессиональных задач.

Исследования формирования и структуризации информационно-коммуникационной компетентности можно найти в работах М.А. Бовтенко, Л.В. Бочаровой, Л.Н. Горбуновой, И.И. Ереминой, И.Ф. Кривчанского, Л.Ю. Ситниковой, В.А. Стародубцевой, К.С. Ха-новой, В.Г. Былинкиной, В.М. Галкиной, Г.Б. Паршуковой, И.В. Абрамовой, Г.А. Кручининой, Т.Ю. Удаловой, Е.К. Хеннера и др.

Информационно-коммуникационная компетенция - компетенция, относящаяся к сфере использования информационных и коммуникационных технологий, главными составляющими которой являются индивидуальные способности и качества специалиста.

По определению А.М. Бовтенко информационно-коммуникационная компетенция - это способность решать профессиональные задачи и проблемы в реальных ситуациях с использованием информационных и коммуникационных технологий [19].

Информационно-коммуникационная компетентность специалиста проявляется не столько в умении работать с информацией, используя высокие компьютерные технологии, сколько в сформированности мышления нового типа, характеризующегося системностью, структурированностью, коммуникативной открытостью [20].

Согласно результатам исследований Н.В. Молотковой [21], качество профессиональной деятельности специалиста в значительной мере зависит от уровня сформированности ее информационной основы.

Повышение общего уровня ИКТ-компетентности улучшает производительность на работе, уменьшает затраты на поддержку деятельности пользователя, позволяют работодателям (предпринимателям) вкладывать капитал не в поддержку своих информационных технологий, а более эффективно - в производство. Увеличивается ценность личности на рабочем месте, повышается её конкурентоспособность на рынке труда, улучшается качество жизни [22].

В результате проведенного анализа определенных в разных источниках понятий и терминов, можно сделать вывод, что сформированная информационно-коммуникационная компетентность, заложенная в период обучения, является важным условием профессионального становления личности.

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Афанасьев, А.Н. Болонский процесс в Германии // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Э/р] / // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апр. -

Р/д: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm

Большой толковый словарь русского языка. — М., 2009.

Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2008.

Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога. - М., 2010.

Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - М., 2004. .

9. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Э/р] // Интернет-журнал "Эйдос". -2006. - 5 мая. - Р/д: http://www.eidos.ru/journal /2006/0505.htm

10. Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. - 2002. - № 2 (14).

11. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. -М., 2007.

12. Лебедева, М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова // Информатика и образование. - 2004. - № 3.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm

14. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27- 30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a // Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.

15. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Э/р] // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. -Р/д: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm

16. Шевкун, А.В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3.

17. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Завуч. - 2008. - № 1.

18. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. - М., 1995.

19. Бовтенко, М.А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка: монография. - Новосибирск, 2005.

20. Аленичева, Е.В Некоторые аспекты формирования информационно-коммуникационной компетентности при подготовке инженеров строительных специальностей / Е.Д. Ляпина, Т. И. Любимова, Г. В. Зеленин, О. А. Корчагина // Университет им. В. И. Вернадского. -2010. - № 13 (28).

21. Молоткова, Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тамбов, 2003.

22. Паршукова, Г.Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография. - Новосибирск, 2006.

Bibliography

1. Federaljnihyj zakon "Ob informacii, informatizacii i zathite informacii" ot 25 yanvarya 1995 g.

2. Federaljnihyj zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ "Ob informacii, informacionnihkh tekhnologiyakh i o zathite informacii".

3. Afanasjev, A.N. Bolonskiyj process v Germanii // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2003. - № 5.

4. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii i obrazovateljnihe standartih [Eh/r] / // Internet-zhurnal "Ehyjdos". - 2002. - 23 apr. - R/d: http:/ /www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm

5. Boljshoyj tolkovihyj slovarj russkogo yazihka. — M., 2009.

6. Krihsin, L. P. Tolkovihyj slovarj inoyazihchnihkh slov. - M., 2008.

7. Ancupov, A.Ya. Slovarj konfliktologa. - M., 2010.

8. Akmeologicheskiyj slovarj / pod obth. red. A.A. Derkacha. - M., 2004. .

9. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii - novaya paradigma rezuljtata sovremennogo obrazovaniya [Eh/r] // Internet-zhurnal "Ehyjdos". -2006. - 5 maya. - R/d: http://www.eidos.ru/journal /2006/0505.htm

10. Zeer, Eh.F. Psikhologo-didakticheskie konstruktih kachestva professionaljnogo obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. - 2002. - № 2 (14).

11. Sergeev, I.S. Kak realizovatj kompetentnostnihyj podkhod na uroke i vo vneurochnoyj deyateljnosti / I.S. Sergeev, V.I. Blinov. - M., 2007.

12. Lebedeva, M.B. Chto takoe iKT-kompetentnostj studentov pedagogicheskogo universiteta i kak ee formirovatj? / M.B. Lebedeva, O.N. Shilova // Informatika i obrazovanie. - 2004. - № 3.

13. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya // Federaljnihyj portal «Rossiyjskoe obrazovanie». URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm

14. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27- 30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a // Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.

15. Trishina, S.V. Informacionnaya kompetentnostj kak pedagogicheskaya kategoriya [Eh/r] // Internet-zhurnal "Ehyjdos". - 2006. - 5 maya. -R/d: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm

16. Shevkun, A.V. Kommunikativnaya kompetentnostj kak sredstvo socialjnoyj adaptacii studentov pervogo kursa // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2007. - № 3.

17. Ivanov D.A. Kompetencii i kompetentnostnihyj podkhod v sovremennom obrazovanii // Zavuch. - 2008. - № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Emeljyanov, Yu.N. Teoriya formirovaniya i praktika sovershenstvovaniya kommunikativnoyj kompetentnosti. - M., 1995.

19. Bovtenko, M.A. Professionaljnaya informacionno-kommunikacionnaya kompetenciya prepodavatelya inostrannogo yazihka: monografiya. -Novosibirsk, 2005.

20. Alenicheva, E.V Nekotorihe aspektih formirovaniya informacionno-kommunikacionnoyj kompetentnosti pri podgotovke inzhenerov stroiteljnihkh specialjnosteyj / E.D. Lyapina, T. I. Lyubimova, G. V. Zelenin, O. A. Korchagina // Universitet im. V. I. Vernadskogo. - 2010. - № 13 (28).

21. Molotkova, N.V. Metodologiya proektirovaniya sistemih professionaljnoyj podgotovki specialista sferih informacionnogo biznesa: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Tambov, 2003.

22. Parshukova, G.B. Informacionnaya kompetentnostj lichnosti. Diagnostika i formirovanie: monografiya. - Novosibirsk, 2006.

Статья поступила в редакцию 07.12.11

УДК 379.8.093

Chernyak M.V. ORGANIZATIONAL AND EDUCATIONAL ASPECTS OF INTERACTION OF INSTITUTIONS OF CULTURE

AND MASS MEDIA IN FORMING ETHNIC TOLERANCE IN THE CONTEXT OF URBAN ENVIRONMENT. The article deals with educational aspects of activities of institutions of culture in implementing programs aimed at forming ethnic tolerance in the context of urban environment. The author discusses the aspects of information and educational support of mass media in guiding people through a complicated flow of information on ethnic relations, highlights the aspects of interaction of institutions of culture and mass media in forming ethnic tolerance in the context of urban environment.

Key words: ethnic tolerance, institutions of culture, mass media, social and cultural activity, technologies, urban environment, educational process.

М.В. Черняк, аспирант КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: m4x1m@rambler.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

В работе определены педагогические аспекты деятельности учреждений культуры по реализации программ формирования этнической толерантности в условиях городской среды, рассмотрены аспекты информационной и образовательной поддержки средств массовой информации для ориентации людей в сложном потоке фактов о межнацио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.