Научная статья на тему 'Организационно-педагогическиеаспектывзаимодействияучреждений культуры и средств массовой информации в формировании этнической толерантности в условиях городской среды'

Организационно-педагогическиеаспектывзаимодействияучреждений культуры и средств массовой информации в формировании этнической толерантности в условиях городской среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ETHNIC TOLERANCE / INSTITUTIONS OF CULTURE / MASS MEDIA / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / TECHNOLOGIES / URBAN ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черняк М. В.

В работе определены педагогические аспекты деятельности учреждений культуры по реализации программ формирования этнической толерантности в условиях городской среды, рассмотрены аспекты информационной и образовательной поддержки средств массовой информации для ориентации людей в сложном потоке фактов о межнациональных отношениях, выделены аспекты взаимодействия учреждений культуры и средств массовой информации в формировании этнической толерантности в условиях городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND EDUCATIONAL ASPECTS OF INTERACTION OF INSTITUTIONS OF CULTURE AND MASS MEDIA IN FORMING ETHNIC TOLERANCE IN THE CONTEXT OF URBAN ENVIRONMENT

The article deals with educational aspects of activities of institutions of culture in implementing programs aimed at forming ethnic tolerance in the context of urban environment. The author discusses the aspects of information and ORGANIZATIONAL AND EDUCATIONAL ASPECTS OF INTERACTION OF INSTITUTIONS OF CULTURE educational support of mass media in guiding people through a complicated flow of information on ethnic relations, highlights the aspects of interaction of institutions of culture and mass media in forming ethnic tolerance in the context of urban environment.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогическиеаспектывзаимодействияучреждений культуры и средств массовой информации в формировании этнической толерантности в условиях городской среды»

9. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Э/р] // Интернет-журнал "Эйдос". -2006. - 5 мая. - Р/д: http://www.eidos.ru/journal /2006/0505.htm

10. Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. - 2002. - № 2 (14).

11. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. -М., 2007.

12. Лебедева, М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова // Информатика и образование. - 2004. - № 3.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm

14. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27- 30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a // Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.

15. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Э/р] // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. -Р/д: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm

16. Шевкун, А.В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3.

17. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Завуч. - 2008. - № 1.

18. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. - М., 1995.

19. Бовтенко, М.А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка: монография. - Новосибирск, 2005.

20. Аленичева, Е.В Некоторые аспекты формирования информационно-коммуникационной компетентности при подготовке инженеров строительных специальностей / Е.Д. Ляпина, Т. И. Любимова, Г. В. Зеленин, О. А. Корчагина // Университет им. В. И. Вернадского. -2010. - № 13 (28).

21. Молоткова, Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тамбов, 2003.

22. Паршукова, Г.Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография. - Новосибирск, 2006.

Bibliography

1. Federaljnihyj zakon "Ob informacii, informatizacii i zathite informacii" ot 25 yanvarya 1995 g.

2. Federaljnihyj zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ "Ob informacii, informacionnihkh tekhnologiyakh i o zathite informacii".

3. Afanasjev, A.N. Bolonskiyj process v Germanii // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2003. - № 5.

4. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii i obrazovateljnihe standartih [Eh/r] / // Internet-zhurnal "Ehyjdos". - 2002. - 23 apr. - R/d: http:/ /www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm

5. Boljshoyj tolkovihyj slovarj russkogo yazihka. — M., 2009.

6. Krihsin, L. P. Tolkovihyj slovarj inoyazihchnihkh slov. - M., 2008.

7. Ancupov, A.Ya. Slovarj konfliktologa. - M., 2010.

8. Akmeologicheskiyj slovarj / pod obth. red. A.A. Derkacha. - M., 2004. .

9. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii - novaya paradigma rezuljtata sovremennogo obrazovaniya [Eh/r] // Internet-zhurnal "Ehyjdos". -2006. - 5 maya. - R/d: http://www.eidos.ru/journal /2006/0505.htm

10. Zeer, Eh.F. Psikhologo-didakticheskie konstruktih kachestva professionaljnogo obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. - 2002. - № 2 (14).

11. Sergeev, I.S. Kak realizovatj kompetentnostnihyj podkhod na uroke i vo vneurochnoyj deyateljnosti / I.S. Sergeev, V.I. Blinov. - M., 2007.

12. Lebedeva, M.B. Chto takoe iKT-kompetentnostj studentov pedagogicheskogo universiteta i kak ee formirovatj? / M.B. Lebedeva, O.N. Shilova // Informatika i obrazovanie. - 2004. - № 3.

13. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya // Federaljnihyj portal «Rossiyjskoe obrazovanie». URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm

14. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27- 30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a // Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.

15. Trishina, S.V. Informacionnaya kompetentnostj kak pedagogicheskaya kategoriya [Eh/r] // Internet-zhurnal "Ehyjdos". - 2006. - 5 maya. -R/d: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm

16. Shevkun, A.V. Kommunikativnaya kompetentnostj kak sredstvo socialjnoyj adaptacii studentov pervogo kursa // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2007. - № 3.

17. Ivanov D.A. Kompetencii i kompetentnostnihyj podkhod v sovremennom obrazovanii // Zavuch. - 2008. - № 1.

18. Emeljyanov, Yu.N. Teoriya formirovaniya i praktika sovershenstvovaniya kommunikativnoyj kompetentnosti. - M., 1995.

19. Bovtenko, M.A. Professionaljnaya informacionno-kommunikacionnaya kompetenciya prepodavatelya inostrannogo yazihka: monografiya. -Novosibirsk, 2005.

20. Alenicheva, E.V Nekotorihe aspektih formirovaniya informacionno-kommunikacionnoyj kompetentnosti pri podgotovke inzhenerov stroiteljnihkh specialjnosteyj / E.D. Lyapina, T. I. Lyubimova, G. V. Zelenin, O. A. Korchagina // Universitet im. V. I. Vernadskogo. - 2010. - № 13 (28).

21. Molotkova, N.V. Metodologiya proektirovaniya sistemih professionaljnoyj podgotovki specialista sferih informacionnogo biznesa: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Tambov, 2003.

22. Parshukova, G.B. Informacionnaya kompetentnostj lichnosti. Diagnostika i formirovanie: monografiya. - Novosibirsk, 2006.

Статья поступила в редакцию 07.12.11

УДК 379.8.093

Chernyak M.V. ORGANIZATIONAL AND EDUCATIONAL ASPECTS OF INTERACTION OF INSTITUTIONS OF CULTURE

AND MASS MEDIA IN FORMING ETHNIC TOLERANCE IN THE CONTEXT OF URBAN ENVIRONMENT. The article deals with educational aspects of activities of institutions of culture in implementing programs aimed at forming ethnic tolerance in the context of urban environment. The author discusses the aspects of information and educational support of mass media in guiding people through a complicated flow of information on ethnic relations, highlights the aspects of interaction of institutions of culture and mass media in forming ethnic tolerance in the context of urban environment.

Key words: ethnic tolerance, institutions of culture, mass media, social and cultural activity, technologies, urban environment, educational process.

М.В. Черняк, аспирант КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

В работе определены педагогические аспекты деятельности учреждений культуры по реализации программ формирования этнической толерантности в условиях городской среды, рассмотрены аспекты информационной и образовательной поддержки средств массовой информации для ориентации людей в сложном потоке фактов о межнацио-

нальных отношениях, выделены аспекты взаимодействия учреждений культуры и средств массовой информации в формировании этнической толерантности в условиях городской среды.

Ключевые слова: этническая толерантность, учреждения культуры, средства массовой информации, социокультурная деятельность, технологии, городская среда, педагогический процесс.

В проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место занимает поиск оптимальных путей создания развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по социальному статусу и культурным ориентациям групп и слоев населения.

В теории социально-культурной деятельности рассматриваются коммуникативные технологии, оказывающие управляемое влияние на процессы инкультурации, аккультурации и социализации в сфере досуга. Этому посвящены работы М.А. Ариарско-го, В.И. Бутова, С.Б. Брижатовой, Е.И. Григорьевой, Л.С. Жарковой, А.Д. Жаркова, Е.Л. Кудриной, Ю.Д. Красильникова, И.А. Лип-ского, Н.А. Паршикова, В.Д. Пономарева, В.С. Садовской, Н.В. Серегина, Ю.А. Стрельцова, В.В. Туева, Е.В. Утина, В.М. Чи-жикова, В.В. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.

Анализ проблем толерантности в языке СМИ дается в исследованиях A.A. Молчановой, О.Н. Савиновой, М.В. Горбачевского, В.К. Мальковой, Л.В. Сагитовой, Э.В. Чепкиной, Е.В. Власовой, Т.А. Воронцовой, A.A. Дасько, И.М. Дзялошинского, Л.В. Ени-ной, О.П. Ермаковой, A.A. Леонтьева, A.B. Олянича, А. Шарог-радской.

В последнее десятилетие в мировой теории и практике складывается концепция общественного и экономического развития, основанная на признании творчества как ведущего фактора развития современной постиндустриальной экономики. Именно города становятся центрами развития творческих отраслей. Обладая большим количеством культурных и творческих ресурсов: учреждениями культуры, образования и научных организаций, высокоспециализированными, профессионально компетентными специалистами, города организуют не только архитектурное, но также коммуникативное и экономическое пространство страны. В то же время нужно учитывать, что город - более искусственное, в значительной степени отчужденное от природы и дегума-низированное пространство.

Есаков В. [1] считает, что в городах снижается роль соседской общины как института социализации, и возрастает роль государственных институтов инкультурации и социализации: системы образования, культурно-досуговых объектов и средств массовой коммуникации. Города становятся хранилищами культуры, конгломератом этнокультурных сообществ коренного и пришлого населения, мультикультурным обществом.

Изменяющиеся социально-экономические и социально-культурные условия значительно повышают социальную значимость учреждений культуры, реализующих особую миссию в созидании духа отечественной культуры, формировании и укреплении ее ядра, влиянии на развитие и становление личности.

В Кемеровской области есть несколько районов компактного проживания разных этнических групп - русских, немцев, шорцев, татар, башкир, удмуртов, чувашей и др. Областной центр, сложившийся как промышленный город, собрал большое количество выходцев из сельской местности, лесных поселков и угасающих малых деревень и городов, проживавших прежде в Кемеровской области и в соседних областях (Новосибирской области, республики Алтай).

Несмотря на то, что город Кемерово скорее является мононациональным городом (до 84% его жителей определяют себя как русские), здесь проживают представители более ста национальностей.

По данным Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области самые многочисленные национальные группы - украинская (более 65 тыс. человек), татарская (около 63 тыс. человек), немецкая (около 48 тыс. человек), чувашская (около 27 тыс. человек).

Благодаря развитости коммуникативной инфраструктуры и высокому уровню социокультурной компетентности населения, в г. Кемерово сложился благоприятный социально-психологический фон межэтнических отношений. Во избежание проявления ин-толерантного поведения, проявления ксенофобии или экстремизма на территории Кемеровской области интересы национальных групп представляют 57 национальных общественных объединений, в которых на общественных началах работают около 20 тысяч взрослых и детей 20 национальностей [2].

Урбанизированная среда с ее многообразием стилей поведения, разным образовательным уровнем населения, различием норм и ценностей порождает конкуренцию между социальными группами, в том числе и этническими, во всех сферах общественной жизни. Особенности городской общности влияют на формирование этнической идентичности, на появление этнического измерения экономических и политических поступков, на степень этнической терпимости. Но наличие конкуренции не является достаточной причиной, чтобы можно было говорить о формировании этнической интолерантности. Конфликты существуют только на уровне индивидов, не поднимаясь до уровня межнациональных.

Для того чтобы выделить в социальной ткани города специфические этнические контакты, выяснить насколько повседневная практика взаимодействия людей различных национальностей в городской среде соотносится с принципами толерантности, мы провели исследование в г. Кемерово. Методом социологического опроса было выбрано стандартизированное индивидуальное интервью. Всего в ходе исследования нами было опрошено 200 человек. Среди тех, кто дал интервью, самые большие группы составляют работники учреждений культуры, пенсионеры, врачи, учителя, студенты Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 70 человек респондентов имеет высшее образование, 130 человек - среднее и среднее специальное.

Респондентам было предложено назвать наиболее типичные черты представителей других национальностей. В ходе опроса мы выяснили, что степень толерантности зависит от культурной дистанции между этническими группами. Нам представляется возможным выдвинуть гипотезу: чем больше человек познает культуру другой национальности, тем больше совпадений в этнических образах (своем и чужом), тем ниже проявления интолерантности. Возможно, что секрет межнационального мира в г. Кемерово заключен в равновесии толерантных и интолерантных моделях поведения.

Исследование также показало, что в условиях городской среды этническая толерантность не является распространенной нормой. Люди старшего поколения выступают в роли моральных экспертов внутри городского сообщества, а учащаяся молодежь готова перевести свои установки в реальное поведение. Этим группам не дают сомкнуться более других адаптированные к индустриальной культуре, способные формировать и сохранять нормы и правила социального поведения работники социально -культурной сферы.

Хилько Н.Ф. [3] выделяет следующие направления многоуровневого формирования толерантности: образование, воспитание, социально-культурная деятельность. В ходе экспериментальной работы мы подтвердили его выводы. Терпимость по отношению к другим народам проходит в русле изучения их праздничных традиций, а «образование и воспитание способствуют преодолению отчуждения народов друг от друга на основе понимания единства различий и общности в праздничной системе региона как интеллектуально-духовного пространства» [3, с. 117].

Важной составляющей этнокультурного воспитания в праздничной среде Н.Ф. Хвилько [3] считает формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на устоявшихся моральных ценностях, имеющих общечеловеческое значение. При этом необходимо учитывать необходимость формирования положительной мотивации к изучению разных культур, воспитания интереса и бережного отношения к культуре соседних и родственных народов. Здесь как никогда важна информационная и образовательная поддержка средств массовой информации для ориентации людей в сложном потоке фактов о межнациональных отношениях. Поэтому симбиоз двух феноменов - сферы культуры и СМИ - может играть в общественных отношениях конструктивную роль.

В последние десятилетия через российские и мировые СМИ большим потоком в массовое сознание передается так называемая этническая информация, т.е. упоминания в публикациях о народах и странах, о национальных или этнических обычаях и ценностях в сферах общественной жизни, спорте, медицине, педагогике. К сожалению, меньше всего публикаций о вкладе учреждений культуры в процесс формирования этнической толерантности. На наш взгляд, именно социально - культурная сре-

да апеллирует к чувствами, эмоциями, представлениями, воспитывает в человеке отношение к своей этнической общности, к своему этническому или национальному достоинству. В процессе своей деятельности учреждения культуры решают задачи, направленные на организацию: культурно-просветительной деятельности; развивающей, творческой деятельности; релаксационной (отдыха и развлечений) деятельности.

Определяя педагогические аспекты деятельности учреждений культуры по реализации программ формирования этнической толерантности в условиях городской среды, следует рассмотреть аспекты понятия «педагогическая технология» и структуру педагогического процесса. Существует прямая связь между технологиями культуры и педагогическими технологиями. Под технологиями культуры А.Д. Жарков [4] предлагает рассматривать совокупность форм, методов, разработок, расчетов, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели, а также педагогический процесс, направленный на формирование общественно значимых качеств личности.

Использование его методики в учреждениях культуры способствует активизации творческого потенциала воспитанников, ускорению межкультурных коммуникаций, а также воспитанию толерантности у участников сетевого взаимодействия. При этом создается модель отношений между людьми, стиль поведения в разных ситуациях, творческая деятельность сближает разные поколения, побуждает их к содружеству, к созданию атмосферы, благоприятной для осуществления педагогического процесса.

Мы рассматриваем педагогический процесс как совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компоненты педагогического процесса таковы: целевой - определение целей воспитания, обучения; содержательный - разработка содержания образования; операцион-но-деятельностный - процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный -проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса. В соответствии со структурой педагогического процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности и осуществляется анализ результатов.

На современном этапе развития общества при формировании этнической толерантности немаловажной задачей учреждений культуры становится организация информационно-разъяснительной деятельности и взаимосвязи со СМИ. Следует сказать, что, если СМИ транслируют позитивные модели толерантного поведения, то учреждения культуры их создают, сохраняют и пропагандируют. Большая работа в этом направлении ведется в г. Кемерово. По данным отчета Управления культуры, спорта и молодежной политики г. Кемерово за 2010 год, на территории города функционируют 12 Домов культуры, клубов и культурных центров, одно Муниципальное автономное учреждение «Центр творческих технологий УКСиМП администрации города Кемерово», три Муниципальных автономных учреждения - «Музей-за-

Библиографический список

поведник «Красная горка», «Театр для детей и молодежи», «Муниципальная информационно-библиотечная система», 26 образовательных учреждений культуры и искусства.

Опытно-экспериментальный, творческий и инициативный характер работы этих учреждений позволил им преодолеть стереотипы, сложившиеся в практике культурно- просветительной работы. Каждое профильное учреждение по-своему решает задачи возвращения в жизнь национальных традиций. В своей работе они исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывают и утверждают новые, общественно востребованные, социально и государственно значимые формы и методы работы учреждений культуры. Фактически все они, ориентируясь в своей деятельности на народные традиции, отдают приоритеты работе с детьми и молодежью. Практика показывает, что, с одной стороны, укрепление у молодого поколения национального иммунитета, укоренение его в собственной истории и культуре является одним из наиболее действенных средств преодоления сегодняшних резко негативных тенденций, развивающихся в молодежной среде и, в целом, в общественной жизни: преступности, наркомании, проституции, социальной пассивности, потребительского отношения к жизни и т. п.

С другой стороны, в самой детско-молодежной среде обозначается непосредственный живой интерес к собственным культурным традициям и проявляется огромное желание их освоить. Активное и все нарастающее включение в сферу восстановления народных традиций детей и молодежи, легкость и естественность восприятия и освоения ими содержания традиционной культуры дают основание говорить о том, что это направление развития культуры имеет вполне реальные перспективы и позволяет качественно изменить характер и содержание работы, как учреждений культуры, так и детских внешкольных учреждений.

В ходе исследовательских процедур мы пришли к заключению, что организационно - педагогические аспекты оказывают прямое и опосредованное воздействие на формирование этнической толерантности на основе взаимодействия учреждений культуры и средств массовой информации.

Взяв за основу научную концепцию профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно - деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры, о сущности и основных элементах технологии культурно - досуговой деятельности, мы разработали и апробировали оптимальную организационно-педагогическую модель взаимодействия учреждений культуры и средств массовой информации в формировании этнической толерантности в условиях городской среды.

В организацию и проведение программ по формированию этнической толерантности были положены ведущие дидактические принципы, актуальные для социально-культурной деятельности: полнота и целостность, последовательность, системность, гуманизм.

1. Есаков, В.А. Мегаполис в зеркале социальной философии. - М., 2001.

2. [Э/р]. - Р/д: http://www.depcult.ru/national.html

3. Хилько, Н.Ф. Формирование толерантности в контексте праздничной культуры// Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 2 (14).

4. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М., 2007.

Bibliography

1. Esakov, V.A. Megapolis v zerkale socialjnoyj filosofii. - M., 2001.

2. [Eh/r]. - R/d: http://www.depcult.ru/national.html

3. Khiljko, N.F. Formirovanie tolerantnosti v kontekste prazdnichnoyj kuljturih// Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2009. - № 2 (14).

4. Zharkov, A.D. Teoriya i tekhnologiya kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti: Uchebnik dlya studentov vuzov kuljturih i iskusstv. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 07.12.11

УДК 370.186:004

Lapchik M.P., Rudenko A.E. THE STUDENTS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION DEVELOPMENT IN THE

PROGRAMMING TEACHING IN THE COMPLEMENTARY EDUCATION SYSTEM. The article reveals the career-guidance opportunities of the programming teaching in the complementary education system of schoolchildren. The selection principles of the content of education organized under the conditions of students collective pseudo-professional activity are formulated.

Key words: programming, complementary education system, career-guidance, endowments, team work, role differentiation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.