Студенты из числа коренных народов, оказавшись в инокультурной среде, сталкиваются с проблемами непонимания со стороны студентов других этнических групп, что, в основном, связано с незнанием менталитета коренных народов, национального языка и их традиций. В то же время более 1/3 опрошенных одним из основных факторов непонимания назвали «отсутствие общих интересов», что свойственно большинству людей.
На наш взгляд, следует обратить внимание на то, что такой немаловажный фактор, вызывающий недопонимание, как «незнание коренными народами традиций других этносов», в данной выборке начал проявляться только у студентов 2 курса. Видимо, до поступления в вуз и на 1 курсе студенты еще не задумываются, что он оказывает влияние на процесс межэтнического и межкультурного взаимодействия.
В то же время следует отметить и то, что студентам коренных народов свойственно стремление к межкультурному взаимодействию. Об этом, с нашей точки зрения, свидетельствует желание учиться в полиэтничных группах или в группах преимущественно с русским составом студентов. Это подтверждает и интерес к традициям и культуре других народов, понимание необходимости изучения русского языка.
И в заключение хочется отметить, что для решения задачи успешной адаптации студентов из числа коренных народов Сибири в полиэтничном коллективе возрастает роль этнологического образования, уроков толерантности, которые дают знания о культуре различных народов, культуре межнациональных отношений, этнокультурных стереотипах. Как видно из анализа результатов социологического опроса, это особенно важно на первых курсах.
Список литературы
1. Анкета «Проблемы адаптации и межкультурного взаимодействия студентов из числа коренных народов Сибири в Кемеровском государственном университете культуры и искусств» / НИИ толерантности и межкультурных коммуникаций КемГУКИ, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Кемеровский государственный университет. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2010 / Текущий архив НИИ толерантности и межкультурных коммуникаций Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 13 с.
УДК 24-673.5
М. В. Черняк
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СРЕДСТВАМИ МАСС-МЕДИА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Город - динамичная мультикультурная среда обитания человека. «Естественные» и «искусственные» факторы городской среды. Политико-экономические, социально-культурные и технологические тенденции современной социально-культурной ситуации в городской среде. Крайние формы национализма, распространенность «языка вражды», отсутствие быстрой и однозначной реакции на появление соответствующих высказываний в средствах массовой информации. Формирование толерантности в городской среде средствами масс-медиа.
Ключевые слова: город, городская среда, толерантность, национализм, масс-медиа.
M. V. Chernyak
SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF TOLERANCE FORMATION BY MEANS OF MASS MEDIA IN URBAN ENVIRONMENT
City is a dynamic, multicultural human environment. «Natural» and «artificial» factors of the urban environment. Politico-economic, socio-cultural and technological trends of contemporary socio-cultural situation in the urban environment. Extreme forms of nationalism, the prevalence of «hate speech», the lack of quick and unequivocal response to the emergence of discourse in the media. Formation of tolerance in the urban environment by means of mass media.
Keywords: city, urban environment, tolerance, nationalism, mass media.
В настоящее время все более актуальной темой научных исследований становится толерантность. Несомненная важность изучения этого феномена обусловлена необходимостью создания социально-педагогических программ по ее воспитанию, поскольку формирование толерантного сознания является одним из условий выживания постиндустриального общества.
Зарубежными и отечественными учеными накоплен весьма значительный объем информации о результатах исследований феномена толерантности и о разработке методик ее воспитания.
Мы проанализировали данные электронного каталога диссертаций Российской государственной библиотеки за период с 2005 г. по 2009 г. В поле нашего зрения попали 79 работ по проблемам толерантности: в педагогических науках (14 работ), в филологических и медицинских науках (по 12 работ), философских науках (11 работ), в филологических науках (10) и в области культурологии - 2 диссертации.
Предметная сфера исследований рассмотренных работ самая разнообразная:
- политическая толерантность;
- ценностное содержание религиозной толерантности и веротерпимости;
- интеграционный потенциал толерантности;
- межэтническая толерантность в российском обществе;
- толерантность в социокультурных практиках современного российского региона и др.
При наличии весьма разнообразной тематики исследований выделяются две большие группы: теоретические и прикладные разработки. Среди теоретических исследований преобладают филологические, философские и социологические тексты, а среди прикладных - психологические и педагогические разработки технологически-методического характера.
Следует отметить, что авторы большинства педагогических работ по толерантности исходят из просветительской позиции. Однако социально-культурный аспект толерантности недостаточно исследован, а это, в свою очередь, не позволяет разрабатывать эффективные и адекватные стратегии для медийных коммуникаций.
Мы рассмотрим одно из направлений исследований - социально-культурные условия формирования толерантности средствами масс-медиа в условиях городской среды.
Город - это динамичная среда обитания человека. Как правило, он рождался на пересечениях торговых путей, а соответственно являлся своеобразной площадкой диалога различных культур, что способствовало развитию толерантности, а впоследствии и мультикультурности.
Подавляющее большинство горожан заинтересовано в благополучном жизнен-
ном сценарии, психологически комфортной среде для реализации своих жизненных интересов и деятельности. Поэтому особенно востребованы толерантные модели поведения, которые формируются в социокультурной среде и находят адекватное отражение в СМИ.
Что определяет направления педагогического процесса формирования толерантности средствами масс-медиа?
Формирование установок, которые прямо или опосредованно воздействуют на представление человека о толерантности, ориентируют его в социальном пространстве, происходит на микроуровне (семья, коллектив).
По мнению С. Б. Брижатовой, уровень этих представлений и ориентиров зависит от духовно-нравственных и эстетических ценностей микросреды. Качество оценок духовно-нравственных и эстетических ценностей зависит от степени знаний личности об окружающем мире и социального опыта [2, с. 15-16].
Поэтому создание «комфортной» толерантной городской среды является одним из социально-культурных условий формирования толерантности.
Не секрет, что городская среда во многом агрессивна по отношению к человеку. Помимо очевидного вредного влияния на здоровье (загрязненных воздуха и питьевой воды) она воздействует на его психологическое состояние.
Это «естественные» факторы городской среды:
- шум (источник - автомобильный транспорт);
- ритмические сигналы, поступающие от равномерно работающих механизмов (работа светофоров, схожесть движущихся объектов - машин и пешеходов);
- однообразие визуальной городской среды (многоэтажные здания, типовые планировки квартир, остановочные павильоны, гаражи и т. д.);
- агрессивные запахи (масел, бензина, выхлопных газов автомобилей, красок
и лаков, свежего асфальта, гари и резины) и т. д.
К «искусственным» факторам агрессивной городской среды следует отнести:
- бурно развивающиеся технические средства коммуникации, дающие возможность записи, тиражирования и распространения актов насилия;
- средства массовой информации, распространяющие и пропагандирующие «языки вражды».
Анализируя современную социально-культурную ситуацию в городской среде, мы выделили ряд тенденций: политико-экономических, социально-культурных и технологических.
1. Политико-экономические тенденции
В последнее десятилетие в мировой теории и практике сложилась принципиально новая философия и концепция общественного и экономического развития, основанная на признании творчества как ведущего фактора развития современной постиндустриальной экономики.
Творческие отрасли формируют сектор экономики, специализирующийся на производстве и распространении знаний и информации. К их числу относятся как новые, наиболее динамичные и достигшие сегодня наивысшего уровня капитализации высокотехнологичные отрасли, особенно мультимедиа и Интернет-технологии, так и традиционные отрасли культуры, например издательская деятельность, архитектура и дизайн, театральная, музейная и социально-культурная деятельность.
В качестве организующего начала социальной и духовной жизни общества, ресурса формирования привлекательности территорий и развития человеческого потенциала здесь выступают в том числе и СМИ.
2. Социально-культурные тенденции
Модель развития городской среды характеризуется следующими процессами:
- формирование интеллектуальной и творческой студенческой среды, диф-
ференциация городской молодежи, представленная образованием формальных и неформальных объединений молодежи и молодежных субкультур;
- формирование многонациональной культурной среды, возникновение национальных диспропорций в городской среде;
- предпосылки формирования культурных брендов городов посредством сохранения и использования уникального культурно-исторического наследия и реализации крупных арт-событий;
- попытки формирования самобытной культурной среды городов посредством внедрения инновационных социально-культурных технологий и нетрадиционных форм досуга.
3. Технологические тенденции
Они определяют современный вектор информатизации городской среды. Это:
- активное развитие и внедрение Интернет-коммуникаций, медиа-технологий во все сферы жизнедеятельности населения;
- информатизация жизни общества, доступность всех видов связи для жителей больших и малых городов;
- создание ресурсных образовательных центров в каждом районе края, виртуализация социально-культурного пространства.
В ходе диссертационного исследования мы выделили ряд сильных и слабых сторон развития культуры в городской среде (на примере г. Кемерово) с точки зрения формирования толерантного мышления и поведения.
Сильные стороны
1. Уникальное материальное и нематериальное культурно-историческое наследие края.
2. Высокий уровень толерантности в вопросах межнационального, межконфессионального и межкультурного взаимодействия.
3. Многообразие культур с уникальными традициями, представленными во всех видах искусства.
4. Самобытность малых народов и других народностей, населяющих территорию города.
5. Мощный художественный потенциал культуры города.
6. Высокоразвитое профессиональное искусство со сложившейся инфраструктурой и системой творческих объединений и союзов по всем жанрам и видам искусства.
7. Уникальность и разнообразие природно-культурных ландшафтов города.
8. Развитая система непрерывного художественного образования, позволяющая сохранять преемственность традиций профессионального искусства.
9. Широкая сеть культурной инфраструктуры.
10. Сложившаяся история жизни и творчества известных творцов - художников, писателей, хореографов, творческих коллективов, отдельных исполнителей, прославивших г. Кемерово и Кузбасс в России и за рубежом.
11. Реализация приоритетного проекта «Культура», в рамках которого осуществляется финансовая поддержка лучших творческих работников, одаренных детей и значимых для жителей города социально-культурных проектов.
12. Устойчивый интерес колледжа культуры, Кемеровского государственного университета культуры и искусств, креативных центров и площадок к развитию и модернизации, внедрению новых технологий.
Слабые стороны
1. Слабая материально-техническая база учреждений культуры, ее несоответствие современным стандартам и нормам обслуживания населения.
2. Отсутствие достаточных финансовых вложений в приобретение дорогостоящих инструментов, в том числе и национальных.
3. Слабый учет управлениями культуры актуальных социально-культурных процессов и досуговых предпочтений различных категорий населения.
4. Несоответствие кадрового потенциала современному уровню возникающих проблем в социально-культурной сфере.
5. Несформированность образа культуры в общественном сознании как стратегического ресурса экономического развития края.
7. В культуре и художественном образовании слабо развита инновационная и экспериментальная деятельность, недостаточно сильно присутствует направленность на развитие и позиционирование актуального искусства, развитие креативности, производство новых культурных смыслов, знаков, символов и ценностей.
8. Недостаточно сформирован притягательный и привлекательный образ культуры города для его жителей и гостей, как и региональная культурная идентичность, способствующая культурной самоидентификации населения.
9. Недостаточно представлена традиционная и креативная культура в сети Интернет. Не развита сеть коммуникационных каналов, обеспечивающих высокую информативность, общение, диалог и доступ к ресурсам культуры в виртуальном пространстве.
Как показывают исследования, крайние формы национализма в России непосредственным образом связаны с распространенностью «языка вражды», отсутстви-
ем быстрой и однозначной реакции на появление соответствующих высказываний в средствах массовой информации, слабой разработанностью лексики, корректной в отношении этнического и конфессионального разнообразия. Примерами могут служить карикатура на исламского лидера датского издателя, закрытие исламских религиозных школ и т. д.
В ходе исследовательских процедур нами были определены следующие задачи формирования толерантности в городской среде средствами масс-медиа:
1. Выработка и внедрение в журналистском сообществе норм корректного публичного языка, пропаганда его употребления в среде многонационального сообщества.
2. Активизация работы средств массовой информации по пропаганде норм толерантного поведения и противодействию проявлениям этнической и религиозной нетерпимости.
3. Формирование положительного представления о многонациональности г. Кемерово, содействие укреплению единства жителей города.
4. Развитие средствами массовой информации традиций толерантности, воспитание уважения к культурному и этническому многообразию, представленному в городской среде.
Список литературы
1. Аванесова Г. А. Некоторые проблемы анализа социокультурной сферы российских регионов // Панорама культурной жизни РФ: информ. сб. / РГБ; НИО Информкультура. - 2001. -№ 2. - С. 2-31.
2. Брижатова С. Б. Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2001. - 586 с.
3. Жидков В. С. Государственная культурная политика // Ориентиры культурной политики. -2001. - № 6. - С. 49-86.
4. Местное телевидение, власть, население: информационная открытость как основа социально-
го партнерства. - М.: Правозащитный фонд «Комиссия по свободе доступа к информации», 2001. - 160 с.
5. Розанова Ю. Телевидение как субъект государственной публичной политики // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 10. - С. 63-74.
6. Разлогов К. Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопросы философии. - 2002. -№ 8. - С. 87-94.