Научная статья на тему 'Формирование информационной компетенции у старшеклассников'

Формирование информационной компетенции у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / СOMPETENCE / COMPETENCY / INFORMATIONAL COMPETENCE / INFORMATIONAL COMPETENCE OF SENIORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арабаджи А. А.

В данной статье говорится о различных подходах к определению понятий компетенции, информационной компетенции. Выделяются методы, условия для формирования информационной компетенции у старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетенции у старшеклассников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371:001.8

АА. Арабаджи

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент Н.В. Уварина ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В данной статье говорится о различных подходах к определению понятий компетенции, информационной компетенции. Выделяются методы, условия для формирования информационной компетенции у старшеклассников.

Компетенция, компетентность, информационная компетенция, информационная компетенция старшеклассников.

This article describes the various approaches to the definition of competence, informational competence and presents the methods and conditions for formation of information competence of high school students.

^mpetence, competency, informational competence, informational competence of seniors.

В условиях социокультурных изменений в основу обновления содержания общего образования положен компетентностный подход, целевую установку которого отражает ориентация на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах (А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, А. В. Хуторской).

В Законе РФ «Об образовании», в «Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования», в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что одной из основных целей образования является формирование важнейших качеств личности: инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни. Содержание образования должно быть таким, чтобы в результате его обучающийся проявлял такие качества, как функциональная грамотность, методологическая, профессиональная и общекультурная компетенции. В настоящее время, в связи с формированием информационного общества, к этому перечню добавилась еще одна важная составляющая - информационная компетенция (ИК).

Следует отметить, что в модели «Российское образование - 2020» одним из важнейших компонентов школьного образования является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты [5]. В современной педагогической науке и в практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход называют компетентностным (П.Я. Гальперин, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев и др.). Этот подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. При этом речь идет не о заучивании простых алгоритмов, а, напро-

тив, о подлинной фундаментализации школьного образования, при которой акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.

Основными категориями компетентностного подхода выступают «компетенция» и «компетентность» в разном их соотношении друг с другом.

Феномены «компетентность» и «компетенция» исследованы в трудах В.И. Байденко, A.C. Белкина, В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимняя, A.B. Хуторского и др.

В научной литературе понятия «компетентность» и «компетенция» в большинстве случаев различаются. Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.Ш. Палферова, Л.А. Петровская и др. используют понятия «компетентность» и «компетенция» как для описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования).

Компетентность, по мнению Э.Ф. Зеера, определяется как глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков, умение актуализировать накопленные знания и умение в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций [2]. Понятие «компетенция» Э.Ф. Зеер трактует как круг прав, обязанностей, область задач, на которые распространяются полномочия.

По мнению В. А. Болотова, В.В. Серикова, природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельност-ного и личностного опыта. Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованно-

сти, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно-ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

А.Г. Бермус определяет компетентность как системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты. М.А. Чошанов считает, что компетентность -это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные.

Анализируя исследования, в которых рассматривается понятие «компетентность», мы установили, что оно, как правило, употребляется в контексте профессиональной деятельности и характеризуется степенью подготовленности к ней специалиста. Следовательно, компетентность является фактором успешной профессиональной адаптации.

Понятие «компетентность» тесным образом связано с понятием «компетенция». Так, словарь иностранных слов трактует «компетентность» как «обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо».

Само же понятие «компетенция» (от лат. сотре1еШа - принадлежность по праву) в том же словаре определяется как:

1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;

2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

А.К. Маркова под компетенцией подразумевает определенную сферу, круг вопросов, который человек уполномочен решать. То есть область компетентности - это то, что человек умеет и может решать, а компетенции - то, на что дано право, те полномочия, которыми наделен специалист [4].

И.А. Зимняя, опираясь на исследования зарубежных авторов, не только рассматривает и характеризует понятия «компетентность» и «компетенция», но и проводит их соотношение между собой, выделяя группы основных компетентностей, включающих в себя различные компетенции. Таким образом, И.А. Зимняя понимает под компетенцией «некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования: знания, представления, алгоритмы действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека...» [3, с. 41].

Понятие «компетенция» Н.И. Алмазова определяет как знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность - это качественное использование компетенций.

А.В. Хуторским предложена классификация компетенций по содержанию образования [7]:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция.

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция.

7. Компетенция личностного самосовершенствования.

Отметим, что, согласно устоявшимся в педагогической науке представлениям, ИК является одной из ключевых компетенций (с точки зрения важности для успешной социализации личности).

Различные аспекты ИК рассматриваются в работах О.Б. Зайцевой, В.В. Краевского, А.Г. Пекшевой, П.И. Пидкасистого, А.Л. Семенова, С.В. Тришиной, Е.К. Хеннера и др.

В научной литературе можно встретить достаточно много определений термина «информационная компетенция». В каждом из них в зависимости от области научных знаний ученые акцентировали тот или иной аспект данного вида компетенции. В частности, в своем исследовании О.Б. Зайцева дает достаточно общее определение и трактует ИК как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств [1]. А.Л. Семенов определяет ИК как новую грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств. А.Г. Пекшева определяет ИК как «совокупность умений и навыков получения и обработки информации». С.В. Тришина дает следующее определение ИК: «.это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» [6]. По мнению А.В. Хуторского, ИК обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире [8].

Несмотря на то, что представленные выше определения даны исследователями из разных областей научного знания (А.Л. Семенов, С.В. Тришина - информатика, А.Г. Пекшева, О.Б. Зайцева - педагогика), всех их объединяет одно: ИК связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий.

Говоря об ИК, разделяя понятия «компетентность» и «компетенция», мы ставим ударение на то, что эта категория имеет деятельную окраску, т. е. ИК - это не только совокупность знаний, но еще и совокупность способов действий в информационном пространстве. Таким образом, под ИК мы будем понимать способность применять на практике обобщенные знания и умения в области информационных технологий.

Одна из важнейших задач нашего исследования

состоит в уточнении сущности понятия «информационная компетенция старшеклассника». На сегодняшний день это понятие не является общепринятым и однозначно определенным. Авторы делают разные акценты в расшифровке этого понятия. К числу значимых признаков относятся знание информатики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства, совокупность универсальных учебных действий по поиску, анализу и использованию информации, наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи, в которой актуализируется и формируется ИК.

Таким образом, информационная компетенция старшеклассника - совокупность профессионально-значимых, взаимосвязанных качеств личности, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности и ориентацию в информационном пространстве.

В соответствии с информатизацией общего образования в качестве одной из главных задач является формирование ИК. Оно должно проходить на всех школьных уроках, в том числе и на уроках информатики. Наша задача - сделать акцент на формировании этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде. Для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетенции, что потребует изменения дидактических целей типовых заданий. В таком случае будет две цели: изучение конкретного учебного материала и формирование ИК.

Формированию ИК в образовательном процессе способствуют:

1. Использование активных методов обучения (групповая работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

2. Практическая направленность обучения.

3. Самостоятельная работа учащихся.

В качестве активного метода при формировании ИК может применяться групповая работа в процессе обучения. Этот метод несет в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности и операций над информацией, а также сотрудничества в группах, и, как следствие, формирование ИК.

В современном применении метод деловой игры - это имитация принятия решений в различных искусственно созданных ситуациях путем разыгрывания соответствующих ролей, индивидуальных и групповых, по заданным и вырабатываемым самими участниками игры правилам. В ней каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Этот метод экспериментального обучения соревновательного характера создает необходимую мотивацию для изучения важнейших разделов курса.

В условиях современной школы старшеклассникам необходимы не только хорошие теоретические, но и практические навыки и умения, приобретаемые ими в процессе учебных практических занятий. Навыки, приобретенные в процессе практического обу-

чения, включают в себя способность к ведению исследовательской работы, абстрактному логическому мышлению, использованию методов индукции и дедукции, умению выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы, строить работу с соблюдением жесткого графика. Поэтому большое внимание учитель должен уделять практической направленности обучения для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе.

Ключевая роль в процессе формирования информационной компетенции учащихся отводится самостоятельной работе.

Как вид познавательной деятельности самостоятельная работа учеников, с одной стороны, способствует эффективному усвоению знаний и овладению способами деятельности, входящими в содержание обучения определенному учебному предмету. С другой стороны, самостоятельная работа удовлетворяет потребности в самосовершенствовании по предмету за пределами обязательного программного материала, предполагая максимальную активность обучающегося в организации деятельности, применения знаний в сознательном стремлении овладеть рациональными приемами умственной деятельности и превратить усвоенные знания в убеждения, что очень важно при формировании информационной компетенции.

Мы предположили, что для успешного формирования ИК необходимыми будут такие условия, как:

- формирование у учеников устойчивых умений и универсальных учебных действий работы со средствами информатики и вычислительной техники и применения информационных технологий по профилю их деятельности;

- внедрение новых информационных технологий в организацию учебного процесса и наличие современной технической (компьютерной) базы;

- научное обоснование и внедрение методического обеспечения поэтапной реализации процесса формирования ИК ученика;

- высокий уровень профессиональной подготовки учителей-специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Следовательно, методику преподавания информатики необходимо выстраивать таким образом, чтобы обучение не сводилось к теоретическому изучению компьютерных и программных инструментов, а применялось для решения практических задач. Учащиеся должны не только знать весь набор существующих инструментов, но и уметь выбрать и использовать их в конкретной жизненной ситуации. Необходимо внедрять использование ИКТ во все уголки школьной образовательной системы и для достижения результатов привлекать учащихся.

Поэтому формирование компетенции старшеклассников в сфере информационной деятельности представляет собой длительный процесс постепенного перехода от незнания к знанию, от совершенствования одних умений к появлению новых. Этот процесс протекает в условиях трансформации информационного поведения школьника, интеграции инфор-

мационной и учебно-познавательной сфер деятельности. Однако, по нашему мнению, ИК является одной из наиболее значимых среди других компетенций, поскольку информация формирует материальную среду жизнедеятельности человека, определяет его социокультурную жизнь, служит основным средством реализации межличностных отношений.

Литература

1. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Б. Зайцева. - Брянск, 2002.

2. Зеер, Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, Е.Г. Лопес. - Екатеринбург, 2007.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М., 2004.

4. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996.

5. Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. - М., 2008.

6. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Эйдос. - 2005. - 10 сентября. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm

7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.

8. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 32-41.

УДК 371.912

О.А. Денисова, В.Л. Казанская

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ НАД НЕЙ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрыта актуальность проблемы исследования; представлены исследование и характеристика состояния отдельных сторон произношения и внятности речи глухих детей старшего дошкольного возраста; дано определение самоконтроля над произношением, этапы его формирования; раскрыты направления работы по совершенствованию обучения произношению глухих дошкольников с целью формирования у них навыков самоконтроля над произношением; определены условия, способствующие формированию у глухих детей навыков самоконтроля над произносительной стороной речи; представлены результаты контрольного воздействия, подтверждающие эффективность проведенной работы.

Произносительная сторона речи, глухие дети, старший дошкольный возраст, навыки самоконтроля.

In the presented scientific article the urgency of a problem of research is opened; the research and the characteristic of condition of the separate parts of pronunciation and distinctness of speech of deaf children of the senior preschool age are presented; the definition of self-checking over pronunciation, stages of its formation are given; the directions for improving teaching the pronunciation of deaf preschool children with the purpose of formation the skills of self-pronunciation are disclosed; the conditions conducive to the formation of self-checking skills on a pronunciation part of speech of deaf children are defined; the results of the control influence confirming efficiency of the done work are presented.

A pronunciation part of speech, deaf children, the senior preschool age, skills of self-checking.

Крупный вклад в разработку теории и методики обучения глухих детей устной речи внесли труды Н.А. Васильева, Ф.А. Лаговского и Н.А. Рау. Дальнейшее развитие проблемы обучения глухих детей произносительной стороне устной речи нашло отражение в работах Е.Ф. Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюко-ва, И.Г. Багровой, К.А. Волковой, С.А. Зыкова, Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымской, Н.Ф. Слезиной, Н.Д. Шматко и зарубежных исследователей [1], [4], [9], [10], [12]-[14], [17].

С давних пор сурдопедагоги подчеркивали необходимость формирования произношения у глухих детей еще в дошкольном возрасте. В настоящее время данная проблема разносторонне рассматривается в научных трудах: раскрыты особенности усвоения глухими детьми слоговой и ритмической структуры слова (Н.И. Белова, Н.Д. Шматко), определены усло-

72

вия, методы, методика, программы формирования произношения глухих дошкольников в процессе обучения (Ф.Ф. Рау, Е.Ф. Рау, Б.Д. Корсунская, К.А. Волкова, В.Л. Казанская, Е.И. Андреева, Н.Д. Шмат-ко), подтверждены экспериментальным путем возможности использования остаточного слуха при формировании произношения (Ф.Ф. Рау, Э.И. Леон-гард, Е. П. Кузьмичева); сложилась целостная система формирования устной речи как полноценного фактора развития личности глухих детей с целью их наиболее полной адаптации в обществе слышащих [9], [10], [13]—[15].

Для выявления особенностей формирования произносительной стороны глухих детей старшего дошкольного возраста нами проведена аналитическая проверка качества произношения глухих дошкольников. Представим исследование состояния отдель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.