УДК 378 ББК 74.58 Г 94
Д.В. Гулякин
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры охраны окружающей среды и естественнонаучных дисциплин, заместитель директора по научной работе Георгиевского технологического института (филиала) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный технический университет»; E-mail: dvggti@yandex. ru
СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО АНАЛИЗА
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье анализируются понятия «компетенция», «компетентность» и рассматривается содержательно-структурная характеристика социально-информационной компетентности будущего специалиста.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, ключевые компетенции, социально-
информационная компетентность, структура социально-информационной компетентности.
D.V. Gulyakin
Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of the Department of Environment Protection and Natural Science Disciplines, Deputy Director for Research Work of Georgievsky Polytechnic Institute (Branch) of North-Caucasus State Technical University; E-mail: [email protected]
SOCIAL-INFORMATION COMPETENCE OF THE FUTURE EXPERT IN THE CONTEXT OF THE SCIENTIFIC ANALYSIS
Abstract. In the paper, the author analyzes concepts ‘capacity’ and ‘competence” and examines the substantial-structural characteristic of social-information competence of the future expert.
Keywords: capacity, competence, key compacities, social-information competence, structure of social-information competence.
Интеграция России в Европейское сообщество и глобализация международного рынка труда привели к тому, что важнейшими критериями для работодателей как потребителей результатов образовательных систем являются качество образования и подготовленности специалистов, скорости овладения ими известными компетенциями и способности создавать новые. Решающее значение приобретает не только объем и качество знаний, даваемых в вузе, но и уровень компетентности, который должно обеспечить высшее образование для подготовки выпускников к жизни в современном обществе. Содержание образования должно быть таким, чтобы в результате его обучаемый обладал компетентностью в области информационнокоммуникационных технологий.
В контексте анализа компетентности рассмотрим понятия «компетенция», «компетентность», «социально-информационная компетентность», которые имеют неоднозначное понятие.
По мнению Э.Ф. Зеера, компетенция - способность и готовность применить (мобилизовать) знания, умения, опыт при решении профессиональных задач в различных областях [1].
А.В. Хуторской считает, что компетенция - наперед заданная норма, требование к подготовке выпускника [2].
В отечественной и зарубежной теории последних лет используется понятие «ключевые компетенции» (Э.Ф. Зеер, С.Е. Шищов, А. Шелтон и др.). Их выделение
обусловлено тем, что они объединяют в себе интеллектуальную и навыковую составляющие; в них заложена идея интерпретации содержания образования; они обладают интегративной природой. В настоящее время не представляется возможным точно определить состав всех ключевых компетенций. В сферу деятельности специалиста можно отнести десятки различных компетенций. Но выделяют те компетенции, которые носят доминирующий, системообразующий характер.
К ключевым компетенциям в профессиональном образовании Европейского сообщества относятся:
- социальная компетентность - способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокульту-рам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;
- коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет;
- социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями, и критическое отношение к социальной информации, распространяемой средствами массовой информации и коммуникации;
- когнитивная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
- специальная компетенция - подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценки результатов труда.
В русле исследования обратимся к анализу понятия «компетентность».
Понятие «компетентность» большинство ученых трактуют как готовность (способность) человека применить полученные знания, умения, опыт в деятельности при решении задач. Чаще всего она рассматривается как:
- совокупность знаний, умений и способностей, которые проявляются в личностно значимой для субъекта деятельности (Дж. Равен [3]);
- это способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценить ситуацию, в которой приходится действовать и правильно применять свои знания. Фактически компетентность - это способность человека решать проблемы (Т.П. Воронина [4]);
- способность человека применять свои знания с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (Н.Н. Нечаев [5]);
- качественное использование компетенций (Н.И. Алмазова [6]).
В мировой образовательной практике компетентность выступает в качестве центрального понятия, так как:
- объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образования;
- включает интерпретацию содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);
- обладает интегративной природой (охватывает ряд однородных или близкородственных знаний и умений, относящихся к широким сферам культуры и деятельности: информационной, правовой и т.д.).
Между знаниями, умениями и навыками, необходимыми будущему специалисту, существует тесная взаимосвязь. Повышение уровня знаний в области новых информационных технологий ведет к расширению состава информационных умений и навыков, а формирование умений требует расширения круга знаний специалиста, что влияет на развитие информационных навыков:
а) планировать свою деятельность, строить информационные модели объектов и процессов, структурировать сообщения;
б) пользование современными телекоммуникациями;
в) готовить служебные документы, вести деловую переписку с использованием
современных информационных средств, основных инструментов почтовых программ, программ интерактивного общения; работать с электронной корреспонденцией; пользоваться современными средствами телекоммуникаций.
Экстраполируя исследования в области компетентности, рассмотрим компетентность как способность будущего специалиста использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности и в социальных и жизненных ситуациях.
К контексте выделенного понятии «компетентность» рассмотрим понятие «социальноинформационная компетентность».
Актуальность данного понятия обусловлена тем, что стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий привели к кардинальным изменениям места и роли информации (значительно увеличились ее объемы) в жизни общества, что оказало существенное социальное влияние на человека в жизни и его профессиональной деятельности.
Социально-информационная компетентность понимается нами как интегративное качество личности будущего специалиста, характеризующее способность использовать в своей практической профессиональной деятельности современные информационные и коммуникационные технологии, творчески осмысливать информацию, создавать на её основе собственный продукт и размещать его в информационной среде. Структура данной компетентности включает в себя следующие компоненты: когнитивный, технологический, мотивационно-ценностный, креативный.
Рассмотрим каждый из обозначенных компонентов:
1) когнитивный:
- знания основ информатики и информационных технологий;
- знания об информационно-коммуникационных технологиях, используемых в профессиональной деятельности;
- знания социальных возможностей информационно-коммуникационных технологий;
- знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной деятельности);
2) технологический:
- умение работать с различными источниками информации, большими объемами информации, владение способами её обработки и доставки; наличие знаний и умений, позволяющих осуществлять коллективную, совместную деятельность в информационной среде;
- умение искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию;
- умение анализировать информацию, полученную из различных источников с помощью средств ИТ и синтезировать из неё новые знания;
- умение моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе - собственную индивидуальную деятельность;
3) мотивационно-ценностный:
- ценностное отношение студента к ИТ, позволяющим осуществлять новый подход в образовании, основанный на творческом развитии и самореализации личности, понимание значимости информатизации образования;
4) креативный:
- творческое осмысление информации, создание на её основе с помощью инструментальных средств ИТ собственного продукта и его размещение в информационной среде.
Социально-информационная компетентность является условием успешной адаптации будущего специалиста к жизни в информационном обществе. В новой парадигме образования значительное место занимает «информационная составляющая», имеющая принципиальное значение как для тех, кто учит, так и для тех, кто учится. Соответственно в последние годы во всем мире серьезное внимание стали уделять информационной
подготовке личности. По нашему мнению, такая подготовка не должна сводиться к решению частных задач: обучению основам библиотечно-библиографических знаний и приемам рациональной работы с книгой, алгоритмам информационного поиска, ликвидации компьютерной неграмотности, освоению гипертекстовых, мультимедийных и иных информационно-коммуникационных технологий. Необходима целенаправленная и комплексная подготовка человека, включающая широкий спектр не только информационных знаний, умений и навыков, но и информационных компетенций, связанных с поиском, извлечением и критическим анализом информации, способностью самостоятельно добывать и производить новые знания.
Отметим, что процесс формирования социально-информационной компетентности студентов является сложным и возможен при соблюдении ряда условий:
1. Обеспечение межпредметных связей и информационной направленности процесса профессиональной подготовки студентов.
Межпредметные связи играют важную роль в повышении практической и научнотеоретической подготовки студентов, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером учебно-познавательной деятельности. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Средства реализации межпредметных связей в процессе обучения разнообразны: вопросы, задания, задачи, тесты, проблемные ситуации, познавательные задачи, учебные проблемы межпредметного содержания. Необходима информационная направленность процесса профессиональной подготовки студентов как ориентированность будущего специалиста на использование информационных технологий в учебно-познавательной деятельности.
2. Внедрение новых информационных технологий в процесс профессиональной подготовки студентов.
Новые информационные технологии в обучении являются рациональным средством в развитии способностей студентов, а их использование в учебном процессе дает следующие преимущества: повышение уровня и качества подготовки обучаемых; расширение
контингента специалистов, владеющих навыками алгоритмического мышления.
3. Использование распределенной информационно-учебной среды, включающей информационные ресурсы (фонды документов и информационных изданий, традиционные и электронные библиотечные каталоги), компьютерную технику, средства доступа к удаленным отечественным и мировым информационным ресурсам. Компоненты информационноучебной среды сосредоточены как в библиотечно-информационных, так и образовательных учреждениях.
4. Организация освоения основ профессиональной работы с информацией, знание основных законов функционирования документальных потоков информации в обществе и критериев эффективного поиска информации, владение приемами и методами аналитикосинтетической переработки информации на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Примечания:
1. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 258 с.
2. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: материалы Всерос. науч.-пракг. конф., 21-23 июня 2004 г., Москва. М.: ИСМО РАО, 2004. С.74-79.
3. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. М.: Когнито-Центр, 1999. 144 с.
4. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты) /
Т.П. Воронина [и др.]. М.: Информатик, 1995. 220 с.
5. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник УРАО. 2002. № 1. С. 3-21.
6. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003. 47 с.
7. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. 176 с.