Протоирей Евгений Соколов сказал, что когда сегодня говорят о национальных проектах в области образования, здравоохранения, земледелия, строительства, демографии, хочется задать встречный вопрос: «Может ли нравственный врач плохо лечить? Может ли нравственный чиновник брать взятки? Может ли нравственный педагог плохо воспитывать и учить своих учеников? Может ли нравственный земледелец уродовать землю, а строитель - нерадиво строить? Способна ли нравственная мать убить ребенка в своей утробе? Единственным национальным проектом нашего государства должен стать главный национальный проект: «Возрождение духовности и нравственности в России», а все остальное само приложится к этому главному проекту? [6].
Таким образом, современная российская школа должна формировать общественные ценности и навыки для дальнейшей успешной жизни ребенка в обществе. Молодой человек, получающий аттестат зрелости, должен быть готов нести личную ответственность за свое собственное благополучие и благополучие общества. Для этого ему необходимо усвоить социальные навыки и практические умения, которые обеспечивают, с одной стороны, его адаптацию в условиях меняющегося мира, а с другой - социальную мобильность, способность к быстрой смене социальных и экономических ролей, что невозможно без высокой личной ответственности и без сформированной системы ценностных ориентаций.
Библиографический список
1. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987.
2.Табакаев, Ю.В. Реформаторский зуд и депрессия общественного сознания // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. науч. трудов. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011.
3. Подымова, Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. - М., 1995.
4. Дауге, А. Искусство и творчество в воспитании: в 2 т. - М., 1990. - Т.1.
5. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956.
6. Соколов, Е. О нравственном воспитании // Духовно-нравственная культура в школе: учеб.-метод. пособие. - М., 2009. Bibliography
1. Sovetskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / pod red. A.M. Prokhorova. - M.: Sov. Ehnciklopediya, 1987.
2.Tabakaev, Yu.V. Reformatorskiyj zud i depressiya obthestvennogo soznaniya // Socialjnihe processih v sovremennoyj Zapad-noyj Sibiri: sb. nauch. tru-dov. - Gorno-Altayjsk: RIO GAGU, 2011.
3. Podihmova, L.S. Podgotovka uchitelya k innovacionnoyj deyateljnosti. - M., 1995.
4. Dauge, A. Iskusstvo i tvorchestvo v vospitanii: v 2 t. - M., 1990. - T.1.
5. Disterveg, A. Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya. - M., 1956.
6. Sokolov, E. O nravstvennom vospitanii // Dukhovno-nravstvennaya kuljtura v shkole: ucheb.-metod. posobie. - M., 2009.
Статья поступила в редакцию 27.07.11
УДК 74.100.44
Bystrova N.N. œMPETENCE PARENT'S AS RESULT COMPREHENSION EXPERTS OF EDUCATIONAL SYSTEM. The text offers theoretical about competence, the specific structure of parental competence (author's opinion) is determined. Recommendations for experts of educational establishments and parents.
Key words: parent's competence; specific structure of competence; the program of interaction of experts and parents.
Н.Н. Быстрова, соискатель ГОУ ВПО ДВГГУ, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОМПЕТЕНТНОЙ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Текст предлагает теоретический материал, где раскрыты положения современного течения, обсуждаемого в науке и практике - компетентность, определена видовая структура родительской компетентности (авторское видение). Показаны практические рекомендации для специалистов образовательных учреждений и родителей.
Ключевые слова: родительская компетентность; видовая структура компетентности; программа взаимодействия специалистов и родителей.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения вступили в силу 1 января 2010 года и уже ориентирует на себя множество направлений системы образования. Стандарт - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством. Семья предполагает личностную успешность, социальную успешность, профессиональную успешность [1] ребенка, воспитывающегося в ней.
В последние годы как в науке, так и в образовательной практике уделяется большое внимание проблемам семьи, ро-дительства, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Учеными (Т.В. Архиреева, Л.Я. Верб, Е.А. Галко, Т.М. Зенкова, И.С. Кон, Ю.Г. Королева, Е.А. Лукьяненко, Л.Р. Миронова, Н.Л. Мудрова, Р.В. Овчарова, Ю.Е. Скоромная, И.А. Стародубцева, Н.А. Тырнова, Е.К. Узденова и др.) определены ценности семьи, ее основные функции; показаны подходы и принципы взаимодействия с семьей; раскрываются направления, содержание, формы и методы работы с родителями.
Большинство людей, оказавшихся в сложной жизненных обстоятельствах в период зрелости, таят ее истоки в далеком
детстве. Такой вывод помогли сформулировать авторы разнообразных научных направлений. Исследования возрастных норм подрастающего человека (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, О.Ф. Больнов, В.В. Зеньковский, В.И. Мухина, Л.Ф. Обухова и др.); В.П. Зинченко, В.Н. Мясищев, Ю.Б. Орлов, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Эриксон, показавшие в своих работах специфику перестройки психики и организма.
Причиной высказанного феномена становится далеко не только асоциальность или аморальность, дезадаптация или психологический дискомфорт, неродственность членов семьи или загруженность родителей, а элементарное отсутствие грамотного подхода родителя к конкретному ребенку, понимание особенностей детей и признание таковых взрослыми. Обобщенно обозначим данный перечень единым термином -«компетентность».
Причинно-следственную связь родитель-ребенок изучают исследователи в области социальной педагогики и психологии, психологии развития, где рассматриваются влияния условий на особенности развития человека.
Проблема компетентности широко разрабатывается в педагогической науке (А.М. Аронов, А.И. Ахулкова, И.Б. Биче-
ва, Ю.В. Варданян, Н.Л. Дмитриева, Ю.Г. Домалевская, М.Н. Карапетова, Н.Е. Костылева, А.Е. Марон, В.Е. Морозова, О.С. Орлов, И.В. Просвирпина, Л.В. Свирская, С.В. Соколова, Т.М. Туркина, Р.М. Шерайзина и др.). Учеными определены подходы к сущности педагогической компетентности, ее структура, содержание и пути развития, исследуются особенности компетентности выпускников ВУЗов, школ, детей дошкольных образовательных учреждений.
Между тем, в настоящее время в педагогической науке нет единства относительно содержания и структуры компетентности родителей, не раскрыты ее критерии, уровни. Научные исследования по формированию компетентности родителей малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения проблемы в современных условиях. Актуальность данного исследования обусловлена противоречиями:
- между практической необходимостью формирования компетентности родителей, как одного из важнейших условий эффективности процесса воспитания в семье и отсутствием соответствующей психолого-педагогической технологии;
- между потребностью помощи родителям в обеспечении процесса формирования компетентности и отсутствием знаний о методах ее формирования.
Грамотное сопровождение человека - это не только знание специалиста о сущности происходящего (причем, которое является в большинстве своем субъективного характера), но и доступное донесение интересующей окружающих ребенка взрослых информации с привлечением валидного материала.
Анализ многочисленных документов педагогов и психологов (программы, планы, рекомендации, сценарии открытых мероприятий с родителями и т.п.) образовательных учреждений объединил в себе серию особых претензий в части его отбора, построения, формы донесения до родителей, рекомендуемых приемов и методов работы с детьми.
Так, обращает на себя внимание содержательный компонент информационного блока, предоставляемого родителям. Большинство специалистов перенасыщают информационно-теоретические сведения высоконаучным содержанием, набором терминологии, далекой для понимания ее людьми, находящимися в ином семантическом пространстве. Материал содержит множество обобщенных, отстраненных сведений, неконкретизированных на конкретного ребенка, который более всего волнует своего родителя, нежели все остальные «похожие по возрасту, характеру, уровню освоения материала».
Немаловажна позиция специалистов относительно предложений родителям при построении совместной системы взаимодействия в процессе сопровождения ребенка. На взгляд автора статьи, важно распределять знания, умения и навыки профессионалов и непрофессионалов. Последним также необходимо занимать активную позицию по отношению с своему ребенку, процессу его воспитания, развития, личностной, социальной и профессиональной успешности, однако, организационно-методическому, системно-деятельностному аспекту необходим иной набор компонент и средств. Рекомендовать проводить 20-минутные занятия родителю с ребенком, с набор профессиональных упражнений в то время, когда последний имеют уже высокий уровень запущенности нецелесообразно. А не дождавшись таковой обратной связи, ссылаться на продолжающиеся сложности ребенка из-за отсутствия родительского компонента включенности в процесс коррекции и развития детей более, чем не профессионально. Уровень компетентности специалиста определяется грамотным подбором информационного, методического, организационного материала и личностного подхода к каждому родителю. Одновременно и организационные формы взаимодействия педагогов и психологов с родителями имеют специфическое направление в работе.
Серьезен вопрос и в части предоставляемой информации родителям в ходе консультативных бесед и полноценных консультаций. Прежде всего, обратимся к характеру построения и содержательной наполняемости заключений на ребенка после собеседования, диагностирования, анкетирования и пр.
Более, чем в 80% просмотренных заключений помещен количественный материал, с предоставлением интерпретаций, если таковые есть в диагностическом инструментарии. А рекомендации «познакомиться с перечнем из более 30 источников литературы», «обратиться к сведениям интернета», «обязательное выполнение перечня упражнений не менее, чем 3-4 раз в неделю» лишь, в большинстве случаев, отгораживают родителей от продуктивного взаимодейсвтия со специалистами образовательного учреждения.
Степень разработанности проблемы родительской компетентности в психологии все еще очень низка. Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы изучали еще З. Фрейд, К. Хорни. В последние десятилетия проблема рассматривалась отечественными психологами А.А. Бодалёвым, М.О. Ермихиной, Р.В. Овчаровой, В.В. Столиным, Г.Г. Филипповой, И. Ю. Хамитовой и др.
Анализируя содержание дефиниции «родительская компетентность», охарактеризуем подробнее рассматриваемый отечественными психологами М.О. Ермихиной, Р.В. Овчаро-вой и др. феномен «родительства» как интегральное психологическое образование личности [2, 3].
Однако недостаточно изучены и до конца не систематизированы факторы его формирования, практически не разработаны также способы целенаправленного формирования осознанного родительства. По определению Р.В. Овчаровой, родительство - социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы родительство включает в себя родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания.
С целью повышения уровня компетентности родителей требуется создание условия их погружения в работу при активном участии на своем мотивированном, осознанном, методически корректно организуемом уровне. К общенаучным подходам, составляющим методологическую базу исследования, и определяющим сущность организации компетентного взаимодействия представителей школы и семьи, относятся:
Философский (I уровень), где нами рассматриваются системный и целостный, цивилизационный и эволюционный научные основания, раскрывающие взаимосвязь макро и микромиров человека, природные (естественные) основания, являющиеся проводником его развития.
Междисциплинарный (II уровень) - антропология, синергетика, аксиология и правоведение как научные дисциплины с культурно-историческим, социокультурным, психолого-педагогическим и ценностно-рефлексивным феноменами, рассматриваемыми в контексте проблемы исследования.
Предметный (Ш уровень), в рамках которого анализируются деятельностный, гуманно-личностный и компетентност-ный подходы в структуре организации психолого-педагогического пространства организации взаимодействия субъектов семьи и школы как социальных институтов.
Технологический (IV уровень) - изучение современного педагогического опыта, психолого-педагогические методики и технологии организации взаимодействия родителей и специалистов образовательного учреждения: многоуровневая целостная модель компетентности: психолого-педагогическая компетентность профессионала, психолого-педагогическая компетентность непрофессионала, жизненная компетентность подрастающего человека.
Системный подход обеспечивает создание целостной системы формирования компетентности родителей как структурного образования при согласованном функционировании всех ее элементов (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.И. Загвязин-ский, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.И. Саранцев, М.Н. Скат-кин и др.);
Деятельностный подход позволяет включить родителей в осмысленную воспитательную, развивающую, игровую, об-
щественную, профессиональную деятельность (П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Саранцев, Д.И. Фельдштейн и др.);
Культурологический подход способствует осуществлению процесса подготовки родителей к воспитанию детей в контексте общечеловеческой культуры (В.С. Библер, Н.В. Бордовская, Г.Н. Волков и др.).
Контекстный подход позволяет создать условия для повышения уровня компетентности родителей (М.М. Бахтин, С.Н. Глазачев, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.Б. Лаврентьева, Э.И. Сокольников, А.В. Хуторской и др).
Компетентностный подход дает возможность готовить родителей к принятию решений в стандартных ситуациях и в ситуациях неопределенности (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.).
Формой такой работы может являться так называемое «образование родителей», которое означает систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой является передача знаний, формирование соответствующих представлений или навыков у участников программы в различных областях семейного воспитания [4].
Содержание программ обычно включает обсуждение конкретных идей, групповые дискуссии, обмен мнениями и опытом деятельности и их анализ, а также формирование определенных навыков.
Основным методом «образования родителей» является групповая работа с родителями (программы Х. Джайнотта, Т. Гордона и др.) [5, 6].
В зарубежной психологии родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей. Разные направления группового «образования родителей» ориентированы на различную практику работы с родителями, имеют различные цели, задачи, установки, а также различные уровни сложности.
Для повышения уровня осознанного изменения родителями своей компетентности и принятия новых компетенций, необходимо создание традиции жизни группы родителей и предметно-развивающая среда: диалог, тренинг, беседы, консультации, родительские вечера, праздники, конкурсы и др. Большой интерес у родителей вызывают специально подготовленные для них материалы на стендах, в демонстрационных папках, на TV-презентации (видеоролики; выводы по проведенным тренингам, отзывы; рекомендации по отдельным ситуациям, т.п.) [7].
Компетентность родителя - это совокупность общекультурных (коммуникативных, информационных, самообразования) и специальных (правовых, экономических, психологических, социальных, витальных, педагогических) компетенций, необходимых для эффективного осуществления им, функций обучения, воспитания и развития детей для их успешной социализации в изменяющемся мире.
В период 2008-2011 гг. составлялась модель повышения компетентности родителей, где участвовали студенты государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», факультета специальной психологии и педагогики и учителя, воспитатели, психологи, социальные педагоги образовательных учреждений г. Хабаровска, родители детей разных возрастов и личностных, психологических, социальных характеристик -усыновленные, с ограниченными возможностями здоровья, с девиантными формами поведения, «норма». Родители имели самый разнообразный статус: асоциальные и норма, злоупотребляющие вредновоздействующими веществами и яро сопротивляющиеся таковому, ведущие аморальный образ жизни и с высоким социальным уровнем значимости (руководители, ученые, военные, заслуженные работники). Последнее позволяет подтвердить точность выводов, изначально исключая присутствие разнообразие социальных факторов для эффективности апробации задуманного. Перечень образовательных учреждений, где апробировалась модель, включал в себя муниципаль-
ные образовательные учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 44» (работа с детьми социальной гостиной), «Средняя общеобразовательная школа № 26», муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр «СКАЗКА» (работа с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, группа «Родничок» («подготовка к школе»)).
Модель формирования компетентности родителей представляет собой многоуровневое интегративное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных компонентов [8]:
- научно-теоретический - это определенный уровень владения родителями основными закономерностями развития ребенка, знаниями индивидуальных проявлений его личности (организационных, управленческих, обучающе-развивающих, воспитательных, коррекционных, социокультурных) при наличии компетенций, необходимых для воспитания детей (сравнивать, сопоставлять, познавать, узнавать, реагировать);
- психолого-педагогический - это определенный уровень подготовки родителей к взаимодействию с ребенком, предполагающий усвоение совокупности специальных психологических педагогических компетенций (распознавание эмоций, эмоциональная регуляция, установление взаимоотношений, познание проявлений чувств, организация взаимодействия с ребенком, ценностные ориентиры и выборы);
- организационно-методический (деятельностный) - определенный уровень владения родителей умениями методически грамотно организовывать детскую деятельность, поддерживать творческую и поисковую активность (планировать, ориентироваться развитии событий, алгоритмизировать, перераспределять);
- экологический (личностный) - определенный уровень владения родителей способами духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки (ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, инициативность).
Работа в рамках первого направления предусматривает мини-лекции, мини-презентации, содержание целевого материала в процессе рефлексивного анализа текущей деятельности, информационные листы раздаточного материала, а также сформированную папку для родителей научно-теоретического содержания.
Второе направление включает тренировочные упражнения на сенсомоторику, эмоции, ощущения, восприятие. Для осуществления коммуникативной деятельности с ребенком у родителя должен быть достаточно активизирован навык чувствовать детей и жизненную ситуации. В связи с этим в программу тренинговых занятий были включены упражнения по сенсомоторике. Такие упражнения вызывают у родителей положительный эмоциональный отклик, помогают обеспечить лучшее осознание материала и активизировать работу членов группы. Развитие восприятия, разнообразие сенсорной информации является важным условием нормального функционирования психики как взрослых, так и воспитывающих ими детей.
Третье направление дает возможность раскрытия грамотной, своевременной и конструктивной формы взаимодействия родителя и детей. Такая задача решается как на занятиях только в группе родителей, так и на занятиях, проводимых совместно с детьми.
Четвертое направление представляет собой совокупность упражнений, определяющих стимулирование родителей к самопроекции, самоизучению, самовыражению, перестройке себя в отдельных позициях, необходимых для воспитания и развития детей.
Основными формами работы стали тематические консультации с элементами практикума, индивидуальные и групповые коррекционные занятия с детьми (как с присутствием родителей, так и вне таковых), индивидуальное, семейное, групповое консультирование, анкетирование, родительский клуб, родительские вечера, педагогические гостиные, досуго-вые мероприятия, информационные тексты, тренинги и др.
Эти формы способствовали приобретению теоретических знаний и овладению практическими умениями оптимально-позитивного взаимодействия с ребёнком. Что в целом повлияло на повышение уровня родительской компетентности.
По итогам апробации модели была выявлена положительная динамика показателей компонентов родительской компетентности в целом, выражающаяся: в систематизации, расширении и углублении их знаний в области психологии и педагогики воспитания ребенка; в совершенствовании педагогических умений родителей, особенно относящихся к коммуникативному и организаторскому компонентам; в личностном развитии родителей в процессе освоения психолого-педагогических знаний и умений, выражающемся в большей личностной зрелости и позитивной динамике типа отношения к ребенку.
Необходимо отметить и тот факт, когда родители, делясь информацией о мероприятиях, в которых приняли участие, с остальными (или, обсуждая между собой) вызывали большой интерес у окружающих.
Работа психолога образовательного учреждения над повышением компетенции родителей будет успешной, если будут соблюдено следующее:
- в условиях образовательного учреждения использовать сочетание различных форм психолого-педагогического сопровождения родителей;
- для формирования родительских компетенций необходим комплексный подход всех специалистов учреждения.
Таким образом, автор данной статьи, высказывает предложение о грамотном подходе специалистов системы образования к информационному, методическому и личностному компонентам организации взаимодействия с родителями. Предлагается модель повышения уровня компетентности родителей не с учетом отношения к родителю как второму профессионалу (каковым последний не является зачастую), или
как к ассистенту профессионала (педагога, психолога), а как к родителю - сопровождающему ребенка взрослому зачастую другой профессии. Следовательно, необходима иная система планирования процесса совместного сопровождения детей профессиональными педагогами и родителями (таблица 1). А также планирование индивидуальной работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в системе образования (таблица 2).
Так кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого идеальный послушный ребенок? Компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно - надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем - учиться. Такой родитель является сформированной личностью, способной брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовой расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
Компетентность - это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определённой компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях.
Компетенция - это готовность и способность человека к мобилизации совокупности знаний, способов действия, отношений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретных учебных и жизненных ситуациях, тематическим полем которых являются критический анализ, оценка риска, прогноз явлений, решение проблем, инициатива и творчество.
Таблица 1
Проблема ребенка Задачи работы специалистов Задачи работы педагогов Родители (сопровождающие ребенка взрослые) Этапы Результат
Социальный педагог Психолог Логопед Мед. работник Воспитатель группы продленного дня или социальной гостиной Классный руководи-тель Педагоги-предметники
Прояв- 1. Посеще- 1. Составле- 1.Включение 1. Дове- 1. Беседы 1. Работа
ление ние семьи в ние заданий в мероприя- дение с КлР; психолога,
агрес- вечерний для родите- тия с груп- информа- 2.Консуль воспитателя
сивного период с лей; кон- пой упраж- ции пси- тации у группы про-
поведе- выяснени- сультация; нений на холога до психоло- дленного дня
ния ем возмож- 2.Составлени отслежива- членов га; или социаль-
ных факто- е упражне- ние реакций семьи; З.Работа ной гостиной,
ров данного ний для вос- агрессивно- 2.Контроль над вы- дома с ребен-
проявления питателя сти (по за- выполне- полнени- ком;
2. Беседа с группы про- просу психо- ния зада- ем зада- 2.Контроль
членами дленного дня лога); ний. ний по классного
семьи. или социаль- 2.Индивидуа запросу руководи-
3. Выясне- ной гости- льная работа психоло- теля ;
ние взрос- ной; кон- с ребенком в га. З.Диагности-
лого, вклю- сультация; случае от- ка результа-
ченного в З.Работа в слеживания тив-ности
воспитание группе детей таковых (1 работы.
ребенка, по коррекции раз в неде- 4. Анализ
для сотруд- эмоциональ- лю). проведенной
ничества с но-волевой З.Беседа с работы.
работника- сферы; сопровож-
ми школы. б.Диагностик дающим
а результа- ребенка
тивности. взрослым.
Подпись: Подпись: Подпись: Подпись: Подпись:
Планирование процесса совместного сопровождения детей профессиональными педагогами и родителями (пример)
Библиографический список
1. http://gorki-2.odinedu.ru/img/2011/04/0_novom_standarte.doc
2. Мизина, Н.Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Эйдос: Интернет-журнал. - 2010. - № 9.
3. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родителей. - М., 2003.
4. http://www/sbor.ru/kdn/old/RodKompit.html.
5. Джайнотт, Х. Родители и дети. - М., 1986.
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Эйдос: Интернет-журнал. - 2009. - № 5.
7. Быстрова Н.Н. Компетентное взаимодействие субъектов-участников образовательного процесса (на примере работы учреждения дополнительного образования) (статья + электронные приложения) // Мир образования: электронный журнал. - Хабаровск: ХК ИППК ПК. - 2009. - Вып. 1.
8. Быстров, Н.Н. Компетентное взаимодействие субъектов-участников образовательного процесса // Наука и образование на Дальнем Востоке: Электронный журнал. - 2009. - № 1.
Bibliography
1. http://gorki-2.odinedu.ru/img/2011/04/0_novom_standarte.doc
2. Mizina, N.N. Roditeljskaya kompetentnostj: psikhologicheskiyj aspekt problemih // Ehyjdos: Internet-zhurnal. - 2010. - № 9.
3. Ovcharova, R.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditeleyj. - M., 2003.
4. http://www/sbor.ru/kdn/old/RodKompit.html.
5. Dzhayjnott, Kh. Roditeli i deti. - M., 1986.
6. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii - novaya paradigma rezuljtatov obrazovaniya // Ehyjdos: Internet-zhurnal. - 2009. - № 5.
7. Bihstrova N.N. Kompetentnoe vzaimodeyjstvie subjhektov-uchastnikov obrazovateljnogo processa (na primere ra-botih uchrezhdeniya dopolniteljnogo obrazovaniya) (statjya + ehlektronnihe prilozheniya) // Mir obrazovaniya: ehlektronnihyj zhurnal. - Khabarovsk: KhK IPPK PK. - 2009. - Vihp. 1.
8. Bihstrov, N.N. Kompetentnoe vzaimodeyjstvie subjhektov-uchastnikov obrazovateljnogo processa // Nauka i obra-zovanie na Daljnem Vostoke: Ehlektronnihyj zhurnal. - 2009. - № 1.
Статья поступила в редакцию 27.07.11
УДК 371.8.061
Galakova O.V. MODEL OF SCHOOL AGE CHILDRENS SOCIAL COMPETENCE? Article is devoted a problem of development of social competence of school age children. The concept and structure of social competence are considered.
Key words: competence, social competence, younger school age. О.В. Галакова, аспирант МПГУ, г. Москва, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена проблеме развития социальной компетентности детей младшего школьного возраста. Рассматриваются понятие и структура социальной компетентности.
Ключевые слова: компетентность и компетенция, социальная компетентность, младший школьный возраст.
Таблица 2
Календарное планирование специального сопровождения детей в течение года (примерный план)
Месяц Компоненты развивающе-коррекционной Педагогическая коррекция Урок-погружение Психологическая коррекция ЛФК Семинары-практикумы для сопровождающих ребенка взрослых
работы на уроке Урок-погружение педагоги родители
В современной ситуации активного изменения социума, встает вопрос о изменении личности, ее активном и позитивном взаимодействии с другими. Все чаще мы говорим о компетентных людях, необходимых в различных сферах жизни и деятельности нашего общества. Одной из компетентностей, пронизывающих все сферы нашей жизни является социальная компетентность, позволяющая выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей, постоянно изменяющейся социальной реальности.
Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Несомненно, жизнь учит ребенка формальным и неформальным правилам взаимодействия, создает проблемные ситуации, которые он так или иначе разрешает. Но когда такое спонтанное развитие социальной компетентности сопровождается деятельностью взрослого, ребенок приобретает поистине бесценный ресурс жизненной ориентации.
Наиболее сложно процесс социализации проходит у учащихся начальной школы, так как им приходится адаптироваться к новым условиям, правилам и коллективу начальной
школы. Так отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер [1].
Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. И одним из требований стандарта к личностным результатам освоения основной программы является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, необходимо развивать социальную компетентность [2].
Говоря о компетентности вообще и социальной в том числе, возникает вопрос в каком случае мы используем понятие социальной компетентности младшего школьника, в каких - социальной компетенции? Когда мы можем сказать, что человек компетентен в том или ином вопросе?