КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14804 УДК 376:316.6
Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск №26,- ART 14804. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14804.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Насибуллина Анися Дамировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург [email protected]
Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы к организации психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. Раскрываются особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дополнительное образование детей, организация психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В современных условиях дополнительное образование определяется как мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, личностно, социально, профессионально [1].
Многообразие и вариативность организационных форм детских объединений различного типа и предметного содержания (музыка, хоpеогpафия, изо, техника, право, эстетика быта, прикладное творчество и т. д.) создают возможность максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей личности, пробы сил и возможностей в различных профессионально адекватных сферах [2].
Содержание психолого-педагогического сопровождения, социальной защиты, помощи и поддержки детей в учреждениях дополнительного образования осуществляется через систему мер:
- практических - гарантии приобретения практических умений и навыков, которые помогут в будущей жизни - личной, профессиональной, семейной;
- социальных - гарантии освоения условий среды, нахождения вариантов типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия в учреждениях дополнительного образования;
- правовых - гарантии защиты прав ребёнка, его человеческого достоинства;
- психолого-педагогических - гарантии для саморазвития и самоактивации, защиты детей, оказавшихся в особо трудном положении, - инвалиды, сироты, дети из неполных семей и семей повышенного риска;
- экономических - гарантии на экономическую поддержку через участие в учебно-производственной и внебюджетной деятельности учреждений дополнительного образования;
- медико-экологических - гарантии на медицинскую поддержку, оздоровление [3].
Учреждения дополнительного образования посещают дети с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.
г\л Л г\л
КОНТ TF.TTT
Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск №26,- ART 14804. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14804.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 14804 УДК 376:316.6
Основной целью работы системы дополнительного образования с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для их социальной интеграции и самореализации. Достижение этой цели требует постановки и решения следующих задач:
- создание психолого-педагогической модели социальной реабилитирован-ности и ее вариантов для различных категорий детей;
- изучение и определение pоли и места мифосоциума в формировании социальной pеабилитиpованности ребенка;
- организация психологического климата микросреды ребенка с ОВЗ;
- разработка и модификации форм, средств и методов дополнительного образования для работы с детьми с ограниченными возможностями [4].
В качестве концептуальной основы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях дополнительного образования выступают представления о социальной реабилитации и абилитации как важного направления компенсации ограниченных возможностей ребенка-инвалида с целью обогащения эффективными средствами и способами вхождения в социум как равноправного партнера общения, познания, деятельности [5].
Психолого-педагогическое сопровождение данного контингента детей организуется с учетом современных подходов к реабилитации, социальной адаптации, обучению и воспитанию ребенка с особыми нуждами, на известные принципы и положения специальной психологии, разработанные Л. С. Выготским [6].
Принцип генетического рассмотрения аномального развития раскрывает общность основных законов развития для нормального и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, при этом пути развития ребенка с ограниченными возможностями специфичны, а разные его этапы при разных аномалиях качественно своеобразны.
Важным является положение о соотношении первичного и вторичного нарушений. С одной стороны, всякое нарушение приводит к отклонению в развитии, с другой - оно рождает стимул для компенсации отклонения. Но процесс компенсации дефекта имеет социальную, а не биологическую природу, т. е. требует создания благоприятных условий. Многие проявления в развитии ребенка с ограниченными возможностям жизнедеятельности определяются не только основными нарушениями, но возникают в результате неверного подхода к воспитанию и обучению.
Принцип единства диагностики и коррекции развития является исходным положением психолого-педагогической работы с детьми-инвалидами.
Деонтологическое направление психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка-инвалида способствует предотвращению распада семьи, коррекции ее психологического климата, исправлению неправильного семейного воспитания, устранению социальной самоизоляции семьи. Психолого-педагогическая помощь специалистов служб сопровождения заключается в формировании у родителей навыков сотрудничества со своим ребенком, при этом основным условием является установление полного взаимопонимания между взрослыми, в выработке единых требований к его воспитанию [7].
На основе вышеизложенного можно определить цель психологопедагогического сопровождения ребенка с ОВЗ - создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
При разработке программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях дополнительного образования учитывается:
2 ^
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14804 УДК 376:316.6
Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск №26,- ART 14804. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14804.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
- характер инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические, и общие заболевания);
- психофизиологические особенности (тип ВНД, темперамент, характер психических процессов и др.);
- недостатки физического здоровья (соматическая ослабленность);
- ограниченные возможности детей с ОВЗ, которые не позволяют участвовать в соответствующей их возрасту деятельности (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), что лишает их нормальной социализации;
- ограниченные возможности для общения (ограничение мобильности и независимости, условия воспитания) [8].
Наряду с разработкой дополнительных образовательных программ для учащихся с ОВЗ в дополнительном образовании создаются индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения, которые направлены на оказание помощи и поддержки в разрешении имеющихся трудностей в обучении, профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (педагогами, сверстниками, родителями), коррекцию нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы.
Реализация психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ осуществляется поэтапно:
1) Мотивационно-целевой этап - предусматривает обеспечение благоприятных условий для осуществления процесса сопровождения и мотивации предстоящей деятельности (выяснение мнения родителей о проблемах ребёнка и создание положительной установки на совместную работу); определяется содержание предстоящей работы, определяются роли и профессиональные позиции взрослых относительно ребёнка с ОВЗ, распределяются функциональные обязанности между участниками сопровождения. Большое значение при этом имеет учёт ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых, участвующих в реализации сопровождения.
2) Операционально-деятельностный этап - предполагает реализацию программы психолого-педагогического сопровождения.
На данном этапе разрабатываются и осуществляются на диагностической основе применительно к конкретному ребенку при необходимости в дополнение к основной образовательной программе коррекционные и развивающие программы. Организуется работа с детьми, педагогом дополнительного образования, психологом, родителями.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется как в реальной ситуации освоения ребенком дополнительной образовательной программы, так и в процессе специальных занятий (тренинги, коррекционные занятия и др.).
3) Оценочно-рефлексивный этап - включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов может послужить основой для дальнейшей работы.
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях дополнительного образования понимается нами как создание условий для ответственного, осознанного самостоятельного выбора и реализации своих способностей. В соответствии с логикой сопровождения его субъектами являются учащиеся и их родители, специалисты учреждений дополнительного образования детей - руководители, методисты, педагоги и др.
IV 3 ^
КОНТ TF.TTT
Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск
научно-методический электронный журнал !^9 26- “ 0,4 П'ГЛ' - U5L: м
э г koncept.ru/2014/14804.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-
ART 14804 УДК 376:316.6 49965. - ISSN 2304-120Х.
Главным субъектом психолого-педагогического сопровождения в учреждениях дополнительного образования является ребенок.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ предполагает выявление своеобразия их развития и уровня потенциальных возможностей, а также, ориентируясь на зону ближайшего развития, формирование зоны саморазвития. Комплексное слежение за развитием детей осуществляется в рамках психологопедагогического мониторинга, который является системообразующим компонентом сопровождения, определяя его содержание.
Смысл мониторинга - сделать процесс развития прогнозируемым и управляемым, обеспечить единство усилий педагогов, психологов и родителей, результатом, которого будет личностный рост субъектов образовательного процесса.
Недостаточная разработанность проблемы качества образования, а также роли, места и содержания мониторинга в педагогической деятельности в системе учреждений дополнительного образования, обусловливают актуальность разработки психолого-педагогического мониторинга в учреждении дополнительного образования.
Педагогический блок мониторинга позволяет выявить динамику обученности и воспитанности детей в ходе освоения дополнительной образовательной программы.
Психологический блок мониторинга направлен на изучение развитости, интегративных компонентов личности, мотивационной, эмоциональной и познавательной сферы ребенка.
Следует отметить, что в многофакторном процессе психолого-педагогического сопровождения одни составляющие подлежат коррекции, другие - развитию, поэтому значительный объем этой работы учитывается при организации учебновоспитательного процесса детского объединения и учреждения дополнительного образования в целом. Кроме того, по итогам консультаций с педагогами, совместных решений психологов и родителей предусматривается организация системы пропедевтических занятий, формируются коррекционные группы. Цель проведения групповых занятий такого рода - помощь в преодолении трудностей, возникших в ходе обучения и взаимодействия в учреждении дополнительного образования детей.
Так, например, специалистами психологической службы Оренбургского ОДТДМ им. В. П. Поляничко была разработана и апробирована сквозная программа для подростков с ОВЗ «Мозаика успеха». Цель данной программы - формирование позитивной Я-концепции. Задачи: обучение методам самопознания и саморегуляции; формирование мотивации достижения, адекватной самооценки своих способностей и возможностей; развитие умений и навыков конструктивного общения; воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в себе.
Результаты диагностики учащихся с ОВЗ позволяют вносить коррективы в содержание системы педагогического обеспечения развития потенциальных возможностей ребенка, его способностей и сделать этот процесс целенаправленным, системным и результативным.
На этом этапе ответственна и значительна роль психолога. Он обеспечивает не только разработку и реализацию программы диагностики, но и оказывает профессионально-психологическую помощь учащимся с ОВЗ, педагогам, родителям.
Программы психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся с ОВЗ, как правило, дифференцируются с учётом ряда оснований, среди которых: возраст, пол, тип семьи, вид деятельности ребенка в учреждений дополнительного образования детей, сферы взаимодействия и др. В ходе практических занятий, носящих психопрофилактическую направленность, предусматривается самодиагности-
IV ^ rw
КОНТ ТЕПТ
Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск №26,- ART 14804. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14804.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 14804 УДК 376:316.6
ка типа семьи и типа воспитания, особенностей поведения во взаимоотношениях и выявление барьеров взаимодействия, уровня эмоционального благополучия и др.
Консультативная помощь родителям оказывается путем организации занятий в «Школе эффективного родителя» (других подобных организационных форм).
Занятия в «Школе эффективного родителя» ставят своей целью оказание помощи родителям в формировании психологически грамотного взаимодействия с детьми с ОВЗ. Так, например, в условиях Оренбургского ОДТДМ им. В. П. Поляничко была разработана подобная программа для родителей детей старшего дошкольного возраста. Весь цикл состоит из 14 занятий, каждые два из которых объединены общей темой, причем первое предполагает работу, только с родителями, второе же -совместную деятельность родителей и детей.
Оптимальное сочетание теории и практики позволяет родителям не только получить теоретические знания, но и приобрести практический опыт на занятиях с детьми.
Подобная форма организации способствовала улучшению взаимопонимания, развитию децентрации у родителей, созданию атмосферы благополучия, учит объединению усилий для достижения общей цели. Результаты, полученные с помощью диагностического исследования, подтвердили ее эффективность.
Вместе с личностным развитием ребенка с ОВЗ происходит изменение и личности педагога. В связи с тем, что около 40% специалистов, работающих в системе дополнительного образования, не имеют педагогической подготовки, приоритетными направлениями психолого-педагогического сопровождения педагогов является просветительская и профилактическая работа, направленная на повышение психологической компетентности, реализацию индивидуально-ориентированной помощи, развитие педагогической рефлексии.
Основной целью психолого-педагогического сопровождения специалистов учреждения дополнительного образования является создание условий их профессионального и творческого развития, что обеспечит реализацию задач дополнительного образования детей. Для выбора оптимальных форм и методов взаимодействия необходимо предварительное диагностическое обследование, задачи которого: выявление профессионально-значимых качеств специалистов учреждения дополнительного образования детей и составление программ по их изучению и развитию; диагностика уровня развития профессионально-значимых качеств и творческого потенциала специалистов учреждения дополнительного образования (педагогов, методистов) [9].
На практике службами сопровождения реализуются активные формы работы с педагогами - это тренинги, семинары-практикумы, позволяющие лучше осознать свои потребности и возможности, предотвратить профессиональные затруднения, что в конечном итоге обеспечивает их личностный и профессиональный рост.
Выбор форм и методов сопровождения педагогов в дополнительном образовании определяется тем, на каком этапе профессионального развития они находятся, и зависит от эффективности их взаимодействия с детьми и родителями, готовности к работе с педагогами-психологами.
Таким образом, одним из важнейших направлений деятельности специалистов, работающих в системе дополнительного образования, является психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ. Процесс психолого-педагогического сопровождения таких детей в условиях дополнительного образования направлен на то, чтобы помочь ребенку самостоятельно войти в социум, успешно продвинуться в условиях дифференцированного образования, самореализоваться в нынешней и будущей жизни.
(V С rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14804 УДК 376:316.6
Ссылки на источники
Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск №26,- ART 14804. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14804.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
1. Щетинская А. И., Тавстуха О. Г., Болотова М. И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб. пособие. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. - 404 с.
2. Там же.
3. Золотарёва А. В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 304 с.
4. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности и творчества / под науч. ред. В. И. Андреева, А. И. Щетинской. - Казань; Оренбург: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2001. - 328 с.
5. Щетинская А. И., Тавстуха О. Г., Болотова М. И. Указ. соч.
6. Там же.
7. Там же.
8. Федорова С. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра как фактор их успешности в условиях рыночной экономики // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. - М.: МАРТИТ, 2006. - № 6(28). - С. 73-80.
9. Латыпова Л. А. Психологическое сопровождение деятельности специалистов дополнительного образования как средство повышения профессиональной компетентности // Внешкольник Оренбуржья. - 2006. - № 1-2. - С. 26-28.
Anisia Nasibullina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of department of thes-pecial psychology of Federal state educational institution of higher professional education “Orenburg State Pedagogical University”, Orenburg Specifics of psychology and pedagogical maintenance of pupils with limit possibilities of health in the system of additional education Abstract. In the article the theoretical going is examined nearorganization of psychological and pedagogical accompaniment students in an educational process. The features of psychological and pedagogical accompaniment open up students with limit possibilities ofhealth in the system of additional education.
Key words: psychological and pedagogical accompaniment, additional education of children, organization of psychological and pedagogical accompanimentstudents with limit possibilities of health in the system ofaddi-tional education.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» 6
r>J
6 ~