КОНТ тнпт
Кривосудова Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях _____________________ ______________ компенсирующего вида в процессе подготовки к
наично-методический электоонный жионал обучению 6 школе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск научно метооическии электронным журнал NoQ5 _ ART 13546g _ 0 3 п л _ URL http://e.
ART 13549 УДК 316.6:376.37 koncept.ru/2013/13549.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-
49965. - ISSN 2304-120Х.
Кривосудова Юлия Викторовна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», Таганрог [email protected]
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи
в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в процессе подготовки к обучению в школе
Аннотация. Статья посвящена вопросам создания психолого-педагогической программы для детей с нарушениями речи.
Ключевые слова: речевые нарушения, диагностико-коррекционная модель, индивидуальный маршрут развития.
В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике, как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии и совершенствование содержания этого обучения в новых социально-экономических условиях.
Чрезвычайно актуальной является проблема образования, воспитания детей с нарушениями речи в условиях дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.
По проводимому нами ежегодно обследованию дошкольников, у 80% детей 5-6-летнего возраста выявляются нарушения речи, из них фонетические нарушения у 27% детей, фонетико-фонематические нарушения у 32%, лексикограмматические нарушения у 21% детей, 55% дошкольников 7-го года жизни фактически не подготовлены к обучению в школе. В основном с трудом формируются произвольно-регулятивный, мотивационный, познавательный компоненты готовности к обучению. Речевое развитие, соответствующее возрастной норме выявляется лишь у 20% детей посещающих ДОУ. Дети с различными нарушениями речи нуждаются в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются не только развитие всех компонентов речевой системы, но коррекция и компенсация других нарушений развития [1].
Организация образовательно-воспитательного процесса для таких детей связана с комплексным, интегративным подходом к осуществлению процессов обучения, воспитания, развития, оздоровления и реабилитации.
Для своевременной диагностико-коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речи нами была разработана специальная программа, направленная на преодоление имеющихся проблем, компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде школы [2].
Цель программы - создание и реализация адаптированной к дошкольному образовательному учреждению диагностико-коррекционной модели подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению в школе.
Задачи программы:
- разработать и апробировать многоступенчатую диагностико-коррекционную модель подготовки к школе дошкольников с нарушениями речи;
- подобрать и систематизировать диагностический инструментарий, позволяющий наиболее эффективно решать ряд последовательных диагностических за-
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13549.htm.
КОНТ тнпт
Кривосудова Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях _____________________ _______________ компенсирующего вида в процессе подготовки к
наичнп-мртпдичргкий ълрктппиный жипнал обучению в школе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск научно метооическии электронный журнал NoQ5 _ ART 135469 _ 03 п л _ URL http://e.
ART 13549 УДК 316.6:376.37 koncept.ru/2013/13549.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-
49965. - ISSN 2304-120Х.
дач по выявлению психолого-педагогической квалификации нарушений в речевом и познавательном развитии, степени выраженности имеющегося нарушения и определению уровня готовности к обучению в школе;
- разработать структуру индивидуальных коррекционных маршрутов для дошкольников с нарушениями речи;
- создать учебно-тематический план для дошкольников, посещающих подготовительные группы, и систему подгрупповых занятий для детей с нарушениями в развитии речи в процессе их подготовки к обучению в школе.
Методические основания реализации программы:
- активное привлечение к участию в программе ближайшего социального окружения ребенка;
- опора на различные психические процессы;
- «программированное» обучение - совместное выполнение с педагогом, а в дальнейшем самостоятельное выполнение ребенком;
- учёт сложности материала и создание благоприятного эмоционального фона как в процессе работы, так и по её окончании.
Структура программы.
1. Создание диагностико-коррекционной модели подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению в начальной школе.
2. Систематизация диагностического инструментария по выявлению степени выраженности имеющего нарушения и определения уровня готовности к обучению в школе.
3. Реализация коррекционно-развивающих мероприятий.
4. Основные результаты реализации модели.
5. Перспективы дальнейшей работы с данной категорией детей.
Основным системообразующим фактором в коррекционной работе стал принцип коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания дошкольников, а именно необходимость содействовать становлению учебной деятельности детей не только посредством коррекции речи, но и через формирование у них общеинтеллектуальных умений, улучшения мотивационной готовности к обучению, формированием благоприятных межличностных отношений в группе, адекватной положительной самооценки.
Личностно-ориентированный подход к ребенку с речевым нарушением реализовывался при индивидуальной консультационной и коррекционной работе, при обязательном установлении позитивного личностного контакта между ребенком и специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом) с целью формирования желаний и стремлений ребенка адекватно использовать свой потенциал для самоактуализации.
Модель подготовки детей с речевыми нарушениями представлена на рис.1.
iyj О rv
http://e-koncept.ru/2013/13549.htm.
КОНТ ТЕПТ
Кривосудова Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в процессе подготовки к
°буЧ5ен-ЮАвШк1Л54/69Ко-Ц03Г. - 2013. - Спецвыпуск
ДОТ 13549
№ 05. - ART 135469. - 0,3 п. л.- URL: http://e-УДК 316.6:376.37 koncept.ru/2013/13549.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ББЫ 2304-120Х.
Рис. 1. Диагностико-коррекционная модель подготовки детей с нарушениями речи к обучению в школе
«VI О /V»
http://e-koncept.ru/2013/13549.htm.
КОНТ тнпт
Кривосудова Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в процессе подготовки к
иашно-мртадичегкии ълЪктпанный жипип/ обучению в школе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск научно ллетооинесюш электронным журнал NoQ5 _ ART 135469 _ 03 п л _ URL http://e.
ART 13549 УДК 316.6:376.37 koncept.ru/2013/13549.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-
49965. - ISSN 2304-120Х.
Таким образом, при осуществлении комплексной коррекционно-психолого- педагогической помощи и поддержки детей с речевыми нарушениями в образовательно-воспитательном процессе ДОУ компенсирующего вида, необходимо обеспечить скоординированную деятельность всех специалистов, работающих с детьми на основе интеграции. Порознь решая свои задачи, не имея объединяющего начала, эти специалисты не имеют возможности обеспечить комплексность, преемственность помощи и поддержки ребенка.
Ссылки на источники
1. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Нарушения в психофизическом развитии детей // Альманах института коррекционной педагогики РАО. - 2002. - № 5. - иРЬ: http://pedlib.rU/Books/4/0146/ 4_0146-1.эМт1.
2. Кривосудова Ю. В. Диагностико-коррекционная модель подготовки дошкольников со слабовы-раженными нарушениями в развитии к обучению в школе. - Таганрог: Изд-во «Лукоморье» 2006. - 24 с.
3. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. -М.: Айрис-пресс, 2004. - 288 с.
4. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 1 / Под общ. ред. С. Г. Шевченко. - М.: Школьная пресса, 2003. - 96 с.
Krivosudova Yulia,
candidate of pedagogical Sciences, the senior teacher of faculty of pedagogics and psychology of personality, Taganrog State Pedagogical Institute named after A.P. Chehova str., Taganrog [email protected]
Psychological and pedagogical support of children with speech disorders in preschool educational establishments of a compensating kind in the process of preparation for school
Abstract. The article is devoted to questions of creation of the psychological-pedagogical programs for children with speech disorders.
Keywords: speech disturbance, diagnostic-correction model, individual route of development.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
гм yj nj
977230412013517
http://e-koncept.ru/2013/13549.htm.