Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в процессе подготовки к обучению в школе'

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в процессе подготовки к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2309
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКО-КОРРЕКЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / DIAGNOSTIC-CORRECTION MODEL / INDIVIDUAL ROUTE OF DEVELOPMENT / SPEECH DISTURBANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривосудова Юлия Викторовна

Статья посвящена вопросам создания психолого-педагогической программы для детей с нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривосудова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support of children with speech disorders in preschool educational establishments of a compensating kind in the process of preparation for school

The article is devoted to questions of creation of the psychological-pedagogical programs for children with speech disorders.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в процессе подготовки к обучению в школе»

КОНТ тнпт

Кривосудова Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях _____________________ ______________ компенсирующего вида в процессе подготовки к

наично-методический электоонный жионал обучению 6 школе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск научно метооическии электронным журнал NoQ5 _ ART 13546g _ 0 3 п л _ URL http://e.

ART 13549 УДК 316.6:376.37 koncept.ru/2013/13549.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-

49965. - ISSN 2304-120Х.

Кривосудова Юлия Викторовна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», Таганрог [email protected]

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи

в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в процессе подготовки к обучению в школе

Аннотация. Статья посвящена вопросам создания психолого-педагогической программы для детей с нарушениями речи.

Ключевые слова: речевые нарушения, диагностико-коррекционная модель, индивидуальный маршрут развития.

В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике, как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии и совершенствование содержания этого обучения в новых социально-экономических условиях.

Чрезвычайно актуальной является проблема образования, воспитания детей с нарушениями речи в условиях дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.

По проводимому нами ежегодно обследованию дошкольников, у 80% детей 5-6-летнего возраста выявляются нарушения речи, из них фонетические нарушения у 27% детей, фонетико-фонематические нарушения у 32%, лексикограмматические нарушения у 21% детей, 55% дошкольников 7-го года жизни фактически не подготовлены к обучению в школе. В основном с трудом формируются произвольно-регулятивный, мотивационный, познавательный компоненты готовности к обучению. Речевое развитие, соответствующее возрастной норме выявляется лишь у 20% детей посещающих ДОУ. Дети с различными нарушениями речи нуждаются в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются не только развитие всех компонентов речевой системы, но коррекция и компенсация других нарушений развития [1].

Организация образовательно-воспитательного процесса для таких детей связана с комплексным, интегративным подходом к осуществлению процессов обучения, воспитания, развития, оздоровления и реабилитации.

Для своевременной диагностико-коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речи нами была разработана специальная программа, направленная на преодоление имеющихся проблем, компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде школы [2].

Цель программы - создание и реализация адаптированной к дошкольному образовательному учреждению диагностико-коррекционной модели подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению в школе.

Задачи программы:

- разработать и апробировать многоступенчатую диагностико-коррекционную модель подготовки к школе дошкольников с нарушениями речи;

- подобрать и систематизировать диагностический инструментарий, позволяющий наиболее эффективно решать ряд последовательных диагностических за-

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13549.htm.

КОНТ тнпт

Кривосудова Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях _____________________ _______________ компенсирующего вида в процессе подготовки к

наичнп-мртпдичргкий ълрктппиный жипнал обучению в школе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск научно метооическии электронный журнал NoQ5 _ ART 135469 _ 03 п л _ URL http://e.

ART 13549 УДК 316.6:376.37 koncept.ru/2013/13549.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-

49965. - ISSN 2304-120Х.

дач по выявлению психолого-педагогической квалификации нарушений в речевом и познавательном развитии, степени выраженности имеющегося нарушения и определению уровня готовности к обучению в школе;

- разработать структуру индивидуальных коррекционных маршрутов для дошкольников с нарушениями речи;

- создать учебно-тематический план для дошкольников, посещающих подготовительные группы, и систему подгрупповых занятий для детей с нарушениями в развитии речи в процессе их подготовки к обучению в школе.

Методические основания реализации программы:

- активное привлечение к участию в программе ближайшего социального окружения ребенка;

- опора на различные психические процессы;

- «программированное» обучение - совместное выполнение с педагогом, а в дальнейшем самостоятельное выполнение ребенком;

- учёт сложности материала и создание благоприятного эмоционального фона как в процессе работы, так и по её окончании.

Структура программы.

1. Создание диагностико-коррекционной модели подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению в начальной школе.

2. Систематизация диагностического инструментария по выявлению степени выраженности имеющего нарушения и определения уровня готовности к обучению в школе.

3. Реализация коррекционно-развивающих мероприятий.

4. Основные результаты реализации модели.

5. Перспективы дальнейшей работы с данной категорией детей.

Основным системообразующим фактором в коррекционной работе стал принцип коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания дошкольников, а именно необходимость содействовать становлению учебной деятельности детей не только посредством коррекции речи, но и через формирование у них общеинтеллектуальных умений, улучшения мотивационной готовности к обучению, формированием благоприятных межличностных отношений в группе, адекватной положительной самооценки.

Личностно-ориентированный подход к ребенку с речевым нарушением реализовывался при индивидуальной консультационной и коррекционной работе, при обязательном установлении позитивного личностного контакта между ребенком и специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом) с целью формирования желаний и стремлений ребенка адекватно использовать свой потенциал для самоактуализации.

Модель подготовки детей с речевыми нарушениями представлена на рис.1.

iyj О rv

http://e-koncept.ru/2013/13549.htm.

КОНТ ТЕПТ

Кривосудова Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в процессе подготовки к

°буЧ5ен-ЮАвШк1Л54/69Ко-Ц03Г. - 2013. - Спецвыпуск

ДОТ 13549

№ 05. - ART 135469. - 0,3 п. л.- URL: http://e-УДК 316.6:376.37 koncept.ru/2013/13549.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ББЫ 2304-120Х.

Рис. 1. Диагностико-коррекционная модель подготовки детей с нарушениями речи к обучению в школе

«VI О /V»

http://e-koncept.ru/2013/13549.htm.

КОНТ тнпт

Кривосудова Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в процессе подготовки к

иашно-мртадичегкии ълЪктпанный жипип/ обучению в школе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск научно ллетооинесюш электронным журнал NoQ5 _ ART 135469 _ 03 п л _ URL http://e.

ART 13549 УДК 316.6:376.37 koncept.ru/2013/13549.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-

49965. - ISSN 2304-120Х.

Таким образом, при осуществлении комплексной коррекционно-психолого- педагогической помощи и поддержки детей с речевыми нарушениями в образовательно-воспитательном процессе ДОУ компенсирующего вида, необходимо обеспечить скоординированную деятельность всех специалистов, работающих с детьми на основе интеграции. Порознь решая свои задачи, не имея объединяющего начала, эти специалисты не имеют возможности обеспечить комплексность, преемственность помощи и поддержки ребенка.

Ссылки на источники

1. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Нарушения в психофизическом развитии детей // Альманах института коррекционной педагогики РАО. - 2002. - № 5. - иРЬ: http://pedlib.rU/Books/4/0146/ 4_0146-1.эМт1.

2. Кривосудова Ю. В. Диагностико-коррекционная модель подготовки дошкольников со слабовы-раженными нарушениями в развитии к обучению в школе. - Таганрог: Изд-во «Лукоморье» 2006. - 24 с.

3. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. -М.: Айрис-пресс, 2004. - 288 с.

4. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 1 / Под общ. ред. С. Г. Шевченко. - М.: Школьная пресса, 2003. - 96 с.

Krivosudova Yulia,

candidate of pedagogical Sciences, the senior teacher of faculty of pedagogics and psychology of personality, Taganrog State Pedagogical Institute named after A.P. Chehova str., Taganrog [email protected]

Psychological and pedagogical support of children with speech disorders in preschool educational establishments of a compensating kind in the process of preparation for school

Abstract. The article is devoted to questions of creation of the psychological-pedagogical programs for children with speech disorders.

Keywords: speech disturbance, diagnostic-correction model, individual route of development.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

гм yj nj

977230412013517

http://e-koncept.ru/2013/13549.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.