Научная статья на тему 'Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида'

Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2104
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ADAPTATION / THE SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN / SEVERE SPEECH IMPAIRMENT / PRESCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бучилова Ирина Анатольевна, Лесиканич Арина Александровна

В статье рассматриваются особенности адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида. Предлагаются направления, методы, формы психолого-педагогической работы по ее оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бучилова Ирина Анатольевна, Лесиканич Арина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities psychological and educational work on the adaptation of children the senior preschool age with serious speech defects to the conditions groups the compensating preschool of combined type

This article discusses the features of adaptation senior preschool age children severe speech impairment to the conditions of the compensation groups preschool of combined type. The directions, methods, form of psychological and pedagogical work on its optimization.

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида»

КОНТ TF.TTT

Бучилова И. А., Лесиканич А. А. Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям

научно-методический элкктронный журнал компенсирующем группы дошкольного учреждения

r vr комбинированного вида Концепт. - 2013. - № 04

ART 13066 УДК 376.3:159.922 (апрель). - ART 13066. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13066.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Бучилова Ирина Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец ibuchilova@yandex.ru

Лесиканич Арина Александровна,

студентка ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец a rinka @mail.ru

Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида

Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида. Предлагаются направления, методы, формы психолого-педагогической работы по ее оптимизации.

Ключевые слова: адаптация, дети старшего дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, дошкольное учреждение.

На современном этапе важнейшей задачей специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является обеспечение их благоприятного социально-личностного развития и адаптации в обществе.

Большинство исследователей (И. С. Ильина [1], И. А. Коробейников [2], Р. В. Тонкова-Ямпольская [3] и др.) рассматривают адаптацию как процесс вхождения индивида в новые социальные условия и принятия новой социальной роли. Адаптация к изменившимся социальным условиям может протекать довольно сложно. Вхождение в коллектив часто сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, иногда нарушениями здоровья. Нередко человек не может адаптироваться к новым социальным условиям, что ведет к асоциальному поведению, невротическим реакциям и другим проявлениям состояния дезадаптации.

Решение этой задачи для детей с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР) сопряжено с определёнными трудностями. Неблагоприятный опыт ранних этапов онтогенеза, тяжелая речевая патология, незрелость первоначальных форм социального поведения провоцирует появление у таких детей дезадаптивных поведенческих реакций.

Результаты исследований Е. Ю. Фирсановой [4] показали, что трудности адаптации к детскому саду испытывают все дошкольники с ТНР, а у 86% детей наблюдается дезадаптация, что свидетельствует об актуальности проблемы адаптации детей с тяжелыми речевыми нарушениями к новым социальным условиям для специальной педагогики и психологии.

Несмотря на многочисленность работ по изучению адаптации детей с ОВЗ, исследований, раскрывающих особенности адаптации у детей с ТНР, значительно меньше. В основном они посвящены дезадаптивным проявлениям у детей с наиболее тяжелыми речевыми патологиями (моторная алалия, ринолалия, заикание).

Проблемами адаптации ребенка к условиям детского сада занимались

Н. М. Аксарина [5], Л. Н. Галигузова [6], Н. В. Кирюхина [7] и др. Особенности развития эмоциональной и коммуникативной сфер, формирования самооценки у дошкольников

http://e-koncept.ru/2013/13066.htm

КОНТ ТР.ПТ

Бучилова И. А., Лесиканич А. А. Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям

компевдющеи Группы дошкольного учфеждеж™ комбинированного вида // Концепт. - 2013. - № 04 ART 13066 УДК 376.3:159.922 (апрель). - ART 130б6. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13066.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

с ТНР отмечены такими исследователями, как Л. С. Волковой [8], Т. Н. Волковской, Г. Х. Юсуповой [9], В. И. Селиверстовым [10], Е. Г. Федосеевой [1l], Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной [12] и др.

Вместе с тем, в современной педагогической науке, теории и практике специального дошкольного образования существует необходимость дальнейшего изучения особенностей адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к новым социальным условиям, с целью выявления факторов и проблем, обуславливающих трудности процесса адаптации, негативно сказывающихся на социально-личностном развитии старшего дошкольника и его психологической готовности к школе. Данные положения и определили актуальность нашей работы.

В основе определения проблемы исследования было положено противоречие между необходимостью теоретико-практического решения проблем адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям и реальным уровнем их разработанности.

Проблема исследования: поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с ТНР к новым социальным условиям.

В связи с этим, целью нашего исследования: является выявление особенностей адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида и разработка методических рекомендаций по профилактике дезадаптации.

Объект нашего исследования: особенности адаптации старших дошкольников с ТНР к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения.

Предмет исследования: система мероприятий, направленная на создание оптимальных условий для успешной адаптации к условиям компенсирующей группы ДОУ у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

В основу исследования были положены следующие гипотезы.

1. Детей с ТНР могут наблюдаться следующие особенности адаптации: нарушения психофизиологических процессов, длительные негативные изменения в аффективной сфере, трудности в коммуникативной сфере.

2. Для успешной адаптации старших дошкольников с ТНР в компенсирующей группе дошкольного учреждения необходимо:

- создание предметно-развивающей воспитательной среды, включающей предметное окружение и систему социальных отношений между участниками образовательного процесса, положительно влияющих на адаптивные возможности детей.

- развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, повышение самооценки, развитие уверенности в себе, обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряжения.

Методы исследования констатирующего эксперимента были направлены на изучение разных компонентов адаптации:

- речевое развитие детей - анализ результатов диагностического обследования логопеда;

- особенности поведения, психофизических процессов, здоровья - сбор анамнестических данных, беседа с родителями, наблюдение за поведением детей;

- эмоциональная сфера - беседа с родителями, методика «Раскрась свои чувства», методика «Нарисуй себя», наблюдение за поведением детей;

- коммуникативная сфера - беседа с родителями, наблюдение за поведением детей, социометрия «Два домика».

http://e-koncept.ru/2013/13066.htm

КОНТ TF.TTT

Бучилова И. А., Лесиканич А. А. Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям

научно-методический электронный журнал компенсирующем группы дошкольного учреждения

r vr комбинированного вида Концепт. - 2013. - № 04

ART 13066 УДК 376.3:159.922 (апрель). - ART 13066. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13066.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23» города Череповца. В эксперименте приняли участие дошкольники в возрасте 56 лет с заключением ПМПК «Общее недоразвитие речи», первый год обучения.

По итогам констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы.

1. Изучение особенностей адаптации и соотнесение их с данными анамнеза показало, что у детей, имеющих трудности в процессе адаптации, до поступления в компенсирующую группу детского сада имелись нарушения со стороны неврологии, аффективной и коммуникативной сфер, что привело к неадекватному использованию механизмов адаптации.

2. В ходе проведенного исследования была выявлена зависимость между уровнем речевого развития и характером адаптации. Сопоставление речевого уровня и успешности адаптации показало, что тяжелые дезадаптивные проявления отмечались у старших дошкольников с наиболее грубыми речевыми нарушениями: преобладание отрицательных эмоций, агрессивное неадекватное поведение, отказ от общения, чрезмерная двигательная активность, нарушение аппетита, сна. Частая смена настроения, капризность, нарушения двигательной активности, сна - наблюдались у остальных детей.

3. Результаты исследования показали, что трудности адаптации к новым социальным условиям испытывает достаточно большое количество детей (63,6%) старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями. Таким образом, возрастает важность психолого-педагогической работы по предупреждению проблем адаптации. Необходимо большое внимание уделять детям группы риска по возникновению трудностей вхождения в новые социальные условия. Это дети с отягощенным анамнезом, различными отклонениями и имеющие предыдущий отрицательный опыт адаптации.

На основе данных констатирующего эксперимента нами была разработана методика формирующего эксперимента. Целью психолого-педагогической работы на данном этапе являлось обеспечение успешности процесса адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи к компенсирующей группе дошкольного учреждения.

В соответствие с целью были сформулированы задачи психологопедагогической работы.

1. Психологическое просвещение родителей и педагогов об особенностях адаптации старших дошкольников с ТНР к условиям компенсирующей группы детского сада и способах взаимодействия с детьми.

2. Создание предметно-развивающей воспитательной среды, включающей предметное окружение и систему социальных отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса, положительно влияющих на адаптивные возможности детей.

3. Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на снижение уровня тревожности, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряжения.

Психолого-педагогическая работа, направленная на преодоление проявлений дезадаптации, предполагает последовательную реализацию двух взаимосвязанных направлений:

- работа с педагогами по взаимодействию с детьми со средней и тяжелой степенью тяжести адаптации (организация консультационной работы и семинаров-

http://e-koncept.ru/2013/13066.htm

КОНТ ткпт

Бучилова И. А., Лесиканич А. А. Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям

компевдющеи Группы дошкольного учфеждеж™ комбинированного вида // Концепт. - 2013. - № 04 ART 13066 УДК 376.3:159.922 (апрель). - ART 130б6. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13066.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

практикумов), а также с родителями, испытывающих затруднения в воспитании детей (проведение совместных занятий с детьми);

- работа с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, направленная на создание условий для успешной адаптации детей и на коррекцию проявлений дезадаптации.

Психолого-педагогическая работа по преодолению проявлений дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста с ТНР строилась при опоре на следующие принципы:

- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- принцип единства диагностики и коррекции;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- принцип привлечения ближайшего социального окружения испытуемых к участию в коррекционной программе;

- принцип учета объема и степени разнообразия материала;

- принцип усложнения (построение занятий от простого к сложному).

Продолжительность коррекционно-развивающей работы по времени 2-2,5 месяца, что охватывает острый период адаптации у дошкольников к детскому саду.

Мероприятия и задачи психолого-педагогической работы (ППР) по обеспечению успешности адаптации отражены в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Мероприятия психолого-педагогической работы по обеспечению успешности адаптации у старших дошкольников с ТНР к новым социальным условиям

Направления ППР Перечень мероприятий Задачи

Работа с детьми. Проводит психолог групповые коррекционноразвивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР - снижение уровня тревожности - повышение самооценки - развитие коммуникативных навыков - обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряжения

Работа с детьми. Проводят логопед, воспитатель и другие специалисты Создание предметноразвивающей воспитательной среды: - предметное окружение; - формирование социальных отношений между участниками воспитательнообразовательного процесса: «Праздник знакомства» -совместное развлечение для детей и родителей. Цикл развивающих игр. Совместные мероприятия для детей старшей и подготовительной групп - пополнение в группе ПРС в соответствии с требованиями для успешной адаптации дошкольников - формирование чувства уверенности в окружающем: - знакомство детей, их сближение друг с другом; - знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии; - знакомство с группой и детским садом, «освоение» их; - знакомство со всем персоналом ДУ. - знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы

Работа с педагогами и родителями семинар-практикум (2 занятия) для педагогов ДУ; рекомендации для родителей; проведение для родителей одного организационного занятия и трех совместных занятий с детьми - информировать об индивидуальнопсихологических особенностях дошкольников со средней и тяжелой степенью адаптации и поиск эффективных способов взаимодействия с такими детьми

http://e-koncept.ru/2013/13066.htm

КОНТ ткпт

Бучилова И. А., Лесиканич А. А. Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям

научно-методический электронный журнал компенсирующем группы дошкольного учреждения

r vr комбинированного вида Концепт. - 2013. - № 04

ART 13066 УДК 376.3:159.922 (апрель). - ART 13066. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13066.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

При подборе конкретных методов и средств организации коррекционной работы мы исходили из задач по данным блокам: игры и упражнения, направленные на снижение уровня тревожности, повышение самооценки; проигрывание проблемных ситуаций; телесноориентированные игры и упражнения; упражнения на сплочение группы и развитие коммуникативных навыков, на релаксацию, методы психогимнастики, техники игротерапии, сказкотерапии, релаксации, использование функциональной музыки и др.

Оценка уровней адаптированности старших дошкольников ТНР к условиям компенсирующей группы ДУ по результатам исследования всех компонентов: речевое развитие детей, особенности поведения, эмоциональная сфера, коммуникативная сфера на этапе контрольного эксперимента показала положительную динамику.

Результаты исследования представлены в таблице (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение уровней адаптированности старших дошкольников ТНР к условиям компенсирующей группы ДУ

Уровни адаптированности Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Статистические различия

Высокий уровень 17 -21 баллов 3 8 ф = 2,21; различия значимы при p < 0,05

Средний уровень 13-16 баллов 2 3 ф = 0,514; различия не значимы

Низкий уровень 7-12 баллов 6 0 ф = 3,895; различия значимы при p < 0,01

По итогам изучения особенностей адаптации старших дошкольников с ТНР к новым социальным условия можно сделать следующие выводы.

1. В ходе проведенного исследования нами была выявлена положительная зависимость между уровнем речевого развития и характером адаптации. Сопоставление речевого уровня и успешности адаптации показало, что тяжелые дезадаптивные проявления отмечались у старших дошкольников с наиболее грубыми речевыми нарушениями: преобладание отрицательных эмоций, агрессивное неадекватное поведение, отказ от общения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. На основании результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента, мы можем подтвердить эффективность психолого-педагогической работы по созданию условий для успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями к логопедической группе дошкольного учреждения. Все направления психолого-педагогической работы способствовали успешному процессу адаптации старших дошкольников с ТНР, т. е. позволили снизить у дошкольников уровень психоэмоционального напряжения, тревожность; повысить их самооценку и уверенность в себе; сформировать коммуникативные навыки, повысить социометрический статус ребенка в группе.

Ссылки на источники

1. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. - М.: Академия развития, 2008. - 144с.

2. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: Perse, 2002. - 191 с.

3. Социальная адаптация у детей в дошкольных учреждениях / Под. ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. М. Атанасовой-Вуковой: Медицина, 1980. - 122 с.

http://e-koncept.ru/2013/13066.htm

КОНТ ткпт

научно-методический электронный журнал ART 13066 УДК 376.3:159.922

Бучилова И. А., Лесиканич А. А. Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 130б6. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13066.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

4.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

Фирсанова Е. Ю. Особенности адаптации к новым социальным условиям у детей с нарушением речи: автореф. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 257 с.

Аксарина Н. М. Организация жизни детей при поступлении в детское учреждение. - М.: Просвещение, 1970. - 288 с.

Галигузова Л. Н. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 6. - С. 45-56.

Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 107 с.

Волкова Г. А. Личностные и речевые особенности детей с ОНР, страдающих психической депривацией // Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. - СПб., 1991. -С. 86-95.

Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.

Детская логопсихология / Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 175 с.

Федосеева Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 191 с.

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

Buchilova Irina,

Ph.D., Associate Professor Cherepovets State University, Cherepovets

ibuchilova@vandex.ru

Lesicanich Arina,

student Cherepovets State University, Cherepovets a rinka @mail.ru

Peculiarities psychological and educational work on the adaptation of children the senior preschool age with serious speech defects to the conditions groups the compensating preschool of combined type Abstract. This article discusses the features of adaptation senior preschool age ISSN 2304-120X children severe speech impairment to the conditions of the compensation groups preschool of combined type. The directions, methods, form of psychological and pedagogical work on its optimization.

Keywords: adaptation, the senior preschool age children, severe speech impairment, preschool. 9I77230411120135

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

5

6

977230412013504

http://e-koncept.ru/2013/13066.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.