УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЖИЗНЬ
Г.П. Яровой*
ЗНАНИЯ - ЭТО КАПИТАЛ, ЗАЩИЩЕННЫЙ ОТ ИНФЛЯЦИИ
Интервью ректора Самарского государственного университета, Заслуженного работника высшей школы России, доктора физико-математических наук, профессора Геннадия Петровича Ярового журналу «Аккредитация в образовании» - 2007, 13, С. 12-13.
1. Разрешите начать наш разговор с фразы, принадлежащей Бертрану Расселу: «В действительности человек хочет не знаний, а определенности». Если применить сказанное к высшему образованию, то, как Вы считаете, чего же хотят ваши студенты1? Каковы1 ожидания выпускников и оправдывает ли их вуз?
- Если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с началом 90-х гг. XX столетия, то она, конечно же, отличается. Тогда многим казалось, что получение высшего образования не является залогом успешности в предпринимательской деятельности и в жизни.
Но приоритеты и у абитуриентов, и их родителей стали меняться. Теперь многие осознали, что знания и приобретенные в стенах университета компетенции являются капиталом, защищенным от инфляции.
Сегодня мы видим студентов, отчетливо понимающих, что классическое университетское образование, сочетающее традиции фундаментальной науки и новые образовательные технологии, есть путь к успеху как в производственной, так и в общественно-политической жизни.
Самарский государственный университет, учитывая эти настроения, определил в концепции своего развития приоритетные направления, которые, на наш взгляд, отвечают современным требованиям. На региональном рынке труда востребованы наши выпускники как естественнонаучных, так и гуманитарных специальностей. Однако мы сумели расширить спектр образовательных программ за счет подготовки специалистов в области информа-
* © Яровой Г.П., 2007
Яровой Геннадий Петрович — ректор Самарского государственного университета
ционной безопасности, социальной работы и социальной педагогики, менеджмента, математических методов в экономике и др. Кроме того, реализуя классические университетские образовательные программы, мы открыши на них новые специализации, что сделало их более привлекательными для студентов. К тому же в университете реализуется большой объем дополнительны« образовательных программ, дающих право профессиональной деятельности в сфере дополнительной к основной квалификации.
2. Университет довольно успешно развивается, учитывая замечания контролирующих органов. Достаточно сказать, что бышо увеличено количество площадей вуза, построено новое здание. Раскройте секрет, какими источниками развития обладает вуз (помощь администрации области, работодателей, внутренние резервы0?
- Секрета нет. И в 90-е годы, и сегодня университет развивается главным образом за счет внутренних резервов. Безусловно, часть средств на строительство была получена из федерального бюджета и от правительства Самарской области. Но она, к сожалению, не столь велика, чтобы обойтись без помощи спонсоров и работодателей наших выпускников. Актуальные вопросы развития материально-технической базы вуза находятся в центре внимания ученого совета СамГУ и Международного попечительского совета нашего университета.
Конечно, приходится предпринимать гигантские усилия для того, чтобы завершить строительство нового учебно-лабораторного корпуса. Я постоянно думаю о том, где найти деньги для оснащения этого корпуса необходимым оборудованием, мебелью, компьютерами. Вновь спонсоры?
3. В конце прошлого года вуз прошел процедуру государственной аккредитации. Получилось ли понимание между комиссией и руководством вуза, не возникло ли противоречий? Согласны1 ли Вы1 с замечаниями комиссии?
- Комиссия, проводящая оценку деятельности нашего вуза, в этот раз в соответствии с новыми установками быта относительно немногочисленной. В нее вошли настоящие профессионалы, имеющие громадный опыт экспертной оценки качества образования. Оказалось, что и с той и с другой стороны были единомышленники. Мы сумели показать, что в университете создана система качества, организован мониторинг учебного процесса и других сторон деятельности подразделений вуза. Поэтому все замечания экспертов не противоречили провозглашенной руководством СамГУ политике качества и носили корректирующий характер. Те замечания, которые были озвучены на заседании ученого совета, носили стратегический характер. И мы благодарны нашим коллегам, которые так же, как и мы, отчетливо видят перспективы развития нашего университета.
4. Впервые в процедуре аккредитации российского вуза принял участие международный наблюдатель из Эстонии. Получился ли конструктивным диалог двух систем аккредитации, призванный обогатить опыт процедуры1? Быш ли полезен визит эстонского наблюдателя и стоит ли рекомендовать этот опыт другим вузам?
- Визит заместителя руководителя Эстонского центра аккредитации высшего образования Хиллара Баумана в наш университет мы считаем исключительно полезным не только для СамГУ, но и для российской системы аккредитации в целом. Участие иностранного наблюдателя в работе комиссии заставило нас основательнее подойти к оценке нашей деятельности в ходе самообследования. К чести российской системы высшего профессионального образования наш коллега из Эстонии окончил в свое время философский факультет МГУ, и это во многом способствовало конструктивному диалогу в ходе многочисленных встреч X. Баумана с преподавателями и студентами СамГУ. Многие его рекомендации были полезны, поскольку Эстония является активным участником Болонского процесса и в вузах страны реально действует многоуровневая система образования. И в этой части визиты иностранных наблюдателей нам также представляются весьма полезными.
5. В идеале процедура аккредитации должна давать новыш толчок развитию вуза. Бы1ли ли обозначены! новы1е горизонты! развития СамГУ? В чем Вы видите резерв для дальнейшего движения вперед?
- Ранее я уже говорил о перспективах развития вуза. Несомненно, выводы комиссии будут учтены при разработке новой редакции концепции развития университета. В частности, в ближайшее время мы начинаем переход от мо-ноуровневой к многоуровневой и многовариантной системе подготовки выпускников. Созданный в вузе научный, педагогический и административный потенциал позволяет обеспечить динамическое развитие вуза в условиях вхождения России в Болонский процесс и реализации национального проекта в образовании.
6. В связи со встречей министров Европейских стран в Лондоне летом этого года тема вхождения России в Болонский процесс становится актуальной. Тем не менее, реалии жизни таковы1, что вузы1 России по-прежнему не готовы1 следовать принципам Болонской декларации. На опыте СамГУ можно ли сказать, каков процент внедрения двухуровневой системы1, мобильности, выдачи европейских приложений к диплому?
7. Что думают работодатели Самары1 по поводу бакалавров, знают ли они, что бакалаврыIуже приравненыI к специалистам?
- Мы детально обсуждали стратегию и тактику нашего вуза в условиях вхождения России в Болонский процесс с экспертами Зальцбургского семинара. Для нас весьма важны результаты проведенного ими аудита СамГУ и их вывод о нашей подготовленности к активному участию в этом процессе. Конечно, многие работодатели не представляют возможности, открывающиеся в связи с переходом к многоуровневой подготовке. И это является основным препятствием в подготовке бакалавров. Более того, мы уже несколько лет доучиваем бакалавров юриспруденции до понятных работодателю юристов. Что касается мобильности наших выпускников, то она достаточно высока, и это заставило нас с 2004 г. выдавать всем желающим выпускникам дополнительно Европейское приложение к диплому.
8. Визитка ректора: число и место рождения, образование, послужной список, звания, награды1, жизненное кредо, хобби.
Яровой Геннадий Петрович родился 19 ноября 1943 г. в селе Воскресенское Саратовской области. После окончания в 1967 г. физического факультета Саратовского государственного университета поступил в аспирантуру СГУ на кафедру радиофизики. С 1971 г. работает в Куйбышевском, ныне Самарском, государственном университете ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором кафедры радиофизики и компьютерного моделирования радиосистем.
В 1971 г. стал кандидатом, а в 1998 г. — доктором физико-математических наук. В 1983 г. назначен проректором по научной работе и экономической деятельности. С 1994 г. ректор Самарского государственного университета.
Особое внимание уделяет вопросам организации и совершенствования учебного процесса, внедрению современных образовательных технологий, компьютеризации учебной и научно-исследовательской работы. В 90-е годы по инициативе Г.П. Ярового проведена структурная перестройка вуза, число образовательных программ возросло с 10 в 1994 г. до 23 в 2006 г. Численность студентов в настоящее время составляет свыше 12 тыс. человек. Образовательные программы реализуют 814 преподавателей, из них 122 профессора, доктора наук и 422 доцента, кандидата наук.
Автор более 130 научных трудов, в том числе 13 монографий по проблемам радиофизики и компьютерного моделирования. Имеет почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», награжден орденом Почета, нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», медалями В.Н.Чело-мея, С.П.Королева, В.П.Глушко, К.Э.Циолковского и Ю.А.Гагарина, орденами Русской Православной церкви — преподобного Сергия Радонежского, князя Даниила III степени. Лауреат Всероссийских конкурсов «Лидер в образовании» (2000), «Менеджер года» (2004). Действительный член Академии проблем качества и Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вице-президент регионального отделения Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского.
Хобби: рыбалка, конструирование, музыка.
Девиз: Ни шагу назад, только вперед!
Основные достижения вуза за последние 5 лет
Создан Международный попечительский совет (2003 год), проведены 4 сессии, на которых обсуждалась стратегия развития вуза.
Внедрены система менеджмента качества образовательной деятельности в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО (2006 год); автоматизированная система управления библиотечно-информационными ресурсами университета (2005 год).
Университет прошел общественную аккредитацию специалистами Заль-цбургского семинара под руководством Президента Европейской ассоциации университетов А. Барблана (2005 год).
Создана ассоциация выпускников университета (2005 год).
Университет принят в Ассоциацию классических университетов России (2005 год).
В университете впервые в России начата реализация образовательной программы «Университет пожилых» (2006 год).
В 2006 году фонд научной библиотеки СамГУ превысил 1 млн томов.
В 2003-2006 годах выполнены строительно-монтажные работы по сооружению шестиэтажного учебно-лабораторного корпуса, в котором с 01.09.2007 года будут размещены научная библиотека и юридический факультет.