Научная статья на тему 'Реформы высшей школы: результаты и последствия'

Реформы высшей школы: результаты и последствия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сажин В. Б., Горенко Г., Чабаева Ю. А., Матушкина Е. В., Козляков В. В.

Приведены основные реформы в области российского образования с 2004 года. Делается вывод о противоречивой оценке образовательным сообществом перехода на Болонскую систему: бакалавриат-магистратура. Не нашли успеха инициативы по созданию прикладного бакалавриата на базе средних профессиональных учреждений. Очевидно вынужденной мерой является разрешение негосударственным вузам участвовать в подготовке специалистов за бюджетные деньги. Сокращается реальное финансирование вузов. При том, что большая часть студентов получает образование на платной основе, не отлажен механизм получения льготных образовательных кредитов. Инициатива Минобрнауки о введении единого государственного экзамена для бакалавров встречена образовательным сообществом с непониманием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформы высшей школы: результаты и последствия»

УДК 377

В.Б. Сажин, Г. Горенко, Ю.А. Чабаева, Е.В. Матушкина, В.В. Козляков, М.П. Тюрин, Л.М. Кочетов, А.С. Белоусов, А.П. Булеков, И.А. Попов, М.Б. Сажина, А.В. Лопаков, А.В. Любимкин, Н.А. Солдатова, А.А. Беднякова, Р.А. Марков

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия Политехнический колледж, Бельц, Республика Молдова

Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности Московского государственного университета технологий и управления им. В.К. Разумовского, Москва, Россия

РЕФОРМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Приведены основные реформы в области российского образования с 2004 года. Делается вывод о противоречивой оценке образовательным сообществом перехода на Болонскую систему: бакалавриат-магистратура. Не нашли успеха инициативы по созданию прикладного бакалавриата на базе средних профессиональных учреждений. Очевидно вынужденной мерой является разрешение негосударственным вузам участвовать в подготовке специалистов за бюджетные деньги. Сокращается реальное финансирование вузов. При том, что большая часть студентов получает образование на платной основе, не отлажен механизм получения льготных образовательных кредитов. Инициатива Минобрнауки о введении единого государственного экзамена для бакалавров встречена образовательным сообществом с непониманием.

The main reforms in the field of education in Russia since 2004. It is concluded that a controversial assessment of the educational community-property transfer to the Bologna system: bachelor-master. Do not see the success of the initiative to create an application based on the undergraduate vocational institutions. Obviously a necessary measure is to allow non-state universities to participate in the training budget for the money. Declining real funding for universities. Given that most of the students receive their education in the cards-term basis, not soft-established mechanism for obtaining student loans. Ministry of Education initiative on the introduction of the unified state exam for undergraduate education community met with direct understanding.

Оценивая деятельность экс-министра А. Фурсенко (сейчас - помощника Президента по науке и образованию), эксперт О. Шкуренко, констатирует, что им сделано немало нововведений в системе высшего профессионального образования. В федеральных округах на базе ряда региональных вузов созданы восемь федеральных университетов. Также появилось 29 национальных исследовательских университетов (НИУ) — этот статус на основе конкурса Минобрнауки получают вузы, одинаково эффективно осуществляющие и образовательную, и научную деятельность. В 2010-2012 годах объем дополнительной господдержки ведущих вузов (федеральных, НИУ и классических МГУ и СПбГУ) составил около 90 млрд. рублей.

С 2012 года изменилась система финансирования вузов — с привычных смет они переведены на субсидии, размер которых зависит и от числа студентов, и от среднего балла ЕГЭ абитуриентов, и от других факторов. Также в Минобрнауки принято решение о перераспределении финансирования бюджетных мест в вузах (например, в 2010 году - табл.1) в пользу ряда приоритетных направлений, среди которых информационная безопасность, энергетика, металлургия, оружие и системы вооружения, морская техника и др. Кроме того, доступ к госфинансированию получили негосударственные вузы.

Табл.1. Распределение бюджетных мест в вузах по специальностям в 2010 году

(источник: Минобрнауки)

Группа специальностей Доля (%)

Инженерно-технические 37,5

Образование и педагогика 12,4

Гуманитарные и социальные науки, включая право 9,5

Сельское и рыбное хозяйство 6,3

Здравоохранение 5,0

Информатика и вычислительная техника 5,0

Культура и искусство 3,1

Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды 2,2

Сфера обслуживания 1,0

В соответствии с принятым в 2011 году законом о финансировании негосударственных профессиональных учебных заведений, негосударственные вузы могут принимать студентов на бюджетные места (до 1% всех бюджетных мест в стране). По мнению ректора Российского нового университета, председателя Ассоциации негосударственных вузов России профессора В. Зернова, государство вынуждено было пойти на такое разрешение, т.к. одним из основных принципов ВТО (куда вступила Россия) является запрет на преференции по форме учредительства. Причем, В. Зернов уверен: «с вступлением в ВТО на отечественном рынке образования появятся филиалы зарубежных вузов, и студенты, скорее всего, выберут их — даже вместо государственных университетов». При этом статистика свидетельствует о серьезном интересе в обществе к получению образования в негосударственных вузах (табл. 2).

По прогнозу члена комитета по образованию Госдумы РФ О. Смолина, количество бюджетных мест приема на первый курс вузов расти не будет (например, в 2012 году по сравнению с предыдущим годом оно практически не изменилось - 428,6 тыс.), при этом конкурс абитуриентов в дальнейшем весьма заметно повысится: Страна проходит демографическую яму 1990-х: например, в 2012 году выпускников школ было больше, чем в 2011 -м.

Эксперт А. Боярский отмечает, что впредь существенно снизятся шансы на получение высшего образования у детей-сирот и еще ряда категорий граждан, у которых, согласно закону «Об образовании», право на внеконкурсное поступление в вуз (при наличии удовлетворительно сданного ЕГЭ) заменяется возможностью учиться на подготовительном отделении. Несколько лет назад Минобрнауки взяло курс на сокращение численности вузов, планируя уменьшить их количество в 2012 году на треть по сравнению с 2010-м. А вот по поводу студенческой стипендии, пожалуй, впервые за все советские и постсоветские годы власть в лице Президента Д. Медведева (ныне - премьер-министра) высказалась четко: размер базовой стипендии никогда не будет соответствовать прожиточному минимуму. С 2012 года введены 3 тысячи президентских (2,7 тыс. студентам - по 7 тыс. руб. и 300 аспирантам - по 14 тыс. руб.) и 5 тысяч правительственных (5-10 тысяч рублей) стипендий для студентов и аспирантов, обучающихся по программам, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России.

Табл. 2. Распределение по специальностям дипломированных выпускников государственных и негосударственных вузов (% выпускников) (источник: Росстат)

Группа специальностей 1990/91 учебный год 2000/01 учебный год 2005/06 учебный год 2007/08 учебный год

Государственные вузы

Экономика и управление 13,8 24,3 29,9 31,5

Инженерно-технические 36,4 22,6 22.2 21,8

Гуманитарно-социальные науки, включая право 12,2 17.7 16,0 16,8

Образование и педагогика 10,3 7,4 13,2 11,6

Сельское и рыбное хозяйство 7,4 4,3 3,5 3,3

Здравоохранение 6,1 4,0 2,9 2,8

Естественные и точные науки 9,0 6,6 2,6 2,4

Культура и искусство 3,2 1,9 1,7 1,5

Другие специальности 1,6 2.2 1,5 1,9

По направлениям подготовки магистров и бакалавров 0,0 9.0 6,5 6.4

Итого выпускников (%) 100,0 100,0 100.0 100,0

Число выпускников (тыс. человек) 401 579 978 1109

Общая численность студентов очной и заочной форм обучения (тыс. человек) 2825 4271 5985 6208

Негосударственные вузы

Экономика и управление 22,4 25,8 44,4 47,7

Гуманитарно-социальные науки, включая право 17,1 28,8 32,5 28,6

Образование и педагогика 2,6 1,2 1,8 1,5

Культура и искусство 3,9 0,7 0,8 1,0

Естественные и точные науки 0,0 0,2 0,4 0,4

Здравоохранение 0,0 0,4 0,1 0,01

Другие специальности 0,0 1,4 2,0 2,1

По направлениям подготовки магистров и бакалавров 53,9 41,5 18,0 18,6

Итого выпускников (%) 100,0 100,0 100,0 100,0

Число выпускников (тыс. человек) 8 56 197 227

Общая численность студентов очной и заочной форм обучения (тыс. человек) 136 471 1079 1253

С 1 сентября 2011 года пятилетние программы подготовки специалистов (за исключением нескольких направлений) были заменены на принятую в Европе двухступенчатую программу обучения (так называемая Болон-ская система), включающую в себя бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). В частности, на юридические специальности во всех вузах в 2011-м учебном году набирали только в бакалавриат. А вот удастся ли учебным заведениям получить лицензию на магистратуру - большой вопрос: у непрофильных вузов шансов практически нет. Лицензионные требования для магистратур очень жесткие. В вузе должно быть не менее шести профильных кафедр, не менее 70% преподавателей должны быть в штате, а не со-

вместителями. Из этих штатных преподавателей 80% должны иметь ученую степень, из них половина - докторскую. По мнению проректора по учебной и воспитательной работе МГЮА им. Кутафина Е. Грачевой, «подобным требованиям отвечает далеко не каждый государственный вуз, не говоря уже о частном». И, несмотря на оптимистичные заявления экс-министра А. Фурсенко, что «бакалавр - это тоже высшее образование», общество пока не воспринимает бакалавров как полноценных специалистов: в стране, где традиционно высшее образование подразумевает пять-шесть лет, окончивших четырехлетний бакалавриат считают недоучками. По мнению члена-корреспондента Российской академии образования А. Абрамова, столь поспешный переход на Болонскую систему - преступление: «Сотни пятилетних программ обучения были спешно переписаны под две ступени, в итоге написаны они халтурно». Педагог Сибирского федерального университета В. Журавлев констатирует: «У двухступенчатой системы есть очень много сбоев и рисков. Работодатель пока плохо понимает, кто такие бакалавры и магистры. У нас не существует тарифно-квалификационного справочника магистра и бакалавра». Директор по маркетингу и коммуникациям страховой группы «Уралсиб» В. Саралидзе считает, что к переводу многих образовательных программ на двухступенчатую систему бакалавр - магистр оказались не готовы не только преподавательский и административный составы вузов, сами студенты, но и их потенциальные работодатели: «Выпускник бакалавриата, по сути, должен считаться специалистом с высшим образованием, однако он не владеет необходимой специализацией, а также имеет откровенно недостаточный объем знаний и навыков». Вместе с тем, по мнению эксперта А. Боярского, разделение программы на две ступени дает работодателям больше возможностей для маневра, и многие пошли по пути создания собственных магистратур. Вкладывая деньги в создание собственных кафедр или корпоративных университетов, даже просто командируя высокооплачиваемого специалиста преподавать студентам, компании несут определенные расходы. По идее возврат вложенных средств должны обеспечивать сами студенты, к примеру подписывая обязательства отработать сколько-то лет в курирующей их компании. На практике далеко не все компании выдвигают такие требования. Свои затраты многие рассматривают как плату за возможность познакомиться с потенциальными сотрудниками, оценив их еще на стадии ученичества, соответственно, получить базу мотивированных кандидатов и снизить процент последующего отсева принятых. Лидер Российского студенческого союза (РСС) А. Хромов дает ситуации резкую оценку: «На текущий момент в большинстве вузов количество бюджетных магистерских мест примерно в три раза меньше числа мест в бакалавриате. В ближайшем будущем планируется перейти на систему, когда в магистратуру сможет поступить только каждый пятый бакалавр. В итоге не все студенты смогут преодолеть обе ступени высшего профессионального образования. Переход на Болонскую систему — попытка сократить количество выпускников, имеющих полное высшее образование, и увеличить количество полуспециалистов. Кроме того, реформа высшего образования направлена на экономию бюджетных средств: стоимость подготовки бакалавра существенно ниже цены, которую государство платит за обучение специалиста». Иную оценку дает первый проректор по учебной работе Южного

федерального университета (ЮФУ) И. Узнародов: «Обучение в магистратуре предполагает усиленную подготовку к научным исследованиям и преподавательской работе в вузе. Нужно ли это всем? Кроме того, существует престижное обучение в специализированных областях управления и бизнеса - МВА. Таким образом, самостоятельность, ответственность и осознанная специализация в выбранном профиле образования - вот те подходы абитуриентов, которые предполагается стимулировать введением уровневой системы высшего образования». Очевидно, что от введения новой образовательной системы выиграют магистратуры коммерческих вузов и те, кто предлагает программы МВА, а студенты, поступающие в неаккредитованные вузы, по мнению ректора Национального открытого университета А. Шкреда, серьезно рискуют: «Вуз может получить госаккредитацию только после того, как состоится хотя бы один выпуск. Конечно, вузы стараются совместить первый выпуск с аккредитацией и успеть дать и этому выпуску диплом государственного образца. Однако гарантий, что это удастся, нет».

Таким образом, одни эксперты переход на Болонскую систему однозначно одобряют, в том числе потому, что европейский стандарт поможет поднять статус российского диплома в других странах. Иные же считают переход на двухступенчатую систему откровенным вредительством и разрушением фундаментального образования. С мнением последних поспорить трудно, учитывая то, что подавляющее число подготовленных по новой программе выпускников будут вынуждены ограничиться бакалавриатом.

В 2010 году в 26 учреждениях среднего профессионального образования и 11 вузах стартовал эксперимент по созданию прикладного бакалавриата, призванный повысить статус неуниверситетского образования. Программа предусматривает, что два года учащийся обучается по общевузовской программе, а затем два года получает специальность.

В 2009 году стартовал эксперимент по государственной поддержке образовательных кредитов. Воспользоваться ими могут абитуриенты и студенты с хорошей успеваемостью, учащиеся в вузах, аккредитованных для участия в программе. В течение обучения они не выплачивают банку основной долг по кредиту, процентную ставку субсидирует государство. Срок возвращения -10 лет. Программа будет действовать до конца 2013 года.

От демографического спада 90-х пострадают в первую очередь коммерческие вузы, которым после заполнения мест на бюджетных и даже платных отделениях государственных вузов может не хватить студентов. Как следствие, стоимость обучения в них вырастет - вузы будут вынуждены поднять ставки, чтобы избежать банкротства. По оценкам А. Хромова, ставки за обучение, предлагаемые поступающим, и так растут ежегодно на 10-15%. Сегодня они в среднем по стране составляют 35 тыс. руб. в год, в Москве - 65 тыс., а по отдельным специальностям и направлениям в наиболее статусных вузах - до 300 тыс. в год. Но, поступив, студент не застрахован от дальнейшего повышения - согласно российскому законодательству, высшие учебные заведения не обязаны устанавливать фиксированную плату на весь период учебы. По свидетельству А. Хромова, «ежегодно в подавляющем большинстве вузов для уже обучающихся повышается стоимость обучения на 7-10%. К сожалению, зачастую родители и абитуриенты не обращают внимания на до-

говор, который они подписывают с вузом. Для многих через полгода-год становится откровением, что они должны увеличить семейные расходы на образование ребенка. Уже давно представители различных органов власти и гражданского сообщества требовали в целях поддержки студенчества законодательно обязать высшие учебные заведения устанавливать фиксированную плату на весь период обучения. Однако чиновники Минобрнауки и ректоры многих вузов всячески противятся изменению законодательства». По идее первыми при такой конкуренции должны обанкротиться псевдовузы, зачастую не имеющие даже госаккредитации (выдающие диплом не государственного образца и не предоставляющие отсрочку от призыва), однако именно они, скорее всего, выживут - у них особый клиент, просто покупающий диплом для повышения социального статуса и самооценки.

По данным отраслевого эксперта М. Лемуткиной, новые правила госаккредитации создадут трудности университетам и вузовским филиалам. За ними потянутся и частные вузы. Позицию Рособрнадзора в связи с новыми правилами лицензирования и аккредитации вузов пояснил начальник управления лицензирования и аккредитации В. Круглов: «Что касается университетов, то в каждом университете должно быть не менее 7 укрупненных специальностей подготовки, а преподаватели - иметь соответствующее базовое образование. В университете должны вестись научная работа, иметься аспирантура и профильный диссертационный совет. Еще одно условие - современное оборудование и программное обеспечение». Также Рособрнадзор начинает борьбу с работой по совместительству. Уже завершается формирование базы данных по всем вузовским педагогам. Допустимым в Рособрнадзоре считается преподавание не более чем в двух вузах сразу. Между тем проверки, по словам В. Круглова, «показывают, что есть случаи совместительства в 6-7 вузах». Третьим следствием введения новых правил аккредитации станет сокращение вузов. В 1913 году в России (признаваемой тогда одним из ведущих субъектов мировой экономики) насчитывалось 63 государственных вуза, где обучалось 71 379 студентов (табл. 3).

_Табл. 3. Государственные вузы России в 1913 году_

Тип/профиль высших учебных заве- Количество Количество Доля

дений_вузов_студентов_

Университеты_10_35 695_50.0_

Инженерно -промышленные_16_23329_32,7_

Земледельческие_6_3307_4,8_

Медицинские_2_2592_3,8_

Ветеринарные_4_1729_2,4_

Богословские_в_1182_1,7_

Юридические_4_1036_1,5_

Педагогические_4_894_1,3_

Военные и военно-морские_8_894_1,3_

Востоковедения_3_270_0,4_

Художественные_1_260_0-4_

Всего 63 71379 100,0

В России в 2011 году насчитывалось 1428 вуза и более 2,1 тыс. филиалов. Причем, порядка 25% «мини-университетов» обучали по 100-200 студентов. А при таких масштабах обеспечить качественное образование нельзя. В итоге аккредитацию могут не пройти около 500 филиалов, часть из которых

будет ликвидирована, а другая присоединена к крупным вузам. По словам В. Круглова, «те же подходы применят и к малогабаритным частным вузам. Платные студенты отбираются по остаточному принципу - из тех, кто не прошел по конкурсу. Это скрытая мотивация для некачественного обучения. Да и работать по специальности идут не более 13-14». Четвертое новшество - принуждение вузов к прозрачности. Обязательным условием для получения госаккредитации становится размещение на вузовском сайте полной информации о своей деятельности. Если проверка Рособрнадзора установит недостоверность таких данных, вуз лишается аккредитации. Пятым важным моментом станет реальная интеграция бизнеса с образованием. Во время учебы работодатели смогут вести в вузах теоретические и практические курсы, благо новые академические свободы оставляют на усмотрение вуза от 50% (для бакалавриата) до 75% (магистратура) программ. Рособрнадзор поддержал идею параллельно с госаккредитацией вузов проводить и профессиональную, проводимую Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП): ее наличие или отсутствие также станет одним из критериев аккредитации официальной.

Эксперт А. Боярский полагает, что помимо закрытия ввиду нерентабельности, вузам может угрожать лишение лицензии на образование по всем или отдельным направлениям, Последнее прогнозируется для юридических и экономических отделений в непрофильных вузах, которых, согласно заявленному курсу модернизации, быть не должно. Примечательно, что в 2011 году впервые прошла переаккредитация вузов, в рамках которой лицензия выдается бессрочно. Правда, эта бессрочность не исключает дальнейшего контроля со стороны государства: вуз может лишиться аккредитации в случае выявления инспектирующими органами несоответствий предъявляемым к нему требованиям. Разумеется, процесс реформирования системы образования растянется на довольно долгий срок, однако поступивший в 2011-м году может на 3 - 4-м курсе оказаться перед фактом - окончить свой вуз по выбранной специальности не получится.

Первый проректор Международной академии бизнеса и управления Е. Добренькова так комментирует ситуацию: «В законе написано, что вуз «обязан», но сама процедура обеспечения продолжения образования для студентов вузов, лишившихся лицензии, никакими нормативными актами не регламентирована. Как правило, администрация вуза предлагает студентам закрывшихся специальностей перевестись с потерей года на другую специальность (деньги обычно за этот год не компенсируют). При закрытии всего вуза можно договориться с другими вузами о переводе в них студентов, но это в чистом виде добрая воля администрации. В остальных случаях студенту просто выдают академическую справку о прослушанных и сданных курсах, с которой он ищет место продолжения учебы самостоятельно». Вместе с тем, по мнению руководителя отдела новых технологий Центра региональных программ совершенствования госуправления НИУ ВШЭ В. Елисеенко, для добросовестных студентов рисков принудительного закрытия их вуза нет: «Качество высшего образования в России сегодня настолько низкое, что никому не придет в голову закрывать вузы, которые оказывают хоть сколько-нибудь качественные образовательные услуги. Зачем их трогать, если можно начать с той трети вузов, которая просто занимается продажей дипломов в явном или скрытом виде. Начи-

нать будут, безусловно, с них. Так что волноваться должны только те самые «покупатели дипломов», а также «покупатели отсрочек от службы в армии».

Очевидно, при выборе вуза следует прислушаться к совету главы РСС А. Хромова: «Во-первых, абитуриентам стоит внимательно ознакомиться с договором вуза и обратить внимание на процедуру повышения стоимости обучения. Во-вторых, важно уточнить в вузе количество мест в магистратуре, ведь их может на поверку оказаться меньше числа мест в бакалавриате. В-третьих, стоит уточнить возможность объединения вуза с другим учебным заведением, так как процесс слияния может привести к сокращению специальностей, изменению образовательных программ, повышению платы за обучение и т. д. В-четвертых, абитуриентам, желающим поступать в учебное заведение другого населенного пункта, следует уточнить стоимость обучения и процедуру заселения в общежитие, так как мест в нем может не оказаться, а стоимость проживания - превысить все разумные пределы. В-пятых, молодым людям необходимо проверить аккредитацию специальностей вуза, на которые они поступают. В случае ее отсутствия юноша подлежит призыву и его могут забрать в армию в период обучения».

По данным А. Боярского, в трудном положении окажутся небольшие провинциальные вузы, которые теряют студентов из-за того, что после перехода на ЕГЭ жителям глубинки стало проще попасть в столичные и престижные областные университеты.

Новый ректор Московского государственного университета технологий и управления В. Иванова (экс- депутат, обладающая значительным административным ресурсом) с удовлетворением прогнозирует исчезновение небольших вузов: «Единственный способ выжить - войти в состав популярного бренда - крупного университета. Слияния-поглощения касаются не только вузов, расположенных на периферии. Например, Московский университет пищевых производств недавно присоединил к себе Московский государственный университет прикладной биотехнологии и Государственную академию инноваций». Характерно. что подобные слияния и поглощения нередко сопровождаются скандалами и протестами. Так в марте 2011 года студенты и преподаватели Всероссийского заочного финансово-экономического института провели у здания Минобрнауки акцию протеста против присоединения к Финансовому университету при правительстве РФ.

По наблюдению экспертов, Минобрнауки сегодня проводит целенаправленную политику укрупнения вузов — в том числе и для того, чтобы остановить массовый отток людей из регионов. В частности, продолжается создание так называемых федеральных университетов на базе крупных областных университетов, по образному замечанию эксперта А. Боярского, — своеобразных отечественных Гарвардов на территории федеральных округов. Например, Сибирский федеральный университет (СФУ) был образован на базе Красноярского университета присоединением трех местных вузов еще в 2006 году. В том же году на базе Ростовского университета и еще трех отраслевых институтов появился Южный федеральный университет (ЮФУ). Дальневосточный государственный университет был переименован в Дальневосточный федеральный университет в 2008-м, однако реально процесс укрупнения начался только в 2011-м, когда к нему присоединили три региональных вуза. А на базе вузов

Ставропольского края создается Северо-Кавказский федеральный университет.

Эксперт А. Боярский отмечает, что студенты, чьи мелкие вузы вливаются в структуру крупных брендов, только выиграют - получат диплом не провинциального института, а известного университета. Однако и тут не все просто - при слиянии местная учебная инфраструктура может быть ликвидирована из-за малочисленности студентов, которым теперь придется переезжать в областной город. Например, по свидетельству заместителя председателя приемной комиссии Сибирского федерального университета В. Журавлева, СФУ уже закрыл свои филиалы в Норильске, Дудинке, Канске и в Шарыпово

- филиалы там очень маломощные, а численность контингента такова, что головной вуз может справиться самостоятельно. Логичное решение проблемы

- переход на дистанционную форму обучения, позволяющий студенту избежать дополнительных расходов на аренду квартиры (нехватка мест в общежитиях университетов наблюдалась и до укрупнения).

В Минобрнауки признают, что необходима переподготовка, даже некоторое усиление преподавательского состава. Полагается важным развитие материально-технической базы, расширение связи с научными организациями и промышленными предприятиями, обеспечение стажировок и практики для студентов, установление связи с реальным сектором. Отмечается, что, по мере реализации программ по модернизации образования, меняется и структура спроса на различных специальностях, меняется структура рынка труда. Даются прогнозные оценки спроса на специалистов, учитывается сценарий макроэкономического прогноза, проводятся опросы потенциальных отраслевых работодателей, изучается стратегия развития крупных корпораций и отраслей экономики. Исходя из этого, проводится коррекция соответствующих направлений подготовки и в значительной степени само содержание программ. Расширяется взаимодействие с компаниями реального сектора экономики с привлечением их специалистов к формированию новых программ, к модернизации существующих, переподготовке преподавателей. По заявлению замминистра Минобрнауки А. Пономарева, один из серьезных приоритетов - обеспечение общественно-профессиональной аккредитации ключевых образовательных программ университетов. То есть это аккредитация программ с участием работодателей, передовых компаний в тех областях, для которых готовятся специалисты. Список новых направлений, специальностей и специализаций постоянно обновляется. Так в целом ряде университетов начали готовить специалистов по нано-технологиям (в связи с материаловедением). Постоянно развиваются программы в области информационно-коммуникационных технологий. Очевидно, что не все направления подготовки, обеспечивающие модернизацию отраслей, престижны для абитуриентов и их родителей. Прежде всего, это касается широкого круга инженерных специальностей. По оценке Минобрнауки, только треть выпуска имеют шанс получить престижную, хорошо оплачиваемую работу по специальности. Еще какая-то часть выпускников идет на места, связанные с профессией, какая-то находит работу не по специальности. При том, что есть спрос на профессии, связанные с государственным и муниципальным управлением (конкурсы здесь по 50-60 человек на место), Минобрнауки с 2011 году закрыло прием в учреждения среднего профессионального образования по специальностям

«Государственное и муниципальное управление».

Очевидные неудачи проводимых образовательных реформ обществом были встречены с раздражением: Российский студенческий союз (РСС) начал 25 мая 2011 года сбор подписей за отставку А. Фурсенко (тогда - министра образования и науки), 29 мая заработал сайт fur-senko.net и соответствующие странички в соцсетях. Причем, по мнению эксперта А. Боярского, студенты повторили те же обвинения, что на протяжении последних лет предъявляли министру их преподаватели: «За годы, которые Андрей Фурсенко возглавляет министерство, система российского образования и науки пришла в полный упадок. Распадаются научные коллективы, закрываются лаборатории. Лучшие умы российской науки и образования продолжают уезжать за рубеж. Разрушается школьное образование: сокращается финансирование школ, снижается уровень подготовки абитуриентов. Уничтожается система высшего образования: растет уровень коррупции, увеличивается стоимость обучения и количество платных мест, ухудшаются условия проживания в общежитиях, растет число призывников в студенческой среде. Провалены многие образовательные реформы. Введение ЕГЭ, узаконивание подушевого финансирования в школах, принятие федерального закона № 83 о бюджетных учреждениях, переход на Болонскую систему обучения и т. д. - все эти попытки реформировать образовательный процесс вызвали шквал критики и протестов». Протесты молодежи были отчасти услышаны и удовлетворены. После выборов президента России в мае 2012 года министром образования и науки стал ректор национального исследовательского университета стали и сплавов Д. Ливанов (работавший непосредственно перед ректорством в Минобрнауке в качестве руководителя департамента, а затем - заместителя министра в ранге статс-секретаря). Есть перспектива положительного решения вопроса о предоставлении отсрочки выпускникам школ, достигшим призывного возраста, чтобы у каждого из них был шанс поступить в вуз. Студенческий союз поддержал инициативу премьер-министра Д. Медведева (тогда - Президента России) и предложил на этом не останавливаться, а отменить закон о предоставлении отсрочки один раз в жизни, пролоббированный военными именно при Фурсенко. Кроме того, студенты потребовали предоставить отсрочку учащимся в вузах по специальностям, не имеющим государственной аккредитации. Причем, по мнению президента Института национальной стратегии С. Белковского, эти требования вполне могут быть выполнены: «Лоббистские возможности генералитета сегодня куда меньше, чем прежде, - министр обороны Сердюков, управляя обороной страны с экономических позиций, качественно ослабил корпорацию военачальников».

Есть и положительные профессиональные оценки проводимых образовательных реформ. Так ректор Национального открытого университета профессор А. Шкред, обсуждая предложенный Минобрнауки новый образовательный закон, считает: «В проекте нового закона "Об образовании" наконец-то появились статьи, легализующие электронное (дистанционное) образование. Сегодня де-факто существующее дистанционное образование де-юре работает по нормативам заочного. Развитие дистанционных форм даст возможность получить полноценное образование дешевле, не выезжая в столицы и крупные университетские центры. Кроме того, в минувшем году была

упрощена процедура лицензирования образовательных учреждений, что, возможно, привлечет на рынок новых игроков, а значит, приведет к повышению конкуренции и снижению цен на образовательные услуги».

По информации отраслевых экспертов А. Васильевой и Н. Сергеевой, Минобрнауки планирует введение ЕГЭ для бакалавров как более объективной оценки, нежели итоговый госэкзамен, существующий сейчас в вузах. Экспертное сообщество пришло в ужас. Казалось бы, даже не нужно объяснять, что идея универсальных тестов противоречит задачам высшего образования в принципе. По словам президента Всероссийского фонда образования С. Ком-кова, «вводить тестовый экзамен в качестве выпускного в системе высшего профессионального образования - значит полностью загубить всю систему. Это приведет лишь к тому, что большую часть выпускников будут просто натаскивать». Он ссылается на опыт школьного ЕГЭ, показавшего массу возможностей схалтурить на этом экзамене: «В этом заинтересованы все, начиная от самих экзаменующихся и кончая руководителями высокого уровня. Результаты ЕГЭ для бакалавров будут точно так же продавать и покупать, и коррупция в вузах вырастет многократно. Мы в ней просто погрязнем и создадим почву для ее усиления во всех сферах жизни». По мнению лояльного к власти ректора СПбГУ профессора Н. Кропачева, «идея, конечно, требует доработки, но в целом вполне объяснима. Действующая система государственной итоговой аттестации далека от совершенства, она субъективна, в комиссии есть только один внешний эксперт - председатель комиссии ГАК». Однако Н. Кропачев всерьез озабочен, к примеру, тем, что будет сложно достичь единства требований к результатам обучения: «В случае со школьным ЕГЭ несколько лет ушло на разработку приемлемых и непротиворечивых контрольно-измерительных материалов (КИМ). Но школа - это всего 11 выпускных предметов, а в вузах - сотни направлений обучения. Кто и в какие сроки, какой ценой подготовит КИМы по каждому из них?». При этом профессор Н. Кропачев уверен, что ЕГЭ по итогам бакалавриата большой прибавки коррупции не даст: «по крайней мере, не больше, чем любая итоговая аттестация сегодня».

В соответствии с указом Президента «О программе интеграции в экономику России выпускников ведущих университетов мира „Глобальное образование"» (подготовленной Агентством стратегических инициатив (АСИ) еще в 2011 году), государство оплатит полное обучение «наиболее квалифицированных кандидатов» в ведущих мировых вузах для последующей работы в России — в системе управления высшим образованием, государственном и муниципальном управлении, высокотехнологичных компаниях (как государственных, так и частных) и учреждениях социальной сферы.

Эксперты И. Гранина и А. Черных отмечают, что отправляемые на обучение (возрастных ограничений пока не предполагается) будут подписывать процентный договор займа, который будет списываться полностью, если специалист выполнит перед государством обязательство вернуться и отработать в той отрасли, для которой он получал образование, в течение трех лет (возможно, этот срок будет продлен). Если он не вернется или не отработает установленный срок, то должен будет вернуть весь заем с процентами либо его часть. При этом государство не гарантирует поступление - участники программы должны будут делать это на общих основаниях. В ходе обуче-

ния они будут обязаны вести блоги, отчитываясь о промежуточных и конечных результатах своего образования. Впрочем, и после возвращения и начала работы в новом качестве участникам программы предстоит делиться в блогах информацией о том, насколько полезным оказалось зарубежное образование.

Предполагается, что до 2015 года на реализацию программы будет выделено из бюджета несколько миллионов рублей. Программа начнет действовать с 2013 года и охватит около 1 тыс. человек. В 2014 и 2015 годах количество ежегодно отправляемых учиться за границу может увеличиться до 2 тыс. человек.

Программа в случае признания ее эффективной будет продолжена и после 2015 года. Как отмечает руководитель АСИ А. Никитин, «подобные программы действуют в Китае, Бразилии, Казахстане. В России похожие механизмы уже пытаются внедрять на региональном уровне, например в Татарстане». Эксперты И. Гранина и А. Черных подчеркивают, что при отборе зарубежных вузов будут учитываться их рейтинги. Не исключено, что список вузов - участников программы будет сформирован по аналогии с недавним законопроектом Минобрнауки: ведомство собирается признавать дипломы зарубежных вузов, которые попали в топ-300 одновременно в трех главных рейтингах университетов - Шанхайском, QS и THE.

По информации ведущего специалиста проекта «Российский индекс научного цитирования» И. Стерлигова, «топовые вузы США обычно сами предоставляют финансовую поддержку талантливым специалистам». В Великобритании же другая ситуация: для российских студентов в Кембридже и Оксфорде помощь АСИ весьма существенна. А в вузах Германии и Франции обучение либо бесплатное, либо очень дешевое - Е300-500 в год. Здесь деньги требуются только на проживание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно информации И. Граниной и А. Черныха, российские официальные органы статистику выезда россиян за рубеж для обучения не ведут. Эксперты в своих оценках опираются на данные Института международного образования США, Института статистики ЮНЕСКО и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Их объединенная статистика показывает, что в середине 1990-х годов российская студенческая диаспора насчитывала примерно 13 тыс. человек, к 2000 году она увеличилась до 25 тыс. человек, а к 2007 году составляла уже примерно 43 тыс. человек. Лидерство среди принимающих стран все эти годы удерживали США, Германия, Франция и Великобритания. Однако бывшие в 1990-х безусловными лидерами американские вузы заметно снизили прием российских студентов - с 7 тыс. на рубеже веков до 4,9 тыс. человек в 2006-2007 учебном году. Это произошло на фоне общего сокращения численности иностранных студентов в США - после ужесточения Вашингтоном визовой политики. За этот же период в Германии число учащихся из России увеличилось с 5,3 тыс. до 12 тыс. человек. В настоящее время эксперты оценивают число обучающихся за рубежом граждан РФ в 50 тыс. человек. Последние данные ОЭСР отражают ситуацию на 2009 год. На тот момент в 34 странах-участниках организации училось 2,8 млн иностранных студентов, из которых 1,3%, или около 37 тыс., были россиянами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.