Научная статья на тему 'Направления совершенствования системы высшего образования в России'

Направления совершенствования системы высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1918
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ / УРОВНИ УНИВЕРСИТЕТОВ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STRUCTURE OF EDUCATION / PROGRAM FOR REFORMS / LEVELS OF UNIVERSITIES / INTERNATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокуров Михаил Алексеевич

Рассматриваются образовательные процессы в западных странах и в традиционной российской системе. Даются рекомендации по совершенствованию системы высшего образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT TRENDS IN HIGHER EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA

The author studies educational processes in Western countries and in the traditional Russian system and gives some recommendations on improving the system of higher education in Russia.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования системы высшего образования в России»

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА

УДК 378(47) M.A. ВИНОКУРОВ

ББК 74.484(2Рос) ректор Байкальского государственного университета

экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск

e-mail: rector@isea.ru

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Рассматриваются образовательные процессы в западных странах и в традиционной российской системе. Даются рекомендации по совершенствованию системы высшего образования в России.

Ключевые слова: структура образования; программа реформирования;

уровни университетов; международная деятельность.

M.A. VINOKUROV

Rector, Doctor of Economics, Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

e-mail: rector@isea.ru

IMPROVEMENT TRENDS IN HIGHER EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA

The author studies educational processes in Western countries and in the traditional Russian system and gives some recommendations on improving the system of higher education in Russia.

Keywords: structure of education; program for reforms; levels of universities; international activities.

О необходимости реформы отечественной высшей школы начали говорить во второй половине 1980-х гг., в период «перестройки». Затем, в 1990-х гг., приступили к конкретным действиям по перестройке системы подготовки высококвалифицированных кадров России. Вместе с тем споры о путях совершенствования высшего российского образования продолжаются и поныне. Проанализировав данную проблему, предлагаем свое видение ее решения.

Мы реформируем нашу высшую школу последние 20 лет непрерывно, а результатов не видно. Это указывает на необходимость разработки четкой концепции и выстроенной системы образования, в том числе высшего.

Структура образования. Чтобы принципы Болонского процесса были эффективными и прижились у нас, необходимо внедрять их комплексно: от начальной и средней школы до получения ученых степеней.

В западных странах в образовательном процессе существуют следующие ступени: школа — 12 лет, высшее образование — бакалавриат — 3 года; магистратура — 2 года; аспирантура — 3-4 года (ученая степень доктора наук) (табл. 1).

Таблица 1 Ступени образовательного процесса

в западных странах

Ступень Срок обучения

Школа 12 лет

Бакалавриат 3 года

Магистратура 2 года

Аспирантура 3-4 года

Традиционная российская система образовательного процесса представлена следующим образом: школа — 11 лет; техникум (среднее профессиональное образование) — 3 года; университет (высшее образование) — специалитет — 5 лет; аспиран-

© МА. Винокуров, 2012

тура — 3-4 года (ученая степень кандидата наук) и, наконец, докторантура — 2-3 года (ученая степень доктора наук) (табл. 2).

Таблица 2 Ступени образовательного процесса в традиционной российской системе

Как видим, у нас образовательная система имеет больше промежуточных ступеней. Мы до сих пор сохраняем квалификацию «техник» и ученую степень «кандидат наук».

С 2011 г. мы перешли на двухуровневую систему высшего профессионального образования, сохранив по ряду профессий квалификацию «специалист». При этом совершенно не затронули сроки обучения в школе: в западных странах — 12 лет, в России — 11. Осталась неизменной и система получения ученых степеней — кандидата наук и доктора наук. Система образования в современной России представлена в табл. 3.

Таблица 3 Ступени образовательного процесса в современной России

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в России на сегодняшний день сформировалась сложная многоступенчатая структура, вобравшая в себя элементы старой и новой систем образования. Вместо простой и ясной 4-ступенчатой западной системы мы имеем эклектику из 7 ступеней. В связи с этим необходимо разработать четкую программу реформирования всего образовательного процесса в России: от детского сада до ВАКа (Высшей аттестационной комиссии).

Школу (как в западных странах) перевести на 12-летний цикл. В 11-12-х классах средней школы целесообразно начинать специализацию. В учебный план старших классов можно включить часть дисциплин

гуманитарного и общетеоретического циклов, которые в настоящее время изучаются на первых курсах вузов. Это позволит существенно усилить последующий уровень бакалаврской подготовки.

Ступенями высшего образования будут бакалавриат, магистратура и аспирантура.

Разработав четкую программу реформирования всего образования в соответствии с Болонским процессом, мы сможем достичь искомой цели — повышения качества образования и конвертируемости российских дипломов на мировом рынке труда.

Уровни университетов. На федеральном уровне целесообразно иметь две группы университетов.

1. Федеральные и инновационные университеты. Это вузы с сильной научно-исследовательской компонентой. Их задача — формирование кадрового потенциала науки и активная научно-исследовательская деятельность. Костяк таких вузов уже создан, однако с самого начала создания федеральных университетов был допущен серьезный просчет: чтобы создать один крупный вуз, стали объединять несколько разнолинейных вузов, подведомственных Минобрнауки РФ.

Большой новизны в этом нет: не достигается то, что должно было быть поставлено во главу угла — сильная научная компонента. На наш взгляд, при формировании федеральных и инновационных университетов в их структуру необходимо вливать академические и отраслевые научно-исследовательские институты с их базой и кадрами. Это резко усилило бы научный потенциал вузов, кроме того, начала бы эффективно работать связка: студент-ас-пирант-научный работник, что решило бы проблему подпитки молодежью академических научных кадров. Только при такой схеме мы достигнем искомого — создания крупных научно-образовательных и исследовательских университетов по всей территории России.

2. Федеральные вертикально-интегрированные учебные комплексы (университеты). Основная цель вузов этой группы — готовить высокопрофессиональных специалистов для конкретных производств, ведомств и т.д. В такие университетские комплексы включаются многопрофильные вузы, средние специальные учебные заведения и крупные учебные центры профессиональной подготовки и переподготовки. Вертикально-интегриро-

Ступень Срок обучения

Школа 11 лет

Техникум 3 года

Специалитет 5 лет

Аспирантура 3 года

Докторантура 2-3 года

Ступень Срок обучения

Школа 11 лет

Техникум 3 года

Бакалавриат 4 года

Специалитет 5 лет

Магистратура 2 года

Аспирантура 3 года

Докторантура 2-3 года

ванные университеты должны существовать как единое целое, с единым финансовым и административным центром. Большинство техникумов и колледжей целесообразно включить в состав таких университетов.

Оставшуюся часть университетов, академий и институтов необходимо перевести на региональный уровень. Это будет третья группа вузов. Сюда войдут большинство высших учебных заведений, которые работают на кадровое обеспечение регионов (учителя, врачи, агрономы, работники культуры и спорта и т.п.). Это самая многочисленная группа вузов. Источником их финансирования должны стать региональные бюджеты. Эти вузы войдут в структуру управления регионов, а Минобрнауки РФ будет осуществлять общее методическое руководство.

При этом необходимо ужесточить аккредитационные требования и открывать новые вузы (государственные или частные) только при условии строгого соблюдения соответствующих нормативов (речь идет об учебных площадях, кадрах, научном обеспечении и т.д.). Сегодня открыты и аккредитованы более 1 тыс. частных вузов, в то время как буквально единицы из них соответствуют государственным образовательным стандартам. Большинство предприятий отказываются от выпускников таких учебных заведений. Как следствие — идет подрыв всей системы высшего образования, растет недоверие к российскому диплому.

Слабые вузы следует либо закрыть, либо присоединить к сильным, либо перевести их из группы вузов в центры переподготовки и повышения квалификации кадров. Сюда уйдут около тысячи вузов, в основном частных, так как абсолютное большинство из них не отвечает требованиям высшего профессионального образования.

Учебная работа.

1. Первая ступень — внедрение бакалавриата на гуманитарных и естественно-научных специальностях. На врачебных, математических, инженерных и военных специальностях следует оставить пятилетнюю программу обучения (цикл образования здесь более длительный, требуется больше практической подготовки). Выпускник может называться «бакалавр» или (во втором случае) «высокий бакалавр». Эти понятия нужно ввести, убрав промежуточное название «специалист».

Вторая ступень — магистратура — должна быть одинакова для всех направлений и включать два года подготовки. Но в отношении магистратуры в России допущена, на наш взгляд, большая ошибка. В большинстве стран поступление в магистратуру возможно только при условии двухлетнего стажа работы и обязательно по избираемому в магистратуре направлению. У нас же внедряется система набора в магистратуру без производственного стажа (сразу после бакалавриата). В итоге магистратура получилась непосредственным продолжением бакалаврского образования. При этом разрешено поступать с одного направления бакалавриата на другое — магистерское. К примеру, выпускник педагогического вуза может сразу поступить в юридическую магистратуру, а технологического — в экономическую и т.д. Следует срочно ввести два года стажа именно по выбираемому магистерскому направлению.

2. Ликвидация учебно-методических объединений (УМО). В условиях перехода на ФГОС ВПО необходима свобода вузов в формировании вариативной части образовательных программ с учетом специфики региональных рынков труда, особенностей научных школ вузов и кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава. За рубежом структур, подобных УМО, просто нет — там каждый университет имеет реальную самостоятельность, имидж, статус. Если переход на уровневую подготовку и внедрение ФГ ОС ВПО призваны способствовать интеграции России в мировое образовательное пространство, то и механизмы перехода должны соответствовать мировым реалиям. Предлагаем закрыть УМО как выполнившие свои задачи. Сегодня благодаря новым коммуникационным и информационным возможностям университеты не испытывают никаких проблем в обмене опытом, развитии сотрудничества как в России, так и за рубежом.

3. Рекомендации по изменению системы распределения бюджетных мест в вузах. Сложившийся на сегодня порядок выделения абитуриентам бюджетных мест на весь срок обучения по итогам конкурса результатов ЕГЭ во время приемной кампании несовершенен. На наш взгляд, целесообразно распределять выделенные вузу бюджетные места ежегодно, по результатам учебы, за преды-

дущий год. Это несложно организовать, так как вузы используют (а по ФГОС ВПО — все обязаны использовать) рейтинговые системы оценки успеваемости. Возможность занять бюджетное место на ближайший учебный год за отличную учебу существенно повысит мотивацию студентов и качество обучения. Повысится и эффективность использования средств государства, за его счет будут учиться действительно лучшие студенты.

Государственная аккредитация вузов и их рейтингование. Существующая система лицензирования и аккредитации вузов в России устарела и имеет нулевой эффект. Рособрнадзор в год отзывает лицензии у 1-10 вузов и в то же время выдает лицензии на открытие новым (35-40 в год). Число вузов увеличивается как снежный ком. В мировой практике считается, что на подготовку открытия вуза необходимо около 10 лет, у нас это можно сделать за полгода, собрав справки и определив учредителей без учета того, что нужно иметь с точки зрения материальной базы, кадрового состава и т.п.

Мы предлагаем отменить существующую систему аккредитации и перейти к процедурам общественно-профессиональной аккредитации. Тогда профессиональные сообщества — потребители кадров — по признанной в мире практике будут наделять университеты кредитом доверия. В свою очередь надзорные функции с успехом будут реализовываться в ходе плановых проверок вузов, проводимых с 2010 г.

Рейтинг вузов должен составляться по разработанным, исходя из мировой практики, стандартам. Он должен быть прозрачным, ежегодно проводящимся. Расчет должен производиться независимыми структурами, в том числе независимыми от Минобрнауки, и не по входному среднему баллу ЕГЭ, а на основании качества знаний выпускников (которых оценивают во всех вузах и каждый год). Наличие подобных рейтингов позволит Минобрнауки строить более эффективную политику в работе с конкретным вузом, его финансированием, выделением поощрительных бонусов и т.д.

Весьма сомнительна оценка вуза по результатам величины набранных баллов по ЕГЭ при поступлении. При чем тут вуз? ЕГЭ — это результат работы школы. Средний балл ЕГЭ будет совершенно разным в

зависимости от профиля вуза (сельскохозяйственный или юридический). На это влияет много факторов. А сравнение провинциальных вузов и столичных — совершенно несостоятельно. Один из замыслов введения ЕГЭ — привлечь в Москву как можно больше абитуриентов из регионов. За «столичность» вуза и набегает суммарный балл ЕГЭ. И стоимость обучения там, как и плата за квадратный метр жилплощади, в 3-5 раз выше, чем по стране. В чистом виде — это рента по местоположению, а отнюдь не показатель эффективности столичных вузов.

Оценив ситуацию, вузы сами начнут оптимизировать численность студентов исходя из уровня их знаний. Держать двоечника станет невыгодно, ибо никакие деньги двоечников не исправят репутацию вуза. Ниже репутация — ниже рейтинг, ниже финансирование из федерального бюджета. Упадет и цена обучения на коммерческой основе.

Наука. В российских вузах нет высокой науки, а если и есть, то ее доля мизерна по сравнению с западными университетами. У них число занятых наукой сотрудников примерно такое же, как и занятых в учебном процессе. Кроме того, и сами преподаватели имеют достаточно времени на научную работу. В наших университетах профессура перегружена учебной работой (по 800 и более часов активной нагрузки в год). Ей некогда заниматься наукой, да и финансирование вузовской науки незначительное, ибо основные деньги на науку идут в РАН.

Научные институты РАН необходимо объединить с наукой университетов. Данное предложение будет соответствовать магистральному направлению развития науки в мире, позволит успешно конкурировать нашим вузам с зарубежными. В интегрированных университетских центрах сразу объединятся две научные школы (вузовская и академическая), произойдет прилив молодых исследователей, вовлечется в активную научную работу плеяда вузовских ученых. Только благодаря такой интеграции федеральные и национально-исследовательские университеты получат возможность выйти на мировой уровень.

Финансирование науки целесообразно осуществлять из единого центра — Минобрнауки, если мы хотим проводить единую политику в этой сфере. Но как в этом случае быть с Российской академией наук?

Она сейчас фактически выполняет функции министерства науки. От такого дублирования функций РАН и Минобрнауки страдает дело. РАН должна сохранить за собой роль единого научно-методологического центра, заниматься аттестацией научных кадров по мировым методикам, организовывать работу научных конференций по важнейшим направлениям и т.д.

Расширение международной деятельности вузов. Международную деятельность университетов следует рассматривать с позиции продвижения и закрепления российской системы образования в мире, ее широкого распространения, повышения престижности российских дипломов.

Следует увеличить приток абитуриентов из-за рубежа в ведущие российские вузы, где качество подготовки по многим специальностям достаточно высокое (математика, физика, программирование и т.д.). Тем более, что обучение в российских вузах относительно недорогое. Примерно 80-200 тыс. р. на студента в год (около 3-7 тыс. дол.).

В настоящее время это должно стать приоритетной задачей высшей школы России. (Для сравнения: в вузах США 20 % студентов — иностранцы.)

Если мы введем среднюю плату для зарубежных студентов в размере 3-7 тыс. дол. в год (без учета затрат на проживание), то она будет вполне конкурентоспособной в сравнении с ценами западных университетов и позволит привлечь в страну иностранных студентов. При ежегодном приеме 150 тыс. иностранных студентов их общая численность в течение нескольких лет может достичь 700-800 тыс. чел., что позволит практически в 1,5 раза увеличить бюджет системы высшего образования. Причем по мере развития наших университетов первоначальные демпинговые цены на образовательные услуги будут возрастать и приближаться к общемировым.

Привлечение иностранных студентов на учебу в российские вузы решит несколько задач:

1. Наполнит вузы студентами в условиях демографического провала.

2. Увеличит финансирование университетов, так как обучение иностранных студентов ведется преимущественно на коммерческой основе.

3. Позволит обучать бесплатно значительный контингент молодежи России за счет более высокой оплаты обучения иностранных студентов.

4. Сделает сферу образования экспортообразующей отраслью, производящей самый «экологически чистый продукт» — интеллект.

5. Распространит российскую систему образования в мире, решая одновременно стратегические задачи по усилению политического и гуманитарного влияния России. А лучшие иностранные специалисты, подготовленные в российских университетах, могут быть востребованы в самой России.

Финансовая деятельность. Для активизации инновационной деятельности российских вузов необходимо снять существующие финансовые ограничения. Целесообразно вновь разрешить вузам, по примеру западных и китайских университетов, брать кредиты.

Для более эффективного осуществления деятельности вузов следует освободить их от излишних ограничений и установить максимально льготные налоги (при условии рефинансирования заработанных средств в учебный и научно-исследовательский процессы). Целесообразно вернуться к практике финансовой самостоятельности вузов, предоставив им право пользоваться банковскими кредитами. (Такая практика существовала в 1990-е гг., в соответствии с Указом № 1 Президента России Б.Н. Ельцина.) Без этого невозможно реализовать ни одну программу долгосрочного развития вуза. Тогда вузы смогут развивать опытное производство, активно участвовать в научных и проектных работах, проводить комплексные обследования (по заказам предприятий) и т.д.

Вузам необходима такая же финансовая самостоятельность, как и корпорациям (обслуживание в банках, возможность брать кредиты, покупать и продавать, иметь свою, вузовскую, собственность, участвовать в производственной кооперации и т.д.). Без всего этого мы никогда не приблизимся к ведущим университетам мира (они всем этим давно обладают, даже коммунистический Китай).

По существу университеты России в финансовом отношении связаны по рукам и ногам. И какая может быть соревновательность в таких условиях с западными университетами?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.