Научная статья на тему 'Развитие образовательной среды в России'

Развитие образовательной среды в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сажин В. Б., Кочетов О. С., Тюрин М. П., Белоусов А. С., Сажина М. Б.

Приведены данные о росте государственного финансирования образования в России в 2001 -2007 гг. Рассмотрены проблемы и новации в сфере обязательного образования. Так новый образовательный стандарт предусматривает только 2 компоненты: базовую и вариативную. Исследован опыт проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России. Планируется внедрить обязательные ЕГЭ для выпускников 4, 9 и 11 классов. Рассмотрена ситуация в системе профессионального образования. Отмечен недобор на бюджетные места в вистеме начального и среднего профобразования. Обсуждены новации в высшей школе. Отмечено, что за последние годы число студентов вузов выросло в 5 раз. В связи с сокращением в 20052010 гг. числа выпускников, предполагается сокращать бждэетный набор в вузы до 10 % ежегодно. Доля получающих платной образование составляет до 56% от общего числа студентов. Проблемы получения образовательных кредитов решаются недостаточно эффективно. Рассмотрены новации в сфере подготовки кадров высшей научной квалификации – кандидатов и докторов наук. Проанализированы состояние и перспективы внедрения болонского процесса в образовательной среде России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сажин В. Б., Кочетов О. С., Тюрин М. П., Белоусов А. С., Сажина М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие образовательной среды в России»

УДК 378. 15

В.Б. Сажин, О.С. Кочетов, М.П. Тюрин, А.С. Белоусов, М.Б. Сажина, М.В. Сошенко Б.В. Ермоленко. В.В. Сажин, Л.И. Кошкин, Я.В. Семенихин, Е.В. Матушкина

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия Высшая школа приватизации и предпринимательства — Институт, Москва, Россия Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности, Москва, Россия

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РОССИИ

Приведены данные о росте государственного финансирования образования в России в 2001 -2007 гг. Рассмотрены проблемы и новации в сфере обязательного образования. Так новый образовательный стандарт предусматривает только 2 компоненты: базовую и вариативную. Исследован опыт проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России. Планируется внедрить обязательные ЕГЭ для выпускников 4, 9 и 11 классов.

Рассмотрена ситуация в системе профессионального образования. Отмечен недобор на бюджетные места в вистеме начального и среднего профобразования. Обсуждены новации в высшей школе. Отмечено, что за последние годы число студентов вузов выросло в 5 раз. В связи с сокращением в 2005- 2010 гг. числа выпускников, предполагается сокращать бждэетный набор в вузы до 10 % ежегодно. Доля получающих платной образование составляет до 56% от общего числа студентов. Проблемы получения образовательных кредитов решаются недостаточно эффективно.

Рассмотрены новации в сфере подготовки кадров высшей научной квалификации - кандидатов и докторов наук. Проанализированы состояние и перспективы внедрения болонского процесса в образовательной среде России

В России государственные расходы на образование растут даже быстрее, чем экономика в целом (рис.1, табл. 1). По экспертным оценкам, если считать долю госфинансирования образования в процентах от национального ВВП и принять уровень России за 1, то (по данным ООН) в Германии госрасходы на образование составляют в условных баллах - 1,15, в Италии —1,18, а в США— далее 1,44. В азиатских странах госрасходы на образование составляют: в Японии - 0,9, в Южной Корее—1,05. В Китае в 2007-2011 гг. уровень госфинансирования образования предстоит довести (в тех же условных единицах) - до 1. Конечно, если учитывать, что российский ВВП существенно уступает ВВП этих стран, то ситуация не будет выглядеть столь благополучной (рис. 2). Но эти данные отражают степень заинтересованности правительств и граждан стран вкладывать деньги в сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала. По мнению И. Абалкиной из Высшей школы экономики, для азиатских стран характерно большое внимание к образованию со стороны самого населения. И национальные стратегии развития образования рассчитаны во многом именно на привлечение негосударственного финансирования. В Китае, например, к концу 2007 года планируют полностью отменить для крестьянских детей плату за «девятилетку», причем это решение принято в рамках пакета экстренных мер по сокращению социального разрыва между городом и деревней. Но даже с учетом негосударственных средств расходы на образование в азиатских странах никак не превышают 8-10% ВВП. В России общие расходы на образование с учетом поступлений от домохозяйств и бизнеса достигают сейчас 6,5% ВВП, а из негосударственных источников в высшее образование приходит уже более половины средств — и это при том, что объемы госфинансирования только растут. По словам госчиновника В. Лукина, коммерциализация образования ведет к снижению его доступности, нарушающей конституционные права граждан. По мнению группы экспертов «М&К» сегодня образование доступно как никогда: Россия фактически пришла к «всеобщему высшему образованию», а число принимаемых в вузы превышает число выпускников средних школ (за счет выпускников техникумов и граждан более

старшего возраста). Для сравнения: в Китае в университеты поступает лишь 4% выпускников.

Главная проблема российского образования — качество. По результатам проведенного ОЭСР исследования, российские старшеклассники в 2006 году заняли 30-е место среди своих сверстников из 40 стран по уровню знаний в математике. В рейтинге мировых вузов, составленном в 2004 году экспертами Шанхайского университета, МГУ занял 66-е место, а СПбГУ оказался в четвертой сотне.

По экспертной оценке И. Сергеева в конкурентной борьбе за иностранных студентов в российские вузы пока проигрывают. Вузы и колледжи США, к примеру, зарабатывают на иностранцах более 14 млрд. долларов в год, английские — 5 млрд. Российские — чуть больше $100 млн. при потенциале, по оценке специалистов, до $4 млрд. в год С 2005 г. Россия медленно, но неуклонно сползает в «демографическую яму)). С каждым годом школу оканчивает все меньше выпускников. Соответственно, уменьшается и число бюджетных мест в госколледжах, техникумах и вузах.

Рис. 1. Динамика роста государственных расходов на образование в 2001-2006 гг. (млрд. руб.)

Проблемы и новации в системе общего обязательного образования.

По инициативе Министерства образования и науки внесена поправка в статью 7 закона "Об образовании". Она касается школьных стандартов. Действующий стандарт включает в себя три компонента — федеральный (общий для всех), национально- реь иональный (общий для каждого субъекта) и школьный (общий для одного учебного заведения). В новом стандарте будут две части базовая (обязательная) и вариативная, содержание которой станет определять само учебное заведение. По мнению инициаторов, это даст большую свободу школам, позволит лучше учитывать пожелания учеников и родителей.

Табл. 1. Расходы бюджета России на образование и науку (млрд. руб.) отнесенные к величине внутреннего валового продукта (%) в 2004-2007 гг.

Годы 2004 2005 2006 2007

Образование, 119,3 160,5 211,9 277,9

% к ВВП 0,70 0,74 0,78 0,89

Наука, 46,2 56,2 72,4 100

% к ВВП 0,27 0,26 0,27 0,32

Правительство РФ продолжает внедрять новацию в системе образования - Единый государственный экзамен (ЕГЭ), что, по сути, означает совмещение госаттестации обучающихся со вступительными экзаменами. По мнению аналитика И. Сергеева. плюсы

очевидны. Не нужно сдавать два тура экзаменов — выпускные, а следом — вступительные, что. безусловно, призвано оберегать здоровье, душевное и физическое, как родителей, так и выпускников. Абитуриент может разослать результаты ЕГЭ хоть в сотню вузов в любой точке страны, никуда не выезжая из дома. Если примут везде, можно спокойно выбирать наилучший вариант. При менее благополучном исходе вероятность того, что абитуриент останется вовсе не у дел, минимальна. Процедура поступления упрощена до предела — причем и для вуза, и для будущих студентов. Абсолютная унифицированность ЕГЭ минимизирует при поступлении неравенство абитуриентов — шансы провинциалов возрастают. Если верить статистике, в 2006 году процент поступивших в вузы абитуриентов из отдаленных сел вырос на 10%. Очевидны и минусы. Результаты ЕГЭ слишком легко сфальсифицировать. Сквозь сито Единого государственного экзамена может проскочить по-настоящему одаренный ученик, которого попросту не заметят. Абитуриент просто не в состоянии проявить себя как личность (что было едва ли не непременным условием при сдаче устных экзаменов, например, по истории или литературе). Часть ответов на тесты можно просто угадать. Гуманитарные дисциплины с трудом укладываются в рамки традиционных тестов, поэтому словесники и историки относятся к ЕГЭ резко отрицательно. Вероятно, на сегодня нет достаточных данных, чтобы судить о результативности ЕГЭ. Так в США на обкатку аналогичного экзамена ушло 50 лет. В 2006 г. ЕГЭ проводился по общеобразовательным предметам, перечень которых был представлен органами исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в эксперименте, и утвержден Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Форму вступительных экзаменов по тем предметам, которые не включены в ЕГЭ, определяли сами вузы. В 2004 году в эксперименте с ЕГЭ участвовали 64 региона России, в 2005-м - 78. В 2006-м - 77,. В 2007 - 84.

Страна 2004 2006 2007* 2008*

Япония 4608 4367 4302 4453

Германия 2744 2897 3081 3184

Китай 1932 2630 3051 3417

Великобритания 2155 2374 2661 2823

Франция 2060 2232 2401 2513

Италия 1729 1853 1994 2076

Канада 994 1269 1266 1334

Испания 1045 1226 1359 1454

Бразилия 664 1068 1178 1252

Россия 592 979 1167 1345

Рис. 2. Страны-лидеры по величине внутреннего валового продукта ($, млрд., 2007 и 2008 -прогноз) (по данным Международного валютного фонда)

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, касающийся Единого госэкзамена. С 2009 года его будут сдавать все российские 11-классники, а также выпускники прошлых лет.

По мнению заместителя председателя Комитета по образованию и науке Госдумы А. Чернышева, примечательно, что по сравнению со вторым чтением законопроект пополнился двумя существенными поправками: во-первых, с одного года до двух лет увеличили срок действия ЕГЭ-сертификатов. Теперь выпускник сможет с одним документом поступать в вуз дважды — в год сдачи и следующим летом. Если одиннадцатиклассник, допустим, получит сертификат в 2007 году, то он сможет его использовать до 31 декабря 2008-го. Во-вторых, разрешается пересдавать ЕГЭ на следующий год. Это существенно увеличивает шансы абитуриентов на поступление в вуз — если сразу после школы не удалось получить высокие баллы, то можно исправить ситуацию следующей

весной. Для этого необходимо обратиться в ту школу, которую закончил (или в ближайшее среднее учебное заведение по месту регистрации), и заявить о своем желании пересдать «госы». А потом вместе с выпускниками пройти ЕГЭ по новой. И с новыми баллами поступить в вуз. Позднее Правительство РФ определит механизм и условия проведения повторных испытаний. Однако, для тех, кто сразу после школы пойдет служить в армию, пересдача не обязательна. Они смогут воспользоваться старыми ("доармейскими'') результатами ЕГЭ.

С 2009 года почти все российские вузы и ссузы будут засчитывать результаты ЕГЭ в качестве вступительных. Но есть некоторые исключения. Это, прежде всего. МГУ им. Ломоносова и те вузы, для учебы в которых требуется особая физическая, психологическая, спортивная подготовка или творческие способности. В МГУ сохранятся традиционные экзамены, а в театральных, литературных, кино-, спортивных, военных, "силовых" и пр. институтах наряду с ЕГЭ будут свои, особые испытания и конкурсы. Кроме того, ряд ведущих российских университетов и академий тоже получит право проводить дополнительные экзамены, в том числе по предметам, которые сдаются в ходе ЕГЭ. Их список будет ежегодно определять Правительство РФ.

По мнению эксперта И. Сергеева, Через несколько лет Единый экзамен станет обязательным не только для выпускников школ, но и для учеников девятых классов. Называться, правда, он будет не ЕГЭ, а ЕМЭ — Единый муниципальный экзамен. Эксперимент с "малым" ЕГЭ (как в шутку называют новшество в Министерстве образования и науки РФ) проходит уже четвертый год. Но не массово, а лишь в некоторых школах. В Москве о нем, например, почти ничего не знают. Тем не менее, в ближайшие два-три года ЕМЭ собираются ввести во всех регионах, а уже с 2010 года сделать обязательным. Он, по сути станет репетицией "большого" ЕГЭ. Единый муниципальный экзамен (ЕМЭ) 9-кдассников должен, во-первых, проверять знания ребят будут в письменной (тестовой) форме. Во-вторых, для проведения экзамена создаются независимые государственные комиссии (на региональном или муниципальном уровне). Это значит, что оценивать результаты тестов и выставлять баллы будут не свои учителя, а «чужие» педагоги. В-третьих, экзамены будут проходить в специально оборудованных пунктах. В 2007 году аттестация 9-классников по новым правилам прошла уже в 52 регионах, в том числе и в Москве, правда, лишь в некоторых школах. В Челябинской области и Чувашии его провели в массовом порядке. Тесты были приготовлены по четырем предметам: обязательные для всех учеников - по алгебре и русскому языку и по выбору - по биологии и обществознанию. Школьники по фактам нарушения в ходе проведения ЕМЭ или заниженной оценки имеют право подать апелляцию, которую в течение трех дней обязана рассмотреть специальная комиссия. Претензии по содержанию тестов не принимаются.

По убеждению руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А. Болотова, муниципальный экзамен поможет объективно оцепить знания 9-классников. Ведь одна и та же "пятерка" в элитной гимназии и обычной районной школе может обозначать совершенно разные уровни знаний.

В свое время "большой" ЕГЭ вызвал много споров. Вокруг него до сих пор бушуют страсти, хотя уже решено, что с 2009 года он станет обязательным для всех 11-классников. Противники тестов утверждают, что они не позволяют оценить творческие способности ученика, приводят к механическому натаскиванию на ответы. Сторонники упирают на объективность оценки и сохранение здоровья школьника. Теперь, по всей видимости, дискуссия вспыхнет с новой силой, уже вокруг ЕМЭ.

В отличие от своего "большого" собрата, проводимого для выпускников школ, "малый" ЕГЭ затронет не все 13 дисциплин, а лишь четыре: обязательные алгебру и русский язык и по выбору - биологию и обществознание. Да и количество регионов,

принимающих участие в эксперименте, тоже будет меньшим — всего 45 ("большой" ЕГЭ

— 83). Во всем остальном они будут похожи, как близнецы-братья, — те же тестовые задания, та же независимая внешняя оценка результатов. Госкомиссию по проверке наберут из "чужих" учителей и преподавателей вузов. "Свои" школьные педагоги не смогут, как прежде, влиять на итоговую отметку, что позволит более объективно оценить знания учеников и подготовить их к итоговой аттестации в 11 -м классе.

У ЕГЭ для девятиклассников, по мнению Рособразования, есть еще одна цель: облегчить абитуриентам поступление в колледжи и техникумы. Ожидается, что в средних специальных учебных заведениях уже не будет вступительных испытаний — приемная комиссия станет засчитывать результаты "малого" ЕГЭ. Причем посылать свои баллы (следовательно, поступать) ребятам разрешат сразу в несколько учебных заведений — по аналогии с "большим" ЕГЭ. Это повысит доступность среднего профобразования, особенно для провинциальных учеников.

По мнению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, "малый" ЕГЭ со временем станет таким же обязательным, как и "большой". Произойдет это скорее всего в 2010 году. К тому времени единые государственные экзамены ("большие" «госы») будут сдавать уже все выпускники отечественных школ.

В перспективе госэкзамены предполагается ввести и для выпускников 4-х классов

— как итоговое испытание при переходе из начальной школы в среднюю.

Таким образом, российские ученики будут сдавать ЕГЭ как минимум триады — после 4-го, 9-го и 11 -го классов.

В Москве в 2007 году независимый экзамен для девятиклассников прошел только по математике. Сначала, в день испытаний, с помощью лототрона разыгрывался номер экзаменационного задания, затем, спустя три дня, результаты его проверки появились в Интернете. А еще через день их получили на руки школьники и учителя. По остальным школьным предметам итоговая аттестация в столице прошла традиционно.

Финансирование учебных заведений будет зависеть от числа учащихся и качества работы педагогов. Национальным проектом «Образование» ставится задача побудить педагогов к воспитательной работе.

Так, по сведениям эксперта И. Сергеева, доплаты за классное руководство в городе составляют 56% от уровня доплат на селе. Но неизбежно возникает проблема малокомплектных школ. Они обходятся государству очень дорого, а уровень обучения в них крайне низкий. По данным министра образования и науки А. Фурсенко, в 3000 российских школ наполняемость составляет до пяти человек, а в 12 000 классов учится по Г—2 ученика, обучение которых обходится государству в 10 раз дороже, чем в городских учебных заведениях.

В условиях неблагоприятного демографического тренда стремительно сокращается число учащихся (рис. 4, табл. 2).

В 2006 году 9-й класс окончили 1578 тысяч школьников, в 2007-м их стало меньше на 147 тыс. человек (минус 9%). Такое же сокращение ив 11-м классе: в 2006 году выпуск составил 1265,6 тыс. чел., а в 2007-м - уже 1165,1 I тыс. (минус 8%). В дальнейшем число выпускников будет уменьшаться в среднем на 10% ежегодно. Такое уменьшение не может не отразиться на приеме в государственные учебные заведения. В 2010 году в ПТУ поступит на 36% абитуриентов меньше, чем в 2006-м, в колледжи — на 26%, а в вузы — на 16%.

Начальное профессиональное образование.

В 3137 училищах и профлицеях сегодня учится 1.8 млн. чел В 2006 году прием в них составил 70,2 тыс. чел, в 2007-м он увеличится на 2% — до 71.6 тыс. Но все равно квалифицированных рабочих не хватает В ПТУ приходит только 17% девяти- и 14% одиннадцатиклассников.

Хотя в российские ПТУ зачислили на 800 человек больше, чем год назад, контрольных цифр набора (69,6 тыс. человек) все равно не достигли.

Среднее профессиональное образование.

В 2688 колледжах и техникумах занимаются 2473 тыс. человек. В 2006 году их учащимися стали 316,6 тыс. чел., в 2007-м будет 309,8 тыс. Здесь недосчитались почти 8 тысяч человек (из 260,7 тыс. по плану).

Рис. 4. Динамика изменения числя выпускников российских школ 2002-2006 гг.

Конкурса в начальных и средних профучреждениях практически не было — ребята туда шли очень неохотно. И это притом что в стране не хватает квалифицированных рабочих кадров. Их дефицит составляет свыше 200 тысяч человек.

По мнению госчиновников, подготовка в лицеях или техникумах сегодня фактически стала промежуточным звеном перед поступлением в вуз, порой теряется сам смысл образования, а ведь его главное назначение — воспроизводство кадров среднего звена, столь востребованных нашей промышленностью, АПК, сферой услуг. Следует сориентировать учебные программы ПТУ и ссузов на запросы отечественных производителей (с учетом местных потребностей в специалистах).

Отмечается реальная практическая отдача при передаче училищ, техникумов и колледжей с федерального уровня на местные - в регионы и муниципалитеты. По мнению Госсовета России, заводам и фабрикам требуются не "белые воротнички", а "синие" — технические кадры. Поэтому нужно развивать начальное и среднее профобразование. Причем подразумевается, что бизнес должен поддержать училища, техникумы, колледжи — прежде всего деньгами и оборудованием. Предприниматели, помимо того, могут сами вводить семинары и спецкурсы, организовывать практику обучающихся. При этом обеспечивается кадровая потребность производства.

Табл. 2. Сокращение количества выпускников 11-го класса (тыс. чел.) в 2007-2010 гг.

Годы 2007 2008 2009 2010

Число выпускников (тыс. чел.) 1165 1051 930 808

По мнению эксперта М. Степновой, несмотря на заверения правительства, что высшее образование в России останется бесплатным, растут собственно затраты граждан на получение образования при том, что качество образования и доверие к дипломам даже самых уважаемых учебных заведений — падает.

По мнению аналитика К. Погодина, госбюджету с каждым годом все труднее содержать многочисленные школы, колледжи и вузы. Министерство образования и науки для снижения нагрузки на казну предложило несколько новых типов учебных заведений, которые, оставаясь формально государственными, будут сами себя обеспечивать. По степени коммерциализации их можно расположить в следующем порядке: ОУ-АУ-ГМАНО.

Образовательные учреждения (ОУ) останутся наиболее близкими к бюджетным, но в отличие от них смогут покупать на свои внебюджетные деньги имущество, оборудование, а также полностью распоряжаться им: сдавать помещения в аренду, использовать для научных разработок и др. Подученная прибыль останется в распоряжении ОУ. Оно сможет брать банковский кредит на свое развитие. Единственный запрет — использовать не по назначению то имущество, которое ему дал учредитель.

Автономные учреждения (АУ) более самостоятельны. Государству будут принадлежать только основные фонды — учебные корпуса, общежития, лаборатории, наиболее ценное оборудование. Всем остальным распоряжается ректор под контролем Попечительского совета. Часть студентов АУ будет готовить по госзаказу и получать за это из бюджета деньги, а остальных станет учить по коммерческому принципу. Вся прибыль, полученная от этой деятельности, остается в распоряжении самого вуза. По сути, это будет полугосударственное учебное заведение.

Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация (ГМАНО) является самой продвинутой в экономическом плане: может полностью распоряжаться всем имуществом, брать любые кредиты, сдавать в аренду помещения и пр. Обучение студентов - на коммерческой основе. Государство будет выполнять в основном надзорные функции: следить за соблюдением госстандартов, учебных планов и программ. В конце обучения госкомиссия принимает у студентов экзамены и в случае успешной сдачи выдает им дипломы государственного образца. ГМАНО во многом становятся частными учебными заведениями: сами набирают студентов, обучают и самостоятельно себя содержат. Государство получает лишь готовый продукт — специалистов.

Высшее профессиональное образование.

За последние пять лет число российских студентов удвоилось и достигло по мнению экспертов 7,2 млн. чел. (по данным Росстата - 5,25 млн., а по заявлению министра А.А. Фурсенко - 7,5 млн. чел.). Но это увеличение произошло в основном за счет коммерческих вузов. Число же бюджетных мест в госуниверситетах и академиях постоянно сокращается. В 2006 году вузы Рособразования приняли на бюджетной основе 425,2 тысячи человек — на 9,2% меньше, чем в 2005-м. Наибольшим спросом у абитуриентов пользовались естественнонаучные, технические и медицинские специальности. Традиционно высокий конкурс был среди будущих экономистов, управленцев и работников сферы обслуживания. В среднем же он составил 4 человека на место.

Количество бюджетных мест в 655 госвузах в 2007 году сократилось почти на 3% (529,6 тыс. чел. против 547,2 тыс. в 2006-м); Под секвестр попали: гуманитарные науки, экономика и управление и образование — из-за отсутствия рабочих мест на рынке труда (рис. 4).

По словам начальника управления Рособразования П. Анисимова, «нужно уменьшать прием в вузы на бюджетной основе. Тем более что по некоторым специальностям (юрист, экономист) у нас и так наблюдается переизбыток людей с высшим

образованием, В то же время в промышленности остро не хватает квалифицированных рабочих. Однако норма, записанная в законе "Об образовании" (170 бюджетных студентов на 10 тысяч человек населения), остается неизменной». В своем телевыступлении в конце мая 2007 г. министр Минобрнауки А. Фурсенко уточнил, что реальный уровень бюджетных мест существенно выше и составляет 2,06 % от численности населения России. По мнению заместителя председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ В. Ивановой, «сейчас практически установилось равенство между количеством выпускников школ и числом мест в вузах. За предыдущие четыре года реализовался весь так называемый "отложенный прием" — те ребята, кто не поступил с первого-второго раза, сейчас уже учатся в институтах. Поэтому сокращение приема на бюджетные места — это вынужденная мера. Иначе придется брать всех подряд, а это недопустимо. Должен сохраниться хотя бы минимальный конкурс — чтобы учились достойные студенты».

Рис. 3. Сокращение бюджетных мест в вузах в 2007 году по основным направлениям подготовки

специалистов (в % к уровню 2006 года)

Министр образования А. Фурсенко полагает целесообразным снижение затратной массы бюджетников на 10% ежегодно. Так в 2007 г. количество бюджетных мест в вузах сократилось почти на 20 тысяч. Около 40% абитуриентов вузов Рособразования обучаются за плату.

По данным эксперта И. Сергеева, в 2007 году в российских вузах за свой счет учатся 56% студентов, и доля "платников" продолжает расти. Плата за год учебы в хорошем университете или академии стоит не менее 3—4 тысяч долларов, а в престижных вузах 5—7 тысяч долларов.

Абитуриентам, не прошедшим по конкурсу на бюджетные места, остается одно — образовательные кредиты (ОК). Предусматривается три вида ОК: основной (140 тыс. руб. в год), дополнительный (70 тыс. руб.) и сопутствующий (равнй среднегодовому прожиточному минимуму в регионе). Первый можно потратить на «основное» образование, второй — на получение дополнительных знаний, а третий — на жизнь в городе (аренду квартиры, одежду, питание, учебники и т.д.). Ссуда выплачивается траншами за один семестр. При несданной сессии банк прекращает оплату.

По данным аналитика Т. Замахиной, пока выдачу кредитов на образование практикуют очень немногие российские банки, которые предлагают ставки, сравнимые со ставками дорогих потребительских кредитов — до 23% годовых.

Банки на благотворительность не идут, и их поведение объяснимо. Ведь для кредитной организации студент — самый ненадежный заемщик. В случае невозврата кредита взять с него практически будет нечего: имущества почти никакого, а купленные знания изъять в уплату долга невозможно. Процент невозврата при этом высок во всем мире. К тому же возвращения средств по образовательным кредитам банкирам приходится ждать лет десять

В большинстве случаев образовательные кредиты выдаются частями. Очередной транш поступает в вуз раз в семестр и только после того, как банк получает подтверждение об успешной сдаче сессии студентом. Кредит можно получить на любом этапе обучения: как для оплаты всего обучения, так и нескольких семестров. Большинство банков кредитуют обучение в российских вузах, и получить в России ссуду для обучения за рубежом гораздо сложнее. В случае призыва на воинскую службу студента предоставляется отсрочка по погашению основного долга. Если учащийся уходит в академический отпуск, банки также дают отсрочку (как правило, не более одного года). Но проценты по-прежнему будут начисляться. Только после того, как студент представит договор с вузом, гарантирующим целевое использование средств, нужную сумму банк положит на открытый кредитополучателем счет с последующим перечислением на счет учебного заведения. Банк вправе затребовать в учебном заведении справку об успеваемости кредитополучателя, не предупреждая его об этом. В случае частых прогулов занятий и не сданных вовремя зачетов и экзаменов, банк вправе досрочно прервать договор о кредитовании.

По законопроекту Госдумы государство должно выступить гарантом возврата денег, то есть будет нести субсидиарную ответственность. Это значит, что если молодой человек внезапно потеряет трудоспособность или станет безработным, то проценты за него заплатит казна с последующим востребованием долга. На время службы в армии уплату процентов также гарантирует государство. Как считают в Госдуме, через несколько лет ежегодно может предоставляться до 115—120 тысяч кредитов на учебу. Стоимость вопроса для госказны — 1,7 млрд. руб. в год. Это 1,5-2% бюджетных расходов на образование.

Россияне в отличие от сверстников из других стран не могут в полной мере воспользоваться услугами зарубежных образовательных учреждений. Наше государство не поощряет зарубежное обучение, а обучаться там за собственные деньги могут очень немногие из наших граждан.

На Западе ссуды на учебу очень популярны (табл. 3). Выпускники школ берут кредиты, а потом в течение 10—15 лет возвращают долг. При этом процент невозврата (личного дефолта) очень невысок. В Европе кредиты на образование носят социальный характер — их дают в первую очередь небогатым семьям. Процент от 0% (для особо нуждающихся) до 5—6% в год. В Швеции банковская ставка за ОК всего 1,5—2% годовых, а срок возврата неограничен. В Германии деньги дают на 10 лет под 2— 5% годовых, во Франции и Англии — под 2— 5,5% на тот же срок. В некоторых европейских странах возврат ссуды связан с ежемесячным доходом. Если он ниже среднего по стране, то выплата откладывается до тех пор, пока заработок заемщика не возрастет.

Австралийские студенты имеют возможность взять беспроцентный кредит (лишь периодически происходит корректировка в соответствии с темпами инфляции). Период погашения не ограничен.

Голландские студенты должны вернуть всю сумму кредита не позднее чем через 15 лет. Процентная ставка — около 4%. Студенты, которые не располагают достаточным уровнем дохода, получают скидку.

В Латвии государство гасит долг перед банком за студенток, которые родили детей. Для остальных на время учебы процентная ставка равна нулю, а начиная с 12-го месяца после окончания учебы — 5% годовых. Если гражданин полностью погашает заем сразу после окончания учебы, то проценты он не платит.

В США можно взять кредит по ставке 1 % на 30—40 лет и выплачивать кредит по А0 долларов ежемесячно. Можно и взять в долг на 10 лет под 3—43% годовых. Возврат займов гарантирует государство — если выпускник объявляет себя банкротом, министерство образования выплачивает задолженность. Для этого создана целая система профилактики студенческих банкротств, причем настолько эффективная, что уровень невозвратов ОК составляет всего 5%.

Табл. 3. Образовательные кредиты в странах мира

Страна Сумма, тыс. дол- % по кредиту в Срок возврата

ларов США год (лет после окончания учебы)

США 5-150 3-6 10

Германия 1,5-130 0 (для неимущих) 2-2,5 (для всех) 10

Франция 1,5-105 до 5,5 10

Англия 7-32 до 5 10

Швеция 20-27 1,5-2 Неограничен

Польша 12,5 6,8 6

Россия (проект) 5,5 + 2,7 + 0,3 от 10 до 23 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России образовательные кредиты станут выдавать лишь абитуриентам, поступившим в вузы, утвержденные в специальном списке Минобрнауки. Для эксперимента выбраны ведущие российские вузы, гарантирующие высокое качество обучения и трудоустройство на хорошую работу после их окончания. Список банков, имеющих право выдавать образовательные кредиты, утверждается Правительством РФ.

Как подчеркивает большинство аналитиков, образовательные кредиты до сих лор отличаются от обычных потребительских только более сложным процессом получения. По мнению президента Всероссийского фонда образования С. Комкова, даже льготный кредит (по ставке 10% годовых) неприемлем: несостоятельные студенты как не могли себе позволить учиться, так и не смогут впредь..

Болонский процесс.

В 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, установившую единую систему получения высшего образования и взаимное признание вузовских дипломов. Россия присоединилась к ней в сентябре 2003 года.

В 1994 году многие российские вузы уже внедрили двухуровневую систему профессионального образования — бакалавриат и магистратура. Параллельно с этим в стране остались учебные заведения, которые готовят выпускников вполне традиционными способами.

В 1996 г. был принят Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который дал российским вузам практически полную свободу и автономию. По крайней мере, в выборе методов обучения и систем оценки учащихся. Одно из основных нововведений — внедрение общеевропейской системы

ECTS (European Credit Transfer System) — оценка трудоемкости каждой дисциплины в зачетных единицах или кредитах).

В 2003 году во все вузы России направили специально разработанную Методику расчета зачетных единиц, совместимую с ECTS. Министерство образования РФ приняло решение о подготовке России к развертыванию Болонского процесса.

Декларация объединяет более 45 стран и свыше 1500 высших учебных заведений. Болонский процесс, охвативший Европу, благодаря этому документу должен привести систему европейского образования к единому, понятному и качественному знаменателю. Если все сложится благополучно, то к 2010 году программа будет завершена и система общеевропейского высшего образования будет выглядеть так:

- три уровня (бакалавриат, магистратура и докторантура) — 3 года + 2 года + 3 года обучения соответственно;

- единое приложение европейского образца к диплому;

- единая система оценок во всех вузах, принимающих участие в Болонском процессе.

Участвующие в Болонском процессе вузы будут давать гарантированно качественное образование — это строго контролируется рядом специальных организаций. Диплом единого образца даст выпускнику возможность работать в любой точке земного шара. Болонская декларация предусматривает социальную поддержку малообеспеченных студентов, электронные курсы и возможность дистанционного обучения. Учащиеся могут сами выбирать интересные им курсы и программы в любом европейском вузе — для этого предусмотрена целая система стажировок, грантов и программ обмена.

Однако, в России, по авторитетному мнению эксперта И. Сергеева, пока с трудом адаптируют далее старую систему советского образования, а о том, как грамотно влиться в Болонский процесс, вообще мало кто знает. Сейчас во многих отечественных вузах принята модель образования 4 + 2 + 3 (бакалавриат - магистратура - докторантура), которую в Болонской системе считают неприемлемой. Техникумы, ПТУ, колледжи и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.

По инициативе Министерства образования и науки внесена поправка в статью 7 закона "Об образовании". Вводится новый образовательный стандарт для вузов— учебные программы будут рассчитываться не в академических часах, а в кредитах (зачетных единицах, ЗЕ) — согласно Болонской декларации. Все учебные предметы представят в виде учебных модулей, по окончании которых студент обязан будет сдать экзамен и получить положительную оценку. По Европейской системе перезачета кредитов (ECTS) за учебный год начисляется ровно 60 ЗЕ Для получения бакалавра необходимо набрать не менее 240 ЗЕ, для магистра — не менее 360.

«Болонский» студент может учиться в любом вузе стран-участниц — главное, набрать соответствующее количество кредитов (зачетных единиц). Отзанимался четыре года, накопил баллы — получай степень бакалавра, еще через два года можно претендовать на первую ученую степень — магистра. Менять вузы разрешается хоть каждый семестр — система накопления кредитов везде одинакова. С "болонским" дипломом выпускника без проблем примут на работу в любой европейской (и не только) стране. Это существенно увеличивает мобильность студентов, позволяет гибко реагировать на изменение рынка труда.

К 2010 году все российские вузы должны войти в Болонский процесс. Но до этого еще предстоит сделать немало. Во-первых, перейти на двухуровневую систему получения высшего образования "бакалавр—магистр" и, во-вторых, ввести европейскую систему оценки знаний студентов — ECTS (зачетные единицы, или, кредиты.

Европейская система оценки знаний включает в себя 7 уровней, обозначаемых буквами латинского алфавита: А "отлично", В и С — "хорошо", D и Е — "удовлетворительно", F в FX — "неудовлетворительно". Каждой оценке соответствует

определенное количество набранных кредит (зачетных единиц). Таким образом, в вузах уже не действует старое правило "от сессии до сессии живут студенты весело'1. Чтобы набрать необходимое количество кредитов учащимся приходится вкалывать в течении всего семестра. Тем более что предметы преподаются модулями, н за каждый надо получить положительную оценку. В новой шкале — сразу две "двойки". Оценка Б позволит студенту пересдать экзамен позже, БХ требует повторного изучения дисциплины, причем, за свой счет. Именно этот пункт является одним из камней преткновения на пути Болонского процесса. Ведь у нас студенты-бюджетники имеют право бесплатно пересдать проваленные экзамены и зачеты. Значит, необходимо вносить изменения в федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

По мнению аналитика И. Сергеева, переход на новую систему будет проходить постепенно. В зачетных книжках студентов скорее всего останутся традиционные оценки, а в ведомостях и приложениях к дипломам будут стоять новые, европейские баллы. И с этими документами выпускник сможет устроиться на работу не только в отечественные, но и в зарубежные фирмы. Со временем предполагается, что российский диплом станет по-настоящему конвертируемым. Однако, болонское соглашение не является строго обязательным к исполнению, носит скорее рекомендательный характер. Так на бакалавра в России учат 4 года (для выпускников среднего профобразования по родственной бакалавриату специальности - 3 года). После этого выпускник может устроиться работать менеджером, специалистом по продажам, администратором и т.д. В анкете при приеме на работу он указывает — "высшее образование" (хотя до сих пор человек, проучившийся в российском вузе менее пяти лет, получал только справку о неполном высшем).

Противники перехода на новую систему приводят такие аргументы: вузы будут выпускать бакалавров-недоучек, а магистратура станет в основном платной и недоступной для большинства. Кроме того, молодых людей сразу после окончания бакалавриата будут забирать в армию, лишив возможности (даже теоретической) продолжить обучение в магистратуре.

По мнению министра А. Фурсенко, «бакалавриат дает возможность сделать выбор специальности более осмысленным. Магистратура же станет целевой подготовкой под конкретное рабочее место, а все разговоры о преимуществах специалистов по сравнению с якобы недоучками бакалаврами не более чем миф. На самом деле больше половины специалистов требуют не доучивания, а полного переучивания".

Трудно не согласиться. Большинство работодателей жалуется на то, что выпускники, даже самых престижных вузов, плохо представляют себе, что такое современное производство, не знают оборудование, не хотят дополнительно учиться и повышать квалификацию. Их приходится отправлять на специальные тренинги и семинары, тратить «на доводку» значительные средства. Полагают, что бакалавриат поможет сократить расходы как работодателям, так и самим учащимся. За четыре года студент получит набор необходимых знаний и умений, а окончательно его заточат под конкретное рабочее место на производстве. Двухлетняя магистратура предназначена для более глубокого, фундаментального изучения специальных дисциплин с уклоном в науку.

По поводу возможных проблем с армией А. Фурсенко заявил, что «вуз не место, где прячутся от военной службы. Не секрет, что некоторые учебные заведения не дают знаний, а откровенно торгуют отсрочками от армии. Таким «образовательным конторам» придет конец».

Председатель комитета по образованию и науке Госдумы Н. Булаев считает, что узкая специализация выпускников вузов скоро уйдет в прошлое: количество

специальностей резко сократится, число программ бакалавриата уменьшится. Зато значительно расширится магистратура.

Магистратура рассчитана на два года обучения. Причем получение магистерского диплома не будет считаться вторым высшим образованием. Бакалавриат предполагает общую подготовку с последующей специализацией непосредственно на рабочем месте, а магистратура — более глубокое обучение с уклоном в науку. Понятно, что принимать в нее станут не всех желающих, а только тех студентов, кто проявил задатки научного работника.

Поступать в магистратуру придется по конкурсу. Для получения менторки (шапочки к магистерской мантии) придется сдать сложные экзамены. При этом предполагается, что не менее 60-70% мест в магистратуре будет платной.

Многие вузы Германии и Франции выступают за сохранение традиционной подготовки студентов (специалитет) Ряд российских вузовских руководителей (ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана И.Б. Федоров, президент МИТХТ им. М.В. Ломоносова B.C. Тимофеев, президент РХ'ГУ им. Д.И. Менделеева П.Д. Саркисов и др.) тоже голосуют за сохранение 5-летнего непрерывного обучения по инженерным, медицинским, педагогическим специальностям. Для специалистов, очевидно, останутся без изменения традиционные вузовские оценки «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».

Подготовку специалистов (по программе традиционного 5-летнего специалитета) в будущем резко сократят — с 530 до 130-150 направлений (в бакалавриате - со 120 до 60100 направлений).

По мнению руководителя Рособрнадзора В.А. Болотова, вступление в Болонский клуб для России очень выгодно. Ученики 2010 года будут находиться уже в едином европейском образовательном пространстве. Фактически это означает, что аттестаты российских школ, дипломы училищ, колледжей и вузов станут международно признанными. Скажем, выпускник захотел поступить в зарубежный вуз. Сейчас для этого требуется еще один-два года учебы в старшем классе иностранной школы или на специальных курсах при университете. А, начиная с 2010 года, прямо со школьной скамьи (теоретически) можно будет поступить в Сорбонну или в Кембридж.

Конечно, обучение за границей стоит немалых денег. Но во всех европейских вузах действует система грантов для иностранных студентов. Благодаря ей талантливые ребята могут учиться бесплатно. После 2010 года число таких пособий заметно возрастет. К тому же за границей хорошо развита система кредитов на образование. Банки с удовольствием ссужают деньги студентам.

Благодаря этим новшествам Министерство образования и науки РФ надеется в течение двух-трех лет приспособить отечественную систему высшего образования к потребностям современного рынка труда, причем с минимальными бюджетными затратами. Российские дипломы станут международно конвертируемыми, что может значительно облегчить выпускникам поиск рабочего места с трудоустройством не только в России, но и за рубежом. Вузы смогут активнее выходить на международный рынок образовательных услуг и обучать иностранных студентов. По некоторым оценкам, объем экспорта российского высшего образования мог бы составить 4 млрд. долларов в г од (сегодня — до 200 млн. долл.).

Законопроект о бакалавриате и магистратуре вступает в силу с 1 сентября 2007 года. Но реально он в полной мере коснется нового набора в вузы 2008 года.

Послевузовское профессиональное образование.

По сведениям И. Сергеева, болонский процесс окажет влияние и на подготовку в России кадров высшей научной квалификации - кандидатов и докторов наук. По -Болони, для магистров, идущих в большую науку предусмотрена 3-летняя докторантура (условно, она чуть выше по квалификационным требованиям, чем

российская аспирантура).

Министр образования и науки России А. Фурсенко убежден в необходимости внести изменения в законы и продлить срок обучения в аспирантуре с нынешних 3 до 4 лет.

По словам руководителя Рособразования Г. Балыхина, в аспирантуре по- прежнему остаются проблемы с защитой диссертаций — в срок сдается только 35% работ. По статистике лишь 30% российских аспирантов защищают кандидатскую диссертацию после окончания учебы. У российских докторантов (соискателей высшей научной степени - доктора наук) этот показатель несколько выше — 38,9%.

По данным Высшей аттестационной комиссии (ВАК), число соискателей ученой степени кандидата и доктора наук высоко (в аспирантуре сейчас учатся 135 тысяч человек, в докторантуре — 4,5 тыс.), но количество «защищенных» диссертаций уменьшается.

Минобрнауки планирует сократить число претендентов на ученую степень кандидата наук и довести его до нормы 2 аспиранта на 100 студентов (сейчас 4 на 100). Будет строго регламентирован порядок поступления в «болонскую докторантуру)) (пока -аспирантуру). Правом на поступление будут обладать только выпускники магистратуры или специалитета.

В 2006 году число бюджетных мест в аспирантуре уменьшили на 1480 человек (8.5%). Количество докторантов также сократилось, правда, всего на 1%.

Изменилось и распределение соискателей по отраслям наук. В последнее время увеличивается (в среднем на 8,5% в год) число защищаемых, кандидатских и докторских диссертаций по экономическим, педагогическим и юридическим наукам. А по физико-математическим, техническим и военным оно снижается, по медицинским и сельскохозяйственным пока остается без существенных изменений.

Если бакалавриат будет по преимуществу бесплатный, то магистратура и, соответственно, аспирантура и докторантура - наоборот.

Обеспокоенность снижающейся квалификацией кандидатов и докторов наук, привела к суровому пересмотру действующих диссертационных советов, на которых и защищаются кандидатские и докторские диссертации. В 2006 году советов было более 1000. Возможно, после «кадровой чистки» 2007-2008 гг. их число сократится до 300- 400. Причем, в дипломах о присужденной научной степени будет указываться конкретный вуз.

Пока только в России (доктор наук) и в Германии (хабилити-доктор) сохраняются ученые степени, существенно превосходящие по квалификационным требованиям «болонского доктора».

В Союзе ректоров высказывают мнение, что российские вузы нужно разделить на три группы: элитные (40—80 учебных заведений), массовые (примерно 300) и аутсайдеры (остальные). В первую группу войдут ведущие университеты и академии. Они станут готовить в основном магистров, причем не только после собственного бакалавриата, но и с привлечением желающих со стороны. Вторую группу составят массовые вузы. Большинство студентов станет учиться именно в них и получать дипломы бакалавров. Потом они либо смогут начать работать, либо пойдут в магистратуру элитного вуза. Третья группа — те институты, в которых низкий уровень образования. Их либо закроют, либо сольют с более сильными учебными заведениями.

В мире средняя численность студентов университета — 20—30 тысяч человек, в России — 5 тысяч. Поэтому процесс слияния неизбежен. Он наметился уже сейчас — Сибирский и Южный федеральные университеты образуются путем объединения нескольких вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.