УДК 54 + 378
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© В. В. Лунин*
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Россия, 119991 Москва, Ленинские горы, дом 1, строение 3,
ГСП-1, МГУ, химический факультет.
Тел.: +7 (495) 939 35 71, факс: +7 (495) 932 88 46.
E-mail: [email protected]
Анализируется современная ситуация в системе химического образования в России. Указаны недостатки проекта нового стандарта высшего образования с точки зрения качества знаний абитуриентов, трудности подготовки химиков в рамках двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат, магистратура), приведены данные по сокращению финансирования институтов РАН, РФФИ, РГНФ. Сложившаяся критическая ситуация с химическим образованием в России требует принятия специальных мер со стороны высшей власти.
Ключевые слова: Международный год химии, высшее химическое образование, ЕГЭ, подготовка бакалавров-химиков, подготовка специалистов-химиков, подготовка магистров-химиков, переход на двухуровневую систему образования, качество знаний абитуриентов, образовательный стандарт по химии
2011 год объявлен Организацией Объединенных Наций Международным годом химии. Решение об этом было принято на 63 Генеральной ассамблее ООН по предложению Юнеско и Международного союза теоретической и прикладной химии - ИЮПАК (International Union of Pure and Applied Chemistry, IUPAC) и призвано повысить интерес к химии среди молодежи, активизировать работу национальных химических обществ и образовательных учреждений, пропагандировать роль химии в решении важнейших проблем человечества.
Международный год химии совпадает с яркими страницами развития химического образования и науки в России: 300-летием со дня рождения первого химика России - М. В. Ломоносова, 150-летием создания теории строения органических соединений А. М. Бутлеровым - выдающимся представителем великой Казанской научной школы. 6 февраля исполнилось 150 лет со дня рождения основателя выдающейся школы химиков в Московском университете и в РАН академика Н. Д. Зелинского. В рамках Международного года химии проведены олимпиада школьников России на родине М. В. Ломоносова - в Архангельске, Международная Менделеевская олимпиада в МГУ
имени М. В. Ломоносова. Осенью текущего года состоится XIX Международный Менделеевский съезд в Волгограде, запланированы творческие конкурсы, конференции учителей, работников библиотек и много других мероприятий.
Открывая в 1748 году первую лабораторию в России, М. В. Ломоносов сказал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна - усовершенствование естественных наук, другая - умножение жизненных благ».
Выдающийся российский ученый - основатель всемирно известной отечественной школы биохимии растений К. А. Тимирязев в предисловии к английскому изданию своей книги The Life of the Plant (London, 1912) писал: «Я постоянно придерживался правила профессора Армстронга, с которым вполне согласен: «Чему бы мы в нашей школе не учили, мы не должны забывать о химии: она наука о жизни, так как жизнь-ряд последовательных химических превращений; она, следовательно, основа физиологии».
Достижение фундаментальных целей, сформулированных нашими великими предшественниками, создание новых материалов, лекарств, новых технологий, открытие новых реакций и явлений возможно лишь при глубоком естественно-
* Валерий Васильевич Лунин - академик РАН, декан химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, руководитель научной программы «Подготовка специалистов для химической промышленности России», председатель учебно-методического совета учебнометодического объединения по химии классических университетов России.
математическом и гуманитарном образовании в школе. Всеобщее возмущение педагогической, научной общественности, родителей вызвал представленный на утверждение правительства проект стандарта среднего (полного) образования.
Основной разработчик этого стандарта генеральный директор издательства «Просвещение»
А. М. Кондаков признает: «Реформы системы
школьного образования России не дали ожидаемого эффекта. Поэтому впервые в нашей истории мы построили стандарты начального, основного и среднего общего образования как общественный договор - ответ на запрос семьи, общества и государства. В основу стандарта был положен системно-деятельностный подход, ориентированный на ребенка и позволяющий достичь не только предметного, но и личностного результата». Думаю, этого достаточно, чтобы авторов отстранить от работы над важнейшим документом, определяющим не один сегодняшний день их жизни в России, а будущее наших детей и внуков.
В опубликованном варианте отмечены обязательные для всех предметы: «физкультура»,
«ОБЖ», «Россия в мире» и подготовка индивидуального проекта. Остальные предметы - по выбору учащегося. Авторы проекта и глава Рособрнадзора Л. Глебова объясняют причину массового неприятия стандарта тем, что «его просто надо переводить с профессионального языка, чтобы было понятно, что там имеется в виду». Такой язык перевести на русский невозможно. В основу стандарта обязательно должны входить: русский язык, русская литература. Именно великая русская литература воспитывает в наших душах патриотизм и любовь к отчизне. Никакой курс «Россия в мире» не сможет исполнить роль русской литературы в формировании личности гражданина своей страны. Математика, физика, химия, биология вместе с русским языком и литературой формируют мировоззрение, представление о целостной картине мира во всем его многообразии.
Введение ЕГЭ привело к резкому падению уровня знаний у выпускников средней школы. По последним данным лишь 30% молодежи читают художественную литературу. ЕГЭ разрушил системное предметное образование. В последние годы число выпускников средней школы снижается. В этом году всего 790 тысяч закончат среднюю школу. Около 80% из них выбирают ЕГЭ по общест-вознанию, 20% - историю. Физику, химию выбирают 12-15%. На встрече с победителями олимпиад школьников и обладателями президентских грантов 18 марта 2010 года Президент нашей страны Д. А. Медведев сказал: «Курс на модернизацию
экономики и на создание современных технологий, их использование в нашей экономике стал одним из ключевых направлений развития нашего государства». Президент отметил: «...за последние пять лет российские школьники завоевали по математике 30 медалей, по астрономии - 28, по физике - 22, по химии - 20, по информатике - тоже 20, по биологии - 16». Российские предметные олимпиады школьников - это достояние нашей страны, одна из лучших инноваций в образовании, существующая десятилетия.
Три года назад по инициативе вицепрезидента РАН, ректора МГУ, академика
В. А. Садовничего Российский союз ректоров и Минобрнауки РФ учредили перечень вузовских олимпиад. Вначале их было 120, в 2010 году - 80, в этом - 72. В них участвуют более половины выпускников, учащиеся 9-10 классов. В этот перечень включены 11 олимпиад по химии. Участие в них во многом определяется личностью учителя. И при разработке новых стандартов, прежде всего необходимо уделить внимание статусу учителя. Сложившееся в последние десятилетия положение учителя в обществе требует внимания высших руководителей страны. Никогда еще в истории России статус учителя не опускался так низко, как в последние два десятилетия. Великая благодарность нашим коллегам-учителям, продолжающим «сеять разумное, доброе, вечное» на благо будущего нашей страны. Стремление Минобрнауки и разработчиков стандарта перейти на платное среднее образование приведет к печальным последствиям для нашего государства.
Официальная церемония открытия Международного года химии состоялась в Париже 26-28 января 2011 г. Выступившие с лекциями лауреаты Нобелевской премии - проф. Ж.-М. Лен, проф. Ли, проф. Ада Йонат отметили, что Международный год химии - дань великой женщине, дважды лауреату Нобелевской премии Марии Складовской-Кюри. Она, как и в науке, очень точно определила прогресс в обществе: «Цивилизация страны измеряется тем, какой процент бюджета отведен на национальное образование».
Ускорение темпов подъема нашей экономики, модернизации предприятий, их инновационного развития определяется, в первую очередь, качеством образования, вниманием к науке, ученым, уровню их жизни со стороны государства. В газете «Поиск» от 11 февраля 2011 г. профессор Анатолий Макаров привел численность исследователей, занимающихся НИОКР в государственных и частных компаниях (рис. 1) и общую численность исследователей в семи странах мира (рис. 2).
Рис. 1. Численность исследователей в государственных (синяя часть столбца) и частных компаниях.
На рис. 2 представлены общие расходы на НИОКР в 10 странах мира (млрд. долл.).
Рис. 2. Общие расходы на НИОКР в 10 странах мира (млрд. долл.).
Внимательный анализ этих данных не требует дополнительных пояснений. Отмечу лишь, что в Китае число исследователей в государственном секторе увеличилось в три раза - с 450 тыс. в 1998 г. до 1.5 млн. в 2008 г. В частных и частногосударственных компаниях - в четыре раза с 1 до 3.8 млн. Результат налицо: 10 лет назад экономика Китая была восьмой, сегодня это - вторая экономика мира. Сокращение финансирования институтов РАН, РФФИ, РГНФ вызывает сильную тревогу за реализацию провозглашенной программы модернизации страны.
С 1994 года Минобрнауки последовательно проводит линию на реализацию в вузах России Болонской конвенции. Наряду с подготовкой специалистов (5 лет обучения), стали вводить подготовку бакалавров (4 года обучения) и с 1998 года подготовку магистров (2 года обучения после получения диплома бакалавра). Учебно-методический совет по химии Учебно-методического объединения классических университетов, стремясь сохранить лучшие традиции химического образования, актив-
но работает над образовательными стандартами и программами для бакалавров, специалистов и магистров по направлениям. В табл. 1 представлена реализация в вузах системы двухуровнего образования.
В настоящее время подготовка химиков ведется в нашей стране по трем направлениям.
Таблица 1
Количество вузов России, в которых ведется подготовка специалистов, бакалавров и магистров по химии
Категория выпускников Количество вузов
2007 г. 2010 г.
Специалисты (в том числе только специалисты) 72 52 51 20
Бакалавры (в том числе только бакалавры) 23 2 33 5
Магистры 19 38
Всех трех категорий 19 17
Подготовка бакалавров химии (направление подготовки 020100), магистров химии (направление
020100) и специалистов (специальность «Химия»
020101) по программам классических университетов осуществляется в 80 университетах страны. Из них: 64 классических, 13 технологических и 3 педагогических. Всего химиков готовят в 64 субъектах Российской Федерации.
За последние годы прием абитуриентов на первый курс в условиях демографического спада практически не изменился (табл. 2).
Таблица 2
Прием абитуриентов-химиков на первый курс в 2007 и 2010 гг.
Прием
2007 г.
2010 г.
На специальность «Химия» (специалитет)
МГУ
На направление «Химия» (бакалавриат)
Всего
На направление «Химия» (магистратура)
Общий прием на подготовку Химиков-исследователей (специалисты + магистры)
20б1
21S
557
2833
153
2429
1бб4
23S
910
2809
480
2379
В тоже время, как отмечают все деканы, уровень знаний по химии, физике, математике у абитуриентов значительно снизился. В базисном учебном плане на изучение химии отводится 2 часа в неделю в 8-9 классах. В последние месяцы учителя химии Москвы, других регионов Российской Федерации задаются вопросом: на каком основании уже в этом году на изучение химии в 9-11 классах выделен всего один час в неделю? В 10-11 классах химия преподается не во всех школах. Химический факультет МГУ - единственный, где нужно представить 4 сертификата по ЕГЭ: по русскому языку, математике, физике и химии. В других классических университетах требуются два либо три сертификата ЕГЭ. Физика в их число не входит.
После введения закона о ЕГЭ химия и некоторые другие естественно-научные дисциплины стали необязательными при зачислении в технические и технологические вузы. Преподавателям технических университетов приходится изыскивать особые методологические подходы, чтобы обеспечить приемлемый уровень химических знаний у студентов к концу освоения ими курса химии в высшей школе.
23-24 сентября 2010 г. в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана состоялась II Всероссийская конференция «Химия в нехимическом вузе». Выражая тревогу за качество подготовки инженеров в нашей стране, участники конференции обратились к УМО по химии классических университетов России с предложением о создании при нём «Общественного Совета нехимических вузов по химии». Уверен, что уже в ближайшее время мы поддержим это обращение наших коллег из нехимических вузов.
Совсем недавно, накануне проведения XII съезда Ассоциации инженерного образования России во многих городах прошли семинары с оценкой современного состояния инженерного дела и инженерного образования в нашей стране. Мнение профессионального сообщества едино: печально, но факт - тезис о лучшем в мире российском инженерном образовании сегодня звучит неубедительно. О необходимости повышения качества подготовки инженеров говорил недавно Президент России Д. А. Медведев.
С 1 сентября 2011 года вузы России переходят на двухуровневое образование: бакалавриат - магистратура. Нормативные документы о правилах приема, распределении мест по численности Минобрнауки планирует выпустить в июне. Приведу данные о распределении бакалавров по различным видам деятельности в Европейских странах и Объединенном королевстве Великобритании (табл. 3).
Таблица 3
Распределение бакалавров по различным видам деятельности после получения степени, %
Страна Работа Работа + учеба Дальней- шая учеба
Г ермания 4.4 - 95.0
Дания 8.2 - 91.8
Франция 15.6 - 74.4
Италия 33.8 11.1 40.6
Ирландия 46.0 - 46.0
Англия 46.0 6.7 34.5
Можно видеть, что основная часть бакалавров стремится продолжить учебу. А как востребованы бакалавры в химических и родственных компаниях? Из данных табл. 4 видно, что очень ограниченно.
Таблица 4
Участие компаний в трудоустройстве бакалавров в странах Европы
Страна Профиль компании Числен- ность персона- ла Бака- лав- ров, %
Г ермания Химический 95000 0
Фармацевтический 10000 0.5
Франция Косметика 66000 1.5
Г олландия Химический 31000 16.6
Чехия Нефтехимия 6000 2.5
Финляндия Чистящие средства 300 0
Химический 4000 10-15
Англия Аналитическая лаборатория 80 7.5
Работая над новым поколением стандартов, мы обратились к потенциальным работодателям: Российский Союз химиков, «Еврохим», «Русал», «Роснефть», представительства зарубежных компаний в России: “BASF”, “Chevron”, “Du Pont”, “Bayer” и ряд других, и получили ответ: «Бакалавры нам не нужны».
За все время подготовки бакалавров нам не известны случаи проведения Минобрнауки мониторинга результатов трудоустройства выпускников бакалавриатов. По данным опроса членов УМС по химии, из всех выпускников 2006 года лишь 5% бакалавров приступили к трудовой деятельности.
В письме министру образования и науки А. А. Фурсенко от 27 марта 2009 года мы писали: «Учитывая состояние рынка жилья в стране и уровень материального обеспечения молодых специалистов, миграция специалистов с высшим образо-
ванием внутри страны в ближайшие годы маловероятна, и поэтому реализация двухуровневой системы (только бакалавр 4 года и магистр 2 года) с ограничением приема в магистратуру, по нашему мнению, со временем может привести к существенному снижению в стране объема научных исследований в области химии и других естественных наук и вообще в целом к уменьшению интеллектуального потенциала страны». Ответа, как обычно, мы не получили.
Всем нужны высококвалифицированные специалисты-химики.
УМС по химии УМО классических университетов неоднократно обращались к руководителям нашей страны, в Минобрнауки с обоснованием необходимости сохранения при переходе к Болонской системе ступени специалиста-химика со сроком обучения 5 лет.
При активной поддержке Председателя Совета УМО академика В. А. Садовничего УМС по химии удалось сохранить в рамках перехода на двухуровневое образование с 1 сентября 2011 года подготовку специалистов (5-летнее образование). Однако Министерство образования и науки до настоящего времени не опубликовало нормативные документы, регламентирующие действия вузов в этих условиях.
Возникают два принципиальных вопроса:
1. как будет планироваться министерством план приема на первый курс вузов: план по бакалаврам и отдельно план по специалистам или план будет общим, а ректораты и факультеты сами будут планировать соотношение бакалавров и специалистов?
2. будет ли обязательным зачисление 25 абитуриентов в одну группу (на чем настаивает Минобрнауки), и что будет, если вуз зачислит менее 50 абитуриентов (20-40 человек)?
Почему эти вопросы принципиальны?
В 2010 году почти в половине университетов, готовящих химиков, зачислили на первый курс менее двух групп студентов полного состава и в том числе почти половину в составе менее одной группы (до 25 человек).
Исходя из задачи обеспечения кадрами высококвалифицированных химиков, научных исследований в институтах РАН и научных центрах, других государственных и негосударственных организациях, УМС по химии считает целесообразным по результатам зачисления абитуриентов на первый курс в 2011 году:
• разрешить вузам организацию 2 студенческих групп неполного состава (одну для подготовки бакалавров и одну для подготовки специалистов);
• в случае приема до одной группы студентов разрешить части студентов по их заявлениям после окончания 3 курса завершать образование по программе специалистов по индивидуальным планам.
По состоянию на 15 октября 2010 года для организации приема в 2011 г. имеют лицензии:
- на подготовку бакалавров - 77 % университетов;
- на подготовку магистров - 72% университетов;
- на подготовку специалистов - 91% университетов.
Как уже отмечалось, более половины университетов принимают на первый курс 20-25 человек В этих университетах жизненно необходимо сохранить подготовку специалистов-химиков. В любом другом варианте многие регионы страны могут остаться без кадров.
В настоящем сообщении я попытался отразить сегодняшние проблемы и тревожные тенденции в подготовке кадров для химического образования, науки и промышленности в нашей стране. В значительной степени это относится и к другим областям естествознания.
Хочется верить, что Международный год химии привлечет внимание руководителей государства, химического сообщества, всего общества к химии - науке, во многом определяющей научнотехнический прогресс. Химия давно стала частью материальной культуры общества. Без химии нет медицины, биологии, физики, фармакологии, нет современной нефтегазохимии и нефтепереработки, нет инженерии. Без химии нет жизни!