Научная статья на тему 'Болонский процесс в образовательных системах Латвии, Литвы и Эстонии'

Болонский процесс в образовательных системах Латвии, Литвы и Эстонии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1124
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЛАТВИЯ / ЛИТВА / ЭСТОНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / BOLOGNA PROCESS / LATVIA / LITHUANIA / ESTONIA / EDUCATIONAL AREA / NATIONAL SYSTEMS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифоров Никита Валерьевич

В 2009 г. исполняется 10 лет участия Латвии, Литвы и Эстонии в Болонском движении. Цель данной статьи проанализировать итоги реформирования национальных систем высшего образования этих государств по основным направлениям Болонского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bologna Process in Educational Systems of Latvia, Lithuania and Estonia

2009 is the 10th anniversary of Latvia, Lithuania and Estonia participation in the Bologna process. The aim of this article is to analyse the results of the reforms in the national educational systems in concern with Bologna process main action lines.

Текст научной работы на тему «Болонский процесс в образовательных системах Латвии, Литвы и Эстонии»

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ЛАТВИИ,ЛИТВЫ И ЭСТОНИИ

Н.В. Никифоров

Кафедра мировых политических процессов Московский государственный инстит международных отношений (университет) прocn. Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454

В 2009 г. исполняется 10 лет участия Латвии, Литвы и Эстонии в Болонском движении. Цель данной статьи — проанализировать итоги реформирования национальных систем высшего образования этих государств по основным направлениям Болонского процесса.

Ключевые слова: Болонский процесс, Латвия, Литва, Эстония, образовательное пространство, национальные системы высшего образования.

В настоящее время существует десять основных направлений Болонского процесса (официальное название «The Bologna process 10 Action Lines»). Первые шесть направлений были названы в Болонской декларации «Зона европейского высшего образования» 19 июня 1999 г. К этим направлениям относятся следующие: признание системы сопоставимых степеней (квалификаций) и периодов обучения; принятие системы двух образовательных уровней; внедрение системы кредитов ECTS; содействие росту мобильности студентов, академического и административного персонала; обеспечение качества высшего образования; содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании. В Пражском коммюнике 2001 г. «К европейскому академическому пространству» министры образования 32 европейских стран дополнили список основных направлений, указав на «неизбежную перспективу обучения в течение всей жизни» [7] и «высказали убежденность в том, что студенты должны участвовать в деятельности университетов и влиять на организацию и содержание обучения» [8]. В Берлинском коммюнике 2003 г. «Процесс создания европейского образовательного пространства» были сформулированы два дополнительных направления: «расширение европейской составляющей в национальных системах высшего образования» [9] и поддержка «сети докторской подготовки» при наличии взаимодействия между общеевропейским образовательным и исследовательскими пространствами.

На встрече в Бергене (Норвегия) 19—20 мая 2005 г. министры образования стран — участниц Болонского процесса подвели промежуточные итоги и определили цели и приоритеты развития Болонского движения до 2010 г. В настоящее время в Болонском движении принимает участие 45 стран. Прогнозируется, что к концу 2010 г. в него будет включено около 4000 европейских университетов, в которых будет обучатся более 12 млн студентов [7]. К концу 2010 г. планируется, в частности, следующее: завершить формирование Европейского пространства высшего образования на началах качества и прозрачности; достигнуть сбалансированности национальной и общеевропейской (болонской) составляющих с учетом рекомендации «избегать излишнего разнообразия к 2010 году»; обеспечить достаточный уровень автономии вузов; обеспечить устойчивое финансирование высшего образования; завершить освоение трехцикловой структуры высшего образования; обеспечить широкое применение всеобъемлющей структуры квалификаций.

В силу того, что автономия вузов трактуется как необходимое и важное условие Болонских реформ, будем рассматривать ее достижение как 10-е направление Болонского движения.

1. Признание системы сопоставимых степеней и периодов обучения. Введение приложений к диплому (Diploma Supplement). После подписания Латвией Лиссабонской концепции в 1997 г. и ее ратификации в 1999 г. были внесены изменения в Закон о высших учебных заведениях (статьи 84 и 85) и в Закон об образовании (статья 11).

Литовская Республика присоединилась к Конвенции по признанию квалификаций высшего образования в Европейском регионе Совета Европы/ЮНЕСКО (в дальнейшем, Лиссабонской конвенции). Структуры уровней (ступеней) системы образования в Литве приведены в соответствие со шкалой ISCED ЮНЕСКО (1997 год). Лиссабонская конвенция была подписана 11 апреля 1997 года, ратифицирована 15 октября 1998 года.

В Эстонской Республике для принятия решения по признанию иностранных квалификаций в 1997 г. был основан Национальный Академический информационный центр признания, функционирующий как подразделение Фонда Архимеда, действующего как эстонский центр ENIC/NARIC. Центр оценивает иностранные квалификации, сравнивая их с квалификациями, полученными в Эстонии, и содействует вузам и работодателям в решении проблемы признания зарубежных дипломов.

2. Признание системы трех образовательных уровней: бакалавриат — магистратура — докторантура. В странах Балтии принятие Болонской системы трех образовательных уровней представляло собой переход от советской системы: «специалист — кандидат наук — доктор наук» к системе «бакалавр — магистр — доктор». В целом, этот переход был осуществлен достаточно быстро и безболезненно. В Латвии двухуровневая система была полностью внедрена в профессиональном высшем образовании с 2001 г. за исключением, как и во многих других странах, программ обучения по медицине, стоматологии и фармации. В Эстонии в «Законе об университетах», принятом Государственным тобранием Эстонской

Республики 12 января 1995 г., записано: «Уровни высшего образования (2). Академическое обучение имеет три уровня: цикл бакалавра, магистратура и докторантура» (статья 24). С 2000 г. трехуровневая система законодательно введена и в Литовской Республике, хотя фактически она действует с 1993 г. В настоящее время в Латвии, Литве и Эстонии институт докторантуры в полной мере сложился и успешно функционирует. Так, в 2008 году в Латвийской Республике было лицензировано более 90 докторских программ.

3. Введение системы кредитов ECTS (European Credit Transfer System). В Латвии система кредитов (зачетных единиц) в полной мере действует с 1998 г. Она совместима с ECTS, но основана не на 60, а на 40 кредитах в учебном году. Литва также использует 40-кредитную систему зачетных единиц. Однако наряду с национальной в приложениях к дипломам указывается и система кредитных единиц ECTS. Согласно предложению конференции ректоров Литовских университетов Министерство образования и науки готовит внесение поправок в «закон о высшем образовании» о замене национальной системы кредитов на ECTS [8]. В Эстонской Республике успешно действует аналогичная Латвии и Литве национальная система кредитных единиц, и в ближайшей перспективе в этих странах планируется полный переход на Европейскую систему кредитов.

4. Содействие росту мобильности студентов и академического персонала. Росту мобильности студентов стран Балтии и мобильности студентов в страны Балтии способствуют такие проводимые вузами и поддерживаемые министерствами образования мероприятия, как растущее количество курсов на английском; разработка междисциплинарных курсов на английском языке для приезжающих иностранных студентов; хорошие условия проживания иностранных студентов; рост участия в международных студенческих выставках в пределах и вне Европы; поправки в законе относительно языка обучения, др. В странах Балтии систематическая академическая мобильность началась в связи с вспомогательной программой Европейского Союза «Tempus Share» и позже в результате реализации программы кооперации «Erasmus» Европейского Союза.

5. Обеспечение качества высшего образования. Латвийская система обеспечения качества высшего образования была создана в середине 1990-х годов. Первая аккредитация в Латвии состоялась в 1996 году. К концу 2002 года все программы обучения и вузы прошли процедуру аккредитации. Согласно принятым нормам, аккредитация действительна в течение шести лет (условная аккредитация — два года). В течение этого периода аккредитованные программы и вузы должны представлять годовые отчеты по самооценке. Литовская национальная система обеспечения качества высшего образования была заложена в 1995 году. Сегодня она в своей основе соответствует стандартам и руководящим принципам обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования. В Эстонии аккредитация программ осуществляется на семь лет (условная аккредитация — на три года). В течение 1997—2002 гг. был проведен первый раунд аккредитаций, в который было включено около 500 программ обучения. В странах Балтии в настоящее время действует внутренняя система обеспечения каче-

ства в форме ежегодных самооценок вузов, которые являются обязательной процедурой для всех государственных и негосударственных высших учебных заведений, и внешняя (экспертная) оценка качества, организуемая независимыми центрами оценки качества.

6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании.

Латвийское правительство содействовало внедрению в национальную систему высшего образования таких важнейших Болонских приоритетов, как введение структуры двухцикличных уровней; создание системы обеспечения качества с участием международных представителей и включая аккредитацию программ и институтов; полное введение системы кредитов для перевода и накопления; введение приложения к диплому, обязательно выдаваемого всем выпускникам на латышском и английском; разработка национальной программы по поддержке докторантуры и постдокторского исследования и национальной программы реализации стратегии обучения в течение всей жизни [9].

Литовская национальная группа промоутеров Болонского процесса эффективно реализует идеи Болонского процесса в академическом обществе, организовывает национальные конференции по болонским проблемам, привлекая иностранных экспертов. Национальная группа промоутеров Болонского процесса и национальная Болонская рабочая группа тесно сотрудничают между собой [10]. В Эстонской Республике существенное содействие европейским воззрениям в сфере высшего образования оказывается как на государственном уровне, так и на уровне высших учебных заведений: после 2003 года была разработана схема государственной поддержки мобильности студентов и академического персонала, а также стратегический документ об интернационализации образования и международная маркетинговая стратегия высшего образования Эстонии.

7. Обучение в течение всей жизни (lifelong learning). В Латвийской Республике стратегия непрерывного образования включена в национальную программу по развитию непрерывного образования. Пока не существует национальных процедур по признанию предшествующего образования. Однако вузы могут оценивать завершение обучения вне системы высшего образования. Развитие методологии по признанию предшествующего обучения является задачей Латвийского центра ENIC/NARIC. В Литовской Республике период обучения определяется самими вузами. Приказ министерства о процедурах по признанию периодов обучения определяет права институтов и обязанности в признании периода обучения, что одновременно дает доступ к обучению и позволяет переводить накопленные кредитные единицы. К настоящему времени в значительно большей степени, чем в Латвии и Литве, концепция обучения в течение всей жизни проработана в Эстонской Республике, где она регулируется всеобъемлющем документом «Стратегия непрерывного обучения на 2005—2008 годы в Эстонии» [1]. Этот документ содержит не только принципы и потребности в непрерывном обучении, но и цели, меры и план действий.

8. Повышение роли студентов в организации, содержании и обеспечении качества обучения. Интересы студентов Латвии на государственном уровне пред-

ставляет Латвийская ассоциация студентов, которая делегирует своих членов для участия в работе Совета по высшему образованию, Аккредитационной комиссии и национальной Болонской группе. На уровне вузов, согласно закону о высших учебных заведениях, представительство студентов (не менее 20%) обязательно в высших органах управления вузом — Академическом собрании и Сенате. Существенным является и участие студентов в обеспечении и контроле качества обучения. Кроме участия в работе Аккредитационной комиссии Министерства образования и науки, студенты принимают участие в руководстве национальными агентствами обеспечения качества через представителей в сенатах вузов, которые являются учредителями агентств обеспечения качества и контролируют их работу. Представители студентов обязательно включаются в состав каждой экспертной группы, осуществляющей внешнюю оценку качества обучения в качестве наблюдателей или полноценных экспертов. В Литовской Республике участие студентов в системе высшего образования регулируется законом «О высшем образовании». Согласно закону, минимум 10 процентов самоуправляющихся организаций вузов должны иметь в своем составе представителей из числа студентов. Представители студентов являются также членами надзирающего и консультативного органа — совета вуза [2]. Законодательством Эстонии предусмотрено обязательное участие студентов в совете университетов и других вузов, количество студентов как представителей советов не должно составлять менее одной пятой всех членов совета.

9. Автономия высших учебных заведений и академические свободы. Круг вопросов, которые вузы Латвии и Литвы могут решать автономно (независимо от Правительств и других органов власти), приблизительно одинаков. Вузы стран Балтии имеют право: разрабатывать и принимать конституцию высшего учебного заведения; формировать личный состав высшего учебного заведения; определять содержание и формы учебных программ, правила приема, направления научноисследовательской работы, организационно-управленческую структуру, ставки оплаты труда; осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству и задачам деятельности высшего учебного заведения. В Латвийской Республике автономия вузов регламентируется законом «О высших учебных заведениях» (статья 4) [11], принятом 17.11.1995 г., а в Литовской Республике — законом «О высшем образовании» (статья 9 — Автономия высших школ) [12], принятом 05.10.1995 г.

Академические свободы весьма подробно описаны в законодательстве Латвийской Республики (закон «О высших учебных заведениях». Статья 6. Академическая свобода) применительно к свободе обучения, исследовательской работе, художественному творчеству и свободе обучающихся в выборе вуза, программы, периодов обучения и части учебных дисциплин. В Литовском Законодательстве (закон «О высшем образовании». Статья 9) академические свободы распространены на свободу выбора формы и направления обучения, присвоение академических степеней, профессиональных квалификаций и академических имен. Государственные университеты в Эстонии являются независимыми. В добавление

к организации академической жизни университета в компетенцию университета входит открытие новых учебных направлений, установление условий и сроков поступления, утверждение бюджета, структуры, плана развития, выборы ректора и принятие решений о пользовании имуществом.

10. Расширение европейской составляющей в национальных системах высшего образования. В Латвийской Республике не существует никаких правовых препятствий для разработки и реализации совместных с другими европейскими вузами программ обучения, выдачи двойных дипломов, признания степеней, периодов обучения и для реализации других европейских аспектов в национальной системе образования. Латвийские вузы принимают все большее участие в европейских мероприятиях, в деятельности Европейской ассоциации университетов, в том числе и как эксперты по проектам или европейские спикеры на конференциях вне Европы. Закон о высшем образовании Литовской Республики (2000 г.) и Общие требования к совместным программам обучения (2006 г.) обеспечивают возможность вузов Литовской Республики реализовывать учебные программы совместно с иностранными вузами и устанавливать общие требования, присуждать совместные квалификационные степени и профессиональные квалификации. Резолюция правительства об утверждении плана действий литовской системы высшего образования на 2006—2010 год внедряет концепцию подготовки, оценки и регистрации совместных учебных программ, созданных литовскими вузами вместе с иностранными партнерами, и является предпосылкой для гарантии качества высшего образования в соответствии с потребностями обучения.

Эстонские вузы активно участвуют в образовательных и исследовательских программах Европейского Союза. Далеко не все вузы приняли стратегию интернационализации, но многие вузы считают необходимым повышать число иностранных студентов. Эстонские вузы также принимают участие в работе международных сетей: сеть университетов столиц Европейских стран (UNICA), Европейская ассоциация высших учебных заведений (EURASHE), региональные сети ректорских конференций, тематические сети при поддержке Европейской Комиссии и другие отдельные сети и ассоциации.

Единое образовательное пространство Балтийских стран. Новая стратегическая цель для Европейского Союза — «стать самой конкурентоспособной и динамичной экономикой в мире, основанной на знаниях». Болонская декларация является не просто политическим заявлением, а обязательством следовать определенному плану. Программа действия, изложенная в Декларации, основана на ясно определенной общей цели — создание европейского пространства высшего образования (European Higher Education Агеа), способствствующего трудоустройству, мобильности граждан и росту конкурентоспособности европейского высшего образования.

Определенный вклад в создание европейского пространства высшего образования путем заключения договоров о сотрудничестве в области образования министерствами Балтийских стран был внесен еще до прямого призыва к этому Европейских министров образования в Бергене. Однако, если первый договор о сотрудничестве Балтийских стран в области образования был подписан на уровне

министерств (Рига, 12 октября 1990 г.) без непосредственного влияния рекомендаций Европейского Союза, то спустя 15 лет этот договор обрел статус межправительственного и содержал прямые ссылки на Лиссабонскую конвенцию 1997 года, которая являлась для него прямым практическим регулятивом. Договор описывал области (статья 2) и формы сотрудничества (статья 3), а также взаимное признание эквивалентности документов об образовании. Так, статья 5 Договора гласит: «Договаривающиеся Стороны организуют изучение вопроса о взаимном признании эквивалентности аттестатов, дипломов, ученых степеней и знаний и с этой целью будут обмениваться документацией и проводить встречи экспертов» [4]. В 10-й статье Договора сказано: «Настоящий договор заключается сроком на три года. Если ни одна из Договаривающих Сторон не заявит о прекращении Договора в указанные сроки, то он автоматически продлевается на следующие три года».

В 2000 году в Кретинге был подписан правительственный договор между правительством Латвийской Республики, правительством Литовской Республики и правительством Эстонской Республики «О создании совместного пространства высшего образования в государствах Балтии». Основной целью этого документа было развитие мобильности студентов и предоставление им одинаковых прав во всех трех странах. Спустя 5 лет этот документ был дополнен признанием квалификаций.

Подводя итоги анализа достижений стран Балтии по внедрению Болонских принципов и решений в национальные системы высшего образования, представляется обоснованным отметить следующее. Введение системы трех образовательных уровней (бакалавриат — магистратура — докторантура), европейских приложений к диплому, признание системы сопоставимых степеней и периодов обучения успешно реализовано всеми вузами Латвии, Литвы и Эстонии. Существенная работа проведена по созданию системы обеспечения и контроля качества высшего образования. Созданы механизмы обязательного участия студентов в деятельности вузов, в организации и содержании обучения и оценке его качества. Резко возрасла и почти достигла среднеевропейского уровня мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов. Введены и действуют национальные системы оценки объемов учебной работы в кредитах. Осуществляется работа по переходу национальных систем кредитов в европейскую систему кредитов ECTS.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Heli Arv. Implementing of Bologna Process — financial instruments and policies Estonia experience.

[2] Estonian lifelong learning strategy for the years 2005—2008 // Implementing the «Education and Training 2010» Work Programme: 2005 Progress Report. Estonia. European Commission. Education and Culture. Lifelong Learning: Education and Training policies. Coordination of Lifelong Learning Policies. — Brussels, December 2005.

[3] Договор между министерством народного образования Латвийской Республики, министерством образования и культуры Литовской Республики и министерством просвещения Эстонской Республики о сотрудничестве в области высшего образования. — Рига,

12.10.1990.

[4] Договор между министерством народного образования Латвийской Республики, министерством образования и культуры Литовской Республики и министерством просвещения Эстонской Республики о сотрудничестве в области высшего образования. — Рига,

12.10.1990.

[5] Договор между правительством Латвийской, Литовской и Эстонской Республик «О создании совместного пространства высшего образования в государствах Балтии», 08.12.2000.

[6] Договор между правительством Латвийской, Литовской и Эстонской Республик «Об академическом признании квалификации образования в общем образовательном пространстве», 2005.

[7] «The European Higher Education Area — Achieving the Goals». Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen, May 19—20, 2005 // www.bologna-bergen2005.

[8] www.dcsf.gov.uk/londonbologna/uploads/documents/LithuanianNationalReport.doc

[9] National Report of the implementation of the Bologna process in Latvia (December, 2006) // www.ttc.lv

[10] Bologna process National Report 2005—2007. Lithuania, December, 2006 // www.dcsf.gov.uk

[11] www.izm.gov.lv

[12] www.lrs.lt

BOLOGNA PROCESS IN EDUCATIONAL SYSTEMS OF LATVIA, LITHUANIA AND ESTONIA

N.V. Nikiforov

World Political Processes Chair Moscow State Institute of International Relations (University)

Vernadsky Av., 76, Moscow, Russia, 119454

2009 is the 10th anniversary of Latvia, Lithuania and Estonia participation in the Bologna process. The aim of this article is to analyse the results of the reforms in the national educational systems in concern with Bologna process main action lines.

Key words: Bologna process, Latvia, Lithuania, Estonia, educational area, national systems of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.