Научная статья на тему 'Знаменательные числа'

Знаменательные числа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знаменательные числа»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.И. Садов

Знаменательные числа

Опубликовано:

Христианское чтение. 1910. № 2. С. 193-213.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Знаменательныя чиела *)•

УІ.

ІТѴЬ ПРОЦЕССѢ развитія человѣческаго ума есть много |у| -ступеней, чрезъ которыя проходитъ мысль человѣка. Восхожденіе съ низшей ступени на высшую условливается выработкою и постепеннымъ развитіемъ пріемовъ мышленія, параллельно съ расширеніемъ круга наблюдаемыхъ и мыслимыхъ предметовъ. Между этими пріемами мыслительной дѣятельности человѣка, уже съ его ранняго возраста, пріобрѣтаетъ болѣе и болѣе замѣтную силу, вмѣстѣ съ анализрмъ, являющимся сначала, конечно, въ примитивной, очень простой и несложной формѣ, такой же, сначала элементарный, синтезъ;, однимъ же изъ средствъ синтетичесдод дѣятельности ума служить сужденіе по аналогіи, Человѣкъ наблюдаетъ и разсматриваетъ явленія,.но онъ ще, такъ или иначе,р связываетъ ихъ, если они въ какомъ-либо отношеніи сходны, и . дѣлаетъ посильныя обобщенія и выводы.

Такимъ же путемъ могъ идти и умъ коллективнаго человѣчества,, остановившійся на нѣкоторыхъ числахъ и начавшій, вдумываться въ значеніе ихъ частой повторяемости. ЭДржно думать, что признаніе знаменательности нѣкоторыхъ чрселъ есть, въ большинствѣ случаевъ, именно одно изъ обобщеній, человѣческаго ума. Одинаково со многими другими обобще,-ніями ,оио есть результатъ наблюденій, произведенныхъ до извѣстной степени вдумчивою, но иногда еще поверхностно; •*)

•*) Окончаніе. См. декабр. кн. „Хр. за минувшій годъ.

работавшею и •• йладйічески-йайвною человѣчесшю' кйоію; надъ явленіями въ природѣ и въ окружающей жизни. И въ природѣ и въ жизни несомнѣнно весьма многое почти невольно приводило человѣка, особенно въ начальный періодъ его развитія, къ предположенію, иногда же къ рѣшительному заключенію, что то или другое число имѣетъ какое-то особенное значеніе, что съ нимъ связанъ нѣкоторый таинственный смыслъ. Разсматриваемыя съ этой точки зрѣнія, нѣкоторыя изъ приведенныхъ соображеній западныхъ изслѣдователей могутъ быть признаны, кажется, безъ колебанія, за весьма вѣроятныя.

Можетъ быть усісівк'о’ принято и намѢ'Іѣйное положеніе объ эволюціи въ примѣненіи къ поставленному вопросу. Еще въ древнемъ мірѣ подмѣченное, въ новое же время обстоятельно разъясненное и введенное въ законъ, явленіе измѣненія и развитія можетъ быть усматриваемо и въ той группѣ фактовъ духовной жизни человѣчества^ которая пЬдл^§й|ъ нашему разсмотрѣнію. Сначала было сознано человѣкомъ чісіо «Г», самое простое, элементарное число. На христіанскій взглядъ, это число прежде всѣхъ другихъ могло іірійѣп первому сотворенному человѣку на мысль уже потому! чѣо онъ изъ тварей бьтлъ единственное разумное существо на зеМлѣ, и’что существовалъ также Единый Всевышній Богъ, создавшій все. Потомъ явилось въ сознаніи первозданнаго чйсйо <г2». Всйкій, кто вѣритъ Библіи, можетъ признать іі это пОяв.іёйіе естественнымъ не только потому, что человѣкъ, кромѣ сУбя, зналъ' сворго Творца, Котораго противополагалъ себѣ, ѣакъ бытію тварному, но ’и потому, что, съ созданіемъ Евы, людей стало двое. Мысль первозданнаго, какъ и его жены,' естественно могла отмѣтить это явленіе. Къ тому же на гілазаііъ первыхъ людей были и Другія двоицы, которыя рѣзко бр’рСа-' лисъ въ глаза: были день и Ночь, утро и вечеръ, свѣтъ и мракъ; тепло и холодъ и т. д. Нѣсколько аналогичный;' соотвѣтственно измѣнившимся потомъ условіямъ жизни, проііеІ'Съ мысли моТъ переживать умъ людей и въ послѣдующее время. Закрѣпить въ памяти людей позднѣйшаго времени представленіе объ этомъ числѣ могли и нѣкоторыя изъ проЧихъ явленій дуализма, о которыхъ говорятъ изслѣдователи ’ воп{ІУСа. Затѣмъ выдвинулось число 3, а позже и дальнѣйшія чйслі, отчасти можетъ быть подъ дѣйствіемъ тѣхъ причинъ, которыя “ указываютъ названные раньше авторы. При этомъ, во отно-

шенію къ первобытному человѣку, едвали что-нибудь можетъ препятствовать намъ допустить, какъ возможную я въ нѣкоторой мѣрѣ вѣроятную, и мысль о Счетѣ этого человѣка (можетъ быть по пальцамъ) до очень небольшихъ сначала чиселъ. Немногія основныя числа могли быть у него въ теченіи нѣкотораго, хотя и весьма краткаго, времени единственными. Богъ далъ первымъ людямъ, вмѣстѣ съ «дыханіемъ жизни», только душу, какъ начало разумной жизни, только способность мыслить, способность къ знанію и къ его расширенію и углубленію, знаній же въ раскрытомъ видѣ, (кромѣ тѣхъ основныхъ представленій, которыя могли быть сообщены въ первобытномъ Откровеніи,) не далъ *). Съ развитіемъ и углубленіемъ мыслительной силы первыхъ'людей постепенно (хотя и необычайно быстро, вслѣдствіе совершенно исключительныхъ условій, при которыхъ явилась и жила на землѣ первая чета,) расширялись и числовыя представленія. То же было ш съ потомками первыхъ людей; нѣчто подобное повторяется и донынѣ съ каждымъ человѣкомъ, при его естественномъ развитіи. .

Однако, указанныя объясненія знаменательности чиселъ, по крайней мѣрѣ нѣкоторыхъ, едва ли могутъ быть признаны достаточно, сполна уясняющими предметъ, особенно для христіанскаго сознанія. Христіанинъ, нисколько не отрицая дѣйствительной силы' многихъ изъ тѣхъ соображеній, которыя указывались въ древнее время и указываются, нынѣ въ объясненіе : знаменательности чиселъ, могъ бы, кажется, для болѣе полнаго уясненія силы тяготѣнія • человѣческой мысли къ нѣкоторымъ числамъ, добавить еще два предположенія.

Что у человѣка есть вообще прирожденныя духовны^ склонности и стремленія, этого не станетъ отвергать никто., за-исключеніемъ .чистыхъ матеріалистовъ, т. е. людей съ матеріалистическими предубѣжденіями или — что то же -—предразсудками. Кто'научнымъ путемъ пришелъ къ убѣжденію, что безъ’ признанія Бога нельзя понять бытія и жизни міра, а безъ признанія самостоятельнаго духовнаго начала,, вь чедр-.

’) Срав. „Ветхозавѣтное вѣроученіе по времена патріарховъ“ — священника А. Л е бе д ѳ в а (1886), -„Тояк. Внбл:*. подъ ред-. А. Лопухина, 1, 12' (къ Выт. 1, 28), книгу А. II о к р о в с К аг о „Вибл. ученіе о перво*»-.' рѳл.ѵ 55—63, 420—121, диссертацій) архим. Ѳ е о ф а я а, „Тетраграмма“, (1905). стр. 166—167, и Z ö е k 1 ет. Die-Lehre vom Urständ des Menschen (1879), S. 41 42. 329—330.

вѣкѣ нельзя' Объяснить всѣхъ явленій въ человѣческой жизни, и отчасти именно поэтому вѣруетъ въ Откровеніе, тотъ можетъ пойти дальше. Онъ можетъ допустить, что человѣку, при самомъ его появленіи въ мірѣ (сначала въ лицѣ Адама), вмѣстѣ съ духомъ даны и нѣкоторыя, хотя бы неясныя, тяготѣнія къ сверхчувственному міру '). Если человѣкъ на всѣ свои дѣла налагаетъ печать собственной индивидуальности, то, восходя отъ созданія къ Создавшему, мы вправѣ заключить, что иі Творецъ человѣка положилъ на немъ печать Своего Божественнаго Существа въ видѣ стремленія къ Тріединому. Даже Узенѳръ, свободно судившій о религіозныхъ предметахъ и сущность религіознаго процесса видѣвшій, кажется, исключительно въ эволюціи, Откровеніе же видимо отвергавшій 2), признавалъ, что широко распространенное стремленіе у людей («у большей- части, можетъ быть у всѣхъ народовъ древности») представлять божество въ видѣ тріады дѣйствовало съ силою закона природы :'). Но что такое, въ сущности и нахристіан-

') Еще Цицеронъ цнсалъ: <hnnes esse vim et liaturam divinam arbi-trantur; uee vero id colloeuti» hominum, aut i-onsensus effeeit, non institutis opinio cst i'onfirmata, non legibus: omni autem in re consensio omnium gentium 1 e # и а t и г а e putauda eet. Cie. Tusc. disp. 1, 13, 80. Такъ какъ въ цитованной главѣ проводится параллель между двумя мыслями, съ. точки зрѣнія ихъ естественности или нрирожденности, то, въ виду такой аналогіи, выраженіе „lex naturae“ въ одномъ изъ членовъ сравненія можетъ Сыть пояснено выраженіемъ „natura du ее, nulla rati one nu!l 1 a<] ue doctriiia“, употребленнымъ въ другомъ членѣ сравненія! Такимъ Образомъ, по Цицерону, сама собственная природа наша приводитъ. насъ къ мысли о бытіи Божіемъ. Припоминается и выраженіе того же автора объ omui antiquitate, quae quo propius aberat ab ortu et d i v i и a p г о g e u i e, hoc melius ea fortasse, quae erant vera, cernebat Cfusc. ], 12, 26), ere же замѣчанія о томъ, что animum esse ingenera-tum a deo (De leg. I, 8, 24). что is agnoscat deum, qui unde ortus sit quasi record etur et cognoseat (ibid. § 25) и друг. под. Сравн. ком-меи.т.; Р. Кюнера къ Тускулавамъ (editio altera, 1835). Припоминаются и .сужденія [Ілатона о человѣческихъ идеяхъ, которыя составляютъ изначальное достояніе человѣка и о которыхъ онъ только вспоминаетъ при взглядѣ' на отобразы міра идей въ чувственномъ мірѣ, созданномъ силою Диміурга сообразно съ міромъ идей (W і n d е I h an d у Iw. Müller. Y, 1, 230, 244 и др.).

2) См. .Usone r, Verträge und Aufsätze (1907), въ особенности помѣщенную въ этомъ посмертномъ изданіи статью „Geburt und Kindheit Christi“, въ первый разъ напечатанную на нѣмецкомъ языкѣ въ томъ же самомъ (1903) году, въ которомъ вышла въ свѣтъ и статья Узенера о („Dreiheit“. Срав. Theol. Stud. u. Kr., 1909, 1 Heft, S. 132 ff. ;

3) IJ s о n о r, Dreiheit, 35; срав. löl.

скій взглядъ, »тотъ, законъ природы^ какъ не велѣніе Божіе, и что такое это могущественное стремленіе людейѵ какъ не тяготѣніе къ Отцу Небесному, изначала вложенное Творцомъ въ духовную природу человѣка? За симъ, если человѣческій духъ есть дыханіе Божіе (Быт; 2.7) и: въ этомъ смыслѣ свое истинное отечество имѣетъ на небѣ, то почему не могъ ■щъ сохранить, хотя бы (вслѣдствіе условій исторической жизни человѣчества на землѣ) смутно и даже въ искаженномъ видѣ, и нѣкоторыхъ представленій, получившихъ характеръ какъ бы предчувствій, о сверхчувственномъ тварномъ мірѣ? Кто вѣритъ Библіи и безъ необходимости не оставляетъ добрыхъ традицій старой экзегезы, тотъ приметъ во вниманіе и преданіе, хранившее, хотя и не въ чистомъ видѣ, первоначально болѣе ясную для людей истину ‘). Это преданіе являлось часто осложненнымъ и видоизмѣненнымъ вслѣдствіе присоединявшихся къ нему человѣческихъ измышленій; но существенное въ немъ, его зерно, сохранилось даже и подъ оболочкой человѣческихъ наслоеній. Образуя, напримѣръ, недѣлю изъ 7 дней, древніе люди, помимо другихъ предполагаемыхъ соображеній, могли руководиться и преданіемъ о 7 дняхъ или періодахъ творенія міра.

Приведенными . соображеніями принципъ эволюціи, безспорно дѣйствующій въ жизни человѣчества, не устраняется, а только ограничивается, и при томъ, на христіанскій взглядъ, по достаточнымъ основаніямъ. Этотъ принципъ, вмѣстѣ съ изначальнымъ преданіемъ, обнаруживалъ свою силу, въ частности, и у римлянъ, даже въ историческое время ихъ существованія. И у нихъ можно, кажется, видѣть слѣды прогресса въ развитіи чиселъ, и именно отъ единицы. Сатурналіи, напримѣръ. были сначала однодневныя, и только позже выросли въ семидневную праздничную недѣлю 2). Единица и понятіе единства могли имѣть въ глазахъ древнихъ римлянъ значеніе особое. Къ этому располагали ихъ уже проблески религіозной идеи монотеизма, наблюдаемые и у нихъ 3). При этой точкѣ * *)

9 Слѣды древнихъ преданій указываетъ при случаѣ А. Лопухинъ въ Вибл. Исторіи при свѣтѣ новѣйшихъ изслѣдованій № открытій (1889 г.), и А. Покровскій въ книгѣ: „Библейское ученіе о первобытной религіи (1901 г.).

*) Mac г ob. Sat. I. 10,2; М ar q u ar rl t-W і s so w а. Röm. Staate-verw., 587; Wissowa, Rel. u. K., 375.' ■'

a) См. статью: „Слѣды идеи о Единомъ Богѣ у древнихъ римлянъ“ въ „Христ. Чт.“, 1896, 11, 616 слл. Срав. ввглядъ проф. Ѳ. Бѣлинскаго на

зрѣнія обращаетъ вниманіе и идея единства въ соединеніи съ идеею тріадности, въ нѣкоторыхъ изображеніяхъ. По Узѳнеру, мысль объ единствѣ въ трехъ фигурахъ трехвидной Гекаты должна была повести и къ композиціи изображенія по идеѣ единства, при чемъ въ фигурѣ посредствомъ трехъ головъ выражалась идея тріады, единичность же фигуры выражала идею единства Самая тріадность представляется позднѣйшимъ явленіемъ. По мнѣнію даже Узенера, можно признать, что къ единому первоначально божеству были присоединены двѣ по бокамъ расположенныя фигуры, чтобы образовать такимъ образомъ тріаду 2). .

Принявъ въ указанныхъ соображеніяхъ относительно происхожденія знаменательныхъ чиселъ то, что можетъ быть признано твердо обоснованнымъ и вмѣстѣ не противорѣчащимъ основоположеніямъ христіанства, мы, кажется, лучше можемъ понять и исторію знаменательныхъ чиселъ у христіанъ.

VII.

Нѣкоторыя числа, бывшія знаменательными и даже священными въ глазахъ древняго до-христіанскаго міра, были таковыми же и въ представленіи христіанъ. Одни изъ этихъ чиселъ и у христіанъ и у язычниковъ служили для выраженія (поскольку это возможно для чиселъ) одной ,и той же, въ сущности. истины, христіанамъ извѣстной изъ Откровенія въ возможной для человѣка ясности и точности, сознанію же язычниковъ предносившейся въ смутномъ и даже извращенномъ видѣ. Если остановимся на числѣ 3 въ представленіяхъ о Пресвятой Троицѣ у христіанъ и о тріадѣ божествъ у язычниковъ, то здѣсь предъ нами будетъ, съ числовой стороны, нѣкоторое неоспоримое совпаденіе христіанскаго ученія съ языческими вѣрованіями, которыя, но указаннымъ выше причинамъ, могли также отображать, хотя и въ тусклыхъ очерта-. ніяхъ, долю или зерно истины 3). Нѣкоторыя изъ чиселъ соеди-

римскую религію, какъ поклоненіе міровой Волѣ въ ея различныхъ проявленіяхъ; только эта „міровая Воля представлялась римлянамъ не извнѣ, такъ сказать, руководящею міромъ, а живущею внутри его и проявляющеюся въ отдѣльныхъ актахъ его жизни: она была имманентна и актуальна“. Ѳ. 3 ѣ л и н с к і й. Изъ жизни идей, III, 10 слл., 82 сл.

') IJ sener, 165. г) Idem, 321.

3) Фактическія основанія для такой мысли изложены выше, въ отдѣлѣ I настоящей статьи, принципіальныя—въ отдѣлѣ VI. Обычное су-

йены у христіанъ.съ совершенно другимъ, чѣмъ у язычниковъ, содержаніемъ, я однако могли быть прямо взяты у язычниковъ. Принявъ эти числа и вложивъ въ нихъ свое содержаніе, христіане могли противопоставить ихъ языческимъ числамъ, имѣвшимъ свой .конкретный смыслъ. Тотъ же, въ сущности, образъ дѣйствій обнаруживается въ фактѣ сохраненія христіанами, въ качествѣ праздничныхъ, нѣкоторыхъ дней, считавшихся праздничными у язычниковъ, но, конечно, съ измѣненіемъ ;значенія, и цѣли празднованія такихъ дней христіанами *). .Аналогичныя же отчасти явленія представляютъ литературные факты въ родѣ составленія центоновъ изъ Виргиліевыхъ стиховъ для- изложенія Евангельскаго повѣствованія^ или въ родѣ эпическихъ поэмъ на христіанскія темы Все это — виды борьбы христіанъ съ языческими идеями.

, При обозрѣніи знаменательныхъ чиселъ у христіанъ необходимо, разумѣется, прежде всего имѣть въ виду то значеніе чиселъ, которое усвоялось имъ какъ Церковію, такъ и видными ея представителями, и которое такимъ образомъ получило авторитетность. Но затѣмъ, во второй линіи, могутъ быть .принимаемы въ соображеніе, какъ не лишенные интереса съ исторической точки зрѣнія, и относящіеся сюда взгляды народной массы. хотя бы и граничившіе иногда съ суевѣріемъ и даже (если говорить строго) съ кощунствомъ. Отобразъ идеи, тѣмъ, болѣе искаженный, не выражаетъ идеи въ ея чистомъ видѣ; но даже въ извращенномъ отображеніи идеи можно видѣть ея проблески.

жденіе, выраженное и въ „Церковномъ Вѣстникѣ“ 1909, № 20, отолб. 593 („Язычество все утопаетъ въ многобожіи; оно въ корнѣ и антитринитарно, и всецѣло враждебно единобожію“) страдаетъ преувеличеніемъ и должно быть ограничено; оно повторяется но традиціи, но безъ твердаго основанія. Сравн. „Христ. Чт.“ 1899, II, 501, и сборникъ статей по исторіи античныхъ религій—„Изъ жизни идей“, т. III, 1907, стр. 88. Сравн. здѣсь-же стр. 82, гдѣ нроф. Зѣлинскій устраняетъ возможныя перетолкованія его взгляда. По существу вопроса о греко-римскомъ язычествѣ интересна книга: G. S і h 1 е г, Testimonium апішае or Greek and Roman before lesus Christ. A series of essays and sketches dealing with the spiritual elements in classical civilisation. New-York, 1908. (Berl. ph. W. 1909, 36, -Ц15—1125).

i, ’) См., напр., статью F e г i a e, которую составилъ C. J u 11 i a n въ i> a r e m b e r g - S a g 1 i о Dictionnaire, IV, 1064—1065..

“) См. статью „Латинская древне-христіанская поэзія“ въ „Хр. Чт.“ 1904, окт., ноябр. и дек. книжки.

‘200 • .f

•! Число 3-вь христ1авдких<ь прбйсѣа»лѳйіяхіъ')'ійрзкдій Ш» соединяется Съ Именемъ Божественной - Тфбифы.: Ейвй ^Итать 1 лося. Іоанн. 5. 7—8 въ -русскомъ •йврё'вбдѣ•<¥fonСійюдіий»-ному изданію 1893 •года«'(«Ибо три свиД%гі,еЛвс¥йУЮ>ТІ'ійй/тіеѲѢ: Отецъ, Слово и Св. Духъ; и Сіи Три суть Едино. И три свидѣтельствуютъ на землѣ: дѴхъ, вода и кровь; н Сіи три объ одномъ»), то естественно можетъ явиться предположеніе,лЧто на высокую знаменательность числа 3 Обращалъ' нѣкоторое вниманіе еще апостолъ Іоаннъ Богословъ. Это предположеніе нужно, однако (по крайней мѣрѣ до времени), устранить) потому что подлинность словъ о Небесныхъ Свидѣтеляхъ возбуждаетъ большія сомнѣнія,'отразившіяся и Въ синодальномъ изданіи Новаго Завѣта на четырехъ языкахъ1). Остановимся на фактахъ безспорныхъ. Во славу Св. Троицы Церковь1 Ввела и весьма часто возглашаетъ молитву, называемую «ТриЗДятое», троитъ выраженіе «Аллилуія», установила1 троекратное пѣніе и чтеніе «Господи, помилуй»2) и подобное. Св. Троица часто представляется и въ изображеніяхъ: въ видѣ Старца, Ветхаго девми, Сына Человѣческаго и Голубя надъ Ними, а также .въ лшдѣ Іисуса Хряста въ водѣ, Голубя надъ Нимъ и Бога Отца въ высотѣ, — изображеніе, поводъ къ которому дали событія при крещеніи Господа въ Іорданѣ 3). Существовали и существуютъ символы, указывающіе на Св. Троицу, напримѣръ— въ видѣ треугольника съ Неусыпающимъ Окомъ Божества 4). Желаніе представить въ изображеніи, вмѣстѣ съ Троичностью

‘) Н. Сагарда. Первое соб. посл. св. Апостола и Евангелиста Іоанна

Богослова, 1903, стр. 206—260; срав. 601—610.

3) И въ Бытописаніи троекратныя повторенія имени Божія истолко-

вываются въ смыслѣ указаній на троичность Лицъ Божества. Священникъ А. Лебедевъ, Ветхозав. вѣроученіе во времена патріархойъ, стр. 101. г ,!'і

• р Обращаетъ вниманіе икона, на которой Св. Духъ представленъ сходящимъ на I. Христа въ лучахъ, идущихъ отъ Саваоѳа (Н: Покров-<■ к і й, Церк.-арх. музей спб. д. ак., 1909. стр. 89 и табл. 5), и другая икона, на верхней части которой изображенъ, въ кругѣ, СавВоѳъ въ видѣ старца, который держитъ въ рукахъ другой кругъ съ изображеніемъ Иммануила; надъ Еммануиломъ въ небольшомъ кругѣ Св. Духъ въ івНДѢ голубя. (Тамъ же, стр. 102—103 и табл. 17).

4) Срав. подобія, которыя указываетъ Іоаннъ Дамаскинъ ВЪ „Точномъ изложеніи правосл. вѣры“, гл. VI—VII (по перев. А.: Вр о-пвова, 1*94), и въ первомъ заіцитит. словѣ противъ порицающихъ <)й:- йкбны, гл. XI (по пер. А. Бронзова, 1893): умъ, слово, дыханіе; солнЦе, 'свѣтъ

Божественныхъ Ипостасей, и единство ихъ существа повело къ дальнѣйшему. Въ одной изъ боковыхъ долинъ по верховьямъ рѣки Аніена (Апіо), въ діоцезѣ Ананьи (Anagni), стоитъ небольшая уединенная перковь, посвященная Св. Троицѣ. Древняя чудотворная икона въ этой церкви (исполненная, какъ думаютъ, по византійскому образцу въ начальное время итальянской живописи), представляетъ Св. Троицу въ видѣ трехъ, нарисованныхъ рядомъ, фигуръ, похожихъ одна на другую до совершеннаго тождества; всѣ онѣ представляютъ воспроизведеніе изображенія Спасителя *). Изображенія Св. Троицы въ видѣ трехъ лицъ на одной головѣ были извѣстны и въ Россіи (съ XYIII, какъ думаютъ, вѣка), сперва въ гравюрахъ, а потомъ и въ иконахъ. На подобномъ изображеніи, имѣющемся въ музеѣ спб. духовной академіи, представлена голова съ тремя лицами, четырьмя глазами, тремя устами и проч. Въ этомъ изображеніи наблюдаются нѣкоторыя черты иконографическаго типа Спасителя ').

Спаситель нашъ возсталъ изъ мертвыхъ въ 3-й день. Тридневное воскресеніе Христово, прообразованное событіемъ въ жизни ветхозавѣтнаго пророка Іоны и прикровенно предска- * 56

*) II sen er, 180.

■) Н. Покровскій, Ц.-арх. м., стр. 93 и табл. 12; на стр. 93 ислл. даны интересныя свѣдѣнія изъ исторіи такого рода изображеній. Достойны вниманія изображенія такъ наз. ветхозавѣтной Троицы въ миніатюрахъ (Н. Покровскій, Евангеліе въ памятникахъ иконографіи, 1892, стр. 14—15) и въ иконописи (Н. Покровскій, Церк.-арх. музей, стр. 67 и таблица XXIII, стр. 68 и табл. XXV, стр. 95 и табл. 12, стр. 124 и табл. 44, стр. 132 и табл. 54, также стр. 19). Извѣстны и другія тріады у христіанъ. На миніатюрномъ изображеніи изъ лат. молитвенника, XV вѣка, хранящагося въ спб. д. академіи, представлена праведная Анна, на рукахъ ея Богоматерь въ видѣ дѣвочки, па рукахъ Богоматери—младенецъ Христосъ (Н. Покровскій, Ц.-арх. музей, стр. 55—

56 и табл. XVIII). Узенеръ, имѣя въ виду, какъ кажется, германскій простой народъ, говоритъ, что Іисусъ Христосъ, единственное Лицо Троицы, Которое можетъ быть изображено наглядно, затѣмъ—Его Мать и пріемный отецъ Іосифъ образовали новую тріаду для народа: „Jesus, Maria unci Joseph“ (Us oner. 45—46). Тотъ же изслѣдователь (s. 11) указываетъ другія низшія тріады. Это—дочери Софіи (Sophia)—Вѣра, Надежда и Любовь (Pistis, Elpis, Agape, лат. Fides, Spes, Caritas), и бывшая популярною въ Виѳиніи группа: Agape, Theophila и Domna. См. М і g и е, PG. 116, 1037 s. О прочихъ группахъ изъ трехъ лицъ см., напр., Н. Покровскій, Стѣнныя росписи въ древнихъ храмахъ, 1890, стр. 125, Ц.-арх. музей, 104—105 и соотв. таблицы, и Евангеліе въ памятникахъ иконогр.. 132 (о 3 волхвахъ, происходившихъ изъ 3 странъ).

14

занное самимъ Господомъ, сообщило числу 3, въ представленіи христіанъ, новую знаменательную черту, а его значимости— новую силу. Отсюда—троекратное обхожденіе и окажденіе престола предъ началомъ утрени въ Свѣтлый День, троекратное знаменаніе затворенныхъ церковныхъ вратъ кадиломъ крестообразно, троекратное пѣніе «Христосъ воскресе», троекратное возглашеніе священникомъ привѣтствія предстоящимъ: «Христосъ воскресе»—послѣ отпуста въ концѣ пасхальной утрени. Сошествіе Св. Духа на апостоловъ въ день Пятьде-сятницы совершилось въ 3-й часъ дня (Дѣян. 2, is). Отсюда— тѣ сближенія, которыя сдѣлалъ Іоаннъ Дамаскинъ въ нижеслѣдующемъ пѣснопѣніи: «Въ третій часъ, но въ одинъ нынѣшній день Господень, (Богъ) даровалъ благодать, чтобы внушить—почитать три Лица въ единствѣ существа: благословенъ Ты, Сынъ, Отецъ и Духъ» *).

Священное число 3 наблюдается нерѣдко въ чинопослѣдованіяхъ христіанскихъ. Въ одномъ чинѣ освященія воды, который указывается Узенеромъ, читаемъ слѣдующую молитву, произносимую священнослужителемъ 2):

I. ut hanc aquam benedicere digneris te rogamus, audi nos.

II. ut hanc aquam benedicere etsanctificare digneris, te rogamus, audi nos.

III. ut hanc aquam benedicere, sanctificare et consecrare digneris, te rogamus, audi nos.

Трижды повторяется моленіе, говоритъ нѣмецкій изслѣдователь, и съ каждымъ разомъ оно усиливается, при чемъ глагольныя выраженія наростаютъ. При каждомъ изъ инфинитивовъ дѣлается крестное знаменіе; слѣдовательно въ третій разъ полагаются три крестныхъ знаменія.

Въ другой сходной молитвѣ, приводимой тѣмъ же авторомъ, выражено: ...te domine treraentes et supplices depreca-mur ac petimus: ut hanc creaturam salis et aquae dignanter aspicias: benignus illustres: pietatis tuae rore sanctifices; ut ubicunque fuerit aspersa, per invocationem sancti tui nominis omnis infestatio immundi Spiritus abigatur, terrorque venenosi l

l) Богослужебные каноны па слав. и русск. языкахъ, изданные проф. Б. Ловягинымъ, 1861, стр. 106.

s) John marquess о f В u t о, The blessing of the waters on the eve of the Epiphany, Lond., 1901, p. 10 s., no U sen er, s. 2.

sorpentis procul pellatur, et praesentia Sancti Spiritus nobis misericorriiam tuam poscentibus ubique adesse dignetur. И здѣсь число 3 примѣняется не разъ — при моленіяхъ и при указаніи цѣли. Въ православномъ чинѣ освященія воды въ день Богоявленія встрѣчаемъ нѣчто подобное. Священникъ трижды произноситъ молитву, состоящую изъ трехъ членовъ: «Велій есп, Господи, и чудна цѣла Твоя, и ниединоже слово довольно будетъ къ пѣнію чудесъ Твоихъ». Трижды же возглашаетъ онъ: «Ты убо, Человѣколюбче Царю, пріиди и нынѣ наитіемъ Святаго Твоего Духа, и освяти воду сію». Слова: «Самъ и нынѣ, Владыко, освяти воду сію Духомъ Твоимъ Святымъ» опять произносятся трижды *). По замѣчанію Августина, ternarius numerus in raultis sacramentis шахіше excel-lit 2).

Выдѣлять это число изъ ряда прочихъ располагали христіанъ и слова ап. Павла о томъ «человѣкѣ во Христѣ», который «восхищенъ былъ до третьяго неба» 3).

Примѣчателенъ древне-христіанскій взглядъ на тріадность въ вещественномъ мірѣ, какъ на нѣкоторый отобразъ Божественной Троицы. Міровыя тріады: небо, земля и моря, солнце, луна и звѣзды ставились въ соотношеніе съ Пресвятой .Троицей 4).

Имѣли значеніе въ глазахъ древнихъ христіанъ и числа кратныя или производныя отъ 3-хъ. Августинъ въ De civitate Dei XVIII, 23 сообщаетъ извѣстіе о написанныхъ акростихами 27 стихахъ, такъ наз., Эриѳрейской Сибиллы, изъ на-

‘) М инея, январь, 6-е число. Троекратность повторенія словъ и цѣлыхъ предложеній, какъ и усиленіе словъ соотвѣтствующими придатками, можетъ, конечно, служить и для обозначенія полноты выраженія. Срав.: „Святъ, Святъ, Святъ, Господь Саваоѳъ“ и слово „треблаженное“ въ церковной пѣсни: „О, треблаженное древо, на немъ же распяся Христосъ Царь и Господь“. (Канонъ на Воздвиженіе Креста Господня, пѣснь 5, ирмосъ).

2) Въ твореніяхъ церковныхъ писателей есть очень много мѣстъ, въ которыхъ трактуется о числахъ, какъ это видно и изъ индексовъ, иногда очень обстоятельныхъ, каковъ index generalis къ твореніямъ Августина въ XI томѣ твореній его по изданію Миня. Для примѣра можно указать на Epistola ad Januarium въ 33 томѣ латинской серіи, соі. 204 ss. Собраніе и изученіе всѣхъ такихъ мѣстъ могло бы послужить предметомъ спеціальнаго и очень обширнаго труда.

J) 2 Кор., 12, 2; сравн. ст. 8: „трижды молилъ я Господа“ и проч.

4) Ambros. Epist 44 (Migne PL., XV*I, col. 1137 A).

14*

чальныхъ буквъ которыхъ образуются слова: ’Іт]оо5; Хреюто« (=ХріятіОѲ«о5{>іо; ооітт^р) (Orac. Sib. 8, 2І7 слл.), и самъ принимаетъ эти 27 стиховъ, какъ З3, qui mimerus quadratum ter-narium solidum reddit.

Къ признанію за числомъ 3, а также и за производными отъ него, особаго значенія могло располагать частое и уже по одному этому бросавшееся въ глаза употребленіе ихъ въ ветхозавѣтныхъ священныхъ книгахъ. Здѣсь эти числа употреблялись иногда съ болѣе или менѣе явственно выраженнымъ особымъ смысломъ; иногда самое соотношеніе между нѣсколькими приводимыми числами обращало на себя вниманіе нѣкоторымъ единствомъ идеи; даже употребленіе именно такихъ, а не другихъ чиселъ, въ качествѣ круглыхъ цифръ, могло иногда казаться характернымъ ‘).

Знаменательность числа 7 также была предуказана христіанамъ уже его особымъ значеніемъ въ бытіи міра и въ жизни избраннаго народа, какъ она представлена въ священныхъ для христіанъ книгахъ Ветхаго Завѣта. Твореніе міра совершено было къ седьмому дню, почему Творецъ «благословилъ» и «освятилъ» этотъ день, чѣмъ уже данъ былъ періодъ недѣли въ 7 дней; отсюда празднованіе субботы * 2). Соотвѣтственно этому 7 лѣтъ образовали у евреевъ субботній годъ, какъ 7 субботнихъ годовъ составили юбилейный годъ, который былъ завершеніемъ семи субботнихъ годовъ и праздновался въ каждый 50-й годъ. Многіе праздники, какъ, напримѣръ, праздники Пасхи и Кущей, продолжались 7 дней. Жертвы часто приносились въ количествѣ 7; разныя священныя и вообще особо важныя дѣйствія совершались по 7 разъ; священники являлись при нѣкоторыхъ случаяхъ въ числѣ 1, и т. д.3). То лге число выдвигается и въ Моисеевомъ законодательствѣ по

*) Соотвѣтствующія библейскія мѣста указаны, напр., въ Sacrorum Bibliorum vulgatae editionis Concordantiae, Venetiis, 1754, s. v. ter, trecenti, tredecim, triginta, tres и tria.

2) А. П о k p о b c k i й въ книгѣ „Библейское ученіе о первобытной религіи“, 1901, стр. 49—53, доказываетъ, что соблюденіе субботы, какъ дня покоя, посвященнаго воспоминанію творенія и прославленію Творца, современно самому началу человѣческой исторіи.

:1) Примѣры: Выт. 7,2. 4. 10; Лев. 14, 16. 27; 23,18; Числ. 23, 29; 28, 27; Нав. 6 глава; 1. Паралип. 15. 26; 2. Парал. 29. 21; Іов. 42, 8. Полный списокъ библейскихъ цитатъ данъ, подъ соотвѣтствующими словами, въ вышеназванной конкорданціи.

экономическимъ дѣламъ евреевъ *). Число 7 въ одномъ иногда библейскомъ стихѣ повторяется по нѣскольку разъ, притомъ въ разныхъ сочетаніяхъ * 2). Частымъ употребленіемъ въ библейскихъ книгахъ число 7 запечатлѣвалось въ сознаніи и памяти христіанъ, какъ число знаменательное.

Въ священныхъ книгахъ Новаго Завѣта число 7 также нѣсколько выдѣляется изъ ряда другихъ чиселъ. Апостолъ Петръ спросилъ Господа: «сколько разъ прощать брату моему, согрѣшающему противъ меня? до семи ли разъ?» (Мѳ. 18, 2і). «Іисусъ говоритъ ему: не говорю тебѣ: до семи, но до сѳд-мижды семидесяти разъ» (ст. 22). «И если семь разъ въ день согрѣшитъ противъ тебя, и семь разъ въ день обратится и скажетъ: каюсь; прости ему» (Лук. 17, *). Въ Апокалипсисѣ Тайновидца Іоанна Богослова упоминаются 7 церквей въ Асіи и 7 духовъ предъ престоломъ Божіимъ (1, «), 7 свѣтильниковъ около Господа (1, и—із), знаменовавшихъ 7 церквей (1, го), 7 звѣздъ въ десницѣ Господней, т. е. 7 Ангеловъ 7 церквей (1, го), книга, запечатанная 7 печатями (5, і), 7 роговъ и 7 очей Агнца (5,«), 7 трубъ у 7 Ангеловъ (8, г), 7 громовъ (10, з) и т. д. 3).

У христіанскихъ латинскихъ писателей число 7 встрѣчается весьма часто, и именно съ особымъ значеніемъ, ему усвояемымъ. У Тертулліана упоминаются 7 смертныхъ грѣховъ 4), которые, поводимому, противополагаются 7 христіан-

0 См. А. Лопухинъ, Вибл. Ист., I, 830 слл. о системѣ субботнихъ годовъ.

2) Примѣры: Левит. 13, 5 (по Синод. переводу): „Въ седмый день священникъ осмотритъ его (прокаженнаго), и если язва остается въ своемъ видѣ, и не разспространяется язва по кожѣ, то священникъ долженъ заключить его на другіе семь дней“. Тамъ же, 14, 7. 9: „и покропитъ на очищаемаго отъ проказы семь разъ, и объявитъ его чистымъ“; „въ седмый день обрѣетъ всѣ волосы свои“. Іис. Нав. б, 3: „и семь священниковъ пусть несутъ семь трубъ юбилейныхъ предъ ковчегомъ; а въ седмый день обойдите вокругъ города семь .разъ, и священники пусть трубятъ трубами“ и пр.

Іезеіс. 45,23: „и въ эти 7 дней праздника онъ долженъ приносить во всесожженіе Господу каждый день по 7 тельцовъ и по 7 овновъ безъ порока“.

3) Сравн. Андрея, архіѳп. кесарійскаго, Толкованіе на Апокалипсисъ, перев. съ греч., (изд. 2, Москва, 1893), стр. 6, 10, 16, 62 и Друг. о значеніи седмеричнаго числа.

*) Septem capitalia delicta суть; idololatria, blasphemia, homicidiura, adulterium, stuprum, falsum testimonium, fraus. T e г t u 11. adv. Marc. IV, 9. (II, p. 175 Oehler).

скимъ добродѣтелямъ. Лактанцій считалъ число 7 «законнымъ и полнымъ», н такое свое мнѣніе доказывалъ1). Амвросій говорилъ о томъ, что седмеричное число есть число полное 2). Августинъ признагалъ это, число совершеннымъ 3). Іеронимъ упоминалъ aeternam requiem, quae in septenario numero de-monstratm 4) Тотъ же писатель, имѣя въ виду Платоновъ Ти-мей и Цицероновъ переводъ Тимея, писалъ: sicut septenarius numerus Habet sacramentuni suum, sic sanctificatus atque per-fectus et, ut ita dicam, verus est numerus, qui unione retine-tur et unius Dei maiestate concluditur... Prima ergo beatitudo est esse in primo numero (seil, septenario), qui unus et verus est; secunda in secundo, id est in decade; tertia in tertio, id est in hecatontade; quartus numerus de decem constat hecatonta-dibus 5 *). У Григорія Великаго читаемъ: Quid in septeuario numero nisi summa perfections accipitur? 8). Въ «Правилахъ» Бенедикта выражено: septenarius sacratus numerus 7). Современникъ Августина африканецъ Тихоній называетъ свои septem regulae, служащія для уясненія Писанія, прямо «mysticae»8). У собирателя древнихъ указаній по многимъ отраслямъ знанія Исидора севильскаго, въ его извѣстныхъ Origines или Etymo-logiarum libri, изложено: ...numerum septenarium, quo univer-

') Septenarius numerus legitimus ae pienus est. Nam et dies septem sunt, quibus per vicem revolutis orbes conficiuntur annorum; et septem stellae, quae non occidunt; et septem sidera, quae vocantur errantia, quorum dispa-res cureus et inaequabilcs motus rerum ac temporum varietates efficere creduntur. Lact. Div. Inst. VII, 14.

-) Ambrosius, De Noe c. 12: septimus numerus pienus etc. (Migne XIV, 378). Въ одномъ изъ своихъ писемъ Амвросій представилъ цѣлый (хотя и небольшой) трактатъ объ этомъ числѣ. (Migne, XVI, col 1136 ss., conf. col. 1216 CD).

3) Augustin. De civ. D. XI. 31. Conf. De cons, evang. II, 4, и наименованіе perfectus для septenarius numerus въ Quaest. in Hept. (Migne,

t. 34, col. 634).

4) Hi er on. Comm, in Ezeeh. XII, 41.

5) H i e r on. in Amos. II, 5. (Migne. t. XXV, col. 1038 А). Въ Hieronymi Epist. 48, 19 (I, 230 A Vall.) читаемъ о нечетномъ числѣ: Impar numerus mundus est. Nunc enumerandum mihi est qui ecclesiasticorum de impari numero disputarint, Clemens Hippolvtus Origenes Dionysius Eusebius Di-dymus ncstrorumque Tertullianus Victorinus Lactantius Hilarius: quorum Cyprianus de septenario id est impari numero disserens quae et quanta di-xerit ad Eortunatum (c. 11, I, 337, 26 ss. Hartei), liber illius testimonio est.

f>) Greg. Magni Moral. I, 1, 18.

7) Benedicti Eegula 16. (Migne, t. 66, col. 455.).

B) Tichoniusy Migne, Patr. 1., t. 18, col. 15 B.

sitatis significatio saepe figuratur, qui etiam ipsi ecclesiae tri-buitur propter instar universitatis, unde et Iohannes apostolus in Apocalypsi ad VII scribit ecclesias '). Альдгельмъ особо выдвинулъ число 7, коснувшись (въ Epistola ad Acirciura sive liber de septenario etc.) его употребленія и значенія * 2). Отраженіе взгляда западной Церкви на число 7, какъ число священное и вмѣстѣ выражающее полноту, можно усматривать въ признаніи ею, одинаково съ православнымъ Востокомъ, седме-ричнаго числа таинствъ 3). Слѣды числа 7 наблюдаются и въ средневѣковомъ христіанскомъ мірѣ 4).

Число 7 для христіанскаго сознанія было числомъ знаменательнымъ, но знаменательность его не всегда имѣла доброе значеніе. По сдѣланнымъ наблюденіямъ, можно прослѣдить до среднихъ вѣковъ и новаго времени существованіе худого числа 7. Отмѣчая это, говорятъ, что возникновенію такого значенія нечего удивляться. Уже критическіе дни, на взглядъ древнихъ врачей, не всегда хорошо кончаются. И въ Ветхомъ Завѣтѣ число 7 иногда употреблялось—какъ говорится—in шаіат partem. Левит. 26, 18: «Если и при всемъ томъ не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказаніе за грѣхи ваши». Къ этому можно прибавить повѣствованіе о 7 бѣсахъ, изгнанныхъ Іисусомъ Христомъ изъ Маріи Магдалины (Мрк., 16, 9; Лук. 8, 2: срав. Мо. 12, 46). Срав. также 7 смертныхъ грѣховъ 5).

9 Isid. Orig. YI, 17, 17. (Migne, LXXXII, 248 C).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'-) Migne Patr. lat., LXXXIX, col. 161 ss.

3) Zückle r„ D. Tugendlehre des Christentums, 1904, s. 243 ff. Число 7 съ особымъ значеніемъ перешло и въ нашъ обиходный языкъ. Срав. выраженіе: „Семеро одного не ждутъ“. Здѣсь 7 означаетъ, кажется, просто полноту.

4) Одинъ изъ слѣдовъ распространенности числа 7 въ первые вѣка христіанства видимо усматривается Роторомъ въ ученіи гностика Васи-лида о 7 эонахъ. (Roscher, Hebdom., 174; срав. о Василидѣ въ „Лекціяхъ по исторіи дпевней Церкви“ проф. В. В. Болотова, II. 197 слл., въ приложеніи къ март. кн. „Хр. Чт.“ за 1909 г.). Въ связи съ этимъ упоминается о 7 сыновьяхъ Felicitas, которыхъ сравниваютъ'съ 7 сыновьями— Маккавеями (2 Макк. 7, 20 слл.), и о Passio septcm dormientium Григорія Турскаго. Срав. Jos, Führer, Ein Beitrag zur Losung der Felicitas—frage. 1890 (Wölfflin, Znr Zahlensymb., ЗЫ). Срав. церковное пѣснопѣніе: „Сед-мерицею пещь“. (Канонъ на Преображеніе Господне, пѣснь 8, ирмосъ).

5) Не лишено характерности, что К, о s с h с г, Hebdom., 174, сближаетъ 7 смертныхъ, особо тяжкихъ грѣховъ съ вышеупомянутыми 7 демонами. Любопытно мнѣніе, согласно которому эти 7 смертныхъ грѣховъ сво-

У первыхъ христіанъ число 7 связывалось и съ представленіемъ о недѣлѣ. Христіане приняли іудейскую недѣлю, состоявшую изъ 7 дней. Когда Евангеліе вошло въ греко-римскій міръ, то государственный календарь здѣсь не зналъ этой недѣли. Однако, она не была неизвѣстна на западѣ. Вслѣдствіе вліянія діаспора на языческіе круги, іудейская недѣля, какъ разъясняетъ ПІюреръ, уже вышла за предѣлы еврейства. Во всѣхъ большихъ торговыхъ центрахъ у Средиземнаго моря были іудейскія общины, которыя своею пропагандою всюду дѣлали пріобрѣтенія среди «богобоязненныхъ» язычниковъ. Іосифъ утверждаетъ, что нѣтъ города—ни у эллиновъ, ни у варваровъ, ни гдѣ бы то ни было, и нѣтъ народа, куда не проникло бы празднованіе субботы. Онъ при этомъ имѣетъ въ виду, какъ показываетъ контекстъ, празднованіе субботы не іудейскими кругами. Іосифъ преувеличиваетъ, но въ его утвержденіяхъ все же несомнѣнно заключается значительная доля правды. И Тертулліанъ говоритъ объ язычникахъ, которые по іудейски празднуютъ день, предшествующій дню солнца, слѣдовательно субботу ‘). Нѣчто подобное признаетъ и Сенека * 1 2). Празднованіе субботы и съ тѣмъ вмѣстѣ іудейская недѣля около этого времени уже въ значительной мѣрѣ вышли изъ круга іудейскаго. Усвоеніе еврейской недѣли «богобоязненными» язычниками могло содѣйствовать усвоенію ея и христіанами, потому что нѣкоторые изъ этихъ круговъ, вѣроятно, обратились въ христіанство, и духовная атмосфера, въ нихъ господствовавшая, вліяла и на древнѣйшія христіанскія общины. Но для принятія іудейской недѣли христіанами была болѣе прямая и раньше дѣйствовавшая причина, заключавшаяся въ исторической связи христіанскихъ обычаевъ съ іудейскими. Апостолъ Павелъ, напримѣръ, пріучалъ христіанскія общины собираться регулярно чрезъ тѣ же промежутки

дятся къ астрологической вЪрѣ (Nestle, съ ссылкою на Zielinski, въ В. ph. W. 1905, 46, 1477—1478).

1) Tert. Ad Nationes, 1, 13: vos certe estis, qui etiain in laterculum soptem dierura solera recepistis, et ex diobus ipso priorom praelegistis, quo die lavacrum subtrahatis aut in vcsperam differatis, aut otiuin ct prandium curetis. Cm. komm. Oeliler къ цит. мѣсту.

2) Sone c. Epist. 95, (pag. 416 по изд. Lipsiae ex offic. Weidm. 1741): Quomodo sint dei colendi, solet praecipi: accendere aliquem lueernas sabbä-tis prohibearaus etc. Срав. Per si i sat. 5, 179—184 съ поясненіями и сопоставленіями въ комментаріяхъ Otto lahn (1843 г.). Н. Благовѣщенскаго и С о и і п g t о li-N е 111 е s h і р.

времени, которые были обычны въ еврействѣ; разница была лишь въ томъ, что богослужебныя собранія христіанъ происходили не въ субботу, послѣдній день недѣли, но въ ея первый день, когда Господь воскресъ ‘). Позже западные христіане приняли 7-дневную планетную недѣлю астрологовъ, которая со времени имперіи захватывала все болѣе широкіе круги народа, и соединили эту недѣлю съ іудейскою. До конца III вѣка по Р. Хр. христіане пользовались исключительно іудейскою недѣлею и іудейскимъ способомъ обозначенія ея дней. Теперь встрѣчаются обозначенія дней посредствомъ выраженій: dies Solis, dies Lunae, dies Martis и т. д., съ кото-рыми—замѣтимъ мимоходомъ—отдѣльные христіане, не смотря на постоянное опроверженіе астрологической вѣры представителями христіанской церкви (напр. Тертулліаномъ, Коммодіа-номъ l 2), могли соединять и астрологическія суевѣрія 3).

Число 7 сдѣлалось какъ бы специфически христіанскимъ числомъ, при чемъ въ нѣкоторыхъ случаяхъ стало на мѣсто языческаго числа 9. Были сдѣланы попытки прослѣдить, когда именно и почему было отстранено число 9, которое еще Ириней принималъ за священное. Было указано, въ частности, почему западные христіане ввели поминовеніе умершаго, вмѣсто 9-го дня, какъ было у древнихъ грековъ и римлянъ, въ 7-й день 4). Побужденіемъ могли служить библейскіе примѣры. Въ Быт. 50, 10 читаемъ: «и сдѣлалъ (Іосифъ) плачъ по отцѣ своемъ семь дней». Въ книгѣ сына Сирахова 22, 11 сказано: «плачь объ умершемъ—семь дней». На это соображеніе указывалъ и Августинъ, который въ толкованіи на Быт. 50, 10, писалъ: fecit luctum patri suo septem dies. Nescio utrum inveniatur alicui sanctorum in Scripturis celebratum esse luctum

l) Schürer, Die Siebentägige Woehe, S. 35—43.

О Аналогичный фактъ: представители христіанской церкви постоянно осуждали наговоры, и однако наговоры въ христіанской средѣ существовали; „самое обиліе предостереженій и запрещеній указываетъ на то, что магическія операціи находили много приверженцевъ и среди послѣдователей Христа“ (ІІроф. Помяловскій, Эпиграфич. этюды, 65).

3) Впослѣдствіи и, въ особенности, въ устахъ истинныхъ христіанъ эти названія имѣли значеніе просто техническихъ терминовъ. Поэтому, въ трактатѣ Веды De tonitruis, отдѣлы главы Ill-ей De septem feriis надписываются такъ: de Dominieo die, de Lunae die, de Martis die и т. д. (Migne, Patr. 1., t. 90, col. 609 слл).

4) Подборъ нѣкоторыхъ цитатъ о дняхъ памяти умершихъ далъ U sene г, Der heilige Theodosios (1890;, S. 135 -136).

novem dies, quod apud Latinos Novemdial appellant. Unde raihi videntur ab liac consuetudine prohibendi, si qui christianorum istum in mortuis suis numerum servant, qui magis estin gentilium consuetudine. Septimus vero dies auctoritatem in Scripturis habet, unde alio loco scriptum est: Luctus mortui septem dierum (Ecclis. 23, 13). Septenarius autem numerus propter sabbati sacramentum praecipue quietis indicium est, unde merito mortuis tamquam requiescentibus exhibetur. Quern tarnen numerum in luctu Iacob decuplaverunt Aegyptii, qni eum septuaginta diebus luxerunt. Было высказано и другое мнѣніе. По нему, къ перемѣнѣ языческаго обычая повело не то, что обратили вниманіе на отдѣльныя мѣста Библіи. Эта перемѣна была вызвана, прежде всего, вліяніемъ христіанской недѣли. Не скажетъ ли безутѣшная вдова: «сегодня недѣля, какъ онъ умеръ»? Болѣе существенная причина заключалась въ борьбѣ іудейско-христіанскаго числа 7 съ языческимъ 9 *). Около 200 года представители христіанства еще не высказались противъ числа 9, такъ какъ Ириней въ словѣ Amen нашелъ число 99 (а = 1, и. — 40, т| = 8, ѵ = 50), т. е. число священное, напоминающее священное событіе явленія Господа Аврааму, когда послѣднему было 99 лѣтъ отъ роду (Быт. 17, 1; срав. 17, 24); а число 99 составлено изъ 9 г). Но около времени Константина Великаго обнаружился антагонизмъ христіанъ противъ 9, которое весьма часто встрѣчалось въ языческой религіи и миѳахъ. Это обнаружилось уже въ словахъ Іеронима: noni mensis numerus numquam in bonam partem legitur 3), и еще: nonum mensem non in bonum accipi 4). Если же были объявлены подъ опалой 9 мѣсяцевъ, то этимъ затрогивалось число 9 вообще 5). Одною изъ замѣнъ этого числа и явилось христіанское 7 6). * 2 3

*) U sene г, Der heilige Theodosios, въ Anmerkungen, S. 135. Wolf-f 1 i n, Zur Zahlensymb. 348—349.

2) Приводя въ примѣръ Иринея, Вёльфлинъ справедливо замѣчаетъ, что греческіе отцы вообще стояли въ менѣе враждебномъ отношеніи къ языческой культурѣ, чѣмъ западные.

3) Hier, in Agg. 2, 11. 4) Wölfflin, ibid., 339-343.

3) Ibid. 2, 19.

“) Этому содѣйствовало, по Вёльфлину, быть можетъ, то обстоятельство, что Христосъ умеръ hora попа, по единогласному свидѣтельству евангелистовъ (Мѳ. 27, 46; Мрк. 15, 34 слл.; Лук. 23, 44 слл.). Можно указать и на 9 казней египетскихъ. Достаточно основаній, заключаетъ авторъ, для того, чтобы священное для язычниковъ число 9 явилось для хри-

Будетъ, кажется, правильнѣе соединить вмѣстѣ оба эти объясненія, которыя не исключаютъ, а дополняютъ одно другое, и полагать, что христіане могли принять, вмѣсто 9, число 7 и подъ вліяніемъ Библіи и изъ желанія—въ этомъ пунктѣ— разойтись съ язычниками. Право соединить вмѣстѣ оба мотива даютъ приведенныя выше слова Августина. Слѣдуя второму мотиву, христіане оказывались не вполнѣ вѣрными самимъ себѣ: въ другихъ случаяхъ они брали нѣчто и у язычниковъ, влагая лишь во взятое христіанскій смыслъ и внося новое содержаніе. Но полной послѣдовательности въ человѣческихъ дѣйствіяхъ никогда не бываетъ.

Другое число, замѣнившее у христіанъ языческое 9, есть число 10. Поставивъ на мѣсто 9-ти число 10, христіане округляли эннеаду до декады, т. е. шли по пути, по которому раньше ихъ шли и язычники. Іеронимъ, высказавшійся противъ числа 9, выразилъ священное значеніе системы декадъ, какъ читаемъ у Вёльфлина, въ опредѣленной формулѣ. Въ своемъ комментаріи на Амос. 5, 3 («urbs, de qua egredieban-tur inille, relinqueutur in ea centum, et de qua egrediebantur centum, relinquentur in ea decern in domo Israel») онъ пишетъ: secunda beatitudo est in decade, tertia in hecatontade; quartus numerus, qui millenario continetur, de decern constat hecatontadibus. Подобнымъ же образомъ объясняетъ онъ мѣсто изъ книги пророка Захаріи 5, 2 («longitudo voluminis viginti cubitorum, latitudo eius decem cubitorum»): in vicesimo, qui ex duabus decadibus efficitur, austera et tristia nuntiantur; in decimo, id est una decade, meliora et prospera. Григорій Великій пишетъ: denarius numerus perfectus est, quia lex in decem praeceptis concluditur; solet in centenario numero plenitudo perfectionis intelligi; per ter ductum centenarium perfecta co-gnitio Trinitatis designatur. Прилагается здѣсь къ числу 10 (въ его простой и—затѣмъ—сложной формѣ) то же самое опредѣленіе, которое язычники прилагали къ числу 9 ‘). Это, по мнѣнію Вёльфлина, доказываетъ ясно, что именно декада стала на мѣсто эннеады * 2). И африканецъ Тихоній придавалъ

стіанъ нѳ священнымъ.—Но вѣдь именно смертію Христовою соверши-•юсь искупленіе грѣшнаго человѣчества.

О Срав. Sene с. Epist. 58 (pag. 173 по изд. 1741 г.): perfectissimum numerum, quem uovem novies multiplieata componunt, и сужденіе о числѣ 9, какъ numerus perfectus, въ Wernsdorf, VI, 2, pag 697.

2) Wölf fl in, Zur Zahleusymb. 342.

числу 10 значеніе «совершенства» (perfectio ‘). Павелъ Дьяконъ писалъ: in nocenario nuraero imperfecti manebunt; unum eniro si addatur ad novem, quaedam effigies universitatis impletur.

Изъ приведенныхъ выше словъ Григорія Великаго видно особое значеніе, усвоенное числу 100, которое представляло усиленіе знаменательнаго числа 10 и уже по этому должно было получить знаменательность. По той же отчасти причинѣ придавался особый смыслъ и числу 1000 (срав. мнѣнія о 1000-лѣтнемъ царствѣ Христовомъ).

Число 12, которое уже въ виду 12 колѣнъ избраннаго народа не могло быть безразлично для первыхъ христіанъ, особенно изъ іудеевъ, было освящено числомъ избранныхъ Господомъ 12 апостоловъ. Тихоній усвояетъ этому numerus duodenarius значеніе полноты или совершенства одинаково съ числами 7 и 10 * 2).

Какъ видимъ, одни изъ чиселъ, бывшихъ знаменательными и священными для до-христіанскаго міра, остались таковыми же и для христіанъ, хотя христіанская символика чиселъ, въ конкретномъ ея выраженіи, получила иной видъ и характеръ. Форма осталась; содержаніе явилось другое. Осталась же старая форма отчасти подъ дѣйствіемъ прежнихъ, жившихъ въ народномъ сознаніи, традицій. Христіанство вошло въ міръ, который жилъ уже долгою жизнію и въ которомъ сложились устойчивыя преданія. Въ уничтоженіи этихъ преданій полно-стію не было надобности, потому что въ нихъ видѣлись и проблески истины. Другія числа, знаменательныя въ глазахъ древнихъ, казались христіанскому сознанію сначала безразличными; но потомъ взглядъ многихъ христіанъ измѣнился.

И въ постановкѣ, и въ рѣшеніи относящихся сюда вопро-

‘) Migne, Р. L., XVIII, col. 49.

2) Ex legitimis numeris sunt septenarius, denarius, duodenarius. Idem est autem numerus, et cum multiplicatur: ut Septuaginta, vel septingenti, vel toties in se: ut septies septem, aut decies deni. Sed aut perfectionem significant. aut a parte totum, aut slmplicem suramam etc. Tichonii Afri Lib. de septem reg. въ Migne Patr. lat., XVIII, 49 С. Изъ церковной практики могутъ быть упомянуты 12 поклоновъ, полагаемыхъ по уставу православной церкви въ опредѣленныя времена при богослуженіи, также— установленіе дванадесятыхъ праздниковъ.

совъ наблюдается у древнихъ христіанъ значительная энергія мысли, отчасти напоминающая ту, которая обнаружилась въ сужденіяхъ писателей о христіанской символикѣ вообще. Этотъ интересъ къ предмету, далеко притомъ не первой важности, есть одно изъ проявленій бившей ключемъ жизни древней Церкви.

Сужденія представителей христіанскаго мышленія о числахъ, особенно выраженныя людьми строго церковнаго направленія и иногда одобренныя большими церковными обществами, имѣютъ высокій церковно-историческій интересъ. Важны они и въ общей исторіи идей, занимавшихъ мысль культурнаго человѣчества.

Александръ Садовъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.