Научная статья на тему 'Знаменательные числа'

Знаменательные числа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знаменательные числа»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.И. Садов

Знаменательные числа

Опубликовано:

Христианское чтение. 1909. № 11. С. 1443-1458.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

V \/ V—

’WV

Знаменательныя чиела *). и.

ИСЛО 7 выдѣлялось изъ ряда всѣхъ другихъ чиселъ и считалось по преимуществу священнымъ у многихъ , древнихъ народовъ *). Относительно грековъ, въ частности, держится мнѣніе, что, яри всей неполнотѣ сохранившихся отъ греческой старины литературныхъ памятниковъ и надписей, еще и теперь есть масса свидѣтельствъ о числѣ 7 въ греческомъ культѣ и миоѣ, которая позволяетъ предполагать, какъ велико должно было быть когда-то значеніе его у грековъ 2). Это значеніе признается даже близкимъ къ значенію того же числа у іудеевъ Уже въ древнѣйшее

*) Продолженіе. См. октябр. кн.

*) И въ духовной жизни славяно-рѵссовъ число 7 не было безразличнымъ. Однимъ изъ подтвержденій можетъ служить дѣленіе человѣческой жизни на 7 возрастовъ, явившееся у насъ подъ вліяніемъ византійской письменности, ставшее обычнымъ въ письменности славянорусской и отчасти въ народныхъ картинкахъ и вошедшее даже въ законодательныя нормы. Проф. ПІ л я п к и н ъ, Возрасты человѣческой жизни. (Изъ литературной исторіи человѣческихъ понятій). Спб. 1909. Стран. 4, 6—8 и слл., 12-13, 28 сл., 38.

2) Сравн. однако замѣчанія L. Z і е h е и въ Bcrl. pliil. W. 1906, 19, 587-588.

3) V. В е г а г <1 ставилъ даже употребленіе числа 7 въ Одиссеѣ въ связь съ семитскими, въ частности финикійскими вліяніями. „Филол. Обозр.“ XXI (1902), II, 75. Мимоходомъ не лишне отмѣтить значеніе того же|числа не у однихъ семитическихъ и арійскихъ народовъ. ГІо мнѣнію Вамбери, число 7 было основаніемъ турецкой нумераціи. Шрадеръ, Сравнительное языковѣдѣніе и первобытная исторія, 1886, стр. 433.

время упоминаются 7 вратъ Ѳивъ и походъ 7-ми противъ Ѳивъ. 7 дочерей и 7 сыновей Ніобы, 7 юношей и 7 дѣвицъ, которыхъ ежегодно приходилось приносить въ жертву Минотавру, 7 мудрецовъ, 7 чудесъ міра и т. д. Солонъ дѣлилъ человѣческій вѣкъ по гсбдомадамъ, а Гиппократъ пробовалъ научно обосновать и развить это ученіе 1). Число 7 имѣло большую важность у пиѳагорейцевъ, которые видѣли въ немъ число ума (ѵоис) и взгляды которыхъ переходили и въ общество. Но, какъ полагаетъ Рошеръ, мистика чиселъ и умозрѣнія о числахъ представляютъ одно изъ дальнѣйшихъ звеньевъ въ развитіи мыслей о числахъ и въ значительной мѣрѣ основываются на исконныхъ народныхъ воззрѣніяхъ. Подобное же утверждаетъ онъ относительно ученія античной медицины о критическихъ дняхъ, мѣсяцахъ и годахъ. Изъ древнихъ медиковъ Галенъ выдвигалъ число 7 весьма замѣтно 2). Вмѣстѣ съ симъ у грековъ выдѣляется вообще срокъ или періодъ седмичный, какъ особо важный, и, въ частности, болѣе важный, чѣмъ періодъ девятичный. Въ то время, какъ въ эпической поэзіи грековъ преобладаютъ девятичные сроки, въ религіи грековъ, наоборотъ, седмичиые періоды и другія примѣненія числа 7 оказываются гораздо болѣе многочисленными, чѣмъ девятичные сроки и опредѣленія. Это можно объяснить, въ виду чрезвычайной устойчивости религіознаго культа, только при томъ предположеніи, что седьмичные сроки и опредѣленія, по крайней мѣрѣ у грековъ, въ общемъ, такъ же гораздо древнѣе девятичныхъ, какъ эти послѣдніе преобладаютъ надъ десятичными 3). Нѣкоторое подтвержденіе этихъ предположеній усматривается въ томъ обстоятельствѣ, что число 7 въ отдѣльныхъ характерныхъ случаяхъ оказывается древнѣе числа 9. Такъ, едва ли можно—въ виду историческаго развитія музыкальныхъ инструментовъ 4)—сомнѣваться въ томъ, что семиструнная лира должна быть древнѣе девятиструнной, и т. д. 5).

У) Of. Censor in. De die nat., c. 14, и De-Vit s. v. aetas.

Іеронимъ, въ Comment, in Amos, II, 5, 3, касаясь значенія числа 7, писалъ: novit hoc (т. е. это значеніе) saecularis philosopliia et medicorum libri, quorum Galenus disertissimus atque doctissimus scripsit ternos libros xpisetuv %al zöv xpcrixßv rj[j.epa>v, in quibus septenarii numeri ostendens poten-tiam ardentissimas febres septimo dicit solvi die.

3) Roscher, Die Sieben und Neunzahl etc., S. 69—70.

4l Baumstark у P a u 1 y, Realencykl. IV, 1285 подъ словомъ „Lyra“.

•'■) Ros c h e r, 1. <;., S. 70.

Число 7 нерѣдко наблюдается и у римлянъ, хотя такіе случаи не всегда свидѣтельствуютъ объ исконномъ его значеніи у нихъ. 7 мудрецовъ, 7 струпъ, 7 планетъ, какъ полагаетъ Вёльфлинъ, вышли не изъ римскаго мышленія; даже 7 царей римскихъ, Septem aquae вблизи Реате *) не суть италійскій продуктъ, въ виду несомнѣнныхъ греческихъ вліяній при образованіи сказаній о Римѣ. Хотя Барронъ и распространяется о значеніи числа 7, но нѣкоторые изъ приводимыхъ имъ примѣровъ взяты водностію у грековъ 2). Можетъ быть къ тому же греческому вліянію сводится, въ концѣ концовъ, мысль, выраженная Апулеемъ о связи числа 7 съ луной 3). Распространенность числа 7 на италійской почвѣ была весьма широка. Рошеръ, приводя собранные имъ примѣры употребленія числа 7 въ пословицахъ, народныхъ выраженіяхъ, географическихъ обозначеніяхъ и т. под., замѣчаетъ, что отсюда съ ясностью видно, какъ это число, сначала принадлежавшее только религіозному культу и затѣмъ проникшее въ философскія теоріи, мало но малу стало типическимъ и вошло въ обращеніе среди народа 4). Въ подтвержденіе приводятся, въ числѣ другихъ, два мѣста изъ Плавта, именно изъ комедіи Persa 5 * 7) и изъ Curculio °), указывается на усвоеніе большимъ рѣкамъ, напр. Нилу, Истру, По, семи устьевъ ’), существова-

4 Сіе. ad Att. IV, 15. 5. Nissen, Ital. Landeskunde, ІГ, 474.

-) W ö 1 ff 1 i n, Zur Zahlensymbolik, 344—345.

3) А p u 1. Met. XI. 1: confestimque discussa pigra quiete alacer exsurgo meque protinus purificandi studio marino lavacro trado, septiesque submerse fluctibus eapite, quod eum numerum praecipuc religionibus aptissimuin divi-nus ille Pythagoras tradidit, laetus et alacer deam praepotentem (= Lunam) lacrimoso vultu sic apprecabar- „Regina caeli“ etc.

4) Roscher, Die Hebdomadenlehren, s. 175.

5) Plaut., Pers. 771 (act. V, sc. 1, v. 19): Age, puere, ab summe septenis cyathis committe lies ludos. Это выраженіе основано на греческомъ воззрѣніи и обычаѣ (Wölfflin въ Archiv, IX, 1894, 333 f.j. Усвояетсяему такой смыслъ: чаши должны 7 разъ обойти всѣхъ, начиная съ предсѣдателя пира. Срав. М а г q и а г d t, Privatleben d. R., 325.

Plaut., Cure. 439—441 (III, 69—71): ibi nunc statuam volt care auream Solidam faciundam ex auro Philippo quae siet Septempedalis, factis monimen-tum suis. Съ этимъ сравнивается предписаніе у Liv. VIII, Ю, 12: si is homo, qui devotus est, moritur, probe factum videri; ni moritur, turn signum septem pedes altum aut maius in terrain defodi et piaculum hostiam caedi. Подъ signum разумѣется символическая человѣческая жертва. См. W е і s-se іі born къ цит. мѣсту.

7) Virg. Aen. VI, 800; О ѵ. Met. V, 187; Trist. II, 189; Р о m р о n і u s Mela, De situ orbis, II, 4, 4; P 1 i n. Nat. Hist. III, 120—121, и друг. N i s-

ніе въ Римѣ зданій въ родѣ Septizonium *) и т. под. Вёль-флшіъ, слѣдя за развитіемъ гебдомады на римской почвѣ, указываетъ, въ числѣ другихъ * 2), на слѣд. факты: однодневныя первоначально Сатурналіи возросли потомъ до 7-дневной праздничной недѣли; существовавшіе сначала tresviri epulones увеличены были до семи; позже послѣдовало новое увеличеніе, но названіе septemviri осталось, что особенно важно для символики чиселъ. Относительно числа 7 въ нѣкоторыхъ случаяхъ признается невозможнымъ съ увѣренностью сказать, находится ли предъ пами прямое заимствованіе, или поэты передаютъ собственные домыслы, только сформированные по греческимъ образцамъ. Такъ, напримѣръ, по шестой книгѣ Энеиды, приносятся въ жертву 7 быковъ 3), Анхизъ провѣщаетъ, что будущій городъ охватитъ стѣной 7 arces 4). Если послѣднее сообщеніе, какъ допускалъ Вёльфлинъ, и представляетъ исходившее очевидно отъ самого Виргилія обозначеніе 7 римскихъ холмовъ 5), то относительно предшествующаго указанія сказать этого съ увѣренностью нельзя. Возможны нѣкоторыя колебанія и относительно того, выдвигали ли римскіе врачи число 7 подъ вліяніемъ грековъ, или и имъ самимъ принадлежитъ здѣсь кое что.

Вообще же въ представленіяхъ римлянъ число 7 выдѣлялось изъ ряда другихъ весьма замѣтно. Объ этомъ можно судить уже по относящимся сюда указаніямъ у Авла Геллія 6 7) и Макробія 1), собравшихъ довольно много свѣдѣній о явленіяхъ во внѣшней природѣ и въ жизни людей, гдѣ наблюдалось древними число 7, и значеніе этого числа особо подчеркнувшихъ. Эти наблюденія, хотя бы и сдѣланныя иногда не

sen, I, 205. Сравн. 7 источниковъ у Тимава по Martial. IV, 25, 5 и по

мнѣнію „многихъ“ (multi), какъ сообщаетъ Serv. къ Aen. I, 245. О дру-

гихъ цифрахъ см. Nissen, II, 233.

4) Roscher, s. 182 If.

2) Wölfflin, Zur Zahlensyinbolik. s. 345 ft; срав. соотвѣтствующія мѣста въ Marquardt, Röm. Staatsverw., IIP, напр. стр. 586 слл., W i s-s о w a, Rel. u. K. der Römer, напр. стр. 446, и друг.

3) Vir g. Aen. VI, 38. 4) Aen. VI, 783.

5) Еще Var г о L. L. V, 7, 41 писалъ: ubi nunc est Roma Septimontium nominatum ab tot montibus quos postea urbs muris compreliendit.

'■•) Gell. N. А. III, 10; III, 16. Conf. Censor in. l)e die nat. 7.

7) Macro b. In Somn. Scip. I, 5—6. Срав. замѣчанія Макробія (ibid., I, 6 и II, 4) по поводу словъ Cicero (De republica, VI, 18, 18) о числѣ 7: qui numerus rerum omnium fere nodus est.

римлянами, проходили, конечно, и чрезъ сознаніе римлянъ, по крайней мѣрѣ нѣкоторыхъ. Указывалось, напримѣръ, на 7 звѣздъ въ Большой и Малой Медвѣдицѣ, семизвѣздіе Вергилій или Плеядъ, фазы луны, значеніе числа 7 при формированіи организма человѣка послѣ его зачатія и отчасти при рожденіи, при прорѣзываніи и мѣнѣ зубовъ и проч. 1). Не забудемъ взглядовъ, выраженныхъ въ Цицероновомъ Soirmium Scipionis 2). Припомнимъ и факты изъ римской жизни въ родѣ указаннаго Донатомъ обычая при римскомъ бракѣ 3). Замѣтимъ и то, что число 7 получило особое значеніе, подобно другимъ нечетнымъ числамъ, именно какъ нечетное, въ противоположность четнымъ 4 5).

Новую силу получила знаменательность числа 7 подъ вліяніемъ распространившейся въ римскомъ государствѣ, въ позднѣйшее время, вавилонской планетной недѣли. По этому предмету были высказаны слѣдующія соображенія. Въ Вавилонѣ признавалось 7 планетъ, изъ которыхъ каждой приписывалось господство надъ какимъ-нибудь однимъ днемъ; отсюда естественно образовались періоды изъ 7 дней или недѣли г>). Возникшая въ Вавилонѣ, подъ вліяніемъ астрологической вѣры, планетная недѣля,, подъ дѣйствіемъ той же вѣры, сильно вліяв-

*) См. также Cels. Medic. III. 4 о7-мъдцѣ въ теченіи болѣзни, какъ днѣ критическомъ; замѣчаніе въ Т er tu 11. de anima, 37: legitima uati-vitas ferme decimi mensis ingressus est...; sed et cum septimo menso nativ i-tas plena est, и свѣдѣнія объ отношеніи Баррона къ числу 7 но диссертаціи Помяловскаго, стр. 141, 222 и друг.

") Cic. Somn. Sc., § 12 и 18 (по изд. R. Klotz, 1874 г.). Cf. В. pli. W. 1909, 21, 646 ff.

'■') Donatus ad Ter ent. Phorm. I, 1, 5: In nuptiis septimus dies in-staurationem voti habet. Marqua r d t, Privatleben d. R., I, 367, замѣчаетъ: es wurden, wie aus Tereuz hervorgebt, an diesem Tage den Verehelichten nochmals Geschenke dargebracht.

4) P 1 i n. N. H. XXVIII, 5. 23. Статья „Aberglaube“ въ Pauly-Wis-s о w a R.-E., I, 49—50.

5) Сравн. объ этомъ соображенія Рошера, приведенныя ниже, въ отдѣлѣ V, и въ особенности Гена (Hehn). Изслѣдованія послѣдняго о „Siebenzahl und Sabbat“, по замѣчанію L. Ziehen’a, haben die Grundanschauung Roschers in unerwartet glänzender, über Roschers Annahme selbst sogar hinausgehender Weise bestätigt. Denn Hehn weist nach, dass in der Tat die Heiligkeit der Siebenzahl bei den Babyloniern von den siebentägigen Phasen des Mondes herrührt und die Siebenzahl der Planeten überhaupt erst später, wohl erst in Alexandria, zu ihren Bedeutung gekommen ist. (Berl. ph. W., 1909, 5, 144g Любопытны рецензіи въ Theol. Literaturzeitung 1907, 17, 473—475, и Liter. Zentralblatt, 1907, 33, 1043—1044.

шей на умы съ начала времени имперіи, распространилась и въ римской имперіи, особенно въ западной ея половинѣ 1). Древнѣйшимъ свидѣтельствомъ о знакомствѣ съ планетною недѣлею на западѣ считается упоминаніе о «днѣ Сатурна» у Тибулла въ стихотвореніи, написанномъ лѣтъ за 30 до Р. Хр. 2). Въ числѣ предлоговъ, которые выискивалъ поэтъ для того, чтобы остаться въ Римѣ, указывается здѣсь то, что его, Тибулла, задерживалъ въ Римѣ день Сатурна 3). Обычно подъ этимъ днемъ разумѣютъ іудейскую субботу, день, путешествовать въ который было евреямъ запрещено. Допускаемое такимъ пониманіемъ упоминаніе о субботѣ можетъ быть объяснено въ устахъ Тибулла, сторонника старой государственной римской религіи, единственно въ смыслѣ именно только предлога, однако такого, которымъ предполагается нѣкоторое вниманіе римлянъ къ еврейскимъ обычаямъ4). Шюреръ 5) считаетъ едва ли подлежащимъ спору, что здѣсь разумѣется день Сатурна астрологовъ, слывшій несчастнымъ в). Но если бы даже и разумѣлась здѣсь іудейская суббота, то заявленіе Тибулла все же служило бы косвеннымъ свидѣтельствомъ въ пользу планетной недѣли. Съ этимъ мнѣніемъ нѣмецкаго ученаго, въ обѣихъ его частяхъ, необходимо согласиться. Въ противномъ случаѣ трудно было бы объяснить, какъ и почему

’) Schürer, S. 18 ff., и Nestle въ В. ph. W. 1905, 46, 1477.

2) Tihull. 1, 3, 18. Комментаторъ Диссенъ относитъ время составленія этой элегіи къ осени 724 (30) года. Срав. Ramsay въ Selections from Tibullus and Propertius.

3) Saturni sacrum me teuuisse diem.

4) T h. I! e i n a c li въ Textes d’auteurs grecs et remains relatits au judaisme (Paris, 1895), pag. 247, явно преувеличиваетъ, когда называетъ Тибулла „ни poöte sabbatisaut“. Объ отношеніи римлянъ къ евреямъ сравн. комментаріи (въ томъ числѣ и русскіе) къ древнимъ авторамъ, упоминающимъ объ іудеяхъ, а также Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms—Фридлэндера.

■•) S c h ii r e r, s. 25.

6) Servius ad Virg. Georg. 1, 335; Sciendum autem, ut diximus. de planetis quinque duos esse noxios, Martern et Saturnum. Въ Chronica minora ed. Mommsen vol. 1 (Monumenta Germaniae historica, tom. IX), pag. 42. въ отдѣлѣ, озаглавленномъ: Imagines planetarum VII cum laterculo die-rum horarumque noxiarum communium bonarum, встрѣчаемъ слѣдующую характеристику дѣйствія дня Сатурнова: Saturni dies horaque eius cum erit nocturna sive diurna, omnia obscura laboriosaque fiunt: qui nasccntur periculosi erunt; qui recesserit non invenietur; qui decubuerit periclitabitur; furtum factum non invenietur. О различеніи вообще dies boni и dies incom-niodi говоритъ Петроній въ Cena Trimalch., 30.

еврейскій праздникъ могъ помѣшать выѣзду изъ Рима не еврея, а римлянина, притомъ еще вѣровавшаго въ римскихъ боговъ до нѣкоторой степени но старинному; а такимъ именно и былъ Тибуллъ. Затѣмъ, если и допустить, что Тибулла задержала еврейская суббота, то все же онъ назвалъ ее примѣнительно къ планетной системѣ; значитъ, эта система, а съ нею и планетная недѣля, были въ силѣ. Другое, относящееся также къ времени Августа, подтвержденіе распространенности планетной недѣ.Гн заключается въ отрывкѣ изъ календаря, гдѣ дни семидневной недѣли приводятся параллелью съ днями восьмидневной римской недѣли *). Дальнѣйшія — въ порядкѣ времени—доказательства высказанной мысли суть слѣдующія: открытыя въ Помпеяхъ и—слѣдовательно —относящіяся къ времени до катастрофы 79 года стѣнная надпись съ именами и стѣнная картина съ изображеніями боговъ недѣли, въ томъ числѣ и Сатурна * 2 3); указанія у Петронія Тацита и дрѵг.; свидѣтельство Діо Кассія, писавшаго около 210—220 года, о томъ, что отнесеніе дней къ 7 планетамъ въ его время было общераспространено: употребленіе Тертулліаномъ обозначеній dies Solis и dies Saturni какъ вполнѣ ходячихъ 4); свидѣтельства въ пользу обозначенія дней недѣли по планетамъ и въ сѣверныхъ провинціяхъ римской имперіи, въ томъ числѣ древнѣйшее изъ такихъ свидѣтельствъ въ видѣ падписи изъ Ари-Ішп въ Дакіи (нынѣ Карлсбургѣ, раньше Вейссенбургѣ, въ Семиградіи 5), относящееся къ 23 мая 205 г. по Р. Хр. 6). наконецъ, свидѣтельства объ употребленіи планетной недѣли въ христіанской церкви, которыя будутъ указаны нѣсколько позже, въ иной связи мыслей.

III.

Въ тѣсной связи съ числомъ 3, какъ и съ другими происходящими отъ него числами, находится число 9. Оно мыслится

О Corpus іuser. lat. I (1863), pag. 302, P’asti Sabini (inter a. 735 et 757). „Frammonti trovati in un luogo della Sabina nel 1795“.

2) H e 1 b i g, Wandgemälde der von Vesuv verschütteten Städte Campa-niens (1868), S. 200.

3) Petr on., Cena Trimalchionis, c. 30. 4) Tertull. Apolog. c. 16.

5i F о r b i g e r, Hndb. d. alt. Geogr., 111, 1108.

fi) Corp. Inscr. Lat. t. Ill, n. 105.1.

иногда какъ то же число 3, только въ осиленной формѣ *). ІІо наблюденіямъ Вёльфлина * 2), уже иъ греческой древности число 9 является какъ подъемъ или усиленіе числа 3: древнѣйшее преданіе говоритъ обычно о трехъ музахъ, а болѣе новое преимущественно о девяти 3), и этомѵ послѣднему указанію послѣдовали уже и древнѣйшіе римсхіо поэты, напримѣръ Невій, обозначавшій музъ какъ novem Jovis Concordes Шіае sorores 4). Считая число 9 производнымъ изт 3, древніе естественно разлагали его на составныя части, и такимъ образомъ число 9 иногда является у нихъ въ видѣ прямого сочетанія составляющихъ его элементовъ, при томъ даже въ тѣхъ случаяхъ, когда рамки метра нисколько не мѣшали употребленію формъ novem и поѵепі, какъ мѣшали онѣ употребленію словъ duodecim и quatuordecim, не входившихъ въ рамки гекзаметра, побуждая авторовъ обращаться къ описательнымъ выраженіямъ bis sex (seni) и bis septem (septeni). Отсюда ter trinas у Плавта 3 6 7), ternos ter у Горація e), ter tribus у Авзонія 17 *).

Если число 3 есть число священное, то число 9, какъ утроенная тріада, священно въ преимущественной мѣрѣ н). У римлянъ оно было близко связано съ люстраціонными обрядами, съ культомъ мертвыхъ, отчасти же и съ самымъ представленіемъ о мірѣ усопшихъ ”). Существовало мнѣніе, что Стигсъ обтекаетъ подземное царство 9 разъ, чтобы совершенно отрѣзать души умершихъ отъ надземнаго міра 10), и что загроб-

х) L. Ziehen въ 1908 году писалъ о die Heiligkeit der Neunzahl

слѣдующее: wenn sie auch z. T. ohne Zweifel auf die enneadische Frist als Teil des Mondumlaufes zurückgeht, so beruht sie doch... in anderen Fällen auf der Potenzierung der uralten Dreiheit и т. д. (Bericht über griech. Sakralaltertümer въ B u r s i а n - K г о 11 Jahresbericht, 1908, 4—5 Heft, S. 74.

-) Wölfflin, Zur Zahlensymbolik, 335. :i) Pauly. R.-F., s. v.

4) N а e v., Bell. Pun., I, no Select, fragrn. of Rom. poetry by M e r r y, 25.

5) Plaut. Pseud. 704. C i c. Arat. 319 (565): bis sex ardentia signa (срав. Германикъ, Звѣздное небо по Арату, ст. 533, но переводу В. Фохта въ ж. „Гермесъ“ 1909, № 13).

6) Н о г а t. Carm. Ill, 19, 14.

7) Au son. Griph. 22; M а с г о b. Comm, in Somn. Scip. II, 2, 12: terna-

rius numerus--triplicatus novenariurn numerum facit. Срав. въ глоссахъ къ

Альдгельму: bis binis = ІШ uberibus. А. Малеин ъ, Рукописное преданіе загадокъ Альдгельма (1905), стр. Г56.

н) Авзоній въ Grrphus numeri ternarii, ѵ. 4, говорилъ: iuris idem tribus est, quod ter tribus; omnia in istis (Wernsdorf, VI, 2, 582).

<J) Сравн. сообщеніе объ изслѣдованіи Kaegi—въ Berl. ph. \V., 1892, 25, 794; 1897, 40, 1227.

10) V i r g. Aen. VI, 439.

ный міръ имѣетъ 9 отдѣленій *). У римлянъ былъ обычай въ 9-й день послѣ рожденія совершать люстраціонный обрядъ, а въ 9-й день послѣ похоронъ приносить жертву, совершать sacrum novendiale * 2). У нихъ же было въ обычаѣ устроять 9-ти-дневное очистительное празднество съ священнодѣйствіями, novendiale sacrum, когда хотѣли примирить разгнѣванныхъ боговъ послѣ какого-нибудь чрезвычайнаго знаменія ихъ гнѣва, особенно послѣ каменнаго дождя 3). Существовали 9-ти-днев-ныя, повидимому, пощенія или дни воздержанія въ Вакхическихъ мистеріяхъ 4). Извѣстны 9-кратныя заклинанія тѣней умершихъ, съ цѣлью отогнать ихъ, во время Лемѵрій 5 * 7), 9-кратное произношеніе очистительной формулы ®) и под. Въ связь съ этимъ употребленіемъ числа 9 можно поставить примѣненіе его въ качествѣ магическаго числа при колдовствѣ, ворожбѣ и чародѣйствѣ 1). Ворожеи, напримѣръ, пользовались

ѵ) Ibid., ѵ. 426 ss.; срав. Serv. къ VI, 127. 426. 439. 532—533. Если, послѣ доказательствъ Нордена въ его комментаріи на 6 кн. Энеиды, и нужно признать вѣроятнымъ, что выраженныя здѣсь воззрѣнія взяты Виргиліемъ не изъ исконно-древней народной вѣры, а скорѣе изъ эсхатологіи Посидонія, изъ которой происходятъ и novem orbes Цицеронова Somnium Scipionis (De re publ. VI, 17), то указанія римскаго поэта все же не теряютъ своего значенія: вѣдь взгляды творца національнаго эпоса переходили въ жизнь.

'-) М а с г о 1). Sat. I, 16, 36; Porph. къ Hör. Epod. 17, 48.

3) Liv. I, 31, 4; XXI, 62, 6; XXIII, 31, 15 и друг.; Wissowa, 328.

4) См. принятыя и Рошеромъ (Die Sieben—und Neunzahl, 57—58), соображенія Моммсена и Роде (Rohde) относительно необходимости читать въ Liv. XXXIX, 9 и 11 не X dierum и X noctes, но IX dieruin и IX noetes.

5) О ѵ. Fast. V, 437 ss., особ. V, 443: Cum dixit novies „Manes exite pa-terni“, Respicit et pure sacra peraeta putat. Рошеръ сравниваетъ съ этимъ сообщеніе въ Liter. Zentralblatt, 1902, 43, 1443.

G) Ov. Met. XIII, 951—952.

7) При близкомъ родствѣ, даже первоначальномъ тождествѣ духовъ мертвыхъ и духовъ болѣзней, мы--говоритъ Roscher—легко поймемъ, почему въ медицинскомъ суевѣріи такъ часто рекомендуется—брать какого-либо цѣлебнаго растенія 9 частей и при этомъ 9 разъ или 3X9 разъ произносить извѣстныя магическія формулы или слова, именно такъ, какъ это было у римлянъ при заклинаніяхъ мановъ въ Лемуріи, когда употреблялись 9 fabae nigrae и должны были произноситься двѣ различныхъ формулы по 9 разъ. Saserna у V а г г о г. г. I, 2, заговоръ отъ боли въ ногахъ: terra pestem etc; Р 1 і n. n. h. XXIV, 180; XXX, 51, и друг. (Roscher, Die Sieben—und Neunzahl, S. 64—65). О числахъ 3, 9, 27, 7 и вообще о нечетныхъ числахъ и ихъ значеніи говоритъ Kroll, въ Antiker Aberglaube, 1897 (В. р!і. \Ѵ., 1898, 41, 1270).

пепломъ (или костями) труповъ, который онѣ похищали спустя 9 дней послѣ смерти и преданія землѣ 1). Есть и другія свидѣтельства о магическомъ дѣйствіи этого числа 2). Въ качествѣ, очевидно, мистическаго числа и вмѣстѣ въ качествѣ квадрата священнаго числа 3 является число 9 и въ разсказѣ о Сибил-лиііыхъ книгахъ, которыя предложила купить царю Тарквинію какая-то старая женщина. Было предложено купить 9 книгъ, содержавшихъ изреченія оракула. Такъ какъ потребованная цѣна показалась царю слишкомъ высокою и вызвала у него лишь насмѣшку, то старуха сожгла 3 книги изъ девяти, а за оставшіяся назначила ту же сумму. Послѣ вторичнаго отказа, женщина сожгла еще 3 книги, а за остальныя три опять потребовала первоначально назначенную плату. Тогда царь, одумавшись, согласился па покупку 3).

При дѣленіи литературныхъ трудовъ число 9, подобно числу 3, также полагается въ основаніе. Слѣдуя примѣру александрійскихъ ученыхъ, дѣлившихъ историческій трудъ Геродота на 9 книгъ по числу музъ, Аврелій Опилій назвалъ девять книгъ своего труда, содержавшаго объясненіе словъ, «Музами» (Musae), ex numero divarum et appellatione 4). Л. Ат-тій писалъ 9 (повидимому) книгъ Didascalicon; Барронъ, у котораго вообще числа не были чѣмъ-либо безразличнымъ, писалъ de principiis numerorum 9 книгъ, гдѣ излагалъ пиѳа-горейское ученіе о числахъ, и составилъ epitome изъ своего труда de lingua latina и энциклопедію такъ паз. artes liberales, каждый трудъ въ 9 книгахъ 5). Цицеронъ свое сочиненіе de re publica хотѣлъ изложить въ формѣ разговора, происходившаго въ feriae novendiales, и поэтому сначала раздѣлилъ матеріалъ на 9 дней и, соотвѣтственно этому, на 9 книгъ 6), хотя потомъ этотъ планъ измѣнилъ. Плиній написалъ и опу-

9 См. Horat. epod. 17, 48 и комментаріи къ этому мѣсту.

2) Tibull. I, 5, 16; Оѵ. Met IV, 262; X, 434; XIV, 58; XV, 356—358; Virg. Georg. IV, 544. Отмѣченное Овидіемъ въ Met XV, 356 вѣрованіе, что погрузившійся 9 разъ въ Тритоновы воды превращался въ Аполлонова лебедя, засвидѣтельствовано и Вибіемъ Секвестромъ. Срав. Но г. Carra. II, 20.

3) Gell. I, 19, на основаніи antiqui anuales.

9 S u e t. I)e granttn. 6; Gell. 1, 25.

5) Сравн. и написанный отчасти подъ вліяніемъ Варрона трудъ Мар-діана Капеллы De nuptiis Pliilologiae et Mercurii, разсчитанный на 9 книгъ.

°) С і с. Epist. ad Du. fr. Ill, 5, 1.

бликовалъ 9 книгъ писемъ, къ которымъ была уже йотомъ присоединена переписка съ Траяномъ въ качествѣ 10-й книги. По примѣру Плинія, Аполлинарисъ Сидоній, какъ онъ самъ говоритъ *), округлилъ свой сборникъ писемъ до 9 книгъ, а по примѣру Сидонія издалъ 9 книгъ писемъ и Эннодій. Сборникъ писемъ Симмаха, если не принимать въ разсчетъ его должностную корреспонденцію, состоитъ также изъ 9 книгъ.

Подобно числу 3, и число 9 иногда употребляется для обозначенія полноты въ качествѣ круглаго числа, особенно при указаніяхъ времени. Старое Албанское вино обозначается у Горація выраженіемъ: «Албанское вино, которому больше 9 лѣтъ» 2). «Девятый годъ», встрѣчающійся у Горація въ его извѣстномъ выраженіи: nonurn prematur in annum 3), по справедливому мнѣнію, принятому и Нейдгардтомъ, проще всего объяснить въ смыслѣ обозначенія понятія «продолжительное время», хотя, правда, держится и другое пониманіе 4). Въ связи съ этимъ приходитъ на мысль и разсказъ о Фил-лидѣ 5).

Разсматриваемое число встрѣчаетъ нѣкоторое особое примѣненіе въ бытовыхъ отношеніяхъ. На пиршествахъ существовало правило—пить или 3 чаши 6), или—если выходили изъ этой нормы—9, но не 4, напримѣръ, или 5. Отсюда выводится Вёльфлипомъ выраженіе у Авзонія:

Ter bibe, vel totiens ternos; sic mystica lex est, etc. "j.

Одинаковую символику чиселъ, только въ другой формѣ, находимъ у Горація: tribus aut novem Miscentur cyathis pocula commodis 8). Значитъ, полагаетъ Вёльфлинъ, умѣренно выпи- 9

9 Apoll. Sid. Epist. IX, 1. 2) Но г. Carm. IV, 11, 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Ho r. Epist. II, 3, 388.

9 Q u i n t. X, 4, 4, и C a t u 11. 95, 1—2 о 9-тилѣтней работѣ поэта Цинны надъ его эпилліемъ „Змирна“; сравн. новыхъ комментаторовъ. Но могъ ли Горацію, съ его литературнымъ вкусомъ, нридти здѣсь на мысль такой поэтъ, какъ Цинна? Сравн. о немъ Сонни (въ „Кіев. Ун. Изв.“, 1887, окт.) и Schanz.

’) О ѵ. Ars, III 37—38: Itemed. 55—56. 601; conf. Am. II, 18, 22. О нѣкоторыхъ числахъ, употребляемыхъ въ значеніи круглыхъ, говоритъ ироф. А. М а л е и н ъ въ диссертаціи: „Марціалъ. Изслѣдованія въ области рукописнаго преданія поэта и его интерпретаціи“ (СПБ. 1900), стр. 70—71.

,!) Tribus potionibus ex lege siccatis. P e t г о n. Sat. 136 (pag. 103, v. 33 по 3 изд. Бюхелера).

7) Auson. Gripli.t. n., v. 1—3.

*) Hora t. Carm. Ш, 19, 11 ss. Горацій, какл> и Авзоній, на взглядъ нѣкоторыхъ, имѣетъ въ виду число |Музъ; по другому мнѣнію (Но-

вавшіс на 9 частей воды брали 3 части вина, а любившіе хорошо выпить, наоборотъ, съ 3 частями воды смѣшивали 9 частей вина. Быть можетъ въ связи съ этимъ употребленіемъ и значеніемъ чиселъ находится и максимальное количество гостей, которыхъ было 9, дѣлившихся на 3 триклинія *).

Отъ 3X3=9 дѣлается дальнѣйшій шагъ къ 3x9=27. И это, сложенное изъ знаменательныхъ, число само также знаменательно. Двойной хоръ на Вѣковомъ праздникѣ при Августѣ состоялъ изъ 27 отроковъ и столькихъ же дѣвицъ. Во время Ганнибаловой войны, для умилостивленія боговъ въ виду продигій, ходили по городу и пѣли составленный Ливіемъ Андроникомъ гимнъ 27 дѣвушекъ * 2 3). Такъ бывало при люстраціяхъ по меньшей мѣрѣ до времени союзнической войны, начавшейся въ 663 (91) году :$). Число 27 имѣло значеніе въ исторіи превращенія волшебницей—богиней Цирцеей нимфы Сциллы въ морское чудовище 4); оно же имѣетъ магическую силу при болѣзняхъ. По крайней мѣрѣ по Варрону, въ качествѣ цѣлебнаго средства противъ боли въ ногахъ, совѣтовали 27 разъ (ter novies) произносить (cantare), прикасаясь къ землѣ, слѣдующій сатурній: terra pestem teneto. salus hie maneto 5), обычай, который долженъ—уже въ виду размѣра— восходить къ древнему времени. Здѣсь число 27 оказывается полезнымъ. Но оно можетъ быть и вреднымъ: по свидѣтельствамъ, упоминаемыхъ у Плинія. 27 ужаленій, полученныхъ отъ осъ или шершней (ter novena puncta crabronum), лишаютъ человѣка жизни 6). Изъ сопоставленія приведенныхъ случаевъ слѣдуетъ, что число 27 вообще обладаетъ магическою силою; свойство же этой силы опредѣляется обстоятельствами. Цифра 27 попадается во врачебныхъ предписаніяхъ и позже. Среди рецептовъ Марцелла Эмпирика, жившаго при Ѳеодосіи, около

scher. Sieben—und Neun-Zahl, S. 58), число 3 напоминаетъ о 3 алтаряхъ, воздвигнутыхъ Семелѣ, и 9-ти алтаряхъ, устроенныхъ въ честь Бакха.

*) Wö 1 ffl і n, Zur Zahlensymbolik. 336. Сравн. обо всемъ этомъ Marquardt, Privatleb. d. R.

2) Ter novenae virgines, какъ читаемъ у L i v. XXVII, 37, 7; couf. XXXI 12, 9,—или septem et viginti, какъ выразился Ливій въ XXVII, 37, 12. Сравн. численность хора на праздникъ Изиды по W і s s о \ѵ а, 295.

3) J u 1 і і О b s е q- и о іі t і s Prodigiorum liber, 34; 36; 43; 46; 48; 53; (по изд. Weissenborn). Для даты въ Obsequ. 53, сравн. b’asti cos. въ Согр. Inser. L., I, 1, р. 153 (изд. 1893).

4) Ovid. Met. XIII, 58: Ter novies carmen magico demurmurat ore.

5) Varro r. r. 1, 2, 27. K) P 1 i n. n. h. XI, 21, 73.

400 года по Р. Хр., указывается, напримѣръ, предписаніе — повторять магическое изреченіе 27 разъ 1).

Число 9, входящее, вмѣстѣ съ производными изъ него, какъ значительная сила, въ крупныя и мелкія событія человѣческой жизни, захватываетъ и начало и конецъ этой жизни: и рожденіе человѣка послѣ 9 мѣсяцевъ утробнаго существованія, и крайній предѣлъ человѣческой старости съ 9X9=81 годами. Такъ, въ согласіи съ словами Псалмопѣвца 2), опредѣлялъ продолжительность жизни Платонъ; и самъ онъ умеръ въ возрастѣ 81 года 3).

Съ теченіемъ времени число 9 потеряло въ языческомъ Р имѣ свое значеніе. Признается вѣроятнымъ, что всего раньше было поколеблено максимальное, 9—ричное число гостей 4), такъ какъ уже при императорѣ Луціи Верѣ упоминается о пиршествѣ съ 12 гостями и—главное—объ обычномъ, пови-димому, 7—ричномъ числѣ гостей за пирами 5). На языческой же почвѣ совершилось, повидимому, ограниченіе круга 9-ти энциклопедическихъ наукъ предѣлами 7-ми artes liberales, именно въ извѣстной сатурѣ Марціала Капеллы 6).

г) Marcel 1і De medicamentis liber, cap. 8, § 172:... hoc idem carmen si ter novies dicatur, etiam de 1‘aucibus hominis vel iumenti os aut si quid aliud haeserit potenter eximit. О томъ, былъ ли Марцеллъ врачемъ, сравн. противоположныя мнѣнія, выраженныя въ Payly R.—Е. IV, 1523—1524, и въ Teuf fei Gescb. d. R. L. Для разрѣшенія вопроса, могъ ли древній врачъ обращаться и къ магіи, сравн. Стрѣльцовъ, Врачи древнихъ римлянъ (1888), и Hirsch е 1. Compendium d. Geschichte d. Medicin (1862).

2) Пса л. 89, 10.

3) Wölfflin, S. 335. Censorinus, De die natali, c. 14.

4) У Варрона въ сатурѣ: „Noscis quid vesper serus vehat“, no Gell. Xlll, 11, читаемъ: dicit autem convivarum numerum incipere oportere a Gratiarum numero et progredi ad Musarum, id est proficisci a tribus, con-sistere in novem. Другія указанія—въ Marquardt, Privatleb. d. R., 293.

’■) Юлій Капитолинъ, упомянувъ о convivium, in quo primum duodecim accubuisse dicitur, замѣчаетъ, что существуетъ всѣмъ извѣстная пословица, notissimum dictum, относительно числа гостей: „Septem convivium, novem vero convieium“. J. Capitolini (въ Script, hist Aug.), Verus, 5, 1. (Срав. сходную игру словами въ нѣмецкихъ фразахъ: „Sieben Giiste ein Mahl, neun eine Qual“ и „Sieben Gäste gute Zahl, neune halten böses Mahl“, no Otto, I). Sprichwörter der Römer, 91). У Авзонія въ Ephem. (locus invitationis) 146 даются другія числа: Quinque advoeavi; sex enim convivium cum rege iustum; si super, convieium est. Изъ словъ Веттія въ М а с г о b. Sat. I, 7 видно желаніе, чтобы за столомъ у него было 12 человѣкъ. См. комментарій Т h у s і і et Oiselii къ Gell. XIII, 11.

Ij) Объ этомъ предметѣ см. сужденія въ Wölfflin, Zur Zahlensymbolik, S. 349-350.

IV.

Изъ прочихъ чиселъ, употреблявшихся у римлянъ съ особою цѣлію и особымъ смысломъ, въ предлагаемомъ краткомъ обзорѣ могутъ быть упомянуты слѣдующія.

Число 10, знаменательность котораго загіечатлѣна греческимъ эпосомъ о 10-лѣтней осадѣ Трои, встрѣчается и на римской почвѣ въ аналогичномъ отчасти явленіи—10-лѣтней (по счету седьмой) войнѣ Рима противъ города Вей *) и рядѣ другихъ историческихъ фактовъ. Здѣсь имѣются въ виду: учрежденіе и существованіе коллегій изъ 10 мужей, какъ напр. decemviri legibus scribumlis, d. agris dandis assignandis, d. sacris faciundis, d. stlitibus judicandis; декады Ливія; десятыя волны или десятые валы на морѣ 2). Иногда число 10, взятое и въ простой и въ сложной формѣ, представляетъ круглое число, вслѣдствіе того, напримѣръ, что первоначальное 9 округляется до 10, а первоначальное тройное 9 округляется до тройного 10 3). На сужденіяхъ нѣкоторыхъ италійцевъ относительно числа 10 не могли, конечно, не отразиться и взгляды пиѳагорейцевъ на декаду, какъ число «совершенное», заключающее въ себѣ всѣ числа 4).

Рядомъ съ децимальной системой существовала въ Римѣ система чиселъ дуодецимальная, съ находившимся въ основѣ ея числомъ 12. Это число имѣетъ немалое количество фактическихъ подтвержденій въ римской жизни и въ римской, оригинальной и переводной, литературѣ. Таковы: циклъ 12 боговъ ’), такъ называемыхъ Di Consentes, въ противополож-

9 Liv. IV, 61; V, 4; V, J 9—22.

2) О ѵ і d. Met. XT, 529—530: Sic ubi pulsarimt noviens latera ardua fluctus, Vastius insurgens decimae ruit impetus undae, и Trist. I, 2, 49—50: Qui venit hie fluctus, fluctus supereminet omues; Posterior nouo est undeci-moque prior, также Paul. Fest. 71 M. (50 Thewr. de P.): fluctus decimus fieri maximus dicitur.

9 J u 1. 0 b s e q u. 40: ex Sibylliuis-sacrificatum per triginta ingenuos

patrimos et matrimos totidemque virgiues. Сравн. съ отимъ указаніемъ 27-мь (=9X5) дѣвъ во время Ганнибаловой войны. L і ѵ. XXVII, 37, 7). Diels, Sib. Bl. 42, Айгп. 1.

4) Эти взгляды пиѳагорейцевъ изложилъ Н а 11 s с h въ статьѣ Arith-metica (Р а u 1 y-W і s s о w а, s. ѵ.), § 19.

■■’) Въ подтвержденіе дѣлается ссылка на составленный послѣ 559 (195) года Epidicus Плавта, ѵ. 610 (act. V. sc. і, ѵ. 4) и ѵ. 675 (actus V,

ноетъ 12-ти сельскимъ божествамъ, о которыхъ упоминаетъ Барронъ *); 12 виллъ, устроенныхъ Тиберіемъ на островѣ Капри и названныхъ по именамъ главныхъ 12 боговъ 2); 12 подвиговъ Геркулеса 3) и 12 дѣлъ меньшаго значенія, совершенныхъ имъ по своей волѣ, или такъ наз. parerga *); 12 дѣтей Ніобы г>); 12 созвѣздій зодіака 6); 12 вѣтровъ ’); періоды изъ 12 дней при перемиріи 8) и при другихъ обстоятельствахъ число 12 въ начальной римской исторіи, именно 12 сыновей Акк.и Ларенціи 10), 12 коршуновъ Ромула 11), 12 Саліевъ 12), 12 ликторовъ 13), 12 Братьевъ Полевыхъ 14); то же число въ эпосѣ Виргилія, у котораго оно является любимымъ числомъ, «несомнѣнно извлеченнымъ изъ древне-италійскаго преданія» ,3), напримѣръ 12 лебедей, наблюдавшихся при птицегаданіи 16), 12 риегі, слѣдовавшіе за каждымъ предводителемъ всадниковъ п), 12 populi18); то же числовъ государственной жизни Рима, для чего достаточно вспомнить о за-

scena 2, vers. 10—11). Въ виду А р u 1. de dco Socr. 2 признается (W ü 1 lf-lin, Das Duodecimalsystem, S. 533— 534) несомнѣннымъ, что Энній въ Анналахъ далъ слѣдующее перечисленіе, отдѣльно, боговъ и богинь:

Іипо Vesta Minerva Ceres Diana Venus Mars Mercuvius lovi’ Xeptunus Volcanus Apollo.

Тѣ же имена—въ L i v. XXII, 10,9. Статуи этихъ боговъ украшали форумъ. Другія указанія у Prelle r-J о г d а n, 1, 70.

D Var г о, r.r I, 1, 4; qui maxime agricolarum duces sunt.

’-) Tac. Ann. IV, 67 (коммент. Ншшердея); Suet., Tib. 65.

3) H у g i n i Fabulae, 30: Herculis athla XII ab Eurystheo imperaia; сравн., впрочемъ, Darembcr g-S a g 1 i о, V, 86.

4) Hvgin. fab. 31.

5) Pro p. Ill, 13, 7; St at. Theb. VI, 124—125.

6) C i c. Arat. 319; 0 v. Met. XIII, 618—619, и др.

7) Gell. II, 22; Senee. Nat. Quaest. V, 17; V, 16.

8) V irg. Aen. XI, 133.

S)) St at. Tlieb. II, 307; III, 574; Prop. IV, 5 (6), 40.

10) G e 11. VI, 7. “) L i v. I, 7, 1. 4-) Li v. I. 20, 4.

13) L i v. II, 1, 8 и друг.

14) Henzen, Acta fr. Arv., pag. Ill; cf. Pr e 11 er-J оr d an, I, 126. По Вёльфлину, 12 iuvenes casti Нумы у Валерія Антіатскаго (А г nob. V, 1) соотвѣтствуютъ имъ, но крайней мѣрѣ, въ отношеніи символики чиселъ.

15) Wölf fl in, 1. с., S. 533.

,e) Vir g. Aen. I, 393. На упоминаемыхъ Виргиліемъ bis senos—cygnos смотрятъ какъ па варіацію 12 коршуновт.

17) Ibid. V, 561.

ls) Ibid. X, 202, и komm. Фориигера; срав. IX, 272; XII, 899.

95

конѣ XII таблицъ, который имѣлъ для римлянъ высшій авторитетъ Ц, и о коллегіяхъ изъ 12 сочленовъ 2); наконецъ, число 12 въ римской системѣ дробей 3) и въ распредѣленіи наслѣдства по завѣщаніямъ, при чемъ единицею дѣленія была 12-я часть всего наслѣдуемаго 4). Варронъ не преувеличилъ, когда замѣтилъ, что multa antiqui duodenario liumero fi-nierunt 5).

Циклъ знаменательныхъ чиселъ указанными числами далеко ие исчерпывается 6), какъ не исчерпывается приведенными немногими доказательствами и матеріалъ, содержащійся въ памятникахъ письменности *).

А. Садовъ.

*) См. Никольскій, В и л л е м с ъ и др.; Cic. De leg. И. 4, 9.

2) Wilmauns, И, (indices: magistrates publici "rel.), p. 559; De-Vit, s. v. duodcccmuir.

3) Nissen, Gr. u. R. Metrologie, у Iw. Müller, I, 694—695; Cagnat, Cours d'epigrapbie latino (1898), p. 38.

4) Pauly III, 1200, s. v. hereditarium ius.

ь) V a г г о 1. 1. V, 6, 34. Считается примѣчательнымъ и то, что ка-тилина])іи, no Sal 1. Cat. 43, 2, составили планъ поджечь Римъ именно въ 12 мѣстахъ.

°) Нѣкоторыя свѣдѣнія о прочихъ числахъ даны у L ü 11 і с h’a, стр. 21 особ. 25 слл., у W ö 1 f f 1 і п’а въ статьѣ Das Duodecimalsystem, стр. 537 слл., и въ статьѣ Zur Zahlensymbolik, у Ziehen въ Bursian-Kroll Jahresbericht üb. d. F. d. kl. A. (Bd. 140, 1908, стр. 71 слл., отдѣлъ „Heilige Zahlen“), а также въ упомянутой брошюрѣ проф. И. Шляпки на. Въ дополненіе къ библіографіи о числѣ 3 и 7 слѣдуетъ указать на библіографическія (очень, впрочемъ, немногія) сообщенія Дильса (Diels) въ Arch, für Gesch. d. Philos., hrsg. von Stein, Bd. X (N. F. HI Bd.), 1897, s. 233. Sittl въ Archäologie der Kunst (1895), s. 863, по вопросу о Zahlensymbolik указываетъ А. Nagele, Pr. d. Staatsoberrealsch. in Marburg 1886. 1887. Lehmann въ книгѣ Aberglaube und Zauberei (ausg. von. Petersen, 1898) говоритъ о чиелахъ въ философіи оккультизма, опиравшейся отчасти на античныхъ основаніяхъ (стр. 164 слл., 172 слл. и друг.). Нельзя также не упомянуть книги: Die Mysterien des Mithra von С u ш о n t, deutsche Ausgabe von G e h r i c h, 1903.

') Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.