Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
А.И. Садов
Знаменательные числа
Опубликовано:
Христианское чтение. 1909. № 10. С. 1312-1331.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
*
Знаменательныя числа.
ЙЕ только въ Россіи, но, какъ оказывается, и на западѣ нѣкоторымъ чувствуется не по себѣ, хотя свое смущеніе они и пытаются скрыть, если имъ придется сидѣть
?за столомъ, гдѣ число гостей 13; они не прочь, а иногда даже стараются, избѣжать этой перспективы. Судьба 13-го апостола Іуды Искаріотскаго, когда-то вѣроятно послужившая первою причиною такой опасливости, теперь, конечно, не приходитъ на мысль никому, кто и самъ не хочетъ быть 13-мъ, и никого другого не желаетъ ставить въ положеніе 13-го; но нѣкоторая, иногда неясная, тревога и даже боязнь предъ 13-ью, какъ числомъ предвѣщающимъ и даже причиняющимъ зло, слѣдовательно роковымъ въ полномъ смыслѣ этого слова, составляетъ явленіе нерѣдкое. Что же удивительнаго, если древніе въ подобнаго рода истолкованіи чиселъ шли еще дальніе, чѣмъ люди новаго времени, создавъ цѣлую систему знаменательныхъ чиселъ? Такой образъ дѣйствій находился въ полномъ соотвѣтствіи съ ихъ общимъ взглядомъ на бытіе міра и жизнь человѣчества. Проникнутые—въ большинствѣ—глубоко религіознымъ настроеніемъ, древніе всюду видѣли дѣйствія и предуказанія Высшей Силы; по свойству же своихъ представленій объ этой Силѣ, они особо склонны были ставить ея обнаруженія въ связь со всѣмъ тѣмъ, что теперь носитъ названіе примѣтъ или что называется вѣщимъ и знаменательнымъ. Особое значеніе чиселъ, въ сущности, относится къ тому же классу явленій, къ которому принадлежатъ и всѣ вообще божественныя (т. е. считавшіяся божественными) предуказанія, подлежавшія уясненію средствами ди-винаціи, столь развитой въ древнее время.
На особомъ значеніи нѣкоторыхъ чиселъ у древнихъ останавливались многіе и уже съ давняго времени *). ДѣлалисІ и попытки среди изслѣдователей, особенно въ ближайшее къ намъ время, научнымъ путемъ выяснить, какимъ образомъ и почему то или другое число получило смыслъ особенный и даже священный. Авторъ настоящей статьи имѣлъ въ своемъ распоряженіи посвященныя этому предмету солидныя работы Люттиха, * 2), Нейдгардта 3), Вёльфлина 4), Узенера 5), Ро-шера 6 7). ІНюрера ’), Цбкклера 8), Гена 9) и нѣкоторыхъ другихъ ученыхъ, попутно касавшихся этого вопроса 10). Но
D Изъ латинской литературы, кромѣ частичныхъ указаній латинскихъ авторовъ, о которыхъ рѣчь будетъ дальше, здѣсь можетъ быть упомянутъ А u s о n і і Griphus ternarii numeri (Poetse lat. minores, cur. Wernsdorf, VI, 2, 581—598).
2) S. Lüttich, lieber bedeutungsvolle Zahlen, eine kulturgeschichtliche Betrachtung. (Domgymnasium zu Naumburg a. S. Jahresbericht Ostern 1891). 1891. S. 1—47.
3) Th. N ei d h аr dt. Heber Zahlensymbolik der Griechen und Römer. I Theil. Die Drei—und Neunzahl. Progr. des K. Progymnasiums in Fürth.
1895. Seit. 1—40.
4) Ed. Wölf fl in, Zur Zahlensymbolik (Mit Probeartikel Septem und Novem), въ Archiv für lateinische Lexikographie und Grammatik, IX Band,
1896, S. 333—354.
E г о же, Das Duodecimalsystem mit Probeartikeln Duodecim und Sexa-ginta, въ Archiv, IX Bd., 1896, S. 527—545.
5) И. Usener, Dreiheit, въ Rheinisches Museum für Philologie, Neue Folge, 58 Bd., 1903. S. 1—47, 161—208, 321—362.
6) W. H. Roscher, Die Sieben—und Neunzahl im Kultus und Mythus der Griechen, nebst einem Anhang Nachträge zu den „Enneadischen und Hebdomadiscmm Fristen und Wochen“ enthaltend, въ Abhandlungen der philol.-histor. Klasse der Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften, Bd. XXIV, Na 1, 1904, S. 1—126.
E г о же, Hebdomadenlehren der griech. Philosophen und Aerzte. Ein Beitrag zur Geschichte der griech. Philosophie und Medizin, въ № VI des XXIV Bandes der Abhandl. d. philol.-hist. Klasse der Sächs. Ges. d. W., 1906, S. 1—240.
7) E. Schürer, Die Siebentägige Woche im Gebrauche der christlichen Kirche der ersten Jahrhunderte, въ Zeitschrift für die Neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde des Urchristentums, hrsg. von E. Preuschen. Sechster Jahrgang, 1905, S. 1—66.
8) Z ö c k 1 e r, Siebenzahl, heilige, въ Realencyklopädie für protest. Theologie und Kirche von Herzog-Hauck, 18-er Band, 1906, S. 310—317.
'-') J о h. Hehn, Siebenzahl und Sabbat bei den Babyloniern und im Alten Testament (Leipziger Semitische Studien II 5, herausgeg. von A. Fischer und H. Zimmern), 1907, S. 1—132.
l0) Здѣсь, въ числѣ другихъ, разумѣются: Н. Diels, Sibyllinische Blätter, 1890; R. Heim, Incantamenta magica graeca latina (Commentatio
общее число работъ о знаменательныхъ числахъ приведенными изслѣдованіями, конечно, не исчерпывается *).
Въ предлагаемомъ изложеніи относящіяся къ культу фактическія данныя берутся по преимуществу изъ римской ре-
ех supplement» undevicesimo Annal^um philologicorum scorsum expressa), 1892. Подробныя указанія на прочія изданія, бывшія подъ руками автора настоящей статьи, будутъ сдѣланы при ссылкахъ на пихъ.
*) Свѣдѣнія объ этихъ работахъ даны отчасти въ нѣкоторыхъ изъ приведенныхъ выше изданій. Для интересующихся предметомъ и ради возможной полноты библіографіи умѣстно указать здѣсь хотя нѣкоторыя изъ этихъ трудовъ.
F нс Ъ s, Abhandlung von den Wochentagen aus den Geschichten der alten Hebräer, Griechen, Römer. 1773.
J. С. H ( a r e), On the names of the days of the week (The Philological Museum, vol. I, 1832, p. 1—73J.
Lersch, Der planetarische Götterkreis (Jahrbücher des Vereins von Altertumsfreunden im Rheinlande, IV, 1844, S. 147; V—VI, S. 299; VIII, 1846, S. 145).
De Witte, Les divinitös des sept jours de la semaine (Gazette archeolo-gique, 1877, p. 50. 77; 1879, p. 1—6).
M а а s s, Die Tagesgötter in Rom und den Provinzen, 1902.
Schrader, Der balylonische Ursprung der siebentägigen Woche ЩЪеоІ. Studien und Kritiken, 1874, S. 343—353).
Mayer, Ursprung der Sieben Wochentage (Zeitschrift der deutschen mor-genländ. Gesellsch. Bd. 37, 1883).
Jensen, Die Siebentägige Woche in Babylon und Niniveh (Ztschr. für deutsche Wortforschung, 1, 1901, S. 150—160).
Ferdinand v. Andrian, Die Siebenzahl im Geistesleben der Völker въ Mitteilungen der Anthropol. Gesellschaft in Wien, Bd. XXXI, 1901, 225—274.
Ed. Meyer, Gesch. d. Altertums, I, 148.
Nöldeke въ Literarisches Centralblatt, 1902, S. 901.
Schiapparelli, Die Astronomie im Alt. Testam., deutsch von L ii d t k e, Giessen, 1904, S. 113 if.
Daremberg-Saglio, I, 2, s. v. Calendarium; II, 1, 1892, s. v. dies.
Roscher, Lex. d. gr. u. r. M., III, статья «Planeten».
L о t z, статья «Woche» въ Herzogs Real-Enc., 2 Anfl., XVII, 251 ff.
Статья «Sabbath» и «Week» въ Encyclopaedia Biblica, vol. IV, 1903.
Grimm, Wörterbuch, s. v. «Sieben».
Статья «Numbers» F. König въ Hastings и S е 1 b і n, Diet, of the Bible, III, 562. 565,—также Barton въСЬеупе и Black Encycl. Ill, 3436.
Zielinski въ Süddeutschen Blättern, 1905, и въ Archiv і. Rel.-Wiss., VIII, 1905, S. 321 IT.
Roscher, Die Bedeutung der Siebenzahl im Kultus und Mythus der Griechen, въ Philologus, 1901, 260—373.
Roscher, Die Ennead. und Hebdom. Fristen etc. въ Abhandl. d. Sächs. Ges. d. W. XXI, 4 (1903).
Samuel, Seven, the sacred Number, its use in Scriptura and its application to the biblical criticism, Lond. 1887.
лигіи съ одной стороны, н изъ христіанской — съ другой *). Римская религія принимается при этомъ за выразительницу и въ нѣкоторой мѣрѣ образчикъ естественныхъ религій. Рѣдко берутся данныя даже изъ греческой религіи, хотя римляне, знакомые съ греческими литературными памятниками, должны были, разумѣется, находиться подъ значительнымъ вліяніемъ изложенныхъ тамъ, религіозныхъ представленій. Такое ограниченіе дѣлается по необходимости, ради экономіи мѣста въ журналѣ.
Разсмотрѣніе относящагося къ темѣ фактическаго матеріала естественнѣе начать съ простѣйшихъ, элементарнѣйшихъ чиселъ, переходя отъ нихъ къ болѣе сложнымъ. У мѣстность и пригодность такого пріема, какъ увидимъ, отчасти оправдывается и подтверждается и результатами предположеннаго анализа. Впрочемъ замѣчанія о двухъ первыхъ—въ порядкѣ числовой постепенности—числахъ внесены, по особымъ побужденіямъ, въ одинъ изъ дальнѣйшихъ отдѣловъ статьи.
Остановимся на числахъ наиболѣе знаменательныхъ 2). Первое изъ нихъ есть число 3. * II.
Piper, Die Himmelsleiter—въ Еѵ. Jahrb., Bd. VII, 1856, S. 67—75.
Dusch, Symbolik der christl. Religion, 1858, II, 536.
K о p p, Palaeographia critica, III, § 225—275.
K e h r, Quaest. mag., ^15.
U s e n e r, Religionsgeschichtl. Untersuchungen, p. 24.
Kaegi въ Philologische Abhandlungen, H. Schweizer-Sidler dargebracht, p. 50 sq. и J usti въ Berl. ph. W. 1892, 25, 794.
Dieterich, «Abraxas».
Wessely, Die Zahl neunundneunzig, въ Mitteil, ans der Sammlung der Papyrus Erzherzog Rainer, I, p. 113 1‘.
II. Diels въ Archiv f. Gesell, d. Philosophie X (1897) n въ Festschrift f. Gomperz.
И. Ill л я и k и и ъ, Возрасты человѣческой жизни (Изъ литературной исторіи человѣческихъ понятій). Рѣчь, произнесенная на актѣ с.-петербургскаго археологическаго института, въ дополненномъ видѣ. Спб. 1909.
L. Ziehe n, Heilige Zahlen, въ Bericht über griech. Sacralaltertümer въ Jahresbericht über d. Fortschr. d. kl. Altertumswissenschaft, Bd. CXL (1908,
III), s. 7Iff.
x) Вниманіе автора, по роду его занятій, сосредоточивается преимущественно на воззрѣніяхъ римскаго народа. Изъ христіанскихъ представленій берутся главнымъ образомъ тѣ, которыя были выражены на западѣ, въ предѣлахъ вліянія Рима.
-) Предлагаемый очеркъ не претендуетъ на полноту обзора. Цѣль его—дать представленіе о нѣкоторыхъ изъ существенныхъ сторонъ въ трактуемомъ предметѣ и ихъ изученіи въ ближайшее къ намъ время,
I.
Широкое и священное значеніе числа 3 бросалось въ глаза уже древнимъ. По Аристотелю, напримѣръ, «три» есть «все» и «трижды» есть то же, чт<^ «во всѣхъ отношеніяхъ». Все, какъ говорили и пиѳагорейцы, ограничивается или опредѣляется тремя; потому что конецъ, средина и начало заключаютъ въ себѣ число всего, а въ немъ содержится число три. Посему это число, взятое отъ природы, какъ ея законъ, примѣняется также и при священныхъ обрядахъ богопочтѳнія 1). Не такъ давно германскій ученый Узенеръ, въ одной изъ своихъ статей по исторіи религій, детально показалъ, какъ широко распространена была въ древнее время склонность соединять вмѣстѣ три божества. Было высказано мнѣніе, что изъ множества примѣненій числа 3 ни одно не сдѣлалось исторически столь важнымъ, какъ образованіе 3-хъ-членныхъ группъ божественныхъ понятій, божескихъ тріединствъ. «Мнѣ», писалъ названный изслѣдователь въ 1903 г., «хотѣлось бы попробовать дать болѣе ясное представленіе о широкомъ распространеніи и важности этой формы воззрѣнія. Здѣсь не имѣется въ виду сказать что-либо новое. Фил. Бутманъ съ совершенной ясностью судилъ объ этомъ явленіи, и Эд. Гер-гардъ называлъ божественную тріаду средоточіемъ почти всѣхъ религій (Buttmann въ Mythologus I, 29, Gerhard въ Griechische Mythologie I, 141). Но мнѣ, продолжалъ Узенеръ, представляется своевременнымъ — путемъ собранія разсѣянныхъ слѣдовъ дать доказательство того, что божественная тріада была такою формою воззрѣнія древности, которая твердо укоренилась и потому обладаетъ могуществомъ движущихъ силъ природы» 2). Собранный этимъ замѣчательнымъ ученымъ, а также и Нейдгардтомъ, матеріалъ заслуживаетъ полнаго вниманія. Онъ положенъ въ основаніе и нижеслѣдующаго отдѣла статьи.
вмѣстѣ съ попыткою посильно освѣтить кажущіяся неясными стороны въ вопросѣ.
*) Aristoteles Пері »üpavoö, I, 1. Срав. нѣмецкую передачу подлиннаго текста Прантлемъ (Prantl) въ его изданіи 1857 года, и латинскую—въ парижскомъ изданіи 1850 года (у Didot), vol. II.
2) U sen er, статья Dreiheit въ указ. журналѣ, S. 3 — 4.
Минуя, согласно принятому порядку, греческія божественныя тріады *), а равно тріады у кельтовъ, германцевъ, иіідовъ, иранцевъ, семитовъ, особенно у египтянъ, также у скиоовъ и монголовъ * 2), и лишь мимоходомъ отмѣтивъ божественную группу у родственныхъ съ римлянами умбровъ, именно группу Cerfus Martius, Praestola Cerfia, Tursa Cerfia, обратимся къ божествамъ римскимъ. Тріады божествъ были, по Узенеру, такими же туземными въ Римѣ, какъ и въ другихъ мѣстахъ 3). Это доказывается примѣрами такъ называемыхъ nymphae Quer-quetulanae, которыя были чисто италійскими духами деревьевъ, Tres Fortnnae и Tria Fata, представлявшихъ существенную принадлежность чисто народной, а не отвнѣ занесенной вѣры 4). Дальше: отъ трехъ flamines maiores, именно Dialis, Martialis, Quirinalis, можно заключать къ существовавшему когда-то почитанію до-капитолійской тріады: Iuppiter, Mars, Quirinus. Нѣсколько позже выдвинулась группа божественныхъ охранителей Рима, почитавшаяся въ Капитоліи, потомъ перешедшая изъ Рима и во всѣ римскія колоніи, а въ императорское время принятая и греческими городами вмѣстѣ съ культомъ dea Roma и императора. Кромѣ капитолійской тріады—Юпитера, Юноны и МЛгервьг, существовали, по Узе-неру, и другія тріады: на Авентинѣ, по календарю Арваль-скихъ братьевъ, 1 сентября приносилась жертва Iovi Libero Iunoni Reginae 5); въ Пренестѣ въ священномъ мѣстѣ, значитъ—для чествованія, была изображена Фортуна съ Юпитеромъ и Юноной 6). Устроенный по обѣту (258 г. Рима, 496 г. до Р. Хр.) диктатора А. Постумія храмъ .былъ посвященъ
9 О нихъ см. тамъ же, S. 4 ff.
2) Тамъ же, стр. 31—34.
Jordan въ своихъ аргументированныхъ замѣчаніяхъ къ Ргеі-1 е г Röm. М. Р, 35 совершенно отрицаетъ исконность или первоначальность римскихъ тріадъ. Wissowa, въ Religion und Kultus der Römer, 1902. S. 36, готовъ склониться къ этому же мнѣнію. Aust, 48.
4) U sen er, 1. с., S. 12 f., 30.
5) Въ цитованныхъ словахъ, вопреки мнѣнію Узенера, нельзя, кажется, видѣть указанія на тріаду. Сравн. интерпункцію приведенныхъ словъ: „Jovi Libero, Junoni reginae in Aventino“ въ изданіи: Acta fratrum Arva-lium quae supersunt, restit. et ill. G. Henzen, 1874, pag. CCXXXVI, и Röm. Staatsverwaltung von M a r q uard t, III B., 2 Auf!., besorgt von W i s-s о w a, 1885, S. 582.
,:) C i c. De divinatione II, 41, 85.
тремъ божествамъ: Церерѣ, Либеру и Либерѣ *)• О томъ, какъ охотно соединяли римляне въ одну группу 3 божества, выразительно свидѣтельствуетъ слѣдующій фактъ изъ жизни Овидія. Льстя Августу, онъ благодаритъ Котту, что тотъ переслалъ ему два «божественныхъ» (deos) изображенія—Августа и Тиберія, и прибавляетъ, что оідаь, Овидій, присоединилъ къ нимъ еще Ливію, «чтобы въ подаркѣ было подобающее число. Въ одинъ домъ вошли трое всевышнихъ» * 2).
Тріады часто встрѣчаются въ молитвенныхъ и подобныхъ молитвеннымъ обращеніяхъ къ божествамъ. Овидій обращается къ Фебу, Вакху и Музамъ, какъ покровителямъ поэтовъ, представляя эти божественныя существа именно какъ тріаду и, очевидно, мысля Музы какъ нѣчто единое 3). Примѣры другихъ божественныхъ тріадъ: Юпитеръ, Марсъ, Веста 4): нимфы, боги горы и Ѳемида 5 * 7); Intercidona, Pilumnus, Deverra *). Во время битвъ римскіе воины обыкновенно обращались съ молитвами о побѣдѣ къ Марсу, Юпитеру и Квирину. Тройное число божествъ является и при разныхъ другихъ священныхъ дѣйствіяхъ. При объявленіи войны римскій pater patratus возглашалъ: audi, Iuppiter, et tu, Iuno, Quirine, Diique omnes coelestes, vosque, terrestres, vosque inferni audite, и такимъ образомъ призывалъ въ свидѣтели двѣ тріады божествъ и божественныхъ группъ 1). Въ формулахъ клятвъ также наблюдалось число 3 8). Съ указаннымъ явленіемъ сближается обы-
0 Та с. Aimal. II, 49 съ комментаріями vou Nipper (ley и Drä-g о г; Röm. Mythologie von P г e 11 e г - J о r d а и, II, 37—38; срав. Neidhardt, 8, и Ѳ. 3 ѣ л и н с к і й, Изъ жизни идей, III, 43.
2) Utque tuum mimus numerum, quem debet, haberet, Est ibi Caesaribus Livia iuncta suis. Intrata est superis quod domus una tribus. О v i d. Ep. ex Ponto II, 8, 3—4. 56. Срав. V i r g. Bucol. 8. 75: numero deus impare gaudet и комментарій S e г v i i къ этому мѣсту. А u s t, Die Religion der Römer 11899), 41.
3) О v. Ars am. III, 347. Срав. T i b u 11. III, 4, 44: casto nam rite poetm Phoebusque et Bacchus Pieridesque favent.
4) О v. Fast. IV, 827—828.
5) Oy. Met. I, 320—321.
(i) Varro у Augustin. De civ. D. VI, 9. О трехъ парахъ божествъ при лектистерніяхъ см., напр., Aust. 51.
7) Li ѵ. I, 32; conf. I, 24, а также фразу въ I, 32: audi, Juppiter;audite, fines; audiat fas. Впрочемъ, о чтеніи перваго изъ приведенныхъ мѣстъ сравн. W е і s s е n b о г н-М ü 11 е г комментированное изданіе (1885) и Anhang, S. 266.
8) Срав. Ovid. Tr. II, 53: per mare, per terras, per tertia numina iuro. Выраженіе tertia numina въ данномъ контекстѣ означаетъ, конечно, небо;
чай употреблять число 3 въ тѣхъ случаяхъ, когда обращались къ кому-либо съ просьбою исполнить какое-нибудь желаніе и заклинали это лицо тѣмъ, что было для него всего дороже и выше. Такъ Горацій проситъ Каиидію именемъ Прозерпины, Діаны и колдовскихъ книгъ—пощадить его *).
Идея тріады нашла свое выраженіе и въ образныхъ представленіяхъ. Такія представленія существовали не въ одномъ лишь воображеніи народа и поэтовъ, но были, такъ сказать, воплощены въ реальныхъ созданіяхъ художниковъ. Этотъ фактъ служитъ нагляднымъ доказательствомъ дѣйствительной жизненности представленія. И такое явленіе наблюдается у разныхъ народовъ. 2) Самый извѣстный примѣръ трехвиднаго образованія у народовъ античныхъ есть Геката 3). Изображеніе Гекаты дѣлалось такъ, что въ немъ идея* тріадности соединялась съ идеею единства: Геката представлялась въ видѣ трехъ, соединенныхъ вмѣстѣ, фигуръ, или въ видѣ одного трехголоваго герма, или такъ, какъ представлена она на одной терракоттѣ изъ Смирны, гдѣ на трехстороннемъ постаментѣ поставлена на широкой шеѣ одна голова Гекаты съ тремя одинаковыми лицами (Геката трі-рбосотгос) 4). Рядомъ съ трехфор-
однако употребленіе здѣсь именно этого выраженія не лишено характерности. Сравн. коммент. Лерса (Loers). Для уясненія типа клятвъ срав. также Т і b. Ill, 6, 47—48 и подобп. мѣста, напр. У і г g. Аеп. XII, 197 ss.
\) Hör. Epod. 17, 2; срав. Epist. I, 7, 94, и Epod. 5, 5 ss; Ovid. Met. I, 763; YI, 498—499; T i b u 11. I, 5, 7.
~) Узенеръ, стр. 162, напоминаетъ фигуру индійскаго Тримурти, съ тремя головами на одномъ туловищѣ, и приводитъ другіе подобные примѣры. также примѣры головъ божествъ съ 3 лицами и т. д. изъ Галліи и Бельгіи.
3) О ней см., кромѣ сообщеній Узенера, также Зиттля (въ изд. Ив. Мюллера), Виесовы, Преллера, указанія у R о s с h е г, J) а г е m b е г g и Baumeister, давшихъ и снимки съ памятниковъ.
і) Три отдѣльныхъ фигуры Гекаты считались художественнымъ развитіемъ трехголоваго герма. Принять такое объясненіе значило бы, по Узенеру, S. 165—166, перевернуть въ обратную сторону тотъ путь, по которому должно идти миѳологическое представленіе. Хронологія памятниковъ не можетъ имѣть здѣсь рѣшающаго значенія; соображенія цѣлесообразности, побуждавшія ставить на дорогахъ предпочтительно гермы, не приложимы къ изображенію, назначенному для культа и связанному съ первоначальнымъ представленіемъ о божествѣ. Относительно объясненій трехформенной Гекаты см. U sen er, 347. Сравн. статью С. Ц ы-бульскаго „О гермахъ“ въ ж. „Гермесъ“, 1908, №№ XI—XIV.
менной Гекатой ставилъ Виргилій tria virginis ora Dianae, «три лика дѣвственной Діаны» *).
Число 3 имѣло можетъ быть нѣкоторое особое значепіе въ культѣ родовомъ. Въ Римѣ, до IV столѣтія города, продолжало держаться въ gens Lucretia прозваніе Tricipitinus. Въ періодъ 120 лѣтъ носятъ ert) шесть членовъ Лукреціева рода, достигшихъ высшей въ государствѣ должности. Отсюда дѣлается заключеніе, что родовой культъ Лукреціевъ бросался въ глаза принятымъ въ немъ трехглавымъ божествомъ; отсюда вышло и указанное cognomen вѣтви этого рода, которой былъ довѣренъ культъ божества. Трехголовый богъ Лукреціевъ долженъ быть такъ же признанъ за фактъ, какъ представляетъ фактъ Cognomen Tricipitinus. Съ той же—по Узенеру—несомнѣнностью можемъ мы сдѣлать дальнѣйшее заключеніе, что за трехглавымъ богомъ стоялъ первоначально богъ трехтѣлый * 2). Возможность здѣсь не исключена, но говорить о несомнѣнности трудно.
Существовали тріады и въ домашнемъ культѣ, въ частной жизни. На стѣнѣ одного дома въ Помпеяхъ имѣется надпись, въ первой половинѣ которой читаемъ: Invicte Castresit, habeas, propiteos deos tuos tres, ite(m) et qui leges. Calos Edone. Valeat qui legerit... Въ концѣ стоитъ обращеніе: calos Castre-sitni 3). На основаніи этого Castresitni возстановивъ такое же чтеніо на мѣстѣ не полнаго Castresit въ первой строкѣ, хотя и замѣтивъ при этомъ, что для этого дальнѣйшаго образованія отъ castrensis онъ не знаетъ никакой аналогіи, Узенеръ дѣлаетъ слѣдующія поясненія . къ тексту надписи. Упоминаемый здѣсь человѣкъ называется invictus въ качествѣ умѣющаго «хорошо» или «основательно» выпить, котораго «побѣдить», т. е. превзойти въ выпивкѣ или «перепить», никто не можетъ. Edone (сравн. г^оѵ^. и Onomasticon Де-Вита), къ которой также обращается восклицаніе хаХшс, признается Узе-неромъ, какъ и Бюхелѳромъ, за кельнершу. По вопросу о тріадахъ изъ надписи дѣлается такого рода выводъ: состави-
*) V і г g. Аеп.ІѴ,511(срав. komm. Форбигера).Но аналогіи, трехвидность Гекаты была перенесена и на другихъ родственныхъ богинь. U s е п е г, 116.
2) U s е n е г, S. 176.
3) Corp. Inscr. Lat. IV, 1679; Wilmamis Kxempla laser, lat. 1975 (11, pag. 63). Въ Corpus, въ примѣчаніяхъ, издатель между прочимъ говоритъ: 1)іі іііі tres nescio an sint Iuppiter, Xeptunus, Pluto. По Вильмансу, de love Plutone Neptuno certe non cogitanduni.
тель приведенныхъ строкъ могъ предполагать,^ что и тотъ, къ кому обращаются эти слова, и всякій другой, прочитавшій ихъ, чтитъ свою частную тріаду боговъ *).
Тріадность осталась, повидимому, довольно обычною формою представленія о божествѣ до самаго конца язычества. Мнѣ. писалъ Узенеръ, представляется исторически важнымъ то явленіе, что вплоть до III столѣтія по Р. Хр. наблюдаются новообразованія этого рода. Примѣръ: на эллинистически-рим-скихъ памятникахъ часто Озирисъ или Сараписъ и Изида съ Анѵбисомъ соединены въ тріаду. Еще въ У столѣтіи неоплатоникъ Проклъ соединялъ божественныя понятія въ тріады 1 2).
При такихъ обстоятельствахъ, естественно, что число 3, которое—замѣтить нужно—особо выдвигалъ и освѣдомленный въ религіозной старинѣ Еиргилій 3), находитъ мѣсто и получаетъ особое значеніе при многихъ религіозныхъ дѣйствіяхъ. Оно наблюдается при очищеніяхъ, которыми хотѣли освободиться отъ виновности или оскверненія или отвратить гнѣвъ боговъ. Извѣстно, напримѣръ, что, по окончаАи ценза, вокругъ гражданъ, для ихъ очищенія, трижды обводились жертвенныя животныя, именно такъ называемыя suovetaurilia4). Въ праздникъ Амбарвалій, который служилъ для освященія полей, около поля также трижды обводились жертвенныя животныя 5 * 7). Проперцій въ одномъ своемъ шутливомъ стихотвореніи представляетъ себя очищаемымъ посредствомъ троекратнаго прикосновенія горящей сѣры къ его головѣ ,!). Послѣ погребенія Мизена присутствовавшіе были очищены троекратнымъ окропленіемъ водой "). Если требовалась чрезвычайная
1) U s е n е г. S. 35.
2) IIsen er, S. 28--29. Отмѣченное нѣмецкимъ изслѣдователемъ явленіе представляется исторически важнымъ и пишущему эти строки, но, конечно, не въ томъ смыслѣ, который могъ соединять съ нимъ Узенеръ.
3) Говоря въ Висоі. 8, 75 numero deus impare gaudet, Виргиліп имѣлъ въ виду прежде всего число 3, какъ видно изъ контекста. Относительно приведеннаго выраженія поэта интересны указанія въ комментаріи Фор-бигера.
*) Р а u 1 у - W і s s о w и, s. ѵ. Ambilustruni; Н е т у ш и л ъ, Очеркъ римскихъ госуд. древностей, I, 183.
V V і г g. G е о г g. I, 345. М а г q и а г d t, Röm. Staatsverwaltung, III В., - Aufl., besorgt von W i s s о w a, S. 200 ff. Dissen къ T i b и 11 i И, 1.
°) Prop. V (IV), 8, 86, и Rotli stein къ ироцитованному мѣсту, а также къ II, 13, 25.
7) V і rg. Aen. VI, 229.
люстрація, то въ процессіи по городу, съ торжественными пѣснопѣніями, участвовали 3x9 дѣвицъ 1). Особенно ясный примѣръ знаменательности числа 3 въ случаяхъ, близкихъ къ разсматриваемой группѣ явленій, даетъ Ливій, когда говоритъ, что послѣ пораженія при ^Тразименскомъ озерѣ были обѣщаны ludi magni aeris trecentis tnginta tribus niilibus trecentis triginta tribus triente и сверхъ того Юпитеру 300 быковъ 2).
Значеніе, которое придавалось числу 3, отчетливо обнаруживается въ его частомъ употребленіи при чарахъ и колдовствѣ. Покровительницей колдуній была dea tergemina Геката, живущая на перекресткахъ трехъ дорогъ. Цирцея трижды произноситъ свои заклинанія при метаморфозѣ Пика, и трижды же касается его своей волшебной палочкой 3). Тибуллъ говоритъ о магической формулѣ, которая бываетъ дѣйствительна только въ томъ случаѣ, если ее произносятъ три раза и при этомъ три же раза плюютъ на землю 4). Держалось мнѣніе объ особенной силѣ, которую производили на злыхъ духовъ три протянутыхъ пальца, и о полезномъ вліяніи тріады на теченіе болѣзней 5).
Число 3 имѣло, разумѣется, свое значеніе и при жертвоприношеніяхъ, когда въ особо торжественныхъ формахъ обнаруживалась религіозная жизнь древняго человѣка. При suo-vetaurilia, какъ видно изъ самого этого слова, въ жертву приносились три различныхъ животныхъ. При жертвоприношеніи Термину въ праздникъ Терминалій трижды бросаются въ огонь
0 Напримѣръ L і ѵ. XXXI, 12, 9. Если, кромѣ ter поѵеиа;, употребляется и выраженіе septem et viginti, то это объясняется тѣмъ, что придавалось значеніе особо знаменательное не одному числу 3.
-) L і ѵ. XXII, 10, 7.
3) О ѵ. Met. XIV. 387; срав. число 3 въ дѣйствіяхъ Медеи noMetani. VII, 188 ss., въ дѣйствіяхъ колдуньи но Virg. Впсоі. 8, 73—74, и въ дѣйствіяхъ старухи но О ѵ. Fast. II, 573.
4) Т і b u 1 1. I, 2, 53—54. Дальнѣйшія указанія на магическую силу и вообще особое значеніе числа 3 имѣются въ Horat. Fpist. I, 1, 37; Carm. Ill, 22, 3; Sat. II, 1, 7 (см. комментарій Л. Миллера); Ovid. Met. VII, 153; X, 649; XIV, 58: Fast. IV, 551; VI, 155; VI, 753; Amor. Ill, 5, 23; Ibis 226; Prop. V. 6, 74 (если не читать съ Ротштейномъ perque); Т і b. I. 3, 11 — 12. Плиній въ Nat. Hist. XXVIII, 2, 4 пишетъ: Caesarem dictatorem, post шипа ancipitem vehiculi' casum, ferunt semper, ut primum consedisset, id quod plerosque nunc facere scimus, carmine ter repetito securitatem itinerum aucu-pari solitum. О суевѣріи срав. Зѣлинскій, Изъ жизни идей, I, 195.
r>) Sittl, Die Gebärden der Griechen und Römer, 324.
полевые плоды *). Жертва Церерѣ состоитъ изъ трехъ предметовъ: вина, меда и молока * 2).
Сами боги, давая людямъ понять свою волю или свои предуказанія, также пользуются числомъ 3. Было сочтено знакомъ благоволенія и помощи Августу отъ Аполлона, когда въ битвѣ при Акціумѣ на мачтѣ Августова корабля засверкалъ огонь въ видѣ трехъ зигзаговъ 3). Благопріятнымъ знакомъ считалось также, если при ясномъ небѣ трижды прогремитъ громъ 4 * 6 7). Иногда число 3 имѣло другое значеніе, указывая на божественное недовольство или предупрежденіе о несчастій 3).
Присутствіе числа 3 наблюдается въ системѣ хѳоничс-скихъ божествъ и связанномъ съ нею культѣ мертвыхъ, съ посмертными обрядами, догребается мертвецъ въ третій день в); въ подземномъ царствѣ встрѣчаетъ покойникъ 3-хъ судей мертвыхъ. Самъ Тартаръ, по обычному представленію, ок^женъ тройной стѣной '3).
Коль скоро древній человѣкъ привыкъ ставить число 3 въ связь съ божествами, ему отсюда было уже не далеко до примѣненія этого числа и въ тѣхъ случаяхъ, когда дѣло шло о баснословныхъ существахъ низшаго порядка. Такимъ существамъ придаются 3 вида 8 *), 3 пасти °) и т. п. Геріону усвоились 3 тѣла 10); драконъ, оберегавшій Кастальскій источникъ, представлялся имѣющимъ 3 языка и 3 ряда зубовъ “); дра-
0 Ovid. Fast. II, 651.
;) V і г g. Georg. I, 344 и коммент. Форбигера. Относительно числа 3 при жертвахъ см. еще О ѵ і d. Mot. XI, 247—248, Т і b u 11. IV, б, 14; Pro р. V, 6, б.
3) Р г о р. V, б, 30. Срав. подобн. отчасти случай въ О ѵ. Met. X, 279.
4) Ovid. Fast. Ill, 369; Virg. Aen. VII. 141—142.
з) Virg. Aeu. II, 174: 0 v. Met. X, 452; Trist. 1, 3, 55 и komm, въ изд. Roberts (Loud. 1902).
6) Commentator Cruquianus къ Hör. Epod. 17. 47, по Marquardt, Privatleben der Römer, I (1879), 338, Anmerk.
7) Virg. Aon. VI, 549 (Срав. въ „Христ. Чт.“, 1887, статью: „Міръ усопшихъ по изображенію П. Виргилія Марона“); О ѵ. Fast. Ill, 801.
8) 0 ѵ. Met. XI, 639.
*’) Prop. V, 9, 10.
10) О ѵ. Tr. IV, 7. 16; срав. Н о г. Carm. 11, 14, 7, гдѣ поэтъ называетъ Геріона ter amplum. Ему же придаются названія tergeminus, tricorpor. trimembris, triplex. См. Virg. Aen. VI, 289; VIII. 202; Euer. V, 28; Scrv. къ Aen. VII, 662.
и) 0 v. Met. Ill, 34; срав. St at. Theb. V, 509. Дальнѣйшее измѣненіе: языкъ змѣи раздѣляется на три части, по Virg. Georg. Ill, 439, и Р 1 і и. N. Н. XI, 37, 65, 171.
конъ, охранявшій золотое руно, имѣлъ 3 языка *). Церберъ, стражъ подземнаго міра, являющійся иногда съ 50 и со 100 головами, обычно является съ 3 головами 2), чѣмъ (какъ и высшими цифрами) выражается чрезвычайная сила и бдительность этого стража. У Овидія сохранился, повидимому, и слѣдъ иного, болѣе древняго представленія о немъ, существовавшаго въ Греціи, гдѣ Цербера мыслили съ 3 туловищами и 3 головами, какъ тоѵ тріашаатоѵ уѢѵос. Овидій, кажется, представляетъ Цербера подобнымъ же образомъ, когда называетъ его terge-minum canem 3). Мысль, что Церберъ состоитъ изъ трехъ тѣлъ, видимо еще не исчезла, когда искусство привыкло уже изображать его въ видѣ одной собаки съ тремя головами. II нѣкоторыя другія демоническія существа представлялись трехглавыми или трехсоставными 4),
Тоже число 3 встрѣчается иногда при упоминаніи мѣстъ, въ которыхъ божество особенно чтилось, какъ и аттрибутовъ, придававшихся божеству. Главными мѣстами культа Венеры называетъ Горацій три мѣста: Книдъ, Пафъ и Циклады 5).
Однимъ изъ аттрибутовъ или символовъ Аполлона былъ треножникъ, на которомъ возсѣдаетъ ГІиѳія, вдохновлявшаяся божествомъ 6 7); аттрибутъ Юпитера—его молнія мыслится состоящею изъ трехъ огненныхъ линій 1); брату Юпитера Нептуну принадлежитъ сходное съ Юпитеровымъ—по одному изъ признаковъ—оружіе, именно трезубецъ, tridens 8). Соотвѣтственно этому, и Геркулесу съ Тезеемъ придавалась палица съ тремя
Ч О ѵ. Met. VII, 150.
2) Напр. Н о г. Carm. Ill, 11. 20; срав. komm. Л. Миллера (1900 г.) къ Cam. II, 19, 31.
3) Оѵ. Trist. IV, 7, 16; срав. сочетаніе съ tergeminum ѵігшп, который былъ tribus corporibus а fabula instructus. Cf. L о e r s.
4) Срав. о Сциллѣ у А u s о п. въ griplms ternarii numeri, 83. Scylla triplex, commissa tribus: cane virgine pisce (Wernsdorf, VI, 2, pag. 597), и объ этрусскомъ изображеніи Тритона у U sene г, 173.
5) Но г. Carm. Ill, 28, 13—14.
6) Сравн. о треножиикѣ у квиндеце.мвировъ—S е г ѵ. къ Aen. III, 332, и W і s s о w а, 430.
7) Выраженія о молніи Юпитера: fulmen trisulcum: trifida flamma; ignis tergeminus. Мѣста у авторовъ: V a г г о Sat. Men. fr. 54 Buech. (П о м я-л о и с к і й, М. Теренцій Варронъ и Мен. сатура, стр. 205); О ѵ. Met. II. 325. 848; V irg. Aen. VIII, 429-430; St at. Silv. I. 1, 91—92; Test. 352 iM., 530 Tli. de P.
s) V irg., Aen. II, 610 и друг.
узлами или колѣнами 1). Къ тому же кругу представленій относитъ Узенеръ и усвоеніе греками и славянами горамъ боговъ трехъ вершинъ 2).
Государственная жизнь римлянъ, какъ и грековъ, находилась въ тѣсной связи и взаимоотношеніи съ религіей. Неудивительно поэтому, что число, считавшееся священнымъ въ религіи, примѣняется нерѣдко и въ государственной жизни древнихъ. По представленію Виргилія, число 3 является числомъ мистическимъ и знаменательнымъ уже для доисторическаго періода, который предшествовалъ основаіЙю римскаго государства 3 4). При начальной организаціи Рима число 3, въ разныхъ его видахъ, является осповпымъ числомъ. Народъ римскій распадался на три части или «колѣна», называвшіяся трибами *). Въ соотвѣтствіе этому 300 всадниковъ и 3000 пѣхотинцевъ составили ядро римскаго войска 5 6 7); нормальное число колонистовъ при основаніи колоній было 300 (і), нормальное и обычное (хотя пе всегда) число сенаторовъ также 300 ^ первоначальное число авгуровъ 3 и во главѣ ихъ царь 8). Было нѣсколько группъ состоявшихъ на государственной службѣ лицъ, въ названіе должности которыхъ прямо входило число 3. Это—tresviri или triumviri agris dandis adsignandis, также—coloniis deducendis, triumviri или tresviri capitales, tr. mensarii, tr. monetales, tr. aedibus reficiendis и друг. 9). И римскіе послы нерѣдко являлись въ числѣ трехъ 10). Положеніе: ties faciunt collegium, какъ справедливо замѣчено, имѣло у римлянъ большое примѣненіе. Вліяніе этого
*) Clava trinodis по О ѵ. Fast. I, 575; Heroid. IV, 115 о Тезеѣ; см. Rich-Müller, s. ѵ.
2) U sen er, S. 189. О числѣ 3 въ римской религіи попутно говоритъ Aust, 93, 124, 149, 180, 183 и др.
3) Срав. V irg. Аеп. І1Г, 391; VIII, 47; I, 265—0 значеніи чиселъ 3, 30, 300, 333 въ до-римское время.
4) О словѣ tribus, одного корня съ tres, и о сродныхъ словахъ: tribuo, tribunus и друг. см. Wald е, Lat. Etym. Wörterbuch, s. v. tribus, словарь Breal-Bailly и друг.
°) H e t у ш и л ъ, Очеркъ римск. госуд. древностей, I, 20.
6) Н е т у ш и л ъ, II, 435. Это и естественно: колоніи, по Gell., XVI, 13, суть quasi effigies parvae simulacraque quaedam (populi Romani).
7) Виллемсъ. 215.
8) C i c. de rep. II, 9, 16; L i v. X, 6, 6; L a n g e. Röm. Altertümer, I3, 335.
9) См. списокъ ихъ хотя бы у В и л л е м с а, Рим. госуд. право.
10) Срав. Нетушилъ, II, 318—319.
священнаго числа на общественную жизнь было замѣтно и при разныхъ торжествахъ. Припоминаются XXVII (=3X9) pueri et puellae totidem, которые пѣли священный гимнъ въ столѣтнее'празднество при Августѣ 1). При pompa circensis, въ періодъ ludi Romani, къ участникамъ въ состязаніи присоединялись многочисленные танцоры въ трехъ группахъ, сначала— изъ мужчинъ, потомъ изъ юношей, наконецъ изъ мальчиковъ 2).
Разсматриваемое число выдвигается также при срокахъ, въ томъ числѣ и имѣвшихъ государственную важность. Знаменательнымъ представляется число въ терминахъ, назначавшихся при торжественномъ объявленіи «справедливой и благочестивой войны» (iustum piumque duellum). Уже Туллъ Гости-лій объявилъ албанцамъ войну на 30-й день 3). Послѣ упорядоченія существовавшей практики, произведеннаго Анкомъ Марціемъ, какъ объ этомъ говоритъ Ливій въ 1, 32, 5, pater patratus предоставлялъ иностранному государству 30 дней на размышленіе, и, если удовлетворенія не получалось, на 33-й день объявлялъ войну 4). Законные 30 дней (iusti trndnta dies) наблюдались также при manus iniectio по отношенію къ должнику 5). Терминъ tridiium обычный у классиковъ 6 7). Употреблялся онъ и въ сакральныхъ дѣлахъ. Такъ, мы читаемъ, напримѣръ, что въ видѣ особаго отличія устроялись ludi fu-nebres per triduum ’’). Три дня продолжались ludi saeculares, при которыхъ число 3 главенствовало въ теченіи всего торжества. И при supplicationes, рядомъ съ однодневнымъ срокомъ, былъ въ употребленіи, и даже преимущественномъ, срокъ трехдневный 8). Значеніе числа 3 въ такихъ случаяхъ
М Н о г. Carm. Saec. и предисловія къ нему комментаторовъ.
2) Dion. Hal. Arch. R. VII, 72, 5. До чего доходила у римлянъ эта склонность къ числу 3, показываетъ тотъ фактъ, что въ 537 (217) году назначаемая для ludi Romani сумма въ 200.000 сестерцій была повышена до ЗЗЗ.ЗЗЗ1 з. Liv. XXII, 10, 7 (срав. Corpus Inscr. Lat. Ill, 6.065). Diels, Sib. Bl., 40 называетъ это Zahlenspielcrei.
3) L i v. I, 22, 5.
4) L i v. I, 32. H e t у ш и л ъ, III, 764.
5) Gell. XX, 1, 42—43; Lange, R. А. F, 201.
e) Hanp. Liv. III, 10, 1: IX, 30, 10; XXX, 16, въ концѣ; XXXI, 18, въ концѣ; XXXIV, 52 въ нач.; XXXVIII, 14, 12; XLII, 25, 12.
7) Liv. XXIII, 30, 15; XXXIX, 46, 2, и Weissenborn къ цитов. мѣстамъ.
8) По крайней мѣрѣ Нейдгардтъ, S. 19, въ сравненныхъ имъ книгахъ Ливія, насчиталъ 20 suppl. per triduum и 18 in unum diem, и только 6 in biduum, 4 in quatriduum, 3 in quinque dies.
не всегда одно и то же. Тамъ, гдѣ (какъ при ludi saecula-res) имѣла значеніе религія, число 3 является числомъ священнымъ; въ другихъ случаяхъ частое употребленіе выраженія triduum проще всего объяснить тѣмъ, что число 3, какъ это раскрыто будетъ въ другомъ мѣстѣ, употребляется нерѣдко въ качествѣ круглаго числа.
Число 3 вообще признавалось обѣщающимъ сч&стье. Отсюда объясняется передаваемый Гораціемъ случай съ Меценатомъ, когда онъ, послѣ тяжкой болѣзни, въ первый разъ явился въ театрѣ и здѣсь былъ встрѣченъ троекратными апплодисмен-тами ‘). У римлянъ, какъ и у грековъ, было въ обычаѣ, обращаясь къ манамъ покойника, говорить vale трижды 2), съ указаннымъ выше значеніемъ, и совершать другія подобныя дѣйствія 3).
То же число является числомъ законченнымъ. Согласно закону, римлянинъ, желавшій, чтобы его сынъ перешелъ подъ patria potestas другого лица, долженъ былъ лишь трижды, для вида, продать его 4). Человѣкъ, имѣвшій трехъ дѣтей, получалъ значительныя преимущества: ius trium liberorum въ позднѣйшее время давалось, въ видѣ особой привиллегіи, и тѣмъ лицамъ, которыя дѣтей не имѣли или у которыхъ iustus numerus отсутствовалъ 3), и т. д.
Въ связи съ этимъ находилось и другое значеніе числа 3. Это число есть первое число въ послѣдовательномъ ряду чиселъ, которое (если разсматривать его со стороны входящихъ въ него элементовъ, т. е. единицъ) имѣетъ начало, средину и конецъ; изобралсеніе въ видѣ треугольника придаетъ ему значеніе совершенства въ своемъ родѣ. Отсюда объясняется нерѣдкое обращеніе въ древности къ числу 3 для того, чтобы представить что-либо абсолютнымъ и совершеннымъ. Такой смыслъ имѣютъ выраженія въ родѣ ter felix 6). Слово ter ѵпо-
*) Но г. Carm. И, 17. 25—26, и Sittl, Die Gebärden d. Gr. u. R, 58; срав. Prop. IV, 9, 4, также наше тройное „ура“ или нѣмецкое „hoch“.
2) О ѵ. Fast. Ill, 563. Благочестивый Эней соблюдаетъ этотъ обычай даже при кенотафіи. (Virg. Acn. VI, 506).
3) Срав., напр., Но г. Carm. I, 28, 36; Virg. Aen. XI, 188—189.
4) По закону XII таблицъ, si pater filium ter venum duit, filius a patre liber esto. Никольскій, Система и текстъ XII таблицъ, стр. 294.
5) Срав. напр. Р 1 і n. Ep. II, 13; X, 2; X, 95. О самомъ ius см. Вил-лѳмсъ, passim.
в) О ѵ. Met. VIII, 51. Подобныя выраженія: terque quaterque Ьеакі8(въ Virg. Aen. I, 94), felices ter et amplius (H о r. Carm. I, 13, 17), quater beatus
требляли римскіе поэты нерѣдко, чтобы наглядно и выразительно представить усиленную (въ большинствѣ случаевъ впрочемъ напрасную) попытку или стараніе. Такъ Гиганты трижды пробовали нагромоздить гору Ocsy на гору ІІелій, и трижды же молнія Юпитера обращала ихъ хлопоты въ ничто 1). Довольно часто употребляется выраженіе torque quaterque, чтобы обозначить явленіе очень частымъ или сильнымъ. Встрѣчаемъ и такія сложныя образованія, составленныя по аналогіи съ греческими: trifurcifer, terveneficus и под. Чрезвычайно крѣпкій панцырь обозначается у Горація выраженіемъ: aes triplex 2). Большое богатство у того же поэта обозначается словами: divitiae tribus amplae regibus 3). выраженіе, съ которымъ сравниваютъ его же фразы: tribus ursis quod satis esset 4), и tribus Antricyris caput insanabile 3), а также Ливіево выраженіе: arma vel tribus tantis exercitibus in armamentaria con-gessisse ,J). Чтобы напугать Порсеннѵ, Муцій выдумываетъ, будто 300 римскихъ юношей сдѣлали заговоръ противъ него Когда Ливій указываетъ приблизительное количество павшихъ, добычи и т. д., онъ особенно охотно приводитъ числа, которыя дѣлятся на 3 8). Съ той же точки зрѣнія можно объяснить и троекратное колѣнопреклоненіе въ позднѣйшее время— въ смыслѣ выраженія особаго почтенія 9), а также троекратное воздѣваніе извѣстной весталкой Квинтой Клавдіей рукъ при ея моленіи, именно — для выраженія пламенной молитвы 10).
(Т і Ь u 11. I, 10. 63), quater et quotiens numero comprehendere non est feli-cem (Oy. Ars II, 447—148).
q V i r g. Georg. I, 281—283. Подобн. мѣста: Yirg. Aen. II, 792; VI, 700—701; VIII, 230-232; X, 685. 885 s.; Ovid. Fast. II, 823; V, 247; Met. II, 270; XI, 419; Her. 4, 7; 14, 45 s.; 17, 33—34; Ars I, 552; Am. I. 7, 61—62; III, 6, 69.
2) H о r. Carm. 1, 3, 9.
3) Sat. II, 2, 101.
4) Epist. I, 15, 35.
5) Epist. II, 3, 300.
fi) Liv. XLII, 12, 10.
7) Liv. II, 12, 15. Друг. примѣры: C a t u 11. 9, 2; 12, 10; 48, 3; Hör. Sat. I, 5, 12; I, 6, 43; II, 3, 116; II, 4, 76; Carm. II, 14, 5; III, 4, 79; Epist. II, 2, 164; Virg. Aen. IV, 510; VII, 275; Georg. I, 15; Tib. I, 4, 69.
8) Liv. XXXIV, 52 и друг. См. Xeidhardt, 23—24. Сравя. цифры у Valerius Antias но выдержкамъ въ Gesch. d. rom. Lit. von. Teuf fei.
9) Sittl, Die Gebärden der Gr. und Römer, 156.
10) Ovid. Fast. IV, 315, и Sittl. 190.
Изъ того, что число 3 являлось въ нѣкоторой мѣрѣ законченной и абсолютной величиной, объясняется и то, что поэты, желая доказать что-либо, часто берутъ именно 3 примѣра, ни больше, ни меньше, илп, ліелая представить что-либо наглядно, берутъ три подобія, и ими довольствуются. Проперцій приводитъ три примѣра самой глубокой скорби *), Горацій тремя примѣрами доказываетъ, что именно люди высоко стоящіе всего больше подвергаются опасности пасть, и т. д. 2). То же или сходное наблюдаемъ и въ выборѣ подобій. Овидій, желая представить количество своихъ страданій безконечно большимъ, говоритъ, что ихъ столько же, сколько кустовъ въ лѣсу, песчинокъ въ Тибрѣ, травяныхъ стеблей на Марсовомъ полѣ 3), очевидно считая три группы предметовъ совершенно достаточными для поясненія своей мысли 4). Нерѣдко для обозначенія какого-нибудь понятія брали 3 слова, чтобы посредствомъ, ихъ соединенія выразить понятіе совершенно ясно и всесторонне. Этотъ пріемъ, имѣющій риторическую окраску, былъ въ нѣкоторой мѣрѣ освященъ религіознымъ преданіемъ, такъ какъ мы встрѣчаемъ его въ древнихъ сакральныхъ формулахъ, сохраненныхъ Ливіемъ. Здѣсь имѣется въ виду, напримѣръ, упоминаніе Ливія (основанное, вѣроятно, на довольно точной передачѣ формулы феціаловъ при объявленіи войны) «о тѣхъ предметахъ, спорныхъ пунктахъ и дѣлахъ, относительно которыхЧ pater patratus римскаго народа квиритовъ предъявилъ требованіе къ представителю древнихъ латиновъ, но которыхъ послѣдніе не выдали, за которыя не удовлетворили, которыхъ не представили, хотя слѣдовало выдать, удовлетворить, выполнить» 3). Съ этимъ сравниваются встрѣчающіяся часто выраженія благожеланія: «да послужитъ
\) Prop. ГУ, 9. 8.
'•) Н о г. Carin. II, 10, 9. Другіе подобные случаи: Но г. Carm. I, 22, 5; II, 6, 1—4; III, 29, 27 и др.; Epod. 17, 66 ss.; Prop. If, 1, 66 ss.; О v. Her.
19, 101 ss.; Ep. ex Ponto II, 5, 61—62; IV, 10, 5—6.
3) Ovid. Trist. V, 1, 31—32.
4) Другіе примѣры: Tib. I, 4, 65—66; III, 3, 13—14; Prop. I, 3, 1 ss.;
П, 6, 1 ss.; Ill, 28, 3 ss.; Ovid. Am. II, 10, 13—14: Ars I, 271—272; II, 373 ss.;
Kerned. 141—142; Her. 15, 197 ss.; 17, 188; Met. I, 505- 506; XI, 614; XIII,
324—325; XIII, 335 ss.: Trist. IV, 1, 55—56; V, 6, 37 ss.; ex P. IV, 5, 41— 43; Horat. Sat. I, 3, 95: Carm. I, 6, 13—16; I, 12, 5—6; II, 4, 3 ss.; II. 12. 21— 24; III, 29, 17 ss.; Epist. I, 13, 13—15; I, 16, 50 s.; Epist. II, 1, 163.11,2, 59—60.
5) L i v. I, 32, 11 и коммент. Вейссенборна.
это ко благу, счастію и благополучію» *). Характерны и сочетанія именъ существительныхъ группами въ три члена * 2 3), подобныя же соединенія прилагательныхъ или нарѣчій :J) и глаголовъ 4), въ томъ числѣ и извѣстное сочетаніе глаголовъ въ формулѣ претора: do, dico, addico кратко обозначаемой у Овидія выраженіемъ: tria verba 5).
Отмѣчается нерѣдкое у римлянъ примѣненіе числа 3, рядомъ съ господствующимъ числомъ 5, при дѣленіи литературныхъ памятниковъ на книги. Къ предпочтенію цифры 3 могло иногда располагать писателя именно то значеніе, которое придавалось этому числу въ древности. Право для такого предположенія даютъ встрѣчающіяся прямыя указанія. Кассіодо-рій раздѣлилъ свой комментарій къ Псалтири на три части и въ заключеніе замѣтилъ: explicitus est decorus et mirabilis ordo psalmorum, numero quidem mystico terminatus 6). Конечно, къ дѣленію литературныхъ трудовъ на три части могъ иногда располагать и матеріалъ, подлежавшій изложенію; однако этимъ однимъ трудно объяснить тяготѣніе авторовъ къ числу 3. Особое пристрастіе къ числу 3 питаетъ Барронъ: и нѣкоторыя изъ его менѣе значительныхъ сочиненій состояли каждое изъ 3 книгъ, и въ его болѣе обширныхъ трудахъ, симметрическое расположеніе которыхъ онъ не разъ
*) Quod bonum, faustum felixque sit, eanp. Li v. I, 17, 10: I, 28, 7; III,
34, 2; III, 54, 8; VIII, 25, 10; X, 8. 12: XXIV 16, 9; отчасти XXII, 30, 4.
Cicero De div. I, 45, 102. Срав. Guhl-Koner, II, 202 (изд. 1862).
2) Ovid. Met. I, 351; II, 795; II, 815, 816; III, 609; IV, 472; V, 365; VII,
185; XI, 636; Ep. ex P. IV, 4, 7; Hör. Carm. I, 1, 23—24; II, 3, 13—14; II, 13, 27—28; II, 14, 21—22; III, 29, 12; IV, 5, 13; Epod. 17, 17—18; Epist. I, 1,
46; I, 13, 10; II, 3, 248; L i v. II, 38, 4; VI, 14, 8; VII, 13, 6; XXI11, 23, 4;
XXIX, 27, 2.
3) Напримѣръ H or. Sat. I, 4, 90; II, 5, 43; Epist. I, 18, 6; L i v. II, 12, 14; V, 7, 10.
4) Ov. Fast. Ill, 609; Met. I, 517—518; III, 732—733, XIV, 420—421; H or. Epist. II, 1. 2—3; Li v. II, 31; IV, 5, 5; IV’, 48, 11; V, 25, 2; V, 50, 2. Данныя о трехъ глаголахъ въ наговорахъ—у Помяловскаго, Эиигр. этюды і1 и др. Срав. у насъ обозначеніе трехъ возрастовъ въ пословицѣ посредствомъ трехъ глагольныхъ выраженій: „родился малъ, выросъ пьянъ, номеръ старъ, а свѣту не видалъ“ и под. (Шляпкинъ, Возрасты человѣч. жизни, стр. 5.
5) О ѵ. Fast. I, 47. О приведенныхъ словахъ претора, при вмѣшательствѣ его въ юрисдикцію, см. В и л л е м с ъ, 305.
й) О мистицизмѣ Кассіодорія см. указанія у Teuffel и Ebert.
самъ подчеркиваетъ, число 3 замѣтно выдвигалось 1). Что для Баррона въ этомъ случаѣ имѣлъ значеніе и особый мистическій смыслъ, который соединялся съ числомъ 3, объ этомъ можно заключать изъ аналогичнаго явленія, именно изъ того, что въ началѣ своихъ Imagines или Hebdom ades онъ обращаетъ вниманіе на septenarii numeri, quem Graeci ероорлоа appellant, virtutes potestatesque multas variasque 2). Ha 3 книги раздѣлены также нѣкоторыя сочиненія Цицерона, De bello civili Цезаря, Chronica Непота и сочиненія нѣкоторыхъ другихъ. Энній предположилъ написать свои Анналы въ пяти тріадахъ, и лишь впослѣдствіи прибавилъ 16-ю книгу (съ особымъ предисловіемъ), а затѣмъ еще 17 и 18-ю книги, такъ что составилась новая, шестая тріада 3). Горацій, повидимому, разсчитывалъ первоначально составить только три книги лирическихъ стихотвореній, и ихъ только и издалъ сначала особымъ сборникомъ: 4-я книга одъ была выпущена особо, уже спустя нѣкоторое время. Было мнѣніе, что и Проперцій также намѣренъ былъ ограничиться тремя книгами элегій 4). *)
А. Садовъ.
*) Сравн. хотя бы указанія и эксцерпты у ТеийеГя
2) Gell. III. 10.
3) Plin. Hist. Nat. VII, 29, 101. Teuf fei, Gesch. d. r. L.
4) Pro p. III, 5, 9; но см. комментарій Ротштейна къ цитов. мѣсту (по счету этого ученаго—И, 13, 25). Впрочемъ и по взгляду Ротштейна (см. его Einleit., S. XV), Проперцій, кончая свою третью (по счету Р.) книгу, считалъ свою поэтическую дѣятельность законченною.
*) Продолженіе слѣдуетъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки