Научная статья на тему 'Значимость здоровья в ценностных ориентациях школьников, проживающих в разных средовых условиях'

Значимость здоровья в ценностных ориентациях школьников, проживающих в разных средовых условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
298
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СРЕДА / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / SCHOOLCHILDREN / HEALTH / PHYSICAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL CONDITIONS / PHYSICAL SPORT ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы ценностных ориентаций школьников. Представлена структура ценностных ориентаций школьников в зависимости от среды проживания, возрастная динамика ценностей учащихся. Анализируется значимость ценности здоровья, и физического развития в иерархии ценностных ориентаций школьников и связи между этими ценностями. Обосновывается необходимость повышения воспитательного потенциала физкультурно-спортивной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importanceof health in value orientations of schoolchildren living in different environmental conditions

Schoolchildren's value orientations problems are considered in this paper. It reveals schoolchildren's value orientations structure in regard with living environment and their age dynamic of values. Importance of "health" and "development" values in the list of schoolchildren's values and connection between these values are analyzed. The necessity to increase up-bringing potential of physical-sport environment is supported here.

Текст научной работы на тему «Значимость здоровья в ценностных ориентациях школьников, проживающих в разных средовых условиях»

УДК 37.018.2:796 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2

С. Ю. Щетинина

ЗНАЧИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗНЫХ СРЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ

Введение. Ослабление воспитательной и социализирующей функции в современном обществе и в школе, наблюдаемое в последние двадцать лет, привело к усилению деструктивных явлений: девиантному поведению, моральному разложению людей, ценностному вакууму, отсутствию потребности в сохранении и укреплении своего здоровья.

Социализация и воспитание неразрывно связаны с системой ценностей, которые существуют в сознании людей или внедряются в это сознание различными способами — общественными нормами и системой образования. Воспитание — это всегда воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, к себе, к другим. Как отмечает Н. Д. Никандров [1], правильно считать цели воспитания вторичными по отношению к ценностям. Ценности в широком социальном и более конкретном образовательном планах фиксируют то, что сложилось в менталитете народа и (или) провозглашено различными способами как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания. Причем вполне естественны определенные запаздывания, когда общество чувствует, что ценности сменились, а система образования не отразила, или не в полной мере отразила, этот факт изменением в целях воспитания.

Очевидно, в школе более целесообразна ориентация на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые и представляют собой обобщенные цели социализации и воспитания, к которым, прежде всего, отнесены ценности здоровья и здорового образа жизни.

Ценности в процессе их становления, развития и реализации составляют «ядро» личностной определенности индивида, конституируют его как личность и выполняют две связанные функции — жизнеутверждающую (обеспечивают привлекательность деятельности) и мотивирующую (побуждают к ее выполнению). Ценности характеризуют индивида не как некое константное существо с суммой человеческих качеств, а как существо динамическое, причем не просто претерпевающее изменения в ответ на внешние требования, но имеющее в себе самом главную причину изменений [2].

Ценностная ориентация — система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества [3]. Ценностные ориентации, таким образом, отражают содержательную сторону направленности личности, характер ее отношения к действительности: раскрывают цели, отражают идеалы, характеризуют интересы, потребности, убеждения личности.

Процесс формирования системы ценностных ориентаций личности является многоплановым и обусловлен многими социальными и психологическими факторами. Основополагающими социальными факторами являются макро- и микросоциальные условия жизни личности.

Ценностные ориентации личности принципиально по-разному формируются в условиях устойчивого развития общества и в радикально изменяющихся социально© С. Ю. Щетинина, 2012

экономических условиях. Чем более динамичными и радикальными по содержанию являются социально-экономические преобразования в обществе, тем сильнее изменяются ценностные ориентации личности, тем более противоречивым и менее прогнозируемым становится процесс их формирования [4].

В числе условий формирования ценностных ориентаций ведущими являются характер воспитания и обучения и особенности ценностного сознания различных социальных групп, членом которых является личность. Среда ближайшего окружения (семья, ученический коллектив, референтные группы) оказывает чрезвычайно сильное воздействие на формирующуюся личную систему ценностей учащихся.

С точки зрения социокультурного смысла ценностей наиболее фундаментальным основанием для их типологии является различение терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные, или целевые ценности обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей. В инструментальных ценностях запечатлены нормы, средства, качества людей, позволяющие им достигать те или иные цели. Целевые ценности наиболее устойчивы и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными ценностями.

При анализе терминальных и инструментальных ценностей особое значение приобретает типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре, вершину которой составляют ценности высшего статуса; средний уровень структуры ценностей характеризуется как резерв, для него характерно перемещение в системе ценностей; нижний уровень структуры ценностей мало подвижен и незначительно влияет на цели личности [5, 6].

Здоровье — одна из важнейших базовых ценностей человека, входит в структуру терминальных ценностей. Оно является сложной интегративной категорией, содержательно включающей в себя биологические, психологические и социальные характеристики. Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья: соматическое, физическое, психическое, нравственное. В настоящее время ценность здоровья приобретает наибольшую значимость в связи с изменившимися социально-экономическими условиями.

Современные исследования показывают, что, несмотря на то что здоровье входит в ранг основных жизненных ценностей [7, 8 и др.], однако в реальной жизнедеятельности ему не уделяется должного внимания, как со стороны учащихся, так и со стороны взрослого населения нашей страны [4, 9 и др.], что обусловлено тем, что реализация ценности здоровья требует физических, психических и экономических усилий.

В наибольшей степени за формирование ценности здоровья и физического развития у школьников отвечает дисциплина «Физическая культура». В связи с чем, в рамках комплексного исследования качества и организации физического воспитания в школе нами была проведена оценка ценностных ориентаций школьников.

Методы и организация исследования. Для изучения ценностных ориентаций школьников нами была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации», основанная на прямом ранжировании списка терминальных (ценности-цели) и инструментальных (ценности-средства) ценностей. Данная методика была представлена нами в форме таблицы и дополнена в каждом списке ценностей двумя заданиями:

— расположить ценности в порядке значимости, как они реализованы в настоящее время в жизни учащихся;

— проставить в процентах (от 0 до 100 %) степень реализованности каждой ценности.

Методика позволяет определить значимость здоровья в иерархии ценностей школьников, систему их ценностных ориентаций, что составляет основу их образа жизни. А также дополненные нами задания помогают определить не только значимость каждой ценности для школьников, но и ее реализацию, и процент реализации в настоящее время по субъективной оценке учащихся. Следует отметить, что каждая ценность, представленная в списке ценностей, имела краткую пояснительную характеристику, доступную для восприятия школьниками.

В тестировании приняли участие школьники, проживающие в разных средовых условиях: крупный город — г. Хабаровск; малые населенные пункты северных территорий, приравненные к районам Крайнего Севера, и южные территории — поселки городского типа, рабочие поселки, села, которые условно мы будем называть сельские районы. Всего в опросе приняло участие 792 учащихся 7-11 классов Хабаровского края. Результаты исследования были обработаны с использованием методов математической статистики ^-критерий Стьюдента, корреляционный анализ Пирсона) и качественного анализа.

Результаты и их обсуждение. Результаты исследования показали, что уже к подростковому возрасту у школьников выстраивается определенная система ценностей, которая по мере взросления существенно не меняется (не выявлено достоверных различий по каждой ценности по ^критерию Стьюдента между учащимися 7-х и 11-х классов). Ранжирование терминальных ценностей в каждой возрастной группе учащихся выявило, что от класса к классу остаются неизменными для школьников как наиболее значимые ценности — это здоровье, наличие друзей, любовь, активная деятельная жизнь, так и наименее значимые ценности — счастье других, творчество (табл. 1).

Следует отметить, что такая тенденция ранжирования ценностей наблюдается и у школьников, проживающих в разных средовых условиях. Корреляционный анализ терминальных ценностей школьников, проживающих в условиях крупного города, северных сельских и южных сельских районов выявил, что наблюдается тесная связь в выборе ценностей школьниками, что свидетельствует об отсутствии достоверных различий в их структуре (так, корреляционный анализ показал, что между ценностями школьников города и южных сельских районов р = 0, г = 0,93; школьников южных и северных сельских районов р = 0, г = 0,96; школьников, проживающих в городе и северных сельских районах, р = 0, г = 0,89) (табл. 2).

Первый ранг в иерархии жизненных ценностей школьников, проживающих в разных средовых условиях, также занимает здоровье. Далее, в условиях крупного города, следуют ценности: наличие друзей, любовь, материально обеспеченная жизнь. В условиях сельских районов — активная деятельная жизнь, наличие друзей, и четвертый ранг для школьников северных сельских районов занимает любовь, а для школьников, проживающих в южных сельских районах, жизненная мудрость. Последние ранги в жизненных ценностях школьников, проживающих в разных средовых условиях, также занимают счастье других, творчество, для школьников города помимо обозначенных ценностей наименее значима красота природы и искусства.

Таблица 1. Терминальные ценности школьников 7-11 классов

Список терминальных ценностей Ранг

7 кл., п = 100 8 кл., п = 98 9 кл., п = 265 10 кл., п = 222 11 кл., п = 107 7-11 кл.

М ± т М ± т М ± т М ± т М ± т Р

1. Активная деятельная жизнь 8,10 ± 1,01 8,15 ± 1,04 6,83 ± 0,63 7,14 ± 0,59 7,53 ± 0,86 0,39

2. Жизненная мудрость 9,13 ± 1,00 8,22 ± 1,05 7,59 ± 0,59 8,88 ± 0,67 8,98 ± 0,99 0,83

3. Здоровье 5,02 ± 0,98 4,42 ± 0,81 5,53 ± 0,60 5,76 ± 0,63 6,01 ± 0,95 0,15

4. Интересная работа (учеба) 7,64 ± 1,08 8,46 ± 1,04 8,39 ± 0,64 8,69 ± 0,69 8,72 ± 0,97 0,14

5. Красота природы и искусства 11,57 ± 1,09 10,85 ± 1,08 10,84 ± 0,61 12,67 ± 0,63 12,58 ± 0,94 0,16

6. Любовь 7,81 ± 1,00 7,66 ± 1,03 7,64 ± 0,62 8,09 ± 0,72 6,85 ± 0,92 0,16

7. Материально обеспеченная жизнь 7,68 ± 0,98 9,27 ± 1,01 8,45 ± 0,62 8,30 ± 0,69 8,21 ± 1,08 0,47

8. Наличие хороших и верных друзей 6,33 ± 0,85 7,45 ± 0,93 7,82 ± 0,60 7,54 ± 0,68 6,87 ± 0,92 0,40

9. Общественное признание 10,66 ± 0,82 9,80 ± 0,95 9,71 ± 0,51 9,47 ± 0,63 9,68 ± 0,83 0,10

10. Познание 9,76 ± 0,90 9,86 ± 0,92 10,24 ± 0,55 10,20 ± 0,57 10,21 ± 0,93 0,48

11. Продуктивная жизнь 11,14 ± 0,86 11,49 ± 0,73 11,22 ± 0,54 11,17 ± 0,57 10,83 ± 0,89 0,62

12. Развитие 9,81 ± 0,85 10,18 ± 0,86 10,53 ± 0,55 9,86 ± 0,70 9,30 ± 0,86 0,40

13. Развлечения 12,15 ± 0,86 11,85 ± 0,96 11,54 ± 0,56 11,44 ± 0,63 11,46 ± 0,83 0,25

14. Свобода 10,44 ± 0,92 10,39 ± 1,05 10,22 ± 0,59 9,29 ± 0,63 9,84 ± 0,90 0,35

15. Счастливая семейная жизнь 8,83 ± 1,08 8,51 ± 1,04 9,32 ± 0,68 8,40 ± 0,74 8,53 ± 1,08 0,70

16. Счастье других 12,88 ± 0,85 11,99 ± 0,96 12,18 ± 0,58 12,70 ± 0,66 12,61 ± 0,94 0,67

17. Творчество 12,72 ± 0,97 13 ± 0,921 12,78 ± 0,58 11,87 ± 0,67 12,69 ± 0,92 0,96

18. Уверенность в себе 9,46 ± 1,00 9,47 ± 1,06 10,22 ± 0,61 9,67 ± 0,65 10,09 ± 0,95 0,36

Существенным представляется для нас вопрос соотношения значимости ценности здоровья (физического и психического) и ценности развития (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) в иерархии жизненных ценностей школьников и реализации данных ценностей в их сегодняшней жизни. Именно этими двумя взаимосвязанными ценностями в наибольшей степени характеризуется процесс физического воспитания в общеобразовательной школе.

Анализ средних значений рангов ценности здоровья показывает, что от класса к классу значимость ценности здоровья уменьшается, но эти изменения статистически недостоверны. Наиболее значима ценность здоровья для учащихся 8-х классов, наименее значима — для учащихся 11-х классов. Изучение динамики значимости ценности здоровья от 7 к 11 классу у школьников, проживающих в разных средовых условиях,

так же не выявило достоверных различий как от класса к классу, так и между учащимися 7 и 11 классов.

Реализация ценности здоровья у школьников с возрастом достоверно уменьшается — выявлены достоверные различия между учащимися 7-11 классов и между классами. Процент реализации ценности здоровья с возрастом также достоверно уменьшается (табл. 3).

Таблица 2. Терминальные ценности школьников, проживающих в разных средовых условиях

Жизненные ценности Ранг

Город, п = 253 Северные сельские р-ны, п = 289 Южные сельские р-ны, п = 250 Итого, п = 792

М ± т М ± т М ± т М ± т

1. Активная деятельная жизнь 8,08 ± 0,59 6,91 ± 0,59 7,06 ± 4,79 7,34 ± 0,34

2. Жизненная мудрость 9,31 ± 0,64 8,18 ± 0,58 7,78 ± 4,88 8,43 ± 0,36

3. Здоровье 5,68 ± 0,61 5,90 ± 0,57 4,69 ± 4,44 5,46 ± 0,34

4. Интересная работа (учеба) 9,04 ± 0,66 8,07 ± 0,59 8,23 ± 5,29 8,43 ± 0,37

5. Красота природы и искусства 12,67 ± 0,64 11,16 ± 0,59 11,31 ± 5,06 11,70 ± 0,36

6. Любовь 7,16 ± 0,6 8,05 ± 0,63 7,79 ± 5,06 7,68 ± 0,36

7. Материально обеспеченная жизнь 7,94 ± 0,62 8,57 ± 0,62 8,61 ± 5,2 8,38 ± 0,36

8. Наличие друзей 6,70 ± 0,6 7,89 ± 0,59 7,46 ± 4,65 7,37 ± 0,34

9. Общественное признание 9,95 ± 0,56 9,38 ± 0,53 10,06 ± 4,17 9,77 ± 0,31

10. Познание 9,98 ± 0,56 10,41 ± 0,52 9,89 ± 4,56 10,12 ± 0,32

11. Продуктивная жизнь 11,00 ± 0,54 10,89 ± 0,51 11,70 ± 4,22 11,17 ± 0,30

12. Развитие 9,73 ± 0,58 10,22 ± 0,57 10,13 ± 4,37 10,03 ± 0,33

13. Развлечения 11,31 ± 0,57 11,55 ± 0,57 12,02 ± 4,28 11,62 ± 0,32

14. Свобода 9,71 ± 0,61 9,64 ± 0,56 10,59 ± 4,7 9,95 ± 0,34

15. Счастливая семейная жизнь 8,22 ± 0,71 9,69 ± 0,64 8,28 ± 5,27 8,78 ± 0,39

16. Счастье других 13,08 ± 0,57 11,72 ± 0,58 12,69 ± 4,6 12,45 ± 0,34

17. Творчество 12,42 ± 0,61 12,38 ± 0,58 12,83 ± 4,7 12,53 ± 0,34

18. Уверенность в себе 9,07 ± 0,61 10,52 ± 0,59 9,89 ± 4,98 9,86 ± 0,35

Таблица 3. Характеристика значимости ценности «Здоровье» и «Развитие» для школьников 7-11 классов и степени их реализации

Ранг / Процент реализации

Ценности 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. Итого

М ± т М ± т М ± т М ± т М ± т М ± т

о Значимость 5,02 ± 0,98 4,42 ± 0,81 5,53 ± 0,60 5,76 ± 0,63 6,01 ± 0,95 5,46 ± 0,34

я о Реализация 5,41 ± 0,95* 8,67 ± 3,05 6,14 ± 0,65 6,73 ± 0,67 7,10 ± 0,97* 6,66 ± 0,51

Здор Процент реализации 76,84 ± 5,45** 67,83 ± 6,62 66,82 ± 3,90 66,47 ± 4,05 60,38 ± 6,15** 62,15 ± 2,39

о и Значимость 9,81 ± 0,85 10,18 ± 0,86 10,53 ± 0,55 9,86 ± 0,70 9,30 ± 0,86 10,03 ± 0,33

т а в з а л Реализация 9,22 ± 0,85 13,24 ± 2,77 10,54 ± 0,54 9,33 ± 0,67 9,03 ± 0,91 10,15 ± 0,47

Процент реализации 67,80 ± 5,66* 60,50 ± 6,07 55,22 ± 3,85 60,75 ± 3,96 58,48 ± 6,13* 55,56 ± 2,28

Примечания: * Различие между школьниками 7-х и 11-х классов значимы при р < 0,05; ** при р < 0,01.

Анализ средних значений рангов значимости ценности здоровья, реализации этой ценности и процента ее реализации у школьников 7-11 классов по коэффициенту корреляции Пирсона показал, что связь между этими показателями не выявлена, но есть достоверные различия между ними (р > 0,05; следовательно связи нет, а различия есть) — между значимостью здоровья и реализацией здоровья: р = 0,43; между показателями реализации здоровья и процентом его реализации: р = 0,40; между значимостью ценности здоровья и процентом ее реализации: р = 0,25; что свидетельствует о существенных расхождениях между значимостью ценности здоровья и ее реализацией в повседневной жизнедеятельности школьников.

Исследование показало, что если ценность здоровья по значимости неизменно занимает у школьников 1-е место в иерархии их ценностных ориентаций, то ценность развития в среднем занимает только 12-й ранг. В оценке значимости ценности развития для школьников не выявлено достоверных различий как от класса к классу, так и между учащимися 7-х и 11-х классов. Эта тенденция сохраняется и для школьников, проживающих в разных средовых условиях. Достоверность различий в оценке ценности развития выявлено только между учащимися 10-х и 11-х классов крупного города — в выпускном классе ее ценность увеличивается. Ранг значимости ценности развития для школьников, проживающих в разных средовых условиях — 11-12 место.

Реализация ценности развития у школьников с возрастом уменьшается — выявлены достоверные различия между учащимися 7-9 классов. Процент реализации ценности развития с возрастом также достоверно уменьшается (достоверные различия между учащимися 7-11 классов).

Корреляционный анализ средних значений ранга значимости ценности развития, реализации этой ценности и процента ее реализации у школьников 7-11 классов также не выявил связи между этими показателями, а показал наличие достоверных различий между ними (анализ соответственно как по ценности здоровья: р = 0,23; р = 0,74; р = 0,51).

Анализируя связь между ценностью здоровья и ценностью физического развития для школьников, следует констатировать отсутствие достоверных связей между ними по значимости ценностей (р = 0,38) и реализации ценностей (р = 0,08), то есть ценность здоровья в оценке школьников не связана с физическим развитием. Выявлена связь в степени реализации этих ценностей — процент реализации по обеим ценностям снижается к 11 классу (р = 0,04; г = 0,82).

Результаты исследования выявили, что средовой фактор не оказывает существенного влияния на значимость ценности здоровья и физического развития (не выявлено достоверных различий между ценностями городских и сельских школьников), однако средовые факторы влияют на степень реализации этих ценностей, особенно на ценность развитие. Достоверно выше (по анализу средних ранговых значений) реализация ценности развития и процент ее реализации у городских школьников, чем у сельских (р < 0,01). Наименьшая реализация ценности развития у школьников, проживающих в южных сельских районах. Достоверно выше процент реализации ценности здоровья у городских школьников (67,38 %), по отношению к сельским (59,30 %) (табл. 4).

Несмотря на то, что реализация ценности здоровья выше у городских школьников, однако в своих средовых условиях она занимает только 3-й ранг, на 1-ом месте по реализации у городских школьников идет активная деятельная жизнь, на 2-ом — наличие друзей. Процент реализации ценности здоровья у городских школьников также показывает, что она находится на 3-м ранге, после ценностей «Наличие друзей» и «Раз-

влечения». У сельских школьников реализация ценности здоровья занимает первый ранг, а процент ее реализации — второй ранг, после ценности «Наличие друзей».

Анализ ранговой структуры ценностных ориентаций школьников, проживающих в разных средовых условиях, показал, что высший уровень, «ядро» ценностной структуры составляют среди ценностей-целей такие ценности как здоровье, активная деятельная жизнь, наличие друзей, любовь, материально обеспеченная жизнь, интересная работа (учеба); среди ценностей-средств — воспитанность, жизнерадостность, аккуратность, независимость, ответственность, исполнительность (табл. 5).

Таблица 4. Соотношение рангов значимости ценностей «Здоровье» и «Развитие» с рангами их реализации в ценностных ориентациях школьников, проживающих в разных средовых

условиях

Ценность Приписанный ранг (среднее значение ранга)

Значимость ценности Реализация ценности Реализация ценности в процентах

Северные сельские р-ны Южные сельские р-ны Город Итого Северные сельские р-ны Южные сельские р-ны Город Итого Северные сельские р-ны Южные сельские р-ны Город Итого

Здоровье 1 (5,90) 1 (4,69) 1 (5,68) 1 (5,46) 1 (5,99) 1 (7,27) 3 (6,87) 1 (6,66) 2 (65,96) 2 (52,90) 3 (67,38) 2 (62,15)

Развитие 11 (10,22) 12 (10,13) 11 (9,73) 12 (10,03) 9 (10,04) 10 (11,34) 6 (9,16) 10 (10,15) 11 (56,63) 10 (45,37) 7 (64,04) 9 (55,56)

Таблица 5. Ранговая структура ценностных ориентаций школьников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Терминальные ценности Инструментальные ценности

I. Высший уровень

1. Здоровье 2. Активная деятельная жизнь 3. Наличие друзей 4. Любовь 5. Материально обеспеченная жизнь 6. Интересная работа (учеба) 1. Воспитанность 2. Жизнерадостность 3. Аккуратность 4. Независимость 5. Ответственность 6. Исполнительность

II. Средний уровень

7. Жизненная мудрость 8. Счастливая семейная жизнь 9. Общественное признание 10. Уверенность в себе 11. Свобода 12. Развитие (физическое и духовное) 7. Самоконтроль 8. Образованность 9. Терпимость 10. Честность 11. Рационализм 12. Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов

III. Нижний уровень

13. Познание 14. Продуктивная жизнь 15. Развлечения 16. Красота природы и искусства 17. Счастье других 18. Творчество 13. Твердая воля 14. Эффективность в делах 15. Высокие запросы 16. Чуткость 17. Широта взглядов 18. Непримиримость по отношению к недостаткам в себе и других

Выявленная ранговая структура ценностных ориентаций школьников характеризует их направленность на себя, на свои личные интересы и потребности, снижение значимости общественных ценностей. Это обуславливает повышение воспитательного потенциала физкультурно-спортивной среды. В связи с этим, одна из главных проблем состоит в разработке технологий воздействия на духовно-нравственную сферу средствами физической культуры. Духовное развитие мы рассматриваем как социальное развитие, в процессе которого происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально-ценных качеств.

Выводы. Анализ результатов исследования показывает, что наиболее значимыми ценностями для школьников являются здоровье, наличие друзей, любовь, активная деятельная жизнь, наименее значимыми — счастье других, творчество. Ценность «Развитие» занимает только 12-й ранг. Такая иерархия наблюдается как в структуре ценностных ориентаций школьников, проживающих в разных средовых условиях, так и в возрастной динамике ценностей учащихся от 7 к 11 классу.

Динамика изменения ценностей школьников в возрастном аспекте, их реализации и степени реализации выявила снижение с возрастом значимости ценности здоровья, достоверное уменьшение реализации этой ценности и процента ее реализации, а также достоверное уменьшение процента реализации ценности физического развития. Выявлено отсутствие связи между значимостью ценностей здоровья и развития для школьников и их реализацией в повседневной жизнедеятельности, а также отсутствие связи между ценностью здоровья и ценностью физического развития в их ценностных ориентациях.

Средовой фактор не оказывает существенного влияния на значимость ценности здоровья и физического развития, а влияет на степень реализации этих ценностей, достоверно выше процент реализации ценности здоровья и развития у городских школьников, относительно сельских.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости усиления как качественной составляющей самого учебного процесса по физической культуре, так и его ценностной направленности, побуждающей школьников к осознанной деятельности по сохранению своего здоровья и физического развития.

Литература

1. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000. 229 с.

2. Фролов И. Ценностное понимание человека // Вестник высшей школы. 2006. № 7. С. 34-36.

3. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с.

4. Макропсихология современного российского общества: монография / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2009. 352 с.

5. Динамика ценностей населения реформируемой России / Н. И. Лапин [и др.] / отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. Российская академия наук. М.: Эдиториал УРСС, 1996. 224 с.

6. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1995. 332 с.

7. Степаненкова Л. М. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза и проблемы здоровьесбережения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 5. С. 42-45.

8. Ярулин И. Ф., Слонский Е. С. Формирование доверия молодежи: социологический анализ // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2009. № 3. С. 253-258.

9. Юречко О. В. Здоровье в структуре ценностных ориентаций студентов // Высшее образование сегодня. 2009. № 10. С. 89-93.

Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.