Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

ЗНАЧИМОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СТУДЕНЧЕСТВО / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акуличева А.В.

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности студентов младших курсов вузов, анализируется значимость данного этапа в рамках профессионального обучения и подчеркивается важность студенчества в становлении гармонично развитой личности. Кроме того, приводятся методические рекомендации организации учебного процесса, основанные на выявленных возрастных особенностях студентов младших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акуличева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

П

Е

Д

А Г О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 378

А.В. Акуличева

ЗНАЧИМОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности студентов младших курсов вузов, анализируется значимость данного этапа в рамках профессионального обучения и подчеркивается важность студенчества в становлении гармонично развитой личности. Кроме того, приводятся методические рекомендации организации учебного процесса, основанные на выявленных возрастных особенностях студентов младших курсов.

Ключевые слова: психолого-педагогические характеристики, студенчество, учебный процесс, профессиональное обучение, мотивы учебной деятельности.

Особое место в образовательном процессе занимает психо лого-педагогическая характеристика обучающихся. Изучение психологических особенностей учащихся способствует оптимизации учебного процесса, улучшает эффективность усвоения материала, помогает создать благоприятные условия на уроке. В данной статье мы рассмотрим основные психо лого-педагогические особенности студентов младших курсов вуза с целью определения направлений использования данных особенностей при составлении учебных планов, расписаний занятий и выборе наиболее адекватных методик обучения.

Условно, период обучения в вузе можно разделить на два этапа: младшие курсы и старшие курсы. Наиболее сложным является первый этап обучения, так как происходит адаптация студента к новым условиям обучения и социальному кругу. Молодым людям приходится реорганизовывать привычный распорядок дня, перестраивать свое поведение и деятельность. [1, c.45]

© Акуличева А.В., 2017.

Научный руководитель: Андреев Владимир Николаевич - кандидат филологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

Основной задачей студентов младшего курса является овладение необходимыми базовыми знаниями, умениями и навыками, способами и приемами учебной деятельности. У студентов младших курсов еще нет ярко выраженного отношения к будущей профессии, лишь в процессе овладения профессиональными знаниями они приобретают осмысленную готовность к самостоятельной деятельности по выбранной специальности, стремление к профессиональному самосовершенствованию.

Студентов младшего курса можно отнести к возрастной категории «юность», приходящейся на отрезок между 18-ю и 25-ю годами. Данный период является завершающим этапом социализации; в этом возрасте деятельность и ролевая структура личности приобретают ряд новых, взрослых качеств. Основной социальной задачей для людей, относящихся к этой категории, является выбор будущей профессии, что подразумевает и смену ведущей деятельности с коммуникативной на профессионально-учебную или трудовую. Переход к новой ведущей деятельности открывает перед студентами возможность преобразования личности и индивидуальности в условиях профессионального обучения. [3, с.86]

В период юности студенты пытаются пересмотреть свои жизненные приоритеты и ценности, найти свое место в социуме, построить новые отношения; они пытаются осмыслить профессиональную деятельность не только с позиции личностного смысла и материальной независимости, но и с позиции общественной значимости выбранной профессии.

На данном этапе общение приобретает несколько иной характер. Юноши и девушки сами создают свою среду общения, от которой в дальнейшем будет зависеть развитие одних качеств личности и угнетение других. Кроме того, в процессе коммуникации студенты приобретают жизненный опыт, что крайне важно для осознания себя как личности, развития адекватной самооценки и нового социального положения.

Говоря о юности как о студенческом возрасте, следует отметить, что студенты - это «особая категория людей, организованных и объединенных институтом высшего образования. Их отличает высокий уровень интеллектуализации и познавательной мотивации, профессиональная направленность, сочетание интеллектуальной и социальной зрелости» [4, с.27]

Затрагивая интеллектуальное развитие студентов в возрасте от 18 до 25 лет, следует отметить, что на данный период приходится усиленное развитие всех психических функций человека, в особенности памяти и мышления, что способствует созданию смысловых систем, которые упорядочивают жизненный опыт человека, определяют его поведение и организуют мышление. [2, с.74]

Рассматривая личностное развитие молодых людей в период студенчества, можно говорить о формировании ярко выраженных социальных потребностей, которые находят свое отражение в политической активности учащихся (участие в выборах, общественно-полезных мероприятиях), в поисках подходящего круга общения. На данном этапе развития студенты стремятся достичь идентичности, стремятся к самоопределению, что предполагает верность своим принципам, идеалам и, прежде всего, верность себе в различных ситуациях общения и деятельности. Стоит отметить, что период студенчества также характеризуется стабилизацией всех психических процессов и формированием устойчивого характера, т.е. вырабатываются устойчивые свойства личности. Именно в этом возрасте человек максимально работоспособен, ярко проявляет себя в творческой деятельности, овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности. Молодость - это важный этап развития умственных способностей. В данный период активно развиваются теоретическое мышление, способность делать выводы и умение абстрагировать. Качественные изменения происходят также и в познавательных возможностях. У студента появляется способность находить нестандартный подход к решению задач, умение мыслить как дедуктивно, так и индуктивно. [5, с.184]

Как уже было сказано ранее, развитие интеллекта в молодости неразрывно связано с раскрытием творческого потенциала студентов, что подразумевает не просто изучение и усвоение предложенного материала, но и создание чего-то нового, творческий подход к решению стандартных проблем. Следует отметить, что на данном этапе психологи выделяют дивергентное мышление в качестве важнейшего компонента развития личности, что подразумевает многовариантные пути решения одной задачи, - в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное решение. Все вышеперечисленные особенности мышления студентов необходимо учитывать при разработке плана учебной деятельности в учебном заведении, подготовке к лекциям и семинарским занятиям, проработки заданий для самостоятельной работы, в научно-исследовательской деятельности. Следует помнить, что творческая инициативность молодых людей способствует преодолению обыденных представлений, позволяет выходить за рамки логических выводов и обоснований, обращаясь к нестандартным связям и аналогиям. Однако педагогам необходимо помнить, что в студенческой группе должна сохраниться интеллектуальная дисциплина, систематический подход к изучению материала, правильная и четкая организованность учебного процесса. Пристального внимания заслуживают творческие студенты, которые не проявляют достаточную эмоциональ-

ную собранность, не умеют организовывать свой рабочий день; такие учащиеся не способны к эффективному развитию своих интеллектуальных возможностей и ресурсов, в виду отсутствия систематической умственной работы. [2, с. 98]

Нельзя оставить без внимания и характеристику мотивов учебной деятельности в студенческом возрасте, так как именно от них зависит качество профессионального обучения и формирование личности студента в рамках будущей профессии. Среди учебных мотивов можно выделить профессиональные мотивы, мотив личного престижа, мотив самоутверждения, материальные мотивы. Особое место занимает мотив творческого достижения, так как именно стремление к улучшению результатов своей деятельности способствует более эффективному освоению профессиональных навыков и умений. Кроме того, данный мотив проявляется и в стремлении человека достигать уникальных, оригинальных результатов и способов решения проблемы. Потребность в достижениях стимулирует студентов искать ситуации, способные обеспечить успех. Именно учебные ситуации (семинары, экзамены, лабораторные работы) идеально подходят для реализации данного мотива. Они позволяют студентам с высокой потребностью в достижениях не только усваивать знания с большей эффективностью, но и испытывать удовлетворение от учебного процесса, вкладывая больше усилий в обучение, что, в свою очередь, приводит к более высокой успеваемости среди подобных обучающихся. [1, с. 54]

С другой стороны, высок процент студентов, мотивом которых выступает потребность в избегании неудачи. Такие студенты не стремятся улучшить свои результаты, а предпочитают рутинное исполнение деятельности, предпочитают стандартные методы решения, избегая творческого подхода. Для таких студентов характерна повышенная тревожность, защитная установка относительно учебной деятельности. Именно поэтому они не получают удовлетворения от учебного процесса, что сказывается на их успеваемости. Несомненно, работая с такими студентами, необходимо всячески формировать у них потребность в успехе, так как она облегчает обучение и повышает его эффективность, положительно влияет на формирование личности студента, способствует его личностному росту и гармоничному развитию потенциальных возможностей обучающегося. [5, с.190]

Проанализировав психо лого-педагогические особенности студентов, мы можем сделать вывод, что младшие курсы являются важным этапом в рамках высшего образования, так как именно данный период обучения следует считать адаптационным: учащиеся перестраивают привычный учебный график, вливаются в новый круг общения, овладевают базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для дальнейшей образовательной деятельности. В данном возрасте у студентов происходит смена ведущей деятельности с коммуникационной на профессионально-учебную; учащиеся мотивированы на получение знаний с целью дальнейшего профессионального самоопределения. Кроме того, у студентов происходит переосмысление жизненных ценностей и смыслов, что ведет к перестройке модели поведения и характера. Именно поэтому преподавателю не следует нагружать учащихся учебной работой, давая им время адаптироваться к новым условиям обучения, новому социальному кругу общения.

Несмотря на смену ведущей деятельности, у студентов остается ярко выраженная потребность в общении. Это следует учитывать при работе на занятиях, разрабатывая для учащихся парные и групповые задания, включая их в проектную деятельность. С другой стороны, студенты стремятся к самоопределению и достижению идентичности, поэтому не следует забывать про индивидуальные задания, направленные на формирование знаний, умений и навыков, а также развитие личностных качеств каждого конкретного обучающегося. Стоит отметить, что на первый план в студенческом возрасте выходит творческая деятельность: учащиеся стремятся найти нестандартный подход к решению проблемы, мыслят как индуктивно, так и дедуктивно, пытаются показать свои лучшие стороны и способности. В связи с этим, преподавателю следует включать в учебную деятельность задания творческого характера: ролевые игры, дискуссионные клубы, уроки-путешествия, театральные постановки, совместное создание наглядных пособий и видеоматериалов и т.д. Выполнение подобных задач способствует созданию благоприятной атмосферы на занятиях и помогает разнообразить монотонный учебный процесс, что благотворно сказывается на эффективности усвоения материала. Таким образом, на основе данного анализа можно выделить ряд рекомендаций для педагогов высших учебных заведений. Сведения, полученные при изучении материала научных трудов психологов, позволят более грамотно и продуманно строить план учебного процесса, что, возможно, поможет улучшить результативность своей деятельности и деятельности своих студентов.

Библиографический список

1.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2000.

2.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология // Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов // М.: Педагогическое общество России, 2003.

3.Мухина В.С. "Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество" // Учебник для студ. вузов // 4-е изд., стереотип // М.: Академия, 1999.

4.Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология // М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

5.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) // М.: Гардарики,

2005.

АКУЛИЧЕВА АНАСТАСИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА - магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.