Педагогика
УДК 377/378 (075.8)
кандидат экономических наук, доцент Сизова Юлия Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва); старший преподаватель Благовещенская Галина Олеговна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва)
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОТЫ С ИНОЯЗЫЧНЫМ ТЕКСТОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
Аннотация. В данной статье проведен анализ взаимосвязей между социально-психологическими особенностями студентов младших курсов и овладением ими социальными навыками. Даны оценки различным подходам и классификациям, которые изучаются широким кругом исследователей и применяются преподавателями. Определена роль работы с иноязычным текстом в формировании профессиональных и социальных качеств у студентов младших курсов в ходе обучения английскому языку.
Ключевые слова: социально-психологические особенности; психологический портрет, студенты младших курсов вуза, социальные навыки; характеристики студента; иностранный язык; работа с текстом; критическое мышление; Soft Skills, Study Skills.
Annotation. The paper focuses on the analyses of interconnections of junior students' social and psychological characteristics and their social skills acquisition. Various approaches and classifications provided by a wide range of researchers and applied by teachers are esteemed. The role of working with a foreign language text in the formation of professional and social skills among students of junior courses during English language training is defined.
Keywords: social and psychological features; Psychological portrait, students of junior courses of the university, social skills; characteristics of the student; foreign language; work with the text; critical thinking; Soft Skills, Study Skills.
Введение. Одной из актуальных психологических проблем является проблема изучения социально-психологических особенностей студентов младших курсов. Именно на начальных этапах профессионально-трудового обучения закладываются основы будущего профессионализма, который неотделим от развития социальных навыков личности: социально-психологической адаптации, социального статуса и самооценки, коммуникативных навыков, навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Социальные навыки определяют успешность и эффективность профессионального обучения студента и влияют на весь процесс профессионально-трудовой социализации личности.
Изложение основного материала статьи. Проблема изучения психологического портрета студентов младших курсов является достаточно изученной в психологической теории. К составлению психологического портрета студентов на начальном этапе профессионального обучения обращались такие авторы, как: Л.Б. Айтишева, В.А. Боговарова, А.Н. Грязнов, Н.В. Иванова, Н.И. Кобзева, В.Ш. Масленникова, А.А. Нефедьева, Г.А. Омарова, Е.В. Позднякова, Ю.Ю. Сысоева и другие.
Хронологические рамки студенческого возраста совпадают с периодом ранней взрослости. Данный возрастной этап начинается с кризиса поздней юности, включающего кризис рождения и кризис разрыва идеального и реального образа мира. Именно в студенческие годы человек начинает искать свое место в жизни, определять собственные перспективы, формулировать реальные жизненные цели и задачи, тем самым начинается процесс самоактуализации и самореализации студента в обществе [12, с. 224].
Н.Т. Джалялетдинов является автором трехчленной модели изучения особенностей современного студента и предлагает рассматривать его в совокупности биологических, психологических и социальных характеристик. Как биологическое существо студент рассматриваются особенности телосложения, внешности, высшей нервной деятельности студента, функционирование его анализаторов, рефлексы и инстинкты. С психологической точки зрения рассматриваются психологические процессы, характеристики, свойства и состояния студента: развитие восприятия, воображения, памяти, мышления, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер личности. С социальной точки зрения изучается социальный статус, социально-психологическая адаптация, общественные отношения студента и его ценностные ориентации [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 399].
Н.В. Кобзева справедливо отмечает, что в период профессионального обучения человека, с психологической точки зрения, происходит становление всех сторон его личности путем адаптации, самоопределения и персонализации [6, с. 5].
Среди наиболее важных психологических качеств, становление которых происходит на начальных этапах профессионального образования, Ю.Ю. Сысоева отмечает следующие: эрудированность, адекватная положительная самооценка, высокая социально-психологическая адаптация, трудолюбие и работоспособность, нестандартность и креативность мышления, самокритичность, целеустремленность, честолюбие [14, с. 252].
А.Н. Грязнов утверждает, что социально-психологический портрет студента на всех этапах профессионализации, в том числе на первом курсе, складывается из следующих компонентов, характеризующих студента: материальное положение; социальное настроение; цель обучения студента; жизненные планы и образ жизненного пути; социальная активность студента; ценностные ориентации [1, с. 1-7].
С.В. Чернобровкина выделила ряд следующих специфических психологических особенностей студентов первых курсов обучения: повышенная личностная и ситуативная тревожность, низкая стрессоустойчивость, высокая амбициозность при отсутствии опыта профессиональной жизни, склонность к рефлексии, наличие внутриличностных конфликтов и эмоциональных переживаний. Также для студентов первого курса характерно преобладание внешних познавательных мотивов над внутренними, трудности целеполагания, амбивалентность целей, трудности в организации и планировании учебно-познавательной деятельности, стремление к самостоятельности и независимости, ориентация в большей степени на самого себя, а не на окружающих людей и общество [16, с. 25].
Таким образом, портрет современного студента составляет совокупность личностных качеств и социальных навыков. Социальные навыки студентов включают в себя эмоциональный, когнитивный, поведенческий и рефлексивный компоненты. Эмоциональный компонент социальных навыков студентов сфокусирован на адекватной самооценке и оценке других, развитых коммуникативных навыках, эмпатических способностях, ценностном отношении к миру. Когнитивный компонент включает знания студентов о способах совершенствования и развития социальных навыков, знание норм и ценностных ориентаций общества. Поведенческий компонент предполагает развитие у студентов социально-ориентированного поведения, умение выбирать конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Рефлексивный компонент включает в себя способность студента к аналитической деятельности [11, с. 61]. А.А. Нефедьева делает выводы о том, что социальные навыки студентов влияют на их учебно-профессиональную деятельность, оказывают влияние на ее эффективность, осознанность, мотивы обучения. Социальные навыки влияют, в том числе, и на «проживание» студентами профессиональных кризисов [10, с. 45].
Студентам первых курсов обучения в наибольшей степени свойственно нахождение в кризисе выбора профессии, когда молодой человек сомневается в правильности собственного профессионального выбора, что связано с необходимостью адаптации к новым условиям развития и смене учебной деятельности на учебно-профессиональную [4, с. 94]. Согласно А.И. Донцову, студенческий возраст - это первая стадия профессиональной адаптации, на которой студент осваивает новую социальную роль, приобретает первый опыт профессиональной деятельности и первичные профессиональные навыки. На данном этапе также формируются такие профессионально важные качества и свойства человека, как: ответственность, целеустремленность, пунктуальность и другие [3]. Таким образом, одним из наиболее значимых социальных навыков студента является социальная адаптация.
Н.М. Смыслова под адаптацией студента понимает процесс становления и развития у студента профессиональных знаний, умений и навыков, личностных качеств и профессионального самоопределения в постоянно меняющихся условиях социальной жизни, что служит их самореализации и самоактуализации [13, с. 12].
А.А. Козлов является автором классификации типов студентов в зависимости от степени развития у них социальных навыков и выделяет студентов: а) с высоким уровнем развития социальных навыков, адаптация которых проходит быстро; б) с неравномерным уровнем развития социальных навыков, испытывающих затруднения в процессе адаптации к учебно-профессиональной деятельности; в) с низким уровнем развития социальных навыков, адаптация которых поверхностна [7, с. 23].
Еще одним значимым социальным навыком, который необходимо развивать студентам младших курсов, является социометрический статус. И.В. Фокиной составлен психологический портрет студента с низким социальным статусом. Данный автор эмпирическим путем установил, что основными особенностями студента с низким социометрическим статусом являются трудности в межличностном общении и взаимодействии, низкая самооценка, неуверенность в себе, преобладание эмоциональной значимости социального взаимодействия, низкий уровень развития рефлексивных навыков, низкую мотивацию к обучению, повышенный уровень тревожности, эмоциональная нестабильность и напряженность [17, с. 130].
Также среди социальных навыков, которые необходимо развивать студентам младших курсов, следует выделить коммуникативные навыки и организаторские способности, которые позволят им не только стать профессионалами, но и овладеть управленческими навыками, действовать в будущей профессиональной деятельности [15, с. 2].
Е.Р. Исаева предлагает следующие меры по развитию социальных навыков у студентов младших курсов: развитие кураторства в профессиональных образовательных учреждениях; организацию индивидуального психолого-педагогического сопровождения студентов, испытывающих трудности в процессе адаптации к образовательному учреждению; развитие у студентов навыков саморегуляции, дисциплинированности, самоорганизации; применение инновационных методов развития социальных навыков у студентов, а именно: проблемное обучение, дискуссии, диспуты, социально-ориентирующие игры [5].
Среди ключевых социальных навыков следует выделить самостоятельность в учении и умение критически мыслить. Социальные навыки, приобретенные в вузе, необходимы для достижения успеха в будущей профессии. В связи с этим английский язык следует рассматривать не только как учебную дисциплину, но и как инструмент, при помощи которого формируются и развиваются социальные навыки. Существенный вклад в решение этой задачи вносит работа с текстами на занятиях по английскому языку. М.А. Благонравова отмечает, что упражнения по развитию навыков чтения, используемые на занятиях по иностранному языку, аккумулируют в себе огромный потенциал для развития мыслительных способностей студентов, поскольку запускают комплексный когнитивный механизм [18, с. 17].
Студент должен уметь ориентироваться в огромном потоке информации, которая постоянно обновляется. Это и учебная литература, и периодика, и различные материалы, которые студент использует, работая над докладами, курсовыми работами, презентациями и т.д. В условиях острого дефицита времени особое значение приобретает овладение разными стратегиями чтения, так как это дает студенту возможность справиться с возложенной на него трудоемкой задачей. Студенты должны уметь бегло читать, вычленяя основную мысль и отсекая все несущественное, так как в процессе обучения и в будущей профессиональной деятельности им придется просматривать огромное количество книг, газет и журналов, в том числе профессиональных, в поисках нужной информации. Они должны уметь следить за ходом рассуждения и видеть аргументы в защиту основной мысли. Им потребуется умение при взгляде на заголовок и первые абзацы текста определять, будет ли им полезен данный материал, или его следует пропустить. Студентам потребуется умение критически отбирать материал, принимая во внимание надежность источника информации. Студенты должны также иметь способность видеть больше, чем буквально сказанное в тексте, то есть читать «между строк» и интерпретировать текст. Умение рационально работать с текстами поможет разумно распределять время. Чтобы справиться с потоком информации и преуспеть в учебе и в дальнейшей работе, студенту нужно не что иное, как умение учиться и критически мыслить.
Следуя принципу преемственности в обучении, мы опираемся на навыки работы с текстом, которые уже были сформированы у учащихся в период изучения иностранного языка в школе. Рассматривая задания ЕГЭ по английскому языку, мы видим, что раздел «Чтение» состоит из заданий трех уровней сложности, проверяющих умения понимать основное содержание прочитанного текста, понимать структурно-смысловые
связи в прочитанном тексте, а также полно/детально понимать прочитанный текст. Задание 10 (установить соответствие между текстами и заголовками) является заданием базового уровня и проверяет умение понимать основное содержание текста; задание 11 (заполнить пропуски частями предложений) является заданием повышенного уровня сложности и проверяется понимание структурно-смысловых связей в тексте. Задания 12-18 являются заданиями высокого уровня сложности, проверяющими умение полно и точно понимать информацию в тексте. Анализируя типичные ошибки участников ЕГЭ 2018 г, Федеральный Институт Педагогических Измерений (ФИПИ) отмечает, что задания из раздела чтения в целом выполнены успешно: средний процент выполнения - 76,9. В задании 10 средний процент выполнения - 88; в задании 11 - 82,1; в задании 12 - 60,8 [9, с. 13]. В то же время отмечаются основные причины ошибок при выполнении заданий в разделе «Чтение». Это такие слабые метапредметные навыки, как умение отделять главное от несущественного, отвергать ненужную информацию, понимать, каким образом различные части информации связаны между собой, выделять причинно-следственные связи [9, с. 13]. Речь идет как раз о недостаточно развитом навыке критического мышления, при этом подчеркивается межпредметное значение данного навыка. Таким образом, принимая во внимание анализ и выводы ФИПИ, в вузе продолжена работа по дальнейшему развитию критического мышления как важного социального навыка в процессе совершенствования навыка чтения, где главной опорой служит текст.
На занятиях по английскому языку студентов учат применять различные стратегии чтения, позволяющие извлечь из текста необходимую информацию: просмотровое и поисковое чтение, изучающее чтение, вероятностное прогнозирование, вычленение ключевой информации, выделение главной мысли и др. Читая тексты на английском языке, студенты учатся также анализировать смысловые связи, логику и структуру текста. При работе с текстом важная роль отводится умению интерпретировать текст, анализировать специальную лексику терминологического характера, читать «между строк», анализировать термино-системы в тексте, а также критически оценивать прочитанное. Как отмечает Е.А. Лаврентьева, «взаимообусловленное развитие языка и культуры привело к тому, что в современной лингвистической науке наблюдается тенденция к изменению и обогащению лексических единиц с точки зрения расширения их семантического поля. С развитием научно-технического прогресса возрастает интерес к научно-техническому переводу, и как следствие, к анализу специальной лексики, особенностям ее функционирования на определенных исторических этапах, а также к развитию той или иной термино-системы» [8, с. 226].
Учебники нового поколения издательства Pearson, по которым учатся студенты, содержат раздел Study Skills. Упражнения, включенные в этот раздел, дают возможность развивать навыки работы с текстом «с карандашом в руках». Студенты обучаются таким полезным приемам, как выделение ключевых слов, подчеркивание существенных фрагментов, пометки на полях, составление плана и логических схем, позволяющих систематизировать информацию, содержащуюся в тексте, и помогающих лучше запомнить содержание. В качестве примера приведем упражнения по работе с текстом «Should TV advertisements for unhealthy products be banned?» из юнита 5 УМК New Language Leader, Intermediate, David Cotton, David Falvey, Simon Kent. Данный текст и упражнения к нему размещены в рубрике Study Skills и направлены на развитие критического мышления (critical thinking) при работе с текстом. На дотекстовом этапе авторы учебника предлагают студентам определить свое отношение к предлагаемой теме. Обсуждение темы в малых группах дает учащимся возможность найти аргументы за и против и по реакции собеседников проверить, насколько они убедительны. Эта небольшая дискуссия подготовит почву для более глубокого осмысления прочитанного. На текстовом этапе студенты бегло читают статью и сопоставляют свое мнение с мнением автора. Они должны определить, согласны ли они с автором статьи в целом. Ответ на этот вопрос требует понимания основной мысли текста и оценки авторской аргументации. Студенты сравнивают свои аргументы, приводимые в мини-дискуссии, с аргументами автора, выявляют сходства и различия. На послетекстовом этапе студенты находят фрагменты или отдельные слова, при помощи которых автор выражает уверенность, сомнение, предположение или несогласие. Учащимся предлагают подумать, почему автор статьи приводит контраргументы, а не ограничивается только аргументами в защиту своей точки зрения. Размышляя над этим, студенты находят указания на слабые стороны контраргументов. Студенты видят также, что несостоятельность контраргументов доказывается при помощи фактов и рассуждений, а не путем негативных эмоциональных оценок.
Работая подобным образом с другими текстами, студенты учатся выделять основную мысль, видеть сильные и слабые стороны аргументов, логично, последовательно и аргументированно доказывать свою позицию. Очевидно, что данное умение необходимо не только для работы с текстами на занятиях по английскому языку. Оно необходимо также при работе с текстами любого формата, включая учебные материалы по различным дисциплинам в период обучения в вузе, а также при работе с любыми источниками информации в период профессиональной деятельности.
Выводы. Таким образом, знания, которые приобретают студенты на уроках английского языка, и умения, которыми они овладевают, являются многофункциональными и междисциплинарными. Это означает, что они могут быть использованы не только для решения коммуникативных задач, но и задач в других видах деятельности, например в исследовательской деятельности. Наряду с этим знания, полученные в процессе овладения английским языком, могут быть применены при изучении других дисциплин.
Кроме того, тексты, с которыми студенты работают на занятиях по английскому языку, имеют познавательную ценность, расширяя кругозор, давая интересную и полезную информацию, связанную с будущей профессиональной деятельностью. Обучая студентов разным стратегиям чтения и приемам работы с текстом, важно добиваться того, чтобы учащиеся пользовались этими приемами осознанно и целенаправленно. Задача преподавателя английского языка - объяснить студентам, что они могут использовать приобретенные умения при работе с любым текстом, по любой специальности, применяя на практике те стратегии, которым их обучили при чтении текста на английском языке. В этом случае студенты смогут перенести знания, умения и навыки, приобретенные в процессе изучения английского языка, на другие учебные предметы.
Вчерашние школьники приходят в вуз, принося с собой проблемы, которые нам предстоит решать. Работа с текстами на занятиях по английскому языку во многом способствует решению этих проблем, принимая во внимание межпредметное значение умений и навыков, приобретаемых в процессе работы. Задания, которые сопровождают каждый текст, нацелены на формирование умений выделять главное,
устанавливать логические связи между частями текста, аргументировать, делать выводы, давать оценку полученной информации.
Подводя итог, еще раз следует подчеркнуть, что работа с текстами на занятиях по английскому языку -это не просто развитие навыков чтения. Это полезный инструмент в развитии необходимых социальных навыков.
Литература:
1. Грязнов А.Н. Социально-психологический портрет студента / А.Н. Грязнов // Казанский педагогический журнал. - 2013. - №1. - С. 1-8.
2. Джалялетдинов Н.Т. Психологический портрет студентов факультета «Общественное здравоохранение» КазНМУ / Н.Т. Джалялетдинов // Вестник КазНМУ. - 2018. - №1. - С. 398-403.
3. Донцов А.И. Система понятий и общее содержание ориентации в мире профессий [Электронный ресурс]. - URL: https://novainfo.ru/article/1307 (дата обращения 26.12.2019).
4. Ильин Е.П. Психология взрослости: учебное пособие / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2012. - 544 с.
5. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал - 2012. - №4. - URL: http://medpsy.ru (дата обращения 26.08.2019).
6. Кобзева Н.И. Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса ВУЗа / Н.И. Кобзева // Современные исследования социальных проблем. - 2011. -№1. - С. 1-11.
7. Козлов А.А. Парадигмы социальной работы: теоретические конструкты и принципы описания // Социальная работа: теория, технология, образование. - 1995. - № 1. - С. 21-26.
8. Лаврентьева Е.А. К вопросу о консубстанциональности лексических единиц // Термины в коммуникативном пространстве: Материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Астрахань, 2017. -С. 223-228.
9. М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по иностранным языкам [Электронный ресурс] - URL: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1535372038/inostrannyy_yazyk_2018.pdf (дата обращения 26.01.2020). - 35 с.
10. Нефедьева А.А. Психологический портрет современного студента в образовательном процессе / А.А. Нефедьева // Вестник науки и образования. - 2015. - №1. - С. 44-47.
11. Опарина Е.В. Развитие социальных и нравственных навыков студентов / Е.В. Опарина // Педагогический журнал. - 2018. - №5. - С. 60-68.
12. Сизова Ю.С. Модель современного выпускника вуза в рамках компетентностного подхода и место в ней лингвистического компонента // В сборнике: Профессиональное лингвообразование Материалы шестой международной научно-практической конференции. Уварова Наталья Львовна, Рыбалко Татьяна Григорьевна. - 2012. - С. 230-238.
13. Смыслова Н.М. Социально-педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования: дисс. ... канд. пед. наук / Смыслова Наталья Михайловна. - Нижний Новгород, - 2012. - 164 с.
14. Сысоева Ю.Ю. Социально-психологический портрет студента в условиях модернизации современного образования / Ю.Ю. Сысоева // Вектор науки ТГУ. - 2015. - №1. - С. 251-253.
15. Трубилин А.И. Формирование организаторских способностей студентов важного качества будущих руководителей / А.И. Трубилин // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - № 6. - С. 1-15.
16. Чернобровкина С.В. Кризис юности у студентов как кризис взросления / С.В. Чернобровкина // Вестник Омского университета. - 2014. - №1. - С. 24-31.
17. Фокина И.В. Психологический портрет студента с низким социометрическим статусом в учебной группе / И.В. Фокина // Перспективы науки и образования. - 2015. - №3. - С. 126-132.
18. Blagonravova M.A. Using English Language Reading for Improvement of Thinking Skills. // В сборнике: Актуальные вопросы иноязычной профессиональной подготовки Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 томах. - Москва. - 2019. - С. 16-21.
Педагогика
УДК:378.147
кандидат педагогических наук, доцент Синева Надежда Леонидовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Жулькова Юлия Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); ассистент Исламова Гузаль Илгизовна
Первый Московский государственный медицинский университет
имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (г. Москва)
К ВОПРОСУ О ПРИОРИТЕТНОСТИ МОБИЛЬНОГО ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В
ОБРАЗОВАНИИ БАКАЛАВРОВ
Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу мобильного и электронного обучения в контексте выбора приоритетной формы получения образования бакалавров в вузе. Рассмотрены характеристики мобильного обучения (т-1еат^), обозначена его практико-ориентированность во время освоения программ дополнительного образования. Выявлены особенности реализации в учебном процессе электронного обучения (е-1еат^), его направленность на достижение целей и измеримый результат.