Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты адаптационного процесса студентов-физиков ТулГУ'

Психолого-педагогические аспекты адаптационного процесса студентов-физиков ТулГУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лахатова М. И., Якунова Е. В.

В статье рассмотрены различные виды адаптации, в частности адаптация студентов младших курсов к учебному процессу в ВУЗе в рамках кафедры физики Тульского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лахатова М. И., Якунова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF ADAPTATION PHYSICS STUDENTS TULGA

The article deals with various kinds of adaptation, in particular the adaptation of undergraduate students to the educational process in higher education in the Physics Department, Tula State University.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты адаптационного процесса студентов-физиков ТулГУ»

УДК 37.014

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ-ФИЗИКОВ ТУЛГУ

Лахатова М. И., Якунова Е. В.

Тульский государственный университет, г. Тула, Россия

E-mail: Lakhatova@mail.ru

В статье рассмотрены различные виды адаптации, в частности адаптация студентов младших курсов к учебному процессу в ВУЗе в рамках кафедры физики Тульского государственного университета.

Ключевые слова: адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация.

UDC 37.014

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF ADAPTATION PHYSICS STUDENTS TULGA

Lahatova M. I., Yakunova E. V.

Tula State University, Tula, Russia E-mail: Lakhatova@mail.ru

The article deals with various kinds of adaptation, in particular the adaptation of undergraduate students to the educational process in higher education in the Physics Department, Tula State University. Keywords: adaptation; psychological adaptation; social adaptation.

Биологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — процесс приспособления организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации, ограниченную физиологией (индивидуальная адаптация), пределами проявления материнского эффекта и модификаций, эпигенетическим разнообразием, внутривидовой изменчивостью, мутационными возможностями и другими видовыми особенностями.

Адаптация является одной из основных психолого — педагогических задач высшей школы при обучении студентов-физиков младших курсов. Рассматривая с биологической точки зрения складывающийся студенческий «биоценоз » и учитывая, что если адаптационный процесс у какого-либо вида не находится в равновесном состоянии, то эволюционировать может весь биоценоз (иногда — с негативными последствиями) даже в стабильных условиях окружающей среды — вуза. Психологическая адаптация — это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально — психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:

— в социальной сфере со всем многообразием её содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и др.);

— в социально-психологической сфере, т. е. в системах психологических связей и отношении личности, включения её в исполнение различных социально-психологических ролей;

— в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других де-ятельностных связей и отношений личности;

— в сфере взаимосвязей с экологической средой.

Соответственно этим сферам жизни и деятельности человека выделяют и основные виды психологической адаптации:

— социальную психологическую адаптацию личности,

— социально — психологическую адаптацию личности,

— профессионально- деятельностную психологическую адаптацию личности,

— экологическую психологическую адаптацию личности.

Кроме того, выделяют так называемые интегральные или системные виды психологической адаптации: профессиональную, семей-но- бытовую, личностно -досуговую и др. Они представляют собой своеобразное сочетание всех названных выше видов психологической адаптации личности.

Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, которая выражается в целенаправленности его действительности, среды как с использованием различных средств, так с подчинёнными ему приспособительными актами.

Следовательно, в активной целенаправленной приспособительной деятельности человека проявляется 2 тенденции, выраженные в разной степени и идущие параллельно:

1) адаптивная, приспособительная тенденция,

2) тенденция, адаптирующая, преобразующая, приспособляющая среду к индивиду.

Уровень адаптированности личности студента является результатом процесса адаптации. Адаптированность личности делится на внутреннюю, внешнюю и смешанную. Внутренняя адаптирован-ность личности характеризуется перестройкой её функциональных структур и систем при определённом изменении среды её жизнедеятельности. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация. Внешняя (поведенческая, приспособительная) адаптированность личности отличается отсутствием внутренней (содержательной) перестройки, сохранением себя и своей самостоятельности. Происходит инструментальная адаптация личности. Смешанная адаптированность личности часто проявляется перестраиванием и подстраиванием внутренне под среду, её ценности и нормы и частично-инструментальной адаптацией, поведенчески, сохранением своего «Я».

При переходе из средней школы в вуз каждый студент должен пройти этап переадаптации.

Переадаптация — это процесс перестройки личности при изменениях коренным образом условий и содержания её жизни и деятельности (например, с мирного на военное время, с семейной на одинокую

жизнь и др.). При невозможности переадаптации личности происходит её дезадаптация. Адаптация и переадаптация выражают лишь степень перестройки отдельных структур личности и их коррекции или степень перестройки личности в целом. Процесс адаптации в вузе связан с коррекцией, достройкой, доформированием, частичной перестройкой либо отдельных функциональных систем психики, либо личности в целом и, что не маловажно — доучиванием.

Психологическая адаптация — это многоуровневое и разноплановое явление, затрагивающее и индивидуальные особенности человека, и все стороны его бытия (социальную среду непосредственной его жизнедеятельности), и различные виды деятельности, прежде всего в профессионально-ориентированную учебную деятельность, в которую он непосредственно включён в образовательном процессе вуза.

Психологическая адаптация личности — это двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходят перемены как в личности (в психике человека в целом), так и в среде (в её нормах, правилах, ценностях), во всех сферах духовной жизни социума и его организации. В процессе адаптации происходит гармонизация взаимодействий личности и среды. В личности и социума происходят изменения, характер и степень которых обусловлены многими обстоятельствами. Из числа этих обстоятельств первостепенную роль играют следующие:

— социальные параметры среды;

— социально-психологические особенности студенческого социума (его нормы, правила, требования, санкции, ожидания от личности, степень общности ценностных и других основ его жизни);

— содержание, средства, условия и другие особенности учебной и других видов деятельности.

Следовательно, психологическая адаптация личности — это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности студента и вуза.

При этом уровень внутреннего, психологического комфорта студента младшего курса может быть показателем психологической адаптированности личности, который определяется сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека и степенью удовлетворения его потребностных состояний. Однако в управлении адаптационными процессами необходимо учитывать то, что пара-

метры физиологических и психологических возможностей человека, возможностей среды, условий и содержания деятельности не безграничны в плане перемен и перестройки.

Все потребности человека взаимосвязаны. Успешность процесса адаптации по реализации одних потребностей оказывает влияние на другие. Место реализованных потребностей занимают другие потребности. Студент постоянно испытывает какие-либо потребности. Среди них одни потребности выходят на первый план (обучение), доминируют и определяют характер и направленность поведения и деятельности человека, а другие потребности определяют общий стиль поведения и характер действий, их своеобразие (общественная жизнь вуза). В связи с этим обучаемый выступает в двух ведущих состояниях и проявлениях: 1) как потребностный человек и 2) как деятельный, действующий, активный человек.

При адаптации личности в малой социальной группе, которой является студенческая группа, ведущую роль играет потребность в самоутверждении в различных видах деятельности. Эта потребность выступает системной и относительно самостоятельной, одной из основных и ведущих, постоянно проявляющейся потребностью студента. Потребность в самоутверждении — это атрибутивная потребность Процесс адаптации личности выступает одним из ведущих механизмов социализации студента. Однако не всякий процесс адаптации ведёт к социализации личности. Так, конформное поведение личности, инструментальная адаптация, обычно не выступают процессами социализации личности. В то же время, полная, внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу социализации личности.

Учитывая, что: по словам А. Гезелла, в юношеском возрасте наступает психологическое равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. Которое является основной характерной чертой развития в этом возрасте — усиление сознательных мотивов поведения, целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Эти качества играют особую роль при подготовке специалиста и его дальнейшей социальной адаптации.

Известно, что прогнозирование активности студенческих и профессиональных коллективов, отдельной личности представляет собой задачу высокого уровня сложности.

Изменения в обществе, обновление взаимоотношений в коллективах ставят задачи, связанные с проблемами социально-психологической диагностики, поднимают острейшие вопросы социального планирования и прогнозирования, воспитания и самовоспитания личности, функционирования временных студенческих групп и коллективов, связанных с выполнением учебных заданий.

В дополнении к традиционным, наиболее значимыми показателями, оказывающими воздействие на протяжении всего обучения в вузе, являются курс, на котором обучается студент, место рождения и воспитания (город, поселок городского типа или райцентр, село), количество детей в семье и показатель династийности (количество поколений, связанных с инженерной деятельностью).

В конце 90-х годов резко повысилась ценность высшего образования, которое рассматривается в качестве возможности материально обеспечить себя в будущем, более 50% выпускников школ намерены продолжить свое образование в ВУЗе. При этом, довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы: совет друга, родителей, представления о престижности профессии, возможность легкого поступления, близость учебного заведения к дому, гарантии трудоустройства, продолжение семейной традиции и др. В исследовании были рассмотрены два новых фактора — форма оплаты за обучение (бюджетная, спонсорская поддержка, самостоятельная) и наличие распределения по окончании вуза.

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в ВУЗе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении всего периода обучения складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. В процессе обучения в вузе личность студента проходит социальную адаптацию.

Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими; предпосылка и необходимое условие эффективности активной деятельности.

В течение обучения студент переживает процессы: профессиональной адаптации — приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; социально-психологической адаптации — приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

На основании проведенного анализа литературы, можно выделить следующие критерии успешности социально-психологической адаптации студентов в вузе: способность к приспособлению человека к существующим в обществе студентов и преподавателей вуза требованиям за счет присвоения норм и ценностей данного общества; формирование самосознания и ролевого поведения, способностей к самоконтролю, адекватных связей с окружающими, собственного стиля поведения; готовность к активной деятельности, успешность овладения профессиональными знаниями и навыками.

Существуют возрастные различия в формировании личности, которые заключаются в социальной активности, мотивированности, гибкости, эмоциональности. Психологические свойства юношей зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения. Психологические качества лиц, поступающих в вузы различного профиля, в целом схожи, что меняется по мере обучения в вузе. Качества личности студентов вузов разных курсов имеют заметные различия, которые обусловлены существованием некоторого соответствия между особенностями личности и возрастом, а также характером протекания учебной деятельности.

Для реализации программы адаптации студентов младших курсов на кафедре физики ТулГУ предусмотрен ряд мероприятий. На предварительном этапе по проведению профориентационной работы среди школьников кафедра имеет 5 профильных классов из учащихся школ города. Занятия в этих классах ведутся преподавателями кафедры по программе составленной совместно с педагогическими коллективами школ. После введения механизма ЕГЭ программы об-

учения получили ЕГЭ-ориентированную направленность. Но подготовка к ЕГЭ — это только часть работы, так как основная цель — это подготовка абитуриентов к дальнейшему обучению в нашем вузе. Школьники проходят обучение в аудиториях кафедры, выполняют лабораторные работы в учебных лабораториях кафедры. Это существенно помогает адаптироваться школьникам в их дальнейшей студенческой жизни.

Для студентов младших курсов организованы дополнительные занятия с преподавателями кафедры с целью ликвидации возможных пробелов в их знаниях по дисциплине «физика».

На кафедре физики с первого по пятый курс работают кураторы. К каждой группе прикреплен свой куратор. Возглавляет кураторство куратор специальности «физика». В их обязанности входит организация внеучебной деятельности студентов младших курсов. Поскольку эта работа проводится постоянно, к выпускному курсу студенты получают достаточный объем знаний и навыков для вовлечения их в научную деятельность и написания дипломной работы с серьезным научным содержанием. Однако постановка научных исследований требует наличия современной приборно-лабораторной базы, наличие которой трудно ожидать на кафедре современного российского университета. Для решения этой проблемы на кафедре физики ТулГУ созданы постоянно действующие научные связи с такими научными центрами, как Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна, Моск. обл.) и Институт белка РАН (г. Пущино, Моск. обл.), обеспечивающих возможность решения серьезных научных задач как для преподавателей кафедры, так и для студентов, занимающихся научной работой.

В качестве примера результатов таких научных связей можно привести названия ряда дипломных работ студентов — физиков за последние три года.

Специализация «Теоретическая физика»

- «Странные аттракторы частиц в поле нескольких электромагнитных волн»

- «Влияние эффекта Михеева-Смирнова-Вольфенштейна на ускорительные и атмосферные нейтрино»

Специализация «Вычислительная физика»

- «Моделирование нелинейного движения заряженных частиц

в электромагнитном поле генератора монотронного типа»

- «Резонатор одномодового лазера с нарушенной осевой симметрией»

- «Стохастизация движения заряженных частиц в электромагнитном поле генератора монотронного типа»

Уровень научных работ студентов-физиков может быть подтвержден тем, что за период с 2002 по 2007 гг. четыре работы были удостоены медалей и 5 работ — дипломов Всероссийского открытого конкурса на лучшую научную работу студентов вузов по естественным, техническим и гуманитарным наукам.

Поскольку научная деятельность студентов является заключительным этапом их обучения в вузе, мы полагаем, что высокие результаты научной работы выпускников кафедры физики ТулГУ достигнуты благодаря использованию преподавателями кафедры современных средств, методов и подходов в области педагогической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сластёнин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. Учебное пособие для ВУЗов. 2003. Academia, 478 с.

2. http://ru.wikipedia.org

3. http://www.rusnauka.com/PNR_2006/Psihologia/11_+gordashnikov2. doc.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.