УДК 37.014
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ-ФИЗИКОВ ТУЛГУ
Лахатова М. И., Якунова Е. В.
Тульский государственный университет, г. Тула, Россия
E-mail: Lakhatova@mail.ru
В статье рассмотрены различные виды адаптации, в частности адаптация студентов младших курсов к учебному процессу в ВУЗе в рамках кафедры физики Тульского государственного университета.
Ключевые слова: адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация.
UDC 37.014
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF ADAPTATION PHYSICS STUDENTS TULGA
Lahatova M. I., Yakunova E. V.
Tula State University, Tula, Russia E-mail: Lakhatova@mail.ru
The article deals with various kinds of adaptation, in particular the adaptation of undergraduate students to the educational process in higher education in the Physics Department, Tula State University. Keywords: adaptation; psychological adaptation; social adaptation.
Биологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — процесс приспособления организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации, ограниченную физиологией (индивидуальная адаптация), пределами проявления материнского эффекта и модификаций, эпигенетическим разнообразием, внутривидовой изменчивостью, мутационными возможностями и другими видовыми особенностями.
Адаптация является одной из основных психолого — педагогических задач высшей школы при обучении студентов-физиков младших курсов. Рассматривая с биологической точки зрения складывающийся студенческий «биоценоз » и учитывая, что если адаптационный процесс у какого-либо вида не находится в равновесном состоянии, то эволюционировать может весь биоценоз (иногда — с негативными последствиями) даже в стабильных условиях окружающей среды — вуза. Психологическая адаптация — это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально — психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:
— в социальной сфере со всем многообразием её содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и др.);
— в социально-психологической сфере, т. е. в системах психологических связей и отношении личности, включения её в исполнение различных социально-психологических ролей;
— в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других де-ятельностных связей и отношений личности;
— в сфере взаимосвязей с экологической средой.
Соответственно этим сферам жизни и деятельности человека выделяют и основные виды психологической адаптации:
— социальную психологическую адаптацию личности,
— социально — психологическую адаптацию личности,
— профессионально- деятельностную психологическую адаптацию личности,
— экологическую психологическую адаптацию личности.
Кроме того, выделяют так называемые интегральные или системные виды психологической адаптации: профессиональную, семей-но- бытовую, личностно -досуговую и др. Они представляют собой своеобразное сочетание всех названных выше видов психологической адаптации личности.
Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, которая выражается в целенаправленности его действительности, среды как с использованием различных средств, так с подчинёнными ему приспособительными актами.
Следовательно, в активной целенаправленной приспособительной деятельности человека проявляется 2 тенденции, выраженные в разной степени и идущие параллельно:
1) адаптивная, приспособительная тенденция,
2) тенденция, адаптирующая, преобразующая, приспособляющая среду к индивиду.
Уровень адаптированности личности студента является результатом процесса адаптации. Адаптированность личности делится на внутреннюю, внешнюю и смешанную. Внутренняя адаптирован-ность личности характеризуется перестройкой её функциональных структур и систем при определённом изменении среды её жизнедеятельности. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация. Внешняя (поведенческая, приспособительная) адаптированность личности отличается отсутствием внутренней (содержательной) перестройки, сохранением себя и своей самостоятельности. Происходит инструментальная адаптация личности. Смешанная адаптированность личности часто проявляется перестраиванием и подстраиванием внутренне под среду, её ценности и нормы и частично-инструментальной адаптацией, поведенчески, сохранением своего «Я».
При переходе из средней школы в вуз каждый студент должен пройти этап переадаптации.
Переадаптация — это процесс перестройки личности при изменениях коренным образом условий и содержания её жизни и деятельности (например, с мирного на военное время, с семейной на одинокую
жизнь и др.). При невозможности переадаптации личности происходит её дезадаптация. Адаптация и переадаптация выражают лишь степень перестройки отдельных структур личности и их коррекции или степень перестройки личности в целом. Процесс адаптации в вузе связан с коррекцией, достройкой, доформированием, частичной перестройкой либо отдельных функциональных систем психики, либо личности в целом и, что не маловажно — доучиванием.
Психологическая адаптация — это многоуровневое и разноплановое явление, затрагивающее и индивидуальные особенности человека, и все стороны его бытия (социальную среду непосредственной его жизнедеятельности), и различные виды деятельности, прежде всего в профессионально-ориентированную учебную деятельность, в которую он непосредственно включён в образовательном процессе вуза.
Психологическая адаптация личности — это двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходят перемены как в личности (в психике человека в целом), так и в среде (в её нормах, правилах, ценностях), во всех сферах духовной жизни социума и его организации. В процессе адаптации происходит гармонизация взаимодействий личности и среды. В личности и социума происходят изменения, характер и степень которых обусловлены многими обстоятельствами. Из числа этих обстоятельств первостепенную роль играют следующие:
— социальные параметры среды;
— социально-психологические особенности студенческого социума (его нормы, правила, требования, санкции, ожидания от личности, степень общности ценностных и других основ его жизни);
— содержание, средства, условия и другие особенности учебной и других видов деятельности.
Следовательно, психологическая адаптация личности — это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности студента и вуза.
При этом уровень внутреннего, психологического комфорта студента младшего курса может быть показателем психологической адаптированности личности, который определяется сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека и степенью удовлетворения его потребностных состояний. Однако в управлении адаптационными процессами необходимо учитывать то, что пара-
метры физиологических и психологических возможностей человека, возможностей среды, условий и содержания деятельности не безграничны в плане перемен и перестройки.
Все потребности человека взаимосвязаны. Успешность процесса адаптации по реализации одних потребностей оказывает влияние на другие. Место реализованных потребностей занимают другие потребности. Студент постоянно испытывает какие-либо потребности. Среди них одни потребности выходят на первый план (обучение), доминируют и определяют характер и направленность поведения и деятельности человека, а другие потребности определяют общий стиль поведения и характер действий, их своеобразие (общественная жизнь вуза). В связи с этим обучаемый выступает в двух ведущих состояниях и проявлениях: 1) как потребностный человек и 2) как деятельный, действующий, активный человек.
При адаптации личности в малой социальной группе, которой является студенческая группа, ведущую роль играет потребность в самоутверждении в различных видах деятельности. Эта потребность выступает системной и относительно самостоятельной, одной из основных и ведущих, постоянно проявляющейся потребностью студента. Потребность в самоутверждении — это атрибутивная потребность Процесс адаптации личности выступает одним из ведущих механизмов социализации студента. Однако не всякий процесс адаптации ведёт к социализации личности. Так, конформное поведение личности, инструментальная адаптация, обычно не выступают процессами социализации личности. В то же время, полная, внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу социализации личности.
Учитывая, что: по словам А. Гезелла, в юношеском возрасте наступает психологическое равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. Которое является основной характерной чертой развития в этом возрасте — усиление сознательных мотивов поведения, целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Эти качества играют особую роль при подготовке специалиста и его дальнейшей социальной адаптации.
Известно, что прогнозирование активности студенческих и профессиональных коллективов, отдельной личности представляет собой задачу высокого уровня сложности.
Изменения в обществе, обновление взаимоотношений в коллективах ставят задачи, связанные с проблемами социально-психологической диагностики, поднимают острейшие вопросы социального планирования и прогнозирования, воспитания и самовоспитания личности, функционирования временных студенческих групп и коллективов, связанных с выполнением учебных заданий.
В дополнении к традиционным, наиболее значимыми показателями, оказывающими воздействие на протяжении всего обучения в вузе, являются курс, на котором обучается студент, место рождения и воспитания (город, поселок городского типа или райцентр, село), количество детей в семье и показатель династийности (количество поколений, связанных с инженерной деятельностью).
В конце 90-х годов резко повысилась ценность высшего образования, которое рассматривается в качестве возможности материально обеспечить себя в будущем, более 50% выпускников школ намерены продолжить свое образование в ВУЗе. При этом, довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы: совет друга, родителей, представления о престижности профессии, возможность легкого поступления, близость учебного заведения к дому, гарантии трудоустройства, продолжение семейной традиции и др. В исследовании были рассмотрены два новых фактора — форма оплаты за обучение (бюджетная, спонсорская поддержка, самостоятельная) и наличие распределения по окончании вуза.
Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в ВУЗе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении всего периода обучения складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. В процессе обучения в вузе личность студента проходит социальную адаптацию.
Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими; предпосылка и необходимое условие эффективности активной деятельности.
В течение обучения студент переживает процессы: профессиональной адаптации — приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; социально-психологической адаптации — приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.
На основании проведенного анализа литературы, можно выделить следующие критерии успешности социально-психологической адаптации студентов в вузе: способность к приспособлению человека к существующим в обществе студентов и преподавателей вуза требованиям за счет присвоения норм и ценностей данного общества; формирование самосознания и ролевого поведения, способностей к самоконтролю, адекватных связей с окружающими, собственного стиля поведения; готовность к активной деятельности, успешность овладения профессиональными знаниями и навыками.
Существуют возрастные различия в формировании личности, которые заключаются в социальной активности, мотивированности, гибкости, эмоциональности. Психологические свойства юношей зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения. Психологические качества лиц, поступающих в вузы различного профиля, в целом схожи, что меняется по мере обучения в вузе. Качества личности студентов вузов разных курсов имеют заметные различия, которые обусловлены существованием некоторого соответствия между особенностями личности и возрастом, а также характером протекания учебной деятельности.
Для реализации программы адаптации студентов младших курсов на кафедре физики ТулГУ предусмотрен ряд мероприятий. На предварительном этапе по проведению профориентационной работы среди школьников кафедра имеет 5 профильных классов из учащихся школ города. Занятия в этих классах ведутся преподавателями кафедры по программе составленной совместно с педагогическими коллективами школ. После введения механизма ЕГЭ программы об-
учения получили ЕГЭ-ориентированную направленность. Но подготовка к ЕГЭ — это только часть работы, так как основная цель — это подготовка абитуриентов к дальнейшему обучению в нашем вузе. Школьники проходят обучение в аудиториях кафедры, выполняют лабораторные работы в учебных лабораториях кафедры. Это существенно помогает адаптироваться школьникам в их дальнейшей студенческой жизни.
Для студентов младших курсов организованы дополнительные занятия с преподавателями кафедры с целью ликвидации возможных пробелов в их знаниях по дисциплине «физика».
На кафедре физики с первого по пятый курс работают кураторы. К каждой группе прикреплен свой куратор. Возглавляет кураторство куратор специальности «физика». В их обязанности входит организация внеучебной деятельности студентов младших курсов. Поскольку эта работа проводится постоянно, к выпускному курсу студенты получают достаточный объем знаний и навыков для вовлечения их в научную деятельность и написания дипломной работы с серьезным научным содержанием. Однако постановка научных исследований требует наличия современной приборно-лабораторной базы, наличие которой трудно ожидать на кафедре современного российского университета. Для решения этой проблемы на кафедре физики ТулГУ созданы постоянно действующие научные связи с такими научными центрами, как Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна, Моск. обл.) и Институт белка РАН (г. Пущино, Моск. обл.), обеспечивающих возможность решения серьезных научных задач как для преподавателей кафедры, так и для студентов, занимающихся научной работой.
В качестве примера результатов таких научных связей можно привести названия ряда дипломных работ студентов — физиков за последние три года.
Специализация «Теоретическая физика»
- «Странные аттракторы частиц в поле нескольких электромагнитных волн»
- «Влияние эффекта Михеева-Смирнова-Вольфенштейна на ускорительные и атмосферные нейтрино»
Специализация «Вычислительная физика»
- «Моделирование нелинейного движения заряженных частиц
в электромагнитном поле генератора монотронного типа»
- «Резонатор одномодового лазера с нарушенной осевой симметрией»
- «Стохастизация движения заряженных частиц в электромагнитном поле генератора монотронного типа»
Уровень научных работ студентов-физиков может быть подтвержден тем, что за период с 2002 по 2007 гг. четыре работы были удостоены медалей и 5 работ — дипломов Всероссийского открытого конкурса на лучшую научную работу студентов вузов по естественным, техническим и гуманитарным наукам.
Поскольку научная деятельность студентов является заключительным этапом их обучения в вузе, мы полагаем, что высокие результаты научной работы выпускников кафедры физики ТулГУ достигнуты благодаря использованию преподавателями кафедры современных средств, методов и подходов в области педагогической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сластёнин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. Учебное пособие для ВУЗов. 2003. Academia, 478 с.
2. http://ru.wikipedia.org
3. http://www.rusnauka.com/PNR_2006/Psihologia/11_+gordashnikov2. doc.htm