Научная статья на тему 'Особенности психофизиологической адаптации у студентов'

Особенности психофизиологической адаптации у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
399
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION / STUDENTS / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефанов Александр Михайлович, Ляхова Ольга Леонидовна, Анашкина Анастасия Андреевна

Процесс психофизиологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально трудового становления. Особые трудности психофизиологической адаптации испытывают лица с психическими и физическими недостатками. В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ефанов Александр Михайлович, Ляхова Ольга Леонидовна, Анашкина Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION IN STUDENTS

The process of psychophysiological adaptation takes place every person in the course of their individual development and professional and labor formation. Special difficulties of psychophysiological adaptation are experienced by persons with mental and physical disabilities. In these cases, adaptation is facilitated by the use in the process of training and everyday life of various special means of correcting impaired and compensating for missing functions.

Текст научной работы на тему «Особенности психофизиологической адаптации у студентов»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

У СТУДЕНТОВ

FEATURES OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION IN STUDENTS

Ефанов Александр Михайлович

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедра анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Efanov Alexander Mikhailovich candidate of agricultural sciences, associate professor Department of anatomy, physiology, human hygiene and ecology Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Ляхова Ольга Леонидовна

кандидат биологических наук зав. кафедрой анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Lyakhova Olga Leonidovna candidate of biology science head of department of anatomy, physiology, human hygiene and ecology

Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Анашкина Анастасия Андреевна

специалист по учебно-методической работе кафедра анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Anashkina Anastasia Andreevna specialist in educational and methodical work Department of anatomy, physiology, human hygiene and ecology Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Процесс психофизиологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления. Особые трудности психофизиологической адаптации испытывают лица с психическими и физическими недостатками. В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций.

Abstract. The process of psychophysiological adaptation takes place every person in the course of their individual development and professional and labor formation. Special difficulties of psychophysiological adaptation are experienced by persons with mental and physical disabilities. In these cases, adaptation is facilitated by the use in the process of training and everyday life of various special means of correcting impaired and compensating for missing functions.

Ключевые слова: психофизиологическая адаптация, студенты, вуз

Keywords: psychophysiological adaptation, students, University

С психофизиологической точки зрения адаптация - «приспособление» человека как личности к существованию в обществе в соответ -ствии с требованиями этого обществами с собственными потребностями, мотивами и интересами».

Психофизиологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (как в широком смысле, так и приме -нительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления психофизиологической адаптации - взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

Мы разделяем мнение профессора Э.Ф. Зеера, который считает, что на этапе адаптации студенты выпускных курсов приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом и с педагогами, их ведущая деятельность - учебно-познавательная - существенно отличается от прежней.

Важной для нашего исследования представляется точка зрения А. В. Петровского, который выделяет адаптацию как одну из фаз (наряду с индивидуализацией и интеграцией) развития личности. По его мнению, адаптация, как первая фаза того или иного периода развития личности, предполагает активное усвоение человеком действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятель -ности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой общности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы и овладевает теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», максимально адаптироваться в обществе. По мнению А. В. Петровского, это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индиви -дуальных отличий при возможной иллюзии растворения в «общей массе». Субъективно - потому, что фактически индивид зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, изменениями мотива-ционно-смысловой сферы других людей, имеющих значение именно для них, а не только для него самого. Объективно человек уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный для него факт. При этом в групповой деятельности могут складываться благо -приятные условия для возникновения таких черт личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые имеются или уже складываются у других членов группы и которые соответствуют уровню группового развития и поддерживают этот уровень.

Существенным мы считаем и то, что важнейшими средствами

достижения психофизиологической адаптации являются образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Процесс психофизиологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления.

Особые трудности психофизиологической адаптации испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т.д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций.

Важнейшим психофизиологическим фактором, влияющим на успешность адаптации к вузу, являются возрастные и личностные особенности студента. В этой связи для нашего исследования является важным утверждение М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович о том, что студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон.

Во-первых, с социальной стороны, в которой воплощаются общественные отношения. Эта сторона проявляется в личности студента, благодаря включенности его в студенческую группу, выполнению им функции учащегося в вузе.

Во-вторых, с психологической стороны, представляющей собой един -ство психических процессов, состояний, образований и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства: направленность, темперамент, характер, способности человека.

В-третьих, с биологической стороны, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т.д.

Рассмотрим более подробно вторую сторону этой характеристики. Отметим, что в период адаптации к обучению в вузе существенно изменяется функционирование психических познавательных процессов. При наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека -формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.

Мы разделяем точку зрения ученых о том, что успешность психологической адаптации к обучению предопределена высоким уровнем общего интеллектуального развития, в частности, восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компен -сация за счет повышения мотивации или работоспособности, усидчиво -сти, тщательности и аккуратности в учебной деятельности.

Функционирование познавательной сферы обеспечивает физиологическую, психологическую и педагогическую адаптацию студента. Такие процессы, как мышление, речь, память, воображение в значительной мере обусловливают подход к образованию как важнейшей ценностной составляющей совершенствования личности студента выпускного курса.

Мы согласны с мнением С. А. Гапоновой, что одним из центральных интегрирующих звеньев познавательных процессов у студентов выпускных курсов являются психические состояния. Они обусловливают возникновение и образование отдельных черт личности и профессиональных качеств. Поэтому управление ситуациями учебно-воспитательного процесса и психическими состояниями является реальной основой для целенаправленной активизации резервных возможностей человека, его творческих способностей, а также определения трудностей и психологических барьеров, возникающих в процессе учебной деятельности.

В этой связи считаем необходимым обратить внимание на эмоциональную включенность начинающего студента выпускного курса в учебный процесс в вузе. Мы согласны с Л. А. Носовой в том, что этот показатель является безошибочным индикатором и мощным катализатором способности личности сохранять потребность в знаниях. От эмоциональ-ных способностей зависит развитие эмоционального интеллекта, который охватывает, в свою очередь, другие способности: распознавания собственных эмоций, управления ими, распознавания эмоций других людей, коммуникативную способность.

Ускорение процессов вхождения студентов выпускных курсов в новый для них образ жизни и деятельности, исследование психологических особенностей состояний, возникающих в учебной деятельности, а также выявление факторов, психологических условий и закономерностей повышения адаптированности студентов выпускных курсов являются чрезвычайно важными, но пока еще не решенными задачами.

Отметим важность психических свойств личности (направленности, темперамента, характера и способностей) и их проявлений в процессе адаптации студентов выпускных курсов. Учет их роли в деятельности студентов выпускных курсов в значительной мере определяет успех учебно-воспитательной работы в вузе.

Направленность выражается в целях и мотивах поведения студента, его потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках. Анализ деятельности студента помогает раскрыть то, к чему он стремится, поче -му и во имя чего он этого хочет (какую ценность это для него представляет), словом, помогает раскрыть механизм целеустремленности его многогранной деятельности. В целевой активности студента важную роль играет установка - своеобразная форма направленности личности, определяющая ее готовность к деятельности в данных условиях. Благодаря установке происходит объединение потребностей и различных ситуаций, в которых она удовлетворяется.

Отметим также и такую составляющую психологической структуры личности как темперамент, свойства которого проявляются как в процессе образовательной деятельности студента в целом.

Сила и слабость нервной системы, подвижность и инертность нервных процессов, активность и реактивность, эмоциональность, моторика -эти и другие особенности темперамента сказываются на таких характеристиках, как скорость и беглость умственных операций, устойчивость и переключаемость внимания, динамика «втягивания» в учебную дея-

тельность, когда умственная и физическая нагрузка возрастают.

Важно отметить, что наряду с направленностью личности, темпераментом в деятельности студентов выпускных курсов проявляется их характер. Главным, что раскрывает характер студентов выпускных курсов, М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович называют поступки и действия, особенно поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа.

Мы согласны с названными авторами, что внешнее поведение необя -зательно адекватно внутренним качествам человека: социально-полезное поведение не всегда свидетельствует о положительных чертах характера. Недостатки в характере могут быть порождены еще до вуза, но случается, что отрицательные черты усиливаются или появляются в семестры обучения из-за неудач в учебе, конфликтов, потери интереса к будущей профессии.

Не вызывает сомнения то, что сам факт поступления в вуз представляет собой причину возникновения стрессового состояния. Результаты проведенных исследований показывают, что для большинства студентов выпускных курсов совершенно новые для них условия (ломка сложившего динамического стереотипа в учебной деятельности, приспособление к другим условиям быта) - процесс болезненный. Поэтому, адаптируясь к новым условиям обучения, студенту выпускных курсов приходится преодолевать значительные трудности, проявляя при этом такие черты характера, - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Такие изменения в ха -рактере ведут к повышению интереса к моральным проблемам - цели, образу жизни, долгу, любви, верности и другим, определяющим ценностные ориентации личности.

В деятельности студентов выпускных курсов ярко проявляются способности, то есть такие психологические особенности, которые позво-ляют успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, но которые сами к этим знаниям умениям и навыкам не сводятся. Способности обеспечивают овладение программой вуза, эффективное совершенствование студентов выпускных курсов как будущих специалистов. В структуру способностей входят внимательность, наблюдательность, определенные качества мышления, памяти, воображение и т.д. Для студентов выпускных курсов особое значение имеют как теоретические, так и практические способности; учебные и творческие; способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми.

Для нас важным является то, что особенности психических процессов, свойств и состояний личности существенным образом влияют на формирование отношения студентов выпускных курсов к образованию как к ценности. Такое отношение, в свою очередь, накладывает отпеча -ток на успешность или неуспешность адаптации к вузу в годы обучения.

Сталкиваясь с трудностями адаптации, с необходимостью преодолевать сложности на пути к получению образования, студенты выпускных курсов проявляют такие качества личности, которые у них ранее, возможно, не проявлялись так ярко. Формирование и изменение отношения к образованию как ценности в период адаптации существенно зависит от

того, как студенты выпускных курсов проявляют свои способности и волевые черты характера, как реализуют свои интеллектуальные потенциалы.

Наряду с личностными характеристиками студентов выпускных курсов, адаптирующихся к обучению в вузе, для нашего исследования важным представляется учет их возрастных особенностей.

Для студентов выпускных курсов как людей определенного возраста характерны, по выводам Б.Г. Ананьева, наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков.

Возраст 19-22 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и других. Как отмечает Б. Г. Ананьев, «преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта».

Время окончания учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт.

Для нашего исследования представляется важным мнение Н. Г. Кольцовой о том, что характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Причем мотивационные процессы здесь носят динамичный и изменчивый характер, что связано со многими причинами. Это и неверная исходная мотивация выбора профессии и, как следствие, ее меньшая привлекательность; и учеба в группе с аморфной мотивационной структурой, где нет выраженных мотивов ни к учебной, ни к профессиональной деятельности, и где отмечается наихудшая успеваемость.

В связи с этим отметим, что во втором периоде юности образование приобретает особую ценность. По утверждению Б. Г. Ананьева, студенческий возраст является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. Все это представляет большую жизненную ценность, так как влияет на эффективное развитие личности студента, формирование у него жизненно важных черт характера.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что развитие личности студента на последнем курсе имеет некоторые особые черты. Исходя из рассматриваемой нами проблемы, отметим только те из них, которые характерны для студентов выпускных курсов.

Пятый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается

такими характерными для юношества чертами, как стремление к самостоятельности, независимости, уверенность в себе.

С педагогической точки зрения мы рассматриваем адаптацию, прежде всего, в контексте процесса вхождения студентов выпускных курсов в новый для них образ жизни и деятельности.

В психофизиологических исследованиях, особенно в последнее время, вопросы адаптации студентов выпускных курсов обсуждаются довольно широко, содержание процесса адаптации раскрывается не всегда достаточно полно.

Л. А. Леонова, например, различает кратковременную и долговре-менную адаптацию. Первая основывается на рефлекторных реакциях в короткие промежутки времени (применительно к профессиональному обучению - в течение одного занятия, одного учебного дня). Вторая — формируется продолжительное время и нуждается в многократных воздействиях (применительно к профессиональному обучению - в течение семестра, учебного года, нескольких лет обучения).

Кроме этого Л. А. Леонова выделяет три фазы адаптации: напряжения, стабилизации и срыва. При этом стоит задача не допустить срыва адаптации. Для этого, по ее мнению, создаются: все необходимые благоприятные условия обучения (внешние условия среды, учебные нагрузки, режим обучения, режим отдыха, организация физического воспитания).

Как показал анализ, создание благоприятных условий для нормального процесса адаптации студентов выпускных курсов в вузе важно еще и в связи с тем, что характер адаптации, уровень работоспособности, длительность и качество приобретения знаний, формирования навыков и умений - процессы тесно взаимосвязанные. Следовательно, от успешности адаптации организма студента будет во многом зависеть и успеш -ность формирования у него профессиональных навыков и умений.

По мнению Б. Рубина и Ю. Колесникова, адаптация студентов представляет собой процесс «вхождения личности» в совокупность ролей и форм деятельности. Главный момент адаптации они усматривают в содержательном, творческом приспособлении индивида к особенностям избранной профессии и специальности с помощью учебного процесса. Результатом адаптации студентов выпускных курсов, по их мнению, является положительное отношение его к избранной профессии, поглощенность ею, и этот результат фиксируется показателями академической успеваемости.

Наиболее удачно, на наш взгляд, содержание процесса адаптации студента выпускных курсов к обучению в вузе раскрыто В. В. Лагеревым.

Адаптация представляется им как «интенсивный и динамичный, многосторонний и комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид на основе соответствующих приспособительных реакций вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые предъявляются к нему в ходе обучения и воспитания в высшей школе». Все это существенно влияет на дальнейшее развитие самосознания студентов выпускных курсов, приводит к определенным транс -формациям в его поведении, установках, мотивации и деятельности. Хотя

адаптация как социально-психологический и педагогический процесс подчиняется специфическим закономерностям, она в своей основе носит сугубо индивидуальный характер. Последнее определяет ее интенсивность, выраженность, глубину воздействия на личность студентов выпускных курсов.

Психофизиологическая составляющая процесса адаптации отражает: перестройку ряда психических познавательных и эмоционально-волевых процессов и свойств личности. Происходит перестройка мышления и речи студентов выпускных курсов применительно к условиям профессионального обучения; значительно возрастает роль восприятия, внимания, памяти; подвергаются испытаниям, формируются волевые качества; возрастает эмоциональное напряжение; реализуются задатки и способности; проявляются конкретные черты характера и компенсаторные механизмы.

Деятельностная составляющая процесса адаптации отражает: приспособление студентов выпускных курсов к новым психофизиологическим нагрузкам, ритму жизни, методам и формам работы, вытекающим из целей и задач обучения; известное противоречие части студентов между личными интересами, желаниями и необходимостью, связанное с недостаточной четкостью их социальной установки на овладение про -фессией; преодоление своеобразного индивидуального «информацион-ного взрыва»; неизбежность приобщения к напряженному учебному труду для приобретения знаний, умений и навыков в виде последовательных составляющих целостной профессионально-ориентированной системы; необходимость проявления жизненной позиции и гражданских качеств.

Обратим особое внимание на изменение социальной роли студентов выпускных курсов, круга и содержания их общения, корректировку потребностей и системы ценностей в процессе адаптации.

Глубина осознания своего нового положения, мера ответственности за свой труд как лично перед собой, так и перед обществом определяют в итоге отношение студента выпускного курса к учению в вузе и отношение к образованию как к ценности. На этой основе у него возникают некоторые новые потребности, в частности, оценить свои способности к выбранной профессии. Соответственно у студентов выпускных курсов начинаются складываться более зрелые представления о духовных и материальных ценностях, жизненные взгляды и убеждения.

Обратим также внимание и на то обстоятельство, что в процессе учебной деятельности ярко проявляются особенности сознания и самооценки студентов выпускных курсов. И, прежде всего, созна-тельность их отношения к учебе, готовность выполнять учебные и воспи -тательные требования, повышение интереса к будущей специальности, стремление к расширению своего кругозора, завышенность или занижен-ность самооценки и т.д. Активная деятельность создает необходимые предпосылки к широкому общению студентов выпускных курсов как с товарищами по учебе, так и с педагогами, в результате чего социально положительные свойства личности получают нужное подкрепление.

Изложенное дает основание для утверждения о том, что период адаптации - это время интенсивного воспитательного взаимодействия между педагогами и студентами выпускных курсов, направленного на развитие у последних таких индивидуальных черт, которые смогли бы составить основу личности будущего специалиста.

Наряду с общностью важнейших проявлений для подавляющего большинства студентов выпускных курсов процесс адаптации имеет сугу -бо индивидуальные черты, что обусловлено ценностными ориентациями каждого студента, различиями между ними в интеллектуальном развитии и воспитании, свойствах личности, в жизненном опыте и убеждениях, в интересах и стремлениях. Поэтому болезненность переживания этого процесса, как и его длительность, оказывается различной для отдельных молодых людей.

Литература

1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - Л. : Наука, 2018. - 270 с.

2. Гринишин В.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / В. В. Гришин, П. В. Лушин. - М. : Москва, 2017. - 64 с.

3. Костюк П. Г. Физиология адаптационных процессов / П. Г. Костюк. - М. : Наука, 2019. - 635 с.

References

1. Berezin F. B. Psikhicheskaya i psikhofiziologicheskaya adaptatsiya cheloveka [Mental and psychophysiological adaptation of man]. Leningrad, Nauka Publ., 2018, 270 p.

2. Grishin V. V., Lushin P. V. Metodiki psikhodiagnostiki v uchebno-vospitatel'nom protsesse [Methods of psychodiagnostics in the educational process]. Moscow, 2017, 64 p.

3. Kostyuk P. G. Fiziologiya adaptatsionnykh protsessov [Physiology of adaptation processes]. Moscow, Nauka Publ., 2019, 635 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.