Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

ЗНАЧИМОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
62
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономика / особые экономические зоны / стратегия развития / экономическая безопасность / общественные блага / regional economy / special economic zones / development strategy / economic security / public goods

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Г.Н. Калайчев

В данной статье рассмотрены возможности использования особых экономических зон в качестве средства улучшения общего экономического состояния региона и способа реализации стратегии национального развития. Рассмотрены на практическом примере принцип формирования, оценки и требований к использованию особых экономических зон. Дана характеристика структуре и разнообразию оценки эффективности деятельности особых экономических зон по их типу, удовлетворению общественных потребностей, а также по обеспечению выполнения целей стратегии национального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY

This article discusses the possibilities of using special economic zones as a means of improving the overall economic condition of the region and a way to implement the national development strategy. The principles of formation, assessment and requirements for the use of special economic zones are considered using a practical example. The structure and diversity of assessing the effectiveness of special economic zones by their type, meeting public needs, as well as ensuring the fulfillment of the goals of the national development strategy are given.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

ЗНАЧИМОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Г.Н. Калайчев, аспирант

Пятигорский государственный университет (Россия, г. Пятигорск)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-9-89-91

Аннотация. В данной статье рассмотрены возможности использования особых экономических зон в качестве средства улучшения общего экономического состояния региона и способа реализации стратегии национального развития. Рассмотрены на практическом примере принцип формирования, оценки и требований к использованию особых экономических зон. Дана характеристика структуре и разнообразию оценки эффективности деятельности особых экономических зон по их типу, удовлетворению общественных потребностей, а также по обеспечению выполнения целей стратегии национального развития.

Ключевые слова: региональная экономика, особые экономические зоны, стратегия развития, экономическая безопасность, общественные блага.

Современная система регионального и федерального развития в срезе стратегии развития государства представляет собой массивный и трудоёмкий комплекс мероприятий, которые содержат в себе экономические, юридические, политические, а также социальные и прочие аспекты процесса общественной жизнедеятельности. Стоит отметить, что национальное развитие государства должно быть ориентированно как на экономико-социальное улучшение страны в сравнении с мировым сообществом, в целом, так и на создание и удовлетворение базовых и продвинутых потребностей всего населения.

Подобное явление носит не только теоретический характер, оно также закреплено на уровне нормативно-правовых актов и конституции Российской Федерации [1]. В связи с этим, стратегия национального развития должна учитывать не только недостаток общественных благ для удовлетворения базовых потребностей, но и совершенствовать общественные институты и инфраструктуру, делая поправку на территориальные особенности каждого региона в отдельности.

Говоря о развитии социальных аспектов региона, стоит отметить, что основным направлением развития должно быть комфортное жизнеобеспечение для населения, как крупных городов, так и живущих в

пригороде. Однако, особенности территориального расположения зачастую ставят органы местного и регионального управления в затруднительную ситуацию, когда удовлетворить можно только часть потребностей общества, при этом даже не выполнив всех поставленных государством задач. Ограниченность ресурсов, тяжёлые географические условия и прочие факторы, характеризующие уникальность регионального строения и есть то связующее звено, благодаря которому можно определить уникальный вектор регионального развития, который сможет обеспечить как общество, так и государство. На основе подобной информации возможно проектирование Особой экономической зоны (далее ОЭЗ), которая и будет являться отражением стратегии регионального развития с учётом сильных и слабых сторон [2].

Помимо этого, стоит отметить, что виды ОЭЗ имеют собственную градацию по степени создания условий для удовлетворения базовых потребностей общества и основ экономического развития региона. Так, к примеру, туристско-рекреационный тип ОЭЗ подразумевает больше аспектов экономического развития, заключающегося в создании и развитии санаторно-курортной инфраструктуры и туристического бизнеса, закрывая тем самым не

только экономические аспекты регионального развития, но и вопросы по поддержанию здоровья и созданию оздоровительных мер для населения.

Говоря о Ставропольском крае, в качестве практического примера, в части региона возможна эффективная реализация промышленно-производственных ОЭЗ, направленных на сельское хозяйство, северные территориальные части региона. В тоже время, на территории южной части региона наиболее эффективно будет создание и реализация туристско-рекреаци-онной ОЭЗ [3].

Помимо факторов, которые определяют возможности для создания ОЭЗ, необходимо также изучить вопрос перспектив дальнейшего развития. Таким образом, анализируя динамику основных показателей, характеризующих эффективность ОЭЗ выбранного типа, можно сделать выводы не только о степени реализации стратегии регионального развития, но и оценить перспективы, а главное необходимость дальнейшего инвестирования из государственного бюджета [4]. Стоит отметить, что для создания некоторых зон используют частные инвестиционные средства, получаемые от компаний и корпораций, которые имеют желание реализации своей продукции и услуг на территории будущей ОЭЗ.

Стоит отметить тот факт, что результатом развития ОЭЗ становится частичная или же полная зависимость экономического развития рассматриваемого региона, в целом, или же органов местного самоуправления в частности, если имеет место наличия нескольких типов ОЭЗ. Таким образом, образовывая новые рабочие места и средства по обеспечению потребностей населения, ОЭЗ становятся кровеносной

возможность не только улучшить своё экономическое состояние, но и в перспективе потерять свой экономический убыточный статус [5].

Тем не менее, следует обратить внимание на способ оценки экономической эффективности региона. Для каждого типа ОЭЗ свойственен свой собственный набор комплексных показателей. Более того, количество и тип показателей может сильно варьироваться в зависимости от уникальных особенностей региона в целом и органов местного самоуправления в частности. Говоря на практическом примере, нами был взят за основу город-курорт Кисловодск, находящийся на юге Ставропольского края. Рассматривая его, как основу для проведения анализа деятельности ОЭЗ, в частности туристско-рекреационного типа, стоит отметить ряд критериев, по которым могла бы происходить комплексная оценка, а именно:

- совокупное число туристов;

- число туристов, что были размещены на территории санаторно-курортных комплексов;

- суммарная загрузка санаториев;

- суммарная загрузка гостиниц.

Таким образом, экономическое развитие региона тесно связано с его уникальными особенностями, куда входят географические, этнические, социальные, политические и прочие аспекты, которые в совокупности характеризуют потенциал для экономического развития региона в целом и страны в частности. Исходя из этого, варьируются не только способы и методы обеспечения экономического инвестирования, но и последующего анализа с перспективной оценкой, которые также помогают дать комплексную оценку текущей стратегии регионального развития.

системой дотационного региона, давая ему

Библиографический список

1. Манушин Д.В. Мировая санкционная экономика, санкции, контрсанкции и новая мировая валюта // Russian Journal of Economics and Law. - 2022. - Т. 16, № 2. - С. 345-369.

2. Манушин Д.В. Современные концептуальные модели макроэкономического и экономического кризиса: системный, институциональный и управленческий подходы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2022. - Т. 18, № 10. - С. 18791904.

3. Симбирцева, А.А. Особые экономические зоны - локомотив развития бизнеса / А.А. Симбирцева // Languages in professional communication, 29 апреля 2021 года. -ООО «Издательский Дом «Ажур», 2021. - P. 661-666.

4. Селютина, Е.О. Роль свободных экономических зон и особых экономических зон в экономике Российской Федерации / Е.О. Селютина // Проблемы развития современного общества: сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции, курск, 24-25 января 2019 года / Юго-Западный государственный университет. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 265-268.

5. Сараев, Н.А. Понятие и виды особых экономических зон, свободных экономических зон и офшорных зон России / Н.А. Сараев, Е.С. Ивашина // Молодежный научный форум: Электронный сборник статей по материалам CXCII студенческой международной научно-практической конференции, Москва, 11 января 2023 года. Том 1 (192). - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Международный центр науки и образования», 2023. - С. 72-78.

THE IMPORTANCE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE REGIONAL

DEVELOPMENT STRATEGY

G.N. Kalaichev, Postgraduate Student Pyatigorsk State University (Russia, Pyatigorsk)

Abstract. This article discusses the possibilities of using special economic zones as a means of improving the overall economic condition of the region and a way to implement the national development strategy. The principles offormation, assessment and requirements for the use of special economic zones are considered using a practical example. The structure and diversity of assessing the effectiveness of special economic zones by their type, meeting public needs, as well as ensuring the fulfillment of the goals of the national development strategy are given.

Keywords: regional economy, special economic zones, development strategy, economic security, public goods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.