Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ЗНАЧИМОСТЬ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багапова Надежда Владимировна, Дельдекина Анна Александровна

В статье рассматривается явление «культурная идентичность». Особое внимание в статье уделено значимости когнитивного компонента при формировании культурной идентичности у младших школьников. Также рассматривается методика, направленная на выявление уровня знаниевого компонента, и ее результаты, которую диагностировали на младших школьниках, учениках 4 классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE COGNITIVE COMPONENT IN THE FORMATION OF CULTURAL IDENTITY IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article deals with the phenomenon of "cultural identity". Special attention is paid to the importance of the cognitive component in the formation of cultural identity in younger schoolchildren. The methodology aimed at identifying the level of the knowledge component and its results, which was diagnosed on 4th grade students, is also considered.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет говорить о социально-коммуникативном, рефлексивно-регулятивном, профессионально-деятельностном, мотивационно-ценностном и когнитивном компонентах психолого-педагогической компетентности современного преподавателя высшей школы.

Также можно выделить три основных критерия её сформированности: операционный, когнитивный, мотивационный.

Факторами, положительно влияющими на развитие психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы являются: его культурный уровень, опыт и практика, образование и профессиональные навыки, а также личностные качества.

Им противостоят: дефицит времени на формирование её компонентов; негативные проявления со стороны физического и психологического здоровья педагога; недостаточная мотивация к эффективной реализации различных форм профессиональной деятельности, либо её редукция со временем; недостаточная активность прочих субъектов образовательных отношений; отсутствие положительных примеров среди коллег; неадекватная самооценка.

В условиях становления вузовского педагога по ходу реализации им профессиональных обязанностей возможна лишь частичная редукция влияния отрицательных факторов и максимизация - положительных. В полной мере формирование психолого-педагогической компетентности современного преподавателя высшей школы является практически невозможными без грамотно организованной системы повышения его профессиональной квалификации.

Литература:

1. Дудаев, Г.С. Психолого-педагогические особенности формирования у будущих бакалавров государственного и муниципального управления культуры доверительного отношения к гражданам в процессе вузовского образования / Г.С. Дудаев // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 117-119

2. Ильина, Л.О. Развитие инклюзивной компетентности преподавателей высшей школы в условиях повышения квалификации / Л.О. Ильина // Гуманитарные науки. - 2020. - № 1. - С. 98-103

3. Красинская, Л.Ф. Психолого-педагогическая компетентность как условие профессиональной самореализации преподавателя технического вуза / Л.Ф. Красинская // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2009. - Т. 11. - № 4-5. - С. 1210-1217

4. Кузнецова, Н.В. Развитие критического мышления для обеспечения информационно-психологической безопасности студентов вуза / Н.В. Кузнецова, А.В, Луговская // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). -С. 22-25

5. Мельникова, Л.В. Особенности психолого-педагогической компетентности преподавателя в динамично развивающемся среднем профессиональном образовании / Л.В. Мельникова // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2020. - № 6. - С. 42-49

6. Правдюк, В.Н. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя как условие успешности реализации педагогического процесса в вузе / В.Н. Правдюк, О.А. Овсянникова // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 2(46). - С. 303-309

7. Психолого-педагогическая компетентность в структуре профессиональной компетентности преподавателей высшей медицинской школы / А.Б. Ходжаян, Н.В. Агранович, В.Я. Горбунков, М.И. Плугина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8-1. - С. 177-182

8. Руднева, Т.И. Инновационная направленность деятельности преподавателя вуза / Т.И. Руднева // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2020. - Т. 26. - № 2. - С. 107-111

9. Чугаева, К.М. Психолого-педагогические условия и факторы эффективного формирования информационно-коммуникативной адаптивности студентов в технологическом вузе / К.М. Чугаева // Мир науки, культуры, образования. -2022. - № 2(93). - С. 271-273

10. Шуванов, И.Б. Компетентностный подход к анализу деятельности педагога / И.Б. Шуванов, В.И. Шаповалов, В.П. Шуванова // Гуманизация образования. - 2019. - № 6. - С. 146-160

11. Castañeda, L. More than tools? Making sense of the ongoing digitizations of higher education / L. Castañeda, N. Selwyn // International Journal of Educational Technology in Higher Education. - 2018. - № 15 - Pp. 1-10

12. Koris, R. From real to virtual mobility: Erasmus students' transition to online learning amid the COVID-19 crisis / R. Koris, F.J. Mato-Díaz, N. Hernández-Nanclares // European Educational Research Journal. - 2021. - Vol. 20. - № 4. -Pp. 463-478

Педагогика

УДК 378.3

старший преподаватель Багапова Надежда Владимировна

Тюменский государственный университет (г. Тюмень); студент Дельдекина Анна Александровна

Тюменский государственный университет (г. Тюмень)

ЗНАЧИМОСТЬ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается явление «культурная идентичность». Особое внимание в статье уделено значимости когнитивного компонента при формировании культурной идентичности у младших школьников. Также рассматривается методика, направленная на выявление уровня знаниевого компонента, и ее результаты, которую диагностировали на младших школьниках, учениках 4 классов.

Ключевые слова: культурная идентичность, младшие школьники, когнитивный компонент.

Annotation. The article deals with the phenomenon of "cultural identity". Special attention is paid to the importance of the cognitive component in the formation of cultural identity in younger schoolchildren. The methodology aimed at identifying the level of the knowledge component and its results, which was diagnosed on 4th grade students, is also considered. Key words: cultural identity, primary school students, cognitive component.

Введение. В мире проживает множество разных народов, на территории России проживает более 190 разных народов, обладающих своими обычаями и традициями, вместе составляющими культурное наследие. Не каждый ребенок знает традиции и обычаи своего народа. Поэтому необходимо прививать ребенку любовь к культуре и формировать у него культурную идентичность. В Конвенции о правах ребенка указывается о необходимости формирования культурной идентичности: «образование ребенка должно быть направлено на: c) воспитание уважения к родителям ребенка, его

культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения» [1]. Именно поэтому возникает необходимость формирования культурной идентичности в младшем школьном возрасте.

Изложение основного материала статьи. Целью данной статьи является выявление значимости когнитивного компонента при формировании культурной идентичности в младшем школьном возрасте.

Прежде чем рассуждать о важности когнитивного компонента культурной идентичности, нужно выяснить значение понятия культурной идентичности.

«Культурная идентичность - это бессознательный процесс, достигая который можно самоотождествлять себя с культурными образцами того или иного общества». За основу взято понятие Тамары Георгиевны Грушевицкой [2] Юлиана Рот и Галина Коптельцева в книге «Межкультурная коммуникация: учебное пособие для студентов вузов» на основании компонентов Эриксона выделяют 2 компонента культурной идентичности [3].

компоненты культурной идентичности

/ \

когнитивный эмоциональный

(знание о родной {оценка принадлежности

культуре) к определенной культуре)

Рисунок 1. Компоненты культурной идентичности

В нашей статье мы будем рассматривать когнитивный компонент культурной идентичности. Под когнитивным компонентом подразумеваются знания и представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик (культурная ориентация, групповая концепция, культурная осведомленность, культурное самосознание).

«Когнитивный или знаниевый компонент характеризуя содержательное наполнение культурной идентичности, объединяет знания и представления об этнической принадлежности, о своей и чужих группах, самоназвание, а также культурные признаки, которые лежат в основе отождествления человека с культурой».

На базе школы №45 г. Тюмени и лицея №93 г. Тюмени нами была проведена викторина «Я живу в России», которая направлена на выявление уровня когнитивного компонента культурной идентичности. Ее суть состоит в том, чтобы ответить на вопросы, которые ориентированы на знание обучающихся о культуре России. Учащиеся проходили эту методику дома в качестве домашнего задания на игровом сайте LeamingApps, затем результаты отправлялись учителям и передавались нам на обработку. Учащимся был дан тест с 10 вопросами, на которые они должны были ответить правильно. Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл.

Используя данную викторину, мы определили уровень знаний российской культуры у классов, обучающихся по разным образовательным программам, таким как «Школа России» и «Перспектива». Ниже приведены результаты проведения викторины.

Таблица 1

Результаты диагностики когнитивного компонента культурной идентичности 4 «Ж» класса

1=1 4л ннзкнй-

2л 7л ¿ш&зшш'3'

зл бл средний"

4л 8л высокий^

5л 4л низкий-

6л 6л средний^

7л 4л низкий-

8л 7л

9л 5 л с]эеднийр

юл 6л средний^

ил 8л высокий^

12л 5л сдедшп^

13л 7л

14л зл низкий-

15л 4л низкнй-

16л 2л низкнй-

17л бл с]редннйр

18л 8л высокий^

19л бл

20л бл средний-

21л 4л низкий-

22л 5л сдещинр

23 л 5л средшш-

24л бл средний—

25 л 4л низкий-

Таблица 2

Результаты диагностики когнитивного компонента культурной идентичности 4 «Б» класса

Б&гаа утшшь"

1л 7л ср<'дннн^

2л 5л

Зл 2л нижний

4л 4л ннзеннл

5л Зл ннзеннл

6л Зл

7л 4л ннзеннл

8л 2л нижний

9л 4л ннзенйл

Юл Зл ннзеннл

1ю Зл ннзеннл

12л 6л

13л 2л ннзеннл

14л 6л

15л 5л

16л 2л ннзеннл

17л 6л

№ 5л Оэеднннр

19л 1л ннзеннл

20л 2л НШЙШг

21л 5л

22л 5л

23 л Зл ннзеннл

24л 2л ннзеннл

25л 6л ЕЕШЙЙ2

26л 5л Средний^

27л 6л

28л Зл ннзеннл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29л Зл ннзеннл

30л 6л

По результатам методики «Я живу в России», как показано на рисунке 2, мы можем наблюдать, что у наибольшего количества учащихся в 4 «Ж» классе преобладает «средний» уровень когнитивного компонента культурной идентичности, что может означать недостаточный уровень знаний о культуре и традициях народов России. У 4 «Б» класса преобладает «низкий» уровень знаний. Это означает, что учащиеся не проявляют интерес культуре и традициях народов России. Количество учащихся с «высоким» уровнем знаний культуры и традиций России мало. Значит, что большинству либо не хватает знаний, либо не интересно изучать особенности культуры.

Рисунок 2. Уровень знаний особенностей культуры России по классам (по викторине «Я живу В России»

Дельдекиной и Филимоновой)

п=55, 4 «Ж»=25 чел., 4 «Б»=30 чел., май 2022

Для оценки достоверности сдвигов снова воспользуемся ^критерием Манна-Уитни. Гипотезы.

Н0: статистически значимые различия уровня знаний особенностей культуры России у 4 «Ж» и 4 «Б» классов незначительные или отсутствуют.

Н1: статистически значимые различия уровня знаний особенностей культуры России у 4 «Ж» и 4 «Б» классов существенны.

Определим 11эмп по формуле:

2 ,(1) где п1 - количество испытуемых в выборке 1; п2 - количество испытуемых в выборке 2; Тх - большая из двух ранговых сумм;

пх - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов. При подсчете получаем результат: иЭмп = 202. Находим критическое значение для соответствующих п.

Таблица 3

Критические значения

икр

р<0.01 р<0.05

236 277

В нашем случае на уровне значимости р=0,05 Шпм < икр. Гипотеза Н0 отвергается в пользу гипотезы Н1: статистически значимые различия уровня знаний особенностей культуры России у 4 «Ж» и 4 «Б» классов существенны. Также полученное эмпирическое значение Шмп(202) находится в зоне значимости как обозначено на рисунке 6, поэтому принимается Н1 гипотеза о существенном различии знаний особенностей культуры России у двух классов.

236 277

Рисунок 3. Ось значимости эмпирического значения

Выводы. Итак, мы можем сделать вывод по когнитивному компоненту культурной идентичности. По результатам диагностики мы видим, что в основном преобладает «средний» и «низкий» уровень. Это характеризуется тем, что возраст младших школьников находится между двумя этапами: начальным этапом, для которого характерно нечеткое понимание детьми общности людей своего этноса, а также безосновательным выбором своей национальности и низкими знаниями культуры и обычаев своего этноса и вторым этапом когда дети проявляют интерес к культуре своего народа и других национальностей.

Корреляции

Пол Класс Эмоциональ ный Когнетивный Культурная_ идентичность

Пол Корреляция Пирсона 1 ,247 -,107 -,002 ,200

Знч.(2-сторон) ,069 ,435 ,989 ,143

N 55 55 55 55 55

Класс Корреляция Пирсона ,247 1 -,045 ,419" ,195

Знч.(2-сторон) ,069 ,744 ,001 ,153

N 55 55 55 55 55

Эмоциональный Корреляция Пирсона -,107 -,045 1 -,037 ,082

Знч.(2-сторон) ,435 ,744 ,736 ,552

N 55 55 55 55 55

Когнетивный Корреляция Пирсона -,002 ,419"" -,037 1 ,299"

Знч.(2-сторон) ,989 ,001 ,736 ,026

N 55 55 55 55 55

Кул ьг/р н а я_иде нтич н о ст Корреляция Пирсона ,200 ,195 ,082 ,299" 1

Знч.(2-сторон) ,143 ,153 ,552 ,026

N 55 55 55 55 55

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.). * Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

Рисунок 4. Коэффициент ранговой корреляции показателей культурной идентичности

На корреляционной матрице мы может наблюдать, что когнитивный компонент соотносится с классом. Это дает нам понять, что у учеников УМК «Школа России» этот компонент больше развит из-за присутствия тем связанных с изучением культуры и традиций своего и других народов.

Проанализировав все результаты, мы пришли к выводу, что дети считают важным знать традиции, но не знают. Следовательно, когнитивный компонент является фундаментом для эмоционального и деятельностного компонента. Культурная идентичность является неотъемлемой частью формирования целостной идентичности личности, так как очень важно знать и понимать мир вокруг себя. Именно поэтому важно формировать сначала когнитивный компонент культурной идентичности.

Литература:

1. Конвенция ООН о правах ребенка [Текст]. - Кнорус, 1989. - 10 с.

2. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. ПопковД.П. Садохин. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

3. Рот, Ю. Межкультурная коммуникация. Учебно-методическое пособие / Ю. Рот, Г.К. Коптельцева. - М., 2006.

Педагогика

УДК 372.882

доктор филологических наук, доцент Бекасова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛЕТОПИСИ В ШКОЛЕ

Аннотация. В современном образовательном пространстве особенно актуальным становится обращение к произведениям, заключающим многовековые мировоззренческие основы и социальный опыт, что в полной мере отражают древнерусские памятники письменности. Однако среди них по силе воздействия на становление русской государственности и развитие просвещения особое место занимает «Повесть временных лет», которая с начала XII в. сопровождает развитие общества и книжности. Разнообразие содержания, культурно-исторический потенциал и эстетические достоинства по-прежнему дают основание рассматривать «Повесть» как актуальный образовательный и воспитательный ресурс, при этом её тексты можно использовать в качестве сквозного «мотива» дисциплин гуманитарного блока. В связи с этим необходимо организовать работу с памятником письменности, которая определит не только отбор значимых текстов, но и обучение их чтению и пониманию, в том числе через филологический анализ, что позволит в полной мере формировать духовный мир подрастающего поколения в приобщении к выработанным человечеством ценностям.

Ключевые слова: «Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись, летописец Нестор, образовательные и воспитательные ресурсы, текст памятников письменности, чтение, филологический анализ.

Annotation. In the modern educational space, an appeal to works concluding centuries-old worldview foundations and social experience becomes especially relevant, which fully reflects the ancient Russian monuments of writing. However, among them, in terms of the power of influence on the formation of Russian statehood and the development of education, a special place is occupied by the "Tale of Bygone Years," which since the beginning of the XII century. accompanies the development of society and bookishness. The variety of content, cultural and historical potential and aesthetic advantages still give reason to consider The Tale as an actual educational and educational resource, while its texts can be used as a cross-cutting "motive" of the disciplines of the humanitarian block. In this regard, it is necessary to organize work with a monument of writing, which will determine not only the selection of significant texts, but training in reading and understanding them, including through philological analysis, which will fully form the spiritual world of the younger generation in joining the values developed by humanity.

Key words: "Tale of bygone years," Lavrentiev chronicle, chronicler Nestor, educational and educational resources, text of monuments of writing, reading, philological analysis.

Введение. Древнерусская литература не только привлекает внимание исследователей с начала осознания её как особого филологического феномена, но и продолжает осмысливаться как значимое на протяжении многих веков средство образования и воспитания. В первую очередь именно просвещенческий и нравственно-патриотический потенциал текстов древнерусской письменности стал востребован в новой образовательной системе. Труды Ф.И. Буслаева, Н.С. Тихонравова, А.Н. Веселовского, А.А. Шахматова расширяли филологическое пространство древнерусских текстов, чтобы в работах А.С. Орлова, Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, Я.С. Лурье, А.М. Панченко, В.В. Виноградова, В.В. Колесова и др. были в полной мере освещены содержательные, эстетические и языковые особенности семисотлетнего развития книжности, направляющей и определяющей достоинство русской классической литературы. Каждый, кто в той или иной степени прикасался к изучению русской литературы Средневековья, определял историко-культурные идеи, связи языка и содержания и то «приобретение мысли» (Ф.И. Буслаев), без которого невозможно понять современность. Так складывались традиции подхода к изучению древнерусского наследия как к «истории накопления ценностей, остающихся живыми и действенными элементами культуры в последующем развитии» [11, С. 5]. Однако на этом фоне изучение древнерусской литературы как в школе, так и вузе всё далее отодвигалось в сторону потери «у подрастающего поколения надежных скреп», «высоких этических норм и эстетического вкуса, позволяющих отличать высокие образцы духовности от низкого уровня "бульварной литературы"» [8, С. 135-136]. Великая древнерусская идея о пользе поучения книжного как источника мудрости оказалась подорванной, что в совокупности с действием геополитических, экономических и социальных факторов способствовало формированию «читающей личности общества потребления ... с сознанием направленной не вглубь себя, а во вне себя» [19, С. 34]. Негативные последствиях такой ситуации весьма показательны в настоящий момент и требуют, как призывает В.А. Ремизов, восстановления «особой миссии книги в формировании ориентиров личности, а шире -объединении нации вокруг духовных идеалов» [19, С. 34]. В связи с этим целью данной статьи является определение возможностей и основных направлений изучения «Повести временных лет» в школе и в вузе при подготовке учителя русского языка и литературы.

Изложение основного материала статьи. Русская государственность и духовность начинает свой отчёт с летописного свода, доведённого до летописной статьи 1113 г. одним из наиболее просвещённых людей средневековья - монахом Киево-Печерского монастыря летописцем Нестором, который свёл воедино имеющиеся в распоряжении древнерусских книжников сведения от сотворения мира, начала славянской и древнерусской цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.