Научная статья на тему '"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ": ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛЕТОПИСИ В ШКОЛЕ'

"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ": ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛЕТОПИСИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» / ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ / ЛЕТОПИСЕЦ НЕСТОР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ТЕКСТ ПАМЯТНИКОВ ПИСЬМЕННОСТИ / ЧТЕНИЕ / ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бекасова Елена Николаевна

В современном образовательном пространстве особенно актуальным становится обращение к произведениям, заключающим многовековые мировоззренческие основы и социальный опыт, что в полной мере отражают древнерусские памятники письменности. Однако среди них по силе воздействия на становление русской государственности и развитие просвещения особое место занимает «Повесть временных лет», которая с начала XII в. сопровождает развитие общества и книжности. Разнообразие содержания, культурно-исторический потенциал и эстетические достоинства по-прежнему дают основание рассматривать «Повесть» как актуальный образовательный и воспитательный ресурс, при этом её тексты можно использовать в качестве сквозного «мотива» дисциплин гуманитарного блока. В связи с этим необходимо организовать работу с памятником письменности, которая определит не только отбор значимых текстов, но и обучение их чтению и пониманию, в том числе через филологический анализ, что позволит в полной мере формировать духовный мир подрастающего поколения в приобщении к выработанным человечеством ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE TALE OF BYGONE YEARS": EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE OLD RUSSIAN CHRONICLE AT SCHOOL

In the modern educational space, an appeal to works concluding centuries-old worldview foundations and social experience becomes especially relevant, which fully reflects the ancient Russian monuments of writing. However, among them, in terms of the power of influence on the formation of Russian statehood and the development of education, a special place is occupied by the "Tale of Bygone Years," which since the beginning of the XII century. accompanies the development of society and bookishness. The variety of content, cultural and historical potential and aesthetic advantages still give reason to consider The Tale as an actual educational and educational resource, while its texts can be used as a cross-cutting "motive" of the disciplines of the humanitarian block. In this regard, it is necessary to organize work with a monument of writing, which will determine not only the selection of significant texts, but training in reading and understanding them, including through philological analysis, which will fully form the spiritual world of the younger generation in joining the values developed by humanity.

Текст научной работы на тему «"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ": ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛЕТОПИСИ В ШКОЛЕ»

На корреляционной матрице мы может наблюдать, что когнитивный компонент соотносится с классом. Это дает нам понять, что у учеников УМК «Школа России» этот компонент больше развит из-за присутствия тем связанных с изучением культуры и традиций своего и других народов.

Проанализировав все результаты, мы пришли к выводу, что дети считают важным знать традиции, но не знают. Следовательно, когнитивный компонент является фундаментом для эмоционального и деятельностного компонента. Культурная идентичность является неотъемлемой частью формирования целостной идентичности личности, так как очень важно знать и понимать мир вокруг себя. Именно поэтому важно формировать сначала когнитивный компонент культурной идентичности.

Литература:

1. Конвенция ООН о правах ребенка [Текст]. - Кнорус, 1989. - 10 с.

2. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. ПопковД.П. Садохин. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

3. Рот, Ю. Межкультурная коммуникация. Учебно-методическое пособие / Ю. Рот, Г.К. Коптельцева. - М., 2006.

Педагогика

УДК 372.882

доктор филологических наук, доцент Бекасова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛЕТОПИСИ В ШКОЛЕ

Аннотация. В современном образовательном пространстве особенно актуальным становится обращение к произведениям, заключающим многовековые мировоззренческие основы и социальный опыт, что в полной мере отражают древнерусские памятники письменности. Однако среди них по силе воздействия на становление русской государственности и развитие просвещения особое место занимает «Повесть временных лет», которая с начала XII в. сопровождает развитие общества и книжности. Разнообразие содержания, культурно-исторический потенциал и эстетические достоинства по-прежнему дают основание рассматривать «Повесть» как актуальный образовательный и воспитательный ресурс, при этом её тексты можно использовать в качестве сквозного «мотива» дисциплин гуманитарного блока. В связи с этим необходимо организовать работу с памятником письменности, которая определит не только отбор значимых текстов, но и обучение их чтению и пониманию, в том числе через филологический анализ, что позволит в полной мере формировать духовный мир подрастающего поколения в приобщении к выработанным человечеством ценностям.

Ключевые слова: «Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись, летописец Нестор, образовательные и воспитательные ресурсы, текст памятников письменности, чтение, филологический анализ.

Annotation. In the modern educational space, an appeal to works concluding centuries-old worldview foundations and social experience becomes especially relevant, which fully reflects the ancient Russian monuments of writing. However, among them, in terms of the power of influence on the formation of Russian statehood and the development of education, a special place is occupied by the "Tale of Bygone Years," which since the beginning of the XII century. accompanies the development of society and bookishness. The variety of content, cultural and historical potential and aesthetic advantages still give reason to consider The Tale as an actual educational and educational resource, while its texts can be used as a cross-cutting "motive" of the disciplines of the humanitarian block. In this regard, it is necessary to organize work with a monument of writing, which will determine not only the selection of significant texts, but training in reading and understanding them, including through philological analysis, which will fully form the spiritual world of the younger generation in joining the values developed by humanity.

Key words: "Tale of bygone years," Lavrentiev chronicle, chronicler Nestor, educational and educational resources, text of monuments of writing, reading, philological analysis.

Введение. Древнерусская литература не только привлекает внимание исследователей с начала осознания её как особого филологического феномена, но и продолжает осмысливаться как значимое на протяжении многих веков средство образования и воспитания. В первую очередь именно просвещенческий и нравственно-патриотический потенциал текстов древнерусской письменности стал востребован в новой образовательной системе. Труды Ф.И. Буслаева, Н.С. Тихонравова, А.Н. Веселовского, А.А. Шахматова расширяли филологическое пространство древнерусских текстов, чтобы в работах А.С. Орлова, Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, Я.С. Лурье, А.М. Панченко, В.В. Виноградова, В.В. Колесова и др. были в полной мере освещены содержательные, эстетические и языковые особенности семисотлетнего развития книжности, направляющей и определяющей достоинство русской классической литературы. Каждый, кто в той или иной степени прикасался к изучению русской литературы Средневековья, определял историко-культурные идеи, связи языка и содержания и то «приобретение мысли» (Ф.И. Буслаев), без которого невозможно понять современность. Так складывались традиции подхода к изучению древнерусского наследия как к «истории накопления ценностей, остающихся живыми и действенными элементами культуры в последующем развитии» [11, С. 5]. Однако на этом фоне изучение древнерусской литературы как в школе, так и вузе всё далее отодвигалось в сторону потери «у подрастающего поколения надежных скреп», «высоких этических норм и эстетического вкуса, позволяющих отличать высокие образцы духовности от низкого уровня "бульварной литературы"» [8, С. 135-136]. Великая древнерусская идея о пользе поучения книжного как источника мудрости оказалась подорванной, что в совокупности с действием геополитических, экономических и социальных факторов способствовало формированию «читающей личности общества потребления ... с сознанием направленной не вглубь себя, а во вне себя» [19, С. 34]. Негативные последствиях такой ситуации весьма показательны в настоящий момент и требуют, как призывает В.А. Ремизов, восстановления «особой миссии книги в формировании ориентиров личности, а шире -объединении нации вокруг духовных идеалов» [19, С. 34]. В связи с этим целью данной статьи является определение возможностей и основных направлений изучения «Повести временных лет» в школе и в вузе при подготовке учителя русского языка и литературы.

Изложение основного материала статьи. Русская государственность и духовность начинает свой отчёт с летописного свода, доведённого до летописной статьи 1113 г. одним из наиболее просвещённых людей средневековья - монахом Киево-Печерского монастыря летописцем Нестором, который свёл воедино имеющиеся в распоряжении древнерусских книжников сведения от сотворения мира, начала славянской и древнерусской цивилизации.

Безусловная значимость памятника для науки и общества обусловливает необходимость его изучения в образовательных учреждениях [7, С. 3]. По справедливому утверждению Д.С. Лихачёва, «"Повесть временных лет" не только повествует о русской истории, но сама является одним из существеннейших проявлений русской жизни, русской истории, русской культуры той поры» [15, С. 358], на которую ориентировались многие поколения. Вследствие этого «Повесть временных лет» имеет значительный образовательный и воспитательный потенциал при изучении его в школе как «величайшего произведения русской исторической мысли XII в. и русской литературы одновременно» [15, С. 352].

«Повесть временных слов» особо выделяется огромным, по меркам Средневековья, объёмом, пронизанностью текста достижениями греко-славянского культурного мира, высокими художественными достоинствами, включением всех существующих на тот момент жанров древнерусской литературы, что обусловливает его востребованность в начальной школе, на уроках литературы, истории и русского языка [1; 6; 9; 13; 20].

Авторитет «Повести временных лет» был настолько высоким, что она становится непременным началом создания других летописей и не только сопровождает общественную, политическую и культурную жизнь вплоть до эпохи Петра I, но и становится образцом для создания летописаний нового времени как особого литературного жанра и «Истории государства Российского» - великого труда «первого нашего историка и последнего летописца» Н.М. Карамзина [17, С. 191]. Сам образ составителя «Повести временных лет» стал символом неутомимых и бессмертных трудов человека, весьма просвещённого и глубоко нравственного, почитаемого как святого многие века за своё книжное подвижничество. При этом именно Нестор в полной мере оценил своё создание в знаменитом панегирике под 1037 г.: «велика бо бываеть полза от ученья книжного ... Се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходища мудрости; книгамъ бо есть неисщетная глубина» [15, С. 66]. Именно от него идёт традиция почитания книжного как источника духовно-нравственных ценностей и продолжения кирилло-мефодиевских традиций.

От Нестора черпает русское летописание высокое призвание исполнения главного своего долга - передавать потомкам «правдивые сказанья»: «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают, За их труды, за славу, за добро - А за грехи, за тёмные деянья Спасителя смиренно умоляют» [18, С. 431]. Особое отношение к прошлому как необходимому воплощению настоящего и продвижению будущего - явление изначально древнерусское, в полной мере выразившееся в летописании, воплощалось особым типом средневекового книжника. Так складывался незабываемый образ Летописца, который был выведен в «величавой духовной красоте» А.С. Пушкиным и оценён Ф.М. Достоевским как одно из ярчайших проявлений творчества великого Поэта. Такое явление требует особого внимание при изучении русской литературы, так как А.С. Пушкин, внимательно изучавший летописные своды, смог передать нам не только мировоззрение древнерусского книжника, который свой «труд усердный, безымянный» считает исполненьем «долга», но и основополагающие основы и традиции усердного и безымянного, а - главное - правдивого труда. Такие размышления над «правдивыми сказаниями» приводят А.С. Пушкина к объективным оценкам своего времени, которые становятся всё более актуальными в будущем, особенно в наше время, и определению симптомов разрушения общества -- «невежественное презрение ко всему прошедшему, слабоумное изумление перед своим веком, слепое пристрастие к новизне, частые поверхностные сведения, наобум приноровленные ко всему» [17, С. 327].

«Повесть временных лет» даёт возможность свести к минимуму культурно-нравственные потери, а также психологические проблемы личности, поскольку является уникальным источником интереса для историков, литературоведов, лингвистов как начала русской истории, литературы и языка, что порождает многочисленные, нередко диаметрально-противоположные точки зрения, постоянные научные и околонаучные дискуссии. «Повесть», безусловно, является важнейшим центром притяжения для всех тех, кому небезразлично его отечество, философское осмысление жизни и себя в окружающем мире.

Однако в особенностях представления практических всех сторон древнерусской жизни в преломлении различных средневековых жанров кроется сложность изучения «Повести временных лет» в школе, что усугубляется общей спецификой изучения древнерусской литературы, обусловливаемой, как справедливо отмечает А. П. Дудко, «отсутствием интереса к событиям далекого прошлого, сложностью языка произведений, непривычной для современного школьника поэтикой» [6, С. 22]. Но в этом также заключается значительные преимущества «Повести» перед другими древнерусскими памятниками, так как изучение выдающейся летописи даёт возможность «осуществления межпредметных связей: предлагаемые вопросы и задания объединяют литературное чтение, фольклор и историю, кроме того, можно привлекать произведения из литературы нового времени» [14, С. 125]. В этом плане достаточно привести ряд востребованных в школе произведений - о начале славянской письменности; легенды о мести Ольги, о Вещем Олеге, Белгородском киселе, Никите Кожемяке, о Крещении Руси; Повесть о походе князя Игоря; сведения о русских князьях и становлении русской государственности и др.

Считаем необходимым подчеркнуть, что если на уроках истории «Повесть временных лет» привлекается как необходимый и нередко единственный источник, «потому что что все главные вопросы о сути древнейших периодов русской истории, да и более поздних, вплоть до XVII в., вращаются вокруг оценки известий летописей» [5, С. 3], то на уроках литературы летопись должна быть представлена именно как литературный памятник в большинстве своих составляющих, что соответственно требует знакомства прежде всего с древнерусским текстом с использованием возможностей перевода и ни в коем случае не должно заменяться широко практикуемыми в настоящее время пересказами, нередко с искажением исторического фона и потерей древнерусского семантического синкретизма, своеобразно преломляющегося в современном русском языке.

В настоящее время имеются широкие возможности организации чтения древнейшей летописи. Рекомендуем воспользоваться изданиями «Повести временных лет», которые соответствуют всем правилам научной публикации древнерусских памятников, сопровождаются качественными переводами и соответствующими комментариями, позволяющими адекватно воспринимать средневековые тексты [15; 16]. Особо следует отметить электронное представление рукописного памятника, которое «открывает доступ читателей к уникальной рукописной книге - памятнику письменности, входящему в золотой фонд культурно-исторического наследия России» [12].

В связи с этим необходимо напомнить о некоторых наиболее значимых особенностях чтения древнерусского текста, что связанно прежде всего с особенностями фонетической системы русского языка начала XII в., когда Нестор закончил свой труд (статья 1113 г.) и были сделаны 2 редакции памятника - 1116 и 1118 гг. Правильное чтение должно практически соответствовать написанию, что в определённой степени может представить не только звучание, но и некую поэтику древнерусского текста с его особой ритмикой и выразительностью.

Считаем нужным отметить, что достаточно узкий круг предлагаемых на уроках литературы произведений «Повести временных лет», в том числе в «содержащих позитивный опыт включения древнерусской литературы в школьный курс» [6, С. 35], например, в программах и учебниках, подготовленных коллективом авторов под руководством В.Я. Коровиной, в определённой степени может быть расширен за счёт использования ряда фрагментов в качестве иллюстративного материала на уроках истории, при изучении литературы нового времени с использованием лексико-семантического сопровождения;

для исторического комментария ряда асистемных явлений современного русского языка как следствия его развития; во внеурочной деятельности - в организации просвещенческих мероприятий, посвящённых Дню славянской письменности и культуры, значению книг и чтения для развития человечества [3]; в проведении олимпиад по русскому языку разного уровня [2; 10]. В связи с этим надо подчеркнуть высокий образовательный и воспитательный потенциал данных текстов, отмеченный ещё Ф.И. Буслаевым: «древние памятники дадут истории литературы направление филологическое. Критическая оценка писателей должна развивать в учениках не одно чувство эстетическое, но и нравственное, а наша старина предлагает для того бесценные памятники» [4, С. 129].

Наличие переводов и комментариев в указанных изданиях и воспроизведение рукописи 1377 г. позволяет организовать качественный филологический анализ текстов «Повести временных лет», с сформулированных Ф.И. Буслаевым и Л.В. Щербой педагогических позиций, чтобы учащихся через умения «читать, понимать и ценить» текст «приучать к разысканию тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов русского языка» [21, С. 26-27], а через «филологизацию» преподавания формировать духовный мир в приобщении к выработанными человечеством ценностям.

Богатство и разнообразие развития читательских возможностей можно продемонстрировать на материале одного из самых показательных в судьбе русского государства текста - погодной статьи лета 6476, где осуждаются подвиги великого воина-«пардуса» Святослава, стремившегося к покорению других народов, из-за чего не смог вовремя защитить свой народ, свою мать и своих детей.

Самое начало статьи свидетельствует и об особой филологической «заострённости» летописного текста, поскольку мы сталкиваемся с названием городов, которые в соответствующих частях «Повести временных лет» представлены в своеобразных топонимических легендах о Кие и Киеве; об отобравшем славу у печенежского богатыря Кожемяке и Переяславле. Дальнейшее изложение будет напоминать события осады Белгорода (6505 г.) (ср.: «изънемогаху людье гладом и водою» - «Бп бо голодъ великъ вь градп»), когда оставленное без княжеской дружины мирное население также могло надеяться только на смекалку в защите своей земли, которая осмысляется как кормилица и, благодаря мудрости старца, становится реальностью для печенегов - «Импемь бо кормьлю от земля» [15, С. 78].

К сожалению, в курсе литературы внимание в статье летописи 6476 г. акцентируется на подвиге юноши-киевлянина, который благодаря знанию языка печенегов сумел пройти через стан печенегов и предупредить воеводу Претича о необходимости создания видимости прихода князя в Киев, тогда как для летописца важным является не столько подвиги защитников русской земли, примеры которых многочисленны на страницах летописей, сколько важнейший посыл летописи: «"Ты, княже, чюжей земли ищешь и блюдешь, а своея ся лишивъ: малп бо нас не възяша печенпзи, и матерь твою с и дптий твоихъ... Аще ти не жаль отьчины своея, и матерь, стары суща, и дпти своих? " То слышавъ, Святославъ вборзп въспдъ на кони съ дружиною своею и приде къ Киеву, и цплова матерь свою и дпти своя, съжалиси о бывшем от печенпгъ» [15, С. 50]. Суть летописной статьи о необходимости блюсти и оборонять свою землю, а не искать славы в завоевывании чужих земель. Этот мотив прозвучит в летописной статье о походе Игоря в 1185 г. и с особой силой - в Слове о полку Игореве.

Надо отметить, что переводные строки [16] позволяют выделить «слабые» в лексическом плане места, которые дают возможность организовать продуктивную работу над углублением семантического пространства слова и расширением лексического запаса школьников. В частности, в важной для осмысления деятельности русского князя и устроения русского государства концовке летописной статьи встречаются слова, так или иначе представленные и в современном языке -совпадающие по значению, имеющие оттенки значения (нередко устаревшие) или сохраняющиеся в однокоренных образованиях, например: вборзп, наречие от прилагательного борзый - стремительный, быстрый (ср.: борзая - вид охотничьей собаки, обладающей высокой скоростью бега); блюдешь - блюсти (оберегать, хранить, беречь, заботиться, сохранять в целости, ср.: (устар.) блюститель порядка / закона); оборониши - защитишь (ср.: оборона, обороняться); съжалиси о бывшем от печенпгъ - сожалел (жалость, жалоба, сжалиться), то есть испытывать не только жалость, но сожаление по поводу выпавших от печенегов испытаний), воя - воины (воюющие, война, воинственный) и пр.

Выводы. Таким образом, «Повесть временных лет», являясь оригинальным древнерусским памятником, благодаря которому активно формировалась и утверждалась русская ментальность вплоть до XVIII в., предоставляет потенциальные возможности использования текстов разнообразного историко-культурного, идеологического и филологического содержания для воспитания и духовного развития личности школьника. Чтение и историко-филологический анализ текста «величайшего произведения русской исторической мысли XII в. и русской литературы одновременно» [15, С. 352] позволяет соединить диффренцированные и расчленённые по различным школьным предметам сведения в единый гуманитарный блок, формирующий целостное мировоззрение ученика, вырабатывающий филологические знания, расширяющий лингвистическое чутье и определяющий духовные ценности, выработанные человечеством в его цивилизационном поступлении.

Литература:

1. Аничкина, Н.В. Изучение древнерусской литературы в школе как одно из условий воспитания читателя / Н.В. Аничкина // Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 нояб. 2019 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.]. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. -С. 187-190

2. Бекасова, Е.Н. О работе с древнерусскими текстами в рамках олимпиадных заданий по русскому языку / Е.Н. Бекасова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №5 (90). - С. 65-65

3. Бекасова, Е.Н. Традиции «почитания книжного» как ценностный ориентир современного филологического образования / Е.Н. Бекасова // Известия Южного Федерального университета. Филологические науки. - 2020. - Т. 24. - № 3. - С. 185-196. - DOI 10.18522/1995-0640-2020-3-185-196

4. Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 1992. - 511 с.

5. Вовина-Лебедева, В.Г. Угасший мир древнерусских летописей: взгляд сегодня / В.Г. Вовина-Лебедева // Российская история. - 2019. -№ 4. - С. 3-27

6. Дудко, А.П. Изучение литературы Древней Руси в школе / А.П. Дудко // Образование и культурное пространство. -2021. - № 1. - С. 22-37

7. Ерофеева, И.В. Место «Повести временных лет» в системе гуманитарного образования / И.В. Ерофеева // Вестник Татар. гос. гуманит.-пед. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 222-226

8. Закирова, Н.Н. Воспитательный потенциал древнерусской литературы: из опыта школьной системы уроков в условиях внедрения ФГОС 2-го поколения / Н.Н. Закирова, О.В. Пыхтеева // Литература Древней Руси и Нового времени: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции «Древнерусская литература и литература Нового времени» / сост. Н.В. Трофимова [Электронное издание]. - Москва: МИГУ, 2017. - С. 133-138

9. Колпачева, О.Ю. Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания / О.Ю. Колпачева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 20-23

10. Корнеева, Т.А. Развивающие олимпиады по истории русского языка и книгопечатания / Т.А. Корнеева // Филология и культура. - 2018. - №2(52). - С. 218-222

11. Лихачев, Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков / Д.С. Лихачев. - СПб., «Наука», 1998. - 208 с.

12. Лаврентьевская летопись. Электронное представление памятника // К 1150-летию Российской государственности // URL: https://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/index.php

13. Маликова, Н.Н. Образы древнерусской литературы как социокультурный феномен / Н.Н. Маликова // Вестник МГУКИ. - 2016. - №5 (73), сентябрь - октябрь. - С. 103-109

14. Милевская, Н.И. Героические образы древнерусской литературы (на уроках литературного чтения в начальной школе) / Н.И. Милевская // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2011. - №10 (112). - С. 124-127

15. Повесть временных лет / [Рос. акад. наук]; Подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д.С. Лихачева; под ред. В.И. Адриановой-Перетц; [Доп. М.Б. Свердлова]. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Наука, 1996. - 667 [1] с. (Литературные памятники).

16. Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. - СПб.: Наука, 1997. - Т. 1: XI-XII века. - 543 с. // Электронные публикации Института русской литературы (ИРЛИ) РАН // URL:http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4869 (дата обращения: 12.02.23).

17. Пушкин, А.С. Собрание сочинений в пяти томах / А.С. Пушкин. - Т. V. - Санкт-Петербург: Библиополис, 1994. - 708 с.

18. Пушкин, А.С. Собрание сочинений в пяти томах. Поэмы. Сказки. Драматические произведения / А.С. Пушкин. -Т. II. - Санкт-Петербург: Библиополис, 1993. - 624 с.

19. Ремизов, В.А. Книга и чтение в культурно-личностном поле анализа / В.А. Ремизов // Вестник МГУКИ. - 2015. -№ 3 (65) май-июнь. - С. 33-37

20. Филипповский, Г.Ю. Работа с текстом «Повести временных лет» / Г.Ю. Филипповский // Ярославский педагогический вестник. - 1999. - №1 (19). - С. 207-213

21. Щерба, Л.В. Опыты лингвистического токования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина / Л.В. Щерба // Архив петербургской русистики. - URL: https://www.ruthenia.ru/apr/textes/sherba/sherba2.htm

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Бжиская Юлия Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель Резникова Елена Вадимовна

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ CAVID-19

Аннотация. Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на образование. Авторы статьи изучили влияние пандемии на образовательный процесс стран по всему миру. Подчеркивается, что использование системы дистанционного обучения на разных платформах для проведения онлайн занятий стало основной формой обучения. Были рассмотрены изменения для абитуриентов высших учебных заведений 2021-2022 гг. на примере университетов США. Создали онлайн сообщество студентов, преподавателей, что способствовало повышению качества образования и снижению стресса, возникающего от социальной изоляции. Авторы проанализировали положительные и отрицательные последствия пандемии. Вынужденное пребывание дома из-за пандемии коронавируса стало большим стрессом и для школьников. Авторы статьи привели мнение педагогов о том, что 2020-2021 годы запомнятся обучающимся как годы онлайн-бесед, онлайн-встреч, онлайн-мероприятий. Однако стоит учитывать, что необходимо учитывать и последствия перенесенного заболевания для дальнейшего обучения как в школах, так и вузах.

Ключевые слова: пандемия, образовательный процесс, дистанционная форма обучения, студенты, школьники, изоляция, стресс.

Annotation. Pandemic COVID 19 made a great influence on the educational process. The authors of the articles analyzed this process. The authors underline that e-learning on different platforms became the only form of education. Different changes for enters to the universities were considered too. To improve the quality of education and liquidation the stress of isolation was to organize the society of teachers, tutors, psychologists. The authors have analyzed advantages and disadvantages of pandemic for educational process. Such isolation became a great stress for pupils too. Teachers and tutors underline, that the years of pandemic will be in children's memory as the years of online-meetings, online-discussions, online-parties. We must pay attention to the consequences of pandemic in educational process at schools and universities.

Key words: pandemic, educational process, e-learning, students, pupils, isolation, stress.

Введение. Система образования во всем мире в настоящее время принимают беспрецедентные меры по выполнению образовательных услуг в организациях высшего и среднего профессионального образования в условиях продолжающейся борьбы с пандемией коронавируса (COVID-19). Возникший кризис, вызванный эпидемией коронавирусной инфекции, затронул все секторы жизнеобеспечения: промышленности, экономики, обслуживания, образования, и способствовал развитию новых форм и технологий выполнения работы. При этом получил новый виток развития удаленный доступ и занятость населения в домашних условиях. Внешняя среда претерпела на данном этапе борьбы с короновирусной инфекцией серьезные изменения, которые оказали серьезное трансформирующее воздействие на всю сферу оказания услуг, в частности на образовательные услуги. Образовательная система одна из первых столкнулась с глобальными переменами и необходимостью развития удаленных технологий обучения с целью обеспечения безопасности оказания услуг.

Изложение основного материала статьи. Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на все сферы жизнеобеспечения. Образование не является исключением. Интересна точка зрения Департамента образования Фредерика, который считает, что пандемия выступила в роли учителя и научила нас тому, что все может быстро измениться.

Целью настоящей статьи является изучение влияния пандемии на образовательный процесс стран по всему миру. В этой связи был проведен эмпирический анализ данных, взятых из сайта en.unesco.or [5]. В таблице 1 представлены данные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.